УДК 34.9
Khantseva G.G., Zorina N.S. PERSONALITY FEMALE OFFENDER AND CAUSES OF CRIME CONDUCT. The article deals with the structure of female crime, age of female offenders, characterized by an increase in the proportion of young adults, data on cross maine situation of female offenders, the motivation of crimes committed by women.
Key-words: individual female offender, motivated crime, illegal behavior, aggression, criminal records, recidivism, criminal activity, family factors, social and useful links.
Г.Г. Ханцева, доц, канд. пед наук; Н.С. Зорина, асп., Рубцовский индустриальный институт (филиал)
ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный технический университет им. И.И.Ползунова, г. Рубцовск,
Е-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ЖЕНЩИНЫ-ПРЕСТУПНИЦЫ И ПРИЧИНЫ ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ
В статье рассмотрены структура женской преступности, возрастной состав женщин-преступниц, характеризующийся возрастанием доли лиц молодого возраста, представлены данные о семейном положении женщин-преступниц, о мотивации преступлений, совершаемых женщинами.
Ключевые слова: личность женщины-преступницы, мотивация преступности, противоправное поведение, агрессия, судимость, рецидивность, криминальная активность, семейный фактор, социально полезные связи.
Преступность женщин отличается от преступности мужчин своими количественными показателями, характером преступлений и их последствиями, способами и орудиями совершения, ролью, которую выполняют при этом женщины, выбором жертвы преступного посягательства, влиянием на их правонарушения семейно-бытовых и сопутствующих им обстоятельств.
По результатам анкетирования 200 женщин-преступниц, отбывающих наказание в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Алтайскому краю, находящееся в р. ц. Шипуново Алтайского края можно выделить следующую структуру преступности женщин.
Одним из наиболее распространенных преступлений является кража. Специальные криминологические исследования свидетельствуют, что наряду с самым популярным для женщин способом тайного похищения чужого имущества - так называемым свободным доступом - женщины все чаще стали прибегать к таким традиционно мужским приемам, как проникновение в жилище или помещение путем взлома окон, выбивания двери, взлома замка. Вторым по величине является сбыт и хранение наркотических средств, что вполне соотносимо с процессом феминизации наркотизма, происходящем в российском обществе. Третьим по величине удельного веса оказалось мошенничество, что обусловлено, по-видимому, большой прибыльностью этого криминального промысла в настоящее время, его меньшим риском [1].
Довольно заметное место в противоправном поведении женщин занимают насильственные преступления (на их долю приходится 20,2%). Общепризнано, что насильственные преступления женщины чаще, чем мужчины, совершают на почве бытовых конфликтов, семейных неурядиц, личных переживаний. Однако в настоящее время отмечается возрастание доли женщин при совершении таких преступлений, как убийства из хулиганских или корыстных побуждений, в ходе разбойного нападения. Женская преступность приобретает организованные формы, так 15,7% осужденных женщин совершили преступления в составе преступных групп.
Доля преступниц, ранее совершавших преступления, в общей массе проанкетированных женщин-осужденных составляет 60,3%. По мере возрастания количества судимостей, женщины, как правило, не переходят к посягательствам более высокой степени тяжести. Однако весьма типичные черты женского рецидива - многократность и интенсивность. Осужденные женщины, которые имеют две и более судимости быстрее и прочнее адаптируются к тюремным условиям.
Наибольшая вероятность «срыва» - совершение повторного преступления приходится на первые два года после освобождения - 50% осужденных. При этом, если рассматривать реци-дивность в диапазоне одного года, то наибольшая доля таких преступлений приходится на первый год после освобождения. Этот год должен быть годом социальной реабилитации освобожденного с соответствующим социально-правовым его обеспечением, созданием условий для начала его новой жизни [1].
Из числа выявленных женщин, совершивших преступления, более половины составляют лица старше 26 лет. Учитывая, что в целом жизненная активность возрастной группы 26-39 лет наи-
более высока, становится очевидным, что, с одной стороны, криминальное поведение объясняется возможностями, полученными женщинами в условиях профессиональной, должностной деятельности, а с другой, неспособностью противостоять неудачам в различных сферах жизнедеятельности.
Настораживает тенденция возрастания доли молодых женщин 18-25 лет в числе преступниц, свидетельствующая о процессе омоложения женской преступности в целом. Именно в эти годы у женщин завершается обучение, складываются семьи, рождаются дети, формируются устойчивые жизненные ориентации. Криминальная активность женщин этих возрастных групп - отражение социального неблагополучия в обществе.
Интересными также представляются данные о семейном положении женщин-преступниц. Так, 76,9% женщин, отбывающих наказание, не состоят в браке. Из общего числа осужденных женщин 58,5% имеют детей, из них 17,6% воспитывают детей, будучи замужем. Таким образом, семейный фактор явно играет некоторую сдерживающую роль относительно криминализации женского населения страны. Те женщины, которые перестают ощущать свою связь с семьей, уже не ориентируются на ее традиционные ценности и получают значительно больше возможностей действовать, не оглядываясь, каждый раз на нее.
В проблеме личности женщин-преступниц важную роль играет группа данных, включающая систему взглядов, убеждений, ценностных ориентаций, интересов, притязаний, потребностей, способов их удовлетворения, особенности интеллектуальных, эмоциональных и волевых свойств. Совокупность таких данных о личности преступниц позволяет выявить стимулы активности, побуждения, формирующие и определяющие поведение, проникнуть в мотивационную сферу.
В корыстной мотивации преобладают побуждения антисоциального материально-вещного характера, направленные на извлечение экономической выгоды, обогащение, обращение определенных благ в свою пользу. Так, из числа проанкетированных женщин-осужденных, совершивших преступления против собственности 30,3% в качестве причины совершения преступления назвали материальные трудности, из осужденных за незаконное приобретение, хранение и сбыт наркотических средств 13,6% преступниц указали эту же причину.
Оригинальную окраску корыстная мотивация преступности женщин приобретает за счет достаточно значимого места в ее структуре «семейной» корысти. В основе последней лежит стремление к достижению необходимого уровня обеспеченности семьи материальными благами. Исторически жизнь женщины сложилась таким образом, что очень важную роль в ней играет семья. Именно она в значительной мере определяет поведение женщины, а, соответственно, характер семейных взаимоотношений и материальный достаток в семье являются показателями степени жизненного благополучия. Поэтому даже противоправная деятельность женщин часто направлена не на удовлетворение собственных потребностей, а на улучшение положения семьи. Достаточно часто такая корысть формирует криминальную направленность действий женщин в неполной се-
мье, где она является единственным добытчиком средств для существования.
Все еще значима и доля побуждений корысть-алкоголизм, корысть-наркотизм. В иерархии потребностей виновного в этом случае доминирует потребность в алкоголе, наркотиках [2]. Среди проанкетированных женщин, отбывающих наказание в местах лишения свободы, 15% в качестве причины совершения преступления против собственности отметили наркотическую зависимость, 7,1% - потребность в алкоголе. Из числа женщин, осужденных за незаконное приобретение, хранение и сбыт наркотических средств 47,7% в качестве причины совершения преступления также указали наркотическую зависимость.
Наконец, следует отметить, что иногда в мотивации женских преступлений очень оригинально переплетаются корысть, месть, зависть, ревность, то есть материальный интерес как бы соперничает с личным. Например, иногда женщины, совершая кражу или грабеж, преследует цель отомстить своей сопернице, выступающей в роли потерпевшей при осуществлении преступного посягательства.
Насильственная мотивация определяется системой мотивов и индивидуально-психологических свойств, обуславливающей выбор лицом агрессивных вариантов поведения. Анализ структуры мотивации позволяет выделить следующие типы мотивов [3].
1. Инструментальная агрессия (средство достижения какой-либо значимой цели, удовлетворения насущной потребности).
2. Враждебная агрессия - насилие ради насилия, как правило, сопровождающееся проявлением особой жестокости, садизма, глумления над жертвой, унижением человеческого дос-
Библиографический список
тоинства, доставляющее удовольствие и чувство удовлетворенности от процесса применения насилия и его результатов.
3. Защитная агрессия, т. е. реакция типа «насилие - следствие насилия». В мотивации этого типа доминируют гнев, обида, месть. Среди женщин, отбывающих наказание в местах лишения свободы за совершение насильственных преступлений, 13% совершили данные деяние по причине личной неприязни, оскорблений, обиды, то есть в ответ на поведение, провоцирующее агрессию.
Изучение мотивации насильственных преступлений женщин свидетельствует о преобладании в ней защитной агрессии. Так 16,1% осужденных за насильственные преступления в качестве причины указали угрозу собственной жизни или жизни близкого человека.
Женщины-преступницы в своем большинстве не имеют качеств, которые существенно могли бы осложнить профилактическую работу с ними, процесс их исправления. Однако процесс реабилитации у освобожденных из мест лишения свободы женщин может быть более трудным, чем у мужчин, так как у них более резко обрываются социально полезные связи [4]. Так, из числа женщин, ранее отбывавших наказание в местах лишения свободы и снова совершивших преступления, 21% указали на то, что возникли трудности с устройством на работу из-за судимости, для 17,5% оказалось трудным наладить отношения с близкими, у 12,3% возникли материальные трудности. В целом, основной массе преступниц по сравнению с преступниками меньше присущи асоциальные установки, у них отсутствуют устойчивые преступные убеждения, социально-психологическая адаптация хотя и нарушена, но все же серьезных дефектов нет.
1. Сочивко, Д.В. Пенитенциарная антропогогика. Опыт систематизации психолого-педеагогической теории и практики в местах лишения свободы: учеб.-методическое пособие / Д.В. Сочивко, В.М. Литвишников. - М., 2006.
2. Сочивко, Д.В. Экспериментальная психодинамика личности. - Псков, 2000.
3. Левитан, К.М. Юридическая педагогика: учебник. - М., 2008.
4. Дмитриев, Ю.А. Пенитенциарная психология учебник. - Ростов-на-Дону, 2007.
Bibliography
1. Sochivko, D.V. Penitenciarnaya antropogogika. Opiht sistematizacii psikhologo-pedeagogicheskoyj teorii i praktiki v mestakh lisheniya svobodih: ucheb.-metodicheskoe posobie / D.V. Sochivko, V.M. Litvishnikov. - M., 2006.
2. Sochivko, D.V. Ehksperimentaljnaya psikhodinamika lichnosti. - Pskov, 2000.
3. Levitan, K.M. Yuridicheskaya pedagogika: uchebnik. - M., 2008.
4. Dmitriev, Yu.A. Penitenciarnaya psikhologiya uchebnik. - Rostov-na-Donu, 2007.
Статья поступила в редакцию 02.12.11
УДК 004.056+373.574
Zapuskalova N.S. METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF PEDAGOGICAL SUPPORT OF TEENAGERS'
SELFDEVELOPMENT IN VIRTUAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF GYMNASIUM. In the article the methodology of pedagogical support of teenagers' selfdevelopment in virtual environment of gymnasium is substantiated, methodological approaches are revealed, these approaches are comply with the specific of virtual educational space as an educational space of new type.
Key words: methodology, selfdevelopment, teenager, virtual educational environment, pedagogical support, gymnasium.
Н.С. Запускалова, директор МАОУ гимназия № 23, соискатель ЮУрГУ, г. Челябинск, Е-mail: [email protected]
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ САМОРАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ В ВИРТУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ГИМНАЗИИ
В статье обоснована методология педагогического сопровождения саморазвития подростков в виртуальной образовательной среде гимназии, выявлены методологические подходы, соответствующие специфике виртуального образовательного пространства как образовательного пространства нового типа.
Ключевые слова: методология, саморазвитие, подросток, виртуальная образовательная среда, педагогическое сопровождение, гимназия.
Образование на современном этапе его развития характеризуется технологичностью, открытостью и информативностью. Приоритетной задачей российского образования является создание максимально благоприятных условий, способствующих активному саморазвитию подрастающего поколения. Значимым социокультурным феноменом реальной действительности становится виртуальная среда, её ресурсы активно используются
в практике многих образовательных учреждений, однако дидактический потенциал остается недостаточно раскрытым. В связи с этим, считаем необходимым исследовать особенности педагогического сопровождения саморазвития подростков в условиях виртуальной образовательной среды (ВОС) " произвольно конструируемой структуры информационной среды, интегрирующейся совокупностью автономных субъектов, связи которых