Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В БАНКАХ'

ОСОБЕННОСТИ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В БАНКАХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
204
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В БАНКАХ / КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ / КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Санакоева Даниэла Константиновна, Абеева Виктория Эльбрусовна

Изложены теоретические основы системы корпоративного управления в банках. Изучены исследования ученых в системе корпоративного управления; предложены научные подходы к ним. Сформированы научные заключения по корпоративному управлению в банках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF CORPORATE GOVERNANCE IN BANKS

The article outlines the theoretical foundations of the corporate governance system in banks. The research of scientists in the corporate governance system has been studied and scientific approaches to them have been made. Based on the results of research in banks, scientific conclusions on corporate governance have been formed.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В БАНКАХ»

ECONOMIC SCIENCE

Научная статья УДК 338.24.01

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-1-381-384 NIION: 2003-0059-1/22-203 MOSURED: 77/27-003-2022-01-402

Особенности корпоративного управления в банках

Даниэла Константиновна Санакоева1, Виктория Эльбрусовна Абеева2

12 Владикавказский филиал Финансового университета при Правительстве РФ, Владикавказ, Россия

1 sdaniella1980@mail.ru

Аннотация. Изложены теоретические основы системы корпоративного управления в банках. Изучены исследования ученых в системе корпоративного управления; предложены научные подходы к ним. Сформированы научные заключения по корпоративному управлению в банках.

Ключевые слова: корпоративное управление в банках, коммерческие банки, корпоративное управление

Для цитирования: Санакоева Д. К., Абеева В. Э. Особенности корпоративного управления в банках // Вестник Московского университета МВД России. 2022. №° 1. С. 381-384. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-1-381-384.

Original article

Features of corporate governance in banks

Daniela K. Sanakoeva1, Victoria E. Abeeva2

12 Vladikavkaz Branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Vladikavkaz, Russia 1 sdaniella1980@mail.ru

Abstract. The article outlines the theoretical foundations of the corporate governance system in banks. The research of scientists in the corporate governance system has been studied and scientific approaches to them have been made. Based on the results of research in banks, scientific conclusions on corporate governance have been formed.

Keywords: corporate governance in banks, commercial banks, corporate governance

For citation: Sanakoeva D. K., Abeeva V. E. Features of corporate governance in banks. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(1):381-384. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-1-381-384.

В последние годы в финансовом мире одной из актуальных проблем является повышение и формирование эффективности корпоративного управления.

В результате появления в VII в. первых акций, скопления капитала в руках крупнейших владельцев, а затем и разделения функций собственности стало результатом появления понятия корпоративного управления. В 1990-е гг. корпоративное управление нашло свое современное отражение. Информация, включающая финансовые аспекты корпоративного управления, его руководства и многие другие аспекты, была впервые опубликована в отчетах Ked-Ьеп, Grinbyuri и Нетре1; на основе данных отчетов

© Санакоева Д. К., Абеева В. Э., 2022

и был разработан Единый кодекс корпоративного управления (GombinedGodeUK).

В 1999 г. Организацией экономического сотрудничества и развития совместно со Всемирным банком, Международным валютным фондом разработаны принципы корпоративного управления, которые имеют рекомендательное значение для государств.

Организация экономического сотрудничества и развития в принципах Корпоративного управления дала понятию «корпоративное управление» такое толкование: корпоративным управлением называется комплекс отношений между администрацией компании, ее руководством, акционерами и другими заинте-

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

ресованными лицами. Т. е., через надлежащий режим корпоративного управления, компании могут эффективно использовать свой капитал. Кроме того, соответствующее корпоративное управление обеспечивает широкий круг интересов заинтересованных сторон и интересы общества, а также обеспечивает подотчетность руководства и акционеров. Корпорация работает на благо общества. Это, в свою очередь, способствует долгосрочному потоку инвестиций, что помогает завоевать доверие отечественных и иностранных инвесторов [2].

Согласно определению Всемирного банка, корпоративное управление представляет собой сочетание законодательства, норм и практики частного сектора, которое, как понимается, позволяет компании привлекать финансовые и трудовые ресурсы, эффективно функционировать и, в конечном счете, защищать интересы своих акционеров, других заинтересованных сторон, чтобы сохранить свое существование, увеличив долгосрочную ценность. В то же время, акционеры и другие заинтересованные стороны должны вести деятельность в интересах общества [3].

И. А. Храбцова описывает корпоративное управление как: организационно-правовое управление бизнеса, организационную оптимизацию системы, стремление к достижению поставленной цели во внутренних и внешних межотраслевых отношениях компании [3].

Корпоративное управление и его инструменты являются фактором, обеспечивающим эффективное корпоративное управление, тогда как второе — способствует обеспечению беспрепятственного развития. Т. е., улучшение корпоративного управления приводит к следующему:

• повышению инвестиционной привлекательности корпорации;

• привлечению долгосрочных инвестиций;

• увеличению рыночной стоимости корпорации [2].

Корпоративное управление является сознательным намерением владельцев корпораций обеспечить постоянное позитивное влияние на идентификацию, выражение и принятие стратегических управленческих решений, направленных на создание и использование корпоративного капитала для справедливого распределения доходов среди всех членов корпоративных отношений [3].

Корпоративное управление — это комплекс мероприятий, которые предпринимаются для достижения бизнес-целей на основе определенных принципов управления, независимо от формы собственности.

Основной целью корпоративного управления является установление баланса интересов различных заинтересованных сторон, участвующих в акционерном обществе.

Исследование основывается на научных подходах, ограниченных, прежде всего, в интересах акционеров корпоративного управления, корпораций, обеспечении стратегического и тактического управления, что делает максимальную прибыль и корпоративный баланс в отношениях между участниками [3].

Система корпоративного управления предназначена для достижения трех основных целей корпорации: обеспечить наиболее эффективный продукт, привлечь инвестиции и выполнить юридические и социальные обязательства.

Основной целью эффективного корпоративного управления является повышение уровня капитализации страны за счет повышения доверия потенциальных инвесторов к процессу привлечения инвестиций. Единственной предпосылкой для достижения этой цели является развитие корпоративного управления в России, повышение его эффективности и альтернативное решение потребностей хозяйствующих субъектов.

Корпоративное управление на уровне банков нацелено на укрепление доверия вкладчиков, на решение «проблемных» кредитов (кредиторов, клиентов и т. д.), а также всех заинтересованных сторон. Это заключается в следующем:

• увеличивает эффективность деятельности банков;

• облегчает привлечение в банковскую систему вкладчиков, заемщиков, инвесторов и других контрагентов;

• повышает доверие в защищенности и в повышении прибыльности акционеров банка;

• повышает конкурентоспособность государственной национальной экономики.

При предотвращении коррупции и мошенничества можно опереться на банковскую систему [1].

В целях совершенствования системы управления корпоративными продажами и увеличения объемов

ECONOMIC SCIENCE

реализации банковских продуктов необходимо повысить эффективность работы коммерческого банка с основными каналами продаж, под которыми понимаются направления привлечения различных категорий клиентов. На практике их принято подразделять на активные и пассивные.

Активные каналы продаж — непосредственное взаимодействие с клиентом осуществляет кредитная организация. К этому виду каналов продаж банковских услуг для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей следует отнести:

• прямые продажи, осуществляемые непосредственно клиентским подразделением;

• создание агентской сети продаж путем активного сотрудничества с компаниями-партнерами. В этом случае предполагается налаживание взаимодействия с организациями — поставщиками оборудования транспортных средств, страховыми компаниями, другими организациями и их сотрудниками, которые могут порекомендовать или реализовать потенциальному клиенту услуги коммерческого банка за комиссионное вознаграждение.

Активные каналы продаж являются наиболее действенными и наглядными способами продвижения корпоративных банковских продуктов и расширения клиентской базы.

Пассивные каналы продаж — в результате осуществления банком маркетинговых мероприятий клиент самостоятельно выступает инициатором взаимодействия. Такие каналы воздействуют преимущественно на улучшение имиджа и повышение узнаваемости коммерческого банка, и это, несомненно, влияет на рост объема продаж банковских продуктов.

Достоверно оценить эффект пассивных каналов продаж весьма сложно, так как результаты работы в основном направлены на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Различают следующие виды пассивных каналов продаж, применимых для корпоративных клиентов.

Активный банковский маркетинг включает в себя прямой маркетинг (активная реклама с использованием телевидения, почты, рекламных проспектов, Интернета и пр.), исследования потребностей клиентских групп, организацию семинаров и круглых столов с субъектами предпринимательства, создание центров развития бизнеса, в которых может предоставляться комплекс финансовых и консалтин-

говых услуг. Пассивный банковский маркетинг — это публикации в средствах массовой информации материалов о деятельности и продуктовом предложении коммерческого банка.

Положительно влиять на продажи банковских продуктов могут как рекомендации действующих корпоративных клиентов, так и надежность, и безупречная репутация кредитной организации на рынке банковских услуг. При этом на повышение продаж и удержание клиентов благоприятно воздействуют программы лояльности существующих клиентов, широко применяемые коммерческими банками в настоящее время.

Совместно с развитием каналов корпоративных продаж кредитной организации необходимо на постоянной основе проводить мероприятия по улучшению качества работы для максимально возможного удовлетворения потребностей и ожиданий корпоративных клиентов разных сегментов, что в долгосрочной перспективе отразится на расширении клиентской базы и росте объемов повторных продаж. Для этих целей необходимо специальное структурное подразделение, ответственное за построение системы управления качеством. В сферу деятельности этого подразделения может входить проведение регулярных опросов клиентов и сотрудников, внедрение стандартов обслуживания корпоративных клиентов, анализ эффективности системы продаж, организация мероприятий «тайный покупатель» и т. д.

Практическое использование предложенных подходов, направленных на развитие системы управления корпоративными продажами в коммерческом банке, должно положительно отразиться на эффективности и качестве работы клиентских подразделений кредитных организаций. Реализация комплексной стратегии корпоративных продаж позволит повысить конкурентоспособность, рентабельность отдельных направлений бизнеса, сформировать позитивный имидж и увеличить масштабы деятельности кредитной организации.

Список источников

1. Долинская В. В. Общее собрание акционеров: моногр. М. : Норма: ЮТЯЛ-М., 2016.

2. Принципы корпоративного управления ОЭСР // URL://ww.oecd.org/corporate/ca/ corporategovemance-рппар^.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

3. Лукашин С. Куда пойти, куда податься банкиру // Банковское обозрение. 2016. № 2.

4. Кайтмазов В. А. Особенности инвестиционной политики в РСО — Алания / В сб.: Экономика России в условиях глобализации: вызовы и возможности развития: сб. науч. трудов по мат. междунар. науч. конф. (в рамках VI междунар. науч. студенческого конгресса на тему: «Гражданское общество России: становление и пути развития»). 2015. С. 57-62.

References

1. Dolinskaya V. V. General Meeting of Shareholders: monogr. M. : Norm: INFRA-M., 2016.

2. Principles of corporate governance of the OECD // URL ://ww.oecd.org/corporate/ca/ corporategovernance-principles.

3. Lukashin S. Where to go, where to go to a banker // Banking Review. 2016. № 2.

4. Kaitmazov V. A. Features of investment policy in RSO—Alania / In the collection: The Russian economy in the context of globalization: challenges and opportunities for development: collection of scientific papers on the mat. international scientific conference (within the framework of the VI International Scientific Student Congress on the topic: «Russian Civil Society: formation and ways of development»). 2015. P. 57-62.

Информация об авторах

Д. К. Санакоева — доцент кафедры «Менеджмент» Владикавказского филиала Финансового университета при Правительстве РФ, кандидат экономических наук, доцент;

В. Э. Абеева — студентка магистратуры Владикавказского филиала Финансового университета при Правительстве РФ.

Information about the authors

D. K. Sanakoeva — Associate Professor of the Department of Management of the Vladikavkaz Branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor;

V. E. Abeeva — Master's student of the Vladikavkaz Branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 18.12.2021; одобрена после рецензирования 24.01.2021; принята к публикации 07.02.2021.

The article was submitted 18.12.2021; approved after reviewing 24.01.2021; accepted for publication 07.02.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.