УДК 316
Асатурова Лариса Леонидовна
аспирант. Санкт-Петербургский государственный университет [email protected]
Larisa L. Asaturova
graduate student. Saint-Petersburg State University [email protected]
Особенности Features of
КОНСТРУИРОВАНИЯ MASCULINE IDENTITY
МАСКУЛИННОЙ CONSTRUCTION
ИДЕНТИЧНОСТИ В IN THE VIRTUAL SPACE
ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Аннотация. Цель данной статьи заключается в обосновании существования феномена виртуальной маскулинной идентичности, под которым мы понимаем особый тип маскулинности, обретающий смысл в виртуальном пространстве. Виртуальная маскулинная идентичность конструируется на пересечении использования различных стратегий, способов и механизмов. Нами представлены результаты проведения экспертных интервью с представителями 3 сфер: виртуальной, медийной, научной, в ходе которых анализируется поведение мужчин-пользователей Интернета. Мнения экспертов подтверждают нашу гипотезу о существовании виртуальной маскулинной идентичности как особого конструкта, ограниченного рамками виртуального взаимодействия.
Ключевые слова: маскулинность, виртуальная маскулинная идентичность, гендер, экспертное интервью, интернет, виртуальное пространство, виртуальное взаимодействие, социальные сети, СМИ.
Annotation. The goal of the current paper is to prove the existence of the phenomenon of virtual masculine identity, by which we mean a special type of masculinity that is becoming significant in the virtual space. Virtual masculine identity is constructed on the intersection of the use of different strategies, methods and mechanisms. We present the results of the expert interviews representing three areas: virtual, media and scientific, in which the behavior of men, users of the internet, is being analyzed. Due to the opinions of the experts, our hypothesis of the existence of virtual masculine identity as a special construct limited by the frames of virtual interaction is verified.
Keywords: masculinity, virtual masculine identity, gender, expert interview, internet, virtual space, virtual interaction, social network sites, mass media.
Использование современных информационнокоммуникационных технологий расширяет границы повседневного опыта, внося коррективы в установленные социумом схемы, стереотипы и стандарты поведения, границы восприятии, механизмы идентификации и самопрезентации людей. Участвуя в процессе виртуального взаимодействия, пользователи Интернета конструируют идентичность, на которую влияют как внутренние личностные аспекты индивида, так и внешние факторы, в роли которых выступают задаваемые вебсервисами границы. Виртуальная идентичность, по мнению Горошко Е.И., является еще менее стабильной и зафиксированной, чем идентичность реальная, что обусловлено факторами анонимности и безграничности коммуникативного пространства Интернета. Интернет не только меняет наши представления о гендере в целом, но и способствует проведению экспериментов с ним как с маской, перформансом [1].
Мы полагаем, что в интернет-пространстве фор-
мируется особый тип виртуальной маскулинной идентичности, который представляет собой собирательный концепт, конструирующийся на пересечении использования различных способов, механизмов, образов, характеристик. В целях верификации данной гипотезы мы обращаемся к результатам экспертных интервью, проведенных с представителями трех сфер: виртуальной (Р1, Р2, Р3), медийной (Р4) и научной (Р5). Выбор экспертов обусловлен следующей логикой. Представитель интернет-пространства, администратор тематических мужских сообществ в социальной сети предлагает взгляд изнутри на проблему конструирования виртуальной маскулинной идентичности, на которую определенным образом оказывают влияние информационные и тематические ресурсы сообществ. Представитель области медиа, журналист непосредственно вовлечен в процесс конструирования образа мужчины, транслируемого медиа-ресурсами. Наконец, представитель научной сферы, исследователь, склонен представить объективный взгляд со стороны на проблему, оце-
13
нить состояние и развития феномена виртуальной маскулинной идентичности. Для начала рассмотрим ситуацию конструирования виртуальной маскулинной идентичности «изнутри».
Тематические мужские сообщества, создаваемые в пространстве социальной сети «Вконтакте», ориентированы на достижение двух целей: персональной, при которой административная деятельность сетевых агентов выступает в качестве времяпрепровождения, и материальной, выраженной в получении прибыли: «Изначально просто для хобби, со временем паблик стал развиваться и я начал получать доход с него; также с помощью него раскручиваю свои магазины (интернет реклама)» (Р2). Финансовые интересы администраторов являются условием выстраивания логики функционирования сообществ: публикуемый контент, которым наполняется сообщество, ориентирует его участников не только и не столько на поглощение текстового и визуального материалов, предлагающих образ «настоящего» мужчины, но и на приобретение и потребление тех или иных рекламируемых материально-вещных атрибутов и услуг, сопутствующих транслируемому мужскому образу.
С точки зрения одного из респондентов, мужчина, участник виртуальных мужских сообществ, обладает критическим мышлением, чувством меры и вкуса, что позволяет ему из огромного потока навязываемой информации выбирать именно те компоненты, которые в большей степени ему соответствуют: «Он (мужчина) должен быть самодостаточен в своём мнении и вкусах, и сам определить для себя, что ему нравится и какая информация может оказаться полезной или интересной» (Р1). Виртуальные сообщества в лице администратора выстраивают рамки и задают границы формирования образов, предоставляя затем мужчине право выбора определенного типа идентичности из представленных вариантов: «Я всё-таки даю выбор, а люди пусть сами эту информацию вписывают в свои ориентиры, но конечно я понимаю, что когда я ставлю какие-то мотивационные вещи в паблик, они могут кому-то повысить дух и помочь» (Р1).
Согласно мнению администратора другого сообщества, образ мужчины в сообществе формируется через набор маркеров, определяющих его сферу интересов: «Интерес мужчин в социальной сети достаточно прост: девушки, машины, мотивирующие слова, оружие, диеты, фитнес, упражнения» (Р2). При этом сам мужчина, потребитель тематического контента сообщества, имеет расплывчатый образ. Наличие набора тех или иных поведенческих и личностных характеристик не является подтверждением или отрицанием маскулинного статуса индивида: мужчина сам определяет, настоящий он или нет, в зависимости от специально заданных условий: «Если ему не мешают какие-то недостатки, то он является «настоящим» (Р2).
Наконец, позиция последнего из экспертов - администраторов рисует образ мужчины, который, с одной стороны, ограничен определенными кри-
териями соответствия зафиксированному идеалу, а с другой, обладает разными типами идентичности: «Мужчины бывают разные. Кто-то смел, кто-то замкнут. Настоящий мужчина должен быть защитником своей семьи, быть стильным, быть в форме, стараться быть независимым» (Р3).
Социальная сеть в целом и создаваемые в ней тематические сообщества выступают конструктором образов, которые мужчины потребляют и переносят на уровень повседневной социальной реальности: «Я считаю, что социальная сеть и подобные группы непосредственно влияют на формирование человека в реальной жизни» (Р2). Повседневная жизнь помещает мужчин в ситуацию однозначности, ставя перед необходимостью выстраивания маскулинности, либо относительно женщин, либо в ситуациях взаимодействия с другими мужчинами в целях демонстрации, подтверждения и соответствия маскулинному статусу [2]. Принадлежность к виртуальной реальности дает возможность пользователям чувствовать себя более уверенно и защищенно, не ставя перед ними задачу выставления напоказ и проверки факта наличия своей маскулинности: «Мужчины в интернете ведут себя более уверенно, чем при встрече в реальности. То есть в интернете они могут спросить все что угодно, поговорить на любые темы, а при встрече идти молча» (Р3).
С точки зрения представителя сферы медиа, журналиста, СМИ выступают масштабным инструментом конструирования образов, наполнения их особым смысловым содержанием в целях дальнейшей трансляции широкой аудитории. Используя в качестве примера фигуры представителей популярной культуры, СмИ ориентируют мужчин на подражание знаменитостям, акцентируя в их облике те или иные характеристики, которые расцениваются как обязательные, непременно соответствующие образу настоящего мужчины: «Обсуждая поступки «достойных мужчин» в голливудской среде, любому СМИ легче избежать назидательного тона. Тем не менее, образ при этом подходе формируется в столь же жестких рамках» (Р4). Конструирование мужского образа осуществляется через связь с женской фигурой, наличие которой позволяет мужчине остепениться и проявить свои лучшие, до поры до времени дремавшие, черты: «Многие мужчины высоко оценены по шкале маскулинности лишь на том основании, что они бросили (это активно подчеркивается) разгульную жизнь и женились на своей дав-ней/забеременевшей подруге» (Р4).
Социальные сети позволяют мужчинам конструировать маскулинность посредством контента, которым они наполняют свои персональные профили: визуальные изображения, тематические сообщества, статусы и изречения. Визуальный ряд изображений, который формирует маскулинный образ в социальных сетях, будет включать в себя: интригующий портрет на фоне узнаваемых достопримечательностей, изображение пользователя со «статусным» объектом (дорогой автомобиль, мотоцикл), обладание атрибутами мужественности (оружие). Список сообществ, в которых состоит
14
мужчина, поддерживает его анонимность и автономность, что исключает принадлежность к персонифицированным группам, и подчеркивает индивидуальность: «Никаких «Политех выпуск 2006 группа 345», а лишь сообщества по интересам, подчеркивающим циничный юмор, смелость и дерзость пользователя» (Р4). Соответствующий набор сообществ будет являться отражением виртуальной маскулинности пользователя, конструируя и транслируя именно тот образ, с которым пользователь хочет идентифицироваться в пространстве социальной сети. Наконец, статусы, размещаемые на странице персонального профиля в социальной сети, отражают как тип мировосприятия, систему ценностей и интересов, так и склонны подчеркивать маскулинность своего владельца: «Ну а статусы могут быть прямой декларацией маскулинности. Либо цитата из Хемингуэя или Прилепина, либо собственное ко-роткое и экспрессивное высказывание» (Р4).
Согласно позиции представителя научной сферы, интернет выступает особым автономным пространством, существующим по своим законам, правилам и придерживающийся определенной логики развития: «Если говорить о превращении интернета в своеобразную социальную реальность, то это мир самодостаточный, по своим законам развивающийся» (Р5). Особый характер данного виртуального пространства, с одной стороны, отодвигает на периферию проблему гендерной самоидентификации пользователей, а с другой, позволяет ее актуализировать, если такая потребность возникает: «Если признать, что интернет развивается по логике самостоятельной формы реальности, то, скорее всего, либо в результате проецирования из оффлайн, либо в результате решения собственных задач проблема гендерной самоидентификации в определенный момент становится важной. В результате интернет ее (гендерную идентификацию) тоже начинает актуализировать, выпячивать, фокусировать» (Р5).
Литература:
1. Горошко Е.И. Коммуникативная виртуальная идентичность : гендерный анализ. Филологические заметки: Пермь, Скопье, Любляна, Загреб.2009. Перм. Гос. Ун-т. Вып. 7. Ч. 2. С. 93-105 URL: http://www.textology.ru/article.aspx?aId=221
2. Киммел М. Маскулинность как гомофобия: страх, стыд и молчание в конструировании гендерной идентичности. Наслаждение быть мужчиной: западные теории маскулинности и постсоветские практики; под ред. Бёрд Ш., Жеребкина С. СПб. : Алетейя, 2008. C. 38-57.
Маскулинность в интернете возникает, конструируется как потребность: мужчина в интернете обретает маскулинную идентичность не по факту того, что он является мужчиной в социальной реальности, а в случаях, когда ему становится важно проявить, выразить и подтвердить свою идентичность: «В той реальности, которую мы называем виртуальной, если самоидентификация возникает как потребность, то тогда и маскулинность будет виртуальной и будет развиваться по законам той реальности» (Р5). До момента создания специальных условий необходимость в проявлении маскулинности не имеет критически важного значения.
На процесс конструирования виртуальной маскулинности будут влиять существующие у пользователей представления о предназначении, особенностях мужчин и женщин, сформированные в процессе гендерной социализации: «Поскольку в семье сформированы представления о том, кто есть кто, что значит быть мужчиной, что значит быть женщиной, как следует вести себя одному, как не следует вести другому, это и становится внешним фактором, но фактором ментального характера. Гендерная стереотипизация, гендерная социализация, продуктом которой являются гендерные стереотипы - это и становится внешним фактором, влияющим на поведении мужчин в интернете» (Р5). Гендерные стереотипы, формируясь на уровне повседневности, переносятся затем в сферу виртуального взаимодействия, формируя основу тематических сообществ, которые задают вектор трансляции образа мужчины.
Таким образом, итогом данной работы является подтверждение гипотезы о существовании особой формы маскулинной идентичности, обретающей смысл и существование в пространстве виртуального взаимодействия. Феномен виртуальной маскулинной идентичности требует дальнейшего научного изучения и осмысления.
Literature:
1. Goroshko E.I. Communicational virtual identity: gender analysis // Philological notes : Perm, Skopje, Ljubljana, Zagreb. 2009. Perm State University. Issue 7. Part 2. P. 93-105 URL: http://www.-textology.ru/article.aspx?aId=221
2. Kimmel M. Masculinity as homophobia: fear, shame and silence in the construction of gender identity. Enjoyment of being a man : west theories of masculinity and post soviet practices; under the edition of Bird S., Zherebkin S. SPb. : Aleteya, 2008. P. 38-57.
15