Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ КОНЦЕПЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ИНДИИ'

ОСОБЕННОСТИ КОНЦЕПЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ИНДИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
503
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ / СТРАТЕГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ / ИНДИЯ / ОБОРОНА / УГРОЗЫ / ГЕОПОЛИТИКА / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Маланичева Наталья Викторовна, Харина Ольга Александровна, Балаханова Дарико Кенжебаевна, Великороссов Владимир Викторович

В статье рассматриваются основные аспекты политики Индии в сфере национальной безопасности. Проводится анализ внутренних и внешних факторов, влияющих на формирование внешнеполитического курса страны и выработку концепции национальной безопасности, а также рассматривается проблематика региональной безопасности и место Индии в ней. Анализируются аспекты, связанные с сохранением стабильности в регионе Южной Азии, а также возможные угрозы конфликтов и проблемы постколониального периода и холодной войны. Делаются выводы, касающиеся особенностей стратегии национальной безопасности Индии и актуальности пересмотра подходов к новым вызовам в международном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF INDIA’S NATIONAL SECURITY CONCEPT

This article discusses the key aspects of India’s national security policy. The authors analyze internal and external factors that influence the country’s foreign policy course and the development of its national security concept, as well as examine regional security issues and India’s position in this area. The article addresses issues related to maintaining stability in the South Asian region, as well as possible threats of conflicts and problems stemming from the post-colonial period and the Cold War era. In conclusion, the authors draw conclusions regarding the peculiarities of India’s national security strategy and the relevance of revising approaches to new challenges in the international arena.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ КОНЦЕПЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ИНДИИ»

Научная статья УДК 35(540)

doi: 10.47576/2949-1908 2023 2 39

ОСОБЕННОСТИ КОНЦЕПЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ИНДИИ

Маланичева Наталья Викторовна

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,

Москва, Россия, nvmalanicheva@mail.ru

Харина Ольга Александровна

Научно-исследовательский университет Высшей школы экономики,

Москва, Россия, oa.kharina@hse.ru

Балаханова Дарико Кенжебаевна

Российский экономический университет имени Г В. Плеханова,

Москва, Россия, corp.innovation@rea.ru

Великороссов Владимир Викторович

Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова,

Москва, Россия, velikorossov.vv@rea.ru

Аннотация. В статье рассматриваются основные аспекты политики Индии в сфере национальной безопасности. Проводится анализ внутренних и внешних факторов, влияющих на формирование внешнеполитического курса страны и выработку концепции национальной безопасности, а также рассматривается проблематика региональной безопасности и место Индии в ней. Анализируются аспекты, связанные с сохранением стабильности в регионе Южной Азии, а также возможные угрозы конфликтов и проблемы постколониального периода и холодной войны. Делаются выводы, касающиеся особенностей стратегии национальной безопасности Индии и актуальности пересмотра подходов к новым вызовам в международном пространстве.

Ключевые слова: национальная безопасность; безопасность; стратегия безопасности; Индия; оборона; угрозы; геополитика; национальные приоритеты.

Для цитирования: Маланичева Н. В., Харина О. А., Балаханова Д. К., Великороссов В. В. Особенности концепции национальной безопасности Индии // Прикладные экономические исследования. 2023. № 2. С. 39-49. https:// doi.org/10.47576/2949-1908_2023_2_39.

Original article

PECULIARITIES OF INDIA'S NATIONAL SECURITY CONCEPT Malanicheva Natalia V.

Financial University under the Government of the Russian Federation,

Moscow, Russia, nvmalanicheva@mail.ru

Kharina Olga A.

Research University of the Higher School of Economics,

Moscow, Russia, oa.kharina@hse.ru

Balakhanova Dariko K.

Plekhanov Russian University of Economics,

Moscow, Russia, corp.innovation@rea.ru

Velikorossov Vladimir V.

Plekhanov Russian University of Economics,

Moscow, Russia, velikorossov.vv@rea.ru

Abstract. This article discusses the key aspects of India's national security policy. The authors analyze internal and external factors that influence the country's foreign policy course and the development of its national security concept, as well as examine regional security issues and India's position in this area. The article addresses issues related to maintaining stability in the South Asian region, as well as possible threats of conflicts and problems stemming from the post-colonial period and the Cold War era. In conclusion, the authors draw conclusions regarding the peculiarities of India's national security strategy and the relevance of revising approaches to new challenges in the international arena.

Keywords: national security; security; security strategy; India; defense; threats; geopolitics; national priorities.

For citation: Malanicheva N. V., Kharina O. A., Balakhanova D. K., Velikorossov V. V. Peculiarities of India's National Security Concept. Applied economic research, 2023, no. 2, pp. 39-49. https://doi.org/10.47576/2949-1908_2023_2_39.

Концепция национальной безопасности в Индии развивалась и эволюционировала в течение многих лет. В соответствии с этой концепцией национальная безопасность определяется как способность страны защищать свою территорию, народ и интересы от угроз внутри и снаружи [2; 16]. Для Индии национальная безопасность является ключевым элементом ее государственной политики, поскольку она имеет сложное геополитическое положение и граничит со странами, с которыми имеет конфликтные взаимоот-

ношения, например с Пакистаном и Китаем [17]. В настоящее время Индия сталкивается с новыми вызовами, такими как изменение климата и кибербезопасность, что влияет на круг вопросов в области обороны страны на внутреннем и внешнем уровнях, в том числе в рамках международных площадок, таких как, например, Шанхайская организация сотрудничества (ШОС).

В ходе исследования были использованы подходы теории комплексов региональной безопасности (ТКРБ), которая была разрабо -

тана Барри Бузаном и Оле Вэвером. Главная идея данной теории заключается в том, что, несмотря на происходящие процессы глобализации, большая часть угроз в области безопасности в международных отношениях до сих пор имеет территориальный характер и их степень напрямую зависит от географического расстояния. Б. Бузан и О. Вэвер подчеркивают, что ТКРБ связана с теорией безопасности, в которой географические факторы играют важнейшую роль. Большинство стран обычно беспокоятся о растущих потенциалах и намерениях своих соседей. Именно по этой причине взаимозависимость в данном аспекте безопасности обычно концентрируется в региональных системах -«комплексах безопасности» [15].

Российские исследователи, включая С. Ю. Ригина [8], занимались проблемами политики Индии в области национальной безопасности в период 1980-х гг. - 1990 г. С. Ю. Ригин провел системный анализ внутренних и внешних факторов, которые влияют на формирование внешнеполитического курса государства и разработку концепции национальной безопасности. М. И. Парме-нова [6] занималась исследованиями проблем региональной безопасности в регионе Южная Азия и рассматривала место Индии в регионе в конце ХХ - начале XXI в. Она отметила рост значимости Южной Азии в мировых процессах и растущий потенциал угроз и конфликтов в случае нарушения региональной стабильности, что может быть связано с сохранением в Южной Азии конфликтов, находящихся в «замороженном состоянии».

Работы индийских авторов также представляют высокую ценность, так как показывают ситуацию со стороны Индии. В книге «Внешняя политика Индии с времен независимости» [18] Виджай Пракаш Датт рассматривает ключевые этапы развития внешней политики Индии, а также задачи и проблемы, с которыми сталкивалась страна при различных премьер-министрах. Кроме того, автор написал ряд научных работ, посвященных Китаю и отношениям между двумя государствами. Другой исследователь, Нитин За-мре, который является экспертом в области энергетики и директором ICF India, в статье «Энергетический сектор в Индии: Изменения» [21] рассматривает позицию Индии в сфере энергетической безопасности. Быв-

ший адмирал ВМС Индии Венкант Бхаратан посвятил ряд работ вопросам национальной безопасности страны [24]. Он отметил отсутствие непрерывной координации действий между различными министерствами и департаментами, что мешает достижению целей национальной безопасности. Бывший член правительства Индии и руководитель контртеррористического отдела Бахутимби Раман [22] также провел исследование, посвященное вопросам национальной безопасности. Отставной генерал индийской армии Гаган Дип Бакши [14] имеет ряд публикаций, связанных с изучением проблем безопасности в Южной Азии.

Целью работы является анализ видения Индией особенностей национальной безопасности страны и тех факторов, которые представляют для нее угрозу.

Работа основывается на нормативно-правовой базе, составляющей концепцию национальной безопасности Индии, международных договорах, а также официальных заявлениях властей государства.

Понимание концепции национальной безопасности.

Понятие национальной безопасности относится к защите государства от внешних и внутренних угроз, противодействию неблагоприятным внешним воздействиям, обеспечению стабильности и безопасности граждан государства [5]. В Индии концепция национальной безопасности развивалась с течением времени и включает в себя различные элементы, такие как военные, экономические и политические аспекты. Единая доктрина вооруженных сил Индии, принятая в 2018 г., является важным компонентом стратегии национальной безопасности [10]. В доктрине излагаются принципы и ориентиры применения военной силы для защиты национальных интересов и суверенитета Индии. Таким образом, концепция национальной безопасности в Индии охватывает широкий круг факторов, имеющих решающее значение для выживания и роста страны.

Национальная безопасность имеет первостепенное значение для Индии, учитывая ее геополитическое положение и стратегические интересы. Индия граничит с несколькими соседними странами, некоторые из которых настроены враждебно, и сталкивается с различными внутренними проблемами,

такими как терроризм (рис. 1) и повстанческие движения [23]. Поэтому стратегия национальной безопасности направлена на повышение обороноспособности, избежание вовлечения в конфликты с мировыми державами и достижение национальной безопасности дипломатическими и стратегическими средствами.

Среднегодовой индекс терроризма в Индии составляет 7,65 баллов с 2002 по 2021 г., который достиг максимального значения в

истории 8,12 балла в 2011 г. и минимального значения 7,22 балла в 2004 г. Индекс измеряет прямые и косвенные последствия терроризма, включая количество жертв, ранений, ущерба имуществу и психологические последствия. Это композитный показатель, который ранжируется в соответствии с воздействием терроризма от 0 (нет воздействия) до 10 (максимальное воздействие). В Индии, со -гласно графику, этот показатель выше среднего значения.

Рисунок 1 - Индекс террористической угрозы в Индии

Рисунок 2 - Военные расходы Индии по годам (согласно данным SIPRI Military Expenditure Database)

Одна из задач Индии - выстроить независимую стратегию влияния за счет использования ресурсов «мягкой силы», как это делает Китай [7]. Таким образом, национальная безопасность является одним из важнейших аспектов внешней политики и внутренней стабильности.

Военный бюджет Индии в 2021 г. составил $76,60 млрд, что на 5,02 % больше, чем в 2020 г. В 2020 г. показатель составил $72,94 млрд, что на 2,05 % больше, чем в 2019 г. В 2019 г. сумма расходов составила $71,47 млрд, что на 7,86 % больше, чем в 2018 г. В 2018 г. отметка расходов остановилась на $66,26 млрд, что на 2,63 % больше, чем в 2017 г. Можно сделать вывод, что расходы на оборону в Индии растут и считаются одними из самых высоких в мире [18]. Наибольшая часть военных расходов направляется на покупку вооружений и техники у других стран, так как Индия еще продолжает модернизировать свои вооруженные силы. По данным SIPRI, военные расходы включают в себя финансовые затраты на содержание вооруженных сил, Министерства обороны и других правительственных структур. В статьи расходов также входят пенсии военнослужащих и социальная поддержка военных, закупки, военно-технические исследования и разработки, военная помощь (в военных расходах страны-донора).

В стратегию национальной безопасности Индии также включены такие понятия, как «обороноспособность», «экономический рост», «политическая стабильность» и «стратегическое партнерство». Обороноспособность Индии связана с национальными интересами [3]. Непрерывный экономический рост Индии - это цель, для которой правительство запускает различные программы, направленные на снижение зависимости от иностранной помощи и ресурсов [23]. Политическая стабильность - важнейший элемент стратегии национальной безопасности. Правительство стремится поддерживать внутренний баланс и предотвращать любые угрозы, стоящие перед институтами демократии. Стратегическое партнерство с другими государствами, особенно с США и Японией, направлено на укрепление сотрудничества в области безопасности и экономики, а также позволяет Индии укрепить международный авторитет [4].

Военные аспекты национальной безопасности.

Национальная безопасность Индии в зна -чительной степени зависит от ее военного потенциала. В Индии имеется комплексная военная доктрина, которая разрабатывалась под влиянием различных факторов, таких как геополитическая среда, технологические достижения и проблемы региональной безопасности [20]. Единая доктрина вооруженных сил Индии, которая была принята в 2006 г., является дорожной картой в области оборонного планирования страны [10], а стратегия обороны направлена на сдерживание потенциальных противников и защиту территориальной целостности страны [11; 17].

Индия также установила стратегические партнерские отношения с различными странами для продвижения национальных интересов. Эти отношения направлены на укрепление военного потенциала, обеспечение региональной стабильности и противодействие общим угрозам безопасности [15]. Индия имеет стратегические партнерские отношения с более чем 30 странами, например с США, Россией, Японией и Израилем. Такой формат отношений включает в себя совместные военные учения, передачу технологий и обмен разведывательными данными. Стратегическое партнерство помогает Индии обеспечить ее региональное влияние [14].

Ядерное сдерживание также является важным аспектом национальной безопасности [5]. Ядерная доктрина Индии включает в себя политику «неприменения первым» и направлена на поддержание сдерживания потенциальных противников, среди которых Пакистан и Китай [10]. Индия также принимает активное участие в глобальных усилиях по ядерному нераспространению и разоружению [23]. Подход Индии к ядерному сдерживанию и нераспространению ядерного оружия определяется ее уникальным культурным и стратегическим мировоззрением, имеющим корни в концепции мирного сосуществования и Движения неприсоединения, где подчеркиваются стратегическая стабильность и равноправное партнерство.

Невоенные аспекты национальной безопасности.

Национальная безопасность в Индии также охватывает различные невоенные

аспекты, имеющие важное значение для защиты государства от внешних и внутренних угроз. Экономическая безопасность и непрерывные рост и развитие являются одними из таких аспектов, которые имеют решающее значение для стабильности государства [9]. Экономический рост Индии стал ключевым фактором в укреплении ее национальной безопасности [24]. Концепция национальной безопасности определяет экономическую безопасность как «состояние экономики, при котором обеспечивается устойчивое развитие, конкурентоспособность и безопасность государства» [4; 12]. Ориентация Индии на экономическое развитие помогла ей стать крупным игроком в мировой экономике с помощью невоенных инструментов [17].

Еще одним важным аспектом национальной безопасности Индии является экологическая и климатическая безопасность. Экологическая безопасность считается основой обеспечения целей устойчивого развития и напрямую связана с климатической политикой и безопасностью. Усилия Индии по смягчению последствий изменения климата и уменьшению выбросов углекислого газа приносят позитивные результаты, влияющие на общее экологическое состояние в стране. Индия поставила перед собой амбициозные цели в области расширения применения возобновляемых источников энергии, перехода на атомную энергию (около 30 % от энергоре-сурсов) и вкладывает значительные финансовые потоки в экологически чистые энергетические технологии. Эти усилия имеют решающее значение для обеспечения того,

чтобы окружающая среда меньше страдала от загрязнения, а граждане государства были защищены от негативных последствий изменения климата.

Кибербезопасность в Индии.

Кибербезопасность и информационная безопасность также являются важными компонентами стратегии национальной безопасности Индии. С ростом проникновения цифровых технологий кибербезопасность стала неотъемлемой частью национальной безопасности страны [20]. Безопасное функционирование национальных информационных инфраструктур имеет решающее значение для защиты экономических и политических интересов государства. Индия предприняла несколько шагов для укрепления системы кибербезопасности, включая создание национального координатора по кибербезопас-ности и принятие Национальной политики кибербезопасности. Правительством также принимаются меры по регулированию использования цифровых технологий и обеспечению ответственного подхода к их безопасному использованию. В целом внимание Индии к невоенным аспектам национальной безопасности является частью целостного подхода к национальной безопасности страны, выходящей за рамки традиционных военных стратегий.

Ввиду политических особенностей в Индии присутствует достаточно высокая степень самостоятельности местных властей. При этом методы обеспечения и уровень развития системы кибербезопасности в разных штатах могут различаться. Среди осо-

Рисунок 3 - Количество киберпреступлений в Индии

бенностей, связанных с обеспечением информационной безопасности Индии, можно выделить следующие:

- Индия - одна из мировых лидеров по количеству заключенных международных договоров в сфере кибербезопасности (29 на 2022 г.) [19].

- Прослеживаются тенденции, связанные с общим снижением количества киберпре-ступлений по сравнению с 2021 г. (рис. 3). Количество инцидентов в 2020 г. увеличилось до 1 158 208, почти в три раза превысив 2019 г. Этот рост продолжился в 2021 г., когда было зафиксировано 1 402 809 преступлений, что на 21 % больше, чем в 2020 г.

- Сети как государственных, так и коммерческих организаций в Индии являются крайне уязвимыми. Отсутствие системы контроля утечки данных (Data Loss Prevention), а также распространенная практика отключения файрволов и антивирусов как пользователями, так и администраторами, создают дополнительные уязвимости. Кроме того, не редкость, когда сотрудники IT-отделов отсутствуют на своих рабочих местах, а двери в рабочие помещения остаются открытыми. Важно отметить, что всего лишь 8 % индийских IT-менеджеров считают своих сотрудников достаточно компетентными в борьбе с киберугрозами.

- Около 80 % руководителей IT-отделов в Индии считают, что суммы, выделяемые их организациями на борьбу с киберугрозами, недостаточны [18].

- В июле 2018 г. было объявлено о формировании военного агентства по вопросам кибернетической безопасности, которое будет работать в тесном контакте с аппаратом национального советника по безопасности, созданным в 2015 г.

- В связи с отсутствием необходимых про -дуктов у государственных разработчиков индийским властям приходится обращаться к частным фирмам. В 2018 г. Центральные резервные полицейские силы (CRPF) и Пограничная служба (BSF) заключили контракт со стартапом Innefu, штаб-квартира которого расположена в Нью-Дели [19].

Важно также упомянуть международную площадку БРИКС в контексте исследования кибербезопасности Индии. Индийским политикам свойственно вести активную внешнюю деятельность по вопросам, которым внутри

страны не отводится должного внимания. В рамках работы «БРИКС и передовые техноло -гии: перспективы сотрудничества и интересы России» обсуждается сфера интернет-технологий. Консенсус стран БРИКС по кибербезо -пасности, а также создание «доктринального документа, суммирующего общее видение и фиксирующего компромиссный подход государств БРИКС к обеспечению безопасности информационного пространства» [1], не только увеличат взаимодействие и укрепят связи между государствами, но и станут стимулом для дальнейшего развития системы кибербезопасности Индии. Обеспечение кибербезопасности происходит не только за счет защиты интернет-пространства, баз данных и других источников информации, но и проведения разведывательных операций в области кибератак [13].

Таким образом, невоенные аспекты безопасности также являются неотъемлемой частью стратегической безопасности Индии, которым уделяется все большее внимание властей.

Таким образом, стратегия безопасности Индии основана как на оборонных, так и на дипломатических аспектах. Цель стратегии -обеспечение всеобщей безопасности как от внешних угроз, так и от внутренних беспорядков. Для достижения этой цели в Индии разработана надежная система национальной безопасности. Она включает в себя вооруженные силы, разведывательные службы, службы пограничного контроля, персонал для проведения контртеррористических операций. В нее также входят невоенные инициативы по защите экономики.

Основным направлением в концепции национальной безопасности Индии является защита от потенциальных внешних угроз путем укрепления обороноспособности страны. Оно обеспечивается не только наличием многочисленного военного контингента, а также ядерным потенциалом. Кроме того, Индия приобретает стратегические активы, такие как авианосцы, беспилотники и системы противоракетной обороны, для моментального реагирования на вызовы во время кризисных или конфликтных ситуаций. Индия имеет позитивный опыт контртеррористической деятельности благодаря расширению сотрудничества между государственными учреждениями, такими как разведыватель-

ные службы и полиция, как на внутреннем, так и на международном уровнях.

Помимо защиты от внешних угроз, в стратегии безопасности Индии также уделяется особое внимание борьбе с внутренними беспорядками, вызванными, например, межнациональными, религиозными спорами или гражданскими волнениями. Защиту и стабильность в стране обеспечивают правоохранительные органы. С этой целью в Индии реализуются стратегии охраны общественного порядка, в которых предусматривается активное участие местных сообществ в различных штатах.

Экономическая стабильность также является важной частью концепции национальной безопасности. Сосредоточение внимания на разработке устойчивой экономической политики может способствовать социальной сплоченности различных групп общества.

Стабильный экономический рост позволяет государству иметь необходимые ресурсы и направлять их в различные сферы, в том числе на оборону и борьбу с кризисными ситуациями, если они неожиданно возникнут из-за внешней агрессии или нестабильности в других странах, находящихся в непосредственной близости от границ Индии.

В заключение можно отметить, что, хотя понятие «национальная безопасность» понимается в каждой стране по-своему в зависимости от ее потребностей и видения угроз, подход Индии к этому вопросу включает в себя принятие мер по защите государства как от потенциальных внешних, так и от внутренних угроз при обеспечении гражданам защиты их законных прав. Это дает гарантию того, Индия является безопасным местом для граждан при любых обстоятельствах.

Список источников

1. БРИКС и передовые технологии: перспективы сотрудничества и интересы России / А. А. Баклицкий и др. //Индекс безопасности. 2013. Т. 19. №. 4. С. 85-88.

2. Борок И. Г, Васильева Л. П., Соколов А. П. Экономико-правовое обеспечение экономической безопасности предпринимательства в условиях цифровой трансформации. Курск : Университетская книга, 2020. 243 с.

3. Галковский А. А. К вопросу о национальной безопасности в Индии // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 1-2. С. 255-257.

4. Киреева А. А. Япония и Индия: стратегическое партнерство на Индо-Тихоокеанском пространстве // Восточная Азия: прошлое, настоящее, будущее : материалы 7-й Международной конференции молодых востоковедов, Москва, 28-29 ноября 2019 г. М. : Институт Дальнего Востока РАН, 2020. С. 91-102.

5. Олтаржевский В. П., Пузыня Н. Н., Халтакшинова Д. В. Эволюция взглядов на проблемы обеспечения национальной безопасности Индии // Известия Иркутского государственного университета. Серия: История. 2018. Т. 26. С. 119-126.

6. Парменова М. И. Индия и проблема региональной безопасности в Южной Азии в конце XX века - начале XXI века // Человек и Наука. URL: http://cheloveknauka.eom/v/121453/ d?#?page=1 (дата обращения: 04.05.2023).

7. Паршина Т. Н. Нетрадиционные угрозы безопасности и перспективы развития сотрудничества в Южной Азии. // Социально-гуманитарные знания. 2018. № 9. С. 118-121.

8. Ригин С. Ю. Обеспечение национальной безопасности и внешнеполитический курс индии в Южной Азии // Человек и Наука. URL: http://cheloveknauka.com/v/513902/a#?page=3 (дата обращения: 04.05.2023).

9. Соколов А. П. Влияние социально-экономических факторов на экономическую безопасность // Экономическая безопасность: правовые, экономические, экологические аспекты : сборник научных трудов международной научно-практической конференции, Курск, 15 марта 2016 г. Курск : Университетская книга, 2016. С. 390-396.

10. «Стратегические устремления» Моди 2.0 // РСМД. URL: https://russiancouncil.ru/ analytics-and-comments/analytics/strategicheskie-ustremleniya-modi-2-0/ (дата обращения: 04.05.2023).

11. Трощинский П. В. Судебная система КНР в эпоху цифровизации: основные направления развития // Российское правосудие. 2021. № 6. С. 75-82.

12. Фурсов В. А., Лазарева Н. В., Кущ Е. Н. Конкурентоспособность национальной экономики как определяющий критерий обеспечения экономической безопасности страны // Журнал прикладных исследований. 2022. № 4-2. С. 119-126.

13. Шаумян Т. Л. Противостояние в Гималаях: территориальные проблемы в исторической перспективе // Труды Института востоковедения РАН. 2018. № 12. С. 287-306.

14. Bakshi G.D. Mumbai Redux: Debating India's Strategic Response Options // Journal of Defence Studies. Institute for Defence Studies and Analyses. URL: https://idsa.in/system/files/ jds_3_4_gdbakshi.pdf (дата обращения: 04.05.2023).

15. Buzan В., Wever O. Regions and Powers: The Structure of International Security. Cambridge: Cambridge University Press, 2003. 598 p.

16. Freedom to use the Seas: India's Maritime Military Strategy // Aldeilis.net. URL: http://aldeilis. net/mumbai/1686.pdf (дата обращения: 14.04.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Dutt V.P. India Foreign Policy In A Changing World. Internet Archive. URL: https://archive.org/ stream/in.ernet.dli.2015.131152/2015.131152.India-Foreign-Policy-In-A-Changing-World_djvu. txt (дата обращения: 14.04.2023).

18. Dutt V.P. India Foreign Policy In A Changing World. Internet Archive. URL: https://archive.org/ stream/in.ernet.dli.2015.131152/2015.131152.India-Foreign-Policy-In-A-Changing-World_djvu. txt (дата обращения: 05.05.2023).

19. IBEF Indian E-Commerce Industry Report (September, 2021). URL: https://www.ibef. org/industry/ecommerce-presentation#:~:text=The%20Indian%20e%2Dcommerce%20 sector,2020%20to%208%25%20by%202025 (mode of access 12.05.2023).

20. Joint Doctrine Indian Armed Forces // Bharat shakti. URL: http://bharatshakti.in/wp- content/ uploads/2015/09/Joint_Doctrine_Indian_Armed_Forces.pdf (дата обращения 14.05.2023).

21. Nitin Zamre. Energy Sector in India: The Challenges // India and the Global Economy. Hudson Institute. URL: https://www.hudson.org/content/researchattachments/attachment/1420/ indiaandthe_global_economy_hudson.pdf (дата обращения: 04.05.2023).

22. Raman B. National security management and Pakistan. South Asia Analysis Group. URL: http://www.southasiaanalysi s.org/paper507 (дата обращения: 04.05.2023).

23. The tribune 2017. URL: http://www.tribuneindia.com/ news/jammu-kashmir/community/10-35-population-below-poverty-line-in-j-k- report/350038.html (mode of access 12.05.2023).

24. Venkat Bharathan. Political-Civil-Military Participation in National Security. Indian Defence Review. URL: http://www.indiandefencereview.com/news/political-civil-military-participation-in-national-security/ (дата обращения: 04.05.2023).

References

1. BRICS and advanced technologies: prospects for cooperation and interests of Russia / A. A. Baklitsky et al. Index of security. 2013. Vol. 19. No. 4. Pp. 85-88.

2. Borok I. G., Vasilyeva L. P., Sokolov A. P. Economic and legal support of economic security of entrepreneurship in the conditions of digital transformation. Kursk: University Book, 2020. 243 p.

3. Galkovsky A. A. On the issue of national security in India. Actual problems of humanities and natural sciences. 2014. No. 1-2. Pp. 255-257.

4. Kireeva A. A. Japan and India: Strategic partnership in the Indo-Pacific space. East Asia: Past, Present, future: Proceedings of the 7th International Conference of Young Orientalists, Moscow, November 28-29, 2019, Moscow: Institute of the Far East of the Russian Academy of Sciences, 2020. Pp. 91-102.

5. Oltarzhevsky V. P., Puzynya N. N., Khaltakshinova D. V. Evolution of views on the problems of ensuring national security of India. Izvestiya Irkutsk State University. Series: History. 2018. Vol. 26. Pp. 119-126.

6. Parmenova M. I. India and the problem of regional security in South Asia at the end of the XX century - the beginning of the XXI century. Man and science. URL: http://cheloveknauka. com/v/121453/d?#?page=1 (accessed 04.05.2023).

7. Parshina T. N. Non-traditional security threats and prospects for cooperation in South Asia. Social and humanitarian knowledge. 2018. No. 9. Pp. 118-121.

8. Rigin S. Yu. Ensuring national security and India's foreign policy course in South Asia. Man and Science. URL: http://cheloveknauka.com/v/513902/a#?page=3 (accessed: 04.05.2023).

9. Sokolov A. P. Influence of socio-economic factors on economic security. Economic security: legal, economic, environmental aspects: collection of scientific papers of the International

Scientific and Practical Conference, Kursk, March 15, 2016 Kursk: University Book, 2016. Pp. 390-396.

10. "Strategic aspirations"Modi2.0. INF. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/ analytics/strategicheskie-ustremleniya-modi-2-0 / (accessed: 05/04/2023).

11. Troshchinsky P. V. The judicial system of the People's Republic of China in the era of digitalization: the main directions of development. Russian justice. 2021. No. 6. pp. 75-82.

12. Fursov V. A., Lazareva N. V., Kushch E. N. Competitiveness of the national economy as a determining criterion for ensuring the economic security of the country. Journal of Applied Research. 2022. No. 4-2. Pp. 119-126.

13. Shaumyan T. L. Confrontation in the Himalayas: Territorial problems in historical perspective. Proceedings of the Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences. 2018. No. 12. Pp. 287-306.

14. Bakshi G.D. Mumbai reduction: Discussion of India's strategic response options. Journal of Defense Studies. Institute of Defense Research and Analysis. URL: https://idsa.in/system/files/ jds_3_4_gdbakshi.pdf (accessed: 04.05.2023).

15. Buzan V., Vever O. Regions and Powers: the structure of international security. Cambridge: Cambridge University Press, 2003. 598 p.

16. Freedom to use the seas: India's Naval Military Strategy. Aldeilis.net. URL: http://aldeilis.net/ mumbai/1686.pdf (accessed: 04/14/2023).

17. Dutt V.P. India's foreign policy in a changing world. Internet archive. URL: https://archive.org/ stream/in.ernet.dli.2015.131152/2015.131152.India-Foreign-Policy-In-A-Changing-World_djvu. txt (accessed: 04/14/2023).

18. Dutt V.P. India's Foreign Policy in a Changing World. Internet archive. URL: https://archive. org/stream/in.ernet.dli.2015.131152/2015.131152.India-Foreign-Policy-In-A-Changing-World_ djvu.txt (accessed: 05.05.2023).

19. IBEF Report on the Indian E-Commerce Industry (September 2021). URL: https://www. ibef.org/industry/ecommerce-presentation#:~:text=The%20Indian%20e%2Dcommerce%20 sector,2020%20to%208%25%20by% 202025 (accessed 12.05.2023).

20. Joint Doctrine of the Indian Armed Forces. Bharat shakti. URL: http://bharatshakti.in/wp-content/downloads/2015/09/join_doctrine_indian_armed_forces.pdf (updated 14.05.2023).

21. Nitin Zamre. India's Energy Sector: Challenges. India and the world economy. Hudson Institute. URL: https://www.hudson.org/content/researchattachments/attachment/1420/indiaandthe_ global_economy_hudson.pdf (accessed: 05/04/2023).

22. Raman B. National Security Administration and Pakistan. Analytical Group for South Asia. URL: http://www.southasiaanalysi s.org/paper507 (accessed: 05/04/2023).

23. The tribune 2017. URL: http://www.tribuneindia.com/news/jammu-kashmir/community/10-35-population-below-the-poverty-line-in-JK- report/350038.html (access mode 12.05.2023).

24. Venkat Bharatan. Political, civil and military participation in ensuring national security. Review of India's defense. URL: http://www.indiandefencereview.com/news/political-civil-military-participation-in-national-security / (accessed: 05/04/2023).

Сведения об авторах

МАЛАНИЧЕВА НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА - кандидат экономических наук, доцент депар -тамента мировой экономики и международного бизнеса, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, nvmalanicheva@mail.ru ХАРИНА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА - кандидат педагогических наук, научный сотрудник департамента зарубежного регионоведения факультета мировой экономики и мировой политики, Научно-исследовательский университет Высшей школы экономики, Москва, Россия, oa.kharina@hse.ru

БАЛАХАНОВА ДАРИКО КЕНЖЕБАЕВНА - кандидат экономических наук, доцент, кафе -дра корпоративного управления и инноватики, Российский экономический университет Г В. Плеханова, Москва, Россия, corp.innovation@rea.ru

ВЕЛИКОРОССОВ ВЛАДИМИР ВИКТОРОВИЧ - доктор экономических наук, профессор, кафедра корпоративного управления и инноватики, Российский экономический университет имени Г В. Плеханова, Москва, Россия, Velikorossov.VV@rea.ru

Information about the authors

MALANICHEVA NATALIA V. - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of World Economy and International Business, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia, nvmalanicheva@mail.ru, KHARINA OLGA A. - PhD in Political Sciences, Research Fellow, Research University of the Higher School of Economics, Moscow, Russia, oa.kharina@hse.ru

BALAKHANOVA DARIKO K. - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Corporate Governance and Innovation, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia, corp.innovation@rea.ru

VELIKOROSSOV VLADIMIR V. - Doctor of Economics, Professor, Department of Corporate Governance and Innovation, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia, Velikorossov.VV@rea.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.