Научная статья на тему 'Особенности корректуры электронных навигационных карт в рейсе'

Особенности корректуры электронных навигационных карт в рейсе Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1509
359
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Бакланов Е. Н., Буллах Е. Г.

Приводятся требования к методам и средствам корректуры электронных навигационных карт в судовых системах отображения и информации (ECDIS). Рассмотрены возможные приемы корректуры электронных карт при нахождении судна в море.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности корректуры электронных навигационных карт в рейсе»

УДК 629.12

ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКТУРЫ ЭЛЕКТРОННЫХ НАВИГАЦИОННЫХ

КАРТ В РЕЙСЕ

Е.Н. Бакланов, Е.Г. Буллах, Дальрыбвтуз, Владивосток

Приводятся требования к методам и средствам корректуры электронных навигационных карт в судовых системах отображения и информации (ЕС01Б). Рассмотрены возможные приемы корректуры электронных карт при нахождении судна в море.

В соответствии с требованиями 4-й главы резолюции А.817(19) «Поддержание и получение картографической информации на уровне современности» должны выполняться следующие условия:

- используемая в ECDIS картографическая информация должна быть последнего издания, подготовленная уполномоченной государственной гидрографической службой и удовлетворяющая стандартам Международной гидрографической организации (1Н6);

- содержание электронной навигационной карты (БЫО) должно быть адекватно откорректированным навигационным картам на район предстоящего плавания;

- должна быть гарантирована невозможность изменения содержания БЫО;

- в ECDIS должна обеспечиваться запись корректурной информации, а также времени ее ввода в БЫО;

- корректурные материалы должны размещаться отдельно от данных БЫО;

- ECDIS должна позволять мореплавателю вызов на дисплей текста корректурного материала с тем, чтобы он мог удостовериться в правильности внесения исправлений и убедиться в том, что корректура введена в системную ENC.

Базу данных БЫО можно корректировать (вручную или автоматически), так как каждый ее объект или атрибут описан специальными идентификаторами. Корректурные файлы содержат команды «поместить», «стереть» или «изменить» эту информацию в БЫО без замены элемента в целом. Принципы корректуры электронных карт определяются международными стандартами БОО!8.

В настоящее время корректура электронных карт производится, как правило, фирмами-изготовителями посредством извещений мореплавателям. Предоставление корректуры является дополнительной услугой.

При получении корректуры основной файл с электронной картой не изменяется. Файлы корректуры хранятся отдельно от файлов карт. Когда необходимая карта загружается, на нее накладывается информация из файлов корректуры. Этот процесс незаметен для

1

пользователя, так как корректурные данные отображаются так же, как и данные самой карты. Электронные карты переиздаются изготовителем через определенные промежутки времени (например, в Transas Marine

- ежегодно). Однако если пользоваться корректурной поддержкой со стороны фирмы-поставщика, то нет необходимости регулярно заказывать новую карту. ECDIS может присоединять к карте файлы корректуры, полученные в течение года. Последний файл обновляет карту, а файлы, ставшие ненужными, автоматически стираются. С этого момента пользователь становится обладателем нового издания корректурной карты.

Как известно, различают корректуры официальные, источником которых являются гидрографические службы, и местные, поступающие от авторитетных местных структур: береговой охраны, лоцманской службы и т.п.

Официальные корректуры могут быть:

- локальными (постоянными и временными) для редактирования картографического объекта или его атрибутов;

- пространственными для полной замены одной или нескольких

карт.

При обосновании структуры системы корректуры электронных карт руководствуются следующими положениями:

- обновлению (Update) должна подвергаться системная электронная карта, исходная картографическая база данных должна сохраняться в неизменном виде;

- корректуры должны быть стандартизованы по структуре, системе классификации и кодирования. Формат передачи данных должен соответствовать формату DX-90;

- обновление электронных карт должно включать использование не только постоянных, временных или предварительных извещений мореплавателям, но также относящихся к карте навигационных предупреждений (Navarea и Navtex);

- текстовая часть информации по корректуре электронных карт должна подготавливаться на английском языке;

- вносимая корректура не должна ухудшать электронные карты. Сведения о внесенной корректуре должны сохраняться в памяти системы и отображаться по запросу оператора;

- ответственность навигационных гидрографических организаций за корректуру должна быть эквивалентна той ответственности, которую они несут по корректуре бумажных навигационных карт.

Все методы корректуры электронных карт разделяются на три группы: ручная, полуавтоматическая, автоматическая. Ручное

обновление электронной карты предполагает ввод корректурных данных операторов с пульта ECDIS с использованием специальных программных средств, облегчающих выполнение этой задачи. При полуавтоматической корректуре действия оператора ограничиваются установкой носителя корректурной информации (дискеты, флэш или

оптического диска) в считывающее устройство. Автоматическая корректура не требует вмешательства оператора при приеме и записи в память корректурных данных.

При ручной корректуре (рис. 1) требуется только, чтобы корректурная информация была понятна оператору. Информация по корректуре в этом случае может печататься в традиционном виде (обычный текст). Набор операций по такой корректуре может включать в себя:

- перенос картографического объекта;

- редактирование характеристик картографического объекта;

- удаление картографического объекта, либо его характеристики;

- включение картографического объекта, либо его характеристики;

- переименование объектов.

При полуавтоматическом обновлении корректурная информация может передаваться двумя способами:

- путем поставки на носителях информации в портах, по почте;

- путем передачи на судно по линиям телекоммуникационной связи и записи корректурной информации на носитель. Информация на носителе должна быть записана в формате, который соответствует цифровой организации данных в картографической базе данных.

Рис. 1. Ручная корректура карты Наиболее целесообразным и удобным режимом внесения официальных корректур в электронную карту считается автоматическая корректура. В качестве стандартного формата автоматической корректуры электронных карт 1Н6 предложен формат MACDIF. При автоматическом обновлении информации электронной карты корректурная информация передается по каналам спутниковой связи (1птагеаЦ и автоматически записывается в память системы. В развитых странах мира (США, Германии, Японии) разработаны и прошли испытания радиосистемы автоматической корректуры судовых электронных карт. Так, например, в США фирмой MACSEA Ltd. разработана система NAVIGATES-C корректуры навигационных электронных карт путем передачи данных по спутниковым радиоканалам. Эта радиосистема

обеспечивает прямую передачу корректурной информации в судовые базы данных от автоматической службы извещений мореплавателям картографического управления Департамента обороны США. Текущая корректурная информация, а также все прошлые корректуры могут быть получены от этой системы по запросу в любое время суток и в любой точке Земли.

При вводе корректур должны применяться методы защиты и контроля целостности получаемой информации. Получаемая корректурная информация должна регистрироваться, картографическая система должна сообщать оператору о полученных корректурах, а также о номерах пропущенных извещений. Для некоторых карт на носителе с корректурой может присутствовать «удаляющая корректура». Удаляющая корректура означает, что карта является устаревшей и должна быть изъята из судовой коллекции. При обнаружении такой корректуры появляется предупреждение, показанное на рис. 2.

GB204000

Deletion update is found.

Applying this update is potentially dangerous.

Are you sure you wish to apply it now?

LYnJ

Ш

Рис. 2. Предупреждение о применении «удаляющей корректуры»

Совместное использование исходной базы данных и корректурной информации возможно двумя основными способами:

- в ECDIS хранятся две базы данных: исходная база данных и база данных корректур к ней. В этом случае построение электронной карты и формирование ответов на запросы производится путем обработки двух баз данных;

- в картографической системе хранятся три базы данных: исходная картографическая база данных, база корректур и база откорректированной картографической информации. При такой организации ответы на запросы и электронные карты формируются только по откорректированной картографической базе данных.

Компания TRANSAS MARINE корректурные файлы для автоматической и полуавтоматической корректуры фирменных карт поставляет два раза в месяц.

По отношению к базе данных карты различают:

- присоединяемые корректуры, которые изменяют информацию, содержащуюся в электронных картах;

- не присоединяемые корректуры - добавляют дополнительную информацию в системную электронную карту.

По совокупности информации корректура подразделяется на:

- последовательную;

- накопленную;

- составную.

Последовательная корректура - это новая информация, которая появилась со времени выхода предыдущей. Накопленная - совокупность всей последующей, которая была выпущена со времени последнего издания электронных карт. Составная - это последовательная корректура, представляющая переиздание электронных карт.

По формату корректуры различают:

- неотформатированную;

- отформатированную.

У неотформатированной корректуры формат отличается от стандарта S-57 и не читается средствами судовой ECDIS.

Требования к электронным картографическим системам предусматривают возможность ручной корректуры даже при постоянной постановке автоматической или полуавтоматической корректуры. Ручная корректура выполняется судоводителем непосредственно в рейсе или перед выходом в рейс по радионавигационным предупреждениям или иным уполномоченным источникам информации.

Следует иметь в виду, что при выполненной ручной корректуре могут возникнуть ошибки из-за:

- несоответствия систем координат бумажной и электронной карт, что может дать значительную разницу в координатах;

- несоответствия типов проекций бумажной и электронной карт;

- неправильного пересчета значений в некоторых извещениях мореплавателям в числах, в градусах и минутах с десятыми и сотыми долями, как того требуют правила ввода;

- использования отечественных извещений мореплавателям, имеющихся на судне, для срочной корректуры электронных карт, изготовленных по бумажным аналогам иностранных карт.

В последнем случае судоводитель должен иметь представление об особенностях корректуры карт иностранных государств.

Библиографический список

1. Performance Standards for Electronic Chart Display and Information System. IMO, 1995.

2. Сборник № 30 резолюций ИМО. СПб.: ЦНИИМФ, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.