25. Wey Ch. Deutsch als Wissenschaftssprache durch Qualität „Made in Germany" // Zur Debatte: Deutsch als Wissenschaftssprache. Discussion Paper P01-003. Berlin, 2001. S. 16. Available at: www.bibliothek.wz-berlin.de/pdf/2001/p01-003.pdf
26. Fanon F. Black skin, white masks. N. Y., 1967. P. 17-18.
27. Bolten J. Kultur und kommunikativer Stil // M. Wengeler (ed.). Deutsche Sprachgeschichte nach 1945. Hildesheim; Zürich; N. Y., 2002. S. 109.
28. Klingemann H.-D. Deutsch als Wissenschaftssprache? - Anmerkungen zum offenen Brief // Zur Debatte: Deutsch als Wissenschaftssprache. Discussion Paper P01-003. Berlin, 2001. S. 11. Available at: www.bibliothek.wz-berlin.de/pdf/2001/p01-003.pdf
29. Stickel G. Leibniz und Deutsch als Wissenschaftssprache // Zur Debatte: Deutsch als Wissenschaftssprache. Discussion Paper P01-003. Berlin, 2001. S. 25. Available at: www.bibliothek.wz-berlin.de/pdf/2001/p01-003.pdf
УДК 654.19(4/9); 002.2(4/9)
Я. Ф. Пашаева
Особенности контента ежедневных газет в городах с конкурирующими изданиями (на примере Бостона)
В статье рассматривается содержание «первой» и «второй» газет Бостона - качественной «Бостон Глоуб» и таблоида «Бостон Геральд». Был проведен контент-анализ на основе 896 материалов за период с 12 по 16 января 2015 г. Публикации классифицировались по критериям: темы, источники, место действия событий, жанры и политическая ориентация. Исследование позволяет установить, насколько сильно конкурирующие на одном рынке издания отличаются друг от друга и какие факторы позволяют им сохранять свою значимость для читателей. Исследование актуально в условиях того, что не только в США, но и в других развитых странах остается не так много городов с двумя газетами, а, как известно, многообразие СМИ важно для развития плюрализма.
The author analyses the content of the "first" newspaper of Boston - broadsheet Boston Globe - and the "second" newspaper - tabloid Boston Herald. There were considered 896 articles during the period from January, 12, 2015 to January, 16, 2015. There were measured such characteristics as theme, origin, geographical focus, heroes and news style of stories. The study allows to define, how two competing newspapers differ from each other, and what help them to hold the audience. The study is important, because the competition is necessary for pluralism development, but in the USA and other developed countries remain only few cities with two dailies.
Ключевые слова: ежедневные газеты США, контент-анализ, конкуренция, «Бостон Гроуб», «Бостон Геральд».
Keywords: American daily newspapers, content analysis, competition, Boston Globe, Boston Herald.
Методология и характеристика исследования
Для развития плюрализма в СМИ важно существование конкуренции. Если говорить о прессе, на рынке, где существует больше одной газеты, очевидно, меньше ограничений в отношении контента по сравнению с городами, где действует монополия. В первом случае есть больше шансов, что в СМИ будут представлены различные интересы и точки зрения, а также будут более пропорционально отражаться события, факты и проблемы из разных сфер жизни. Таким образом, это дает больше возможностей выбора информации для аудитории. К сожалению, по финансовым причинам, в мире остается все меньше городов, где сохранялась бы конкуренция между газетами. В странах Европы разнообразие на рынке прессы по большей части поддерживается государственным финансированием. В США же речь идет о рыночных механизмах. Поэтому нам важно понять, как американским городским газетам удается выжить на конкурентных рынках в условиях отсутствия внешнего вмешательства.
Для того чтобы выяснить, предлагают ли газеты в условиях конкуренции принципиально разный продукт и в чем его отличие, мы проанализировали содержание ежедневных газет города Бостона. Наш выбор был обусловлен тем, что этот мегаполис входит в число 13 населенных пунктов США, в которых до сих пор существует конкуренция среди ежедневных газет. Бостон является одним из старейших и крупнейших городов США. Агломерация Бостона, которая расположена на территории штатов Массачусетс, Род-Айленд и Нью-Гэмпшир и носит название «Большой Бостон», является десятой по числу жителей в США. На территории агломерации находятся такие известные высшие учебные заведения, как Гарвардский университет и Массачусетский технологический институт, что делает Бостон одним из главных образовательных центров мира.
© Пашаева Я. Ф., 2016
Эмпирическими объектами исследования выступили материалы печатных версий обеих ежедневных газет Бостона - широкоформатной «Бостон Глоуб» (Boston Globe) и таблоида «Бостон Геральд» (Boston Herald). Отмечу, что «Бостон Глоуб», ежедневный тираж которой, по данным на 2013 г., составляет 246 тысяч экземпляров [1], считается «первой» газетой города. «Бостон Геральд», которая ежедневно выпускает 96 тысяч копий [2], является «второй» газетой Бостона. В качестве основного метода использовался качественно-количественный контент-анализ. Период анализа - рабочая неделя с 12 по 16 января 2015 г.
Не учитывались реклама, короткие анонсы и сводки, программы телепередач, кроссворды, некрологи горожан (за исключением заметок о смерти знаменитостей) и др. В «Бостон Глоуб» этому уделяется 35% от объема газеты, в «Бостон Геральд» - 56%. Также мы не брали во внимание мировые новости, не связанные с внешней политикой США. В результате были проанализированы 896 текстов: 546 - в «Бостон Глоуб» и 350 - в «Бостон Геральд».
Материалы классифицировались по следующим критериям: 1) Темы (Политика, Общество, Криминал, Происшествия, Экономика и бизнес, Городская инфраструктура, Спорт, Развлечения, Психология, Наука и технологии, Экология, Недвижимость, Еда, Некрологи, Религия, Путешествия, Мода); 2) Источники (СМИ, Редакция, Читатели, Соцсети); 3) Место действия (Страна, Регион, Город); 4) Жанры (Заметка, Расширенная заметка, Комментарий/колонка, Рецензия, Репортаж, Обзор/ подборка, Интервью, Совет, Анонс, Аналитическая статья, Расследование, Отчет, Письмо, Очерк/зарисовка); 5) Политическая ориентация (За демократов, За республиканцев, Против демократов, Против республиканцев, О республиканцах, О демократах, Нейтрально (то есть об обеих партиях)).
Результаты исследования
Объем «Бостон Глоуб» и «Бостон Геральд» почти одинаковый. Ежедневно в широкоформатной газете печатается от 48 (понедельник) до 76 полос (пятница), в таблоиде - от 50 (понедельник) до 80 (пятница). В «Бостон Глоуб», однако, каждый день публикуется примерно 110 интересующих нас материалов, а в «Бостон Геральд» - лишь около 70. Это объясняется тем, что на полосах широкоформатной газеты можно разместить больше материалов, чем в таблоиде. Кроме того, в «Бостон Геральд» больше иллюстраций и рекламы. Так, если в широкоформатной газете на рекламу приходится около 21% контента, то в таблоиде этот объем вдвое больше - 43%.
Освещаемые темы
В «Бостон Геральд» (рис. 1) главная освещаемая тема - это спорт. На него приходится больше трети контента издания - 38%1. В «Бостон Глоуб» спортивных новостей вдвое меньше -19%. В этой газете тема спорта занимает второе место по популярности. На первом - развлечения, которым отводится 21% от объема содержания. В «Бостон Геральд» на развлечения приходится намного меньше материалов - 11%. Однако, в целом, состав первой пятерки тем в обеих газетах не отличается: помимо развлечений и спорта в неё входят политика, общество, а также экономика и бизнес.
45% 40% 35% 30% „ 25% 21 , 20% 15% -10% 50,
38
32Ъ 22 li in ? °'4
Ы ы - 1 l°|ll| 00.4 0,4 ////// '//////////
s» / ^ / / £ Л A i # / <F £
■ Бостон Глоуб
■ Бостон Геральд
/ if$tf*f*t / *
i
Рис. 1. Темы «Бостон Глоуб» и «Бостон Геральд»
1 Проценты показывают соотношение между числом публикаций данной категории и общим числом
анализируемых материалов в газете, а не физический объем площади, который занимают материалы
данной категории в газете.
78
Местные события (агломерации, то есть «Большого Бостона», и города) чаще становятся поводом для публикаций, чем национальные новости. В «Бостон Глоуб» соотношение местных и национальных новостей составляет 59% к 41%, а в «Бостон Геральд» - 66% к 34%. Примечательно, что в широкоформатной газете больше национальных новостей, чем в таблоиде. При этом в «Бостон Геральд» чаще освещаются региональные события (17%), чем в «Бостон Глоуб» (10%).
Всего было обнаружено 106 общих тем (рис. 2), то есть тех, которые были включены в новостную повестку и той и другой газеты. Больше половины из них - это новости спорта. 16% составляют развлекательные публикации. Серьезные темы встречаются намного реже: на новости таких разделов, как «Общество», «Политика», «Экономика и бизнес», приходится меньше, чем по 10% от объема общих тем.
60% -| 53%
50% - ■
40%
30%
20% - 16%
10% - 0% | ■
1
* У
пУ
&
о«
8% 7% 5%
У
гч>
^ у
ж
Ли
./ У У
#
4Р
#
Рис. 2. Общие темы
Так как региональные газеты активнее пишут о местных событиях, логично, что чаще всего общими темами для обоих изданий становятся новости городского и регионального масштаба. Они составляют 56% от общего числа пересекающихся тем: 40% - городские, 16% - региональные. Национальным событиям посвящено 44% общих тем.
| число материалов на эти темы в "Бостон Глоуб"
число материалов на эти темы в "Бостон Геральд"
| фактическое число тем
Рис. 3. Пересекающиеся местные темы
Для того чтобы узнать, различается ли подача одних и тех же местных новостей в конкурирующих газетах Бостона, мы сравнили тексты рубрик, которые мы определили как социально значимые - «Политика», «Экономика и бизнес», «Общество», «Криминал», «Инфраструктура». В целом в обеих газетах было раскрыто 86 общественно значимых городских и региональных тем. 18 из них (рис. 3) были отражены и в одном, и в другом издании. При этом таблоид выпустил на эти темы 67 материалов, что на шесть больше, чем у «Бостон Глоуб».
На рис. 3 можно заметить, что «Бостон Глоуб» лучше развивает общественные темы. В качестве примера можно привести тему про участие Бостона в конкурсе на право проведения Олимпиады - широкоформатная газета посвятила ей 16 публикаций (см. табл. 1) за пять дней, в то время как в «Бостон Геральд» об этом событии было напечатано на шесть текстов меньше. Таблоид при этом больше сосредотачивается на криминальных событиях. Например, «Бостон
Геральд» лучше своего конкурента следила за судами над террористом Джохаром Царнаевым и футболистом Аараном Эрнандесом. В целом, можно увидеть, что бостонские газеты довольно активно освещают конкретные события. Такой вывод можно сделать на основании нашего предыдущего исследования, касавшегося содержания газет Чикаго [3]. Там максимальное число публикаций на одну тему в газете не превышало пяти. А в бостонских газетах этот показатель намного выше - в одном случае, как уже упоминалось ранее, он достигал 16, встречалось также и по шесть, семь, 10 материалов на одну тему.
Таблица 1
Общие темы: разница в освещении2_
Общие темы Количество публикаций в «Бостон Глоуб» Количество публикаций в «Бостон Геральд»
«Политика»
1. Чарли Бэйкер принял присягу губернатора Массачусетса 7 (2 колонки, 2 репортажа, аналитическая статья, письмо, подборка) 7 (колонка, 2 расширенные заметки, заметка, 3 письма)
2. Первая речь Марти Уолша в должности мэра Бостона 6 (колонка, заметка, подборка, 2 репортажа, отчет) 6 (3 колонки, анонс, 2 расширенные заметки)
3. Перспективы бывшего губернатора Массачусетса Митта Ромни, в случае если он будет баллотироваться в президенты США 5 (расширенная заметка, 2 колонки, 2 аналитические статьи) 5 (2 расширенные заметки, 3 колонки)
4. Местный сайт извинился за то, что опорочил спикера Палаты представителей Конгресса 1 (расширенная заметка) 4 (3 расширенные заметки, колонка)
«Экономика и бизнес»
5. Обсуждение проекта бюджета Бостона 2 (расширенная заметка, обзор) 4 (3 расширенные заметки, колонка)
6. Крупная ирландская фармацевтическая компания значительно расширит свое представительство в Массачусетсе 2 (2 заметки) 1 (расширенная заметка)
«Общество»
7. Участие Бостона в конкурсе на право проведения Олимпийских игр в 2024 г. 16 (2 расширенные заметки, 6 колонок, 3 аналитические статьи, 1 обзор, 3 письма, 1 интервью) 10 (5 расширенных заметок, 2 колонки, аналитическая статья, репортаж, письмо)
8. Учителя проголосовали за продление учебного дня в школах Бостона 2 (расширенная заметка, аналитическая статья) 2 (расширенная заметка, письмо)
9. Протест на шоссе в связи с убийствами чернокожих полицейскими 2 (репортаж, расширенная заметка) 2 (репортаж, колонка)
«Криминал»
10. Суд над Джохаром Царнаевым, обвиняемым в совершении теракта на Бостонском марафоне 6 (2 расширенные заметки, колонка, 2 письма, очерк) 9 (3 расширенные заметки, 2 заметки, колонка, письмо, обзор, репортаж)
11. Суд над экс-игроком бостонского футбольного клуба «Нью-Ин-глэнд Пэтриотс» Аароном Эрнандесом, обвиняемым в убийстве 5 (2 расширенные заметки, аналитическая статья, колонка, репортаж) 8 (2 расширенные заметки, аналитическая статья, заметка, 2 колонки, 2 обзора)
12. Суд может досрочно освободить преступника, который однажды сбежал из тюрьмы 1 (репортаж) 2 (заметка, колонка)
«Инфраструктура»
13. Инвесторы не могут урегулировать строительство казино в городе Эверетт 1 (расширенная заметка) 2 (расширенная заметка, колонка)
2 В таблицу были включены общие темы, которым хотя бы в одной из газет было посвящено как минимум два материала. 80
Можно проследить, что часто жанры публикаций на общие темы в таблоиде и широкоформатной газете не совпадают. То есть газеты по-разному «упаковывают» одни и те же новости. Рис. 4 показывает, что «Бостон Геральд» любит обращаться к жанру расширенной заметки - публикаций такой категории на пересекающиеся темы у таблоида вдвое больше, чем у «Бостон Гло-уб». В широкоформатной газете, тем временем, чаще, чем у её конкурента, встречаются аналитические статьи и репортажи, что, безусловно, требует большей отдачи от журналистов, чем написание заметок. Поэтому можно сделать вывод, что «Бостон Глоуб», с учетом того что в ней меньше публикаций на общие темы, старается «брать» не количеством материалов, а скорее качеством и глубиной.
Рис. 4. Пересекающиеся местные темы: жанры
Также «Бостон Глоуб» лучше справляется с поиском эксклюзивных местных новостей. Широкоформатная газета осветила 42 социально значимые темы, которые никак не были отражены у её конкурента. В «Бостон Геральд» за рабочую неделю вышло меньше эксклюзивов - 26. Рис. 5 показывает, что наибольшее число эксклюзивных текстов у обоих изданий публикуется на общественную тематику. При этом в широкоформатной газете эксклюзивных новостей в этой рубрике почти вдвое больше, чем в таблоиде.
Жанровая палитра публикаций на эксклюзивные темы в «Бостон Глоуб» богаче, чем у конкурента. В таблоиде в основном печатаются только заметки и колонки, лишь однажды встретилась аналитическая статья. В «Бостон Глоуб» помимо заметок и колонок были обнаружены семь аналитических статей, шесть репортажей, шесть писем и пять очерков.
Примерно половина эксклюзивных тем в каждой из газет касается проблем и событий города, другая половина - региональных новостей.
Таблица 2
Самые популярные эксклюзивные местные темы_
«Политика»
«Бостон Глоуб» Количество публикаций «Бостон Геральд» Количество публикаций
1. Перспективы Элизабет Уоррен в президентской гонке 3 (3 колонки)
«Общество»
1. Акция памяти жертв терактов в Париже прошла в пригороде Бостона 2 (2 репортажа) 2. Власти штата не выполняют свои обязанности по отношению к детям, которые живут в неблагополучных семьях 3 (2 расширенные заметки, колонка)
2. Американский телеканал договорился с больницами Бостона о съемке пациентов и их историй 3 (2 письма, аналитическая статья)
3. Общественные адвокаты в Массачусетсе получают слишком низкую зарплату 2 (расширенная заметка, письмо)
«Криминал»
4. Сотрудников католической школы в городе Ревир заподозрили в эксгибиционизме 2 (2 расширенные заметки) 3. Изнасилование и убийство в пригороде Челмсфорд 2 (2 заметки)
4. Начато расследование дела против инспектора полиции, который врезался в автобус и скрылся с места преступления 2 (расширенная заметка, заметка)
Отдельно стоит отметить, что в «Бостон Геральд», в сравнении с «Бостон Глоуб», слабая развлекательная повестка. Ежедневно с понедельника по четверг в таблоиде публикуется не более пяти развлекательных новостей, в пятницу выходит приложение к выходным, в котором печатается около 10 новостей. В широкоформатной газете в период с понедельника по четверг публикуется по 10 развлекательных материалов, а в пятничном приложении - около 30. В «Бостон Глоуб» в этом разделе темы более разнообразные: примерно по 20% текстов посвящены телевидению, музыке, кино и знаменитостям. В остальных материалах речь идет об искусстве (10 текстов), театре (восемь текстов) и литературе (шесть). В таблоиде треть развлекательных публикаций приходится на кинообзоры, еще треть - это тексты о новинках телевидения. На тему искусства вышло два материала, театра - один, литературы - ноль.
Также широкоформатная газета лучше освещает местные развлекательные события. 60% текстов рубрики посвящены городским и региональным новостям. В таблоиде местным темам отводится 40%.
Источники
В обеих газетах большая часть контента не перепечатывается из других источников, а создается журналистами этих изданий. При этом в «Бостон Геральд» собственных материалов намного больше, чем в «Бостон Глоуб». В таблоиде этот показатель составляет 84%, в качественной газете - 71%.
«Бостон Геральд» реже перепечатывает материалы из других СМИ - на такие публикации приходится 13% контента. В «Бостон Глоуб» эта доля равняется 25%. Это можно объяснить тем, что в качественной газете больше национальных новостей - а они чаще всего заимствуются из других СМИ. Письма читателей составляют 4% от содержания в каждом издании. Соцсети в качестве источников почти не используются: всего в 1% случаев (четыре публикации) в широкоформатной газете и еще реже - в таблоиде (одна публикация).
И в таблоиде, и в широкоформатной газете перечень используемых СМИ довольно разнообразен.
Реже всего из других источников заимствуются материалы о Бостоне, что логично. В обеих газетах на редакционные тексты приходится около 95% публикаций о городе. Если говорить о региональных новостях, то здесь объем заимствований и в том, и другом издании - около 80%.
76% заимствований в «Бостон Глоуб» приходится на агентство «Ассошиэйтед Пресс» (Associated Press), 12% - на газету «Нью-Йорк Таймс» (The New York Times). Отмечу, что до 2013 г. «Бостон Глоуб» принадлежала «Нью-Йорк Таймс Компани» (The New York Times Company) [4]. Другие 12% поделены между 10 американскими газетами, журналами и порталами, как качественными, так и «желтыми» (например, сайт о звездных сплетнях «Ти-Эм-Зи» (TMZ)).
Так же, как и в «Бостон Глоуб», главным источником нередакционных материалов в «Бостон Геральд» служит «Ассошиэйтед Пресс» - в 82% случаев. Оставшаяся доля заимствованных текстов приходится на семь других американских газет и сайтов.
Жанры
В обеих газетах преобладают информационные жанры (заметка, расширенная заметка, обзор, репортаж, анонс, отчет, интервью, некролог). В «Бостон Глоуб» их доля составляет 66% от объема контента, в «Бостон Геральд» - 61%. Аналитических жанров (комментарий, письмо, рецензия, аналитическая статья, совет) в обеих газетах примерно равное количество: 31% - в «Бостон Глоуб» и 34% - в «Бостон Геральд». При этом ни в одной из газет нет расследований. К художественно-публицистическим жанрам (очерк, эссе) оба издания прибегают одинаково редко: «Бостон Глоуб» - в 3% случаев, «Бостон Геральд» - в 5%.
Рис. 6. Жанры
Среди социально значимых тем, которые мы определили ранее, аналитические жанры лидируют лишь в рубрике «Политика» (рис. 6). В разделах «Экономика и бизнес», «Криминал» и «Общество» активнее используются информационные жанры. «Бостон Геральд» обращается к жанру комментария или колонки чаще, чем её конкурент. Например, на тему политики таблоид выпустил почти на 20% колонок больше (49% от всех текстов рубрики), чем «Бостон Глоуб» (30%).
Политическая ориентация Массачусетс известен как один из самых либеральных штатов США. Считается, что «первая» газета Бостона - «Бостон Глоуб» - придерживается левых взглядов [5]. Это подтверждают и результаты исследования (рис. 7). В материалах, в которых выражается политическая позиция, широкоформатная газета чаще пишет о демократах (53%), чем о республиканцах (42%). Издание также чаще поддерживает либералов (44%), чем консерваторов (27%). Кроме того, «Бостон Гло-уб» демократов критикует реже (7%), чем республиканцев (10%). В редакционных статьях (Editorials) качественная газета также защищает либералов.
50% 4% 45% 40% 35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%
J> J? Jr <?
16 # # J JT Л
if
Ж
Ж
* Ж Ж ■<? л
* f f о'
Ж ^
ф ¿Г
<<s
Бостон Глоуб Бостон Геральд
Рис. 7. Политическая ориентация
«Бостон Геральд» придерживается противоположных взглядов. В 2010 г. главный редактор газеты Джо Скьякка в интервью массачусетскому журналу «Коммонвэлз» (Commonwealth) сказал, что «"Бостон Геральд", без сомнения, более консервативна, чем "Бостон Глоуб"» [6]. Но по его словам, речь идет лишь о редакционных статьях. При освещении новостей газета придерживается «популистских взглядов», то есть, как объяснял Скьякка, она также критически настроена по отношению к республиканцам, как и к демократам. По словам экспертов, «Бостон Геральд» всегда предназначалась для консервативного меньшинства, а если её и покупают либералы, то лишь для того, чтобы «понять оппозицию» [7].
По результатам исследования, «Бостон Геральд» действительно выступает в защиту консерваторов. Хотя в целом число материалов о демократах (51%) превышает количество текстов о республиканцах (39%). Впрочем, большая часть публикаций о либералах носит отрицательную окраску: 21% текстов - негативные, и лишь 17% - позитивные. Республиканцы поддерживаются в 23% материалов, в 8% политика партии не одобряется. Как правило, когда консерваторы порицаются, речь идет о Джебе Буше или Митте Ромни, которых газета называет RINO (республиканцы на словах).
За неделю в таблоиде вышло семь редакционных статей с выраженной политической позицией. Пять посвящались демократам, но при этом четыре из них - негативные и лишь одна -позитивная. В оставшихся двух статьях поддерживались республиканцы.
Выводы
По результатам исследования можно сделать вывод, что «первая» и «вторая» газеты Бостона значительно отличаются по своему содержанию. Главными факторами выступили особенности формата, эксклюзивы и политическая ориентация.
Если говорить о типологических различиях, то в «Бостон Геральд» большой объем занимает тема спорта. Также таблоид лучше развивает общие с «Бостон Глоуб» криминальные темы. Хотя при этом, надо отметить, качественная газета больше пишет о развлечениях, в том числе о жизни знаменитостей.
К другим особенностям формата также можно отнести то, что в таблоиде на рекламу и различные развлекательные сегменты (кроссворды и пр.) уходит больше половины объема газеты, в то время как в «Бостон Глоуб» - лишь около трети.
В то же время при анализе жанров не было найдено каких-либо ярких особенностей, которые свидетельствовали бы о принадлежности газет к разным типам. Так, процент аналитических жанров в обеих бостонских газетах почти равный. Удивительно, но «Бостон Геральд» даже опережает «Бостон Глоуб» по числу колонок. Но широкоформатная газета компенсирует это отставание тем, что выпускает больше аналитических статей на пересекающиеся с конкурентом темы.
Таблоид лучше развивает общие городские и региональные темы. Но эксклюзивов больше у широкоформатной газеты.
В целом, обе газеты за пять дней раскрыли 86 общественно значимых местных тем. И лишь 20% из них пересеклись в «первой» и «второй» газетах. Большая часть - это эксклюзивы, то есть то, что можно прочитать лишь в одном из этих изданий. Больше всего оригинальных материалов и в той, и другой газете выходит на общественную тематику. Нельзя сказать, что эксклюзивы в бостонском таблоиде менее значимы для местных жителей, чем новости в качественной газете. То есть нельзя обвинять «Бостон Геральд» в какой-либо сенсационности и стремлении сделать новость из того, что ею на самом деле не является.
По соотношению редакционного и заимствованного контента «Бостон Геральд» выигрывает у «Бостон Глоуб».
Главное, что отличает бостонские газеты друг от друга, - это противоположные политические установки: «Бостон Глоуб» - либеральная, а «Бостон Геральд» - консервативная.
Можно заключить, что одно из основных условий существования двух газет на одном географическом рынке - это предоставление альтернативы аудитории. В нашем случае газеты отличаются по типологическим признакам, хотя это скорее прослеживается на уровне формы, чем содержания, так как по многим критериям у «Геральд» и «Глоуб» были схожие показатели, а местами таблоид удовлетворял признакам широкоформатной газеты лучше, чем её конкурент. Возможно, для того чтобы быть непохожим на конкурента, бостонским изданиям не требуется строго соответствовать типу таблоида или широкоформатной газеты, так как у них есть очень весомое отличие в виде разных политических установок, что позволяет изданиям четко определить свою аудиторию. Другой фактор, за счет которого обоим изданиям удается сохранять свою значимость на одном рынке, - это эксклюзивы. Как и положено, «первая» газета обеспечивает аудиторию большим числом эксклюзивов, чем «вторая», но «Бостон Геральд» в то же время дополняет конкурента оригинальным контентом, который не уступает «первой» газете по уровню соци-
альной значимости. За счет обилия инфоповодов в мегаполисе изданиям удается создавать разную новостную повестку и тем самым отличаться от конкурента. В то же время выполняется важная социальная функция: две газеты могут охватить больше общественно важных тем, и соответственно дают больше возможностей различным группам населения быть представленными в медиаконтенте.
Примечания
1. Snapshot Report: Circulation Averages for the seven Months Ended March 31, 2013 // Alliance for Audited Media. URL: http://www.auditedmedia.com/news/blog/top-25-us-newspapers-for-march-2013.aspx (Дата обращения: 11.05.2016)
2. Boston Herald. URL: http://www.bostonherald.com/about/advertising/boston_herald_market (Дата обращения: 16.05.2016)
3. Пашаева Я. Ф. Модель содержания газеты мегаполиса в условиях прямой конкуренции (на примере города Чикаго) // Вестник Московского университета. Сер. 10: Журналистика. 2016. № 4.
4. Lee E. New York Times sells Boston Globe to John Henry for $70m // Bloomberg. 2013. August, 4. URL: http://www.bloomberg.com/news/articles/2013-08-03/new-york-times-sells-boston-globe-to-john-henry-for-70 m (Дата обращения: 31.05.2016)
5. Herald vs. Globe // Pew Research Center. 2010. April, 20. URL: http://www.journalism.org/2010/04/20/ herald-vs-globe/ (Дата обращения: 1.06.2016)
6. Gurley G. The Herald's head man // Commonwealth. 2010. November, 10. URL: http://commonwealth magazine.org/politics/the-heralds-head-man/ (Дата обращения: 1.06.2016)
7. Sweeney C. Hard Pressed: Will the Boston Herald survive? // Boston Magazine. 2016. June. URL: http://www.bostonmagazine.com/news/article/2016/05/29/boston-herald-hard-pressed/ (Дата обращения: 1.06.2016)
Notes
1. Snapshot Report: Circulation Averages for the seven Months Ended March 31, 2013 // Alliance for Audited Media. Available at: http://www.auditedmedia.com/news/blog/top-25-us-newspapers-for-march-2013.aspx (reference date: 11.05.2016)
2. Boston Herald. Available at: http://www.bostonherald.com/about/advertising/boston_herald_market (date accessed: 16.05.2016)
3. Pashayeva J.F. Model' soderzhaniya gazety megapolisa v usloviyah pryamoj konkurencii (na primere goroda Chikago) [Model of the contents of the newspaper of the metropolis under conditions of direct competition (for example Chicago)] // Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 10: ZHurnalistika - Moscow University Herald. Ser. 10: Journalism. 2016, No. 4.
4. Lee E. New York Times sells Boston Globe to John Henry for $70m // Bloomberg. 2013. August, 4. URL: http: //www.bloomberg.com/news/articles/2013-08-03/new-york-times-sells-boston-globe-to-j ohn-henry-for-70m (reference date: 31.05.2016)
5. Herald vs. Globe // The Pew Research Center. 2010. April 20. Available at: http://www.journalism.org/ 2010/04/20/herald-vs-globe/ (accessed: 1.06.2016)
6. Gurley G. The the Herald's head man // Commonwealth. 2010. November, 10. Available at: http://commonwealthmagazine.org/politics/the-heralds-head-man/ (accessed: 1.06.2016)
7. Sweeney C. Hard Pressed: Will the Boston Herald survive? // Boston Magazine. 2016. June. Available at: http://www.bostonmagazine.com/news/article/2016/05/29/boston-herald-hard-pressed/(accessed: 1.06.2016)
УДК 81:81'373.4:811.112.2
С. В. Чертоусова
Коммуникативный потенциал окказионализмов в заглавиях немецкоязычных экономических статей
Статья посвящена исследованию коммуникативной значимости окказиональных слов в заголовочных комплексах немецкоязычных статей, опубликованных в специализированных экономических изданиях. Уточняется значение термина «окказионализм» и сравнивается стилистическая окраска окказиональной лексики в немецком и русском языках, приводятся позиции современных немецких журналистов относительно правомерности использования окказионализмов в текстах газетно-журнального стиля. В статье раскрывается понятие «номинальный стиль» и освещается процесс образования окказионализмов в немецком языке. Определяются основные функции окказиональной лексики в заглавиях экономических статей, а именно: краткая передача информации, выступление в качестве средства художественной выразительности, передача терминов и специальной лексики. Особое внимание уделяется значимости заглавия как элемента газетного текста.
© Чертоусова С. В., 2016