В мире науки и искусства:
вопросы филологии, искусствоведения и культурологии № 7 (62), 2016г_
СЕКЦИЯ «ЖУРНАЛИСТИКА»
^ СибАК
www.sibac.mto
ОСОБЕННОСТИ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛОВ ВО ВЬЕТНАМЕ
Нгуен Тхи Зиу
аспирант второго года, Российский университет дружбы народов,
РФ, г. Москва Email: diunguyen@nghebao. com
FEATURES OF ONLINE LITERARY JOURNALS IN VIETNAM
Nguyen Thi Diu
second-year postgraduate student, Peoples' Friendship University of Russia, Russia, Moscow
АННОТАЦИЯ
Цель данной статьи состоит в изучении сетевого литературного журнала в контексте современной вьетнамской Интернет-журналистики. Автор предлагает классификацию существующих вьетнамских литературных Интернет-журналов, выявляет особенности жанрового и стилистического своеобразия публикаций в двух самых авторитетных журналах «Литература» и «Литературная критика». Автор обосновывает положение о том, что сегодня литературные журналы восстанавливают свои позиции и вновь оказываются силой, влияющей на читательскую аудиторию и формирующей ее вкусы, благодаря Интернету.
ABSTRACT
The purpose of this article is to study the online literary journals in the context of modern Vietnamese online journalism. The author puts forward the classification of Vietnamese online literary journals, discusses the genre and stylistic peculiarities of publications in the two most authoritative
ССибАК ^ мире пауки и искусства:
вопросы филологии, искусствоведения и культурологии www.sibac.mfo_№ 7(62). 2016г
journals "Literature" and "Literary criticism". The author concludes that today literary journals restore their position, can improve reading taste, thanks to the Internet.
Ключевые слова: литературный Интернет-журнал; вьетнамо-язычный литературный журнал; Интернет-журналистика.
Keywords: online literary journal; Vietnamese literary journal; online journalism.
Со второй половины XIX века до сегодняшнего дня раздел «Художественная литература» является регулярным даже на страницах вьетнамских общенациональных периодических изданий. Связь между литературой и журналистикой нашла для себя идеальную форму отображения - литературный журнал, который давно стал неотъемлемой частью нашей журналистики. Первые литературные журналы во Вьетнаме возникли в начале XX века с целью популяризации вьетнамского языка и развития культурно-духовной жизни народа. Это «Восточное Море» (1913-1919 гг.), «Южный Ветер» (1917-1934 гг.) [2]. Причем, никто не отрекается от значительного влияния журналистики на литературу Вьетнама ХХ века, так как именно журналистика (1900-1945 гг.) создала современную вьетнамоязычную литературу. Иначе говоря, тогдашние писатели подготавливались в журналистской среде, свои произведения они представляли читателям на страницах газет и журналов, которые постепенно становились их трибуной. В свою очередь, литература помогала прессе привлечь аудиторию.
В качестве одного из типов Интернет-журналов литературный журнал является периодическим журнальным сетевым изданием, которое посвящено литературной критике и публикует произведения либо художественной, либо сетевой литературы (так называемой «сетературы»). Здесь следует упомянуть о том, что в узком смысле слова сетературу можно определить, как художественную литературу, созданную с использованием гипертекста и размещаемую в Интернете [1]. В нашей работе мы используем термин «сетература» в широком смысле, означающем каждое помещенное в Интернет литературное произведение.
Одним из первых литературных Интернет-журналов, появившихся во Вьетнете (в 2002 г.), является «Смуглая кожа» (damau.org). Это была сетевая версия литературного журнала с таким же названием. Кстати, печатный журнал существует и по сей день. С одной стороны, оформление, материалы, рубрики, авторы в этой
В мире науки и искусства: СибАК
вопросы филологии, искусствоведения и культурологии
№ 7 (62). 2016г_www.sibac.m1o
страничке почти полностью копируют своего бумажного близнеца. Однако с другой стороны, страничка не только оцифрованное приложение к бумажной версии; она обладает отличительной чертой. Это большой творческий форум. На страничках читатели и любители литературы могут публиковать свои сочинения, свои статьи (конечно, после просмотра редактором), обсуждать различные вопросы об отечественной и зарубежной литературы, литературной критики. Творческие материалы структурированы по жанровому признаку «Рассказы», «Поэзия», «Повести и романы», «Критика», «Переводы», «Очерки», «Зарисовки». По большей части в журнале публикуются стихи, рассказы, критические статьи. Регистрация на страничке является необязательной. Рубрики сайта - «Семинары», «Смуглая кожа и Ты», «Круглый стол», «Новый рассказ», «Новые книги», «Тут и там», «Творчество», «Очерки», «Писатель и читатель», «Научные работы», «Искусство». Лозунг издания - «Литература без границ», объясняемый в редакторском обращении следующим образом: ««Смуглая кожа» - свободный литературный форум, открытый для всех направлений творчества, всех перьев. Литература в «Смуглой коже» не зависит от какого-либо политического режима, представляет собой свободную беседу между языками». Под «границей» в литературе редакцией понимается «история личности, идеология, цвет кожи, язык, культура, пол ... ». Исходя из всего этого, журнал предлагает восстанавливать качественные произведения, заброшенные из-за войны, из-за политических проблем и т. п. В «Смуглой коже» действует база данных (своего рода библиотека) всех вышедших в журнале публикаций. Авторов и их произведения можно найти в ней через разделы «Авторы и публикации».
В настоящее время число литературных Интернет-журналов составляет больше двадцати. Кроме того, работают почти 70 электронных литературных порталов и Интернет-библиотек, ряд творческих и авторских сайтов, посвященных литературе. Тут надо уточнить, что 14 лет - небольшой промежуток, чтобы фиксировать устойчивость существования и развития общего феномена «литературный Интернет-журнал», тем более, сетевые литжурналы лишь недавно начали активно развиваться. Панорама сетевых литжурналов в Вьетнете в настоящее время достаточно сумбурная, но мы попытаемся ее изучить, рассмотреть специфику. Мы можем разделить сетевые вьетнамоязычные литжурналы по разным критериям:
• По принадлежности: авторские («Фонг Диеп», «Чан Ньыонг», «Смуглая кожа», «Воскресная литература»),
ССибАК ^ мире пауки и искусства:
вопросы филологии, искусствоведения и культурологии тги\иЬ«с.1н/о_№ 7 (62). 2016г
государственные («Река Хыонг», «Армейская литература») и принадлежащие организациям («Вьетнамские стихи», «Данангская литература», «Тьенджангская литература»).
• По способу выхода: сетевые версии бумажного журнала («Смуглая кожа», «Река Хыонг») и собственно сетевые журналы («Литература», «Литература и юность», «Воскресная литература»).
• По тематической направленности: сетевой литературный журнал во Вьетнаме включает в себе два основных типа: литературно -художественные журналы («Литература», «Река Хыонг», «Армейская литература», «Вьетнамская литература») и критико-библиогра-фические журналы («Критическая литература», «Е-литература», «Теория литературы»).
Надо отметить, что «Литература» (tapchivan.com) и «Литературная критика» (phebinhvanhoc.com.vn) являются лидирующими среди современных сетевых литературных журналов, существующих в настоящее время. Они были созданы в 2012 г. и успешно развиваются по сей день. Их общая функция - просветительская, культурно-познавательная и аналитическая.
Редакторский коллектив журнала «Литература» - это группа из семи человек, которые уже много лет посвящают себя изучению литературы и творчеству. Повышение роли художественной публицистики, внимание к «вечным» литературным проблемам и тяготение к рассмотрению ситуаций и процессов в историческом контексте свидетельствуют о стремлении журнала «Литература» не столько к сообщению фактов сегодняшней действительности, сколько к анализу и осмыслению их с точки зрения эволюции вьетнамской культурной жизни. Очерки и статьи составляют почти половину публикуемого материала. Поэтому издание и называет себя литературным. Материалы на сайте разделены на восемь разделов: «Критика», «Вьетнамская литература», «Зарубежная литература», «Новости культуры и образования», «Литература в школе», «Социальные и гуманитарные науки», «Народная культура», «Творчество». Среди них раздел «Вьетнамская литература» является зарисовкой состояния отечественной литературы, фокусирующей внимание на новых литературных лицах, теории литературы и мутационных изменениях. Наиболее популярными из всех материалов, опубликованных в рубрике «Вьетнамская литература», являются портретные очерки, в центре которых изображена личность художника, его жизнь, его творчество, его радости и огорчения. Общие особенности этих материалов заключаются именно в богатстве
В мире науки и искусства: СибАК
вопросы филологии, искусствоведения и культурологии
№ 7 (62). 2016г_www.sibac.m1o
наблюдений пишущего, тяготении к аналитичности, разнообразии языковых средств выразительности. Кроме этого, непосредственно проявляется свое «Я» журналиста, так как он не только вспоминает, рассказывает о своем герое, но таит в каждом элементе очерка (деталь, ассоциация, пейзаж и др.) свое осмысление какой-то культурно-литературной, морально-социальной проблемы. В этом случае вспомогательные элементы становятся смыслообразующими. В итоге оказывается интересной целостная картина, создаваемая материалами раздела «Вьетнамская литература». Основные его выводы о развитии литературы таковы:
• Изменение миссии отечественной литературы после 1975 года: военная тематика заменяется на жизненную, от героизма писатели переходят к обыденности.
• В жанровом аспекте роман, рассказ и поэзия трансформируются, взаимопроникают.
• Молодое поколение писателей, являющееся основным источником перемен, достигает признанных успехов в творчестве и литературоведении.
• Раздел «Вьетнамская литература» полагает, что обращенность к прошлому служит фундаментом развития нынешней литературы.
Одним словом, большинство материалов Интернет-журнала «Литература» посвящено не текущим событиям, а осмыслению процессов, происходящих в литературной жизни на протяжении последних лет. Даже для материалов информационных жанров вроде заметки, информационного отчета важен элемент авторской оценки. Помимо того, в «Литературе» имеет место жанровый баланс, то есть баланс между аналитическими и художественно-публицистическими жанрами.
Если «Литература» представляет собой общелитературный журнал, то «Литературная критика» оказывается литературоведческим изданием, акцентируя внимание читателя на углубленном изучении литературной критики и ее теории. В отличие от Интернет-журнала «Литература», в «Литературной критике» отсутствуют художественные тексты, нет раздела для творчества. В основном журнал публикует статейные материалы аналитического характера. Иногда встречаются материалы, близкие к эссе, но их очень мало. Хотя в журнале «Литература» тоже помещают литературно -критические материалы (в разделе «Критика»), однако только в журнале «Литературная критика» все материалы объединяются по близкой теме, так как литературу воспринимают в ракурсе критики
ССибАК ^ мире пауки и искусства:
вопросы филологии, искусствоведения и культурологии тги\иЬ«с.1н/о_N° 7 (62). 2016г
и теории литературы. И журнал сам себя называет литературно-критическим. Рассматривая все материалы, опубликованные на сайте за период 2012-2016 гг., можно сказать, что литературно-критическая проблематика, воспроизведенная в этом журнале, сосредоточена вокруг следующих вопросов:
• Восприятие художественного текста,
• Актуальные проблемы теории литературы,
• Недостатки отечественной литературной критики,
• Представление библиографии, опубликование забытых трудов.
Легко понять, что «Литературная критика» является Интернет-изданием литературоведческого типа, углубленно изучающим литературную критику и ее теорию. В особенности, в журнале есть раздел «Критика Ф-поколения», в котором располагается библиография и труды критиков так называемого «Ф-поколения». Что это за поколение? Термин «Ф-поколение» впервые ввел в литературу создатель этого журнала молодой критик Чан Тхиен Хань, чтобы дать определение молодому поколению критиков во Вьетнаме. «Ф» -первая буква слова «Фейсбук», что олицетворяет собой саму глобальную сеть, значит, это фейсбукское поколение. Во-первых, это те критики, кто родился в 70-х, 80-х и 90-х годах ХХ века. Во-вторых, название «фейсбук» не только название социальной сети, но имеет более глубокое значение - способ связи и способ выражения интереса этого поколения к литературной жизни.
Отличительной особенностью «Литературной критики» является господство аналитических жанров: статья, комментарий, рецензия. Основу тематической модели журнала составляет литературно-критическая проблематика: восприятие художественного текста, актуальные проблемы теории литературы, недостатки отечественной литературной критики, опубликование забытых текстов. Раздел «Новости» является единственным, включающим в себя информационные жанры (заметка, информационная корреспонденция, информационный отчет), которые освещают важные события, происходящие в литературной сфере. Однако материалы этого раздела также претендуют на аналитичность.
В ходе рассмотрения сетевых литературных журналов были выявлены общие их особенности.
Во-первых, в этих журналах, кроме публикации известных авторов, широко предоставлены новые произведения начинающих писателей, разных литературных течений. Некоторые сайты становятся трибуной для молодых авторов, где они обсуждают
В мире науки и искусства: СибАК вопросы филологии, искусствоведения и культурологии J № 7 (62). 2016г_www.sibac.m1o
приемы, актуальные проблемы отечественной литературы. Однако некоторые форумы уходят от тем, превращаются в неслаженную полемику. Авторы, достаточно известные аудитории, пишут статьи, углубленно изучающие разные аспекты литературоведения. Ведь «сетевая жизнь» литературы гораздо интереснее и живее, чем в реальности.
Во-вторых, некоторые сетевые журналы являются наиболее посещаемыми литературными ресурсами в Вьетнете, поскольку в них преобладает элемент «самиздата» (не путать с самиздатовским сайтом), то есть участники могут размещать авторские статьи, рассказы, прозы и т. п. Другие могут комментировать и оценивать публикации. Как правило, число зарегистрированных пользователей в этих журналах большее остальных.
И, в-третьих, сами эти литературные Интернет-журналы выделяются в группы. Скажем, есть сайт для читателей с взысканным вкусом, как «Фонг Диеп», в то же время есть сайт - общелитературный Интернет-журнал для тех, кому не безразлично современное искусство -как «Литература», а третий журнал ориентируется, прежде всего, на свой вкус, не стремясь сделать литературный журнал ни модным, ни современным - как "vanhocquenha.vri'.
На наш взгляд, литературные Интернет-журналы так или иначе важны не только своим участием в литературной и журналистской жизни, а тем, что они постепенно влияют на воспринимаемость литературы каждым читателем. Эти издания становятся необходимым в регулярном чтении для пользователей Интернета во Вьетнаме. Благодаря им картина литературной жизни страны изображается более оживленно, доступна массам.
Список литературы:
1. Андреев А. СЕТЕКАтура как ее NET: от эстетики Хэйана до клеточного автомата - и обратно / - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.netslova.ru/andreev/setnet/ (Дата обращения: 05.07.16).
2. Pham Thi Ngoan, Tim hieu Tap chi Nam Phong 1917-1934, 1971. Фам Тхи Нгоан. О журнале «Южный Ветер» 1917-1934, 1971 / - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - URL: https://issuu.com/nvthuvien/docs/tim_hieu_tap_chi_nam_phong?viewMode=do ublePage&e=5818453/2698750 (Дата обращения: 05.07.2016).