Научная статья на тему 'Особенности криминологического прогнозирования'

Особенности криминологического прогнозирования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2267
304
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИМИНОЛОГИЯ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / ПРЕСТУПНОСТЬ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / CRIMINOLOGY / FORECASTING / CRIMINAL / BODIES OF INTERNAL AFFAIRS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Булдыгина Олеся Сергеевна

В данной статье рассмотрены вопросы криминологического прогнозирования преступности, а также методики прогнозирования, такие как метод экстраполяции, метод экспертных оценок. Кроме того, отражены особенности анализа преступности с учетом социально-экономического, территориального и социального факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Булдыгина Олеся Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Questions of criminality forecasting

In given article descrying questions of criminality forecasting, and forecasting techniques, such as an extrapolation method, and method of expert estimations are considered. Besides, features of the analyses of criminality taking into account social and economic, territorial and social factors are reflected.

Текст научной работы на тему «Особенности криминологического прогнозирования»

УДК 343.97 О.С. Булдыгина*

Особенности криминологического прогнозирования

В данной статье рассмотрены вопросы криминологического прогнозирования преступности, а также методики прогнозирования, такие как метод экстраполяции, метод экспертных оценок. Кроме того, отражены особенности анализа преступности с учетом социально-экономического, территориального и социального факторов.

Ключевые слова: криминология, прогнозирование, преступность, органы внутренних дел.

O.S. Buldygina. Questions of criminality forecasting

In given article descrying questions of criminality forecasting, and forecasting techniques, such as an extrapolation method, and method of expert estimations are considered. Besides, features of the analyses of criminality taking into account social and economic, territorial and social factors are reflected.

Keywords: criminology, forecasting, criminal, bodies of internal affairs.

Криминологическое прогнозирование, элементом которого является прогнозирование преступности, является важной составляющей сложной и многогранной деятельности по управлению в правоохранительной сфере. По нашему мнению, криминологическое прогнозирование должно представлять основу всей научной и практической деятельности, направленной на борьбу с преступностью.

Ценность прогнозирования преступности и разработки соответствующего методического аппарата заключается в том, что они дают возможность подготовить научную основу для принятия перспективных решений по борьбе с преступностью, представить сведения о будущем, которые используются в перспективном планировании развития и деятельности органов внутренних дел, на основе которых происходит своевременное, упреждающее изменение расстановки сил и средств названных органов, направлений их деятельности1.

В настоящее время в литературе представлены конкретные разработки, ориентированные на получение соответствующих прогностических оценок, а также дан развернутый анализ теоретических и методологических предпосылок прогнозирования преступности.

Главным образом имеющиеся методики прогнозирования основываются на экстраполяции динамических рядов показателей преступности, экспертных оценках изменений преступности, совсем редко - на использовании элементов моделирования2.

Предположение, на котором основываются экстраполяционные расчеты, означает то, что тенденции в динамике преступности останутся неизменными в течение прогнозируемого периода, т.е. преступность прогнозируется изолированно.

Экстраполирование осуществляется путем проекции на будущее основополагающих значений развития уровня и структуры преступности в настоящем и прошлом. Для этого создаются статистические ряды по годам за определенный, чаще всего длительный период, непосредственно предшествующий прогнозируемому периоду, которые выражают направленность, характер и темп изменений преступности. Ряды формируются на основе абсолютных данных и коэффициентов. При этом необходим учет отличий статистического и реального видения преступности.

Недостаток метода экстраполяции в том, что он дает удовлетворительные результаты только в отношении ближайшего будущего (один-три года). По мере увеличения прогнозируемого периода ошибки в оценках возрастают. Поэтому прогнозы преступности, основанные на экстраполяции, имеют большое значение лишь как первоначальный ориентир, позволяющий обнаружить неблагоприятное развитие тенденции и продолжить ее дальнейшее изучение и анализ с помощью других методов. Глобальные изменения в экономике, а также в демографической структуре населения, повышенная миграция и иные социально-территориальные факторы объективно приводят к существенным динамическим изменениям показателей преступности, что требует разработки специальных методик прогнозирования.

Особый интерес представляет применение таких методик прогнозирования, которые позволяли бы количественно оценить тенденции изменения преступности в будущем в зависимости от различных результатов деятельности органов внутренних дел и обеспеченности их силами и средствами.

* Булдыгина, Олеся Сергеевна, преподаватель кафедры криминологии Санкт-Петербургского университета МВД России, капитан милиции, кандидат юридических наук. Адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Телефон: 744-70-19. Email: [email protected]

* Buldygina, Olesya Sergeevna, magister of criminology pulpit of Saint-Petersburg University of the Ministry of the interior of Russia, captain of Militia, expectant of Law Science.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (42) 2009

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (42) 2009

Криминалистика, криминология, ОРД

Основным путем создания методик, обладающих такими возможностями, представляется применение современных методов анализа, развивающихся на базе математического моделирования. Достоинство этого метода, прежде всего в том, что он позволяет абстрагироваться от мелких и несущественных свойств прогнозируемого явления и сосредоточить внимание на самых важных сторонах изучаемого объекта. Метод моделирования раскрывает широкие возможности для реализации в процессе прогнозирования соответствующих положений современной теории управления, позволяет конструктивно проверять гипотезы относительно вероятного состояния преступности с учетом воздействия на нее тех или иных факторов.

Необходимо добавить, что непременным условием объективности выводов состояния преступности является глубокий анализ механизма влияния конкретных местных условий на характеристики преступности3.

Неравномерность территориального распределения, территориально-структурные особенности, неблагоприятные тенденции в криминологической обстановке регионов являются причинами, которые обусловили особенности протекания экономических, социальных и демографических процессов, специфику их совокупного взаимодействия.

В специальной литературе отмечают, что базовыми характеристиками, определяющими территориальные различия преступности, выступают социально-экономические явления и процессы4.

В криминологическом прогнозировании применяется также метод экспертных оценок, основывающийся в обобщении мнений специалистов, базирующихся на их профессиональном мастерстве, интуиции, научном и практическом опыте в области борьбы с преступностью. Ценность этого метода в том, что высококвалифицированный специалист, высказывая свое суждение о прогнозируемом явлении или событии, использует не только общеизвестные данные, но и свой опыт.

Проанализировав состояние преступности, необходимо обратить внимание на то, что в местах формирования новых территориально-производственных комплексов наблюдаются интенсивные миграционные процессы. Данные процессы в конечном итоге сказываются на изменении соответствующих пропорций в структуре населения.

Статистические исследования выявляют устойчивые различия в показателях преступности (уровень, структура, динамика) в различных регионах России. В региональных исследованиях отмечается не только разница в показателях преступности, но и устойчивость различий. Устойчивость территориальных различий - настолько важный показатель преступности, что даже высокие темпы роста (снижения) числа зарегистрированных преступлений и лиц, их совершивших, не оказывают на нее статистически значимого влияния5. Если учесть, что криминальная активность мужчин в пять-шесть выше женской, молодых возрастов в два-три раза выше старших, то уже этим можно объяснить превышение на 20-25% показателей интенсивности преступности, например, в Краснодарском крае в сравнении с регионами Европейской части России. Ориентировочные показатели интенсивности будущей миграции, её половозрастной и социальной структуры в значительной степени будут определять и соответствующие показатели преступности.

Особую роль играет и такой достаточно специфический фактор, как фактор отраслевой специализации работающего населения. Установлено, что коэффициенты криминальной активности работников разных отраслей экономики весьма существенно различаются. При этом улучшение стабильности и повышение квалификации работающего населения следует рассматривать как позитивный фактор, который может оказать благоприятное воздействие на состояние преступности. Данное явление необходимо принимать во внимание при оценке состояния и прогнозирования преступности на основе структуры населения и изменений его движения.

Тенденции современной преступности складываются под влиянием не только социальноэкономических факторов и внутренних закономерностей развития самой преступности, но и под влиянием состояния системы социального контроля над ней. В период осуществления реформ эта система не только видоизменялась, но и в силу различных причин существенно ослабла. В результате значительная часть криминальной сферы вышла из-под контроля государства и общества.

Прогнозирование преступности в основном преследует цели планомерного и эффективного управления процессом предупреждения преступности. Однако прогнозы возможных последствий (выполнения или невыполнения) самих планов, развития системы органов, осуществляющих противодействие преступности и т.д., перестают быть основой только планирования и управления; они становятся существенными и ориентирующими факторами формирования совокупной системы мер предупреждения правонарушений и ее отдельных подсистем с учетом прогнозов развития других социальных явлений. Здесь необходимо в первую очередь уяснить «движение» прогностической информации от ее получения до реализации, чтобы можно было рационально управлять процессом предупреждения преступности силами всех заинтересованных органов, учреждений и общественности.

Необходимо сказать о том, что организованная преступность создает в интересах собственной безопасности систему контроля, противопоставляя её государственной системе, которая действует в двух направлениях. Первое связано с поддержанием порядка неправовыми методами. Второе - с принятием мер, направленных на поддержание своих интересов в правовой сфере и на блокирование укрепления государственной правоохранительной системы. Дальнейшее сужение сферы позитивного социального контроля над преступностью грозит тем, что в обществе возобладают неправовые методы регулирования отношений, и общество в целом будет становиться все более криминальным.

Интересы организованной преступности, как известно, активно устремляются именно в те сферы экономики, где имеются большие возможности для быстрого обогащения: сфера приватизации государственного имущества, жилья, земли; кредитно-финансовая сфера; розничная и оптовая торговля (фальсификация алкогольной продукции и т.п.); рыбный бизнес; внешнеторговые операции (экспорт сырья и материалов, импорт разнообразной продукции широкого потребления); наркобизнес; проституция; продажа оружия и другие сферы криминальной экономической деятельности. Организованными преступными группировками контролируется более 70 тыс. хозяйствующих субъектов с разными формами собственности, в т.ч. 2,5 тыс. государственных предприятий, около 8 тыс. акционерных обществ, свыше 600 совместных предприятий, почти 1000 оптовых и розничных рынков, а также, что особенно опасно, около 300 коммерческих банков6.

В настоящее время предпринимаются шаги к восстановлению на новой основе разрушившихся элементов правоохранительной системы. Одним из наиболее трудно преодолимых препятствий надо считать не просто падение престижа правоохранительной деятельности, утрату уважения и доверия к правоохранительным органам в глазах значительной части населения. Речь идет об устойчивой напряженности и неудовлетворенности этой деятельностью. Существует убежденность, что милиция не только неэффективно выполняет свою функцию гаранта безопасности и защитника прав граждан, но и сама зачастую выступает в роли нарушителя этих прав.

Продолжает оставаться высоким порог терпимости к преступным проявлениям, что обусловлено «привыканием» к наблюдаемым повсеместно правонарушениям и неверием в способность и желание правоохранительных органов навести порядок и защитить население.

Планирование процесса предупреждения преступности охватывает все стороны деятельности, в первую очередь правоохранительных органов, специально созданных для противодействия преступности, и основывается на изучении причин и условий, способствующих совершению преступлений, на анализе и обобщении прошлого и настоящего опыта по предупреждению преступлений, а также на криминологическом прогнозировании. Важно, чтобы прогнозирование было направлено как на определение вариантов возможного изменения преступности в будущем, так и на выявление тех потребностей, удовлетворение которых необходимо для эффективного противодействия преступности.

При этом следует учитывать, что система органов, специально созданных для противодействия преступности, должна представлять собой единый организм, отдельные части которого тесно взаимосвязаны друг с другом, составлять неразрывное целое. Несогласованность перспективных планов вышеуказанных органов неизбежно приведет к своеобразной диспропорции в общей системе мер предупреждения региональной преступности.

Отмечая многочисленные острые проблемы в сфере борьбы с преступностью, нужно отдать должное государству и обществу, которые уже сегодня направляют значительные усилия на решение вопросов охраны общественной безопасности и правопорядка, развитие правоохранительной системы, обучение граждан формам безопасного поведения и т.д.

При условии сохранения в стране относительно стабильной, а тем более позитивно меняющейся социально-политической ситуации, следует ожидать появления новых подтверждений того, что правоохранительные органы стали работать иначе, чем прежде.

Чем более очевидным для населения будут подобные перемены, тем более заметным окажется их положительное влияние на динамику преступности в перспективе: приток в ряды преступников уменьшится за счет той категории лиц, которые сегодня с легкостью нарушают уголовный закон в расчете на недостаточную активность правоохранительных органов, надеются избежать наказания.

Значение указанных и других аналогичных антикриминогенных факторов в перспективе будет возрастать, и в этом случае они будут способны изменить к лучшему прогностическую картину преступности. Прогнозы должны стать существенными ориентирами единой системы подготовки и переподготовки кадров правоохранительных органов, участников специализированных общественных формирований, позволяющими своевременно вносить необходимые коррективы. Это можно сказать и о формировании правовой культуры и правосознания населения.

Список литературы

1. Бабаев, М. М. Криминологическая оценка социально-экономических и демографических процессов // Советское государство и право. - 1972. - № 6. - С. 97-99.

2. Иванов, Ю. И. Проблемы подготовки управленческих кадров для высших органов государственного управления // Государственная служба в Российской Федерации: концепции, опыт, проблемы. - М., 1993. - С. 41-45.

3. Минаев, В. А. Кадровые ресурсы органов внутренних дел: современные подходы к управлению. - М.: Академия МВД, 1991. - 163 с.

4. Михайличенко, А. А. Экономическая преступность в контексте реформ // Научный вестник Омской академии МВД России. - 2002. - № 1.

5. Новичков, В. Е. Комплексное прогнозирование борьбы с преступностью. - М., 2003. - С.52.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (42) 2009

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России М 2 (42) 2009

Криминалистика, криминология, ОРД

6. Современные криминологические проблемы борьбы с преступностью / под ред. Р.Н. Марченко. - М., 2000. - С.22.

Literature

1. Babaev, M. M. Criminology appreciation of socially-economical and demographical processes // Soviet Government and Law. - 1972. - № 6.

2. Ivanov, Y. I. Problems of Administration personnel preparation for organs of Governmental administration // Governmental Serves in Russian Federation: concepts, experience, problems. - Moscow, 1993.

3. Minaev, V. A. Personnel resources of bodies of internal affairs: modern Campaigns to management. - Moscow, Academy of Ministry of Interior of Russia, 1993.

4. Mihaylichenko, A. A. Economical criminality in a context of reforms // Scientifically bulletin of Omsk Academy of the Ministry of Interior of Russia. - 2002. - № 1.

5. Novichkov, V. E. Complex forecasting of Struggle against criminal. - Moscow, 2003.

6. Modern criminality problems of struggle against criminal // Ed. R.N. Marchenko. - Moscow, 2000.

1См.: Иванов Ю.И. Проблемы подготовки управленческих кадров для высших органов государственного управления // Государственная служба в Российской Федерации: концепции, опыт, проблемы. М., 1993. С. 41-45.

2См.: Минаев В.А. Кадровые ресурсы органов внутренних дел: современные подходы к управлению. М.: Академия МВД, 1991. 163 с.

3См.: Бабаев М.М. Криминологическая оценка социально-экономических и демографических процессов // Сов. государство и право, 1972. № 6. С. 97-99.

4См.: Современные криминологические проблемы борьбы с преступностью / под ред. Р.Н. Марченко. М, 2000. С. 22.

5См.: Новичков ВЕ. Комплексное прогнозирование борьбы с преступностью. М., 2003. С. 47-52.

6 См.: Михайличенко А.А. Экономическая преступность в контексте реформ // Научный вестник Омской академии МВД России. Омск, 2002. № 1. С. 34-36.

УДК 31б. 477

О.В. Лукичев*, М.Б. Скворцова**, Н.Н. Шестакова***, С.А. Ширнова****

Проблемы правового сопровождения выпускников детских домов

Статья подготовлена в рамках гранта Комитета по науке и высшей школе Санкт-Петербурга № 146/08 от 06. 10. 2008 г.

По данным специалистов, более или менее нормально адаптируются в обществе только порядка 10% выпускников детских домов. Во многом это обусловлено слабостью их правового сопровождения, что является причиной не только проблем с адаптацией молодых людей в социуме, возникающих в

* Лукичев, Олег Васильевич, заслуженный юрист РФ, кандидат юридических наук, профессор, профессор кафедры криминологии Санкт-Петербургского университета МВД России, член Криминологической ассоциации России (руководитель проекта). Россия, 19820б, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, 1. Тел. (812) 744-70-19.

** Скворцова, Маргарита Борисовна, научный сотрудник, Институт проблем региональной экономики РАН. Россия,199013, Санкт-Петербург, ул. Серпуховская, д. 38. Тел. (812) 31б-27-б5. E-mail: [email protected].

*** Шестакова, Наталия Николаевна, старший научный сотрудник, Институт проблем региональной экономики РАН. Россия,199013, Санкт-Петербург, ул. Серпуховская, д. 38. Тел. (812) 31б-27-б5. E-mail: [email protected]

**** Ширнова, Светлана Анатольевна, старший научный сотрудник. Институт проблем региональной экономики РАН. Россия,199013, Санкт-Петербург, ул. Серпуховская, д. 38. Тел. (812) 31б-27-б5. E-mail: [email protected]

* Lukichev, Oleg Vasilievich: professor of department of criminology, St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the deserved lawyer of the Russian Federation, candidate of juridical sciences, professor, member of Association of criminological Russia.

** Skvortsova, Margarita Borisovna: candidate in technical sciences, research fellow, Institute for Regional Economics Studies of Russian Academy of Sciences, Russia, 199013, St.Petersburg, ul. Serpukhovskaya, 38, telephone - +7 812 31б27б5, e-mail [email protected].

*** Shestakova, Natalia Nikolaevna: candidate in technical sciences, senior research fellow, Institute for Regional Economics Studies of Russian Academy of Sciences, Russia, 199013, St.Petersburg, ul. Serpukhovskaya, 38, telephone - +7 812 31б27б5, e-mail - [email protected]

**** Shirnova, Svetlana Anatolievna: candidate of economic sciences, senior research fellow, Institute for Regional Economics Studies of Russian Academy of Sciences, postal address (work), 199013, St.Petersburg, ul. Serpukhovskaya, 38, telephone - +7 812 31б27б5, e-mail - [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.