Научная статья на тему 'Особенности личности умственно отсталых подростков с синдромом гиперактивности'

Особенности личности умственно отсталых подростков с синдромом гиперактивности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1802
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ / ГИПЕРАКТИВНОСТЬ / PERSONALITY / MENTAL RETARDATION / HYPERACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Иванов Евгений Сергеевич

Статья посвящена экспериментальному исследованию личности умственно отсталых подростков с гиперактивностью и дефицитом внимания. Для личности таких подростков характерна, помимо известных особенностей, личностная тревожность, конфликтность, депрессивные реакции, идеи самообвинения, агрессивность и аутоагрессивность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personality traits in adolescents with mental retardation and attention deficit disorder

Results of research on the personality of mentally retarded adolescents with hyperactivity and attention deficit disorder are reviewed. Besides other well-known traits, these young people often demonstrate anxiety, conflict behaviour, depressive reactions, self-blame, aggression and auto-aggression.

Текст научной работы на тему «Особенности личности умственно отсталых подростков с синдромом гиперактивности»

Е. С. Иванов

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ПОДРОСТКОВ С СИНДРОМОМ ГИПЕРАКТИВНОСТИ

Характеристика современного состояния проблемы

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) у детей становится одной из серьезных проблем современной школы. Статистические данные о распространенности синдрома, приведенные в отечественной и зарубежной литературе, свидетельствуют о том, что таких учащихся от 2 до 29% в массовой школе, а в специальной — до 39%.

Это расстройство поведения сопровождается повышенной реактивностью, нарушением внимания, гипердинамичностью, утомляемостью, импульсивностью, конфликтностью. Дети, страдающие им, не способны систематически заниматься, не справляются со школьной программой и часто отличаются социальной и школьной дезадаптацией.

Необходимость осмысления природы рассматриваемого синдрома, своевременное выявление детей с СДВГ, особенности их личности и потребность в построении коррекционных программ инициировали большое количество исследований, посвященных данной проблеме. Однако эти исследования направлены, в основном, на изучение проявлений СДВГ у нормально развивающихся детей и обходят стороной детей с умственной отсталостью. Неоднозначное понимание СДВГ, сложность клинико-психологических проявлений СДВГ привели к гипо- и гипердиагностике этого синдрома.

В настоящее время имеется две позиции относительно распространенности синдрома СДВГ. В соответствии с первой их них, СДВГ допускается только у школьников с нормальным 1Ц. Согласно второй, СДВГ может быть и у детей с умственной отсталостью. Возможность существования СДВГ у умственно отсталых подчеркивается американской психиатрической ассоциацией и рядом авторов [2, 3, 5, 7]. Э. Мэш и Д. Вольф допускают также возможность сочетания умственной отсталости с гипердинамическим синдромом [8].

Имеются многочисленные исследования, направленные на изучение клинико-психологических проявлений умственной отсталости и СДВГ, но описания исследований об особенностях личности при коморбидности СДВГ и умственной отсталости в зарубежной и отечественной литературе явно недостаточно.

Так, по данным ряда авторов, у детей с умственной отсталостью и СДВГ имеются деструктивное поведение, включая преступность, конфликтные семейные отношения, высокий уровень депрессии и слабые социальные навыки [6, 7]. Лшап М. С. с соавторами [1] показали, что у умственно отсталых детей с СДВГ все эти симптомы могут сохраняться и во взрослом состоянии чаще, нежели у нормально развивающиеся детей с СДВГ. Эти данные были подтверждены и исследованиями [3].

Цель исследования — изучение личностных особенностей умственно отсталых подростков с СДВГ: уровень личностной тревожности, агрессивности, чувство вины и особенности межличностных отношений.

(§ Е. С. Иванов, 2009

Предмет исследования — личностные особенности подростков с легкой степенью умственной отсталости с СДВГ.

Объект исследования — умственно отсталые подростки с СДВГ, умственно отсталые подростки без СДВГ, школьники с 1Ц в границах нормы с СДВГ и их нормально развивающиеся сверстники без СДВГ. В эксперименте участвовали 228 подростков в возрасте 11-15 лет.

Методический аппарат

Использовались следующие методы: биографический, наблюдение, беседа, опросник для изучения агрессивных и враждебных реакций Басса-Дарки, методика определения личностной тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен), методика «Цветовой тест отношений», разработанный нами опросник на основе Б8М-1У для диагностики СДВГ и методы статистической обработки данных: однофакторный дисперсионный анализ (ЛМОУЛ с использованием критерия множественный сравнений Ь8Б) и непараметрический критерий U-Maпп-Whitпey, \2 Пирсона, корреляционный анализ (Пирсона — для интервальных переменных и Спирмена — для ранговых).

Характеристика выборки

Для изучения личностных особенностей умственно отсталых подростков с симптоматикой СДВГ все обследуемые были распределены в экспериментальную и контрольные группы. В экспериментальную группу включены школьники с легкой степенью умственной отсталости и симптомами СДВГ (60 подростков), в контрольные группы вошли подростки с легкой степенью умственной отсталости без СДВГ (63 подростков), нормально развивающиеся подростки с симптоматикой СДВГ (61 подросток) и их нормально развивающиеся сверстники без СДВГ (44 подростка).

Распределение школьников в экспериментальную и контрольные группы осуществлялось на основе показателей 1Ц.

В группы умственно отсталых подростков были включены школьники, интеллектуальный коэффициент которых (1Ц) составляет 50-69 (данные были получены с помощью методики Векслера и представлены в медицинских картах). В группы нормально развивающихся подростков — дети с нормальным уровнем интеллекта.

Гипотеза исследования

Важнейшее значение в формировании личности подростков с умственной отсталостью и СДВГ связано с социально-психологическими факторами. При этом не исключается роль биологических факторов (генетика).

Результаты экспериментального исследования1

Особенности личностной тревожности. При сравнении всех групп исследуемых подростков с использованием критерия Ь8Б (для оценки множественных сравнений) были выявлены различия между всеми группами за исключением двух групп умственно отсталых подростков, где различий в уровне тревожности выявлено не было. Наиболее высоким уровнем тревожности отличаются умственно отсталые подростки с симптоматикой СДВГ и без СДВГ. Среди групп нормально развивающихся подростков значимо более высокий уровень личностной тревожности наблюдается в группе с СДВГ.

1 Реализованы по программе аспирантом О. Д. Платохиной.

Таким образом, умственно отсталые подростки как с симптоматикой СДВГ, так и без СДВГ имеют более высокий уровень тревожности, нежели нормально развивающиеся подростки. Скорее всего, это связано с умственной отсталостью и с теми социально-психологическими неблагоприятными условиями, в которых часто оказываются умственно отсталые подростки.

Значимые различия в уровне личностной тревожности между группами нормально развивающихся школьников с выраженной симптоматикой СДВГ и нормально развивающихся учащихся без СДВГ могут объясняться влиянием СДВГ на формирование личности подростков.

Агрессивные и враждебные проявления. По методике Басса-Дарки выявлено, что уровень агрессии практически по всем параметрам значимо выше в группе умственно отсталых подростков с симптоматикой СДВГ.

Так, по параметру «физическая агрессия» значимые различия были обнаружены между группами умственно отсталых подростков с симптоматикой СДВГ и без СДВГ (яі§ = 0,034), грппой умственно отсталых подростков без СДВГ и группой нормально развивающихся школьников с симптомами СДВГ (яі§ = 0,012), а также между группами нормально развивающихся подростков с СДВГ и без СДВГ (яі§ = 0,024). Физическую агрессию меньше проявляют умственно отсталые подростки без СДВГ и нормально развивающиеся школьники без СДВГ, а в большей степени — умственно отсталые и нормально развивающиеся учащиеся с симптоматикой СДВГ.

Раздражение и чувство вины реже испытывают умственно отсталые подростки без СДВГ. Они отличаются по данным параметрам и от умственно отсталых школьников с симптоматикой СДВГ (яі§. = 0,002 — раздражение, sig. = 0,009 — чувство вины) и от нормально развивающихся школьников с симптоматикой СДВГ и без СДВГ (соответственно sig. = 0,048 — раздражение и sig. = 0,008 — чувство вины, sig. = 0,000 — раздражение и sig. = 0,01—чувство вины). То есть, умственная отсталость в сочетании с СДВГ может формировать аффективность, грубость, вспыльчивость. Кроме того, СДВГ в группах школьников без нарушения психического развития и умственно отсталых подростков способствует повышению уровня чувства вины.

По уровню негативизма и обиды группа умственно отсталых подростков с симптоматикой СДВГ значимо отличается от остальных групп. Негативизм, обида как формы проявления агрессии встречаются среди подростков этой группы значительно чаще, чем в группах умственно отсталых подростков без СДВГ (sig. = 0,000 — негативизм, sig. = 0,000 — обида), учащихся без нарушения психического развития с выраженной симптоматикой СДВГ (sig. = 0,000 — негативизм, sig. = 0,001—обида) и без СДВГ (sig. = 0,006 — негативизм, sig. = 0,018 — обида). Таким образом, можно заключить, что умственная отсталость в сочетнии с СДВГ усиливают проявления негативизма и обиды, что выражается в оппозиционной манере поведения и отрицательных эмоциях по отношению к окружающим.

Более высокий уровень подозрительности отличает умственно отсталых подростков с симптоматикой СДВГ от их умственно отсталых сверстников без СДВГ (sig. = 0,006), а также от подростков без нарушения психического развития и без СДВГ (sig. = 0,016). Выраженность описываемого параметра в группе умственно отсталых подростков с симптоматикой СДВГ объясняется совместным влиянием умственной отсталости и СДВГ на личность школьников. Вследствие этого у умственно отсталых подростков с СДВГ нарушены взаимооношения с окружающими (родителями, учителями и сверстниками), что препятствует установлению эмпатийных отношений.

Группа умственно отсталых подростков с выраженной симптоматикой СДВГ отли-

чается по уровню вербальной агрессии (он значительно выше) от группы умственно отсталых без СДВГ (sig. = 0,000) и нормально развивающихся школьников с симптоматикой СДВГ (sig. = 0,017), но не отличается от их сверстников без СДВГ (sig. =

0,255). Таким образом, низкий 1Ц в сочетании с симптоматикой СДВГ могут приводить к тому, что умственно отсталые подростки с СДВГ значительно чаще своих умственно отсталых сверстников без СДВГ выражают вербальную агрессию.

Исследование показало, что коморбидность умственной отсталости и СДВГ у подростков может усиливать проявления следующих показателей агрессивности: раздражения, негативизма, обиды, подозрительности, вербальной агрессии, враждебности и общего уровня агрессивности. СДВГ вне зависимости от 1Ц усиливает проявления физической агрессии и, возможно, чувства вины.

Высокий уровень агрессии в группе умственно отсталых подростков с симптоматикой СДВГ может быть связан, во-первых, с негативной оценкой и агрессией со стороны окружающих, вызванной неспособностью детей и подростков с СДВГ соответствовать общепринятым нормам и правилам поведения, во-вторых, с умственной отсталостью. В результате агрессия у умственно отсталых подростков с СДВГ формируется как ответная реакция на непонимание их взрослыми и как форма протеста против своего неудовлетворительного положения в обществе. Агрессивные проявления могут закрепляться как личностные характеристики и приводить к антиобщественным поступкам.

Цветовой тест отношений. Корреляционный анализ слов-стимулов2 показал, что понятие «моя семья» во всех группах коррелирует со словом «хороший», то есть подростки положительно относятся к своей семье. Однако группа умственно отсталых подростков с СДВГ в отличие от других групп связывают это понятие с наименьшим числом близких родственников, только с бабушкой и отцом. При этом слово-стимул «отец» коррелирует с понятием «несчастье», а слово «мама» хоть и ассоциируется у умственно отсталых школьников с СДВГ с понятием «счастье», но оно не связано со стимулом «моя семья». То есть, несмотря на положительную оценку своей семьи, они не воспринимают ее как целостную, эмоционально положительную социальную категорию.

В отличие от экспериментальной группы, нормально развивающиеся подростки как с СДВГ, так и без него связывают с понятием «моя семья» обоих родителей, которые при этом коррелируют между собой.

Умственно отсталые подростки как с СДВГ, так и без СДВГ и нормально развивающиеся подростки с СДВГ, в отличие от нормально развивающихся подростков без СДВГ, крайне редко ассоциируют себя со своей семьей и родными.

Не многим лучше скадывается ситуация и в школе. Умственно отсталые подростки с симптоматикой СДВГ оценивают свое настроение в школе как плохое. Такое отношение характерно и для нормально развивающихся школьников с симптоматикой СДВГ. Умственно отсталые подростки без СДВГ демонстрируют амбивалентное отношение к своему состоянию в школе, а нормально развивающиеся учащиеся без СДВГ оценивают его исключительно положительно. Такая позиция в группах школьников с СДВГ может быть также связана с их изоляцией и негативной оценкой окружающими их неспособности соответствовать общепринятым нормам и правилам поведения.

Однако если умственно отсталые подростки с СДВГ связывают слово «учитель» с понятием «злость», то их нормально развивающиеся сверстники с СДВГ ассоциируют

2В список слов-стимулов были включены такие понятия как мать, отец, брат, сестра, бабушка, дедушка, моя семья, я сам, учитель, одноклассники, школа, урок, домашнее задание, настроение в школе, настроение дома, друзья, хороший, плохой, злость и т.д. Всего 30 понятий.

это слово с понятием «покой». Следовательно, умственно отсталые подроски с СДВГ, в отличие от нормально развивающихся школьников с симптомами СДВГ, скорее всего, реже находят со стороны учителя необходимую эмоциональную поддержку.

Исследование также показало, что у умственно отсталых подростков с СДВГ в системе отношений с окружающими страдают положительные эмоции, отсутствуют глубокие эмоциональные связи, и это отрицательно влияет на формирование личности подростков.

Обсуждение результатов исследования

Результаты исследования свидетельствуют о том, что специфика личностных особенностей умственно отсталых подростков с СДВГ определяется влиянием умственной отсталости, СДВГ и социальной среды. И если коморбидность умственной отсталости с СДВГ определяют специфику поведения умственно отсталых школьников, то социальная среда в свою очередь может сглаживать ряд негативных проявлений коморбидного расстройства, а может способствовать их усилению.

Проведенное исследование показало, что существующие межличностные отношения в группе умственно отсталых подростков с СДВГ носят дисгармоничный характер. Нарушение межличностных связей характерно и для нормально развивающихся школьникам с СДВГ.

Применение в исследовании опросника Басса-Дарки подтвердило высокий уровень агрессии в группах подростков с выраженной симптоматикой СДВГ, что согласуется с данными, представленными в научной литературе.

Корреляционный анализ данных исследования позволил обнаружить, что тревожность в группе умственно отсталых подростков с СДВГ связана с чувством вины.

Заключение

Исследование показало, что легкая степень умственной отсталости и СДВГ, образуя коморбидное расстройство, способствуют формированию у умственно отсталых подростков с СДВГ таких личностных особенностей, как повышение уровня личностной тревожности, высокий уровень агрессии (физическая агрессия, чувство вины, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия, враждебность) и нарушение межличностных отношений. Отсутствие доверительных отношений с окружающими приводит также и к тому, что межличностные отношения становятся, наряду с умственной отсталостью и СДВГ, фактором, негативно влияющим на формирование личностных особенностей умственно отсталых школьников с СДВГ.

Одним из оснавных направлений коррекционно-развивающей работы, наряду с другими, должно стать формирование эмоционально-положительных отношений между умственно отсталыми подростками с СДВГ, родителями, учителями и их сверстниками.

Литература

1. Aman M. G., Armstrong S., Buican B., Silick T. Four-year follow-up of children with low intelligence and ADHD: A replication // Research in Developmental Disabilities. 2002. Vol. 23. P. 119-134.

2. American Psychiatric Association: Diagnostic and statistical manual of mental disorders (4th ed.). DSM-IV. Washington, 1994.

3. Antshel K. M., Margaret H., Phillips M. H., Gordon M., Barkley R., Stephen V. Faraone S. V. Is ADHD a valid disorder in children with intellectual delays? // Clinical Psychology Review. 2006. Vol. 26. Р. 555-572.

4. Barkley R. A. Attention deficit hyperactivity disorder // E. J. Mash & R. A. Barkley (eds.) Child psychopathology. New York, 1996. Р. 63-112.

5. Goodman R., Simonoff E., Stevenson J. The impact of child IQ, parent IQ and sibling IQ on child behavioural deviance scores // Journal of Child Psychiatry and Psychology. 1995. Vol. 36. Р. 409-425.

6. Pearson D. A., Lachar D. A., Loveland K. A., Santos C. W, Faria L. P., Azzam P. N., et al. 2000.

7. Иванов Е. С. Дискуссионные проблемы синдрома дефицита внимания с гиперактивностью // Что нового в современной психиатрии и психотерапии? Креативные аспекты в современном лечении. Психоневрология в современном мире: материалы / Под ред. проф. Н. Г. Незнанова. СПб. 2007. С. 91.

8. Мэш Э., Вольф Д. Детская патопсихология: Нарушения психики ребенка. СПб., 2003. 384 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.