УДК 342
DOI 10.23672/У7989-3307-6807-1
Маринова Светлана Шамилевна
кандидат исторических наук, доцент,
доцент кафедры
государственно-правовых дисциплин, Средне-Волжский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России) [email protected]
Svetlana Sh. Marinova
Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Associate Professor State and Legal Disciplines, Average and Volga Institute (branch) the All-Russian State University of Justice (RPA of the Ministry of Justice of the Russian Federation) [email protected]
Яворская Светлана Анатольевна
кандидат исторических наук, доцент,
доцент кафедры гражданского права, Средне-Волжский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России) [email protected]
Svetlana A. Yavorskaya
Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of Civil Law, Average and Volga institute (branch) the All-Russian State University of Justice (RPA of the Ministry of Justice of the Russian Federation) [email protected]
Особенности конституционного
судопроизводства в российской федерации: анализ законодательства и практики
Features of constitutional
court proceedings in the russian federation: analysis of legislation and practice
Аннотация. Конституционное судопроизводство имеет свои отличительные особенности наряду с другими видами производств действующих в Российской Федерации. Авторы статьи анализирую конституционное судопроизводство исходя из действующего законодательства и сложившейся практики вытекающей из деятельности Конституционного Суда РФ при осуществлении конституционного контроля.
Ключевые слова: конституционный контроль, конституционное судопроизводство, Конституционный Суд Российской Федерации, судебная деятельность, конституционные виды производств.
Annotation. Constitutional legal proceedings have their own distinctive features along with other types of proceedings operating in the Russian Federation. The authors of the article analyze the constitutional proceedings based on the current legislation and current practice arising from the activities of the constitutional Court of the Russian Federation in the exercise of constitutional control.
Keywords: Constitutional control, constitutional proceedings, the constitutional Court of the Russian Federation, judicial activity, constitutional types of proceedings.
Конституционное судопроизводство в России самый молодой вид процессуального производства судебной власти, осуществляемый Конституционным Судом Российской Федерации. Как вытекает из части 1 статьи 118 Конституции РФ конституционное судопроизводство является самостоятельной судебной процессуальной формой, наряду с гражданским, арбитражным, административным и уголовным судопроизводством. Наряду с другими видами производств, конституционное судопроизводство регламентируется Федеральным конституционным законом от
21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» [1], а не отдельным процессуальным кодексом наряду с ГПК, АПК, кАс, УПК. Это обстоятельство породило, что Конституционный Суд РФ может сам самостоятельно создавать процессуальные прецеденты.
Одной из главных отличительных особенностей конституционного судопроизводства в отличие от иных видов судопроизводства является ярко выраженный публично-правовой характер. Конституционный Суд РФ обеспечивает наивысшую
форму судебной защиты, обеспечивает единство правотворческой и правоприменительной и судебной практики.
Специализированные институты судебного конституционного контроля существуют во многих странах мира. Опыт работы каждой модели конституционного контроля был положен в основу выбора оптимальной модели конституционного правосудия в Российской Федерации.
Основными целями деятельности конституционного правосудия являются в первую очередь защита основ конституционного строя, защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение прямого действия и верховенства Конституции РФ на всей территории нашего государства.
Для конституционного судопроизводства установление фактических обстоятельств дела не является решающим вопросом как это принято в гражданском, арбитражном, уголовном, административном виде производств. Основным вопросом судебного разбирательства занимают вопросы права, сверяются акты органов власти с Конституцией РФ и ее основными принципами. Этим обеспечивается единство правового пространства и верховенство Конституции РФ.
Еще одной специфической особенностью в конституционном судопроизводстве является отсутствие инстанционности. Конституционные (уставные) суды действующие в субъектах РФ, на сегодняшний день, таких судов 16 (3 уставных и 13 конституционных судов субъектов РФ) не являются ниже стоящими судами перед Конституционным Судом РФ. Конституционные (уставные) суды относятся к судам субъектов РФ и осуществляют конституционный контроль на территории конкретного субъекта, самостоятельно выносят решения, которые не подлежат пересмотру и не могут быть отменены Конституционным Судом РФ.
В качестве отличительной особенности можно выделить и то, что согласно ст. 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» [1] решение Конституционного Суда РФ окончательно и не подлежит обжалованию, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Более того юридическая сила постановления Конституционного Суда Российской Федерации о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта. Это позволяет говорить о том, что решения Конституционного Суда РФ не могут быть пересмотрены ни каким другим органом государственной власти в Российской Федерации.
Согласно статье 125 Конституции РФ и статье 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» выделяют следующие виды производств в Конституционном Суде РФ:
1) о толковании Конституции Российской Федерации;
2) о соответствии Конституции Российской Федерации нормативных актов соответствующих органов государственной власти и договоров между ними ;
3) о соответствии Конституции Российской Федерации не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;
4) о конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан;
5) о конституционности законов по запросам судов;
6) по спорам о компетенции между соответствующими органами государственной власти;
7) о возможности исполнения решений межгосударственного органа по защите прав и свобод человека;
8) о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. На сегодняшний день данный вид производства пока не применялся в работе Конституционного Суда РФ.
Ранее в компетенцию Конституционного Суда входила и проверка конституционности деятель-н ости политических партий и других общественных объединений, включая проверку конституционности решений и действий глав субъектов РФ.
Исключение из полномочий Конституционного Суда на наш взгляд является не совсем обоснованным со стороны законодателя. По мнению некоторых ученых это был больше политический жест. На наш взгляд Конституционный Суд РФ должен оставаться вне политики, для наиболее эффективного конституционного контроля.
Нужно отметить, что в случае вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» [2] полномочия Конституционного Суда РФ будут расширены и значительно углублены отдельные виды производств. В частности предусматривается, что Конституционный Суд РФ в порядке, установленном федеральным конституционным законом, проверяет:
а) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан - конституционность законов и иных нормативных актов (федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Феде-
рации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации), примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты;
б) по запросам судов - конституционность законов и иных нормативных актов, подлежащих применению в конкретном деле.
Нужно отметить, что перечень нормативно правовых актов, конституционность которых может быть обжаловано в Конституционном Суде РФ давно нуждалось в реконструкции.
Так же примечательно, что расширяется такой вид производства как дача заключения по запросу Совета Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления не только в отношении Президента Российской Федерации, а так же Президента прекратившего исполнение своих полномочий.
За период с 1995 г. по 30.04.2020 г. Конституционный Суд РФ вынес следующие постановления по отдельным видам производств согласно ст. 125 Конституции РФ (табл. 1.) [3].
Таблица 1
Период 1995-2019 гг. 01.01-30.04 2020 г.
Всего 602 22
В том числе В порядке ст. 125 Конституции РФ 2 -
В порядке ч.2 ст.125 71 -
В порядке ч.3 ст.125 2 -
В порядке ч.4 ст. 125 488 22
В порядке ч.2 и 4 ст. 125 26 -
В порядке ч.5 ст. 125 13 -
Поводы к рассмотрению дел, по которым приняты постановления Жалобы граждан и их объединений (всего заявителей) 4308 23
Жалобы Уполномоченного по правам человека в РФ 9 -
Запросы Президента РФ 10 -
Запросы Совета Федерации 7 -
Запросы Государственной Думы 15 -
Запросы 1/5 членов Совета Федерации 3 -
Запросы 1/5 депутаты Государственной Думы 23 -
Запросы Правительства РФ 1 -
Запросы Министерства юстиции РФ 2 -
Запросы ОРГАНОВ законодательной и исполнительной власти субъектов РФ 86 -
Запросы конституционных судов субъектов РФ 1 -
Запросы судов общей юрисдикции и арбитражных судов 142 -
Результаты рассмотрения дел о проверке конституционности в порядке ч. 2 и ч. 4 Конституции РФ Оспариваемые нормативные положения признаны конституционными том числе с выявлением конституционно-правового смысла 254 11
Оспариваемые нормативные положения признанные полностью или частично не конституционными 336 10
Рассмотрено в заседании без проведения слушания (в порядке ст. 471 ФКЗ о КС РФ) 176 19
Анализ статистических данных показывает, что самым частым поводом для обращения в Конституционный Суд РФ выступает ч. 4 ст. 125 Конституции РФ. Самым малочисленным поводом становились запросы Правительства РФ и конституционных (уставных) судов субъектов РФ.
Также необходимо отметить, что новый порядок рассмотрения обращений Конституционным Судом РФ без проведения слушания, активно применяется в работе суда.
Конституционному судопроизводству присущи следующие особенности, тем самым отличающие его от гражданского, арбитражного, уголовного и других видов производств:
1. В конституционном судопроизводстве не устанавливаются фактические обстоятельства дела, а решаются вопросы права, сверяются акты
органов власти с Конституцией РФ, ее принципами.
2. Конституционный Суд РФ принимает решения, которые не подлежат обжалованию на территории РФ;
3. Решения Конституционного Суда РФ являются общеобязательными для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан РФ и их объединений;
4. В отличие от судов общей юрисдикции и арбитражных судов, процессуальное обеспечение деятельности Конституционного Суда осуществляется не соответствующим кодексом, а положениями Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», а также Конституционный Суд РФ вправе
самостоятельно формулировать недостающие процедурные элементы в решениях и Регламенте Конституционного Суда РФ;
5. Дела в Конституционном Суде РФ рассматриваются коллегиально, всем составом судей. Спецификой конституционного судопроизводства является также, что закон устанавливает необходимое количество голосов для судей конституционного суда при принятии итогового решения.
Таким образом, конституционное судопроизводство - это особый вид судопроизводства, осуществляемый Конституционным Судом РФ в пределах полномочий и компетенций, установленных нормами конституционного законодательства.
Литература:
1. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1994. № 13. Ст. 1447.
2. Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // Собрание законодательства РФ. 2020. № 11. Ст. 1416.
3. Официальный сайт Конституционного Суда РФ. иЯ1- : http://www.ksrf.ru/ru/Decision/Statis-ticses/Pages/Decision.aspx
Literature:
1. Federal constitutional law of 21.07.1994 № 1 -FKZ «On the constitutional Court of the Russian Federation» // Collection of legislation of the Russian Federation. 1994. № 13. Art. 1447.
2. Law of the Russian Federation on the amendment to the Constitution of the Russian Federation from 14.03.2020 № 1-FKZ «on improving the regulation of certain issues of organization and functioning of public power» // Collection of legislation of the Russian Federation. 2020. № 11. Art. 1416.
3. Official website of the constitutional Court of the Russian Federation. URL : http://www.ksrf.ru/ru/De-cision/Statisticses/Pages/Decision.aspx