УДК 159.92
ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
© 2015 Е.С.Сорокоумова, В.Г.Катанова
Московский государственный гуманитарный университет им. М.А.Шолохова
Статья поступила в редакцию 27.01.2015
В статье рассматриваются особенности личностного развития студентов в процессе обучения студентов в образовательной среде высшей школы.
Ключевые слова: личностное и профессиональное развитие; образовательный процесс; самосознание; личностные смыслы.
В современном мире особое внимание обращается на формирование и развитие личности молодого человека, вступающего в самостоятельную жизнь. Основным и главным условием развития личности является образование, которое выделяется как сердцевина экономического могущества и безопасности, творческого потенциала науки, культуры, искусства. Составной частью образования наряду с обучением является воспитание. «...Воспитание - специально организуемая в системе образования деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, государства; образование - общественно значимое благо, под которым понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, семьи, общества, государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций, определенных объема и сложности»1.
В связи с этим, обращение современной психологии к понятию «образование» объясняется, прежде всего, стремлением России войти в мировое образовательное пространство, в котором обучение и воспитание не что иное, как образовательный процесс, создающий условие для развития личности.
Для эффективного формирования у студентов ключевых компетенций - ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных, компетенций личностного развития, недостаточно увеличение только информационной нагрузки, т.к. большая часть информации воспринимается студентами не всегда критично, как бесспорная. Такая ситуация приводит к необходимости развития понимания студентами информации, а также себя и своей профессиональной позиции. Современная жизнь ставит перед молодыми людьми непростую проблему понимания и формирования образа мира и образа себя в этом мире2. Исходя из этого, разработка различных аспектов личностного развития поможет создать соответствующие условия для самореализации личности как в процессе - обучения в вузе, так и в профессиональной деятельности в дальнейшем.
В современном образовании актуальным и практическим значением является не только реализация студентом своего интеллектуального начала, потребности в значимости, но и ценно-стно-мотивационное и действенно-практическое выражение себя. Среди различных условий развития студента важное место занимает возможность развития его личности. Разумеется, концепция личностного смысла является на сегодняшний день одним из наиболее продуктивных направлений в психологии личности.
Сорокоумова Елена Александровна, доктор психологических наук, профессор кафедры менеджмента и социальной психологии. E-mail: cea51@mail.ru Катанова Виктория Григорьевна, аспирант. E-mail: VikaNG11@gmail. com
1 Российское законодательство- в режиме Online. Актуальность: ноябрь 2014 г [Электронный ресурс] - Режим доступа: http ://www.zakonrf.info/zakon-ob-
obrazovanii-v-rf/2/
2 Сорокоумова, Е.А. Самопознание студентов в процессе продуктивной творческой деятельности / Е.А.Сорокоумова // Материалы V-й Международной научно-практической конференции. - М.: МГГУ им. М.А.Шолохова, 2014. - С. 141 - 146; Сорокоумова, Е.А. Экспериментальное исследование личностного самоопределения студентов в образовательной среде высшей школы / Е.А.Сорокоумова, З.Х.Бобоёров // Известия Самарского научного центра РАН. - 2014. - Т. 16. - № 2(2). - С. 363 - 369.
Под личностным смыслом понимается «ин-диивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность». Такое отражение осознается как «значение для меня» усваиваемых субъектом безличных знаний о мире, включающих понятия, умения, действия, поступки, совершаемые людьми, социальные нормы, роли, ценности и идеалы»3.
Необходимо сказать, что понятие личностного смысла исторически связано с представлениями Л.С.Выготского о динамических смысловых системах индивидуального сознания личности, выражающих единство аффективных и интеллектуальных процессов4. Введение понятия личностный смысл как единицы сознания (А.Н.Леонтьев) сыграло важную роль в преодолении чисто интеллектуальной трактовки сознания как «сознания» (суммы знаний о мире), а также для решения проблемы соотношения индивидуального и общественного сознания в жизни личности5.
Более того, К.А.Абульханова-Славская отмечает, что смысл жизни - это психологический способ переживания жизни в процессе её осуществления. Это не только будущее, не только жизненная цель, это «психологическая» кривая постоянного осуществления, поэтому, достигая конкретных целей в жизни, мы не утрачиваем её смысла, а напротив, усиливаем его, убеждаемся в нём.
В отечественной психологии проблема смысла жизни рассматривается в трудах С.Л.Рубинштейна, Б.Г.Ананьева, А.Н.Леонтьева, Д.А.Леонтьева, В.А.Брушлинского, В.Э.Чудновского, Л.И.Анцыферовой, К.А.Абульхановой-Славской, В.С.Трипольского, Н.Л.Карповой В.Г.Асеева, и других. Эти ученые разрабатывали данную проблему не только на уровне индивида, но и на уровне социума, а также в русле представлений о человеке как субъекте жизнедеятельности.
Сегодня психологи акцентируют внимание на том, что смысл жизни - это не просто идея, присвоенная человеком, но особое психическое образование, а также состояние человека, характеризующееся наличием желаемого образа буду-щего6.
3 Психологический лексикон: Энциклопедический словарь в шести томах: том Общая психология / под общ. ред. А.В.Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2005. - 250 с.
4 Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С.Выготский. - М.: Смысл. Эксмо, 2005. - 1136 с.
5 Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность / А.Н.Леонтьев. - М.: Смысл, 2005. - 352 с.
6 Бодалев, А. А. Восприятие и понимание человека че-
ловеком / А.А.Бодалев. - М.: Смысл, 2012. - 198 с.
В социально-психологическом аспекте именно студенчество отличается наиболее высоким образовательным уровнем, активным потреблением культуры и высоким уровнем познавательной мотивации по сравнению с другими социальными группами. Кроме того, для данной группы характерна высокая социальная активность и достаточно гармоничное сочетание интеллектуальной и социальной зрелости7.
В период студенчества происходит активное развитие нравственных и эстетических чувств. Становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др. Преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентации, с одной стороны, интенсивное формирование специальных способностей в связи с профессионализацией - с другой, выделяют этот возраст в качестве центрального периода становления характера и интеллекта.
Время учебы в вузе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт - процесс, проанализированный в работах таких ученых, как Б.Г.Ананьев, А.В.Дмитриев, И.С.Кон, В.Т.Лисовский, 3.Ф.Еса-рева и др. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах - целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.).
Учеба в вузе - это деятельность, в процессе которой на студента ложится огромная умственная и нервно-эмоциональная нагрузка, поэтому важно сформировать способность самоуправления психическим состоянием в процессе познавательной деятельности (минимизация эмоционального возбуждения в ожидании экзамена или в ходе его, эмоциональная настроенность на успех, уверенность в своих силах, высокая работоспособность и др.).
Продуктивная учебная деятельность ставит обучающегося в ситуацию получения социально значимого и культурно полноценного продукта с самого начала усвоения новой деятельности. В этой ситуации учащийся стоит перед объектив-
7 Буякас , Т.М. О проблемах становления чувства самоидентичности у студентов-психологов / Т.М.Буякас // Вестн. Моск. ун-та. Сер.14. Психология. -2000. - № 1. - С. 56 - 63.
ной необходимостью сотрудничества с преподавателем и с другими учащимися, ориентируясь в первую очередь на смысловую, а не только на операционно-техническую сторону деятельности. В ситуации продуктивной совместной деятельности возникает оптимальная зона реализации возможностей, содержащихся в сотрудничестве преподавателя с обучающимися и связанных с воспитанием и самоуправлением личности. Следовательно, становление развития студентов обусловливается внутренними противоречиями личности, ощутимыми среди которых являются: 1) потребность в социальном признании и ограниченные возможности ее реализации; 2) потребность в самостоятельности и покровительственное отношение взрослых, в частности родителей; 3) потребность в самоосмысление, самоидентификации и недостаточное или противоречивая информация о себе, а также сформирована умение интегрировать, переосмысливать эту информацию; 4) потребность в понимании и чувство одиночества, отчужденности; 5) потребность в профессиональном самоопределении и недостаточные возможности, мотивация в реализации выбора.
Психологическое развитие личности студента - диалектический процесс возникновения и разрешения противоречий, перехода внешнего во внутреннее, самодвижения, активной работы над собой.
Педагогическая оценка вносит существенный вклад в оценку собственных суждений студен-тов8. Функции педагогической оценки условно делятся на два направления - ориентирующее и стимулирующее. Совокупность этих направлений формирует у студента познание самого себя, стимулируя развитие оценочных суждений по отношению к себе.
Современные психолого-педагогические исследования убедительно доказывают, что никакое эффективное педагогическое взаимодействие невозможно без учета особенностей мотива-ционной сферы студентов. За объективно одинаковыми действиями учащихся могут стоять совершенно разные причины, поэтому как ведущий фактор регуляции поведения личности, мотивация представляет исключительный интерес для педагога9. Исследуя структурный состав
8 Сорокоумова, Е.А. Психолого-педагогические условия обучения взрослых / Е.А.Сорокоумова // Вестник МГГУ им. М.А.Шолохова. Педагогика и психология. - 2014. -№ 4. - С.113 - 114.
9 Бортникова, Л.Г. Динамика развития рефлексии и обоснованности самооценки в зависимости от внутренней позиции школьника (млад. школьн. и подр. возраст): диссертация канд. психолог. наук. (19.00.07-
учебной деятельности, отечественные психологи Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и др. выделяют в качестве главных элементов этой структуры мотивацию учения и учебные задачи, в состав которых включаются цель, учебные действия и условия достижения цели (умения самоконтроля и самооценки)10.
Развитие личности в период студенчества активизируют следующие факторы: 1) Новый социальный статус личности (относительная самостоятельность, общественные престиж и значимость будущей профессиональной деятельности); 2) Смена вида деятельности (ею становится специальная учебная и практически-профессиональная деятельность); 3) Новые формы деятельности, предусматривающие большую самостоятельность, свободу выбора; 4) Расширение социального окружения, сферы контактов, а соответственно, и круга значимых других.
Таким образом, социокультурная среда образовательного учреждения оказывает комплексное воздействие на личность, на профессиональные качества, социально-психологические характеристики, личностные ценности студенчества в целом как социальной группы. Жизненные ценности студентов зависят от значимых событий в жизни, понимания (осознания) студентами жизненных ценностей. В свою очередь они являются фактором успешности профессиональной подготовки и претерпевают изменение в процессе обучения в вузе11.
В процессе обучения образ профессионала является ориентирующим для субъектов учебного процесса, направляет процесс профессионализации в период обучения. Вопрос о содержании образа будущего специалиста в сознании студентов является важным аспектом мониторинга процесса и результата профессионального образования и профессионального становления, основанием для прогноза профессионального поведения и качества профессиональной деятельности.
Формирование образа профессии - процесс, который предполагает идентификацию с образом-идеалом. Образ будущей профессии и образ Я формируют профессиональное самосознание и
пеагогическая психология)/ Бортникова Любовь Гри-
горьевна. - Сургут, 2000. - 175 с.
10 Эльконин, Д.Б. Детская психология: учебное пособ. / ред. -сост. Д.Б.Эльконин. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 384 с.
11 Любимова, Г. Ю. От первокурсника до выпускника: проблемы профессионального и личностного самоопределения студентов-психологов / Г.Ю.Любимова // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. - 2000. - №1. - С. 48 - 55.
определяют его характеристики. При этом своеобразным эталоном в профессиональном самосознании выступает обобщенный образ профессионала. Образ профессии во многом связан с образом конкретных людей и их профессиональной биографией, определенными профессиональными ценностями.
В целом же развитие личности студента как будущего специалиста с высшим образованием идет в ряде направлений: 1) укрепляются идейная убежденность, профессиональная направленность, развиваются необходимые способности; 2) совершенствуются, "профессионализируются" психические процессы, состояния, опыт; 3) повышаются чувство долга, ответственность за успех профессиональной деятельности, рельефнее выступает индивидуальность студента; 4) растут притязания личности студента в области своей будущей профессии; 5) на основе интенсивной передачи социального и профессионального опыта и формирования нужных качеств растут общая зрелость и устойчивость личности студента; 6) повышается удельный вес самовос-
питания студента в формировании качеств, опыта, необходимых ему как будущему специалисту; 7) крепнут профессиональная самостоятельность и готовность к будущей практической работе.
Личностное и профессиональное развитие студентов протекает в течение всего времени обучения в высшей школе, образ профессии играет важную роль в процессе профессионализации студентов, обретения ими собственной профессиональной идентичности.
Таким образом, личностное развитие является достаточно значимой жизненной ценностью, которая зависит от сознания личностных так и профессиональных качеств. Успех особенно зависит от качества подготовки специалиста и от того, насколько созданы условия в период обучения в вузе в становлении и развитии смысло-жизненных ориентаций, что позволит значительно увеличить эффективность учебного процесса в процессе формирования нравственной, ответственной личности, способной к профессиональной самореализации.
FEATURES OF PERSONAL DEVELOPMENT OF HIGHER EDUCATION STUDENTS
© 2015 E.A.Sorokoumova, V.G.Katanova° M.A.Sholokhov Moscow State University of Humanities
The article discusses features of students' personal development in the learning process in the educational environment of higher education.
Keywords: personal and professional development; educational process; self-knowledge; personal meanings.
Elena Alexandrovna Sorokoumova, Doctor of psychology, Professor of Department of management and social psychology. E-mail: cea51@mail.ru Victoria Grigoryevna Katanova, Postgraduate. E-mail: VikaNG11@gmail. com
66S