Научная статья на тему 'Особенности культуры общения в современном коммуникативном пространстве'

Особенности культуры общения в современном коммуникативном пространстве Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
2356
444
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности культуры общения в современном коммуникативном пространстве»

УДК 316.77

Шиляева Ирина Фаритовна

Кандидат философских наук, доцент кафедры прикладной психологии и девиантологии Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, Faritovnairina@rambler.ru, г. Уфа

особенности культуры общения в современном

коммуникативном пространстве

Аннотация: В статье анализируется феномен культуры общения личности в контексте современного коммуникативного пространства, дается авторское определение понятия, по-новому решается проблема ее развития под влиянием мегафакторов, макрофакторов, мезофак-торов и микрофакторов. Подробно рассматриваются особенности развития культуры общения личности в условиях информационного общества, когда определяющими факторами выступают, во-первых, средства массовой информации, структурированные вокруг телевидения, во-вторых, система коммуникации, организованная вокруг компьютерных сетей, в связи с возникновением Интернета.

Ключевые слова: культура, личность, общение, культура общения, информатизация, компьютеризация, детерминация, развитие.

Shilyaeva Irina Faritovna

Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of Department Applied Psychology and Deviantologiya Bashkir State Pedagogical University, Faritovnairina@rambler.ru, Ufa

the culture of communication in modern communicative space

Abstract. In the article the author analyzes the phenomenon of communication culture of personality in the context of modern communication space, author's definition of concepts, new issues are solved development under the influence of megafactories, macroeconomic factors, menafactors and microfaction.

Keywords: culture, person, communication, culture of communication, information, computerization, determination, development.

На уровне общей методологии нет необходимости доказывать, что именно в общении происходит развитие личности, усваивается опыт, накапливаются знания, формируются практические умения и навыки, вырабатываются взгляды и убеждения. Только благодаря общению один человек может обучать другого, увещевать его и советоваться с ним [2, с.76]. Культура общения является важнейшей составляющей и зримым проявлением общей культуры человека. Не случайно А. И. Арнольдов рассматривает культуру как единое целое, которое проявляется в трех необходимых жизненных срезах: в виде внутренней спонтанной культуры, сконцентрированной в духовном мире человека; в виде информационной системы, обеспечивающей хранение, создание и передачу знаний; и в виде культуры функциональной, т.е.

поведения людей в обществе, культуры непосредственного, постоянно развивающегося человеческого общения [1, с. 60]. Выработанные в ходе развития цивилизации и усвоенные им формы общения человек использует в своей профессиональной деятельности. При этом любая конкретная сфера деятельности корректирует общие нормы и законы общения, привнося в них качественную специфику. Но основные характеристики культуры общения инвариантны.

Культура общения личности как сложное явление общественной жизни имеет собственную логику развития. Развертываясь во времени, она не только обновляется, но и сохраняет себя благодаря действию механизмов преемственности, осуществляемому через социокультурные институты, транслирующие каждому новому поколению куль-

турное наследие предшествующих эпох. Единство традиции и обновления - универсальная характеристика любой культуры. Нормы культуры изменчивы, сама культура носит открытый характер. Она отражает те трансформации, которые претерпевает общество.

Современная цивилизация вступила на принципиально новую ступень своего развития, когда информация стала одной из основных ценностей в жизни человека. Массовое применение новых технических средств и информационных технологий, составляющих основу бурно развивающегося процесса информатизации, изменяют образ жизни, требования к современному человеку, его мышлению и культуре. В современном обществе складываются условия для интенсивного развития общения, опосредованного техническими средствами. Не секрет, что в век информационных ресурсов и технологий слово как одна из форм информации приобрело свойства мощного средства, с помощью которого, влияя на сознание и психику, можно положительно или отрицательно воздействовать на состояние и здоровье людей [9, с. 368]. Это является обратной стороной господства информации и актуализирует проблематику культуры общения.

Культура общения, на наш взгляд, выступает как связующее звено между динамичными и относительно устойчивыми компонентами структуры культуры личности. Его рассмотрение целесообразно в соответствии со следующим категориальным рядом: культура - культура личности - общение - культура общения - культура общения личности. В связи с этим культура общения характеризуется нами как качественный уровень форм и способов диалогического взаимодействия человека с другими людьми, являющийся результатом, с одной стороны, социализации, а с другой - саморазвития личности.

Культура общения личности - открытая система. Мы исходим из того, что она представляет собой двуединое динамическое соотношение традиционных моделей общения, благодаря которым поддерживается ее стабильность, и моделей инновационных, обеспечивающих ее изменения. Таким образом, в реальном процессе развития культуры общения личности диалектически соединяются преемственность и новаторство,

стабильность и изменчивость. При этом акцент делается на ослабление нормативного начала в построении межличностных контактов и усилении творческого, личностного начала. По справедливому замечанию В. Е. Кемерова, в ходе развития общества жесткая схематизация поведения личности становится затруднительной и далее нецелесообразной [5]. Это приводит к тому, что вырабатываются схемы (модели), задающие лишь общие формы взаимодействия людей. В современном обществе способность людей трансформировать схемы, устоявшиеся нормы и способы общения является важным условием культуры общения личности.

Культура общения личности - сложное полиструктурное образование, включающее три основные подструктуры: когнитивную, аксиологическую и поведенческую.

Когнитивная подструктура культуры общения личности включает систему знаний и умений, обеспечивающих эффективное ее функционирование: 1) психологические знания, усвоение которых является условием расширения границы самоактуализации и самореализации личности в общении;

2) коммуникативные умения, понимаемые как адекватное использование всех средств общения (первичные естественные средства, естественный и искусственный языки, технические средства общения) в соответствии с целями, условиями, адресатом общения;

3) знание стереотипов, стандартов и эталонов, регулирующих культуру общения личности.

Не следует забывать, что знание может быть использовано личностью различными способами. С одной стороны, оно может способствовать ее общению на высоком духовном уровне, самопознанию, сознательной регуляции взаимодействия. С другой стороны, знание закономерностей и механизмов общения может выступить как возможная форма власти над личностью, особенно в том случае, если отношения будут сводиться к манипулированию ею. Поэтому, чтобы овладеть культурой общения личности, мало обрести соответствующие знания, необходимо, чтобы в процессе усвоения они стали внутренне своими и на их основе изменилось ценностное отношение к миру.

Аксиологическая подструктура выступает ядром культуры общения личности,

благодаря чему обеспечивается ее целостность и неповторимый облик. Роль ценностей в обществе огромна. Применительно к предмету исследования можно сказать, что ценность есть то, без чего существование культуры общения личности полностью или частично теряет смысл.

Поскольку система ценностей личности, определяющих культуру ее общения, является ретрансляцией общественных ценностей, то наиболее адекватным для выражения основной идеи личности - идеи соотнесенности общества и культуры с личностью - является понятие «ценностной ориентации». Культура общения на личностном уровне предусматривает общность исходных ценностных ориентаций взаимодействующих субъектов. Наиболее значимыми в ее структуре представлятся адаптивная, защитная и экспрессивная функции.

Выделение поведенческой подструктуры культуры общения личности позволяет рассмотреть две основные ее составляющие: 1) нормативную, т.е. усвоение социально заданных норм и эталонов; 2) личностно-твор-ческую, которая проявляется в создании и конструировании норм в ходе общения.

Социальные нормы, регулирующие культуру общения личности дозволением, предписанием и запретом, различаются по масштабам. Они могут быть общечеловеческими и национальными, групповыми и межиндивидуальными. Их выполнение связано с тем, в каком качестве они себя проявляют: как стандарты поведения и общения (обязанности, правила) или как ожидания поведения (реакции других людей). Однако нормы данного вида культуры, как и культуры в целом, изменчивы: перемены, происходящие в обществе, приводят и к их преобразованию, которое может происходить по-разному. Если нормы этикета или повседневного общения могут быть преобразованы относительно легко, то нормы, которые управляют наиболее значимыми для общества сферами (например, языкового общения), изменить достаточно сложно, и принятие их членами данного общества в измененном виде может протекать крайне болезненно.

Не всякое отклонение личностью от общепринятых норм культуры общения может быть оценено негативно. В том случае, когда

некие нормы устарели и логика развития общества вызывает потребность их переоценки либо даже отмену, отклонение их может восприниматься как прогресс, как развитие и утверждение нового. Поэтому культура общения личности в определенной степени, с одной стороны, ограничивает ее свободу, с другой - освобождает ее от шаблонов и стереотипов конформистского подражания окружающим, является залогом самостоятельности и суверенности.

Важнейшим свойством культуры общения личности выступает ее изменчивость. В современном обществе изменились традиционные формы общения, процесс непосредственного общения все больше уступает место опосредованному. Новые технические средства расширяют традиционные рамки общения и изменяют его характер, предоставляя возможность мгновенного взаимодействия посредством метаязыка в новом интерактивном, диалоговом режиме, при этом предъявляя новые требования к культуре общения.

Многообразное и мощное влияние на культуру общения личности оказывают факторы, представленные нами в четырехуровневой модели детерминации: 1) ме-гауровень (интернализация общественной жизни, информатизация общества, появление киберпространства, научно-технический прогресс, развитие средств массовой информации); 2) макроуровень (общественно-экономический, политико-правовой и социокультурный факторы); 3) мезоуровень (социальные группы); 4) микроуровень (самопознание и самореализация личности) [8]. Остановимся подробнее на мегауровне, в современных условиях определяемым информатизацией общества и обусловливающим формирование новой культуры общения личности.

Рассматривая особенности культуры общения в условиях информационного общества, целесообразно проанализировать специфику двух важнейших компонентов новой коммуникационной системы: во-первых, это средства массовой информации, структурированные вокруг телевидения (в данном случае мы придерживаемся представления о том, что средства массовой информации -собирательное обозначение технических средств, обеспечивающих функционирова-

ние трансляционной сферы культуры) во-вторых, система коммуникации, организованная вокруг компьютерных сетей, в связи с возникновением Интернета.

Анализируя состояние культуры, французский исследователь А. Моль пришел к выводу, что под влиянием средств массовой информации происходит процесс превращения традиционной «гуманитарной» культуры в культуру «мозаичную». Современная личность, по его мнению, открывает для себя окружающий мир по закону случая, в процессе проб и ошибок. В «мозаичной» культуре знания формируются в основном не системой образования, а средствами массовой информации [6].

Сегодня очевидно, что среди других средств массовой информации (радио, журналы, газеты, информационные бюллетени, каталоги и др.) именно телевидение стало могущественным средством формирования культуры общения личности. Причина подобного явления поныне остается предметом яростных дебатов среди ученых и практиков. Так, У Рассел Нейман считает, что успех телевидения есть следствие базового инстинкта ленивой аудитории, а М. Кастельс склонен видеть корни такой логики поведения не в человеческой природе, а в притягательности домашнего уюта после долгих дней напряженного повседневного труда и в недостатке альтернатив личностного и культурного включения в общение [4].

Влечение к телеэкрану рассматривается и как «род недуга», телемания. Так, М. Винн подчеркивает что: «совсем не отличаясь от наркотиков или алкоголя, телепереживание позволяет вычеркнуть мир реальный и войти в приятное и пассивное состояние... Привычка к телевизору нарушает чувство времени. Она делает другие восприятия смутными и странно нереальными. Эта привычка ослабляет отношения, сокращая, а иногда и устраняя нормальные возможности поговорить, пообщаться». Отсюда можно допустить, что телевидение - предтеча виртуального мира, поскольку у субъекта, часами смотрящего интересную для него программу, создается иллюзия присутствия другого человека и общения с ним.

Глобальной тенденцией, отражающейся и на состоянии культуры общения личности, следует считать в данном случае переход

средств массовой информации на принципиально новый уровень манипулирования сознанием масс. В 1951 году британским журналистом Э. Хантером был введен в употребление термин «промывание мозгов» (brainwashing). Изучая процесс идеологического воспитания в коммунистическом Китае конца 40-х - начала 50-х годов, он пришел к выводу, что «промывание мозгов» - это высокоэффективная технология манипулирования сознанием с целью его реформирования. Данная технология стала неотъемлемым принципом работы телевидения. Не отказываясь от методов «лобовой атаки», т.е. прямой пропаганды, современное телевидение отдает главное предпочтение непрямым, косвенным методам реформирования мышления, максимально эксплуатируя естественную тягу человека (особенно молодого и особенно в условиях кризиса) к развлечениям. Технология «промывания мозгов» рассматривает развлечения как важное средство внедрения в сознание определенных стереотипов, а также усвоения новых идеологических установок.

Обобщая, можно сказать, что мнения в оценке телевидения совпадают по двум фундаментальным позициям:

- являясь одним из главных средств массовой информации и оказывая огромное влияние на всю социальную сферу, телевидение в настоящее время контролирует культуру общения личности;

- телевизионный способ общения является новым средством культуры общения, характеризующимся своей соблазнительностью, сенсорной имитацией реальности и легкостью восприятия с наименьшим психологическим усилием.

Можно сказать, что СМИ, особенно телевидение и радио, стали аудиовизуальной окружающей средой, с которой личность постоянно и автоматически взаимодействует. Часто телевидение имитирует «присутствие» других людей в доме - драгоценное свойство в обществе, где все больше людей живет в одиночестве.

Однозначно обозначить влияние СМИ как фактора на развитие культуры общения личности достаточно сложно, поскольку, на наш взгляд, здесь необходим учет ряда условий. Во-первых, воздействие печати, радио, телевидения на культуру общения зависит

от содержания средств массовой информации, что, в свою очередь, определяется социально-экономической системой общества. Во-вторых, воздействие определяется и уровнем культуры потребления человеком продукции СМИ. Поэтому взаимоотношения между средствами массовой информации и культурой общения личности весьма сложны и многоплановы. Эти два феномена не стоит противопоставлять, поскольку они призваны взаимодополнять друг друга.

Следующим важнейшим компонентом новой коммуникационной системы является глобальная компьютерная коммуникация, в которую в отличие от СМИ встроены свойства интерактивности и индивидуализации. Революционный технический скачок в области компьютеризации привел к тому, что появилось «компьютерное общение» -принципиально новая форма связи людей без личного присутствия в режиме диалога.

Интернет - одна из отличительных черт современной культуры - перевернул привычные представления об общении. С каждым днем все более очевидно, что это самостоятельный мир, живущий по своим законам, мир, в котором, как в зеркале, отражаются все достоинства и недостатки современного общества. Интернет имеет четко выраженные специфические особенности, воплощает и синтезирует преимущества многих предшествующих средств массовой информации, во многом преодолевая их технологическую и социальную ограниченность.

Важной особенностью формирования культуры общения личности в такой ситуации является то, что оно происходит в контексте виртуализации и «киберпростран-ства», в котором начинают размываться устоявшиеся признаки деления общества на социальные группы, общности, народы, государства, культуры. С одной стороны, это способствует развитию культуры общения личности, раздвигая границы реального мира, преодолевая время и пространство, а с другой - это своеобразный «уход» личности в виртуальный мир, который может создать иллюзию жизни и привести к социальному отчуждению.

Отличительной чертой культуры общения личности в виртуальных сообществах является отсутствие всякой ответственности

и свобода входа и выхода из них. Отношения между людьми в этом случае принимают форму отношений между виртуальными образами, появляется собственный язык (сокращения, символы, условные обозначения эмоций), призванный компенсировать главный недостаток виртуального общения -отсутствие визуального контакта. Понятия пространства-времени смещаются, принцип «здесь и теперь» принимает условный характер. Пользователь, общающийся оп-Ипе (интерактивном) режиме, уже не воспринимает физическое расстояние как помеху или как вообще значимый параметр на данный момент, так как его партнер способен реагировать на реплики, отвечать, улыбаться и т.д. в считанные секунды - как при непосредственном «живом» общении.

Анализ показывает, что Интернет в современном обществе обусловливает следующие направления развития культуры общения личности:

1) расширяет связи между людьми;

2) ведет к появлению новых субъектов, средств и форм общения;

3) увеличивает интерактивность общения;

4) меняет словарный запас и структуру языка;

5) переносит навыки компьютерного общения на условия традиционного общения личности.

Эти особенности дают повод некоторым исследователям утверждать, что Интернет формирует диалогическое пространство. «Бесконечное количество возможностей поиска и выбора, - по мнению В. Е. Иванова, -обеспечивает каждому пользователю Интернета равноправное и полноценное общение, при котором достигается взаимопонимание мотивов и целей собеседников, т.е. подлинный диалог» [3, с. 54].

Однако нам думается, что названные характеристики еще не свидетельствуют о диалогичности такого взаимодействия. Действительно, Интернет с его особыми возможностями обратной связи в корне изменил процессы общения. Открытость, массовость, отсутствие границ, цензуры, анонимность, интимность, интерактивность - понятия, характеризующие новое качество общения личности. Но мы полагаем, что в данном случае в ситуации компьютерного общения возникает иллюзия подлинного

диалога. Общение с компьютером развивает ощущение взаимодействия с другими. Но на самом деле это псевдодиалог, т.е. воображаемый, кажущийся диалог, поскольку здесь возможно проявление таких негативных его последствий, как:

1) отсутствие реальной картины личности, эффект сокрытия или презентация ложных сведений;

2) снижение уровня ответственности;

3) «удвоение мира»;

4) «очеловечивание» компьютера как образца для подражания;

5) информационное «заражение личности машинным видением мира»;

6) стирание индивидуальных различий людей;

7) повышение социальной отчужденности и одиночества.

Конечно, можно сколь угодно долго обсуждать достоинства и недостатки Интернет, но приходится признать, что Интернет - это объективная реальность, имеющая свои несомненные уникальные преимущества, обеспечивающая взаимосвязь членов сообщества в ранее невиданных масштабах. Интернет является реально существующим параллельным миром, новой виртуальной реальностью, которая, с одной стороны, обогащает возможности общения, а с другой -ставит перед обществом и личностью ряд новых проблем.

В плане развития культуры общения в условиях информатизации российского общества мы полагаем, что необходимо сделать Интернет средством общения, расширяющим возможности взаимодействия, а не способом замещения реальности. Воспитание

культуры общения должно быть нацелено на формирование субъекта культуры, способного критически оценивать все достоинства и недостатки современной социокультурной ситуации. Личность должна учиться жить в обоих мирах. Компьютер - всего лишь новый мощный «соблазнитель», противовесом которому должны стать традиции, поддерживающие культуру, нормы и ценности, существующие в каждом обществе.

Библиографический список

1. Арнольдов А. И. Человек и мир культуры. Введение в культурологию. - М., НАКи-ОЦ,1992. - 240 с.

2. Гейхман Л. К. Искусство быть и общаться с Другим. - Пермь: ЦРО, 2001. - 198 с.

3. Иванов В. Е. Интернет в формировании диалогического пространства в социокультурной среде // Мир психологии. - 2000. - № 2. -С. 52-56.

4. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. - М.: ГУ ВШЭ, 2000. - 608 с.

5. Кемеров В. Е. Введение в социальную философию: учебник для вузов. - М.: Академический проект, 2000. - 314 с.

6. Моль А. Социодинамика культуры / пер. с фр. Изд. 3-е. - М.: Издательство ЛКИ, 2008. - 416 с.

7. Петрова И. Ф. Культура общения личности (социально-философские аспекты): дисс. ... канд. филос. наук. - Уфа, 2003. - 142 с.

8. Шиляева И. Ф. Культура общения современной личности: детерминанты и факторы развития // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия «Педагогика, психология». 2011. - №3(6). - С. 337-340.

9. Юзвишин И. И. Основы информациологии. 3-е изд., исп. и доп - М.: Высш. школа, 2001. -600 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.