Научная статья на тему 'Особенности кредитования субъектов малого и среднего бизнеса'

Особенности кредитования субъектов малого и среднего бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6489
614
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / КРЕДИТОВАНИЕ / СУБЪЕКТЫ КРЕДИТОВАНИЯ / КРЕДИТНЫЙ ПРОДУКТ / SMALL AND AVERAGE BUSINESS / CREDITING / SUBJECTS OF CREDITING / A CREDIT PRODUCT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Черебедова А. В.

В последнее время в научной литературе большое внимание уделяется изучению малых и средних предприятий как особых экономических субъектов, а также специфике их кредитования. Данная статья посвящена выявлению специфики малого и среднего бизнеса как субъектов кредитования и ее влияния на процесс кредитования малых и средних предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Lending small and medium businesses

Recently writers increasingly have been researching special economic subjectssmall and medium businesses and the way they are lent. The present paper considers the specific character of SMB influencing the lending procedures of these businesses.

Текст научной работы на тему «Особенности кредитования субъектов малого и среднего бизнеса»

УДК 336.71

ОСОБЕННОСТИ КРЕДИТОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА LENDING SMALL AND MEDIUM BUSINESSES

А.В. Черебедова A.V. Cherebedova

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

В последнее время в научной литературе большое внимание уделяется изучению малых и средних предприятий как особых экономических субъектов, а также специфике их кредитования. Данная статья посвящена выявлению специфики малого и среднего бизнеса как субъектов кредитования и ее влияния на процесс кредитования малых и средних предприятий.

Recently writers increasingly have been researching special economic subjects- small and medium businesses and the way they are lent. The present paper considers the specific character of SMB influencing the lending procedures of these businesses.

Ключевые слова: малый и средний бизнес, кредитование, субъекты кредитования, кредитный продукт.

Keywords: small and average business, crediting, subjects of crediting, a credit product.

Малый бизнес является основой стабильного развития экономики страны и решения социальных вопросов развитых и развивающихся стран. По замечаниям многих авторов (Д.С. Кундрюцков, С.П. Калугин, М. Мамута, А.А. Арцыбашева, А.Ю. Пономарев, В.Г. Чернов, А.В. Илларионов, С.И. Мазоль) развитие малого и среднего бизнеса необходимо для сохранения темпов роста экономики России, так как этот сектор экономики создает устойчивый внутренний платежеспособный спрос, способствует росту занятости населения, финансовому наполнению областных и местных бюджетов, расширению банковских операций. Для развития малых и средних предприятий необходимо наладить их эффективное взаимодействие с кредитными организациями, так как потребность этого сектора экономики в заемных ресурсах является стабильно высокой, особенно в условиях финансово-экономического кризиса. Изучение особенностей малого и среднего бизнеса (далее - МСБ) как субъектов кредитования, а также особенностей кредитования малых и средних предприятий является необходимым для обеспечения эффективного взаимодействия их с банками.

В России нормативное закрепление статуса малого предпринимательства появилось в Федеральном законе от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ», при этом в нем отсутствовало понятие среднего бизнеса. Впервые нормативные критерии, разграничивающие экономические субъекты на предприятия МСБ, были представлены в Федеральном законе от 31 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого

и среднего предпринимательства в РФ», при этом были использованы следующие критерии: независимости (управляемости), численность работников предприятия, предельные значения выручки и балансовой стоимости активов.

Необходимость законодательного закрепления статуса малых и средних предприятий возникла вследствие того, что специфика этих экономических субъектов требует особых мер государственной поддержки. Меры государственной помощи, направленные на поддержание и развитие малого предпринимательства, а также сложившиеся экономические условия стимулируют банки к активному взаимодействию с малыми предприятиями. Однако природа малого предпринимательства обусловливает особенности, свойственные данным экономическим субъектам, без знания которых банки не могут строить взаимоотношения с МСБ. Характерные для МСБ черты могут быть объединены в три группы: финансово-экономические, организационные и кадровые.

Базовые характеристики МСБ лежат в финансово-хозяйственной сфере и предопределяют появление организационных и кадровых особенностей, так как управление небольшими по объему финансовыми ресурсами не требует сложной организационно-управленческой структуры. К финансово-экономическим особенностям МСБ следует отнести:

• небольшой объем располагаемых ресурсов - малые предприятия (далее - МП) имеют собственный капитал, который состоит из уставного капитала в размере 8-10 тыс. руб., небольшой прибыли либо убытков, которые образованы за счет операционных и внереализа-

ционных расходов с целью уменьшения результата деятельности предприятия, для сокращения налоговой базы [3, с. 22];

• короткий период планирования, как правило не более одного года, ввиду небольшого объема ресурсов [4, с. 14];

• как правило, малый бизнес не располагает собственным имуществом, так как в основном МП арендуют помещения, используемые ими в производстве и торговле [3, с. 21]. Если же все-таки основное средство приобретается, в большинстве случаев это осуществляется за счет собственных денежных средств руководителей предприятия и не отражается во внеоборотных активах [3, с. 20];

• высокая чувствительность к изменению уровня постоянных затрат ввиду небольшого объема ресурсов и объемов производства [4, с. 14];

• главной особенностью МП является их большая чувствительность к изменениям экономической среды. Поскольку характерной чертой рыночной экономики является цикличность развития, то проблема выживания МП состоит в наличии резервов для того, чтобы пережить период спада и дождаться подъема рынка. Следовательно, в период подъема МП должно суметь накопить достаточную сумму прибыли в период подъема, чтобы профинансировать свои постоянные издержки в период спада: заработную плату, арендную плату, представительские расходы, налоги [4, с. 14];

• значительный объем банкротств - около 50 % МП закрываются в первые два года деятельности, успешными бывают только 15 % МП [4, с. 15];

• характерной особенностью малого бизнеса (далее - МБ) является низкий уровень прозрачности, что не позволяет в полной мере осуществлять анализ и оценку кредитоспособности [2, с. 17];

• отсутствие официальной финансовой отчетности [3, с. 20] или ее представление в усеченном виде [6; 7, п. 85];

• большая часть расчетов с контрагентами осуществляется наличными деньгами, минуя банковские счета [3, с. 21];

• недостатки налогообложения МБ, которые заключаются в высоком уровне налоговой нагрузки, которая складывается из налоговых платежей и различного рода начислений; сложном механизме расчета налогов, приводящий к многочисленным вариантам его трактовки; административных издержках, связанных с учетом финансово-хозяйственной деятельности для целей налогообложения и подготовкой отчетности для налоговых органов [3, с. 22].

К организационным особенностям МСБ относятся следующие:

• ввиду небольшой численности персонала слабо выражена специализация выполняемых функций, например, при малой численности сотрудников нецелесообразно создавать отдел кадров. Значительное число функций как оперативного, так и стратегического управления, выполняет руководитель - собственник компании, поэтому на малом предприятии, как правило, существует только один центр принятия управленческих решений, что приводит к значительному сокращению времени, необходимого для принятия управленческого решения [4, с. 14];

• стремление государства облегчить процедуру регистрации малых предприятий кроме положительных последствий имеет также отрицательное, способствующее повышению риска взаимодействия контрагентов с малым бизнесом, так как последний может относительно быстро перерегистрироваться на другое предприятие;

• эволюционный характер трансформации малого предприятия в крупное. Поэтому, осуществляя взаимодействие с малым предприятием, банк должен помнить, что он имеет возможность создать лояльного крупного клиента в будущем [4, с. 14].

Особенностью МСБ в кадровой сфере является слабое внимание к системе отбора персонала, а небольшой уровень оплаты труда приводит к значительной текучести кадров, что не всегда положительно сказывается на деятельности малого предприятия [4, с. 14].

Помимо специфики малого бизнеса, которая определяется его сущностью, необходимо обратить внимание на отраслевую специфику, также присущую малым предприятиям. Большая часть малых предприятий (45 %) осуществляет деятельность в сфере оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования. Торговля как отрасль хозяйства относится к сфере обращения, что налагает отпечаток на кругооборот оборотного капитала таких организаций, который состоит из двух стадий: превращение авансированного капитала в запасы товаров и реализация товаров покупателям [10, с. 152]. Так как в расчетах с контрагентами в основном применяется предварительная оплата отгружаемых товаров, то для обеспечения непрерывности оборота торгового капитала встает необходимость получения заемных средств для покрытия временной потребности в денежных средствах. Поэтому считается, что современная торговля

является самой кредитоемкой отраслью хозяйства, где сосредоточено свыше 80 % краткосрочных кредитов коммерческих банков. Особенности кругооборота капитала торговых организаций обусловливают специфику процесса кредитования, оценки их кредитоспособности, а также особенности предлагаемых банковских продуктов.

Рассмотренные выше особенности субъектов МСБ как потенциальных заемщиков определяют особенности их кредитования, которые могут быть сгруппированы по таким направлениям, как:

1) набор этапов процесса кредитования;

2) анализ кредитоспособности заемщика;

3) кредитные продукты (размер кредита, процентные ставки, виды обеспечения, срок кредитования, объект кредитовании и др.).

1. Кредитный процесс, как определенная последовательность действий сотрудников банка, традиционно включает следующие этапы [1, с. 26-30; 8, с. 239]: рассмотрение заявки и принятие решения о целесообразности кредитования; оформление кредитной документации; обслуживание кредита: этап выдачи кредита, этап мониторинга финансового состояния заемщика, этап мониторинга обеспечения кредита, этап контроля уплаты процентов и комиссий, этап контроля за погашением основного долга; текущий и последующий контроль.

Этапы процесса кредитования малых предприятий имеют ряд особенностей, отличающих их от процесса кредитования крупных предприятий. Например, при работе с малым бизнесом на этапе рассмотрения заявки и принятия решения не проводятся начальные переговоры с потенциальным клиентом с целью определения его перспективности для банка, а также кредитных потребностей; не происходит первичного рассмотрения заявки руководством банка, заявка рассматривается непосредственно сотрудником подразделения, осуществляющего кредитование. Это возможно, поскольку при кредитовании малых предприятий применяют стандартизированный подход к клиентам, не учитывающий индивидуальные особенности каждого предприятия в отдельности. Поэтому на первом этапе происходит отсеивание большого количества предприятий, не удовлетворяющих общим критериям, которые, однако, при более детальном анализе могли бы стать клиентами банка [1, с. 31]. Только после положительного решения сотрудника банка о дальнейшем рассмотрении заявки производится первичная беседа с клиентом, осуществляется запрос на предоставление документов

[1, с. 26]. В случае непредставления заемщиком пакета документов в течение определенного времени, отказа заемщика от кредита, отрицательного заключения службы экономической безопасности банка, заведомой неприемлемости условий заемщика следует снятие заявки клиента с дальнейшего рассмотрения. В случае кредитования крупного заемщика заявка может быть направлена на доработку. Особенностью кредитования МП является также то, что внимание банка сосредоточивается не на качестве каждого отдельного заемщика, а на качестве портфеля ссуд, предоставленных малым предприятиям.

На этапе оформления кредитной документации необходимым условием получения ссуды является открытие расчетного счета в банке и осуществление всех расчетов предприятия через этот счет. Данный этап при кредитовании малых предприятий является достаточно коротким, так как договора являются стандартными и их подписывает уполномоченный руководством сотрудник, непосредственно работающий с малым предприятием. На этапе мониторинга финансового состояния заемщика сотрудник банка поддерживает с клиентом тесный контакт и лично посещает предприятие. На этапе обслуживания кредита процедуры контроля за уплатой процентов, комиссией и основного долга объединяются, поскольку, как правило, клиент производит погашение основного долга ежемесячно равными частями одновременно с платежами процентов и комиссий.

2. Особенности оценки кредитоспособности субъектов МСБ проявляются во введении границы минимального срока существования бизнеса, тесном контакте кредитного эксперта с заемщиком, проведении оценки личного финансового положения владельца бизнеса, использование для расчета оценочных коэффициентов данных отчетности, составленной непосредственно кредитным экспертом, а также в стремлении упростить и ускорить процедуру оценки кредитоспособности [11] .

3. Рассматривая особенности кредитных продуктов для заемщиков - субъектов МСБ, можно выделить ряд требований, при выполнении которых возможно получение кредита. Эти требования касаются заемщика, параметров кредитной сделки, поручительств и гарантий.

В отношении заемщика предъявляются требования о местонахождении бизнеса заемщика и объектов залога, а также срока существования бизнеса. В связи с тем, что малые и средние предприятия не являются вполне прозрачными и надежными заемщиками, часто

банки готовы предоставить кредит только тем заемщикам, которые территориально близко расположены к подразделениям банка. Высокое количество банкротств вновь создаваемых МП приводит к тому, что банки устанавливают минимальный срок фактического существования бизнеса, которые они готовы кредитовать.

Условия кредита для МСБ также отражают особенности такого рода заемщиков. Как правило, им не предоставляются нецелевые кредиты, а также необеспеченные или недостаточно обеспеченные кредиты; денежные средства в счет кредита предоставляются путем зачисления суммы на ссудный счет в банке, а их расходование должно осуществляться с расчетного счета, открытого у банка-кредитора, что облегчает контроль за целевым использованием кредита. Особого внимания заслуживают такие параметры кредита, как сумма и процентные ставки. Обычно минимальная сумма кредита для заемщиков - субъектов МСБ ограничивается 300 000 руб., что обусловлено нерентабельностью кредитных операций на меньшую сумму для банка вследствие значительных затрат на сам кредитный процесс. Однако, учитывая масштабы бизнеса, небольшой располагаемый капитал, отсутствие залога, отвечающего требованиям банка, для такой суммы кредита подобное ограничение минимальной суммы приводит к тому, что для многих МП банковское кредитование является недоступным. По некоторым оценкам спрос на кредиты в этом секторе удовлетворен не более чем на 10 %. В то же время занижение суммы кредита под предлогом минимизации рисков также неоправданно, так как способно лишь увеличить риски из-за срыва проекта на заключительных стадиях его реализации [9, с. 79]. Как правило, в большинстве случаев банки кредитуют малые предприятия по более высокой ставке, чем крупных и стабильных первоклассных заемщиков. Однако, как показывает мировой опыт взаимодействия банков с малыми предприятиями, это малопродуктивно с точки зрения управления рисками, так как процентные ставки для корпоративных клиентов и так достаточно высоки, а рентабельность МСБ на порядок ниже рентабельности крупных предприятий, что приводит снова к недоступности банковских кредитов для большей части предприятий МСБ [9, с. 81].

Срок кредитования является одним из элементов кредита, воздействуя на который, банк также может снижать риски. Поэтому банки часто уменьшают сроки кредитования для МСБ по сравнению с крупными клиентами. Однако,

хотя более длительный срок кредита увеличивает его риск, искусственное сокращение сроков предоставления и возврата кредита может оказать негативное воздействие и на заемщика, подтолкнуть его к более рискованным, ошибочным хозяйственным решениям. В результате общие риски заемщика и банка только увеличатся. Такая характерная черта МП, как отсутствие значительных резервов денежных средств, а значит, и невозможность одномоментного отвлечения из оборота значительной суммы денег определяет и прядок погашения кредита: либо ежемесячными аннуитетными платежами, либо с индивидуальным графиком погашения кредита. Следует отметить, что крупные предприятия имеют больше вариантов погашения кредита, в том числе ежемесячное погашение процентов и погашение суммы основного долга в конце срока кредита.

Чтобы обезопасить себя от возможного невозврата кредита, банки требуют не только залога, но также гарантий или поручительств других лиц. При рассмотрении вопроса предоставления гарантий малым предприятиям следует отметить, что в настоящее время в России действуют более 40 гарантийных фондов, которые помимо льготного кредитования инвестиционных проектов, микрофинансирования также предоставляют обеспечение в форме поручительства. При этом сумма поручительства ограничивается определенной долей от суммы кредита, решение о предоставлении поручительства принимается на основании документов, представленных банком [5, с. 100].

Очевидно, что средние и в большей степени малые предприятия отличаются от крупных наличием определенного набора специфических черт, которые обусловлены как их экономической природой, так и законодательным регулированием деятельности таких предприятий. Специфика субъектов МСБ проявляется в финансово-экономической, организационной и кадровой сфере, что, безусловно, отражается в их отношениях с контрагентами, в том числе с банками. Последние, в свою очередь, должны понимать особенности функционирования малых и средних предприятий, чтобы адекватно оценивать риски взаимоотношений с ними, а также предлагать такие банковские продукты, которые будут способствовать их развитию и превращению в надежных клиентов банка.

1. Арцыбашева А.А. Особенности процесса кредитования малых предприятий // Банковские услуги. - 2006. - № 2. - С. 25-31.

2. Калугин С.П. Банковский сектор и малый бизнес в регионе // Деньги и кредит. - 2008.

- № 9. - С. 16-20.

3. Кундрюцков Д. С. Проблемы банковского кредитования малого бизнеса в России и способы их решения // Банковские услуги. -2008.- № 5.- С. 19-22.

4. Мазоль С.И. Экономика малого бизнеса: учеб. пособие. - Минск: Книжный дом, 2004. - 272 с.

5. Малый бизнес становится частью региональной политики // Банковское дело. -2008. - № 8. - С. 98-101.

6. О формах бухгалтерской отчетности организаций: приказ Минфина РФ от 22 июля 2003 г. № 67н (ред. 18 сентября 2006 г.) // Правовая справочно-информационная система «Консультант полюс»

7. Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ: приказ Минфина РФ от 29 ию-

ля 1998 г. № 34н (ред. от 18 сентября 2006 г.) // Правовая справочно-информационная система «Консультант полюс»

8. Основы банковской деятельности (Банковское дело) / под ред. К.Р. Тагирбекова. - М.: Издат. дом «ИНФРА-М»: Изд-во «Весь Мир», 2003. - 720 с.

9. Пономарев А.Ю. Управление рисками кредитования малого бизнеса // Банковское дело. - 2008. - № 5. - С. 78-82.

10. Челноков В.А. Банки и банковские операции: Букварь кредитования. Технологии банковских ссуд. Околобанковское рыночное пространство: учеб. для вузов. - 2-е изд. перераб.

- М.: Высшая школа, 2004. - 291 с.

11. Черебедова А.В. Проблемы оценки кредитооспособности заемщиков - субъектов малого и среднего бизнеса // Вестник Омского государственного университета. Серия «Экономика». - 2008. - № 3. - С. 146-150.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.