Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ КОНЦЕПЦИИ МОНЕТАРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ'

ОСОБЕННОСТИ КОНЦЕПЦИИ МОНЕТАРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
578
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНЕТАРНАЯ ПОЛИТИКА / ВВП / МОНЕТАРНЫЙ КЛИМАТ / ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА / ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Камбердиева С.С., Цоков К.В., Кудзиева З.А., Дзапарова З.М.

В данной статье проводится анализ монетарного регулирования экономики России. Актуальность исследования обуславливается потребностью понятия методов регулирования экономики. В процессе исследования рассмотрены темпы роста ВВП до и после введения международных санкций, инструменты монетарной политики в России и основная концепция монетаризма. Информационной базой исследования стали официальные публикации в рамках проектного офиса IMB, разработки Агентства стратегических инициатив, Федерального агентства научных организаций, ресурсы сети Интернет и собственные разработки авторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ КОНЦЕПЦИИ МОНЕТАРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ»

С.С. Камбердиева, К.В. Цоков, З.А. Кудзиева, З.М. Дзапарова

ОСОБЕННОСТИ КОНЦЕПЦИИ МОНЕТАРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ

В данной статье проводится анализ монетарного регулирования экономики России. Актуальность исследования обуславливается потребностью понятия методов регулирования экономики. В процессе исследования рассмотрены темпы роста ВВП до и после введения международных санкций, инструменты монетарной политики в России и основная концепция монетаризма. Информационной базой исследования стали официальные публикации в рамках проектного офиса MB, разработки Агентства стратегических инициатив, Федерального агентства научных организаций, ресурсы сети Интернет и собственные разработки авторов.

Ключевые слова: монетарная политика, ВВП, монетарный климат, денежная система, информационная среда.

Понятия монетарный механизм, монетарная политика, монетарное регулирование очень часто встречаются в современной экономической литературе. Российский экономист Леонид Лопатников рассматривает термин «monetary policy» как «денежную политику».

Сам термин «монетаризм» появился на рубеже шестидесятых годов двадцатого века в учениях швейцарского и американского экономиста Карла Бруннера. В развитии экономики, как считают представители данной школы, главная значимость придается денежным отношениям. В переменности денежных параметров представляется ключевой мотив непостоянности стабильности экономики. Идеи значимости денежной сферы были замечены в работах Джона Стюарта Милля, Давида Юма, Юлия Павла, древнеримских юристов, несмотря на недавнее появление термина «монетарное регулирование» в литературных и научных источниках. В VIII веке была основана школа монетаризма американским экономистом Мильтоном Фридменом. В содержании книги «Теория функции потребления», изданной в 1957м году, имеются главные теории и принципы школы М. Фридмана. Главным инструментом воздействия на динамику ВНП М. Фридмен определяет денежное обращение в стране. Известными сторонниками монетаризма являются Анна Шварц, Аллан Мелцер, Эдмунд Фелпс, Дэвид Эрнест Лейдлер, Р. Селден, Филлип Кейган.

«Экономическая свобода обуславливает все остальные свободы общества» — формулировал М. Фридмен, отображая современный капитализм. Только невмешательство государства в экономику позволит реализовать идею экономической независимости, а также стабилизировать долю доходов государства, составляющих финансовую платформу экономики. Субъективность неоклассического движения теории Фридмана заключается в том, что психологические факторы в экономике создают ту цепь, по которой элементы экономической системы стремятся к равномерности. Это служит ключевой чертой в данной концепции, т.е. учёт психологического фактора — аргументов действия человека в непредвиденных экономических обстоятельствах. Так как внешние воздействия имеют шансы спровоцировать отклонения от запланированного направления экономики, именно государственное вмешательство в экономику препятствует функционированию естественных регуляторов, содействующих достижению баланса на краткосрочной перспективе. «Денежный импульс» является центральным регулятором, воздействующим на хозяйственную составляющую экономики, и определяет наиболее прочную настройку денежнокредитной и валютной политик государства. Мильтон Фридмен отмечал, также, наличие корреляционной связи между темпом роста денежных параметров и прогрессом национального дохода, ориентируясь на статистические данные в области монетарного регулирования экономики в США и других странах.

Приход к власти Рональда Рейгана стал первопричиной стратегического поворота в сторону монетаризма США. Рейган стал реализовывать финансовую программу под названием "рейганомика", благодаря которой в Соединённых Штатах Америки ввелась категория пониженных темпов роста денежной структуры, что и служило ключевым элементом монетарной политики.

Репутация монетаризма в настоящее время определяется наличием особого внимания стран к общепризнанным национальным стандартам регулирования денежнокредитной политики. Во многих произведениях современной экономической литературы комментируются основные положения монетарной сферы. В книге Кэмпбелла Макконелля и Стенли Брю «Экономикс» проводится сравнительный анализ

© С.С. Камбердиева, К.В. Цоков, З.А. Кудзиева, З.М. Дзапарова, 2022.

теоретических и методологических взглядов кейнсианской и монетаристской теорий. Профессор Цюрихского университета Б. Фримен в 1983 году провел международный опрос, с целью доказать необходимость монетарного регулирования экономики на сегодняшний день, в котором участвовали 931 известных экономистов Германии, Австрии и США.

В 2018 году в Молдавии в связи с кризисным состоянием экономики, основными причинами которого стали резкое сокращение изза границы денежных переводов, сужение совокупного спроса и внешней торговли, Национальный банк Молдавии отказался от режима таргетирования денежных агрегатов, установив уровень инфляции на конец года 9%. В республике проводилась политика «дешевых денег»: норма обязательных резервов снижена до 8%, ставка рефинансирования упала до 5%.

Концепция монетаризма представляет собой устойчивую систему, характеризующуюся состоянием динамического равновесия при оптимальной занятости ресурсов, т.е. способностью рыночной системы самостоятельно достигать макроэкономического равновесия. Последствием нарушения рыночного равновесия является финансово-экономический кризис, который подразумевает следствие вмешательства государства в естественный ход экономической жизни общества, основной причиной которых определяют сдвиги в денежной сфере. В долгосрочном периоде нестабильность денег всегда сопровождается нестабильностью экономического роста. В обществе всегда стабильным показателем рыночного механизма, как утверждает Мильтон Фридмен, является спрос на деньги. А предложение характеризуется нестабильностью и зависит от конкретных решений денежно-кредитных институтов. При превышении норм выпускаемой денежной массы растет инфляция. А в случае понижения количества выпускаемых денег над нормами следует финансовый кризис. Таким образом, от монетарного фактора зависит весь ход экономического процесса.

В 1968 и 1972 гг. президент Соединённых Штатов Америки Ричард Никсон впервые применил данную монетаристскую концепцию в экономике. В то время советником президента являлся основоположник монетаризма Мильтон Фридман. Большого успеха в применении данной концепции достигли в Великобритании в 1975 году и в 1972 году в Америке во время реализации программы «рейганомика».

В 1991 году правительство России официально провозгласило приверженность принципам монетаризма и начало использования монетаристской концепции на практике путем создания рычагов регулирования объема предложения денег для стабилизации рыночных отношений. Финансовые институты России проводили государственную монетарную политику, включающую в себя: торговые сделки на рынках со свободным входом и выходом, функции, обеспечивающие равновесие показателей резервных структур, законодательные ограничения в определении постоянных и переменных экономических величин.

При проведении государством одновременно фискальной и монетарной политик, необходимо придерживаться определённых правил, позволяющих обеспечивать равновесие показателей как микроэкономики, так и макроэкономики. Результаты осуществления государственными структурами данной деятельности зависят от рационального распределения и соответствия переменных элементов. Стабилизация постоянных встроенных фискальных режимов требует соблюдение особой упорядоченности инструментов каждой политики.

Основным недостатком в современном практическом применении монетарной концепции в экономике страны является то, что нынешняя денежная система характеризуются

многофакторностью и высокой динамичностью.

Категории осуществления монетарной политики и принципы монетаризма в плане практического применения в науке и в рыночных отношениях пользуются высокой актуальностью в нынешних экономических условиях. Сложность теории денег состоит в нестабильности действий денежных механизмов. Часто наблюдаются ошибки в разработках современных экономистов в концепциях управления денежной системой страны. Существуют два проводника Центрального банка — «банк банков» и «банк правительства». К функциям первого относят: предоставление кредитов коммерческим банкам, регулирование правил и условий деятельности КБ, установление норм и хранение обязательных резервов. «Банк правительства» осуществляет: внешние расчеты, хранение золотовалютных запасов, эмиссию денег, является агентом правительства при обслуживании бюджета.

При финансовом подходе к сущности монетарной политики, ключевой сегмент образуют вопросы о ставках налогов и сборов, уровень и структуру бюджетных расходов, дефицита государственного бюджета и др. Очевидно, это слишком расширенное понятие, которое включает в монетарную политику не только регулирование денежного обращения, но и все отношения, которые на него влияют, даже если они не входят в число денежных, банковских, но управляются центральным банком. Некоторые ученые являются сторонниками широкого подхода, при котором к монетарной политике принадлежит комплекс мероприятий государства в денежной сфере, включая те, которые осуществляются и без участия центрального банка. Встречаются и узкие трактовки монетарной политики, например, как совокупность средств воздействия на предложение денег или на валютные курсы. Американский экономист Фредерик С. Мишкин,

также, обосновывает узкое понятие монетарной политики, сводя ее суть к управлению предложением денег и процентными ставками. Однако, с нашей точки зрения, ограничение использования механизма монетарной концепции только воздействием на предложение денег и на процентные ставки, приводит к уменьшению результативных возможностей государства на увеличение состояния денежной сферы. Можно считать, что монетарное регулирование является более широким понятием, которое охватывает не только денежно-кредитную политику и механизм ее реализации, но и еще такую важную сферу государственного регулирования экономических процессов, которая отражает уже особенности организации валютных отношений и реализуются через механизм разработки и практической реализации валютной политики, а также конкретных сфер ее практического производства. С недавних пор, важным инструментом монетарного регулирования служит индекс монетарной эффективности (ИМЭ), с помощью которого отдельно оцениваются стабильность монетарной системы и предпринимательская свобода финансовых агентов.

Российский мегарегулятор системно придерживается идеологии ужесточения наказания в ущерб построению системы поощрений, тем самым перенося внешние санкции на «плохих» участников рынка вместо того, чтобы всячески поддерживать «хорошие» предприятия и банки. По данным Росстата, темп экономического роста за санкционный период в среднем в 6 раз уменьшился по сравнению с периодом до санкций. Учитывая, что каждый пункт прироста ИМЭ дает полтора процента прироста ВВП, можно говорить, что в среднем за санкционный период Банк России своими действиями обеспечил потенциальный годовой рост экономики на 9%. Вместе с тем очевидно и то, что санкции спровоцировали Банк России на систематическое повышение монетарной стабильности и усиленный контроль денежно-кредитных операций.

Воздействие монетарной политики на выпуск возможно только в краткосрочном периоде. В долгосрочном периоде стимулирующая монетарная политика (увеличение предложения денег) ведет только к росту уровня цен (инфляции), а выпуск остается неизменным — деньги нейтральны. Этот вывод объясняет точку зрения экономистов на неэффективность монетарной политики и следует из уравнения количественной теории денег (см. форм. 1):

М X V = р X ^ (1)

где М — количество денег в обращении;

V — скорость обращения денег, под которой понимается количество оборотов, которое делает в среднем за год одна денежная единица;

Р — общий уровень цен (дефлятор ВВП);

У — реальный ВВП.

Если предположить, что скорость обращения денег не меняется и выпуск находится на своем потенциальном уровне (У=У*), то увеличение предложения денег приведет к пропорциональному росту уровня цен, не оказывая влияния на выпуск.

Денежно-кредитная политика страны относится к мерам, принимаемым центральным банком, иногда с участием правительства, для исправления денежно-кредитных и финансовых условий, необходимых для экономической деятельности. Денежно-кредитная политика и налогово-бюджетная политика вместе составляют основу инструментов монетарного регулирования, с целью корректировки макроэкономической среды. Но при наличии определенных условий необходимо принимать во внимание требования, в каковых реализуется любая определенная форма — стагнацию экономики, учено-промышленное развитие, присутствие независимых производственных мощностей, товарных резервов и т.д. В отсутствии учета подобных характеристик концепция монетаризма утрачивает свое практическое значение и преобразуется в тренировочную форму, существующую для поддержания макроэкономических основ. Несмотря на то, теория монетаризма применяется в макроэкономических модификациях агентов иных течений финансовых идей.

Современный финансовый период отличается наличием новых идей, новейших раскладов к оценке сущности действий денежно-кредитных механизмов. Осуществляется формирование и разработка иных принципов монетарной политики, в базу которым ставятся прагматизм и контроль за соблюдением законов монетарного регулирования на практике. По показателям, опубликованным Агентством прогнозирования экономики, в будущем ожидается кризис мировой валютно-финансовой системы, что приведёт к мировому дисбалансу. В периоды сильного экономического роста требования к капиталу для финансовых учреждений должны быть усилены для создания более высоких запасов капитала (антициклических буферов), чтобы их можно было снизить до приемлемого уровня в случае финансового стресса. Этот антициклический буфер капитала сделает финансовую отрасль более устойчивой к потрясениям и поможет снизить внутреннюю процикличность финансовой системы и экономики в целом. Важные уроки, извлеченные из недавнего финансового кризиса в странах с формирующимся рынком, включают необходимость перехода к более гибкому обменному курсу и политике целевых показателей инфляции в России за последние 25 лет. В условиях быстрой финансовой либерализации, денежно-кредитная политика до сих пор была

неэффективной в борьбе с инфляцией и адаптации к внешним шокам. В целом, страны с формирующейся рыночной экономикой по-прежнему очень уязвимы перед высокой волатильностью притока капитала, и политика по сдерживанию повышения обменного курса вскоре приведет к внутренней инфляции. Важно понимать, что текущие задачи национальной денежно-кредитной политики не могут быть решены по каким-то единым критериям (по курсу, по инфляции и т.д.), как это было в России в 1990-2000 гг. Решение этих проблем требует использования системы контролируемого курса, который учитывает основные факторы формирования денежных потоков и может регулировать диапазон возникающих положительных и отрицательных изменений. Концепция монетаризма, в свою очередь, направлена на избежание последующего обострения финансового упадка и повышения безработицы. Национальная экономика может включать в себя сразу несколько элементов, влияние которых на обстановку экономики способно быть неожиданным. Например, координация между повышением потребительского спроса и эффективностью работы предприятий очевидна, зато зависимость спроса от объема инвестиций более сложна. Атмосфера, сформировавшаяся в данный промежуток в российском экономическом сегменте, показывает необходимость более масштабного использования монетарного подхода в ведении финансовой деятельности, а также в главных отраслях отечественных компаний. Данная теория управления концентрируется в современных теоретических идеях, ее целью является достижение максимальной экономической производительности. Также, устойчивое повышение конкурентоспособности российской экономики произойдёт при наличии эффективной инвестиционно-инновационной деятельности страны. Исследование принципов монетарной школы дает возможность проследить сложные взаимосвязи отдельных структур в экономических системах. Сравнение существующих общепризнанных национальных методов монетарного регулирования с тенденциями развития экономики позволяет нам выявить направления дальнейшего изучения монетарной политики, как основы регулирования экономики России.

Библиографический список:

1. Фетисов Г. Г. Монетарная политика и развитие денежно-кредитной системы России в условиях глобализации: национальный и региональные аспекты — М.: ЗАО «Издательство Экономика», 2008-509с.

2. Балацкий Е. В. Индекс монетарной эффективности и его приложения / Е. В. Балацкий и Н. А. Екимова. — М.: «Перо», 2017-197с.

3. Балацкий Е.В. Краткосрочное прогнозирование с использованием индекса монетарной эффективности // Проблемы прогнозирования / Е. В. Балацкий, Н. А. Екимова.-№ 4, 2018-128с.

4. Закирова Д. Ф. Оценка влияния экономических санкций на банковскую систему Российской Федерации // Актуальные проблемы экономики и права / Д. Ф. Закирова, Э. Ф. Закирова.-№ 1, 2018-350с.

5. Койбаева М. Х. Финансовое регулирование экономики в современных условиях // Азимут научных исследований: экономика и управление. -№ 4, 2014-138с.

6. Ильина Т. Г. Теоретико-методологические основы создания мегарегулятора финансового рынка в России // Проблемы учета и финансов. -№ 2, 2013-200с.

КАМБЕРДИЕВА СВЕТЛАНА СУЛТАНОВНА - доктор экономических наук, профессор, Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет), Россия.

ЦОКОВ КАЗБЕК ВИКТОРОВИЧ - кандидат экономических наук, доцент, начальник Финансового Управления АМС г. Владикавказ, Россия.

КУДЗИЕВА ЗАРИНА АРТУРОВНА - магистрант, Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет), Россия.

ДЗАПАРОВА ЗАРИНА МАРАТОВНА - магистрант, Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет), Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.