E.S. GUGASARI*
PARTICULAR FEATURES OF DETERMINATION OF TERRORIST CRIMES ACCORDING TO THE CRIMINAL CODE OF 1903
УДК 343.3 ББК 67.408.131 Г93
Аннотация: в статье исследуются составы преступлений террористического характера по уголовному законодательствуРоссийской империи начала XX в. - Уголовномууложению1903 г.
Ключевые слова: терроризм, государственныепре-ступления Российская империя, уголовное право.
ЕЛЕНА
СЕРГЕЕВНА
ГУГАСАРИ
ОСОБЕННОСТИ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА ПО УГОЛОВНОМУ УЛОЖЕНИЮ 1903 ГОДА
* Кандидат юридических наук, докторант кафедры теории государстваи права (Санкт-Петербургскийуниверситет МВ Д России) E-mail: gvgasari@vandex.ru.
Annotation: in the article the author studies components of terrorist crimes according to the criminal legislation of the Russian empire of the beginning of the XX century - the Criminal Code of 1903.
Key words: terrorism, crimes against the state, the Russian empire, penal law.
К концу XIX в. юридическая жизнь многомиллионного населения Российской империи существенно изменилась, как и средства и приемы посягательств на государство и его строй, а отчасти и само направление преступной деятельности. В связи с этим «постановления Уложения 1845 г. оказались не соответствующими новым преступным формам скопищ и сообществ, недостаточными для борьбы с социально-революционною пропагандою»1. Для восполнения этих пробелов и составления проекта нового уголовного уложения 30 апреля 1881 г. был учрежден Особый комитет «из лиц, близко знакомых с теориею уголовного права и судебною практикою»2. На первом заседании 2 мая 1881 г. Комитет образовал из своего состава редакционную комиссию, которой и было поручено составить проект нового уложения.
Председателемкомиссии был назначен член ГосударственногоСовета сенатор Э.В. Фриш. В состав Комиссии вошли: товарищ Государственного секретаря доктор уголовного права Н.А. Неклюдов; сенатор уголовного кассационного департамента доктор уголовного права Н.С. Таганцев; бывший старший чиновник кодификационного отдела при Государственном Совете Е.Н. Розин; исполняющий обязанности товарища обер-прокурора уголовного кассационного департамента Сената доктор уголовного права И.Я. Фойницкий; исполняющий обязанности товарища обер-прокурора уголовного кассационного департамента Сената В.К. Случев-ский; старший чиновник Собственной Его Императорского Величества Канцелярии барон Э.Ю. Нольде. Кроме того, консультационную помощь при подготовкепроекта уголовного уложения оказывали: по вопросам международно-
Исторический аспект
Исторический аспект
го права - непременный член совета Министерства иностранных дел профессор Ф.Ф. Мартенс; по вопросу о вменяемости преступных деяний -академик И.П. Мержеевский, профессор И.М. Сорокин, доктор А. О. Чечотта; относительно определения видов телесных повреждений - Общество русских врачей.
Принятое 22 марта 1903 г. Уголовное уложение3 было призвано привести в соответствие достижения уголовной науки и потребности Российского государства. Составы преступлений террористического характера были определены в третьей и пятой главах Уложения «О бунте против Верховной Власти и о преступных деяниях против священной особы императора и членов императорского дома» и «О смуте», введенных в действие в июне 1904 г.4
Как и предыдущее, новое Уложение к наиболее тяжким преступлениям террористического характера относило посягательства на жизнь, здравие, свободу монарха, его супруги или наследника престола, на низвержение царствующего императора с престола, лишение или ограничение его верховной власти: виновные подлежали смертной казни (ст. 99). Высшей мере наказания подвергались и террористы, посягнувшие на жизнь члена императорского дома (ст. 105), а также на изменение в империи или в какой-либо ее части законного образа правления или порядка престолонаследия (ст. 100). Во всех случаях преступление считалось оконченным уже на стадии покушения. Приготовление к преступлению, предусмотренному ст. 99 Уложения наказывалось так же, как и покушение, - смертной казнью; виновный в приготовлении к посягательству, предусмотренному ст. 100, приговаривался к срочной каторге; ст. 105 - ссылке на поселение.
Статья 102 и ч. 3 ст. 105 Уголовного уложения устанавливали уголовную ответственность за участие в преступном сообществе, составленном для совершения террористических действий в отношении монарха, членов правящего императорскогодома, законной верховной власти, образа правления или порядка наследования престола. Наказание участникам сообщества варьировалось от бессрочной каторги до ссылки на поселение: в зависимости от объекта посягательства, ради целей которого оно было создано; наличия у террористов доступа к оружию и взрывчатым веществам; стадии, на которой была пресечена деятельность сообщества.
От преступлений, объектом посягательств которых выступает верховная власть, следует отличать смуту. Под смутой в Уголовном уло-
жении понимались преступные деяния, которые непосредственно угрожали внутренней и внешней безопасности государства, но не относились к бунту или измене и не были направлены на самое бытие государства или существенные условия его организации; отличительным признаком этой группы являлось то, что это всегда были преступные деяния толпы5. К преступлениям террористического характера, объединенным в рамках этой главы, относились: участие в преступных скопищах (ст. 120-123), участие в незаконных или преступных сообществах (ст. 124-127), возбуждение масс к совершению преступлений террористического характера (ст. 128-133).
По своей природе скопище - это случайное, непредвиденное скопление людей, соединение их в общем действии; однако это не исключает возможности участия в нем и таких лиц, которые заранее подготавливались к нему, сговорились принять участие в предполагаемых ими действиях, а возможно, что и все участники скопища «собрались на условленное заранее место и в условленное время»6. Отличительным признаком скопища являлся его публичный характер.
В зависимости от степени опасности скопища подразделялись на следующие группы.
К первой группе относились скопища, собравшиеся без определенной преступной цели и не совершившие никаких преступных действий, но отказавшиеся разойтись по требованию законной власти; участники подлежали аресту или тюремному заключению (ст. 120). Во вторую группу входили скопища, составившиеся с определенной противозаконной целью; участники наказывались заключением в крепости, тюрьме, исправительном доме или ссылкой на поселение (ст. 121). И наконец, третью группу составляли скопища, совершившие преступные действия; их участники подвергались заключению в исправительном доме или срочной каторге (ст. 122-123). Во всех случаях к зачинщикам и руководителям скопищ применялись более строгие меры наказания, чем к прочим участникам.
Ответственность участников незаконных сообществ усиливалась в зависимости от того, с какой целью эти сообщества были созданы.
Объединение в сообщество, заведомо воспрещенное законом, но не преследовавшее какую-то конкретную преступную цель, наказывалось заключением в крепости или арестом (ст. 124). С принятием в марте 1906 г. Временных правил об обществах и союзах7 эта статья Уголовногоуложения подверглась изменениям.
Заключением в крепости или тюрьме на срок до одного года наказывались участники обществ или союзов обществ: а) созданных с политической целью; б) руководство которыми осуществлялось из-за рубежа; в) которые принимали особые меры для сокрытия своего существования, преследуемых целей, порядка управления или своих руководителей.
Сообщества, предусмотренные ст. 125 и 126 У головногоуложения, объединял один признак: они создавались с определенной преступной целью - совершить социальный переворот. Между тем наказание за участие в преступном сообществе, указанное в ст. 125, мягче и предусматривает для его участников заключение в исправительном доме или крепости, в отличие от срочной каторги и ссылки на поселение за участие в преступном сообществе, обозначенном в ст. 126. Квалифицирующим признаком ст. 126 является наличие обстоятельств, указывающих на подготовительную деятельность сообщества к достижению преступной цели - совершению социального переворота. Таким обстоятельством, например, может быть завладение складом оружия или взрывчатых веществ.
Лицо, предоставлявшее принадлежащее ему на правах собственности или владения помещение для собраний преступного сообщества, наказывалось наравне с его участниками (п. 1 ст. 127). Уголовное уложение предусматривало и случаи смягчения или полного освобождения от ответственности участника сообщества например, если он своевременно, то есть до открытия сообщества, доносил властям о его существовании (п. 2 ст. 127).
Уголовное уложение предусматривало различные случаи возбуждения масс к совершению преступлений террористического характера, которые могут быть разделены на две группы: когда виновный действовал публично, в местах скопления значительного числа людей, и когда он действовал непублично, в присутствии небольшого кружка рабочих, военнослужащих или даже с глазу на глаз.
К первой группе относились публичное произнесение речей, либо чтение сочинений, либо выставление изображений: а) направленных на оказание дерзостного неуважения верховной власти или порицание законного образа правления или порядка престолонаследия (ст. 128); б) возбуждающих к бунту, измене, смуте, неповиновению или противодействию закону или законным требованиям властей, учинению иного тяжкого преступления (ст. 129); в) восхваляющих совершенные преступления или преступ-
ников (ст. 133). Статья 132 предусматривала наказание в виде заключения в крепости за приготовление к совершению преступлений, предусмотренных ст. 128 и 129 (приготовление могло выражаться в составлении сочинений или изображений, их тиражировании, хранении или привозе из-за границы).
Ко второй группе относилось непубличное распространение учений или суждений, призывающих: а) к бунту, измене, смуте, неповиновению или противодействию закону или законным требованиям властей, учинению иного тяжкого преступления (ст. 130); б) военнослужащих к нарушению обязанностей военной службы (ст. 131).
Во всех случаях возбуждения масс к совершению преступлений ответственность виновных усиливалась, если они призывали действовать опасным для жизни многих лиц способом или если в результате возбуждения было совершено тяжкое преступление.
Революционные события 1905-1907 гг. способствовали ужесточению и расширению карательно-репрессивной политики правительства. Согласно Высочайше утвержденному мнению ГосударственногоСовета от 9 февраля 1906 г.8 ответственности подлежали виновные в изготовлении, приобретении, хранении, ношении и сбыте без надлежащего разрешения взрывчатых веществ и снарядов, если они не докажут отсутствия преступного мотива. Причем ответственность значительно усиливалась, если указанные преступные деяния были учинены с какой-либо «противною государственной безопасности или общественному спокойствию целью».
В августе 1906 г. был издан указ об усилении уголовной ответственности за пропаганду в войсках террористических учений9: виновный приговаривался к срочной каторге. Если при этом виновный склонял военнослужащих действовать способом, опасным для жизни многих людей, либо если вследствие проведенной пропаганды тяжкое преступление все же было совершено, то виновный приговаривался к каторге на срок не менее шести лет.
Указ от 24 декабря 1906 г.10 усиливал уголовную ответственность за восхваление преступных деяний в речи или печати: виновный мог быть подвергнут тюремному заключению на срок от двух до восьми месяцев.
В заключение проведенного исследования хотелось бы обратиться к следующим выводам.
В Уголовномуложении 1903 г. терроризм не был выделен в качестве самостоятельного состава преступления. Между тем в нем были сформулированы несколько составов преступ-
Исторический аспект
Исторический аспект
лений террористического характера, которые сконцентрировались в главах третьей и пятой: «О бунте против Верховной Власти и о преступных деяниях против священной особы императора и членов императорского дома» и «О смуте».
Основными объектами террористических посягательств были верховная власть и установленный законом порядок управления.
Покушения на верховную власть преследовали своей целью осуществление политической революции. В зависимости от того, на кого был нацелен террористический акт, эту группу преступлений террористического характера можно разделить:
- на бунт (преступные деяния в отношении главы государства, наследника престола, супру-
ги императора, покушение на свержение монарха и изменение порядка наследия престола);
- мятеж (покушение на насильственное изменение установленных законами Российской империи форму правления и форму государственного устройства).
Покушения на установленную правительством власть (на порядок управления) квалифицировались как смута, целью которой было осуществление социальной революции.
В качестве квалифицирующих признаков преступлений террористическогохарактера уголовное законодательство Российской империи начала XX в. выделяло применение оружия или взрывчатых веществ, а также составление преступного сообщества для целей терроризма.
1 Всеподданнейшийдоклад по проекту Уложенияо наказаниях// Журн министерстваюстиции 1895. № 7. С. 51.
2 Обозрение ходаработы по составлению нового уголовногоуложения// Там же. 1902. № 1. С. 282-284.
3 См.: Высочайше утвержденное Уголовноеуложение 1903. 22 марта // Полн. собр. законов Рос. империи. Собр. 3-е (далее - ПСЗ-3). Т. XXIII. Отд. 1. №. 22704. СПб., 1905. С. 175-274.
4 См.: Высочайше утвержденное мнение ГосударственногоСовета «О некоторых изменениях в порядке производствапо делам о преступныхдеяниях государственныхи о применении к оным постановлений нового Уголовногоуложения). 1904. 7 июня // ПСЗ-3. Т. XXIV. Отд. 1. №. 24732. СПб., 1907. С. 658.
5 См.: Уголовноеуложение: Краткое изложение главных положений его в сопоставлении с действующим правом, с приложением сравнительных указателей статей нового уголовногоуложенияи Уложенияи Устава о наказаниях / сост. А.К. Фон-Резон. СПб., 1903. С. 209.
6 ТаганцевН.С. Уголовноеуложение22 марта 1903 г.: С мотивами, извлеченными из объяснительнойза-писки редакционной комиссии, представления Министерства юстиции в ГосударственныйСовет и журналов особого совещания, особого присутствиядепартаментов и общего собрания ГосударственногсСовета. СПб., 1904. С. 221.
7 См.: Именной Высочайший указ, данный Сенату «О временных правилах об обществах и союзах». 1906. 4 марта // ПСЗ-3. Т. XXVI. Отд. 1. №. 27479. СПб., 1907. С. 206-207.
8 См.: Об ответственности за изготовление приобретение, хранение, ношение и сбыт, без надлежащего разрешения, взрывчатых веществ и снарядов: Высочайше утвержденное мнение ГосударственногоСовета 1906. 9 февр. // ПСЗ-3. Т. XXVI. Отд. 1. №. 27379. СПб., 1909. С. 111-112.
9 См.: Об усилении ответственности за распространение среди войск противоправительственныхучений и суждений и о передаче в ведомство военных и военно-морских судовдел по означенным преступным деяниям: Высочайше утвержденное положениеСовета Министров. 1906. 18 авг. // ПСЗ-3. Т. XXVI. Отд. 1. № 28247. СПб., 1909. С. 810-811.
10 Об установлении уголовной ответственности за восхваление преступных деяний в речи или печати: Высочайше утвержденное положение Совета Министров. 1906. 21 дек. // ПСЗ-3. Т. XXVI. Отд. 1. №. 28700. СПб., 1909. С. 1113.