Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Право». 2015. № 1-2 (17)
ОСОБЕННОСТИ ЛИКВИДАЦИИ ТОВАРИЩЕСТВА СОБСТВЕННИКОВ ЖИЛЬЯ
© Ю. С. Поваров
Поваров Юрий Сергеевич
кандидат юридических наук, доцент
доцент кафедры гражданского и предпринимательского права
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева
В статье анализируется специфика оснований и порялка ликвилаиии товарищества собственников жилья, сопряженная с функциональным назначением ланного юрилического лииа осуществлять управление многоквартирным ломом.
Ключевые слова: ликвилаиия юрилического лииа; товарищество собственников жилья; общее собрание собственников помещений.
«Стандартным» вариантом прекращения юридического лица, в том числе ТСЖ, выступает его ликвидация. Согласно ч. 1 ст. 141 ЖК РФ ликвидация ТСЖ осуществляется на основании и в порядке, которые установлены гражданским законодательством (сегодня такие основания и порядок детально раскрываются в первую очередь в ст. 61-64.1 ГК РФ).
Ликвидация организации, как известно, может быть добровольной и принудительной. Добровольная ликвидация ТСЖ происходит по его собственной инициативе на основании решения общего собрания членов. Данное решение, а равно решения о назначении ликвидационной комиссии (на которой лежит основная нагрузка по осуществлению ликвидационных мероприятий — именно к ней переходят полномочия по управлению делами организации) и об утверждении промежуточного и окончательного ликвидационного балансов принимаются высшим органом управления ТСЖ, причем квалифицированным большинством голосов - не менее чем 2/3 голосов от общего числа голосов членов ТСЖ (см. п. 2 ч. 2 ст. 145, ч. 4 ст. 146 ЖК РФ). ЖК
Особенности ликвилаиии товарищества собственников жилья
РФ, в отличие от ГК РФ, не упоминает о правомочности назначения ликвидатора; вместе с тем, полагаем, что нет никаких объективных факторов для устранения альтернативности при определении того, какой орган — единоличный или коллегиальный — будет осуществлять ликвидационные мероприятия, в зависимости от организационно-правовой формы юридического лица.
О принудительной ликвидации принято говорить, прежде всего, тогда, когда организация ликвидируется по решению суда при наличии специальных оснований, предусмотренных законом (признание государственной регистрации юридического лица недействительной; осуществление юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями правовых актов, и пр.) по иску уполномоченных законом государственных органов или органов местного самоуправления либо иных лиц (в частности, ГК РФ допускает подачу иска о ликвидации юридического лица его учредителем (участником) в случае невозможности достижения целей, ради которых создана организация). Не исключается ликвидация ТСЖ и в связи признанием его несостоятельным (банкротом) (см. п. 1 ст. 65 ГК РФ).
О вынужденной ликвидации, как особой разновидности принудительной ликвидации (наряду с принудительной ликвидацией по решению суда), позволительно мыслить в ситуации, когда организация обязана в силу прямого указания закона принять решение о прекращении своей деятельности. Отражая специфику целевой направленности создания и деятельности ТСЖ (как одного из способов управления МКД), жилищное законодательство как раз и предусматривает случай вынужденной ликвидации ТСЖ, сопряженный с безусловной необходимостью соблюдения требования об участии в ТСЖ собственников, обладающих соответствующим числом голосов: в силу ч. 2 ст. 141 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в МКД должно принять решение о ликвидации ТСЖ, если члены ТСЖ не обладают более чем 50 % голосов от общего числа голосов собственников помещений в МКД (например, вследствие выхода из товарищества некоторых его членов, в связи с обращением взыскания на помещение и невступлением в ТСЖ нового собственника).
Нетрудно заметить, что приведенные законоположения не вполне вписываются в традиционную схематику принятия управленческих решений при ликвидации юридического лица, ибо решение о вынужденной ликвидации ТСЖ принимается не его высшим органом, а общим собранием собственников помещений (в том числе не являющихся членами ТСЖ!) в МКД. Отмеченная нетипичность, однако, не порочит разумность и формальную легитимность разбираемого варианта ликвидации, поскольку:
1) необладание членами ТСЖ минимально необходимым количеством голосов:
а) препятствует рассмотрению такого ТСЖ в качестве институции, посредством которой осуществляется управление МКД;
б) приводит к неправомочности общего собрания членов ТСЖ (ч. 3 ст. 146, ст. 45 ЖК РФ), а значит оно, в принципе, не может принять решение о ликвидации организации.
Ю. С. Поваров
В свете сказанного уместной кажется соответствующая корректировка предписаний п. 2 ч. 2 ст. 145 и (или) ч. 2 ст. 141 ЖК РФ в части отнесения к компетенции общего собрания собственников помещений в МКД решения и иных аспектов вынужденной ликвидации (формирование ликвидационной комиссии и др.);
2) на основании п. 4 ст. 49 ГК РФ правовыми актами могут устанавливаться особенности гражданско-правового положения юридических лиц отдельных организационно-правовых форм, видов и типов.
Непринятие общим собранием собственников помещений в МКД акта о ликвидации вопреки требованиям ч. 2 ст. 141 ЖК РФ может служить поводом для принудительной ликвидации ТСЖ по решению суда (из этой установки, в частности, исходит Г. А. Свердлык1), например, в соответствии с подп. 5 п. 3 ст. 61 ГК РФ. Но каких-либо специальных последствий исследуемого нарушения жилищное законодательство не содержит.
В науке небеспочвенно высказываются предложения о расширении круга оснований для вынужденной ликвидации ТСЖ. Так, с точки зрения Е. С. Крюковой, заслуживающей внимания, факт выбора общим собранием собственников помещений в МКД иного (нежели ТСЖ) способа управления «...должен быть назван в качестве основания для ликвидации товарищества в обязательном порядке, чтобы избежать споров о перераспределении прав и обязанностей организации, ведь она будет лишена своих основных функций в таком случае»2. В целом соглашаясь с данной позицией, все-таки усомнимся в целесообразности ее безусловного (для всех без исключения случаев) внедрения в законодательство.
По общему правилу (если иное не установлено законом) при ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований
кредиторов имущество направляется в соответствии с уставом на цели, для достижения которых организация была создана, и (или) благотворительные цели (п. 8 ст. 63 ГК РФ). Ни общегражданское, ни жилищное законодательство не содержит изъятий из этого правила для ТСЖ. Однако, такой подход видится не совсем органичным: более взвешенным и отвечающим сущности ТСЖ (как объединения лиц, создаваемого, в первую очередь, с целью удовлетворения их имущественных интересов) представляется применение правила о распределении оставшегося имущества среди членов ТСЖ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Крюкова Е.С. Товарищества собственников жилья // Цивилист. 2012. № 2. С.
55-60.
2. Свердлык Г.А. Товарищество собственников жилья // Жилищное право. 2008. № 7. С. 37-43.
1 Свердлык Г. А. Товарищество собственников жилья // Жилищное право. 2008.
2 Крюкова Е. С. Товарищества собственников жилья // Цивилист. 2012. № 2. С. 60.