Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГЛАГОЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ІІ УРОВНЯ'

ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГЛАГОЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ІІ УРОВНЯ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
23
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
логопедическая работа / глагольная лексика / общее недоразвитие речи ІІ уровня / speech therapy / verbal vocabulary / general underdevelopment of speech of the II level

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гончарова Н.В., Чубова И.И.

В работе описана методика коррекционно-воспитательного воздействия при общем недоразвитии речи II уровня, определены основные задачи коррекционного обучения, описаны основные этапы коррекционно-развивающей работы по развитию глагольного словаря с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Гончарова Н.В., Чубова И.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF SPEECH THERAPY WORK ON FORMATION OF VERBAL VOCABULARY IN PRESCHOOL CHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT OF LEVEL II

The paper describes the methodology of correctional and educational impact on general speech underdevelopment of level II, defines the main tasks of correctional education, describes the main stages of correctional and developmental work on the development of verbal vocabulary with preschool children with general speech underdevelopment of level II.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГЛАГОЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ІІ УРОВНЯ»

УДК 37 Гончарова Н.В., Чубова И.И.

Гончарова Н.В.

студент магистратуры Луганский государственный педагогический университет

(г. Луганск, Россия)

Чубова И.И.

канд. псих. наук, доцент, заведующий кафедрой дефектологии и психологической коррекции Луганский государственный педагогический университет

(г. Луганск, Россия)

ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГЛАГОЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ II УРОВНЯ

Аннотация: в работе описана методика коррекционно-воспитательного воздействия при общем недоразвитии речи II уровня, определены основные задачи коррекционного обучения, описаны основные этапы коррекционно-развивающей работы по развитию глагольного словаря с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня.

Ключевые слова: логопедическая работа, глагольная лексика, общее недоразвитие речи II уровня.

Проблематика формирования лексического запаса представляет собой значимый аспект в современной области логопедии. Одной из актуальных тем является состояние глагольного словаря в случае различных речевых нарушений и разработка соответствующих методик для его развития.

Широко известно, что глагол является базовым элементом любой фразы или высказывания. Для достижения полноценного владения связной речью у детей первостепенной важности является формирование обширного глагольного словаря, поскольку система предикатов играет главенствующую роль в развитии последовательности любого сюжета. Исследования, посвященные развитию фонетико-фонематической и лексико-грамматической структуры речи при нормальном и нарушенном речевом развитии, проводятся такими учеными, как Р.И. Лалаева, Т.Б. Филичева, Т.А. Ткаченко и другими. В их работах подробно анализируются нарушения речи у детей с ограниченными речевыми возможностями, особое внимание уделяется ограниченности лексического запаса, расхождению между активным и пассивным словарем, неточному использованию слов и другим аспектам, связанным с нарушениями речи. Таким образом, изучение состояния и развития глагольного словаря в контексте речевых нарушений имеет существенное значение для логопедической практики. Результаты этих исследований способствуют более глубокому пониманию проблем формирования лексического запаса у детей с нарушениями речи и помогают разработать эффективные методики коррекционной работы.

Общая задержка развития речи II уровня представляет собой значительное нарушение речи у детей, характеризующееся ограниченными возможностями самостоятельного производства речи. Ребенок формулирует простые предложения, но совершает множество вербальных ошибок и аграмматизмов. Его словарный запас ограничен, отсутствуют навыки словоизменения и словообразования, а звукопроизношение и фонематические операции серьезно нарушены.

Глагол играет важную роль в лексическом аспекте индивида: он является связующим элементом для формирования речи. В соответствии с концепцией В.В. Виноградова, «глагол является самой сложной и емкой грамматической категорией русского языка. Он обладает большей конструктивностью по сравнению с остальными частями речи» [1, с. 1-10]. Изучение глаголов имеет

важное значение не только с точки зрения лексико-грамматической структуры речи, но и с психологической и физиологической точек зрения.

Важно отметить, что раннее выявление и комплексная коррекция этих особенностей важны для успешного развития речи у детей с общим недоразвитием речи II уровня. Помощь специалистов, таких как логопеды, играет ключевую роль в оказании индивидуальной поддержки и разработке эффективных стратегий для развития глагольной лексики и общего коммуникативного умения у этих детей.

Методика коррекционно-воспитательного воздействия при общем недоразвитии речи II уровня основывается на принципе системного взаимодействия между различными компонентами языка, необходимого для понимания взаимосвязей между разными проявлениями речевых недостатков и предсказания системного эффекта педагогического воздействия (как отмечает Р.Е. Левина) [6, с. 375-387]. Однако каждое направление и тип логопедической работы имеют свои специфические задачи, несмотря на наличие связей между ними.

Основные задачи коррекционного обучения включают [7, с. 513-524]:

- развитие понимания речи,

- развитие словарного запаса,

- формирование двусоставного предложения и предложения из нескольких слов,

- развитие фонематического слуха,

- развитие звукопроизношения и формирование слоговой структуры.

Анализ последних исследований, проведенных в специализированной

литературе, в отношении речевого развития детей с недоразвитием речи, выявил, что данная проблематика изучалась с учетом различных аспектов, таких как педагогический, психологический, лингвистический и психолингвистический. Вопрос развития глагольного словаря у дошкольников с ОНР II уровня решается в рамках развития игровой деятельности, разнообразных форм вербальной коммуникации и фразовой речи детей [8, с. 22-27].

В рамках коррекционно-развивающей работы по развитию глагольного словаря можно выделить несколько основных этапов, применимых в различных методиках:

1. Планирование и проведение коллективных и групповых занятий, направленных на формирование лексико-грамматических представлений, с учетом требований программы, разработанной Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной [9, с. 36-41].

2. Составление глагольного словаря, используемого в занятиях по развитию речи и знакомству с окружающим миром [2, с. 34-41]. Для каждой лексической темы разрабатывается соответствующий словарь действий. Например, для темы «Путешествие» в словаре присутствуют такие глаголы, как «идти», «ехать», «лететь», «плыть», «бежать», «путешествовать», «отдыхать», «исследовать», «паковать», «фотографировать», «искупаться», «гулять» и другие. Этот глагольный словарь может также быть использован воспитателем при планировании режимных моментов.

3. Разработка упражнений, направленных на развитие глагольного словаря и формирование правильных грамматических форм глаголов [3, с. 5460]. Эти упражнения применяются на индивидуальных логопедических занятиях, а также для закрепления материала с родителями и воспитателями.

4. Подбор и проведение игр, способствующих формированию глагольного словаря и развитию навыка использования глаголов в предложениях [4, с. 28-35]. Например:

1. «Мимика-глаголика». Подготовьте карточки с изображениями различных глагольных действий, например, «бежит», «прыгает», «плавает» и т.д. Разделите детей на две команды. Каждый игрок по очереди берет карточку и изображает действие, не произнося при этом слова. Команда, которая первой угадывает глагол, получает очко. Поочередно меняйте роли и продолжайте игру до достижения определенного количества очков.

2. «Собери предложение». Подготовьте набор карт с глаголами, существительными и другими частями речи. Поставьте перед детьми задачу

составить предложение, используя карты. Дети должны выбрать карту с глаголом, карту с существительным и, при необходимости, другие карты, чтобы создать грамматически верное предложение. Поочередно позвольте каждому ребенку представить свое предложение вслух.

5. Подбор наглядного материала и создание настольных игр для индивидуальных занятий с логопедом [5, с. 115-121]. Например, «Глагольный квартет». Материалы: набор карт с изображениями глагольных действий.

Таким образом, у детей старшего дошкольного возраста с ОНР II уровня развития глагольного словаря предполагается ряд комплексных задач. Во-первых, необходимо расширение объёма глагольного словаря совместно с расширением представлений об окружающей действительности. Во-вторых, требуется активизация словарного запаса, перевод его из пассивного состояния в активное использование. Важным аспектом является уточнение значения глаголов, чтобы дети осознавали и правильно интерпретировали значения данных слов. Кроме того, необходимо формирование семантической структуры глагола, включающей основные компоненты его значения. Дети также должны овладеть формами словоизменения глагола и усвоить различные способы словообразования. Наконец, важными навыками являются анализ морфологического состава слова и его морфологических характеристик.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Виноградов В.В. Вопросы современного русского словообразования / В.В. Виноградов // Русский язык в школе. 1951. - № 2. - 1-10 с;

2. Иванова М.П. Формирование глагольной лексики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня на основе комплексной коррекционной программы / М.П. Иванова, А.В. Петрова // Вопросы логопедии. - 2020. - Т. 9. - № 3. - С. 34-41;

3. Иванова Т.М. Психолого-логопедическая коррекция формирования глагольной лексики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Т.М. Иванова // Российский журнал дефектологии. - 2018. - № 2. - С. 54-60;

4. Ковалева Л.С. Особенности формирования глагольной лексики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Л.С. Ковалева // Вопросы логопедии. - 2017. - № 3. - С. 28-35;

5. Козлова Н.В. Развитие глагольной лексики у детей с общим недоразвитием речи на основе комплексного логопедического воздействия / Н.В. Козлова // Научный вестник МГППУ. - 2016. - № 4. - С. 115-121;

6. Левина Р.Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей и его влияние на овладение письмом / Р.Е. Левина // Хрестоматия по логопедии: В 2 т. / под ред. Л.С. Волковой. М., 1997. - Т. II - С. 375-387;

7. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.С. Волковой. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - С. 513-524;

8. Милютина Л.В. Особенности глагольной лексики и навыка образования глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи / Л.В. Милютина, О.Д. Михайлова // Логопед в детском саду. - 2009. - № 8 (43) - С. 22-27;

9. Филичева Т.Б. Психолого-педагогические основы коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина// Логопедия сегодня. - 2008. - № 3. - С. 36-41

Goncharova N. V., Chubova I.I.

Goncharova N.V.

Lugansk State Pedagogical University (Lugansk, Russia)

Chubova I.I.

Lugansk State Pedagogical University (Lugansk, Russia)

FEATURES OF SPEECH THERAPY WORK ON FORMATION OF VERBAL VOCABULARY IN PRESCHOOL CHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT OF LEVEL II

Abstract: the paper describes the methodology of correctional and educational impact on general speech underdevelopment of level II, defines the main tasks of correctional education, describes the main stages of correctional and developmental work on the development of verbal vocabulary with preschool children with general speech underdevelopment of level II.

Keywords: speech therapy, verbal vocabulary, general underdevelopment of speech of the

II level.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.