_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 05/2017 ISSN 2410-700Х_
УДК: 658.310.7
Гриних Екатерина Владимировна
E-mail: grinikhekaterina@gmail.com Перевозова Ольга Владимировна
к.п.н., доцент г. Челябинск, РФ E-mail: o-v-perevozova@mail.ru
ОСОБЕННОСТИ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ
Аннотация
В последнее время великое множество крупнейших российских компаний ведут активную деятельность, направленную на проникновение на международный рынок товаров и услуг. Это напрямую связано с тем, что последние годы ознаменовались широким распространением корпоративного управления в России. Оно проявляется в ведении нефинансовой отчетности, укреплении роли корпоративного духа среди работников организаций и постоянном повышении их квалификации. Не смотря на это, многие люди, не имеющие представления о деятельности крупных российских компаний, склонны полагать, что менеджмент в организации - это устаревшее и бесперспективное звено управления в целом. Для того, чтобы доказать ошибочность представленного суждения, рассмотрим, что же такое корпоративное управление и его главные особенности в российской практике.
Ключевые слова
Корпоративное управление, менеджмент организации, особенности корпоративного управления.
Корпоративное управление, как часть менеджмента организации, весьма сложное явление, которое оказывает влияние на взаимоотношения внутри компании. Оно представляет собой способ управления организацией, который позволяет обеспечивать равноправное и справедливое распределение результатов, полученных в ходе осуществления хозяйственной деятельности, между учредителями и другими заинтересованными лицами. Таким образом, суть корпоративного управления заключается в предоставлении учредителям организации информации, необходимой для качественного и эффективного контроля деятельности менеджеров, что позволит обеспечить увеличение капитала [3, с. 67].
Стоит отметить, что это далеко не единственное определение корпоративного управления. Представленное понятие также следует рассматривать с точки зрения следующих аспектов:
- как сложную систему, которая предполагает разделение ответственности, прав и обязанностей;
- как совокупность норм, правил и определенных процедур, необходимых для принятия оптимальных управленческих решений;
- как систему контроля и управления правильным функционированием корпорации в целом [4, с. 47].
На основании всего вышесказанного, следует отметить, что целью корпоративного управления
является обеспечение нормального функционирования корпорации в интересах учредителей и акционеров.
Представляя собой самостоятельное направление деятельности организации, корпоративное управление обладает собственным объектом - взаимоотношения акционеров корпорации с ее руководящим составом. При этом такие взаимоотношения осуществляются с помощью определенного инструментария, к числу элементов которого можно отнести кодекс корпоративной этики и поведения, устав компании, различные внутриорганизационные регламенты [1, с. 147].
Особое значение для эффективной организации корпоративного управления имеет соблюдение определенных принципов, так называемых основополагающих начал, к числу которых относятся:
- интересы и права владельцев акций корпорации являются приоритетными;
- равноправие заинтересованных лиц;
- весомая роль учредителей в управлении корпорацией;
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 05/2017 ISSN 2410-700Х
- прозрачность;
- беспрекословное исполнение своих обязанностей членами правления компании;
- гласность [2, с. 24].
Принятие рекомендательного документа, содержащего вышеизложенные принципы корпоративного управления, вызвало осознание многими странами (в том числе Россией) того, что модернизация, существовавшей на тот момент системы управления организациями, просто необходима.
Говоря об особенностях российского корпоративного управления, следует отметить, что ключевой является то, что наше государство значительно позднее встало на устойчивый путь развития, что, безусловно, определило его специфические черты:
- едва заметное распределение контроля и функций собственности;
- значительная концентрация собственности;
- хозяйственная деятельность российских корпораций, характеризующаяся непрозрачностью [5, с.
330].
Последняя черта во многом обусловлена тем, что в конце 90-х годов повсеместно существовала практически стопроцентная вероятность рейдерских захватов. На сегодняшний день данная особенность в большей мере обусловлена чрезмерным давлением на компании со стороны государственных структур различных уровней. По большей мере это касается среднего и малого бизнеса, ведь государственные барьеры находятся на столь высоком уровне, что многие организации просто не имеют возможности выжить в таких условиях.
Еще одним недостатком, который присущ российскому корпоративному управлению, является недостаточная и некачественная разработка механизма, призванного к внедрению различного рода инноваций. Стоит отметить, что в настоящий момент времени, Правительство РФ занимается активным устранением данного недостатка, посредством осуществления значительной финансовой помощи тем компаниям, деятельность которых направлена на создание инновационных проектов [2, с. 112].
Также, негативное влияние на механизм корпоративного управления в Российской Федерации, оказывает отсутствие согласованности между применяющимися технологиями и методиками и культурно-историческими особенностями менталитета нации, что сильно сдерживает развитие менеджмента.
Еще одной особенностью, которая свойственна преимущественно корпоративному управлению в РФ, является приоритет положений и норм действующего законодательства перед рекомендательными документами, стандартами и опытом других стран, более успешных в данном направлении. Отметим, что использование различной методической литературы, также оказало бы положительное влияние на развитие корпоративного управления в России.
Таким образом, корпоративное управление на данном этапе развития приобрело особое значение. Успех компаний во многом зависит от эффективной организации управления, на основе инновационных технологий и научном подходе. Это откроет новые грани возможностей как для достижения высоких результатов внутри самой компании, так и для выхода на международный рынок товаров и услуг. Список использованной литературы:
1. Гуриев С.К. Корпоративное управление в российской промышленности: учебное пособие / С.К. Гуриев. М.: МОНФ, 2013. - 235 с.
2. Гэррэт Б.С. Рыба гниет с головы. Как предотвратить кризис развития компании внедрением новых стандартов корпоративного управления: практическое пособие / Б.С. Гэррэт. - М.: Дело, 2015. - 189 с.
3. Лазарева О.В. Корпоративное управление: методическое пособие к спецкурсу / О.В. Лазарева, А.А. Рачинский, Л.С. Ружанская. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2013. - 161 с.
4. Шаститко А.Е. Проблемы корпоративного управления и особенности перераспределения прав контроля в России // Информационно-аналитический бюллетень БЭА № 56. М.: БЭА, 2014. - С. 47-89.
5. Яковлев А.А. Корпоративное управление, реструктуризация предприятий и мотивация собственников // Экономический журнал ВШЭ № 4, 2016. - С. 325-334.
© Гриних Е.В., Перевозова Е.В., 2017