Научная статья на тему 'Особенности ландшафтной организации каркасной зеленой скульптуры'

Особенности ландшафтной организации каркасной зеленой скульптуры Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
382
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САДОВАЯ СКУЛЬПТУРА / ЗЕЛЕНАЯ КАРКАСНАЯ СКУЛЬПТУРА / ЦВЕТОЧНЫЕ КАРКАСНЫЕ КОМПОЗИЦИИ GARDEN SCULPTURE / GREEN FRAMEWORK SCULPTURE / FLORAL FRAMEWORK COMPOSITIONS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Берёзко Ольга Михайловна, Макознак Наталия Александровна, Якушенко Юлия Ивановна

В статье рассматриваются общие вопросы различных вариантов декоративного оформления цветников, в основном различных вариантов садовой скульптуры. В частности, рассматривается вопрос, что такое American Portable Stuffed Topiary и зеленая каркасная скульптура. В ходе исследований изучались вопросы существующей практики устройства цветочных каркасных композиций г.Минске. Рассмотрены результаты натурных обследований. Композиции с зеленой объемной скульптурой проанализированы по виду, эстетическому восприятию и мобильности. Сделаны общие выводы и рекомендации по устройству, размещению и общему композиционному решению цветников с участием зеленой каркасной скульптуры в городской среде. Указываются рекомендации по уходу за растениями в объемных каркасных композициях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Берёзко Ольга Михайловна, Макознак Наталия Александровна, Якушенко Юлия Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The general questions of different variants of decorative registration of flower-gardens are examined in the article, mainly different variants of garden sculpture. In particular, a question is examined, what American Portable Stuffed Topiary and green framework sculpture. During researches the questions of existent practice of device of floral framework compositions were studied Minsk. The results of model reserich are considered. Compositions with a green by volume sculpture are analysed by appearance, to aesthetic perception and mobility. General conclusions and recommendations are done on a device, placing and general composition decision of flower-gardens with participation a green framework sculpture in a city environment. Recommendations are specified on the care of plants in by volume framework compositions.

Текст научной работы на тему «Особенности ландшафтной организации каркасной зеленой скульптуры»

УДК 712.4

О. М. Березко, ассистент; Н. А. Макознак, доцент; Ю. И. Якушенко, студентка

ОСОБЕННОСТИ ЛАНДШАФТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАРКАСНОЙ ЗЕЛЕНОЙ СКУЛЬПТУРЫ

The ge neral que stions о f di fferent v ariants о f de corative r egistration о f flower-gardens ar e examined in the a rticle, m ainly di fferent v ariants о f ga rden s culpture. I n particular, a que stion is examined, what American Portable Stuffed Topiary and green framework sculpture. During researches the questions of existent practice of device of floral framework compositions were studied Minsk. The results of model reserich are considered. Compositions with a green by volume sculpture are analysed by a ppearance, to a esthetic perception and mobility. G eneral со nclusions and recommendations are done on a d evice, pi acing a nd ge neral с omposition de cision of flower-gardens with p articipation a green framework sculpture in a city environment. Recommendations are specified on the care of plants in by volume framework compositions.

Введение. Современное цветочное оформление по праву может считаться одной из областей декоративного искусства. Оно нарядно, красочно и привлекательно, доставляет человеку большое эстетическое наслаждение. С середины 90-х гг. XX в. цветочному оформлению Минска уделяется повышенное внимание. Ежегодно среди районных подразделений УП «Минскзе-ленстрой» г. Минска проводятся конкурсы на лучший цветник. Применение нашли различные направления ландшафтного дизайна - создаются миксбордеры, ковровые цветники, альпийские горки, вертикальное озеленение, элементы топиарного искусства, в ландшафт вводятся подвесные кашпо и каркасные цветочные композиции.

Каждый вид цветочной композиции имеет свою специфику, во многом определяющую художественный и эстетический облик цветника. Красота их достигается совершенством линий планировки, пропорцией объемов, а также гармоничным подбором окраски цветов и композиционного построения. Во многом применяемые приемы цветочного оформления обусловлены уже сложившимся архитектурно-пространственным решением объектов городской среды [1].

Скульптура является одним из наиболее древних видов пространственных искусств. Она всегда присутствовала в европейских садах эпохи Возрождения, барокко, рококо, дворцовых парках ХУШ-Х1Х вв., где на партерных газонах часто устанавливали скульптуры античных божеств из белого мрамора. На Востоке в силу сложившихся традиций обожествления и почитания животных на газонах можно и сегодня увидеть фигуры журавля, черепахи, льва, особенно популярных в Японии.

Современные технологии изготовления садовой скульптуры позволяют использовать при ее создании самые разнообразные материалы: камень, дерево, кер амику, металл и др. Достаточно широко используются в качестве декоративной скульптуры и различные формы фигур-

ной стрижки растений, популярные еще со времен Древнего Рима (топиарная скульптура).

Современные модификации топиарных конструкций принято объединять термином «грин арт». Один из видов - это американский портативный топиари (American Portable Stuffed Topiary), или «новый топиари», представляющий собой каркасную конструкцию, заполненную землей и мхсм, в которую высаживают летники, многолетники или ковровые растения. Подобные декоративные объекты у нас получили названия растительной пластики, объемных цветочных композиций, каркасной цветочной скульптуры, зеленой скульптуры и др. [2].

Создание объектов растительной пластики требует применения особых специальных устройств для растений - обычно незаметных металлических, пластиковых или деревянных конструкций. Устройства для зеленой скульптуры составляют 2 группы: это объемные декоративные опорные стержневые конструкции в виде пирамид, сфер, полусфер, триумфальных ар (к и другого и сетчатые опорные каркасы сложных художественных форм для ковровых декоративно-лиственных и цветочных травянистых растений, которые высаживают в каждую ячейку такой конструкции. В последнем случае сначала выбирается форма будущей скульптуры, по эскизу изготавливается металлическая фигурная рамка, которую обматывают веревкой или леской, затем закрепляют сетку [2].

Посадочный растительный материал подбирают по виду, размеру, окраске, фактуре для создания ровной однородной поверхности каркасной цветочной скульптуры либо какого-либо орнаментального узора на ней.

Основная часть. В ходе исследований изучались вопросы существующей практики устройства цветочных каркасных композиций и зеленой скульптуры, масштабы создания которых в г. Минске год от года приобретают все больший размах. Проводились детальные натурные обследования цветочных каркасных композиций в г. Минске (данные 2006 г.).

Всего в ходе исследований было изучено 26 цветочных каркасных скульптур, композиции были проанализированы по виду и форме. Объемные цветочные композиции были представлены как стационарными («Жар-птица», сквер им. А. С. Пушкина, «Павлин», пр. Партизанский и некоторые др.), представленными в 17 случаях, так и мобильными каркасными скульптурами («Матрешки», «Зубры», «Конь» и др., пл. Богу-шевича, всего 9 объектов) (рис. 1).

объемные цветочные композиции

Рис. 1. Распределение цветников на откосах и объемных цветочных композиций по видам (г. Минск, 2006 г.)

Анализ каркасных цветочных композиций по виду композиций (рис. 2) показал, что большая часть цветников (46% являются абстрактными композициями, 23% относятся к линейным, 17% - ленточным. Реже всего в городе встречаются модульные композиции (8%) и арабески — только 6%.

Е9 арабески □ линеиные □ ленточные П модульные Ш абстрактные

Рис. 2. Анализ каркасных цветочных композиций по виду

Анализ цветочных композиций с эстетической точки зрения (рис. 3) свидетельствует, что почти четверть объемных композиций требуют корректировки ландшафтного решения. Согласно проведенной оценке эстетического восприятия, из изученных композиций по трехбалльной шкале оценку 3 балла (высокий декоративный эффект) получили 20 объемных композиций (77%); 2 балла (декоративный эффект снижен 5 объемных скульптур (19%); 1 балл (малоэстетичные композиции) - 1 каркасная композиция (4%) [2].

Рис. 3. Анализ каркасных цветочных композиций по эстетическому восприятию

По результатам проведенных исследований можно сделать вывод, что особенно внимательно должно осуществляться размещение в ландшафтной среде малых архитектурных форм декоративного предназначения, так как они являются довольно сильными композиционными акцентами. В частности, каркасную зеленую скульптуру не рекомендуется повторять в пределах видимости; исключение могут составлять случаи создания ритмичных композиций.

Не следует также близко располагать каркасные скульптуры, не имеющие единого композиционного или сюжетного решения (странное сочетание зубров, лошади и матрешек на пл. Богушевича в Минске).

Заключение. Зеленую скульптуру целесообразно устанавливать в наиболее оживленных местах центр а города, а также в популяр гых местах отдыха - парках и скверах, в локальном пространстве и открытом природном окружении на газонах, около водоемов, иногда в композиции с декоративными камнями, цветочным оформлением и др. Композиционные принципы размещения зависят от садово-паркового стиля территории. Так, в регулярном пространстве каркасные зеленые скульптуры можно разместить на пересечении аллей, в нишах зеленых стен стриженой растительности, вдоль аллей с точным ритмом (что подчеркивает перспективу), в последнем случае более уместными, возможно, будут геометрические композиции. В пейзажном пространстве хорошо будут смотреться тематические каркасные скульптуры, расположенные на некотором расстоянии от дорожек (размещение будет зависеть от пластики рельефа, контуров водоемов и полян) [3].

Цветовые соотношения скульптуры и фона также желательно учитывать при выборе места установки. Каркасную композицию из растений светлых тонов обычно размещают на темном фоне насаждений, и наоборот, скульптуру с преобладанием растений темных тонов на фоне растений со светлой окраской листьев. Цветоч-

ная каркасная композиция, рассчитанная на силуэтное восприятие, может размещаться на фоне неба или воды [4].

Наряду со стационарными каркасными цветочными композициями, для создания которых используется более богатый ассортимент декоративных растений, могут применяться передвижные (мобильные) композиции. Они, к сожалению, ограничены в размерах, обычно менее красочны, однако за сезон могут быть выставлены на обозрение в нескольких точках города, что способствует смене впечатлений у наблюдателей и обновлению общего архитектурно-художественного облика населенного места.

При выборе места расположения объемных каркасных композиций желательно также учитывать действие психологического фактора, тесно связанного с особенностями пространственной ориентации и колористического восприятия человека. Так, общее планировочное решение пространства и композиционное решение самого объекта должно быть связано с особенностями его восприятия.

При выборе места расположения объемных цветочных композиций учитывают и воздействие технологического фактора. Обязательно принимают во внимание освещенность территории, обеспечивают относительную защищенность ее от сильных ветров, проходимость прилегающих элементов планировки для проезда обслуживающего транспорта - машин для полива и подвоза растений, поскольку за подобными композициями требуется постоянный уход - их нельзя переувлажнять или пересушивать, увлажнение должно быть равномерным со всех сторон. Для этого же в конструкции может закладываться дренаж или монтироваться система внутреннего полива. Согласно технологии создания объектов расти-

тельной пластики, сначала выполняют посадки в саму скульптурную форму, лишь затем оформляют пространство вокруг нее [5].

Красота цветников зависит не только от формы и рисунка, но и от правильного подбора и сочетания окрасок цветов и листьев растений. Подбор декоративных растений по высоте и габитусу куста, умение скомпоновать многочисленные разновидности и сорта в цветочные красочные композиции требует знания цветовых решений, закономерностей подбора колеров и оттенков, а также учета декоративных качеств всего диапазона растительного материала.

В то же время существуют некоторые ограничения подбора ассортимента растений для объемных каркасных композиций и композиций на откосах, связанные с особенностями условий их произрастания [6].

Литература

1. Горбачев, В. Н. Архитектурно-художественные компоненты озеленения городов / В. Н. Горбачев. - М.: Высшая школа, 1983. - 207 с.

2. Цуранов, В. П. Элементы озеленения /

B. П. Цуранов. - Уссурийск: Приморский с.-х. ин-т, 1988. - 76 с.

3.Петренко, Н. В. Ландшафтное проектирование / Н. В. Петренко. - М.: Высшая школа, 2006. - 206 с.

4. Ивахова, Л. И. Современный ландшафтный дизайн / Л. И. Ивахова. - М.: Олмпресс, 2003.-379 с.

5. Лапин, П. И. Оптимизация окружающей среды средствами озеленения / П. И. Лапин. -Минск: Наука и техника, 1985. - 375 с.

6. Сомова, Р. И. Покрывающие почву / Р. И. Сомова // Цветники. - 2005. - № 8. -

C.16-17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.