Научная статья на тему 'Особенности концепции международного франчайзинга в региональной экономике'

Особенности концепции международного франчайзинга в региональной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
298
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФРАНЧАЙЗИНГ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / АКТИВИЗАЦИЯ ВОСПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ / МЕТОДИКА ВЫБОРА ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ ФРАНЧАЙЗИНГА / INTERNATIONAL FRANCHISING / REGIONAL ECONOMY / REPRODUCTION PROCESSES' ACTIVATION / SELECTION PROCEDURE OF FRANCHISING'S EFFECTIVE FORMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Самофалов В.И., Печенкина А.Ю., Лихолетова А.А.

В работе место международного франчайзинга в развитии региональной экономики рассматривается в двух аспектах: в функционально-отраслевом разрезе место международного франчайзингового бизнеса предопределяется его функцией активатора внешнеэкономической деятельности в отраслях регионального хозяйства и в воспроизводственном аспекте международный франчайзинг может выступать в качестве средства воздействия через посредство его административной поддержки на региональные воспроизводственные процессы в части ликвидации «узких мест» в социально-экономическом развитии территории. Практическая реализация данного подхода требует разработки соответствующего инструментально-методического аппарата выбора предпочтительных видов и форм франчайзинга для условий реального региона.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

t is appropriate to consider international franchising position in the development of regional economy in two aspects. Firstly, in the functional-sectoral context, where position of international franchise business is predetermined by its activator function of foreign trade activities in the sectors of the regional economy. And, secondly, in reproduction aspect international franchising can be determined as regional processes leverage in the reproductive part of the elimination of «bottlenecks» in the socio-economic development of the territory.

Текст научной работы на тему «Особенности концепции международного франчайзинга в региональной экономике»

Самофалов В.И.,

д.э.н., профессор кафедры мировой экономики и международного бизнеса РГЭУ (РИНХ)

E-mail: samofalov.vi@yandex.ru Печенкина А.Ю.,

магистрант кафедры мировой экономики и международного бизнеса РГЭУ (РИНХ) Тел. +7-909-427-93-03 Лихолетова А.А.,

магистрант кафедры мировой экономики и международного бизнеса РГЭУ (РИНХ) Tel. +7-928-776-90-00

ОСОБЕННОСТИ КОНЦЕПЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ФРАНЧАЙЗИНГА В РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ

В работе место международного франчайзинга в развитии региональной экономики рассматривается в двух аспектах: в функционально-отраслевом разрезе - место международного франчайзингового бизнеса предопределяется его функцией активатора внешнеэкономической деятельности в отраслях регионального хозяйства и в воспроизводственном аспекте - международный франчайзинг может выступать в качестве средства воздействия через посредство его административной поддержки на региональные воспроизводственные процессы в части ликвидации «узких мест» в социально-экономическом развитии территории. Практическая реализация данного подхода требует разработки соответствующего инструментально-методического аппарата выбора предпочтительных видов и форм франчайзинга для условий реального региона.

Ключевые слова: международный франчайзинг, региональная экономика, активизация воспроизводственных процессов, методика выбора эффективных форм франчайзинга.

Samofalov V.I., Pechenkina A.Y., Likholetova A.A.

FEATURES OF THE CONCEPT

OF THE INTERNATIONAL FRANCHISING IN REGIONAL ECONOMY

It is appropriate to consider international franchising position in the development of regional economy in two aspects. Firstly, in the functional-sectoral context, where position of international franchise business is predetermined by its activator function of foreign trade activities in the sectors of the regional economy. And, secondly, in reproduction aspect international franchising can be determined as regional processes leverage in the reproductive part of the elimination of «bottlenecks» in the socio-economic development of the territory.

Keywords: international franchising, regional economy, reproduction processes' activation, selection procedure of franchising's effective forms.

В условиях дальнейшей интеграции России в мировое экономическое пространство необходимо обеспечить конкурентное позиционирование российских предприятий и регионов во внешнеэкономической сфере, основанное в том числе и на интенсивном развитии международной торговли услугами, включая такую специфическую форму, как международный франчайзинг.

В России франчайзинг развивается около двадцати лет и изначально он стал международным, поскольку в стране не было опыта построения фран-чайзинговых отношений в бизнес-среде.

Исследование сущности международного франчайзинга и подходов к интерпретации его содержательных характеристик позволяет идентифицировать его как «специфическую форму бизнеса, сопряженную с движением нематери-

альных активов (трансфера технологий), защищенных международным или национальным патентным законодательством, на согласованных условиях (оплата, помощь и поддержка, территория, объем передаваемых прав и т.п.) между двумя и более участниками различных стран с целью активизации маркетингового канала распределения ресурсов и результатов хозяйственной деятельности в национальной и международной бизнес-среде» [1].

Действительно, поскольку в условиях глобализации мировой экономики франчайзинговая форма международного бизнеса во многих странах показала свою высокую эффективность, то, следовательно, существует настоятельная необходимость внедрять данную специфическую форму внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и в большинстве регионов Российской Федерации, где имеют место низкие темпы экономического роста, перекосы отраслевой структуры, где требуется в кратчайшие сроки увеличить занятость населения.

Однако следует отметить, что в России состояние дел с внедрением франчайзинга в экономику страны и ее регионов оставляет желать лучшего, что предполагает целесообразность дальнейшего развития теории и методологии организации франчайзинговых форм предпринимательских структур в контексте воздействия их на состояние внешнеэкономической сферы региона и воспроизводственной динамики мезо-экономики. При этом, разумеется, следует учитывать специфические особенности интеграции России в мировую экономическую систему, в частности, санкции, применяемые сегодня в сфере внешней торговли РФ.

В современной мирохозяйственной системе международный франчайзинг является одной из быстрорастущих форм организации бизнеса. Для России особую значимость приобретают вопросы развития международного

франчайзинга, с одной стороны, как прогрессивной для современной российской экономики формы ВЭД, а с другой - как эффективной концепции ведения бизнеса в регионах, с реализацией которой представляется возможно интенсифицировать деятельность региональных органов управления во внешнеэкономической сфере с целью активизации воспроизводственных процессов региона и обеспечения его прогрессирующего экономического роста.

Поиск и реализация механизмов активизации региональных внешнеэкономических и воспроизводственных процессов средствами и инструментами франчайзинговой формы ведения бизнеса в условиях интеграции российских регионов в глобальное экономической пространство является весьма нетривиальной проблемой, требующей прояснения самой концепции ведения франчайзингово-го бизнеса в российских регионах.

В основе данной концепции лежит гипотеза существования воспроизводственной функции международного франчайзинга в системе внешнеэкономической деятельности региона, заключающаяся в возможности активизации региональных бизнес-процессов фран-чайзинговой формы в проблемных (стагнирующих) отраслях регионального хозяйства и по отдельным фазам регионального воспроизводственного цикла, что, на наш взгляд, позволяет предложить модель встраивания субъектов международного франчайзинга в воспроизводственную структуру развивающейся экономики региона.

В современной литературе отсутствуют комплексные научные исследования, позволяющие выстроить логическую цепочку от анализа экономического состояния отраслей регионов России до разработки направлений развития внешнеэкономической деятельности и оценки результатов ВЭД при целенаправленном использовании в регионе

конкретных видов и форм международного франчайзинга.

Ключевой особенностью концепции внедрения франчайзинговой формы бизнеса в регионе является то обстоятельство, что ее применение исследуется в контексте активизации регионального воспроизводственного процесса. Отсюда следует, что предварительно необходимо провести теоретико-методологическое обоснование применения технологии международного франчайзинга в системе региональной внешнеэкономической деятельности как возможного активатора региональных воспроизводственных процессов, а затем на данной основе провести разработку специального методического аппарата выбора адекватных условиям региональной экономики эффективных видов и форм международного франчайзинга.

Данную задачу можно представить в виде последовательности отдельных этапов исследования.

Этап 1. Осуществить субъектно-объектный анализ категориального аппарата франчайзинга и на этой основе идентифицировать его признаки как прогрессивной специфической формы внешнеэкономической деятельности, оказывающей воздействие на состояние и динамику регионального воспроизводственного процесса. Исследовать особенности инструментального аппарата франчайзинговой формы бизнеса в контексте уточнения и развития типологии предпринимательской деятельности и понятия товара (субъекта франшизы) как содержательной основы франчайзинга. Сформулировать и исследовать воспроизводственную функцию международного франчайзинга в системе внешнеэкономической деятельности региона.

Здесь с использованием субъект-но-объектного подхода к определению и анализу предметной области международного франчайзинга представляется

возможным идентифицировать его свойства не только в качестве специфической формы внешнеэкономической деятельности и эффективного способа предпринимательства, но и как фактора активизации воспроизводственных процессов в многоуровневой экономической системе.

Мирохозяйственный и глобалист-ский подходы к идентификации международного франчайзинга как формы ВЭД позволяют утверждать, что его активизация является эффективным способом интеграции крупного, среднего и малого бизнеса и при этом он выступает этапом интернационализации бизнеса за счет расширения рынка и адаптации хозяйствующих субъектов к общемировым тенденциям развития. Отдельные виды и формы франчайзинга коррелируют с определенными торговыми и воспроизводственными видами и формами ВЭД, что позволяет рассматривать прецедент «международного франчайзинга» как возможный фактор активизации внешнеэкономической сферы страны и регионов, приемлемый и предпочтительный для переходной стадии российской экономики и представляющий собой весьма эффективную форму развития предпринимательства.

Воспроизводственная функция франчайзингового бизнеса может проявляться по признаку «сфера использования» как способ последовательного вовлечения во франчайзинговую сеть всех фаз воспроизводственного цикла посредством реализации его содержательных видов. Учитывая ту особенность, что мировые воспроизводственные процессы проецируются, отражаются и опосредуются в многоуровневой иерархии воспроизводственных процессов национальных экономик и их субъектов, а также тот факт, что это взаимодействие проявляется в форме вполне конкретных торговых и воспроизводственных видов и форм внешнеэкономической деятельности, логично

предположить и исследовать возможность использования инструментария и технологии франчайзинга, с одной стороны, как специфической формы ВЭД (формы международного бизнеса), активизирующей производственно-коммерческие процессы в отдельных стадиях национального многоуровневого воспроизводственного процесса, а с другой - как прогрессивной бизнес-технологии, ориентированной на интенсификацию, развитие и воспроизводство отдельных производственных факторов в экономике в разрезе отраслей национального хозяйства и его субъектов.

Этап 2. Провести анализ динамики развития франчайзингового бизнеса в мировой экономике и на основе обобщенных представлений о его становлении в мировом хозяйстве выявить и уточнить современную специфику и тенденции его развития в глобализирующейся мировой экономике в проекции возможности эффективного использования международного франчайзинга в условиях интернационализации экономии России и ее интеграции в мировую экономику. Исследовать правовые аспекты международного франчайзинга и осуществить сопоставительный анализ российской и мировой нормативно-правовой базы франчазингового бизнеса.

Теоретико-методическое обоснование содержания франчайзинговой формы бизнеса, а также его практическая адаптация к условиям российской экономики невозможны без использования и сочетания исторического и логического научных методов, что требует изучения эволюции и современных тенденций развития франчайзинга в мировой экономике. Их анализ и обобщение служат теоретико-методологической основой для выработки нестандартных методико-организационных решений продвижения франчайзинга в национальной экономике, адекватных специ-

фическим условиям становления и развития рыночных отношений в экономике России и ее регионов.

Для развития франчайзинга в России имеются достаточно широкие возможности. Эти возможности могут быть реализованы в случае создания определенных условий: разработки и принятия специального закона о франчайзинге и внесения соответствующих изменений в связанные с ним законы и нормативные акты; включения в госудпрствен-ные и региональные программы поддержки малого предпринимательства системы развития франчайзинга; создания системы налоговых льгот для фран-чайзи; возможности применения фран-чайзи упрощенной системы бухгалтерского учета; организации специального образования и сети учебно-консультационных центров по франчайзингу. Реализация данных условий может осуществляться в ограниченной, но тем не менее весьма эффективной форме ведения франчайзингового бизнеса на мезоуровне экономики, для чего в региональных структурах управления целесообразно создание коллегиальных специализированных органов поддержки и развития франчайзинга в региональных бизнес-структурах и включение в программы социально-экономического развития положения по внедрению франчайзинговых схем разрешения отраслевых проблем региона.

Этап 3. Разработать метод (методику) и алгоритм выбора предпочтительных форм международного франчайзинга в региональной экономике. Осуществить апробацию предложенного методического аппарата выбора предпочтительных методов и технологий международного франчайзинга в активизации внешнеэкономических и воспроизводственных процессов

в условиях какого-либо конкретного региона.

Место международного франчайзинга в развитии региональных эко-

номик целесообразно рассматривать в двух аспектах: в функционально-отраслевом разрезе - место международного франчайзингового бизнеса предопределяется его функцией активатора внешнеэкономической деятельности в отраслях регионального хозяйства; в воспроизводственном аспекте - международный франчайзинг может выступать в качестве средства воздействия через посредство его административной поддержки на региональные воспроизводственные процессы в части ликвидации «узких мест» в социально-экономическом развитии территории. Практическая реализация данного подхода требует разработки соответствующего инструментально-методического аппарата выбора предпочтительных видов и форм франчайзинга для условий реального региона.

При этом возможно использование логической модели (так называемого «куба франчайзинга» [1]) в форме многомерного пространства признаков франшиз, позволяющей в зависимости от наличия в экономике региона проблемных сфер осуществлять формирование адекватного им «профиля франчайзинга» (множества признаков предпочтительной франчайзинговой схемы). Этот профиль и может послужить формальным аналогом процедуры выбора предпочтительных направлений активизации региональной ВЭД и его воспроизводственного процесса.

Методика и алгоритм идентификации адекватных сложившейся в отраслях региональной экономики ситуации форм и видов международного франчайзинга предполагают определение количественных оценок их видовой и отраслевой предпочтительности, что позволяет при выработке стратегии социально-экономического развития региона целенаправленно выбирать соответствующие франчайзинговые технологии в активизации внешнеэкономиче-

ской деятельности региона и его экономического роста.

Таким образом, на основе обобщения данных об эволюции и современных тенденциях развития франчайзинга в мировой экономике удается уточнить и дополнить систематизацию факторов, формирующих функционально-видовую предпринимательскую сферу международного франчайзинга путем локализации типовых видов и форм ВЭД и их адаптации к российским особенностям рыночных отношений.

Практический результат от реализации данного похода в условиях конкретного региона состоит в возможности использования административными органами управления данной методикой выбора предпочтительных видов, форм и инструментария франчайзингового бизнеса, ориентированных на активизацию внешнеэкономической деятельности и воспроизводственных процессов данного региона.

Так, в частности, в региональном хозяйстве Ростовской области наблюдается структурный перекос в пользу экспортно ориентированных отраслей и стагнационные признаки в базовых отраслях экономики региона. Одновременно данный регион обладает большим воспроизводственным потенциалом, для активизации которого путем создания привлекательных условий ведения малого и среднего бизнеса целесообразно использовать внешнеэкономическую сферу региона. В качестве одного из эффективных инструментов оживления и диверсификации внешнеэкономической деятельности Ростовской области необходимо более активно использовать технологии тех видов и форм международного франчайзинга, которые были бы ориентированы на разрешение проблем воспроизводства в конкретных отраслях региональной экономики. С использованием данных проведенного анализа состояния воспроизводственного потенциала кон-

кретного региона выявляются проблемные сферы в отраслях региональной экономики, в которых предпочтительно применение технологии международного франчайзинга (регионального товарного и сервисного), что может быть использовано в «Механизме стратегического прогнозирования и управления воспроизводственными процессами» при разработке средне- и долгосрочных программ социально-экономического развития региона.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Омельченко Т.В., Самофалов В.И. Франчайзинг в системе внешнеэкономической деятельности региона: моногр. / Рост. гос. экон. ун-т (РИНХ). -Ростов н/Д, 2011. - 255 с.

BIBLIOGRAPHIC LIST 1. Omelchenko T.V., Samofalov V.I. Franchising in the system of foreign trade activities of the region: monography / Rostov State University of Economics. - Rostov-on-Don, 2011. - 255 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.