Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ КРИМИНАЛИЗАЦИИ ДЕЯНИЙ В СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИКИ В США'

ОСОБЕННОСТИ КРИМИНАЛИЗАЦИИ ДЕЯНИЙ В СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИКИ В США Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
41
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Уголь
Scopus
ВАК
CAS
GeoRef
Область наук
Ключевые слова
США / СТАТУТНОЕ УГОЛОВНОЕ ПРАВО / ОТРАСЛЕВОЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / СТАНДАРТЫ БЕЗОПАСНОСТИ В УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шестак В.А., Цыплакова А.Д.

В статье рассмотрены вопросы уголовной ответственности за отдельные энергетические преступления в Соединенных Штатах Америки. Авторами проанализирован ряд нормативно-правовых актов на уровне как Федерации, так и отдельных штатов, таких как Южная Дакота, Юта, Техас и Висконсин. Неоднородность регулирования и комплексный характер рассматриваемой сферы предопределяют интерес исследователей к деяниям в сфере энергетики, которые могут считаться как тяжкими преступлениями, так и более мелкими правонарушениями (мисдиминор). Авторами сделана попытка рассмотреть особенности построения правовых норм, особенно в части санкций, а также выделить виды энергетических посягательств не только на углеводороды, но и на другие составляющие топливно-энергетического комплекса и смежных областей, в частности стандарты безопасности, манипулирование рынком и ведение учетов и реестров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шестак В.А., Цыплакова А.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF CRIMINALIZATION IN THE U.S. ENERGY SECTOR

The article examines criminal liability for energy crimes in the United States. The authors have analyzed legal acts of the Federation and the states such as South Dakota, Utah, Texas and Wisconsin. The heterogeneity of regulation and the complex nature of the considered sphere predetermine the scholars' interest to crimes in the energy sphere. They may be either serious crimes or petty offences (misdemeanor). The authors have tried to outline the specific features of legal norms, especially in terms of penalties. The authors have also attempted to highlight the types of energy offenses on hydrocarbons and other components of the fuel and energy complex and related areas, inter alia safety standards, market manipulation and record and register maintenance.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ КРИМИНАЛИЗАЦИИ ДЕЯНИЙ В СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИКИ В США»

Authors Information

Materova E.S., PhD (Economic), Associate Professor of Department of Economic theory, e-mail: nedlen63@yandex.ru Isaeva N.A., Student, e-mail: isaeva.natalia2000@mail.ru Safiullin L.I., Doctor of Economis Sciences, Professor, Deputy Director for Science, e-mail: Lenar_s@mail.ru

Orlov I.Yu., PhD (Economic), Assistant professor, e-mail: snf079@yandex.ru

Gaizatullin R.R., PhD (Economic), Assistant professor,

e-mail: ramil.gayzatullin@tatar.ru

Nesterova O.A., PhD student, e-mail: lesya1609@mail.ru

Abstract

In the modern world, the development of industries of any country is not possible without such a process as digitalization. On a par with the banking sector - advanced in the use of information solutions, is the mining sector. On the example of PJSC Alrosa, the role of the transformation factor on the degree of attractiveness of the company was considered. The goals that the mining industry sets for itself when introducing digital innovations are determined. This influence extends both to the employees of the company and to direct customers. At the same time, business processes change. Examples of future interaction of technological developments, innovative solutions with the diamond mining sector are given. Conclusions are drawn related to the relevance of the further development of the direction. The vectors for increasing the investment attractiveness of gems through IT solutions and other innovative developments are determined.

Key words

Digitalization, Mining, Transformation, Digital diamond, Gems, IT solutions, Diamond basket, Banking sector.

References

1. A digital transformation strategy. Moscow, RANEPA, 2021, 184 p. (In Russ.).

2. PWC in the Russian Federation. Mining Industry in 2020. [Electronic resource]. Available at: https://www.pwc.ru/ru/publications/mine-2020/ mine2020.pdf (accessed 15.03.2023).

3. ALROSA. Key indicators. [Electronic resource]. Available at: https://www. alrosa.ru/about/key-indicators/ (accessed 15.03.2023).

4. Aleksandrov G.A., Vyakina I.V., Skvortsova G.G. & Yakonovskaya T.B. Increasing the investment attractiveness of the mining industry: peat production and rent relations. Moscow, Ekonomika Publ., 2016, 357 p. (In Russ.).

5. Tyuleneva T.A. Digitalization of the mining industry in the region: challenges and prospects. VestnikSurgutskogogosudarstvennogo universiteta, 2020, (4), pp. 25-33. (In Russ.). DOI: 10.34822/2312-3419-2020-4-25-33.

6. Dikunov I.E. Trends in development of the mining industry in the Russian Federation. Biznes-obrazovanie v ekonomike znanij, 2021, (2), pp. 42-44. (In Russ.).

7. Kondratyev V.B. Mining Industry, innovations and economic growth: experience of developing countries. Gornaya promyshlennost, 2020, (3), pp. 98-104. (In Russ.). DOI: 10.30686/1609-9192-2020-3-98-104.

8. Kopylov K.N., Kubrin S.S. & Blokhin D.I. The simulation of the excavation sites of coal mines. Mining Goes Digital: Proceedings of the 39th international symposium on Application of Computers and Operations Research in the Mineral Industry, APCOM 2019, Wroclaw. Wroclaw: CRC Press, 2019, pp. 473480. DOI: 10.1201/9780429320774-54.

9. Mikhailov A.M. & Korolev I.A. Transformation of the contemporary financial system and the role of financial technologies. Ekonomicheskie nauki, 2021, (194), pp. 32-35. (In Russ.). DOI: 10.14451/1.194.32.

For citation

Materova E.S., Isaeva N.A., Safiullin L.I., Orlov I.Yu., Gaizatullin R.R. & Nesterova O.A. Performance analysis of the mining sector in the context of digitalization as exemplified by ALROSA . Ugol, 2023, (4), pp. 84-89. (In Russ.). DOI: 10.18796/0041-5790-2023-4-84-89.

Paper info

Received February 18,2023 Reviewed February 28,2023 Accepted March 27,2023

Оригинальная статья

УДК 343.7 © В.А. Шестак, А.Д. Цыплакова, 2023

Особенности криминализации деяний в сфере энергетики в США

DOI: http://dx.doi.org/10.18796/0041-5790-2023-4-89-92

В статье рассмотрены вопросы уголовной ответственности за отдельные энергетические преступления в Соединенных Штатах Америки. Авторами проанализирован ряд нормативно-правовых актов на уровне как Федерации, так и отдельных штатов, таких как Южная Дакота, Юта, Техас и Висконсин. Неоднородность регулирования и комплексный характер рассматриваемой сферы предопределяют интерес исследователей к деяниям в сфере энергетики, которые могут считаться как тяжкими преступлениями, так и более мелкими правонарушениями (мисдиминор). Авторами сделана попытка рассмотреть особенности построения правовых норм, особенно в части санкций, а также выделить виды энергетических посягательств не только на углеводороды, но и на другие составляющие топливно-энергетического комплекса и смежных областей, в частности стандарты безопасности, манипулирование рынком и ведение учетов и реестров.

ШЕСТАК В.А.

Доктор юрид. наук, доцент, профессор кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики МГИМО МИД России, 119454, г. Москва, Россия, e-mail: shestak.v.a@mgimo.ru

ЦЫПЛАКОВА А.Д.

Бакалавр права,

соискатель магистерской степени МГИМО МИД России, 119454, г. Москва, Россия, e-mail: tsyplakova.a.d@my.mgimo.ru

Ключевые слова: США, статутное уголовное право, отраслевое энергетическое законодательство, защита окружающей среды, стандарты безопасности в угольной промышленности.

Для цитирования: Шестак В.А., Цыплакова А.Д. Особенности криминализации деяний в сфере энергетики в США // Уголь. 2023. № 4. С. 89-92. 001: 10.18796/00415790-2023-4-89-92.

ВВЕДЕНИЕ

Конституция Соединенных Штатов Америки 1789 г. не провозглашает права граждан в сфере экологии и энергетики [1]. Они закреплены в ряде актов на уровне Федерации и штатов. На федеральном уровне заслуживают внимания следующие законы. Во-первых, Закон о борьбе с загрязнением воды от 01.01.1972 объявляет общенациональной целью восстановление и сохранение химической, физической и биологической целостности вод страны для защиты общества [2]. Во-вторых, Закон о чистом воздухе от 17.12.1963 обязывает государство активно способствовать защите и улучшению качества воздушных ресурсов (в том числе путем оказания технической и финансовой помощи местным органам власти) в связи с урбанизацией и увеличением опасности вредных выбросов для общественного здравоохранения и благосостояния [3]. В-четвертых, Закон о национальной экологической политике от 01.01.1970 утверждает национальную политику, которая должна способствовать продуктивной гармонии между человеком и окружающей его средой, устранению ущерба биосфере и стимулированию здоровья и благополучия человека [4].

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Кража из нефтепроводов в 1970-х годах стала одним из первых нарушений экологических норм в сфере энергетики в США, требующих криминализации. Она нарушает интересы частных лиц как собственников нефтепроводов (потерпевших) или государства, исходя из объекта посягательства - содержащихся в нефтепроводах ресурсов. Так, в частности, в соответствии с § 31.19 Уголовного кодекса Техаса, подобное деяние выражается либо в незаконном владении, удалении, доставке, получении, покупке, продаже, перемещении, сокрытии или транспортировке нефтепродукта, либо в незаконном создании соединения или отверстия, которое нужно просверлить или пробить в трубе или резервуаре, либо в незаконном бурении [5]. Отмечается, что присвоение нефтепродукта является незаконным, если это происходит без фактического согласия владельца. Кроме того, законодатель дает определение нефтепродукту - сырая нефть, газ или конденсат. Логичным и обоснованным видится зависимость наказания от стоимости присвоенного нефтепродукта. В сравнении с нормой ч. 3 ст. 158 Уголовного кодекса Российской Федерации [6], законы Штатов носят более казуистичный характер для более детального охвата незаконных действий, нарушающих права собственника на нефтепродукт или место его хранения и транспортировки.

Отдельные виды преступлений, квалифицируемые как мелкие (мисдиминор), криминализованы на основании Водных кодексов соответствующих Штатов, при этом предметом правонарушений в них могут быть не только водные ресурсы, но и нефть или газ. Так, нормы Водного кодекса Техаса от 01.09.2007(далее - ВКТ) устанавливают уголовную ответственность лица, которое транспортирует отходы нефти и газа любым способом, кроме как по трубопроводу [7]. Согласно норме, содержащейся в § 29.041 ВКТ, перевозчик не имеет права перевозить или выбрасывать нефтяные и газовые отходы на место производства другого нефтегазового имущества. В соответствии с нормой § 29.043 ВКТ, никто не может использовать услуги перевозчика для утилизации нефтегазовых отходов, находящихся в аренде, на других объектах, связанных с добычей нефти или газа. Исключением является ситуация, когда перевозчик имеет официальное разрешение на такую деятельность. Кроме того, согласно п. Ь § 29.044 ВТК, ни один перевозчик не может распоряжаться нефтегазовыми отходами на имуществе другого лица без письменного разрешения землевладельца, кроме утвержденного специальной комиссией пункта захоронения.

Норма, содержащаяся в секции 29.045 ВТК, запрещает лицу перевозить отходы нефти и газа в транспортном средстве, на котором нет имени владельца и номера разрешения перевозчика. Эта информация должна быть указана на обеих сторонах и задней части транспортного средства в виде символов не менее трех дюймов в высоту. Очевидно, что данное положение объясняется повышенными требованиями безопасности к эксплуатации автомобиля, перевозящего нефтепродукты. Поскольку в случае аварии отходы могут повлечь серьезное загрязнение окружающей среды, специальные символы должны обращать внимание других водителей на потенциальный источник опасности на дороге.

Нарушитель вышеуказанных норм признается виновным в совершении уголовного проступка с назначением уголовного наказания в виде штрафов в размере не менее 100 или более 1000 дол. США или лишением свободы в окружной тюрьме на срок не более 10 дней. Однако если лицо не соблюдает административные требования власти, выражающиеся в нарушении правила, приказа, неполучении лицензии, разрешения или сертификата, глава специальной комиссии также может назначить правонарушителю наказание в виде штрафа до 10000 дол. США в день за каждое нарушение. Отмечается, что каждый день «длящееся» нарушение может рассматриваться как отдельное нарушение. Строгость данной меры, по-нашему мнению, объясняется двумя причинами. Во-первых, именно так можно повлиять на недопущение нарушений в сфере энергетики и, следовательно, на защиту окружающей среды. Во-вторых, штрафы являются дополнительным источником доходов в бюджет штата.

Непосредственный выброс опасной субстанции в окружающую среду составляет еще одну категорию правонарушений в сфере энергетики и защиты окружающей среды. Согласно нормам Главы 2 Титула 34А Кодифицированных законов штата Южная Дакота, правонаруши-

тель обязан в незамедлительном порядке уведомить об этом специальную комиссию, которая проводит расследование дела [8]. В случае, если он неизвестен, субъектом преступления будет считаться либо владелец имущества, либо лицо, отвечающее за данное имущество в период проведения работ. Если владелец невиновен, то п ра вона рушител ь должен возместить вред либо владел ь-цу, либо штату в размере, не превышающем 10000 дол. США. Если признано, что ущерб нанесен штату, то виновный может быть осужден к отбыванию тюремного заключения.

Помимо преступлений против собственности и незаконной транспортировки нефтепродуктов, деяния в сфере энергетики касаются и нарушений специальных процедур. В частности, при инспектировании биоресурсов. Согласно нормам, содержащимся в главе 168 Статутов штата Висконсин, с лица, имеющего в собственности биоресурсы, должна взиматься плата за инспектирование нефти из расчета 2 цента за галлон на все нефтепродукты, полученные поставщиком для продажи в этом штате или для продажи для экспорта в штат [9]. Плата не взимается за нефтепродукты, которые отправляются со склада на нефтеперерабатывающий завод, морской или трубопроводный терминал, нефтебазу и т.д., а также экспортируются из штата лицом, имеющим лицензию на смешанный биоресурс и на возобновляемое топливо. На правонарушителя, не прошедшего процедуру инспектирования топлива, налагается штраф от 10 до 100 дол. США за каждое нарушение. Аналогично ВКТ отмечается, что невыполнение положений закона считается отдельным нарушением за каждый день.

Еще одним примером может послужить нарушение порядка получения пособий за приобретение оптом свыше 1000000 галлонов топлива в месяц, которые не распространяются на топливо для авиации и его перепродажи. Оно может образовывать несколько составов преступлений. Во-первых, при случайной ошибке в заполняемой декларации в Департамент доходов после выплаты пособия на лицо налагается штраф, равный 25% надбавки, плюс проценты на сумму неоплаченного штрафа и сумму, которая должна быть возмещена, начиная с даты, когда штраф назначен, налагается по ставке 12% в год. Вдобавок, лицо обязано вернуть полученную сумму. Во-вторых, умышленная подача претензии с мошеннической целью. Санкция отличается лишь в части процента штрафа. Во втором случае - 50%.

Другим примером на федеральном уровне является несоблюдение стандартов безопасности в угольной промышленности. За нарушения, указанные в п. d § 820 Титула 30 Свода законов США, назначается штраф в размере до 250000 дол. США и/или лишение свободы сроком до года; в случае рецидива пределы санкции увеличены в два раза [10].

Законы США не выделяют в качестве отдельного деяния манипулирование рынком в сфере энергетики, хотя существуют общие положения и виды наказаний за различные мошеннические способы недобросовестной конкуренции, которые имеют общий объект преступления - рынок и связанные с ними, общественные отношения, и приме-

няются в том числе к товарообороту и иным экономическим отношениям в области ТЭК. К примеру, норма, содержащаяся в титуле 76 Уголовного кодекса Юты, устанавливает уголовную ответственность за производство, изготовление или распространение какого-либо товара общего назначения, устраняющее конкуренцию любого постоянного производителя такого товара. Так, лицо, продавая такой товар по более низкой цене в городе или другом населенном пункте, признается виновным в «несправедливой дискриминации» [11]. Криминализация подобного деяния, безусловно, является важной составляющей антимонопольного регулирования в области энергетики с учетом, что на территории США действуют не менее 50 энергетических компаний.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, можно выделить несколько особенностей криминализации деяний в США в сфере энергетики и защиты окружающей среды. Во-первых, важно отметить, что к рассматриваемой категории деяний относятся как тяжкие преступления, так и мелкие правонарушения (мисдиминор). Их также можно классифицировать на группы, исходя из предмета посягательства: углеводороды; окружающая среда; безопасность объектов угольной промышленности; рынок и связанные с ним правоотношения; учет и реестр. Критерием выделения отдельных групп может выступать закон, на основании которого лицо может быть привлечено к ответственности: федеральный или на уровне штата; уголовный или комплексный. Во-вторых, помимо наказания в виде лишения свободы на определенный срок или осуждения к штрафу в правовых нормах может содержаться и правовосстановительная санкция - возмещение убытков. В-третьих, несмотря на длящийся характер некоторых посягательств, невыполнение предписаний закона несколько дней будет считаться отдельными несколькими преступлениями. В-четвертых, несмотря на детальный и казуистичный характер правовых норм, отмечаем неоднородность регулирования в части применимых санкций на уровне штатов, а также огромное разнообразие законов в данной сфере. Представляется важным качественно структурировать как на доктринальном, так и на законодательном уровнях данную категорию деяний.

Сп исок литературы

1. Constitution of the United States. 1789. [Электронный ресурс]. URL: https://www.archives.gov/founding-docs/constitution-transcript (дата обращения: 15.03.2023).

2. Federal Water Pollution Control Act. 2002. [Электронный ресурс]. URL: https://www.epa.gov/sites/production/files/2017-08/ documents/federal-water-pollution-control-act-508full.pdf (дата обращения: 15.03.2023).

3. The Clean Air Act. 1963. [Электронный ресурс]. URL: https://www. govinfo.gov/content/pkg/STATUTE-77/pdf/STATUTE-77-Pg392.pdf (дата обращения: 15.03.2023).

4. The National Environmental Policy Act. 1970. [Электронный ресурс]. URL: https://www.govinfo.gov/content/pkg/STATUTE-83/ pdf/STATUTE-83-Pg852.pdf (дата обращения: 15.03.2023).

Texas Penal Code. 2017. [Электронный ресурс]. URL: https:// law.justia.com/codes/texas/2017/penal-code/ (дата обращения: 15.03.2023).

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 29.12.2022). [Электронный ресурс]. URL: http:// pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody&nd=102041891 (дата обращения: 15.03.2023).

Texas Water Code. 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://law. justia.com/codes/texas/2022/ (дата обращения: 15.03.2023).

8. South Dakota Codified Laws. 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://law.justia.com/codes/south-dakota/2021/ (дата обращения: 15.03.2023).

9. Wisconsin Statutes. 2022. [Электронный ресурс]. URL: https:// law.justia.com/codes/wisconsin/2022/chapter-168/ (дата обращения: 15.03.2023).

10. Title 30 of US Code. 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://law. justia.com/codes/us/2020/title-30 (дата обращения: 15.03.2023).

11. Utah Criminal Code. 2022. [Электронный ресурс]. URL: https:// law.justia.com/codes/utah/2022/title-76/ (дата обращения: 15.03.2023).

5

6

7

ABROAD

Original Paper

UDC 343.7 © V.A. Shestak, A.D. Tsyplakova, 2023

ISSN 0041-5790 (Print) • ISSN 2412-8333 (Online) • Ugol' - Russian Coal Journal, 2023, № 4, pp. 89-92 DOI: http://dx.doi.org/10.18796/0041-5790-2023-4-89-92

Title

FEATURES OF CRIMINALIZATION IN THE U.S. ENERGY SECTOR Authors

Shestak V.A.', Tsyplakova A.D.'

1 Moscow State Institute of International Relations (MGIMO University), Moscow, 119454, Russian Federation

Authors Information

Shestak V.A., Doctor of Juridical Science, Associate Professor, Professor of the Department of Criminal Law, Criminal Procedure and Criminology, e-mail: shestak.v.a@mgimo.ru Tsyplakova A.D., LL.B., Master's Degree Student, e-mail: tsyplakova.a.d@my.mgimo.ru

Abstract

The article examines criminal liability for energy crimes in the United States. The authors have analyzed legal acts of the Federation and the states such as South Dakota, Utah, Texas and Wisconsin. The heterogeneity of regulation and the complex nature of the considered sphere predetermine the scholars' interest to crimes in the energy sphere. They may be either serious crimes or petty offences (misdemeanor). The authors have tried to outline the specific features of legal norms, especially in terms of penalties. The authors have also attempted to highlight the types of energy offenses on hydrocarbons and other components of the fuel and energy complex and related areas, inter alia safety standards, market manipulation and record and register maintenance.

Keywords

The USA, Statutory criminal law, Sectoral energy legislation, Environmental protection, Safety standards in coal industry.

References

1. Constitution of the United States. 1789. [Electronic resource]. Available at: https://www.archives.gov/founding-docs/constitution-transcript (accessed 15.03.2023).

2. Federal Water Pollution Control Act. 2002. [Electronic resource]. Available at: https://www.epa.gov/sites/production/files/2017-08/documents/federal-water-pollution-control-act-508full.pdf (accessed 15.03.2023).

3. The Clean Air Act. 1963. [Electronic resource]. Available at: https://www. govinfo.gov/content/pkg/STATUTE-77/pdf/STATUTE-77-Pg392.pdf (accessed 15.03.2023).

4. The National Environmental Policy Act. 1970. [Electronic resource]. Available at: https://www.govinfo.gov/content/pkg/STATUTE-83/pdf/STATUTE-83-Pg852.pdf (accessed 15.03.2023).

5. Texas Penal Code. 2017. [Electronic resource]. Available at: https://law.justia. com/codes/texas/2017/penal-code/ (accessed 15.03.2023).

6. Criminal Code of the Russian Federation dated 13.06.1996 N 63-FL (amended 29.12.2022). [Electronic resource]. Available at: http://pravo.gov.ru/proxy/ ips/?docbody&nd=102041891 (accessed 15.03.2023).

7. Texas Water Code. 2022. [Electronic resource]. Available at: https://law. justia.com/codes/texas/2022/ (accessed 15.03.2023).

8. South Dakota Codified Laws. 2021. [Electronic resource]. Available at: https://law.justia.com/codes/south-dakota/2021/ (accessed 15.03.2023).

9. Wisconsin Statutes. 2022. [Electronic resource]. Available at: https://law. justia.com/codes/wisconsin/2022/chapter-168/ (accessed 15.03.2023).

10. Title 30 of US Code. 2020. [Electronic resource]. Available at: https://law. justia.com/codes/us/2020/title-30 (accessed 15.03.2023).

11. Utah Criminal Code. 2022. [Electronic resource]. Available at: https://law. justia.com/codes/utah/2022/title-76/ (accessed 15.03.2023).

For citation

Shestak V.A. & Tsyplakova A.D. Features of criminalization in the U.S. energy sector. Ugol, 2023, (4), pp. 89-92. (In Russ.). DOI: 10.18796/0041-5790-20234-89-92.

Paper info

Received February 22,2023 Reviewed February28,2023 Accepted March 27,2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.