Научная статья на тему 'Особенности корпоративного управления в компаниях с государственным участием в сфере энергетики по законодательству Китайской Народной Республики'

Особенности корпоративного управления в компаниях с государственным участием в сфере энергетики по законодательству Китайской Народной Республики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
170
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ПРАВО / КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ГАЗОВАЯ ОТРАСЛЬ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН / ENERGY LAW / CORPORATE GOVERNANCE / GAS INDUSTRY / LEGISLATION OF FOREIGN COUNTRIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Акимов Н. А.

В условиях развития отечественной энергетической отрасли правовое регулирование корпоративного управления компаний с государственным участием приобретает особое значение для эффективной деятельности компаний данного вида. Правовое обеспечение развития института корпоративного управления является важнейшей задачей как отечественных, так и иностранных законодателей. Особый подход к развитию данного института сложился в Китайской Народной Республике, где прослеживается традиционная модель правового регулирования корпоративного управления, складывающегося в энергетических компаниях с госучастием, которая, в свою очередь, находится в постоянном развитии в результате интеграции экономической деятельности таких компаний в международный торговый оборот. В проводимом исследовании выявляются особенности реализации корпоративного управления в компаниях с государственным участием по законодательству Китайской Народной Республики, а также проводится сравнительно-правовой анализ организационно-правовых форм субъектов корпоративного управления по китайскому и российскому законодательству.In the context of the development of the domestic energy industry, the legal regulation of corporate governance of companies with state participation is of particular importance for the effective operation of companies of this type.Legal support for the development of the Institute of corporate governance is an important task for both domestic and foreign legislators.A special approach to the development of this institution has developed in the people’s Republic of China, where the traditional model of legal regulation of corporate governance is observed in energy companies with state participation, which, in turn, is in constant development as a result of the integration of the economic activities of such companies into international trade.The research reveals the specifics of implementing corporate governance in companies with state participation under the laws of the people’s Republic of China, as well as a comparative legal analysis of the organizational and legal forms of corporate governance entities under Chinese and Russian legislation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности корпоративного управления в компаниях с государственным участием в сфере энергетики по законодательству Китайской Народной Республики»

ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

ОСОБЕННОСТИ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В КОМПАНИЯХ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ В СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИКИ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Аннотация. В условиях развития отечественной энергетической отрасли правовое регулирование корпоративного управления компаний с государственным участием приобретает особое значение для эффективной деятельности компаний данного вида. Правовое обеспечение развития института корпоративного управления является важнейшей задачей как отечественных, так и иностранных законодателей. Особый подход к развитию данного института сложился в Китайской Народной Республике, где прослеживается традиционная модель правового регулирования корпоративного управления, складывающегося в энергетических компаниях с госучастием, которая, в свою очередь, находится в постоянном развитии в результате интеграции экономической деятельности таких компаний в международный торговый оборот. В проводимом исследовании выявляются особенности реализации корпоративного управления в компаниях с государственным участием по законодательству Китайской Народной Республики, а также проводится сравнительно-правовой анализ организационно-правовых форм субъектов корпоративного управления по китайскому и российскому законодательству.

Ключевые слова: энергетическое право, корпоративное управление, газовая отрасль, законодательство зарубежных стран.

Николай Андреевич АКИМОВ,

аспирант кафедры энергетического права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) branchmp99@yandex.ru 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

DOI: 10.17803/2311-5998.2020.67.3.151-157

N. A. AKIMOV, postgraduate student of the Department of Energy Law of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL) branchmp99@yandex.ru 125993, Russia, Moscow, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, d. 9 FEATURES OF CORPORATE GOVERNANCE IN COMPANIES WITH STATE PARTICIPATION IN THE ENERGY SECTOR UNDER THE LAWS OF THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA Abstract. In the context of the development of the domestic energy industry, the legal regulation of corporate governance of companies with state participation is of particular importance for the effective operation of companies of this type.

© Н. А. Акимов, 2020

Legal support for the development of the Institute of corporate governance is an important task for both domestic and foreign legislators. A special approach to the development of this institution has developed in the people's Republic of China, where the traditional model of legal regulation of corporate governance is observed in energy companies with state participation, which, in turn, is in constant development as a result of the integration of the economic activities of such companies into international trade. The research reveals the specifics of implementing corporate governance in companies with state participation under the laws of the people's Republic of China, as well as a comparative legal analysis of the organizational and legal forms of corporate governance entities under Chinese and Russian legislation. Keywords: energy law, corporate governance, gas industry, legislation of foreign countries.

В настоящее время корпоративное управление приобретает все большее значение для упорядочивания действий субъектов и эффективного достижения поставленных перед ними целей. В компаниях с государственным участием энергетической отрасли корпоративное управление приобретает наиболее тесную связь с государственным управлением. Корпоративное управление в таких компаниях, как правило, отличается непрерывным, планомерным и постоянным характером, а также имеет определенную иерархичную структуру. К тому же рассматриваемый тип корпоративного управления является организационной базой не только для применения, но и для создания норм, в результате реализации которых подобное регулирование приобретает всеобщий обязательный характер.

Теоретические вопросы и проблемы, связанные с реализацией корпоративного управления в компаниях с государственным участием, в том числе в сфере энергетики, являлись предметом правовых исследований.

Среди ведущих ученых-правоведов, исследовавших различные аспекты корпоративного управления в рассматриваемых компаниях, можно выделить В. К. Андреева, В. А. Лаптева, Д. В. Ломакина, О. А. Макарову, В. Ф. Попондопу-ло, В. В. Романову, И. С. Шиткину и др.1

Правовая наука зарубежных стран имеет более длительную историю изучения особенностей корпоративного управления. Институциональные механизмы, связанные с корпоративным голосованием, а также роль и обязанности совета директоров были центральными темами зарубежной литературы по корпора-

1 Актуальные проблемы энергетического права : учебник / под ред. д. ю. н. В. В. Романовой. М. : Юрист. 2015 ; Андреев В. К., Лаптев В. А. Корпоративное право современной России : монография. 2-е изд. М. : Проспект, 2017 ; Корпоративное право : в 2 т. / отв. ред. И. С. Шиткина. М. : Статут, 201, 2018 ; Лаптев В. А. Корпоративное право: правовая организация корпоративных систем : монография. М. : Проспект, 2019 ; Корпоративное право : учебник и практикум для вузов / О. А. Макарова, В. Ф. Попондопуло. 4-е изд., перераб. и доп. М. : Юрайт, 2019.

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. КупнЬина ГМПОА1

в

L-—^ i,

'МШН1Ш Акимов Н. А.

УНИВЕРСИТЕТА Особенности корпоративного управления в компаниях |

имени o.e. кугафина(мгюа) с государственным участием в сфере энергетики по законодательству...

тивному управлению с момента возникновения данного термина. В то же время отдельные правопорядки устанавливают специальные правила, регулирующие реализацию корпоративного управления именно в энергетических компаниях с участием государства.

Особый механизм правового воздействия для регулирования отношений, связанных с реализацией корпоративного управления компаний с государственным участием в сфере энергетики, закреплен в законодательстве Китайской Народной Республики. Рассматриваемый механизм, с одной стороны, устанавливает традиционную национальную модель правового регулирования корпоративного управления, складывающегося в энергетических компаниях с госучастием, но в то же время интегрирует деятельность своих национальных компаний в мировой торговый оборот, предоставляя определенный объем свобод в регулировании их деятельности.

Среди крупнейших газовых компаний мира второе место по объемам добычи газа, после ПАО «Газпром», занимает китайская PetroChina2.

PetroChina была учреждена как акционерное общество с ограниченной ответственностью 5 ноября 1999 г. в соответствии с китайским Законом о компаниях. При этом учредителем выступала государственная China National Petroleum Corporation3.

Примечательно, что сама China National Petroleum Corporation (CNPC, Китайская национальная нефтегазовая корпорация) с момента своего учреждения является классическим государственным юридическим лицом. Правопред-шественником CNPC являлось Министерство нефтяной промышленности КНР, которое было учреждено в июле 1955 г. и обеспечивало разведку и разработку нефтегазовых ресурсов Китая.

Актом Министерства нефтяной промышленности КНР от 17 сентября 1988 г. была учреждена Китайская национальная нефтегазовая головная компания, которая на протяжении своей деятельности обеспечивала полный цикл производства нефти и природного газа и совмещала в себе часть правительственных публичных полномочий и функций по правовому управлению отраслью.

19 декабря 2017 г. на основании соответствующего акта Комитета по контролю и управлению госимуществом при Госсовете КНР CNPC была преобразована из предприятия всенародной собственности в общество с ограниченной ответственностью (с абсолютным государственным участием), а также переименована в «Китайскую национальную нефтегазовую корпорацию»4.

При этом после реорганизации CNPC сохранила свои публичные полномочия и в настоящее время совмещает в своем правовом статусе юридического лица :jj

элементы административного регулятора.

<

--I

2 Дёмина Л. 7 самых больших газовых компаний в мире: Россия в лидерах // URL: https:// >

moneymakerfactory.ru/spravochnik/7-krupneyshih-gazovyih-kompaniy/ (дата обращения: 06.12.2019).

3 Официальный сайт компании PetroChina. URL: http://www.petrochina.com.cn/ptr/gsjj/gsjs_ common.shtml (дата обращения: 07.12.2019).

4 Официальный сайт CNPC. URL: http://www.cnpc.com.cn/ru/fzlc/fzlc_index.shtml (дата обращения: 07.12.2019).

Коренные изменения в структуре управления китайским нефтегазовым сектором произошли в 1999 г., когда в результате реструктуризации активов CNPC была создана дочерняя PetroChina Company Limited (сокращенно — PetroChina). С момента учреждения избранная для PetroChina модель корпоративного управления отличалась от модели, применимой к регулированию деятельности ее материнской компании — CNPC, предполагая отрытое размещение определенного числа акций в том числе на крупнейших фондовых биржах5.

Таким образом, PetroChina может быть отнесена к компаниям с государственным участием смешанного типа.

В настоящее время CNPC продолжает обладать полным корпоративным контролем над PetroChina, имея в своей собственности 81,03 % от общего числа акций компании6. Представляет научный интерес и косвенная модель государственного участия в капитале PetroChina через государственное юридическое лицо CNPC.

Проводя сравнительный анализ с механизмом реализации корпоративного управления в отечественной атомной отрасли, можно выявить некоторые сходства: в частности, в наличии ключевого субъекта («Корпорации») с особым публичным статусом, обладающего административными полномочиями по регулированию отраслевого производства.

Организационная структура PetroChina в целом соответствует классической трехуровневой модели реализации корпоративного управления.

Количественный состав совета директоров компании представлен в числе 13 директоров, включая председателя, двух заместителей председателя и 10 директоров, из которых 3 являются независимыми (неисполнительными) директорами. Кроме того, совет директоров должен иметь 9 независимых (внешних) директоров, которые не должны занимать штатные должности в компании.

С целью пресечения возможных злоупотреблений со стороны лиц, входящих в органы управления компании, а также для дополнительной охраны корпоративного контроля акционеров положениями устава PetroChina предусмотрено, что совет директоров не вправе распоряжаться или согласовывать распоряжение имущественными активами компании, сумма которых превышает 33 % от стоимости основных средств компании, размер которых был представлен и утвержден на предыдущем общем собрании акционеров компании без предварительного одобрения общим собранием акционеров7.

Уставом PetroChina закреплены особые полномочия председателя совета директоров компании, являющегося «законным представителем» общества. Из этого

5 В частности, на Нью-Йоркской фондовой бирже 6 апреля 2000 г. (код акции: PTR) и на Гонконгской фондовой бирже 7 апреля 2000 г. (код акции: 857), а также на Шанхайской фондовой бирже.

6 Annual Report Pursuant to Section 13 OR 15(d) of the Securities Exchange Act of 1934 For the fiscal year ended December 31, 2018 // URL: http://www.petrochina.com.cn/ptr/ndbg/201904/ f07be04a22d4436984de1c92ed494713/files/b23e8cd67b1a46f7972e54b4ce04482e.pdf (дата обращения: 09.12.2019).

7 Статья 91 устава PetroChina. Articles of association PetroChina Company Limited // URL: http://www.petrochina.com.cn/ptr/gszljg/gszljg.shtml (дата обращения: 09.12.2019).

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. КупнЬина ГМПОА1

тз

L-—^ i,

УНИВЕРСИТЕТА Особенности корпоративного управления в компаниях |

имени o.e. кугафина(мгюа) с государственным участием в сфере энергетики по законодательству.

следует, что компетенция единоличного исполнительного органа PetroChina в полной мере реализуется председателем совета директоров компании, несмотря на тот факт, что полномочия генерального директора компании предусматривают решение текущих операционных задач и совершение сделок от имени компании.

Уставом PetroChina предусмотрено, что акционерный капитал делится на классы акций, среди которых выделяются так называемые «акции внутреннего инвестирования», которые находятся в национальном обороте Китайской Народной Республики, «акции иностранного инвестирования», которые и размещаются на крупнейших фондовых биржах, а также иные классы акций. Различные классы акций выпускаются по согласованию с уполномоченным департаментом согласования деятельности компаний Государственного совета.

В зависимости от класса акций для их обладателей устанавливаются особые процедуры при голосовании на общих собраниях акционеров компании.

Корпоративное управление PetroChina регулируется Законом о компаниях КНР и Правилами корпоративного управления, а также законами и иными нормативными актами о ценных бумагах и правилах листинга в Гонконге и США.

Положения Закона о компаниях КНР и Правила корпоративного управления не содержат обязательных требований об определенном количестве независимых директоров для компаний, подконтрольных государству. Однако, в соответствии с правилами Нью-Йоркской фондовой биржи, PetroChina обязана назначать не менее половины независимых директоров от общего числа членов совета директоров.

Примечательно, что законодательством КНР, а также уставом и внутренними документами PetroChina не предусмотрено обязательного участия представителей государства в работе органов управления компании. Данное обстоятельство можно связать с косвенной моделью участия государства в акционерном капитале компании, где основной акционер является лицом с абсолютным контролем государства. Кроме того, размещение акций PetroChina на крупнейших фондовых биржах также обуславливает необходимость соблюдения строгих биржевых требований, в том числе связанных с организацией структуры корпоративного управления компании.

В то же время при регулировании определенных вопросов в деятельности компании главенствующее положение среди применимых источников продолжает занимать национальное законодательство КНР В отдельных случаях при раскрытии обязательной информации в рамках биржевого регулирования компании ссылаются на положения внутреннего законодательства, не предусматривающие соблюдение тех или иных дополнительных требований.

В частности, в своем годовом отчете о деятельности за 2018 г, размещенном в соответствии с требованиями Нью-Йоркской фондовой биржи, компания указывает следующее: «...в рамках правил корпоративного управления NYSE 303A.09 компания, зарегистрированная на бирже, должна утвердить и раскрыть руково- >

дящие принципы корпоративного управления. Мы не обязаны в соответствии с законодательством КНР устанавливать такие принципы, и в настоящее время у нас нет утвержденных руководящих принципов корпоративного управления»8.

tl

_ □

8 Ст. 114 Annual Report pursuant to Section 13 OR 15(d) of the Securities Exchange Act of

1934 For the fiscal year ended December 31, 2018 // URL: http://www.petrochina.com.cn/ptr/ УЧЕНОГО

Национальная идентичность особенностей правового регулирования реализации корпоративного управления в китайских компаниях с государственным участием особо прослеживается в поправках, внесенных в устав Ре^оСЫпа в 2017 г., в соответствии с которыми основные идеи и ценности Коммунистической партии Китая играют руководящую роль в деятельности компании и обладают прямым действием.

Представляется, что в обозначенном контексте подобные нормы могут рассматриваться в качестве специальных источников правового регулирования корпоративного управления, которые приобретают признаки нормативности и обязательности не только для национальных лиц КНР, но и для иностранных граждан и юридических лиц, в том числе акционеров-инвесторов.

В дополнение, в соответствии со ст. 19 Закона КНР «О компаниях», в компаниях должна создаваться организация Коммунистической партии Китая для осуществления партийной деятельности, а сами компании должны обеспечивать необходимые условия для деятельности данной партийной организации9.

Иной отличительной особенностью реализации управления компаниями с государственным участием КНР, предусмотренной ст. 44 названного Закона, является наличие требований об участии представителей работников компании в деятельности совета директоров компании, в капитале которой участвуют два или более государственных предприятия либо две или более государственные инвестиционные организации. Представители работников в совете директоров избираются сотрудниками компании демократическим путем в результате решений собраний работников, собраний профсоюзов или в других формах.

Немаловажной спецификой правового регулирования корпоративного управления в компаниях с государственным участием в сфере энергетики Китайской Народной Республики является наличие в Законе КНР «О компаниях» специальных положений для регулирования деятельности компаний с абсолютным участием государства (государственных юридических лиц), которые имеют прямое действие и обеспечивают процессы создания и управления такими компаниями.

Под государственным юридическим лицом названный закон понимает компании с ограниченной ответственностью, которые финансируются исключительно государством и уполномочены Государственным советом или региональным правительством осуществлять надзор и управление государственными активами народного хозяйства.

Закон КНР «О компаниях» устанавливает следующие специальные положения для регулирования деятельности государственных юридических лиц: 1. Устав государственного юридического лица формулируется либо советом директоров и представляется государственному учреждению по надзору и управлению имуществом на утверждение, либо государственным учреждением по надзору и управлению имуществом самостоятельно.

ndbg/201904/f07be04a22d4436984de1c92ed494713/files/b23e8cd67b1a46f7972e54b4ce0 4482e.pdf (дата обращения: 10.12.2019).

9 Закон КНР «О компаниях» (в редакции 2018 г) // URL: https://chinalaw.center/china_civil/ china_company_law_revised_2018_chinese/ (дата обращения: 10.12.2019).

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. КупнЬина ГМПОА1

73

L-—^ Ii

f»* Акимов Н. А.

УНИВЕРСИТЕТА Особенности корпоративного управления в компаниях |Q/

имени o.e. кугафина(мгюа) с государственным участием в сфере энергетики по законодательству.

2. Государственные юридические лица не имеют общего собрания участников, полномочия общего собрания осуществляет государственное учреждение по надзору и управлению имуществом. При этом данный орган может уполномочить совет директоров компании осуществлять часть полномочий общего собрания участников и принимать решения по основным вопросам деятельности компании. В то же время вопросы, связанные с риском потери участником корпоративного контроля (такие, как слияние, разделение, ликвидация, увеличение или уменьшение уставного капитала и выпуск корпоративных облигаций), должны решаться государственным учреждением по надзору и управлению имуществом.

3. Председатель совета директоров, его заместитель, директора и высшее руководство государственного юридического лица не могут занимать должности в других компаниях с ограниченной ответственностью, акционерных обществах или других организациях без согласия государственного учреждения по надзору и управлению имуществом.

4. Члены совета директоров назначаются государственным учреждением по надзору и управлению имуществом, однако представители работников, входящие в состав совета директоров, избираются съездом работников компании.

В дополнение следует отметить, что Законом КНР «О компаниях» предусмотрены специальные требования, предъявляемые к директорам, а также к лицам, входящим в высшие органы управления компаний. В частности, такими лицами не могут быть: лица, приговоренные к сроку лишения свободы более пяти лет за преступления, связанные с коррупцией, взяточничеством, растратой, незаконным присвоением собственности или подрывом социалистического рыночного экономического порядка; лица, несущие персональную ответственность за банкротство или ликвидацию компании; лица, имеющие значительный объем просроченного долга.

Таким образом, КНР имеет достаточно развитую систему правового регулирования корпоративного управления, реализуемого энергетическими компаниями с государственным участием, интегрированную в мировое торговое пространство, совмещающую в себе, в том числе и элементы традиционного (национального) правового регулирования.

В целом же при рассмотрении особенностей реализации корпоративного управления в Китайской Народной Республике были выявлены общие черты правового регулирования данного процесса, обусловленные взаимной связью субъектов и их стремлением в развитии общих экономических взаимоотношений.

4 "О

5

m

<

i >

□ □

п □

УЧЕНОГО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.