Научная статья на тему 'Особенности культуры труда на японских предприятиях'

Особенности культуры труда на японских предприятиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1071
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Уголь
Scopus
ВАК
CAS
GeoRef
Область наук
Ключевые слова
СТАЖИРОВКА / ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ / КАЧЕСТВО И НАДЕЖНОСТЬ / КУЛЬТУРА ТРУДА / УСТАНОВКИ И ЦЕННОСТИ ПЕРСОНАЛА / PRACTICAL TRAINING / LABOR ORGANIZATION / EFFICIENCY / SAFETY / QUALITY AND RELIABILITY / LABOR CULTURE / PERSONNEL RESOLUTIONS AND VALUES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фомин А.В., Лапаева О.А., Смолин А.В., Михно М.В.

В статье представлены результаты стажировки руководителей, специалистов компании СУЭК и научных сотрудников НИИОГР на промышленных предприятиях Японии. Стажировка проводилась в рамках реализации ведомственной целевой программы «Повышение квалификации инженерно-технических кадров на 2016-2017 гг.». Описаны основные принципы формирования и особенности культуры труда, организации безопасной и эффективной трудовой деятельности на этих предприятиях, сделаны выводы о возможности применения японского опыта формирования культуры труда в практике работы российских предприятий угледобычи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Фомин А.В., Лапаева О.А., Смолин А.В., Михно М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper presents the results of SUEK managers and NIIOGR scientific researchers practical training in Japan industrial enterprises. The practical training was performed as part of the departmental target program “Engineering and technical personnel qualification improvement in 2016-2017". The main concepts of the labor culture formation and its specific features, safe and efficient labor activity organization at these enterprises are described, conclusions are made on the possibility of the Japanese experience application for labor culture forming in the Russian coal mining enterprises.

Текст научной работы на тему «Особенности культуры труда на японских предприятиях»

УДК 658.382:658.387:658.5(520) © А.В. Фомин, О.А. Лапаева, А.В. Смолин, М.В. Михно, 2018

Особенности культуры труда на японских предприятиях

DOI: http://dx.doi.org/10.18796/0041-5790-2018-2-61-66

В статье представлены результаты стажировки руководителей, специалистов компании СУЭК и научных сотрудников НИИОГР на промышленных предприятиях Японии. Стажировка проводилась в рамках реализации ведомственной целевой программы «Повышение квалификации инженерно-технических кадров на 2016-2017гг.». Описаны основные принципы формирования и особенности культуры труда, организации безопасной и эффективной трудовой деятельности на этих предприятиях, сделаны выводы о возможности применения японского опыта формирования культуры труда в практике работы российских предприятий угледобычи.

Ключевые слова: стажировка, организация труда, эффективность, безопасность, качество и надежность, культура труда, установки и ценности персонала.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в АО «СУЭК» работа с персоналом направлена на формирование коллективов сотрудников, понимающих и разделяющих ценности и цели компании, профессионально подготовленных и мотивированных на производительную работу, стремящихся к саморазвитию. Развитие персонала рассматривается руководством компании как важная составляющая работы по формированию высокого уровня корпоративной культуры для обеспечения и сохранения лидирующих конкурентных позиций на рынке углепроизводителей [1, 2].

Составной частью выстраиваемой системы работы с кадровым резервом является организация зарубежных стажировок, каждая из которых позволяет ее участникам не только увидеть эффективные приемы труда, применяемые на зарубежных предприятиях, но и, адаптировав, освоить их в своей практике работы [3, 4].

В период 9-17 декабря 2017 г. состоялась командировка двадцати семи работников СУЭК и двух сотрудников НИИОГР на предприятия Японии, производящие карьерную и строительную технику. Согласно программе для участников стажировки было организовано посещение заводов компаний Hitachi и Komatsu с целью ознакомления с культурой труда в аспектах обеспечения эффективности и безопасности производства.

КУЛЬТУРА ТРУДА

Каждый из своего жизненного и трудового опыта знает, что одну и ту же работу можно сделать по-разному. Один работник выполнит работу (задание, операцию) качественно и быстро, другой - затратит уйму времени, устанет, а результат его труда «будет желать лучшего».

ФОМИН Анатолий Валентинович

Канд. соц. наук, тветник директора по персоналу АО «СУЭК», 115054, г. Москва, Россия, e-mail: FominAV@suek.ru

ЛАПАЕВА Оксана Анатольевна

Канд. экон. наук, ученый секретарь НИИОГР, старший научный сотрудник Челябинского филиала Института горного дела УрО РАН, 454048, г. Челябинск, Россия, e-mail: lapaeva@yandex.ru

СМОЛИН Антон Вячеславович

Канд. техн. наук, научный сотрудник НИИОГР, 454048, г. Челябинск, Россия, e-mail: 89507358464@mail.ru

МИХНО Марина Владимировна

Директор Чегдомынского горно-технологического техникума, 682030, п. Чегдомын, Хабаровский край, Россия, е-mail: gildenbrant@mail.ru

Почему так происходит? Зачастую работники на предприятиях имеют различные представления о параметрах трудовой деятельности, ее организации, планировании, обеспечении безопасности, требованиях к состоянию рабочего места и различное отношение к труду. Все перечисленное определяется содержанием и состоянием культуры труда [4, 5, 6, 7].

Культура труда - это совокупность личностных и выработанных качеств работника, а также устройство предприятия, благодаря которому организуется и реализуется трудовая деятельность, обеспечивающая требуемый уровень безопасности и эффективности производства [5, 8, 9].

Традиционно культура труда на японских предприятиях ассоциируется во всем мире с понятием «качество», системой «5S», системой «кайдзен», «бережливым производством», кружками качества, системой пожизненного найма [10, 11]. Но только ли этим формируется культура труда высокого уровня?

Попытаемся ответить на этот вопрос обобщением увиденного и услышанного на встречах с руководителями и специалистами заводов, в ходе посещения цехов предприятий.

Основные компоненты, определяющие уровень культуры труда и на которые обратили внимание участники стажировки на японских предприятиях, представлены на рисунке 1.

Формирование, поддержание высокой культуры труда и ее дальнейшее развитие на предприятиях компании Komatsu осуществляются в рамках реализации концепции управления «Путь KOMATSU» («KOMATSU Way»), основные положения которой отражены в документе Кодекс поведения Komatsu [12].

В основе этой концепции - принцип, определяющий жизнеспособность компании: «Максимизация корпоративной ценности путем достижения высокого качества и надежности продукции компании». Корпоративная ценность понимается в компании как доверие к ней общества и всех заинтересованных сторон, окружающих компанию (клиенты, партнеры и т.п.).

Основными составляющими реализуемой компанией концепции управления «KOMATSU Way» являются:

- эффективное корпоративное управление;

- эффективное и безопасное создание продукции;

- управление брэндом компании.

Главные принципы, заложенные в концепции управления компанией:

1. Сила компании - это жизнеспособность организации и всех ее сотрудников, непрерывные улучшения на каждом рабочем месте.

2. Работа лицом к клиенту с привлечением всего имеющегося потенциала организации.

3. Соблюдение баланса жизненного цикла работника (работа/отдых).

• Трудовая среда и организация рабочего места

Основной принцип организации трудового процесса на предприятиях - обеспечение качественного и надежного производственного процесса. Для этого используются организационные инструменты, позволяющие сократить дефекты, брак, отходы и переделки исправляемого брака. Эти инструменты объединены в методику под названием Дзидока (jidoka), которая включает в себя:

1. защиту от ошибок/защиту от непреднамеренного использования - технические и технологические решения, реализация которых позволяет сделать операцию только одним, правильным способом и дефект просто не может образоваться;

2. автоматизацию трудовых операций - создание и использование такого оборудования, которое способно самостоятельно обнаруживать первый дефект, после чего сразу остановиться и сигнализировать о том, что возникла проблема;

3. поиск причины возникновения дефекта;

4. контроль источника ошибок - перенос фокуса контроля с готовой продукции на процесс;

5. организационную и операционную стандартизацию - доступное для работника описание правильного выполнения критичных и важных с точки зрения качества операций [14].

Следует отметить, что принимавшие нас руководители и специалисты японских предприятий отмечали: количество дефектов, равное «нулю», - это сказка, так и не ставшая былью. Попытки создать систему, полностью исключающую брак во всех его проявлениях и на всех стадиях производственного процесса, потерпели крах, в некоторых случаях вместе с компаниями, реализующими такие системы. Реальная цель работы в этом направлении - ноль брака у потребителя, отсутствие повторяющихся дефектов и минимальный уровень брака в системе. Контроль качества осуществляется самим рабочим, выполняющим операции, и при необходимости контролерами по завершении сборки крупных узлов машин.

По сути, обеспечение производительного труда реализуется в двух направлениях: первое - обеспечение отсутствия дефектов у потребителя, т.е. обнаружение дефекта до отгрузки продукции; второе - выстраивание качественного производственного процесса.

Японские менеджеры признают, что выстраивание качественного производственного процесса трудоемко, требует целенаправленной непрерывной работы и ресурсов на первоначальном этапе, но оно того стоит (рис. 2).

Основной принцип, заложенный на японских предприятиях в мотивацию работника к качественному труду без дефектов, - это «не принимай; не производи; не передавай дефекты». Принцип реализуется благодаря созданию защиты от ошибок.

Например, при сборке на узле имеются два одинаковых отверстия. Если рабочий вставит трубку в одно отверстие -будет правильно (рис. 3), вставит в другое - будет брак, который определится только на последующей операции или вообще на финишной. Так как изделие жестко закрепляется на сборочном стенде, одно из отверстий закрыто пластиной и по ошибке трубку туда точно не вставишь.

Установление причины и источника брака, разработка решения по его устранению, реализация решения и отработка в технологии выполнения операций позволяют забыть про брак навсегда.

В случаях, когда подобное техническое решение невозможно, используется организационная и операционная стандартизация. Для этого все операции, производимые

Рис. 2. Примеры организации труда на рабочем месте и в цехе: а - рабочее место рабочего; б - рабочее место мастера; в - визуализация структуры компетенций работников цеха; г - сборочный цех

для выпуска продукции, делятся на 4 категории по их влиянию на качество (табл. 1), и для каждой из них определяется требуемый уровень стандартизации. По всем критичным для качества продукции операциям работнику четко указываются правильные действия (рис. 4).

• Трудовые отношения

Практически на всех предприятиях нам удалось увидеть другое отношение к бракам, дефектам, ошибкам персонала и к качеству труда, чем на отечественных предприятиях (табл. 2).

Отношение к дефектам на японских предприятиях следующее: промахи из-за забывчивости, случайной перестановки, перепутывания, неправильного считывания, ложной интерпретации, заблуждений, незнания или невнимательности возможны и неизбежны; их следует вскрывать и нельзя замалчивать [14].

Основной принцип, реализуемый в целенаправленной работе с дефектами в технологии, организации,управлении,поведении и действиях работников, - «необходимо искать не виновников дефекта, а его причину». Причины дефектов определяются по следующей цепочке: дефект, возникший в продукте - действие - сотрудник - причина - промах и/или заблуждение - дефект в системе. Таким образом, формируется и механизм предотвращения ошибок:

- создание условий для бездефектной работы;

- внедрение методов бездефектной работы;

- систематическое устранение возникших ошибок;

- принятие мер предосторожности и внедрение простых технических решений, позволяющих сотрудникам предотвратить совершение ошибки.

Следует отметить, что представленные в табл. 1 характеристики отношения работников к труду реализуются на японских предприятиях не только в аспекте обеспечения качества продукции, но и в аспекте обеспечения безопасности, поскольку ошибки оператора могут привести не только к браку, но и к травме [15].

Система обучения и подготовки работников в компании имеет несколько уровней. Основы трудовых отношений закладываются еще при обучении будущих работников в школе посредством проведения экскурсий по цехам предприятия, музею компании Komatsu. Компания осуществляет активную поддержку классов естественных наук в начальных школах. Следующим уровнем является помощь в получении базового образования, которая предоставляется людям, не имеющим возможности получить уровень

Таблица 1

Распределение операций по их влиянию на качество продукции (доработано по [14])

образования, необходимый для найма на работу, в силу специфических для страны или региона обстоятельств (Чили, Африка) [12]. На следующем уровне предоставляется поддержка университетам и школам профессионального обучения - формирование учебной программы, предоставление оборудования Komatsu, а также инструкторов (рис. 5).

• Обеспечение и повышение безопасности труда

Культура безопасности труда на японских предприятиях является одним из важнейших элементов управления предприятием [15]. Культура безопасности труда рассматривается как понятие, включающее в себя следующие аспекты:

- отношение к безопасности труда;

Доля в общем

Требования к уровню стандартизации операции количестве

операций

Критичная - должна быть описана очень четко 15%

и последовательно, отклонения недопустимы

Очень важная - должна быть описана, 30%

но допускаются отклонения, при этом мы

получаем хорошие результаты

Маловажная - правильное выполнение определено, 30%

но не описано, работа выполняется с очень большим

допуском на отклонения, но это не влияет на результат

Не важная - работу нужно сделать качественно 25%

Рис. 3. Пример реализации системы защиты от ошибок [14]

Рис. 4. Пример описания операции и ее правильного (безопасного) выполнения, размещенного на участке, где выполняется эта операция

Таблица 2

Основные характеристики отношения работников к качеству труда на российских и японских предприятиях (доработано по [14])

Российские предприятия | Японские предприятия

Брака должно быть меньше Брак - это проблема, а проблемы

относительно уровня, достигнутого не планируют в прошедшем периоде

Низкое качество продукции -ошибка людей, сбой в работе оборудования

Проблемы в области качества продукции - следствие проблем в системе

За качество ответственно производство (подразделение)

За качество ответственны все структуры предприятия

Качество есть результат проверок Качество - часть системы

Контроль качества - обязанность отдела контроля качества (ОТК)

Контроль качества - обязанность каждого работника

Одни и те же дефекты могут повторяться

Повторение одних и тех же дефектов недопустимо

Ошибки выявляются контролерами Ошибки выявляют работники

Рис. 5. Примеры участия компании в обучении и подготовке потенциальных работников [12]: а - экскурсия для школьников с разъяснением необходимости соблюдения правил безопасности; б - дом музей основателя компании Кот^$и Мэитаро Такэути; в - объяснение школьникам основ конструирования деталей машин; г - предоставление оборудования для обучающих программ в университетах

- поведение в производственной системе;

- климат на рабочем месте с точки зрения безопасности труда [12, 16, 17].

Отношение к безопасности труда как к основному и обязательному условию высокопроизводительной работы является обязательным критерием при отборе всего без исключения персонала (рабочих, специалистов и руководителей). Даже офисные работники, которые работают в безопасных, относительно производства условиях, допускаются до работы только после того, как смогут выявить 32 опасности на своем офисном рабочем месте. Считается, что работник должен не просто выучить, где может быть опасность, а должен ее чувствовать и уметь самостоятельно выявлять. На этом строится отношение к безопасности. Закрепляется это отношение при подготовке персонала, поддерживается коллективом при непосредственной реализации трудового процесса.

Такой многоэтапный подход к формированию и поддержанию внимательного отношения к безопасности труда обеспечивает и обосновывает безопасное поведение работников в производственном процессе. Поведение рабочих основывается на их собственном понимании существующих опасностей и соответствующих этим опасностям безопасных действий. Отдельного внимания заслуживают тренировочные центры при японских предприятиях, на которых рабочие отрабатывают не только правильные действия при работе с опасностями, но и могут ощутить на себе последствия от неправильных действий при типовых нарушениях требований безопасности. Так, например, в тренировочном центре компании Komatsu есть специальные стенды, на которых рабочие могут получить «псевдоопыт» травмирования без вреда для собственного здоровья (рис. 6.). Вход в центр сделан через низкий дверной проем, при прохождении которого, если смотреть только под ноги, ударишься головой. Тем самым акцентируется внимание рабочих на том, что опасность может быть везде, а не только там, где мы ее ждем. Представлен стенд, на котором работникам наглядно показывается нагрузка на коленные суставы при спры-гивании с высоты. Так при спрыгивании человека с небольшой, казалось бы, высоты (3 м) нагрузка на суставы достигает 400 кг. Тут же представлены все открытые вращающиеся части действующего на производстве оборудования, и работнику наглядно демонстрируется, что происходит с пластиковой рукой при попадании ее в опасную зону.

Руководству предприятий, которые мы посетили, удалось создать и поддерживать благоприятный климат на рабочем месте с точки зрения безопасности труда. В первую очередь это было достигнуто за счет того, что полностью отсутствует система наказаний за нарушения требований безопасности. Вместо наказаний работает общественное порицание коллектива. Такой подход позволяет практически полностью исключить сокрытие информации об опасностях и нарушениях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 6. Помещение учебного класса для отработки рабочими «псевдоопыта» ощущения опасности (учебный центр Komatsu): а - проверка внимательности работника к высоте притолока двери; б - стенд, демонстрирующий нагрузку на суставы при падении работника с высоты 3 м и более; в - стенд, демонстрирующий последствия травмирования рабочих при работе в непосредственной близости с вращающимися частями узлов оборудования

Специалисты работают с этой информацией по следующему принципу: «Мы ищем не причины невыполнимости задачи, а возможные пути ее решения». Этим принципом мотивируется разработка технико-технологических решений. В случае, если нет возможности реализовать технико-технологические решения, непосредственные руководители принимают и реализуют организационные решения, обеспечивающие безопасность труда, а на инструктажах подробно прорабатывают с рабочими все выявленные опасности и безопасные приемы труда.

Именно высокий уровень культуры безопасности труда на японских предприятиях позволяет им получать значимо более высокие результаты от применения общепринятых в мире методов и способов управления охраной труда (зафиксированных в стандартах ОНБДБ).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Культура труда является важнейшей характеристикой успешно развивающейся компании, влияет на ее жизнеспособность, поскольку работники компании как носители культуры труда - основной источник ее развития.

В основу высокой культуры труда на японских предприятиях заложены принципы, нацеливающие всех сотрудников на поддержание и непрерывное повышение качества трудовых процессов и готовой продукции.

Одной из важных особенностей культуры труда работников японских предприятий является отношение к клиенту - отзывчивость на его потребности и включение всего потенциала компании для их удовлетворения. Цель тру-

довой деятельности каждого работника - предоставлять продукты, услуги и решения, которые могут поддержать развитие бизнеса.

Достижение этой цели обеспечивается вовлечением каждого работника в процесс выстраивания безопасного и эффективного производственного процесса, поддержания требуемого ритма и такта движения ресурсов, не допускающего появления дефектов в технологии, организации, управлении, поведении и действиях людей. Для этого контроль качества результатов труда нацелен на выявление причины возникновения дефекта, а не его виновников.

Участники стажировки выражают благодарность руководству АО «СУЭК», АО «СУЭК-Кузбасс», АО «СУЭК-Красноярск», АО «Разрез Тугнуйский», АО «Ургалуголь», ООО «Приморскуголь», ООО «НИИОГР» и лично Ю.И. Ал-батову;представителям компаний: ООО «Комацу СНГ» -С.Ю. Завивалову, А.М. Касаткину, ООО «Сумитек Интер-нейшнл» - г-ну Ю. Ютани, С.Н. Зыкову, Т. Отцука, ООО «Хитачи Констракшн Машинери Евразия» - г-ну М. Сэндзаки, ООО «МайнтекМашинери» - М. Четинелли и А.Ю. Загие-ву за всестороннюю поддержку и организацию поездки.

Список литературы

1. Артемьев В.Б., Галкин В.А., Кравчук И.Л. Безопасность производства (организационный аспект). М.: Горная книга, 2016. 144 с.

2. Роль руководителя и персонала в обеспечении безопасности производства: Отдельная статья горного информационно-аналитического бюллетеня / В.Б. Артемьев, А.И. Добровольский, В.В. Лисовский, В.А. Галкин, А.М. Макаров, И.Л. Кравчук, Н.О. Каледина, О.В. Воробьева, А.В. Галкин. М.: Горная книга, 2017. 47 с. (Сер. «Б-ка горного инженера-руководителя». Вып. 32).

3. Об организации производства и труда на предприятиях Федеративной Республики Германии / А.В. Фомин, Д.Е. Горев, В.Ю. Натейкин, С.И. Захаров, В.А. Хажиев // Уголь. 2016. № 5. С. 86-89. URL: http://www.ugolinfo.ru/Free/052016. pdf (дата обращения: 15.01.2018).

4. Об организации производства и труда на предприятиях Японии / А.В. Фомин, О.Н. Садовая, М.Н. Полещук, О.С. Ши-вырялкина // Уголь. 2017. № 2. С. 30-33. URL: http://www. ugolinfo.ru/Free/022017.pdf (дата обращения: 15.01.2018).

5. Петров А.В., Карасева К.С. Основные теоретические подходы к исследованию современной корпоративной культуры труда // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. 2015. Вып. 2. С. 86-92.

6. Гастев А.К. Трудовые установки / под ред. Ю. Гастева, Е. Петрова. 3-е изд. М.: Либроком, 2011. 480 с.

7. Culture Management // Management systems. URL: http://www.mgtsystems.com/culture-management-dif (дата обращения: 15.01.2018).

8. Custom the Relationship between Leadership Styles and Organizational Culture essay paper sample // Best writing service. URL: http://bestwritingservice.com/essays/ Management/the-relationship-between-leadership-styles-and.html (дата обращения: 15.01.2018).

9. Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры / пер. с англ. под ред. И.В. Андреевой. СПб.: Питер, 2001. 320 с.

10. Галева А.А. Особенности организационной культуры в японских и немецких компаниях // Культура в современ-

ном мире. 2015. № 1. [Электронный ресурс]. URL: http:// infoculture.rsl.ru (дата обращения 15.01.2018).

11. Kristina Kovacevik. The use of brainwashing in the process of changing the organizational culture of the German and Japanese workers // Ekonomiski Razvoj - Economic Development. 2013. Issue 3. P. 243.

12. Официальный сайт компании Komatsu Ltd [Электронный ресурс]. URL: https://home.komatsu/en/ (дата обращения: 15.01.2018).

13. Розенко Н. Дзидока, или Правильный процесс дает правильные результаты [Электронный ресурс]. URL: http:// www.cfin.ru/management/manufact/jidoka.shtml (дата обращения: 15.01.2018).

14. http://www.careerjoy.com/ [Электронный ресурс]. URL: http://www.careerjoy.com/blog/mmm-3-principles-of-japanese-ork-culture-monday-morningmotivator/.

15. Comparing safety culture and learning culture five starsLittlejohn, Allison; Lukic, Dane; Margaryan, Anoush Risk Management 2014-11-01.

16. Safety Culture And Best Practices At Japan's Fusion Research ...five stars / K. Rule, L. Cadwallader, M. King, Y. takase, Y. Oshima, K. Nishimura and A. Sukegawa Prepared for the U.S. Department of Energy under Contract DE-AC02.

17. Stiglitz J.E., Greenwald B.C. Creating a Learning Society: A New Approach to Growth, Development, and Social Progress. New-York: Columbia Univ Pr., 2014. 680 p.

PRODUCTION SETUP

UDC 658.382:658.387:658.5(520) © A.V. Fomin, O.A. Lapaeva, A.V. Smolin, M.V. Mikhno, 2018 ISSN 0041-5790 (Print) • ISSN 2412-8333 (Online) • Ugol' - Russian Coal Journal, 2018, № 2, pp. 61-66

Title

SPECIFIC FEATURES OF THE JAPANESE ENTERPRISES WORK CULTURE

DOI: http://dx.doi.org/10.18796/0041-5790-2018-2-61-66 Authors

Fomin A.V.1, Lapaeva OA2' 3, Smolin A.V.2, Mikhno M.V.4 ' SUEK, JSC, Moscow, 115054, Russian Federation

2 Institute of efficiency and safety of mining production ("NIIOGR" LLC), Chelyabinsk, 454048, Russian Federation

3 Chelyabinsk Mining Institute of Ural branch of RAS, Chelyabinsk, 454048, Russian Federation

4 Chegdomyn Mining and Technological College, Chegdomyn village, Khabarovsk Krai, 682030, Russian Federation

Authors' Information

Fomin A.V., PhD (Sociological Sciences), Adviser, Director in charge

of Human Resources, e-mail: FominAV@suek.ru

Lapaeva O.A., PhD (Economic), Academic Secretary, Senior Scientific

Assistant, e-mail: lapaeva@yandex.ru

Smolin A.V., PhD (Engineering), Scientific Assistant,

e-mail: 89507358464@mail.ru

Mikhno M.V., Director, e-mail: gildenbrant@mail.ru

Abstract

The paper presents the results of SUEK managers and NIIOGR scientific researchers practical training in Japan industrial enterprises. The practical training was performed as part of the departmental target program "Engineering and technical personnel qualification improvement in 2016-2017". The main concepts of the labor culture formation and its specific features, safe and efficient labor activity organization at these enterprises are described, conclusions are made on the possibility of the Japanese experience application for labor culture forming in the Russian coal mining enterprises.

Keywords

Practical training, Labor organization, Efficiency, Safety, Quality and reliability, Labor culture, Personnel resolutions and values.

References

1. Artemiev V.B., Galkin V.A. & Kravchuk I.L. Bezopasnost' proizvodstva (organi-zatsionnyyaspect) [Industrial safety (organizational aspect]. Moscow, Gornaya Kniga Publ., 2016, 144 p.

2. Artemiev V.B., Dobrovolskiy A.I., Lisovskiy V.V., Galkin V.A., Makarov A.M., Kravchuk I.L., Kaledina N.O., Vorobyova O.V. & Galkin A.V. Rol rukovoditelya i personala vobespecheniibezopasnostiproizvodstva [Manager's and personnel role in production safety provision]. Separate article in the Mining Information and Analytical Bulletin. Moscow, Gornaya Kniga Publ., 2017, 47 p. (Mining Engineer-Manager's Library series, issue 32)

3. Fomin A.V., Gorev D.E., Nateikin V.Yu., Zakharov S.I. & Khazhiev V.A. Ob organizatsii proizvodstva i truda na predpriyatiyakh Federativnoy Respubliki Germanii [On production and labor organization in Germany enterprises]. Ugol' - Russian Coal Journal, 2016, No. 5, pp. 86-89. Available at: http://www. ugolinfo.ru/Free/052016.pdf (accessed 15.01.2018).

4. Fomin A.V., Sadovaya O.N., Poleshchuk M.N. & Shivyryalkina O.S. Ob organizatsii proizvodstva i truda na predpriyatiyakh Yaponii [On production and labor organization in the enterprises of Japan]. Ugol' - Russian Coal Journal, 2017, No. 2, pp. 30-33. Available at: http://www.ugolinfo.ru/Free/022017.pdf (accessed 15.01.2018).

5. Petrov A.V. & Karaseva K.S. Osnovnye teoreticheskie podhody k issle-dovaniyu sovremennoy korporativnoy kultury truda [Main theoretical to the modern corporate labor culture investigation]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo Universiteta - Newsletter of the St-Petersburg Universtity, Series 12, 2015, issue 2, pp. 86-92.

6. Gastev A.K. Trudovye ustanovki [Labor resolutions]. Under the editorship of Gastev Yu., Petrov E., 3-d edition. Moscow, Librokom Publ., 2011, 480 p.

7. Culture Management. Management systems. Web-resource. Availaible at: http://www.mgtsystems.com/culture-management-dif (accessed 15.01.2018).

8. Custom the Relationship between Leadership Styles and Organizational Culture essay paper sample. Best writing service. Web-resource. Availaible at: http://bestwritingservice.com/essays/Management/the-relationship-between-leadership-styles-and.html (accessed 15.01.2018).

9. Cameron K. & Quinn R. Diagnostika iizmenenieorganizatsionnoy kultury [Organization culture diagnostics and transformation]. Translated from English under the editorship of Andreyeva I.V. St-Petersburg, Piter Publ., 2001, 320 p.

10. Galeva A.A. Osobennosti organizatsionnoy kultury v yaponskih i nemetskih kompaniyah [Specific features of organizational culture in Japanese and German companies]. Kultura v sovremennom mire - Culture in the Modern World, 2015, No. 1. Web-resource. Available at: http://infoculture.rsl.ru (accessed 15.01.2018).

11. Kristina Kovacevik. The use of brainwashing in the process of changing the organizational culture of the German and Japanese workers. Ekonomiski Razvoj - Economic Development, 2013, No. 3, pp. 243.

12. Official website Komatsu Ltd. Web-resource. Availaible at: https://home. komatsu/en/ (accessed 15.01.2018).

13. Rozenko N. Dzidoka, ili Pravil'nyy protsess daet pravil'nye rezul'taty [Dzi-doka, or the Correct process yields the correct results]. Web-resource. Availaible at: http://www.cfin.ru/management/manufact/jidoka.shtml (accessed 15.01.2018).

14. http://www.careerjoy.com/ Web-resource. Availaible at: http://www. careerjoy.com/blog/mmm-3-principles-of-japanese-ork-culture-monday-morningmotivator/ (accessed 19.02.2015).

15. Comparing safety culture and learning culture five starsLittlejohn, Allison; Lukic, Dane; Margaryan, Anoush Risk Management 2014-11-01.

16. Rule K., Cadwallader L., King M., Takase Y., Oshima Y., Nishimura K. & Sukegawa A. Safety Culture and Best Practices at Japan's Fusion Research ...five stars. Prepared for the U.S. Department of Energy under Contract DE-AC02.

17. Stiglitz J.E. & Greenwald B.C. Creating a Learning Society: A New Approach to Growth, Development, and Social Progress. New-York, Columbia Univ Pr., 2014, 680 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.