Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ КВАЛИФИКАЦИИ НЕПРАВОМЕРНОГО ЗАВЛАДЕНИЯ АВТОМОБИЛЕМ СЕРВИСА «КАРШЕРИНГА» БЕЗ ЦЕЛИ ХИЩЕНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ КВАЛИФИКАЦИИ НЕПРАВОМЕРНОГО ЗАВЛАДЕНИЯ АВТОМОБИЛЕМ СЕРВИСА «КАРШЕРИНГА» БЕЗ ЦЕЛИ ХИЩЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
408
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОН / НЕПРАВОМЕРНОЕ ЗАВЛАДЕНИЕ АВТОМОБИЛЕМ / ХИЩЕНИЕ / КРАТКОСРОЧНАЯ АРЕНДА АВТОМОБИЛЯ / КАРШЕРИНГ / БЕСПИЛОТНЫЙ ТРАНСПОРТ / КВАЛИФИКАЦИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / THEFT / ILLEGAL CAR OWNERSHIP / SHORT-TERM CAR RENTAL / CARSHARING / DRIVERLESS TRANSPORT / QUALIFICATION OF CRIMES / INFORMATIZATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Халиуллина Ляля Гарафиевна

Рассмотрено влияние информатизации общественных отношений на изменение подходов к квалификации деяний. Оказание услуг сервисами «каршеринга» осуществляется с широким использованием информационных технологий, дистанционной идентификации пользователя и бесконтактной оплаты услуг аренды автомобиля. Традиционные подходы к квалификации неправомерного завладения автомобилем «каршеринга» требуют пересмотра с учетом особенностей новых информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALIFICATION OF ILLEGAL ACQUISITION USING A CARSHARING SERVICE WITHOUT THE PURPOSE OF THEFT

The influence of informatization of social relations on changing approaches to characterization of acts is considered. Cardsharing services are provided with extensive use of information technologies, remote user identification and contactless payment for car rental services. Traditional approaches to the qualification of illegal possession of a car «carsharing» require revision, taking into account the features of new information technologies.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ КВАЛИФИКАЦИИ НЕПРАВОМЕРНОГО ЗАВЛАДЕНИЯ АВТОМОБИЛЕМ СЕРВИСА «КАРШЕРИНГА» БЕЗ ЦЕЛИ ХИЩЕНИЯ»

УДК 34 DOI 10.24411/2073-0454-2020-10274

ББК 67 © Л.Г. Халиуллина, 2020

Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

ОСОБЕННОСТИ КВАЛИФИКАЦИИ НЕПРАВОМЕРНОГО ЗАВЛАДЕНИЯ АВТОМОБИЛЕМ СЕРВИСА «КАРШЕРИНГА» БЕЗ ЦЕЛИ ХИЩЕНИЯ

Ляля Гарафиевна Халиуллина, научный сотрудник

НИИ Университета прокуратуры Российской Федерации (123022, Москва, ул. 2-я Звенигородская, д. 15) E-mail: leila@lenta.ru

Аннотация. Рассмотрено влияние информатизации общественных отношений на изменение подходов к квалификации деяний. Оказание услуг сервисами «каршеринга» осуществляется с широким использованием информационных технологий, дистанционной идентификации пользователя и бесконтактной оплаты услуг аренды автомобиля. Традиционные подходы к квалификации неправомерного завладения автомобилем «каршеринга» требуют пересмотра с учетом особенностей новых информационных технологий.

Ключевые слова: угон, неправомерное завладение автомобилем, хищение, краткосрочная аренда автомобиля, каршеринг, беспилотный транспорт, квалификация преступлений, информатизация.

QUALIFICATION OF ILLEGAL ACQUISITION USING A CARSHARING SERVICE WITHOUT THE PURPOSE OF THEFT

Lyalya G. Khaliullina, Research Associate

Research Institute of the University Prosecutor's Offices of the Russian Federation (123022, Moscow, ul. 2-ya Zvenigorodskaya, d. 15) E-mail: leila@lenta.ru

Abstract. The influence of informatization of social relations on changing approaches to characterization of acts is considered. Cardsharing services are provided with extensive use of information technologies, remote user identification and contactless payment for car rental services. Traditional approaches to the qualification of illegal possession of a car «carsharing» require revision, taking into account the features of new information technologies.

Keywords: theft, illegal car ownership, theft, short-term car rental, carsharing, driverless transport, qualification of crimes, Informatization.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Халиуллина Л.Г. Особенности квалификации неправомерного завладения автомобилем сервиса «каршеринга» без цели хищения. Вестник Московского университета МВД России. 2020;(5): 114—118.

Приоритетным направлением государственной политики модернизации экономики и инновационного развития России выступает интеллектуализация работы транспортных городских систем1, важной составляющей которой выступают коммерческие сервисы краткосрочной аренды автомобилей («каршеринг»).

Современные сервисы «каршеринга» в Российской Федерации переживают резкий скачок в развитии от традиционного коммерческого проката к информационному сервису использования автомобиля2. Двойственная природа услуг «каршеринга» на переходном этапе их развития стала причиной накопления в правоприменительной практике по уголовным делам о неправомерном завладении автомобилем «каршеринга» без цели хищения, проблемных вопросов, требующих осмысления со стороны исследователей.

В доказывании грань между уголовно наказуемым хищением и неправомерным завладением автомобилем «каршеринга» без цели хищения для правоприменителя не всегда ясна и очевидна исходя из установленных обстоятельств совершенного деяния. Сложности при разграничении указанных деяний подпитывают дискуссию относительно необходимости исключения указания на отсутствие цели хищения в ст. 166 УК РФ [1, с. 337-349].

В судебных решениях по уголовным делам о неправомерном завладении автомобилем «каршеринга» без цели хищения (ст. 166 УК РФ) неоднократно

1 Постановление Правительства РФ от 18 апреля 2016 г. № 317 «О реализации Национальной технологической инициативы» // СПС «Гарант».

2 В настоящее время инициирована активная дискуссия о правовой природе договора предоставления услуг «каршеринга» (аренда, прокат, бронирование и т.д.).

акцентировалось внимание на важности установления при предварительном расследовании уголовного дела способа совершения неправомерного доступа в салон автомобиля с учетом работы его сервисов через специальное мобильное приложение3.

Законодательный термин «неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством» наполняется содержанием в зависимости от обстоятельств конкретного дела и с учетом толкования этого термина в правоприменительной практике4; очевидно отличие предусмотренного ст. 166 УК РФ деяния от корыстных преступлений против собственности содержанием субъективной стороны.

Вместе с тем, субъективная сторона преступления находит свое проявление во внешнем поведении человека, в том числе избираемых им способах совершения преступления. В связи с изложенным нами проанализирована судебная практика в части изучения способов совершения неправомерного завладения автомобилем «каршеринга» без цели хищения5, из которых выделены следующие.

Во-первых, доступ осуществляется простым открытием двери автомобиля, который готов к началу движения по причине: нахождения автомобиля в режиме сервисного обслуживания (ошибка диспетчера сервиса либо механика при техническом обслуживании); нарушения правил эксплуатации арендатором (дистанционное завершение аренды при незакрытых дверях, окне либо крышке багажника; водитель покинул автомобиль без завершения аренды и т.д.); некорректной работы информационной системы контроля автомобиля (отсутствие устойчивой мобильной связи; ошибки в компьютерной программе).

Во-вторых, принудительное включение злоумышленником режима сервисного обслуживания автомобиля «каршеринга» посредством физического воздействия на работу аппаратной части информационной системы контроля автомобиля путем ее повреждения либо отключения электропитания систем автомобиля.

В-третьих, неправомерный доступ к компьютерной информации либо нейтрализация средств ее защиты в информационной системе контроля автомобиля с целью перехвата управления ею либо искажения обрабатываемой в ней компьютерной информации.

В-четвертых, дистанционное заключение и исполнение договора аренды автомобиля «каршеринга» с использованием персональных данных постороннего

лица без его согласия посредством применения мобильного приложения сервиса. Особенности квалификации в данном случае предопределены нарушениями алгоритма оказания услуг сервисом «каршеринга» и их оплаты; рассмотрим их подробнее.

Персональные данные и учетные регистрационные данные пользователей сервисов «каршеринга» в большинстве случаев незаконно преобретаются в чатах мобильных мессенджеров у киберпреступников [3, с. 21-24]. Уголовно-правовое значение использования чужих персональных данных для регистрации и заключения договора аренды через мобильное приложение «каршеринга» в диспозиции ст. 166 УК РФ не конкретизировано.

Полагаем, что подобные действия подлежат квалификации по совокупности со ст. 137 УК РФ «нарушение неприкосновенности частной жизни» при условии, если данные сведения не стали общедоступными либо не были преданы огласке сами гражданином либо по его воле (п. 1 ст. 152.2 ГК РФ). Например, гражданин опубликовал указанные сведения на общедоступном сайте в сети Интернет.

При дистанционной идентификации арендатора автомобиля «каршеринга» его личность устанавливается, в том числе посредством бесконтактного предоставления фотокопий официальных документов (в качестве дополнительного фактора достоверности — селфи с документами). Вместе с тем, продажа в сети Интернет комплектов фотокопий чужих документов для самостоятельной незаконной регистрации в сервисах «каршеринга» не является предметом преступления по ст. 324 УК РФ «Приобретение или сбыт официальных документов и государственных наград», что, полагаем, нуждается во внимании со стороны законодателя.

Под учетно-регистрационными данными пользователей сервиса «каршеринга» мы понимаем совокупность компьютерной информации, позволяющей пользователю авторизоваться в информационной

3 Постановление Измайловского районного суда г. Москвы от 18 июня 2019 г. № 01-0373/2019 в отношении гр. К.В.А. по ч. 1 ст. 166 УК РФ.

4 Пункт 20 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 9 декабря 2008 г. № 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения» // СПС «Гарант».

5 Халиуллина Л.Г. Обзор судебной практики по уголовным делам о преступлениях, сопряженных с использованием сервисов «каршеринга» // URL://https://yadi.sk/i/9zfb4-pV7UfbJw

системе (логин и пароль, ответ на контрольный вопрос, смс-код авторизации и т.д.). В случае отнесения учетно-регистрационных данных пользователей сервиса «каршеринга» и информации в их личных кабинетах сервиса (аккаунтах) к категории коммерческой тайны, полагаем, возможна квалификация по совокупности со ст. 183 УК РФ.

Помимо использования чужих регистрационных данных, в том числе персональных данных, неправомерное завладение автомобилем «каршеринга» без цели хищения может быть совершено и в результате хищения мобильного телефона с установленным приложением сервиса «каршеринга» (в котором зарегистрирован владелец телефона)6.

Следующий вопрос, вызывающий сомнения в сложившейся практике квалификации противоправного деяния как неправомерного завладения автомобилем «каршеринга» без цели хищения (ст. 166 УК РФ), — это порядок оплаты услуг «каршеринга».

Первая ситуация — неправомерное завладение автомобилем «каршеринга» без цели хищения совершено посредством использования чужих регистрационных данных для доступа в автомобиль через мобильное приложение, но оплата услуг при этом произведена банковской картой, принадлежащей злоумышленнику. Данные действия квалифицируются по ст. 166 УК РФ, так как договор аренды автомобиля «каршеринга» ничтожен в силу использования персональных данных постороннего лица7.

Вторая ситуация — аренда автомобиля «карше-ринга» осуществляется с использованием регистрационных данных постороннего лица через мобильное приложение на телефоне злоумышленника, и оплата данных услуг аренды происходит автоматически с банковской карты лица, чьи регистрационные данные незаконно использованы8.

В настоящее время сервисы «каршеринга», после получения информации о том, что регистрационные данные пользователя незаконно использованы для аренды автомобиля, отменяют финансовые операции по списанию денежных средств, тем самым возвращая ему денежные средства. Но это не исключает, на наш взгляд, причинение ущерба и физическому лицу, а не только коммерческой организации (сервису «карше-ринга»). Правоприменитель массово игнорирует указанные обстоятельства при квалификации совершенного деяния, строго придерживаясь генеральной линии квалификации сугубо по ст. 166 УК РФ.

Считаем необходимым оговорить еще одно обстоятельство, которое остается за рамками внимания правоприменителя в подобных ситуациях — это момент начала и окончания автоматической оплаты услуг сервиса «каршеринга». Вне зависимости от того, начал автомобиль «каршеринга» фактическое движение либо нет, с момента дистанционного заключения договора его аренды начинается безакцептное списание денежных средств, с привязанной к личному кабинету пользователя сервиса «каршеринга» банковской карты. Оплата услуг аренды автомобиля «каршеринга» осуществляется равными долями в определенные временные интервалы (у каждого сервиса они отличны). После дистанционного завершения аренды автомобиля в мобильном приложении списывается оставшаяся часть стоимости аренды автомобиля «каршеринга» с банковской карты (либо указана в качестве задолженности в личном кабинете пользователя) лица, чьи персональные данные незаконно используются для аренды злоумышленником .

Следовательно, в данном случае хищение денежных средств окончено в момент завершения аренды и выставления полной ее стоимости для безакцептного списания с банковской карты лица, чьи персональные данные незаконно используются для аренды злоумышленником.

Напротив, согласно п. 20 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 9 декабря 2008 г. № 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения»9 неправомерное завладение

6 Приговор Промышленного районного суда г. Самары от 15 ноября 2018 г. № 1-571/2018 в отношении гр. М.В.Е. по ч. 1 ст. 166 УК РФ.

7 Приговоры: Савеловского районного суда г. Москвы от 23 марта 2019 г. № 01-0102/2019 в отношении гр. М.М.Б. по п. «а» ч. 2 ст. 166 УК РФ, гр. С.Ш.К. по п. «а» ч. 2 ст. 166 УК РФ; Измайловского районного суда г. Москвы от 28 июня 2019 г. № 01-0213/2019 в отношении гр. Г.Д.А. по ч. 1 ст. 166 УК РФ и др.

8 Приговоры: Лефортовского районного суда г. Москвы от 13 декабря 2018 г. № 01-0416/2018 в отношении гр. М.Д.А. по ч. 1 ст. 166, ч. 1 ст. 166 УК РФ; Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 11 октября 2018 г. № 1-331/2018 в отношении гр. Г.Р. по ч. 1 ст. 166 УК РФ и др.

9 Постановление Пленума Верховного суда РФ от 9 декабря 2008 г. № 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения» // СПС «Гарант».

транспортным средством без цели хищения является оконченным преступлением с момента начала движения транспортного средства либо перемещения транспортного средства с места, на котором оно находилось.

Кроме того, используемые фирменные наклейки с логотипами компаний сервисов «каршеринга» на подавляющем большинстве кузовов автомобилей и внутри их салонов исключают заблуждение относительно предназначения автомобилей10. В связи с этим сложившаяся правоприменительная практика квалификации угона автомобилей сервиса «каршеринга» исключительно по ч. 1 ст. 166 УК РФ, полагаем, игнорирует возможное наличие умысла лица на бесплатное незаконное получение транспортных услуг, оплата за которые в режиме реального времени без-акцептно списывается с банковской карты лица, чьи учетно-регистрационные данные в сервисе «карше-ринга» незаконно используются злоумышленником.

Установленный процесс обработки, хранения, передачи компьютерной информации в информационной системе сервиса «каршеринга» не нарушается, так как алгоритм действий злоумышленника идентичен аренде автомобиля легальным собственником с точки зрения последовательности действий. Следовательно, подобные действия, с учетом разъяснений Верховного суда Российской Федерации11, должны квалифицироваться по п. «г» ч. 3 ст. 158 УК РФ «кража», если отсутствует какое либо взаимодействие с оператором сервиса «каршеринга» в процессе оказания услуги по установлению личности арендатора, а если подобное взаимодействие имеет место, то по ст. 1593 УК РФ «мошенничество с использованием электронного средства платежа». Неправомерное завладение автомобилем «каршеринга» выступает способом незаконного получения оплаченных посторонним лицом без его ведома транспортных услуг (материальный ущерб).

Изменение социально-экономических условий развития общества, ускоренная информатизация общественных отношений не только являются действенными стимулами законодателю для криминализации и декриминализации деяний, но могут исключить саму возможность совершения тех либо иных деяний [2, с. 88]. Согласно прогнозу развития беспилотного транспорта в Российской Федерации, сервисы «каршеринга» в ближайшей и среднесрочной перспективе выступят одним из первоочеред-

ных направлений их внедрения. При этом, с учетом широкой интеграции инфраструктуры беспилотного транспорта с информационными системами управления транспортными потоками, они прямо отнесены к категории критически важной информационной инфраструктуры12.

Полагаем, что действия, связанные с неправомерным использованием беспилотных автомобилей «каршеринга», в ближайшей и среднесрочной перспективе будут охватываться дополнительно положениями ст. 2741 УК РФ «Неправомерное воздействие на критическую информационную инфраструктуру Российской Федерации». В подобных условиях совершение «классического» неправомерного завладения беспилотным автомобилем «каршеринга» без цели хищения (ст. 166 УК РФ) станет возможным в ограниченном числе случаев (например, если автомобиль начнет движение под воздействием физической силы злоумышленника, с использованием другого транспортного средства и т.д.).

Таким образом, проведенное исследование позволило прийти нам к следующим выводам.

1. В правоприменительной практике возникают сложности при квалификации неправомерного завладения автомобилями «каршеринга» без цели хищения с учетом широкого использования в их работе информационных технологий. Неотъемлемыми элементами услуги аренды автомобиля «каршеринга» выступает дистанционная идентификация пользователя услуг с использованием мобильного приложения, регистрация в котором требует предоставления персональных данных пользователя (копий документов) и информации о банковской карте в целях последующего безакцептного списания денежных средств.

2. Незаконная аренда автомобиля «каршеринга» через мобильное приложение на телефоне с использованием регистрационных данных постороннего лица (персональных данных) и автоматической оплатой

10 Приказ Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы от 2 сентября 2015 г. № 61-02-283/5 «Об утверждении Требований к цветографической окраске транспортных средств, используемых для оказания услуги каршеринг» // СПС «Гарант».

11 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30 ноября 2017 г. № 48 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате» // СПС «Гарант».

12 Распоряжение Правительства РФ от 25 марта 2020 г. № 724-р «Об утверждении Концепции обеспечения безопасности дорожного движения с участием беспилотных транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования» // СПС «КонсультантПлюс».

услуг аренды с его банковской карты, с учетом особенностей алгоритма предоставления услуг сервисами «каршеринга» и характера причиняемого вреда подлежит квалификации по совокупности ст. 166 и п. «г» ч. 3 ст. 158 УК РФ либо ст. 1593 УК РФ в зависимости от наличия факта взаимодействия злоумышленника с оператором сервиса «каршеринга», направленного на установление личности арендатора.

3. Необходимо конкретизировать уголовно-правовое значение использования чужих персональных данных для регистрации и заключения договора

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ

3-е изд., перераб. и доп. Учебник. 575 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник» Гриф НИИ образования и науки Под ред. М.В. Мешкова

Предварительное следствие

Учебник

Третье издание

Процессуально-правовая деятельность, составляющая содержание предварительного следствия, рассматривается с учетом соответствующих положений законов и подзаконных актов, современных достижений теории уголовно-процессуального права, криминалистики, оперативно-розыскной деятельности. Подробно изложены вопросы, касающиеся специфики организации органов предварительного следствия, процессуальной деятельности, взаимодействия органов предварительного следствия с органами дознания, прокуратурой, судом.

Для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция», по специальности «Правовое обеспечение национальной безопасности», курсантов вузов системы образования МВД России, а также для практических работников органов предварительного расследования.

аренды через мобильное приложение «каршеринга» в диспозиции ст. 166 УК РФ посредством введения квалифицированного состава преступления «те же деяния сопряженные с нарушением неприкосновенности частной жизни», а также рассмотреть вопрос о криминализации в ст. 324 УК РФ сбыта чужих фотокопий официальных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет.

4. В среднесрочной перспективе запланирована реализация ряда мер, направленных на широкое внедрение на основе сервисов «каршеринга» беспилотного транспорта. Инфраструктура беспилотного транспорта отнесена к критически важной информационной инфраструктуре. Посягательство на беспилотный автомобиль «каршеринга» дополнительно будет охватываться специальным составом преступления (ст. 2741 УК РФ).

Литература

1. Лоренц Д.В. Угон и хищение транспортных средств: условия, причины и межотраслевые меры предупреждения в свете новой позиции конституционного суда РФ // Всероссийский криминологический журнал. 2017. Т. 11. № 2. C. 337-349.

2. Халиуллин А.И. Информационная интервенция в отечественное уголовное законодательство // Проблемы экономики и юридической практики. 2015. № 3. С. 88.

3. Халиуллина Л.Г. Особенности использования участниками незаконного оборота наркотических средств сервисов краткосрочной аренды автомобилей («каршеринг») // Наркоконтроль. 2020. № 1. С. 21-24.

References

1. Lorents D.V. Ugon i khishchenie transportnykh sredstv: usloviya, prichiny i mezhotraslevye mery pred-uprezhdeniya v svete novoy pozitsii konstitutsionnogo suda RF // Vserossiyskiy kriminologicheskiy zhurnal. 2017. T. 11. № 2. C. 337-349.

2. Khaliullin A.I. Informatsionnaya interventsiya v otechestvennoe ugolovnoe zakonodatel'stvo // Problemy ekonomiki i yuridicheskoy praktiki. 2015. № 3. S. 88.

3. Khaliullina L.G. Osobennosti ispol'zovaniya uc-hastnikami nezakonnogo oborota narkoticheskikh sredstv servisov kratkosrochnoy arendy avtomobiley («karshering») // Narkokontrol'. 2020. № 1. S. 21-24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.