Научная статья на тему 'Особенности кросс-культурной адаптации представителей китайской народности Хань и малочисленных национальностей Синьцзяна в России'

Особенности кросс-культурной адаптации представителей китайской народности Хань и малочисленных национальностей Синьцзяна в России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
176
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРОСС-КУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ / CROSS-CULTURAL ADAPTATION / КИТАЙСКИЕ СТУДЕНТЫ / CHINESE STUDENTS / HAN NATION / НАЦИОНАЛЬНЫЕ МЕНЬШИНСТВА СИНЬЦЗЯНА / NATIONAL MINORITIES OF XINJIANG / НАРОДНОСТЬ ХАНЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мо Цзимань

В статье актуализируется потребность в комплексном научном анализе характера адаптации китайских студентов в России, в том числе особенностей адаптации представителей китайской народности Хань и национальных меньшинств района Синьцзян. Для многостороннего исследования особенностей адаптации китайских студентов в России выбрана теория кросс-культурной адаптации (C. Ward и J. Berry), позволяющая анализировать психологическую и социально-культурную адаптацию. В работе представлена краткая психологическая, социальная и культурная характеристика народности Хань и представителей национальностей Синьцзяна. Обозначен научный аппарат исследования и представлены эмпирические результаты сравнения в двух группах испытуемых, представлены выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF CROSS-CULTURAL ADAPTATION OF REPRESENTATIVES OF THE CHINESE NATIONALITY HAN AND SMALL NATIONALITIES OF XINJIANG IN RUSSIA

The article presents the relevance of the study of the adaptation of Chinese students in Russia. The absence of comparative scientific research of intercultural adaptation of the Chinese minority is revealed. It is revealed that the most part of researches is devoted only to a separate aspect of adaptation. It is noted that the studies of cultural adaptation of Chinese ethnic minorities are mainly carried out in works of C. Ward и J. Berry. the paper reveals the features of the adaptation of the Chinese Han and national minorities of the Xinjiang region. The main psychological, social and cultural characteristics of the Han people and representatives of Xinjiang nationalities are revealed. The main results of the empirical research are presented. The article presents the conclusions revealing the distinctive features of cross-cultural adaptation of the Han people and representatives of national minorities of Xinjiang region.

Текст научной работы на тему «Особенности кросс-культурной адаптации представителей китайской народности Хань и малочисленных национальностей Синьцзяна в России»

References

1. Vasserman L.I., Ababkov V.A., Trifonova E.A. Sovladanie so stressom: teoriya ipsihodiagnostika: uchebno-metodicheskoe posobie. Sankt-Peterburg, 2010.

2. Merlin V.S. Ocherk integral'nogo issledovaniya individual'nosti. Moskva, 1986.

3. Belous V.V. Vvedenie vpsihologiyupolimorfnojindividual'nosti: monografiya. Moskva, 2005.

4. Belous V.V., Schebetenko A.I. Chelovek kak integral'naya individual'nost'. Pyatigorsk, 1996.

5. Boyazitova I.V. Problemy integrativnojpsihologiirazvitiya. Moskva, 2004.

6. Bodrov V.A. Psihologicheskij stress: razvitie ucheniya i sovremennoe sostoyanie problemy. Moskva, 1995.

7. Kirshbaum 'E.I., Eremeeva A.I. Psihologicheskaya zaschita. Moskva, 2000.

8. Libin A.V. Stili reagirovaniya na stress: psihologicheskaya zaschita ili sovladanie so slozhnymi obstoyatel'stvami. Stili cheloveka: psihologicheskij analiz. Moskva, 1998.

Статья проступила в редакцию 07.08.18

УДК 159.9.075

Mo J., postgraduate, Institute of Psychology and Education, Kazan Federal University (Kazan, Russia),

E-mail: [email protected]

FEATURES OF CROSS-CULTURAL ADAPTATION OF REPRESENTATIVES OF THE CHINESE NATIONALITY HAN AND SMALL NATIONALITIES OF XINJIANG IN RUSSIA. The article presents the relevance of the study of the adaptation of Chinese students in Russia. The absence of comparative scientific research of intercultural adaptation of the Chinese minority is revealed. It is revealed that the most part of researches is devoted only to a separate aspect of adaptation. It is noted that the studies of cultural adaptation of Chinese ethnic minorities are mainly carried out in works of C. Ward и J. Berry. the paper reveals the features of the adaptation of the Chinese Han and national minorities of the Xinjiang region. The main psychological, social and cultural characteristics of the Han people and representatives of Xinjiang nationalities are revealed. The main results of the empirical research are presented. The article presents the conclusions revealing the distinctive features of cross-cultural adaptation of the Han people and representatives of national minorities of Xinjiang region.

Key words: cross-cultural adaptation, Chinese students, Han nation, national minorities of Xinjiang.

Мо Цзимань, аспирант, Институт психологии и образования, Казанский федеральный университет, г. Казань,

Е-mail: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ КРОСС-КУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОСТИ ХАНЬ И МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ СИНЬЦЗЯНА В РОССИИ

В статье актуализируется потребность в комплексном научном анализе характера адаптации китайских студентов в России, в том числе особенностей адаптации представителей китайской народности Хань и национальных меньшинств района Синьцзян. Для многостороннего исследования особенностей адаптации китайских студентов в России выбрана теория кросс-культурной адаптации (C. Ward и J. Berry), позволяющая анализировать психологическую и социально-культурную адаптацию. В работе представлена краткая психологическая, социальная и культурная характеристика народности Хань и представителей национальностей Синьцзяна. Обозначен научный аппарат исследования и представлены эмпирические результаты сравнения в двух группах испытуемых, представлены выводы.

Ключевые слова: кросс-культурная адаптация, китайские студенты, народность Хань, национальные меньшинства Синьцзяна.

Постановка проблемы. Aнализ последних научных публикаций выявляет, что проблеме адаптации китайских студентов отводится должное внимание прежде всего за рубежом - в CI1IA, Европе, Японии и Южной Корее (Донг Цуй, Он Ин, Чжан Ялинь, Ян Xайянь, Dong Chui, Dong Cuj, Duan W., Ho S.M.Y., Siu Bowie P.Y., Li Tingtihg, Zhang Yohghong, He Ying, Zhang Yalin, Yang Haiyan, Chen Hui, Che Hongsheng, Shan Chunyan, Wei M., Heppner P., Mallen M., Reichard R.J., Serrano S.A., Condren M., Wilder N., Dollwet M., Wang W. и др.) [1, 2]. При этом недостаточно исследованными остаются особенности адаптации китайских студентов в России, нераскрытым является характер адаптации разных народностей КНР.

Множество отечественных исследователей (И.В. Aбакумова, Т.М. Балыхина, В.Ю. Бахолдина, К.Н. Благова, З.Ш. Генердука-ева, МА Иванова, Л.Ц. Кагермазова, A.r. Князева, A.r. Ларин, Н.Р. Максимов, Е.Д. Максимчук, A.A. Мельникова, A.A. Мовсе-сян, C.B. Панина, И.Л. Перфилова, В.Н. Петров, С.Г. Петров, И.И. Подойницына, Э.Ю. Попова, Т.Л. И.Ю. Смелкова, Смолина, Т.Г. Стефаненко, Е.П. Тонконогая, A.A. Федорова, Н.Д. Шаглина, Л.В. Юмашева, П.И. Яковлев и др.) выявляют целый ряд проблем, связанных с языковым барьером, академическими трудностями, условиями жизни, безопасностью, отсутствием полноценных контактов с местным населением, которые в конечном итоге не дают возможности для полноценной и гармоничной психологической, социальной и культурной адаптации китайцев в России [1, с. 3 - 7].

Данная проблема отмечается и современными китайскими исследователями (Донг Цуй, Он Ин, Чжан Ялинь, Ян Xайянь,

Dong Tsui, He Ying, Zhang Yalin, Yang Haiyan, Chen Hui, Chen Xiangming, Che Hongsheng, Shan Chunyan и др.), согласно которым большинство исследований особенностей адаптации китайских студентов проведено в США, Европе, Японии и Южной Корее [8 - 11], в России же их проводится недостаточно. Так, Tian Lina в своей научной работе выявил, что китайские студенты плохо понимают русскую «религиозную культуру», а такие факторы, как отсутствие социальной поддержки, особенности мотивации обучения за рубежом, недостаточное время пребывания в России и др. существенно ограничивают психологическую и социальную адаптацию китайцев [11]. Сунь Сяопэн выделяет следующие сложности, с которыми сталкиваются китайские студенты в России: недостаточный период обучения на подготовительных курсах, отличная от китайской модель обучения, отличный от китайского режим учебного процесса с маленьким обеденным перерывом, которого не хватает для полноценного отдыха, сложности при вступлении в личные контакты с местным населением [12]. В исследовании, проведённом Чэнь Цзе, указывается, что на процесс социальной адаптации китайских студентов оказывают существенное влияние их психолого-социальные особенности: бережное отношение к природе, консерватизм и трезвость суждений, практичность и терпимость, непритязательность в условиях жизни, сравнительно невысокий уровень развития коммуникативных навыков, ограниченный круг интересов [2]. Более того, существенным аспектом обозначенной проблемы является отсутствие научных исследований, выявляющих особенности адаптации в России самой большой китайской народности «Хань» и малочисленных национальностей Китая, между кото-

рыми имеются значительные культурные, социальные и психологические различия.

Психологические, культурные и социальные характеристики китайской народности Хань и малочисленных национальностей Синьцзяна. Народность Хань является крупнейшей народностью в Китае (92%). Исследователи отмечают, что национальные особенности народности Хань можно определить доктринами «умеренности», «терпимости» и «гибкости» [13], обозначенными в «Учении о середине» и обтачиваемыми учениями Конфуция и Мэнцзы.

Синьцзян представлен районом, в котором проживает в общей сложности 47 национальностей - уйгуры, китайцы, казахи,

(The East Asian Acculturation Measure, Barry). Выборку составили китайские студенты Казанского федерального университета в количестве 254 человек женского и мужского пола в возрасте от 18 до 35 лет, среди которых 25 человек - представители национальностей Синьцзян и 220 - представители народности Хань.

Результаты исследования. Представим результаты сравнительного анализа значений показателей двух групп испытуемых в табличной форме (сравнение различий по каждой переменной производилось с помощью независимой T-Критерия, уровень значимости p=0,05).

Анализ полученных данных демонстрирует, что существует множество отличий в особенностях адаптации у представителей

Таблица 1

Независимая Т-выборка по переменным величинам между группами Хань и Синьцзян

Показатели t Sig. (двустор.) Знач. сред. разности Станд. величина погреш. 95% доверит. интерв. разн.

нижн. предел верхн. предел

«Удовлетворённость жизнью» -6.18 .000 -.98914 .15994 -1.30411 -.67417

«Позитив. эмоция» -6.16 .000 -.99206 .16094 -1.30902 -.67511

«Негатив. эмоция» 2.21 .028 .34835 .15741 .03836 .65834

«Социальная адаптация» -4.76 .000 -.51673 .10850 -.73041 -.30305

«Стратегия ассимиляции» -1.13 .258 -.16764 .14790 -.45890 .12362

«Стратегия маргинализации» 4.58 .000 .73275 .15993 .41779 1.04772

«Стратегия интеграции» -8.41 .000 -1.12052 .13319 -1.38282 -.85821

«Стратегия сепарация» 2.34 .020 .35202 .15044 .05576 .64829

«Культурные различия» -3.15 .002 -.29530 .09378 -.47998 -.11061

«Итог. балл психологической адаптации» -7.64 .000 -.77652 .10169 -.97679 -.57625

«Итог. балл кросс-культурной адаптации» -7.74 .000 -.64662 .08359 -.81124 -.48201

монголы, дунгане и другие. Район находится под влиянием Китая, Индии, Греции и Исламских стран, что формирует плюрализм во многих сферах жизни. Доминирующей религией является ислам и охватывает примерно 60% населения, ислам становится помимо системы вероисповедания целым комплексным образом жизни. Сильное влияние оказывает китайская культура, которая вводит новые эталоны образа жизни, строительства, одежды, политической идеологии. Исследователи отмечают, что в течение длительных культурных взаимоотношений в районах Синьцзяна возникли признаки однородности и интеграции, происходит постепенная комбинация особой культурной модели «синьцзянца», обладающего общими ценностными ориентирами [13; 14].

Научный аппарат исследования. Целью исследования является выявление особенностей психологической и кросс-культурной адаптации китайских студентов народности Хань и малочисленных национальностей Синьцзян в России. Исходной гипотезой явилось положение о том, что показатели кросс-культурной адаптации отличаются среди студентов народности Хань и представителей национальностей Синьцзяна. Методологическую основу и теоретическую базу исследования составили теоретические постулаты теории кросс-культурной адаптации C. Ward, J. Berry [15]. Методиками исследования послужили следующие опросники: «Опросник социальной адаптации» (J. Ward, A. Kennedy), «Измерение масштабов психологической адаптации» (Diener), «Шкала стратегии культурной адаптации»

Библиографический список

народности Хань и представителей национальных меньшинств Синьцзяна.

Выводы. Таким образом, учащиеся из числа этнических меньшинств Синьцзяна принимают стратегию интеграции, которая помогает им не только интегрироваться в жизнь местного населения, но и сохранить свою культуру. Представители национальностей Синьцзяна видят меньше культурных различий между собой и россиянами, чем студенты Хань, что может быть связано с тем, что национальные меньшинства Синьцзяна претерпели сильное влияние российской культуры, тогда как народность Хань находилась под подавляющим влиянием учений Конфуция и Мэнцзы. Китайские студенты из Синьцзяна более открыты общению с новыми людьми, проявляют инициативу в общении и обладают более открытым новому мышлением, чем студенты народности Хань. Соответственно, изначальное предположение о том, что показатели кросс-культурной адаптации значительно отличаются среди студентов представителей китайской народности Хан и национальных меньшинств Синьцзян нашло своё подтверждение.

Таким образом, данное исследование способствует обогащению феноменологического содержания и объекта исследования кросс-культурной адаптации, позволяет определить факторы адаптации, разработать практические методы, приёмы и программы, способствующие гармоничной адаптации китайских студентов в России.

1. Ларин А.Г. Китайские мигранты в России. История и современность. Москва: Восточная книга, 2009: 121 - 127.

2. Xinyin Chen, Guozhen Cen, Dan Li, Yunfeng He. Social Functioning and Adjustment in Chinese Children: The Imprint of Historical Time. Child Development. 2005; 1:182 - 195.

3. Балыхина Т.М., Чжао Юйцзян. Какие они, китайцы? Этнометодические аспекты обучения китайцев русскому языку. Высшее образование сегодня. 2009; 5: 16 - 22.

4. Иванова М.А., Шаглина Н.Д., Смелкова И.Ю. Академическая адаптация китайских студентов к высшей школе России. Предву-зовская подготовка иностранных студентов в СПбГПУ. Санкт-Петербург: Издательство политехнического университета, 2005: 65 - 69.

5. Князева А.Г. Особенности и факторы адаптации китайских студентов к русскоязычному информационному пространству. Вестник Новосибирского государственного университета. Серия «Педагогика». 2013; Т. 14; № 1: 142 - 146.

6. Кузнецова Т.Е., Перфилова И.Л., Соколова Т.В., Перфилова С.В., Юмашева Л.В. Особенности обучения китайских студентов в вузах РФ. Подготовка иностранных абитуриентов в вузы Российской Федерации. Санкт-Петербург: Издательство политехнического университета, 2010: 238 - 236.

7. Ларин А.Г. Китайские студенты в России (по материалам социологического исследования). Проблемы Дальнего Востока. 2009; 4: 91 - 111.

8. Dong Cuj. Intercultural adaptation. Social Science Journal. 2005: 191 - 193.

9. On Ying, Zhang Lin, Yang Huiyan. The relationship of adaptation, self-assessment and social support of the student. Chinese journal of clinical psychology, 2010: 247 - 249.

10. Chen Hui, Che Hongsheng. A review of the research on the influence factors of cross-cultural adaptation. Progress in Psychological Science. 2003; 11(6): 704 - 780.

11. Tian Lina, Zhang Hongli. Investigation and Analysis on Cross-cultural Adaptation of Chinese Students in Russia. Siberian Studies, 2015; 5: 51 - 55.

12. Jia-Yan Pan, Daniel Fu Keung Wong, Lynette Joubert, Cecilia Lai Wan Chan. Acculturative stressor and meaning of life as predictors of negative affect in acculturation: a cross-cultural comparative study between Chinese international students in Australia and Hong Kong. Australian and New Zealand Journal of Psychiatry. 2007; 41: 740 - 750.

13. Шубарт В. Европа и душа Востока. Москва, 1997: 78.

14. Лосский Н.О. Характер русского народа. Посев, 1957; Кн. 1: 5.

15. Ward C., Kennedy A. Crossing cultures: The relationship between psychological and sociocultural dimensions of cross-cultural adjustment. In: Pandey, Shinha, Bhawuk ed. Asian contributions to cross-cultural psychology. 1996: 89 - 95.

References

1. Larin A.G. Kitajskie migranty v Rossii. Istoriya i sovremennost'. Moskva: Vostochnaya kniga, 2009: 121 - 127.

2. Xinyin Chen, Guozhen Cen, Dan Li, Yunfeng He. Social Functioning and Adjustment in Chinese Children: The Imprint of Historical Time. Child Development. 2005; 1:182 - 195.

3. Balyhina T.M., Chzhao Yujczyan. Kakie oni, kitajcy? 'Etnometodicheskie aspekty obucheniya kitajcev russkomu yazyku. Vysshee obrazovanie segodnya. 2009; 5: 16 - 22.

4. Ivanova M.A., Shaglina N.D., Smelkova I.Yu. Akademicheskaya adaptaciya kitajskih studentov k vysshej shkole Rossii. Predvuzovskaya podgotovka inostrannyh studentov v SPbGPU. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo politehnicheskogo universiteta, 2005: 65 - 69.

5. Knyazeva A.G. Osobennosti i faktory adaptacii kitajskih studentov k russkoyazychnomu informacionnomu prostranstvu. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya «Pedagogika». 2013; T. 14; № 1: 142 - 146.

6. Kuznecova T.E., Perfilova I.L., Sokolova T.V., Perfilova S.V., Yumasheva L.V. Osobennosti obucheniya kitajskih studentov v vuzah RF. Podgotovka inostrannyh abiturientov v vuzy Rossijskoj Federacii. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo politehnicheskogo universiteta, 2010: 238 - 236.

7. Larin A.G. Kitajskie studenty v Rossii (po materialam sociologicheskogo issledovaniya). Problemy Dal'nego Vostoka. 2009; 4: 91 - 111.

8. Dong Cuj. Intercultural adaptation. Social Science Journal. 2005: 191 - 193.

9. On Ying, Zhang Lin, Yang Huiyan. The relationship of adaptation, self-assessment and social support of the student. Chinese journal of clinical psychology, 2010: 247 - 249.

10. Chen Hui, Che Hongsheng. A review of the research on the influence factors of cross-cultural adaptation. Progress in Psychological Science. 2003; 11(6): 704 - 780.

11. Tian Lina, Zhang Hongli. Investigation and Analysis on Cross-cultural Adaptation of Chinese Students in Russia. Siberian Studies, 2015; 5: 51 - 55.

12. Jia-Yan Pan, Daniel Fu Keung Wong, Lynette Joubert, Cecilia Lai Wan Chan. Acculturative stressor and meaning of life as predictors of negative affect in acculturation: a cross-cultural comparative study between Chinese international students in Australia and Hong Kong. Australian and New Zealand Journal of Psychiatry. 2007; 41: 740 - 750.

13. Shubart V. Evropa i dusha Vostoka. Moskva, 1997: 78.

14. Losskij N.O. Harakterrusskogo naroda. Posev, 1957; Kn. 1: 5.

15. Ward C., Kennedy A. Crossing cultures: The relationship between psychological and sociocultural dimensions of cross-cultural adjustment. In: Pandey, Shinha, Bhawuk ed. Asian contributions to cross-cultural psychology. 1996: 89 - 95.

Статья поступила в редакцию 09.08.18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.