Научная статья на тему 'Особенности личностного развития студентов в высшей школе'

Особенности личностного развития студентов в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2681
448
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / САМОСОЗНАНИЕ / ЛИЧНОСТНЫЕ СМЫСЛЫ / PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT / EDUCATIONAL PROCESS / SELF-KNOWLEDGE / PERSONAL MEANINGS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сорокоумова Елена Александровна, Катанова Виктория Григорьевна

В статье рассматриваются особенности личностного развития студентов в процессе обучения студентов в образовательной среде высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сорокоумова Елена Александровна, Катанова Виктория Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PERSONAL DEVELOPMENT OF HIGHER EDUCATION STUDENTS

The article discusses features of students' personal development in the learning process in the educational environment of higher education.

Текст научной работы на тему «Особенности личностного развития студентов в высшей школе»

УДК 159.92

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

© 2015 Е.С.Сорокоумова, В.Г.Катанова

Московский государственный гуманитарный университет им. М.А.Шолохова

Статья поступила в редакцию 27.01.2015

В статье рассматриваются особенности личностного развития студентов в процессе обучения студентов в образовательной среде высшей школы.

Ключевые слова: личностное и профессиональное развитие; образовательный процесс; самосознание; личностные смыслы.

В современном мире особое внимание обращается на формирование и развитие личности молодого человека, вступающего в самостоятельную жизнь. Основным и главным условием развития личности является образование, которое выделяется как сердцевина экономического могущества и безопасности, творческого потенциала науки, культуры, искусства. Составной частью образования наряду с обучением является воспитание. «...Воспитание - специально организуемая в системе образования деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, государства; образование - общественно значимое благо, под которым понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, семьи, общества, государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций, определенных объема и сложности»1.

В связи с этим, обращение современной психологии к понятию «образование» объясняется, прежде всего, стремлением России войти в мировое образовательное пространство, в котором обучение и воспитание не что иное, как образовательный процесс, создающий условие для развития личности.

Для эффективного формирования у студентов ключевых компетенций - ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных, компетенций личностного развития, недостаточно увеличение только информационной нагрузки, т.к. большая часть информации воспринимается студентами не всегда критично, как бесспорная. Такая ситуация приводит к необходимости развития понимания студентами информации, а также себя и своей профессиональной позиции. Современная жизнь ставит перед молодыми людьми непростую проблему понимания и формирования образа мира и образа себя в этом мире2. Исходя из этого, разработка различных аспектов личностного развития поможет создать соответствующие условия для самореализации личности как в процессе - обучения в вузе, так и в профессиональной деятельности в дальнейшем.

В современном образовании актуальным и практическим значением является не только реализация студентом своего интеллектуального начала, потребности в значимости, но и ценно-стно-мотивационное и действенно-практическое выражение себя. Среди различных условий развития студента важное место занимает возможность развития его личности. Разумеется, концепция личностного смысла является на сегодняшний день одним из наиболее продуктивных направлений в психологии личности.

Сорокоумова Елена Александровна, доктор психологических наук, профессор кафедры менеджмента и социальной психологии. E-mail: cea51@mail.ru Катанова Виктория Григорьевна, аспирант. E-mail: VikaNG11@gmail. com

1 Российское законодательство- в режиме Online. Актуальность: ноябрь 2014 г [Электронный ресурс] - Режим доступа: http ://www.zakonrf.info/zakon-ob-

obrazovanii-v-rf/2/

2 Сорокоумова, Е.А. Самопознание студентов в процессе продуктивной творческой деятельности / Е.А.Сорокоумова // Материалы V-й Международной научно-практической конференции. - М.: МГГУ им. М.А.Шолохова, 2014. - С. 141 - 146; Сорокоумова, Е.А. Экспериментальное исследование личностного самоопределения студентов в образовательной среде высшей школы / Е.А.Сорокоумова, З.Х.Бобоёров // Известия Самарского научного центра РАН. - 2014. - Т. 16. - № 2(2). - С. 363 - 369.

Под личностным смыслом понимается «ин-диивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность». Такое отражение осознается как «значение для меня» усваиваемых субъектом безличных знаний о мире, включающих понятия, умения, действия, поступки, совершаемые людьми, социальные нормы, роли, ценности и идеалы»3.

Необходимо сказать, что понятие личностного смысла исторически связано с представлениями Л.С.Выготского о динамических смысловых системах индивидуального сознания личности, выражающих единство аффективных и интеллектуальных процессов4. Введение понятия личностный смысл как единицы сознания (А.Н.Леонтьев) сыграло важную роль в преодолении чисто интеллектуальной трактовки сознания как «сознания» (суммы знаний о мире), а также для решения проблемы соотношения индивидуального и общественного сознания в жизни личности5.

Более того, К.А.Абульханова-Славская отмечает, что смысл жизни - это психологический способ переживания жизни в процессе её осуществления. Это не только будущее, не только жизненная цель, это «психологическая» кривая постоянного осуществления, поэтому, достигая конкретных целей в жизни, мы не утрачиваем её смысла, а напротив, усиливаем его, убеждаемся в нём.

В отечественной психологии проблема смысла жизни рассматривается в трудах С.Л.Рубинштейна, Б.Г.Ананьева, А.Н.Леонтьева, Д.А.Леонтьева, В.А.Брушлинского, В.Э.Чудновского, Л.И.Анцыферовой, К.А.Абульхановой-Славской, В.С.Трипольского, Н.Л.Карповой В.Г.Асеева, и других. Эти ученые разрабатывали данную проблему не только на уровне индивида, но и на уровне социума, а также в русле представлений о человеке как субъекте жизнедеятельности.

Сегодня психологи акцентируют внимание на том, что смысл жизни - это не просто идея, присвоенная человеком, но особое психическое образование, а также состояние человека, характеризующееся наличием желаемого образа буду-щего6.

3 Психологический лексикон: Энциклопедический словарь в шести томах: том Общая психология / под общ. ред. А.В.Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2005. - 250 с.

4 Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С.Выготский. - М.: Смысл. Эксмо, 2005. - 1136 с.

5 Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность / А.Н.Леонтьев. - М.: Смысл, 2005. - 352 с.

6 Бодалев, А. А. Восприятие и понимание человека че-

ловеком / А.А.Бодалев. - М.: Смысл, 2012. - 198 с.

В социально-психологическом аспекте именно студенчество отличается наиболее высоким образовательным уровнем, активным потреблением культуры и высоким уровнем познавательной мотивации по сравнению с другими социальными группами. Кроме того, для данной группы характерна высокая социальная активность и достаточно гармоничное сочетание интеллектуальной и социальной зрелости7.

В период студенчества происходит активное развитие нравственных и эстетических чувств. Становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др. Преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентации, с одной стороны, интенсивное формирование специальных способностей в связи с профессионализацией - с другой, выделяют этот возраст в качестве центрального периода становления характера и интеллекта.

Время учебы в вузе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт - процесс, проанализированный в работах таких ученых, как Б.Г.Ананьев, А.В.Дмитриев, И.С.Кон, В.Т.Лисовский, 3.Ф.Еса-рева и др. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах - целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.).

Учеба в вузе - это деятельность, в процессе которой на студента ложится огромная умственная и нервно-эмоциональная нагрузка, поэтому важно сформировать способность самоуправления психическим состоянием в процессе познавательной деятельности (минимизация эмоционального возбуждения в ожидании экзамена или в ходе его, эмоциональная настроенность на успех, уверенность в своих силах, высокая работоспособность и др.).

Продуктивная учебная деятельность ставит обучающегося в ситуацию получения социально значимого и культурно полноценного продукта с самого начала усвоения новой деятельности. В этой ситуации учащийся стоит перед объектив-

7 Буякас , Т.М. О проблемах становления чувства самоидентичности у студентов-психологов / Т.М.Буякас // Вестн. Моск. ун-та. Сер.14. Психология. -2000. - № 1. - С. 56 - 63.

ной необходимостью сотрудничества с преподавателем и с другими учащимися, ориентируясь в первую очередь на смысловую, а не только на операционно-техническую сторону деятельности. В ситуации продуктивной совместной деятельности возникает оптимальная зона реализации возможностей, содержащихся в сотрудничестве преподавателя с обучающимися и связанных с воспитанием и самоуправлением личности. Следовательно, становление развития студентов обусловливается внутренними противоречиями личности, ощутимыми среди которых являются: 1) потребность в социальном признании и ограниченные возможности ее реализации; 2) потребность в самостоятельности и покровительственное отношение взрослых, в частности родителей; 3) потребность в самоосмысление, самоидентификации и недостаточное или противоречивая информация о себе, а также сформирована умение интегрировать, переосмысливать эту информацию; 4) потребность в понимании и чувство одиночества, отчужденности; 5) потребность в профессиональном самоопределении и недостаточные возможности, мотивация в реализации выбора.

Психологическое развитие личности студента - диалектический процесс возникновения и разрешения противоречий, перехода внешнего во внутреннее, самодвижения, активной работы над собой.

Педагогическая оценка вносит существенный вклад в оценку собственных суждений студен-тов8. Функции педагогической оценки условно делятся на два направления - ориентирующее и стимулирующее. Совокупность этих направлений формирует у студента познание самого себя, стимулируя развитие оценочных суждений по отношению к себе.

Современные психолого-педагогические исследования убедительно доказывают, что никакое эффективное педагогическое взаимодействие невозможно без учета особенностей мотива-ционной сферы студентов. За объективно одинаковыми действиями учащихся могут стоять совершенно разные причины, поэтому как ведущий фактор регуляции поведения личности, мотивация представляет исключительный интерес для педагога9. Исследуя структурный состав

8 Сорокоумова, Е.А. Психолого-педагогические условия обучения взрослых / Е.А.Сорокоумова // Вестник МГГУ им. М.А.Шолохова. Педагогика и психология. - 2014. -№ 4. - С.113 - 114.

9 Бортникова, Л.Г. Динамика развития рефлексии и обоснованности самооценки в зависимости от внутренней позиции школьника (млад. школьн. и подр. возраст): диссертация канд. психолог. наук. (19.00.07-

учебной деятельности, отечественные психологи Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и др. выделяют в качестве главных элементов этой структуры мотивацию учения и учебные задачи, в состав которых включаются цель, учебные действия и условия достижения цели (умения самоконтроля и самооценки)10.

Развитие личности в период студенчества активизируют следующие факторы: 1) Новый социальный статус личности (относительная самостоятельность, общественные престиж и значимость будущей профессиональной деятельности); 2) Смена вида деятельности (ею становится специальная учебная и практически-профессиональная деятельность); 3) Новые формы деятельности, предусматривающие большую самостоятельность, свободу выбора; 4) Расширение социального окружения, сферы контактов, а соответственно, и круга значимых других.

Таким образом, социокультурная среда образовательного учреждения оказывает комплексное воздействие на личность, на профессиональные качества, социально-психологические характеристики, личностные ценности студенчества в целом как социальной группы. Жизненные ценности студентов зависят от значимых событий в жизни, понимания (осознания) студентами жизненных ценностей. В свою очередь они являются фактором успешности профессиональной подготовки и претерпевают изменение в процессе обучения в вузе11.

В процессе обучения образ профессионала является ориентирующим для субъектов учебного процесса, направляет процесс профессионализации в период обучения. Вопрос о содержании образа будущего специалиста в сознании студентов является важным аспектом мониторинга процесса и результата профессионального образования и профессионального становления, основанием для прогноза профессионального поведения и качества профессиональной деятельности.

Формирование образа профессии - процесс, который предполагает идентификацию с образом-идеалом. Образ будущей профессии и образ Я формируют профессиональное самосознание и

пеагогическая психология)/ Бортникова Любовь Гри-

горьевна. - Сургут, 2000. - 175 с.

10 Эльконин, Д.Б. Детская психология: учебное пособ. / ред. -сост. Д.Б.Эльконин. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 384 с.

11 Любимова, Г. Ю. От первокурсника до выпускника: проблемы профессионального и личностного самоопределения студентов-психологов / Г.Ю.Любимова // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. - 2000. - №1. - С. 48 - 55.

определяют его характеристики. При этом своеобразным эталоном в профессиональном самосознании выступает обобщенный образ профессионала. Образ профессии во многом связан с образом конкретных людей и их профессиональной биографией, определенными профессиональными ценностями.

В целом же развитие личности студента как будущего специалиста с высшим образованием идет в ряде направлений: 1) укрепляются идейная убежденность, профессиональная направленность, развиваются необходимые способности; 2) совершенствуются, "профессионализируются" психические процессы, состояния, опыт; 3) повышаются чувство долга, ответственность за успех профессиональной деятельности, рельефнее выступает индивидуальность студента; 4) растут притязания личности студента в области своей будущей профессии; 5) на основе интенсивной передачи социального и профессионального опыта и формирования нужных качеств растут общая зрелость и устойчивость личности студента; 6) повышается удельный вес самовос-

питания студента в формировании качеств, опыта, необходимых ему как будущему специалисту; 7) крепнут профессиональная самостоятельность и готовность к будущей практической работе.

Личностное и профессиональное развитие студентов протекает в течение всего времени обучения в высшей школе, образ профессии играет важную роль в процессе профессионализации студентов, обретения ими собственной профессиональной идентичности.

Таким образом, личностное развитие является достаточно значимой жизненной ценностью, которая зависит от сознания личностных так и профессиональных качеств. Успех особенно зависит от качества подготовки специалиста и от того, насколько созданы условия в период обучения в вузе в становлении и развитии смысло-жизненных ориентаций, что позволит значительно увеличить эффективность учебного процесса в процессе формирования нравственной, ответственной личности, способной к профессиональной самореализации.

FEATURES OF PERSONAL DEVELOPMENT OF HIGHER EDUCATION STUDENTS

© 2015 E.A.Sorokoumova, V.G.Katanova° M.A.Sholokhov Moscow State University of Humanities

The article discusses features of students' personal development in the learning process in the educational environment of higher education.

Keywords: personal and professional development; educational process; self-knowledge; personal meanings.

Elena Alexandrovna Sorokoumova, Doctor of psychology, Professor of Department of management and social psychology. E-mail: cea51@mail.ru Victoria Grigoryevna Katanova, Postgraduate. E-mail: VikaNG11@gmail. com

66S

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.