Научная статья на тему 'Особенности квалификации совокупности изнасилования и насильственных действий сексуального характера с другими составами преступлений'

Особенности квалификации совокупности изнасилования и насильственных действий сексуального характера с другими составами преступлений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1772
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛОВЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ИЗНАСИЛОВАНИЕ / НАСИЛЬСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ СЕКСУАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА / СОВОКУПНОСТЬ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лаптев М. П.

В статье рассматриваются проблемные вопросы квалификации преступлений, совершенных в совокупности с деяниями, предусмотренными статьями 131 и 132 УК РФ. Предложена классификация преступных посягательств, сопряженных с вышеуказанными преступлениями, в зависимости от наличия в их составе совокупности с изнасилованием или насильственными действиями сексуального характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности квалификации совокупности изнасилования и насильственных действий сексуального характера с другими составами преступлений»

Новый университет. 2012. № 3(13).

ISSN 2221-7347

Закон об АУ предусматривает создание нового типа государственного (муниципального) учреждения - автономного учреждения для оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ функций государства (муниципальных образований) в области науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта. В связи с принятием этого Закона внесены изменения в ГК РФ (в целях применения режима оперативного управления для автономного учреждения), Закон о некоммерческих организациях, а также уточнены иные нормы законодательства (Основы законодательства Российской Федерации о культуре, ФЗ «Об образовании», ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», ФЗ «Об исполнительном производстве», Бюджетный кодекс РФ).

Трудно прогнозировать, насколько массовым будет создание автономных учреждений, каким образом это скажется на доступности и стоимости услуг, оказываемых населению, выполнении государственных функций за счет средств соответствующих бюджетов и, соответственно, будут ли достигнуты провозглашенные при принятии Закона цели «дальнейшего развития отраслей науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта» [3].

Реальная возможность АУ самостоятельно осуществлять вышеуказанные полномочия достаточно ограничена. Согласно п. 2 ст. 8 Федерального закона основными органами АУ являются наблюдательный совет и руководитель. Что касается руководителя АУ, то он, во-первых, назначается учредителем, во-вторых, за исключением утверждения плана финансовохозяйственной деятельности и выбора кредитных организаций для вклада денежных средств, руководитель не вправе самостоятельно принимать решения по важным вопросам. В-третьих (и это является новизной), руководитель не входит в коллегиальный высший орган АУ - наблюдательный совет (п. 4 ст. 10 Федерального закона). В то же время функции наблюдательного совета АУ по важнейшим вопросам (за исключением совершения крупных сделок и сделок, в отношении которых имеется заинтересованность) носят лишь рекомендательный характер.

Таким образом, возможность осуществления АУ своих функций напрямую зависит от воли учредителя АУ, так как по большинству предусмотренных Федеральным законом полномочий окончательные решения принимает именно он. К тому же руководитель может воздействовать на деятельность АУ через наблюдательный совет, в который обязательно входят представители учредителя АУ, а общая численность государственных должностных лиц должна превышать 1/3 от общего количества членов. Хозяйственно-распорядительная и финансовая самостоятельность АУ может не компенсировать отказ государства от его финансирования, поэтому вопрос об автономии АУ можно поставить под сомнение. Последствия учреждения АУ могут повлечь за собой стремление АУ осуществлять несвойственную ему предпринимательскую деятельность, что, в свою очередь, может повлиять на качество предоставляемых работ и услуг. Кроме того, отсутствие государственного финансирования является нарушением гражданского законодательства, так как финансирование является атрибутом учреждений, своеобразной гарантией для вступающих с ним в правоотношения субъектов гражданского права.

Библиографический список

1. ФЗ от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» // СЗ РФ. - 2006. - № 45. - Ст. 4626; Российская газета. - 08.11.2006. - № 250.

2. Распоряжение Правительства РФ от 21 ноября 2003 г. № 1688-р «О плане мероприятий по обеспечению реструктуризации бюджетного сектора на 2003-2004 годы» // СЗ РФ. - 2003. - № 47 - Ст. 4584.

3. Пояснительная записка к проекту Закона об автономных учреждениях // СПС «КонсультантП-

люс».

Статья поступила в редакцию 29.02.2012.

КОВАЛЕВА Елена Павловна - аспирант кафедры «Гражданское право и процесс», Государственный университет управления.

См.: ФЗ от 3 ноября 2006 г. N 175-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об автономных учреждениях», а также в целях уточнения правоспособности государственных и муниципальных (бюджетных) учреждений» // СЗ РФ. - 2006. - № 45. - Ст. 4627; Российская газета. - 08.11.2006. - № 250.

58

ISSN 2221-7347

Экономика и право

УГОЛОВНОЕ ПРАВО

УДК 343.54

М. П. Лаптев

ОСОБЕННОСТИ КВАЛИФИКАЦИИ СОВОКУПНОСТИ ИЗНАСИЛОВАНИЯ И НАСИЛЬСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ СЕКСУАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА С ДРУГИМИ СОСТАВАМИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

В статье рассматриваются проблемные вопросы квалификации преступлений, совершенных в совокупности с деяниями, предусмотренными статьями 131 и 132 УК РФ. Предложена классификация преступных посягательств, сопряженных с вышеуказанными преступлениями, в зависимости от наличия в их составе совокупности с изнасилованием или насильственными действиями сексуального характера.

Ключевые слова: половые преступления, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, совокупность преступлений.

Преступления, предусмотренные статьями 131 («Изнасилование») и 132 («Насильственные действия сексуального характера», далее - НДСХ) УК РФ, являются одними из наиболее тяжких посягательств на личность. Структура квалифицирующих признаков и санкций данных преступлений идентична, а объективные стороны включают в качестве обязательного признака насилие, угрозу его применения или использование беспомощного состояния потерпевшего лица. В виду высокой степени общественной опасности данных деяний важно правильно их квалифицировать для назначения справедливого наказания и предотвращения их повторного совершения в будущем. Данные посягательства, несмотря на тенденцию к сокращению их числа в последние годы, остаются самыми распространенными среди преступлений против половой свободы и половой неприкосновенности.

В соответствии со статьей 17 УК РФ совокупностью преступлений признается совершение двух или более преступлений, ни за одно из которых лицо не было осуждено, за исключением случаев, когда совершение двух или более преступлений предусмотрено статьями Особенной части УК РФ в качестве обстоятельства, влекущего более строгое наказание [1].

Проблемой при квалификации насильственных половых преступлений является то, что указанные деяния сопровождаются насилием или угрозой его применения, которые в свою очередь могут представлять собой самостоятельные составы преступлений против личности, но не образующие совокупности и не требующие квалификации по другим статьям УК РФ, поскольку полностью охватываются объективной стороной изнасилования или НДСХ; либо эти преступления входят в состав квалифицирующего признака изнасилования или НДСХ и влекут более строгое наказание, что в соответствии со статьей 17 УК РФ не требует дополнительной квалификации по совокупности [2].

© Лаптев М. П., 2012.

59

Новый университет. 2012. № 3(13).

ISSN 2221-7347

Целью настоящей работы является классификация противоправных посягательств, сопряженных с преступлениями, предусмотренными статьями 131 и 132 УК РФ, и образующих совокупность с данными деяниями, а также выявление наиболее общих признаков, позволяющих их квалифицировать по совокупности с изнасилованием или НДСХ.

Анализ действующего законодательства и судебной практики позволяет выделить следующие группы противоправных посягательств, сопряженных с изнасилованием или НДСХ:

1) посягательства на жизнь и здоровье личности, входящие в объективную сторону квалифицирующих признаков статей 131 и 132 УК РФ, влекущие за собой общественно опасные последствия и не образующие совокупности;

2) преступления против жизни, здоровья и свободы личности, образующие совокупность в зависимости от направления умысла преступного посягательства;

3) преступления, всегда образующие совокупность с изнасилованием и НДСХ:

а) тяжкие преступления против жизни и здоровья личности;

б) преступления, видовой объект которых отличен от жизни, здоровья и свободы личности.

Квалифицирующие признаки преступлений, предусмотренных статьями 131 и 132 УК РФ, включают в себя следующие деяния, которые также предусмотрены диспозициями статей главы 16 УК РФ и влекущие общественно опасные последствия:

- п. «в» ч.2 - заражение потерпевшего лица венерическим заболеванием (ст. 121 УК РФ);

- п. «б» ч.3 - причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности (ст. 118 УК РФ), заражение потерпевшего лица ВИЧ-инфекцией (ст. 122 УК РФ), иные тяжкие последствия, например, самоубийство потерпевшего лица (ст. 110 УК РФ);

- п. «а» ч.4 - причинение смерти по неосторожности (ст.109 УК РФ).

Совершение данных деяний в ходе изнасилования или НДСХ полностью охватывается объективной стороной преступлений, предусмотренных статьями 131 и 132 УК РФ, что исключает совокупность [3].

Необходимым условием для включения преступных посягательств, не образующих совокупности, в первую группу является совершение деяния, подпадающего под признаки преступлений против жизни и здоровья с материальным составом (гл. 16 УК РФ) и наступление общественно опасных последствий. Достаточное условие состоит в указании данных деяний или вызванных ими общественно опасных последствий в качестве квалифицирующих признаков изнасилования или НДСХ.

Наибольшие сложности в квалификации вызывают преступления второй группы. Данные посягательства могут входить в объективную сторону изнасилования или НДСХ как насилие, примененное к потерпевшему лицу или иным лицам для преодоления сопротивления (например, побои, связывание, угроза убийством). Важным моментом, который требуется установить лицу, ведущему предварительное расследование, является умысел и направленность данных действий на преодоление сопротивления и совершения именно изнасилования и НДСХ. Если данные факты будут установлены, то имеет место единое двухобъектное преступление (основной объект - половая свобода или половая неприкосновенность, дополнительный объект - здоровье или свобода личности). В противном случае, данные преступления образуют реальную совокупность.

К преступлениям данной группы можно отнести следующие деяния: умышленное причинение вреда здоровью средней или легкой степени тяжести (статьи 112, 115 УК РФ), побои (116 УК РФ), истязание (117 УК РФ), угрозу убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (119 УК РФ), похищение человека (126 УК РФ), незаконное лишение свободы, торговлю людьми, использование рабского труда (127, 127.1, 127.2 УК РФ), незаконное помещение в психиатрический стационар (128 УК РФ).

Совершение вышеуказанных преступлений после изнасилования или НДСХ, например, в целях заставить потерпевшее лицо не сообщать в правоохранительные органы о случившемся, исключает их направленность на преодоление сопротивления жертвы и требует квалификации по совокупности [3].

Необходимым условием для включения преступных посягательств во вторую группу является совершение умышленных преступлений против жизни, здоровья или свободы личности (главы 16, 17 УК РФ), за исключением деяний, влекущих причинение смерти или тяжкого вреда здоровью, и преступных посягательств, относящихся к первой группе. Достаточным условием существования совокупности с преступлениями данной группы является то, что указанные

60

ISSN 2221-7347

Экономика и право

преступления не направлены на преодоление сопротивления потерпевшего лица либо совершены после изнасилования или НДСХ. Если необходимое условие выполняется, а достаточное нет, то совокупность отсутствует, и имеет место единое сложное преступление.

Преступления третьей группы всегда образуют совокупность (реальную или идеальную), независимо от направления умысла или наступивших последствий.

К ним относятся:

1) умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК РФ) и убийство (ст. 105 УК РФ) [3], а также иные преступления против жизни и здоровья человека, не отнесенные к первой или второй группе;

2) иные преступления, основной или дополнительный объект которых отличен от жизни, здоровья или свободы личности.

К иным преступлениям, основной или дополнительный объект которых отличен от жизни, здоровья или свободы личности, можно отнести, например, грабеж (ст. 161 УК РФ), превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ), насильственные действия в отношении начальника (ст. 334 УК РФ) и др.

Необходимым и достаточным условием для отнесения преступления к третьей группе является совершение насильственных действий, не направленных на преодоление сопротивления при изнасиловании или НДСХ и не входящих в состав квалифицирующих признаков изнасилования или НДСХ, либо совершение преступных деяний, основной или дополнительный объект которых отличен от жизни, здоровья или свободы личности.

Библиографический список

1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 07.12.2011) [Электронный ресурс] // В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Уголовное право России. Общая часть: Учебник / под ред. В. П. Ревина. - М.: Юстицинформ,

2009.

3. О судебной практике по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 131 и 132 Уголовного кодекса Российской Федерации: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2004 № 11 // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2004. - № 8.

Статья поступила в редакцию 24.02.2012.

ЛАПТЕВ Михаил Павлович МВД по Республике Марий Эл.

старший инженер-электроник, Информационный центр

61

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.