Научная статья на тему 'Особенности конструирования социально значимого события в медиатекстах новостных выпусков телеканала «Дождь»'

Особенности конструирования социально значимого события в медиатекстах новостных выпусков телеканала «Дождь» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
741
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"КОНСТРУИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ СОБЫТИЙ" / "СОЦИАЛЬНЫЕ АКТОРЫ" / "ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОВОД" / "ЦЕННОСТИ"

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Красикова Т. Р.

В статье рассматривается проблема конструирования социально значимых событий на примере медиатекстов телеканала «Дождь». Автор выделяет основные способы и специфику вербальной репрезентации новости, обладающей характеристикой «значимости». Особое место среди них занимает воплощение в тексте информационного повода, социальных акторов, аксиологического компонента, нарратива и визуального ряда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности конструирования социально значимого события в медиатекстах новостных выпусков телеканала «Дождь»»

УДК 070

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМОГО СОБЫТИЯ В МЕДИАТЕКСТАХ НОВОСТНЫХ ВЫПУСКОВ ТЕЛЕКАНАЛА «ДОЖДЬ»

Белгородский

государственный

национальный

исследовательский

институт

Т. Р. Красикова

В статье рассматривается проблема конструирования социально значимых событий на примере медиатекстов телеканала «Дождь». Автор выделяет основные способы и специфику вербальной репрезентации новости, обладающей характеристикой «значимости». Особое место среди них занимает воплощение в тексте информационного повода, социальных акторов, аксиологического компонента, нарратива и визуального ряда.

e-mail:

[email protected]

Ключевые слова: «конструирование социально значимых событий», «социальные акторы», «информационный повод», «ценности».

Передача социально значимых сведений - важная задача средств массовой информации. Именно они призваны сообщать аудитории ту информацию, которая касается ее жизни и адекватного существования в обществе. Однако зачастую событие приобретает статус социально значимого только после самого факта его появления в эфире, на печатной полосе или ленте информационных агентств. В силу специфики работы средств массовой информации и взаимодействия института журналистики с другими социальными институтами нельзя утверждать, что СМИ только лишь отражают события. Массмедиа также конструируют в своих сообщениях повседневную реальность, превращая ее в медиареальность.

Отметим, что под конструированием событий в данной работе мы будем понимать не «материальное производство» фактов реальности и не создание иллюзии происходящего. Конструирование используется нами в качестве эпистемологического понятия, выражающего «когнитивные операции, связанные с коллективным, интерактивным формированием представления о чём-либо, с определением фактов или ситуаций» [2, с. 198]. В этом смысле выражение массмедиа конструируют реальность означает то, что они имеют особое представление о реальности и «сами вынуждены реагировать, приспосабливаться к своим «представлениям», учитывать их в выстраивании собственных коммуникаций» [1, с. 213].

В настоящее время данная тема изучена недостаточно полно, причём наименее изученными являются конкретные способы и особенности конструирования социально значимых событий в журналистских текстах.

События, о которых идет речь в медиатекстах, являются конструктами, то есть производимыми в профессиональном медийном сообществе идеальными объектами, репрезентирующими всё множество достаточно разрозненных фактов, имеющих отношение к некоторой категории (например, «политическое событие», «культурное событие», «спортивное событие»), и существующими в силу того, что представители этого сообщества готовы действовать так, как будто эти объекты существуют в действительности.

Под медиатекстом мы понимаем вид текстов массовой коммуникации (журналистской, РЯ и рекламной), который сочетает в себе информативную и воздействующую функции и формируется из вербальных и медийных компонентов, а также отличается направленностью на конкретную аудиторию, особой модальностью и высокой культуроспецифичностью.

Важно определить особенности построения этих событий и то, что влияет на их формирование в качестве «социально значимых». Под социально значимыми собы-

тиями мы понимаем факты реальности, несущие в себе информацию, представляющуюся важной для широких социальных групп (целевой массовой аудитории СМИ).

Мы исходим из понимания различий между социальной реальностью и медиа-реальностью. Если социальная реальность является объективной данностью для социальных субъектов в аспекте именно интерсубъективных связей, то медиареальность является результатом превращения представлений медийного сообщества о социальной реальности в устойчивые и повторяющиеся репрезентации социального мира, которые в конечном итоге воспринимаются аудиторией как точное отражение действительности. В частности, СМИ формируют так называемую повестку дня - то, что, по мнению массмедиа, должно интересовать всех. Как правило, повестка дня и состоит из социально значимых событий. Как показывают многие ведущие исследователи в области социального конструкционизма (например, П. Бергер и Т. Лукман, П. Бурдье, Н. Луман, Э. фон Глазерсфельд, В. И. Ильин и др.), повестка дня СМИ представляет собой особым образом отобранные факты, которые становятся предметом широкого обсуждения, внимания, переживания, интереса, предпочтения, что задаёт определенный фокус внимания аудитории по отношению к социальной реальности и как следствие - определенные типы поведения аудитории.

Конструирование имеет свои особенности в различных типах медиатекстов, и, по всей видимости, наиболее ярко проявляется в телевизионном тексте, поскольку осуществляется здесь как на вербальном, так и невербальном уровне, как за счет языковых, так и визуальных средств.

В то же время, различные телеканалы, обладая схожим арсеналом «конструирующих инструментов» (язык, образы, техника монтажа, техника плана и т.п.), тем не менее, производят разные повестки дня или же формируют различную степень значимость социальных фактов. В связи с этим остаётся не полностью прояснённым вопрос различий (в том числе в отношении информационной политики редакции) в стратегиях конструирования СМИ социально значимых событий.

В данной статье речь идет о конкретных способах конструирования социально значимых событий в телевизионных новостных материалах. Мы проанализировали более 300 текстов новостных выпусков программы «Здесь и сейчас» телеканала «Дождь».

В исследованном материале мы выделили семь типов событий. Основным критерием их выделения послужил информационный повод, то есть мы обращали внимание на сообщение о произошедшем в реальности.

1. События-происшествия (криминал, чрезвычайные ситуации). Примеры: «На северо-западе Москвы иномарка протаранила машину «скорой помощи», «Трагедия в Альпах. Там погибли российские туристы»;

2. События-конфликт (представляют противоречия между интересами разных социальных групп, отдельных личностей, институтов; отражают нарушения привычного течения общественной или частной жизни). Примеры: «В Германии разгорается новый скандал, связанный с пересадкой органов», «Массовые акции протеста в Стамбуле»;

3. События, в центре которых необычное явление, неординарный поступок, уникальные люди, беспрецедентные действия. Примеры: «Тренером служебных собак украинских пограничников станет пес, который не боится препятствий», «Рэп-бабуся: модные ритмы от финской пенсионерки», «Даже разбогатев, жительница Поднебесной продолжает работать дворником»;

4. События, которые касаются нормативных изменений жизни общества. Примеры: «С Нового года в России ужесточаются правила продажи пива», «Азартных игроков смогут лишать права тратить свои деньги»;

5. События из жизни известных людей, личности которых вызывают общественный интерес («Власти Венесуэлы подтвердили информацию о том, что состояние Уго Чавеса ухудшилось», «Неукрощенному и строптивому Адриано Челентано исполнилось 75»);

6. События, касающиеся действий властей. Примеры: «Владимир Путин открыл в Москве штаб-квартиру Русского географического общества», «Депутаты государственной Думы собрались на первое в новом году пленарное заседание»;

7. Событие-«созидание», касающиеся какого-либо положительного сдвига в развитии общественной системы, прогрессе, положительном явлении в жизни социума. Примеры: «Грузия заинтересована в налаживании отношений с Россией», «Приемные дети находят новый дом в поселке в Калужской области, который был назван в честь сказочного града Китеж».

Как проявляется значимость события в тексте - главный вопрос нашего исследования. Итак, мы определили четыре главных средства, на которые, по нашему мнению, стоит обратить внимание, анализируя социальную значимость события:

1. Подача и обозначение информационного повода, то есть, способы определения на лексическом уровне места события в общей информационной картине и вербальные средства выделения события из общего фактуального ряда;

2. Социальные акторы. У любого медиасобытия всегда есть действующее лицо. Их наличие и, своего рода, показатель качественной работы журналиста и своеобразная неизбежность, поскольку не бывает события, которое не имело бы акторов. Все, что происходит, имеет, фигурально выражаясь, «автора» или «творца». При этом их статус, роль, действия всегда придают событию определенное положение в ряду других социальных практик. В контексте журналистской коммуникации это место, как правило, определяется понятием «значимость»;

3. Аксиологический компонент. Ценности - важный компонент ментальной картины мира человека. Культурные единицы, наделенные особой категорией - «значимостью». В нашем исследовании мы постарались перечислить основные ценности, которые встречаются в изученных текстах ;

4. Нарратив. Особенности повествования, не всегда явные, тоже несут в себе определенную отсылку на значимость события.

Также в качестве вспомогательного фактора мы будем рассматривать визуальный компонент.

Эта методологическая схема применена нами в рамках эмпирического исследования, результаты представим далее.

Итак, далее рассмотрим особенности конструирования социально значимого события на примере новостных текстов телеканала «Дождь»

События-конфликты

В основе таких событий противоречия и споры между разного рода социальными группами и системами: между двумя личностями, личностью и социальной группой, социальной группой и властью, личностью и обстоятельствами.

Отметим, как на уровне репрезентации информационного повода подчеркивается значимость события.

- Номинация конфликта лексемами, которые несут в себе негативный окрас и вызывают ассоциации с противостоянием интересов двух сторон: «тротестная акция», «(манифестация», «<спор», ««скандал», ««протест», ««жалоба».

- Характеристика предмета конфликта в негативных красках: ««...18 корпус, самый невезучий из всех построек в элитном, но недостроенном комплексе» («Дождь», «Здесь и сейчас», 8.01.2013). Частная номинация и устойчивые названия, причем предмет конфликта известен широкой публике уже продолжительное время, у аудитории уже сформировано к нему определенное отношение: ««антисиротский закон», ««ан-тимагнитский закон», ««дело ««Оборонсервиса», «беспорядки на Болотной 6 мая».

- Новый поворот в уже известной конфликтной ситуации: «теперь появились, по-видимому, новые факты в деле», «какие именно обстоятельства открылись не уточняют», ««новые детали появились в скандальной истории», ««набирает обороты скандал»;

- Оценка конфликтной ситуации: «история становится все запутаннее», «это было центральное событие в городе»;

- Субъективные умозаключения журналиста, подчеркивающие масштаб участников конфликта: «Исаев тем самым вступил в заочный спор с десятком деятелей культуры, которые высказались против закона» («Дождь», «Здесь и сейчас», 11.01.2013);

- В основе конфликтного события злободневные проблемы социума: «Люди на улицах требуют у правительства защищать женщин, снизить уровень уличной преступности и ужесточить наказание для насильников вплоть до смертной казни» («Дождь», «Здесь и сейчас», 2.01.2013);

- Систематичность конфликтов: «Интриги и скандалы в театральном мире -не новость. Но вокруг Большого за последние годы их было слишком много» («Дождь», «Здесь и сейчас», 18.01.2013);

- Подача информационного повода начинается с интриги: «В городе Березняки Пермского края небывалое оживление» («Дождь», «Здесь и сейчас», 15.01.2013);

- Ссылка на общественное мнение, которое выступает здесь не участником конфликта, а третьей, нейтральной стороной: «жители возмущены», «против... выступили уже многие общественные деятели»;

- Конфликт между личностями или социальными группами влечет последствия для всех, прежде всего, нормативные изменения в жизни общества. К примеру, как после конфликта между журналистом Владимиром Познером и депутатами Гос-удумы: «...в Кремле якобы отказались от проекта «Закон Познера», который запрещает журналистам с иностранным или двойным гражданством работать на федеральных каналах» («Дождь», «Здесь и сейчас», 10.01.2013);

- Указание на то, что конфликт произошел недавно, что подчеркивает актуальность новости: «Скандал вокруг 14-летнего Максима Каргапольцева разгорелся вчера» («Дождь», «Здесь и сейчас», 10.01.2013).

Социальные акторы репрезентированы следующим образом.

- Посредством указания на масштаб события через обозначение количества его участников: «Более двух тысяч индийских адвокатов отказались защищать мужчин, которых обвиняют в групповом изнасиловании студентки» («Дождь», «Здесь и сейчас», 2.01.2013);

- Социальные акторы, которые, неявно, но признаны справедливой стороной конфликта, те, кто прав. Часто выражены через обобщение: «таксисты», «дольщики», «несостоявшиеся жильцы», «недовольные», «активисты «Архнадзора», «экологи». Представлены они также и посредством обозначения имени и рода деятельности: фигурант Болотного дела Сергей Кривов, оппозиционер Алексей Навальный, челябинский сирота Максим Карагапольцев, участница панк-группы Pussy Riot Екатерина Самуцевич;

- Негативные социальные акторы представлены подобным образом - через обобщение, номинацию и функционализацию: «мэрия Москвы», «чиновники», «депутаты», «полицейские», «местные власти», «городская администрация», бывший губернатор Карелии Андрей Нелидов, депутат от «Единой России» Андрей Исаев. Как видно из примеров, здесь статусы и профессия не предполагают негативной деятельности, однако по утверждениям журналистов именно их носители являются виновниками конфликтных ситуаций. Такие обстоятельства не могут не привлечь внимание аудитории, как наиболее значимые.

Немаловажную роль играет и характеристика социальных акторов, как правило, неоднозначная: «его сторонники известны еще и громкими скандальными акциями» («Дождь», «Здесь и сейчас», 15.01.2013).

Ценностное поле достаточно разнообразно: «семья», «дети», «безопасность», «права человека», «справедливость» составляют основное аксиологическое пространство текстов о данном типе событий.

Нарратив события-конфликта представлен так: рассказ о сути конфликта, редко, когда журналист говорит в подробностях о том, как он развивался. Далее автор уделяет внимание негативным сторонам конфликт и возможному итогу.

Визуальный ряд исключителен для каждого репортажа. Объединяет их то, что кадры в большинстве случаев демонстрируют главных фигурантов конфликта или предмет противоречивой ситуации.

События-происшествия

Данный тип событий достаточно часто появляется в выпусках программы «Здесь и сейчас». Прежде всего, это сюжеты о криминальных инцидентах, чрезвычайных ситуациях, расследованиях, военных конфликтах.

Посмотрим на то, как с помощью репрезентации информационного повода эти события приобретают качество «значимости».

- Номинация события. Лексика, которой журналист называет случившееся, в силу человеческой психологии не может не вызвать внимание аудитории. Как правило, это слова с негативной денотацией или коннотацией: «катастрофа», «гибель», «стрельба», «крушение», «контрнаступление», «военная операция», «коррупция», «убийство»;

- Лексика, которая только усиливает воздействие на аудиторию в сочетании с отрицательной номинацией: «незаконное удержание в плену», «пытали и издевались», «угрозы расправой»;

- Указание на то, что происшествия носят системный характер: «Изнасилования стали серьезной проблемой для Индии» («Дождь, «Здесь и сейчас», 7.01.2013);

- Сообщение о количестве жертв и пострадавших: «...тысячи граждан -в том числе, из Парижа и Лондона - жалуются на тошноту и головную боль» («Дождь, «Здесь и сейчас», 23.01.2013);

- Оценка: «самые громкие уголовные дела», «резонансное уголовное дело»;

- Незаконные действия со стороны должностных лиц. Эти события приковывают особое внимание, поскольку, когда официальные лица становятся фигурантами уголовных дел, это всегда вызывает особое возмущение общественности: «Депутата Госдумы от партии ЛДПР подозревают в незаконной охоте в заповеднике» («Дождь, «Здесь и сейчас», 28.11.2013);

- Вопиющие по своей жестокости, циничности и непредсказуемости преступления: «В Подмосковье несколькими ударами ножом ранена активистка Людмила Га-рифулина ... ей 70 лет, и это уже не первое нападение на пожилую активистку за последние три месяца» («Дождь, «Здесь и сейчас», 24.01.2013);

- Подача информационного повода о некоем происшествии как о нечто привычном, что в сознании аудитории непременно вызывает возмущение и испуг: «нападения на выставки и театры стали уже обычным делом» («Дождь, «Здесь и сейчас», 15.01.2013);

- Начало подводки с интриги: «Следственный комитет займется своими же следователями» («Дождь, «Здесь и сейчас», 15.01.2013);

- Нетипичное чрезвычайное происшествие или неоднозначное по своим причинам: «В Грузии выявили сеть тайных агентов-геев» («Дождь, «Здесь и сейчас», 15.01.2013);

- Образное выражение или сравнение с чем-то ужасающим, что трудно представить в реальной жизни: «Эта история, как ее рассказывает 57-летний врач-нарколог Вячеслав Токаренко, скорее, напоминает некий триллер» («Дождь, «Здесь и сейчас», 14.01.2013);

- Акцент на деталях, носящих устрашающий характер: «В деле Толстых есть такой эпизод: подсудимый выбивал показания у женщины, вставляя ей карандаши между пальцами рук» («Дождь, «Здесь и сейчас», 22.01.2013);

- Указание на реакцию социума: «поднялся резонанс в обществе», «акции протеста из-за гибели изнасилованной девушки не утихают»;

- Подчеркивает важность и место, где произошло событие: «пригород индийской столицы», «в центре Тель-Авива», «Транссибирская магистраль».

Рассмотрим, каким образом репрезентированы социальные акторы.

- Особое место занимает представление тех, кто пострадал в тех или иных инцидентах. Репрезентация при помощи обобщения: «погибшие», «раненые», «жертвы террористов», «невольники», «заложники», «ЛГБТ-активисты», «рабы», «участники пикета», «моряки». А также при помощи номинации и функционализации: «врач-нарколог Вячеслав Токаренко», «пожилая активистка Людмила Гарифулина», «председатель исполкома Национально-демократической партии Владимир Тор»;

- Социальные акторы, находящиеся в положении отрицательных персонажей. Здесь также в первом случае они репрезентированы с помощью обобщения: «исламисты», «мятежники», «боевики», «хулиганы», «подсудимые», «подозреваемые».

Кроме того, используется номинация и функционализация, причем чаще всего с добавлением оценочной лексики: «скандальный российский предприниматель», «эмоциональный Сергей Полонский», «депутат Госдумы», «лидер крупнейшего преступного сообщества в стране», «влиятельный вор в законе», «коронованный царь преступного мира Дед Хасан».

- Отдельно считаем необходимым выделить тех социальных акторов, к которым нет однозначного отношения. С одной стороны, они выступают как виновники какого-либо инцидента и находятся под следствием, с другой стороны, в текстах телеканала «Дождь» они обозначены нейтрально посредством номинации и функционализации: активист «Партии народной свободы» Сергей Кривов, вологодский оппозиционер Евгений Доможиров, Леонид Развозжаев, Сергей Удальцов, оппозиционер Илья Яшин;

- Социальные акторы, к которым уже в обществе сформировано негативное отношение, притом, что используется вполне нейтральная функционализация: «бывшие сотрудники отдела полиции «Дальний».

Ценностная база представлена в первую очередь витальными ценностями -«здоровье», «безопасность», «жизнь», а также моральными аксиологическими единицами «честь» и «достоинство», социальной - «права человека».

Нарратив. Всегда журналист начинает повествование сразу со случившегося, что моментально приковывает внимание зрителя. Далее следует подробное описание инцидента. Затем немалую часть материала автор посвящает анализу причин произошедшего и возможным последствиям и итогам.

Видеоряд состоит из оперативной съемки или записей последствий происшествия. Встречаются и «ассоциативные» кадры.

События, которые касаются нормативных изменений

жизни общества

Как правило, это новости, касающиеся принятия каких-либо законодательных актов или выдвижении правовых инициатив, то есть того, что регулирует и направляет общественную систему.

Рассмотрим специфику репрезентации информационного повода, как социально значимого.

- Журналисты применяют ссылку на беспрецедентность: «Это произошло впервые в истории страны» («Дождь», «Здесь и сейчас», 12.01.2013);

- Указание на наказание, которое грозит нарушившим новый порядок: «На 5 тысяч рублей будут штрафовать автомобилистов, которые зимой ездят на «лысой» резине» («Дождь», «Здесь и сейчас», 11.01.2013);

- Оценка с использованием эмоциональных эпитетов: «Самая, пожалуй, яркая на сегодня инициатива Следственного комитета» («Дождь», «Здесь и сейчас», 15.01.2013);

- Указание на противоречивость, лежащую в основе нормативных изменений жизни общества, их неоднозначное восприятие: «Закон о добровольном тестировании школьников на наркотики, вызвавший уже много критики, сегодня рассматривается в Думе в первом чтении» («Дождь», «Здесь и сейчас», 18.01.2013);

- Лексика, которая указывает на степень и характер изменений, внесенных в жизнь социума: «усиление ответственности», «контроль», «получать разрешение», «ограничить продажу», «собирается лишить», «запретят»;

- Ссылка на мнение общества по вопросу нормативных нововведений: «Сегодня в Мосгордуме вновь рассматривали поправки к Градостроительному кодексу, которые ранее вызвали недовольство граждан» («Дождь», «Здесь и сейчас», 18.01.2013);

- Использование частной номинации при обращении к уже узнаваемым объектам внимания аудитории: «Антитабачный закон», «закон против гей-пропаганды».

Социальные акторы делятся на несколько типов:

- Действующие лица, обозначенные через обобщение: «автомобилисты», «мусульманки», «подростки», «школьники» - все те, кого должны коснуться нормативные изменения, кто является их главным адресатом. Как правило, именно с социальными группами себя и ассоциирует та или иная часть аудитории. Также посредством обобщения репрезентированы и те, кто выступает инициаторами новых законов: «депутаты», «чиновники», «власти», «авторы документа»;

- Также не исключена репрезентация социальных акторов и по конкретным именам и должностям: глава ФМС Константин Ромодановский, премьер-министр Дмитрий Медведев, депутат Елена Мизулина;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Еще одна группа социальных акторов представлена ведомствами, которые либо вносят некие изменения в общественную жизнь, либо также становятся их адресатами: Госдума, Мосгордума, ФСБ, Минюст.

Ценности данной группы не отличаются разнообразием и представлены в основном константами «закон», «безопасность», «здоровье».

Нарративная структура достаточно проста и однотипна. Журналист начинает повествование с особенностей нового нормативного проекта, переходя затем анализу его положительных и отрицательных сторон. Причем негативных аспектов всегда оказывается больше. Как известно, критика приковывает внимание аудитории чаще, чем похвала, что, таким образом, только добавляет новости социальной значимости.

Видеоряд однообразен и состоит чаще из кадров с официальных заседаний законодательных органов.

События, рассказывающие о работе власти

В данном случае информационным поводом становятся действия властей -визиты, заявления, комментарии, проверки, ротации, отставки.

- Включение элементов разговорного дискурса, нетипичные ремарки, нестандартные речевые обороты для новостного медиадискурса: «Бывшем министру культуры Александру Авдееву нашли работу и снова близко к престолу» («Дождь», «Здесь и сейчас», 14.01.2013), «премьер-министр Дмитрий Медведев поставил на место - или, во всяком случае, попытался - анонимных кремлевских политологов» («Дождь», «Здесь и сейчас», 15.01.2013);

- Прямая оценка: «один из главных этапов работы», «начал трудовую деятельность с угрожающего заявления»;

- Избирательность. В традиционных мероприятиях журналисты «переворачивают» информационный повод, акцентируя внимание на острых проблемах или других актуальных событиях. Так, в выпуске программы «Здесь и сейчас» от 7 января 2013

года после основного события - Рождественской службы, авторы сообщают о реакции патриарха Кирилла на «антимагнитский» закон. Используя при этом свой домысел: «Очевидно, отвечая на резкую реакцию в обществе на так называемый «ан-тимагнисткий» закон, патриарх Кирилл в своем обращении заговорил о христианской добродетели усыновления сирот». («Дождь», «Здесь и сейчас», 7.01.2013). Однако, на самом деле, в речи патриархаоб этом законе не упоминалось. Отметим, также, что подобное явление в конструировании социально значимого события, определенное нами как «избирательность» граничит с понятием манипулирования;

- Выдвижение вместе с официальной версией случившегося неофициальной: «Депутат Александр Сидякин снят с должности координатора Общероссийского народного фронта по Приволжскому федеральному округу, официальная версия - в рамках плановой ротации... Неофициальная версия заключается в том, что Сидякина наказывают за неожиданное упрямство» («Дождь», «Здесь и сейчас», 15.01.2013);

- Часто использование лексемы «все-таки» в подаче информационного повода: «Глава Дагестана Магомедсалам Магомедов все-таки ушел» («Дождь», «Здесь и сейчас», 28.01.2013);

- Действия властей, которые предопределили положительный исход дела для особой социальной группы: «Больных детей с Крестовского острова перевозить не будут. Власти отказались от первоначального проекта переместить онкологический центр и освободить бывшую номенклатурную 31-ю больницу для нужд судей верховного и арбитражного судов» («Дождь», «Здесь и сейчас», 23.01.2013).

Социальные акторы репрезентированы следующим образом.

- Через номинацию и функционализацию: лидер «Справедливой России» Сергей Миронов, исполняющий обязанности главы Подмосковья Андрей Воробьев, госсек США Хиллари Клинтон;

- Посредством обобщения: «депутаты», «дипломаты», «власти», «граждане», «активисты из «Новой газеты».

Аксиологический компонент представлен следующими ценностями: «профессионализм», «безопасность», «общественное мнение», «дипломатические взаимоотношения», «дети», «окружающая среда».

Нарратив. Журналист сообщает о каком-либо действии власти. Как правило, его цель направлена на решение конкретной проблемы. Однако далее журналист рассказывает о том, что не все можно исправить одним волевым решением либо само это решение не столь эффективно.

Видеоряд представлен кадрами с официальных мероприятий должностных лиц.

События из жизни известных людей

Сразу отметим, что в этом случае в основе информационного повода не только события, связанные с чьей-либо персоной - этот тип значительно расширяется, прежде всего, за счет добавления событий, где на месте известной личности популярные бренды, компании, кинопремии, фестивали, фильмы.

Есть и еще одна особенность. В новостях первого канала знаменитость интересна односторонне - исключительно как личность. Ситуация с «Дождем» несколько иная. Здесь та или иная персона оказывается в центре внимания в процессе своего взаимодействия с обществом.

В данном случае интерес представляют несколько групп публичных людей и известных марок.

Во-первых, те, кого мы в предыдущем параграфе обозначили как «любимцев публики» - актеры, музыканты, режиссеры и т.д. Отличие в том, что в программе «Здесь и сейчас» они выставлены зачастую в отрицательном свете.

Во-вторых, те, кто уже имеет отрицательное отношение социума, совершив противозаконный или безнравственный поступок.

В-третьих, личности, которые можно назвать «жертвами режима» - те, кто в силу каких-либо причин преследуется властью или уже находится в заключении. При этом, по мнению журналистов телеканала, все обвинения этих персон в нарушении закона абсолютно несправедливы.

В-четвертых, предметом интерес становятся, как уже было отмечено, известные бренды, фильмы, компании.

Рассмотрим, как в данном типе событий были использованы средства конструирования социально значимых событий в репрезентации информационного повода.

- В основе информационного повода - обличающее событие на грани сенсационности. Когда некая личность совершает вопиющий по своему характеру поступок: «В УоыТиЪе» появился второй фильм, разоблачающий российского премьера как предателя интересов России» («Дождь, «Здесь и сейчас», 30.01.2013);

- Указание на некую важную особенность, черту: «Наверное, история была бы вполне традиционной, если бы не одна деталь», «пикантности это истории добавляет то...»;

- Раскрывая информационный повод, журналист начинает с интриги, которая не просто приковывает внимание аудитории, но и подчеркивает важность события: «Российская Федерация обрела нового гражданина» («Дождь, «Здесь и сейчас», 3.01.2013);

- Прямая оценка личности, зачастую, подчеркивающая ее значимость в истории: «Его путь оказался не менее загадочным и захватывающим, чем и вся жизнь» («Дождь, «Здесь и сейчас», 19.01.2013);

- Говоря о негативных событиях в жизни знаменитой персоны, журналисты обозначают и отрицательные их последствия: «Теперь известному политику грозит до 10 лет тюрьмы» («Дождь, «Здесь и сейчас», 18.01.2013);

- «Настраивает» зрителя на восприятие события как значимого и такой прием как «предварение». Журналист не сразу обозначает информационный повод, но в первой фразе тексте уже дает ему характеристику: «Все-таки не все события из театральной сферы такие неприятные, как случаи с Сергеем Филиным и Кириллом Серебренниковым» («Дождь, «Здесь и сейчас», 18.01.2013);

- Возможные события в жизни известных людей, обладающие чертами исключительности и оставляющие много вопросов о причинах произошедшего: «Никита Джигурда скоро станет французом» («Дождь, «Здесь и сейчас», 9.01.2013), «Министр иностранных дел Сергей Лавров в шаге от клейма «иностранный агент» («Дождь, «Здесь и сейчас», 10.01.2013);

- Значимым информационным подом становится и нарушение закона, как в отношении известной личности, так и ею самой, а также частная жизнь, никак не связанная с профессиональным долгом: «Сегодня в интернете появился фотоотчет о том, как проводит каникулы вице-премьер Владислав Сурков» («Дождь, «Здесь и сейчас», 17.01.2013);

- Важность информационного повода подчеркивается подачей основных фактов как противоречивых и странных: «...там вместо губернатора - по данным «Ы/еЫеюэ» - оказался некий человек по фамилии Петросян, якобы бизнесмен» («Дождь, «Здесь и сейчас», 8.01.2013);

- Прямое указание на то, что кто-то вывал на себя интерес общественности: «оказался в центре внимания», «журналисты действуют очень внимательно, отслеживая каждый его шаг»;

- Обновления, новинки в деятельности компаний, которые касаются самой широкой аудитории: «Производители «яблочной» продукции вот-вот должны выпустить еще один новый ¡РИоие. На этот раз - бюджетный вариант» («Дождь, «Здесь и сейчас», 9.01.2013);

- Оценка изменений в деятельности известного бренда: «Для компании, которая провозглашает мировое господство частью своей стратегии, это серьезный шаг» («Дождь, «Здесь и сейчас», 8.01.2013).

Социальные акторы.

- Оригинальная интерпретация или частная номинация: «теперь уже нефранцузский актер» (о Жераре Депардье), «лоббист» (о Сергее Лаврове), «<завоеватели» (о компании «МакДональдс»), «последний беспартийный губернатор» (о Никите Белых);

- Указание на вес в обществе: «<гигант мирового фаст-фуда»;

- Привлечь внимание аудитории помогает и прием иронии в обозначении личности человека: «<известный мордовский актер Жерар Депардье»;

- Номинация по имени персоны, группы или названию компании/бренда: Юрий Башмет, Игорь Холманских, Барак Обама, PussyRiot, Apple, iPhone, Boing, ««Аэрофлот». Эти люди и организации не нуждаются в каком-либо особом представлении. Их имена привлекают внимание благодаря их известности;

- Вместе с тем встречается и номинация, совмещенная с функционализацией. Таким образом, еще больше подчеркивается особый статус личности или же журналисты напоминают так аудитории, чем знаменит их герой: миллиардер и лидер партии «<Гражданская платформа» Михаил Прохоров, королева Нидерландов Беатрикс, депутат и боксер Николай Валуев;

- Достаточно редко встречается оценочная номинация: ««выдающаяся кинопремия ««Золотая малина», ««пятый по размерам кассовых сборов фильм 2012 года», ««мировая премьера».

Нарратив. Для начала журналист обозначает информационный повод. Новость может быть исключительной по своим фактам или вполне вписывающейся в «традиционную» информационную картину. Однако затем автор повествует о неком «повороте» в данном событии, как бы говоря своей аудитории, что не все так просто в личности известного человека или в деятельности какой-либо компании.

Ценностное поле данных текстов достаточно разнообразно и представлено следующими аксиологическими единицами: «здоровье», «права человека», «помощь», «справедливость», «доброе имя», «вклад в развитие культуры», «заслуги перед страной».

Визуальный ряд. Большую часть видеоряда составляют кадры из известных кинофильмов, также записи встреч известных персон с публикой, выступления перед зрителями или общения с журналистами. Отметим, что подчас публику мы видим ликующей, что только подчеркивает общественную важность статуса той или иной личности. Значимости добавляет демонстрация эксклюзивных кадров, представляющих частную жизнь знаменитости. В случае с коммерческими компаниями журналисты используют их узнаваемые логотипы и рекламные ролики.

Событие-«созидание»

Здесь также речь идет о событии, которое отражаетположительный сдвиг в развитии общества, некий прогресс, позитивный скачок.

В новостных выпусках телеканала «Дождь» данный тип событий встречается достаточно редко.

Рассмотрим, как здесь происходит конструирование социально значимых событий на уровне репрезентации информационного повода.

- Указание на признание на международном уровне: ««Три российских астронома-любителя получили международную премию Вильсона за открытие комет» («Дождь», «Здесь и сейчас», 30.01.2013)

- Указание на то, что событие вызывает интерес: ««Собралось несколько сотен журналистов, были даже коллеги с азиатских и европейских телеканалов» («Дождь», «Здесь и сейчас», 25.01.2013);

- Указание на время, когда что-то произойдет, будет реализовано. Как правило, это ближайшая дата: ««Скоро при министерстве создадут управление культуры, которое будет заниматься солдатским досугом» («Дождь», «Здесь и сейчас», 25.01.2013);

- Что-то происходит впервые, то есть имеет в своей основе беспрецедентность: «<В Госдуме был представлен проект создания первого православного духовно-просветительского экологического центра» («Дождь», «Здесь и сейчас», 29.01.2013);

- Использование глаголов с соответствующим «<оттенком созидания», преимущественно в будущем времени: «(создадут», ««поставит», ««появится»;

- Номинация предмета, о котором идет речь в сочетании с прилагательным «новый»: ««новое управление культуры», ««новые подразделения», ««новое министерство», ««новая партия», ««новая госкорпорация».

Репрезентация социальных акторов не отличается разнообразием. Отметим, что в основном это известные люди. Представлены они посредством номинации и функционализации: министр Сергей Шойгу, американский режиссер Джей-ДжейАбрамс, послы Олимпиады Татьяна Навка, Илья Авербух.

Ценностное поле тоже не отличается разнообразием. Основные аксиологические единицы: «победа», «доступность»,«новизна».

Нарративная структура также однообразна. Журналист повествует о начале чего-то нового, описывает его обусловленное появление.

Визуальный ряд достаточно разнообразен, так как эти события подтолкнули журналистов в данному типу событий.

События уникальные

Журналисты телеканала «Дождь» рассказывают о необычных явлениях и беспрецедентных событиях. Однако, в отличие от текстов «Первого канала», здесь вся уникальность зачастую может быть продиктована лишь субъективной интерпретацией авторов. Факты, которые нельзя отнести кисключительным выдаются за нечто нетрадиционное.

Информационный повод основан на том, что может привлечь и заинтересовать аудиторию.

- Беспрецедентность в общественных событиях. Здесь нет ничего сверхъестественного, однако подобного ранее не происходило: ««Новая газета» собрала 100 тысяч подписей за роспуск Госдумы» («Дождь, «Здесь и сейчас», 10.01.2013) или ««Впервые за 112 лет корона дома Оранских Нассау будет водружена на голову мужчине» («Дождь, «Здесь и сейчас», 29.01.2013);

- Нетривиальная оценка беспрецедентного факта: ««кто-то назвал это предложение фашистским», ««сенсационные заявления»;

- Нестандартная номинация главного героя или предмета, связанного с необычным событием: ««дом №161, который не даст россиянам забыть о своем президенте» («В Зеленограде появился дом имени Путина», «Дождь, «Здесь и сейчас», 9.01.2013);

- Часто встречающаяся лексема «неожиданно», подчеркивающая нестандартность случившегося: «Сегодня полпреда президента на Урале больше заботили другие события. А именно - танк, который неожиданно выехал на улицы родного для Холманских Нижнего Тагила» («Дождь, «Здесь и сейчас», 28.01.2013).

Кроме того, журналисты ссылаются на общественный резонанс: ««газеты и бло-геры активно обсуждают»; указывают прямо: «весьма необычное явление»; оценивают факты: ««самое пикантное», ««историческая для КНДР поездка».

Социальные акторы делятся на два типа: известные люди и самые обычные жители страны. Средства, с помощью которых они репрезентированы достаточно скупы: в основном это номинация и функционализация (экс-губернатор штата Нью-Мексико Билл Ричардсон, мультипликатор Юрий Норштейн, оппозиционер Алексей Навальный; председатель домового комитета Геннадий Давыдов).

Аксиологическое поле текстов о рассматриваемом типе событий строится в основном вокруг следующих ценностных единиц: «здоровье», «общественное мнение», «закон», «права человека».

Нарратив. Здесь в отличие от текстов «Первого канала» акцент с действий какого-либо человека смещается на явление: общество живет своей жизнью, когда однажды происходит нечто не вмещающееся в привычные рамки. Необычное явление в этом случае не разовое «действие», а то, что меняет социум, если не навсегда, то точно надолго.

Визуальный ряд разнообразен и исключителен для каждого события. Примечательно, что в сюжетах о данных событиях не всегда показаны кадры именно того, о чем идет речь. По всей видимости, именно из-за того, что данные записи сделать или приобрести редакция не смогла. Многое проговаривается журналистом в кадре или с использованием «похожих» кадров. К примеру, сообщая о том, что «Новая газета» собрала 100 тысяч подписей в поддержку роспуска Госдумы, показаны кадры заседания этой нижней палаты российского парламента по абсолютно другому вопросу.

Выводы

Материальным продуктом процесса конструирования выступает медиатекст. Именно он является результатом «соединения» повестки дня, актуальной проблемы, запросов аудитории. Используя возможности медиатекста - вербальные или/и визуальные, журналист имеет возможность создавать особое пространство - медиареаль-ность. Особенно в этом аспекте интересен телевизионный текст, поскольку он соединяет в себе все основные уровни конструирования.

Важно, что именно социально значимые события становятся предметом медиа-текста. Черты такого события стандартны для любого типа СМИ. К ним относят бес-прецедентность, способность вызвать общественный резонанс, масштаб события, количество участников, эксклюзивность, необычность происходящего, персонифициро-ванность, наличие противоречия, изменения в конвенциональных правилах, положительный сдвиг в общественном развитии. Все перечисленные черты нашли свое подтверждение и в нашей работе в части эмпирического исследования.

Обращаясь к специфике конструирования социально значимых событий, важно обратить внимание на то, что этот аспект имеет место сразу на нескольких уровнях ме-диатекста. Во-первых, на вербальном. Здесь стоит отметить, журналисты часто обращаются либо к стандартам новостного дискурса, либо новаторским способам выделения новости как значимой (сюда можно, отнести, к примеру, использование оценочно-эмоциональной лексики). Во-вторых, аспект конструирования наблюдается на визуальном уровне медиатекста. В этом случае значимость автор текста представляет определенные фрагменты действительности посредством «картинки». Документальные кадры с места событий или видео-эксклюзив всегда приковывают внимание зрителя.

Список литературы

1. Антоновский А. Ю. Массмедиа - трансцендентальная иллюзия реальности? / А. Ю. Антоновский // Н. Луман. Реальность массмедиа. - М.: Канон+, 2012. - С. 213

2. Кожемякин Е. А. Самореференция как дискурсивная операция массмедиа // Дискур-сология: язык, общество, культура. - № 1 (39). - Луганск, 2014. - С. 198.

CONSTRUCTION OF SOCIALLY SIGNIFICANT EVENTS IN MEDIA NEWSCASTS

OF THE TV CHANNEL "DOZHD"

The paper presents the problem of constructing the socially significant events with mediatexts TV channel «Dozhd». The author gives basic ways and features verbal representation of significant news. The main of them are representation of agenda, social actors, values, narrarive and video set.

Keywords: construction of socially significant events, social actors, agenda, values.

T. R. Krasikova

Belgorod National Research University

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.