Научная статья на тему 'Особенности конституционного регулирования социальной сферы в Конституции ФНРЮ'

Особенности конституционного регулирования социальной сферы в Конституции ФНРЮ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
144
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАТИВНАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА ЮГОСЛАВИЯ / КОНСТИТУЦИЯ 1946 ГОДА / ДВУХПАЛАТНЫЙ ПАРЛАМЕНТ / НАРОДНАЯ СКУПЩИНА / КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО / ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН / СУДЕБНАЯ СИСТЕМА ФНРЮ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Половченко Константин Анатольевич

Новый этап в развитии Югославии связан с принятием Конституции 1946 года. Югославский конституционный законодатель при разработке проекта Конституции ФНРЮ использовал опыт конституционного строительства в СССР. В результате, отдельные конституционные институты Югославии в значительной степени напоминали советские. Это касается и принципов федерализма, и системы государственной власти, и конституционного статуса граждан. Влияние советской конституционной модели наиболее отчетливо проявилось в положениях о формах собственности и организации управления народным хозяйством. Тем не менее, новая Конституция Югославии отличалась и рядом особенностей. Специфика конституционного регулирования социальной сферы в Конституции ФНРЮ 1946 года является предметом настоящей статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF THE CONSTITUTIONAL REGULATION OF THE SOCIAL SPHERE IN THE CONSTITUTION OF THE FPRY

A new stage in the development of Yugoslavia is connected with the adoption of the Constitution of 1946. The Yugoslavian constitutional legislator used the experience of constitutional construction in the USSR in drafting the Constitution of the FPRY. As a result, a number of the constitutional institutions of Yugoslavia largely resembled the Soviet ones. This applies to the principles of federalism, the system of state power, and the constitutional status of citizens. The influence of the Soviet constitutional model was most clearly manifested in the provisions on the forms of ownership and organization of the management of the national economy. However, the new Constitution of Yugoslavia had a number of features. Specificity of the constitutional regulation of the social sphere in the Constitution of the FPRY of 1946 is the subject of this article.

Текст научной работы на тему «Особенности конституционного регулирования социальной сферы в Конституции ФНРЮ»

B.S. ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В КОНСТИТУЦИИ ФНРЮ

Половченко Константин Анатольевич, канд. юрид. наук, доцент. Должность: доцент. Подразделение: кафедра конституционного права

Место работы: МГИМО (У) МИД России

[email protected]

Аннотация: новый этап в развитии Югославии связан с принятием Конституции 1946 года. Югославский конституционный законодатель при разработке проекта Конституции ФНРЮ использовал опыт конституционного строительства в СССР. В результате, отдельные конституционные институты Югославии в значительной степени напоминали советские. Это касается и принципов федерализма, и системы государственной власти, и конституционного статуса граждан. Влияние советской конституционной модели наиболее отчетливо проявилось в положениях о формах собственности и организации управления народным хозяйством. Тем не менее, новая Конституция Югославии отличалась и рядом особенностей. Специфика конституционного регулирования социальной сферы в Конституции ФНРЮ 1946 года является предметом настоящей статьи.

Ключевые слова: Федеративная Народная Республика Югославия, Конституция 1946 года, Двухпалатный парламент, Народная скупщина, Конституционализм, Государственное устройство, Права и обязанности граждан, Судебная система ФНРЮ.

PECULIARITIES OF THE CONSTITUTIONAL REGULATION OF THE SOCIAL SPHERE IN THE CONSTITUTION OF THE FPRY

Polovchenko Konstantin, A. PhD in Law, Associate Professor. Position: Associate Professor. Department: Department of Constitutional Law

Work place: MGIMO - University

[email protected]

Annotation: a new stage in the development of Yugoslavia is connected with the adoption of the Constitution of 1946. The Yugoslavian constitutional legislator used the experience of constitutional construction in the USSR in drafting the Constitution of the FPRY. As a result, a number of the constitutional institutions of Yugoslavia largely resembled the Soviet ones. This applies to the principles of federalism, the system of state power, and the constitutional status of citizens. The influence of the Soviet constitutional model was most clearly manifested in the provisions on the forms of ownership and organization of the management of the national economy. However, the new Constitution of Yugoslavia had a number of features. Specificity of the constitutional regulation of the social sphere in the Constitution of the FPRY of 1946 is the subject of this article.

Keywords: Federal People's Republic of Yugoslavia, Constitution of 1946, Bicameral Parliament, National Assembly, Economic fundamentals of the constitutional system of Yugoslavia, Constitutionalism, Structure of Federation, Rights and obligations of citizens, Judicial system.

По сравнению с довоенной Югославией фундаментальные изменения имели место в социально-экономической системе государства. Речь в первую очередь шла о содержании и структуре собственности и иных вещных прав. Профессор Стоянович обращает внимание на то, что Конституция ФНРЮ 1946 года не определила Югославию в качестве социалистического государства, но федеративным народным государством с республиканской формой правления. Помимо символа в виде красной пятиконечной звезды на государственном флаге, прямо не были указыны иные элементы социалистической или коммунистической идеологии и конституционности1. Кроме того, Конституция 1946 года не предусмотрела ни экспроприацию, ни национализацию, ни ликвидацию частной собственности в сельском хозяйстве, однако создала правовую основу для этих революционных мер2.

1 Стс^анови1л Д. Уставно право - кжига II. Ниш. 2013. Стр. 138.

2 При этом национализация началась в 1948 годах. В результате, общественная собственность на средства производства практически вытеснила сектор экономики, основанный на частной собственности.

Экономические основы конституционного строя Югославии были установлены в Главе IV Конституции ФНРЮ 1946 года «Общественно-экономическое устройство». Так, согласно статье 14 средства производства в Федеративной Народной Республике Югославия являлись либо общенародной собственностью, т.е. собственностью в руках государства, либо собственностью народных кооперативных организаций, либо собственностью частных физических и юридических лиц. Все полезные ископаемые в недрах земли, а также водные ресурсы, включая минеральные и лекарственные, природные ресурсы, средства железнодорожного и воздушного транспорта, почта, телеграф, телефон и радио являлись общенародной собственностью. Внешняя торговля находилась под контролем государства.

В Конституции 1946 были четко установлены задачи, стоящие перед государством в рамках формирования принципиально новой общественно-экономической системы и пути их решения. Так, согласно статье 15 Конституции «в целях защиты жизненно важных интересов народа, повышения общественного благосостояния и надлежащего использования всех экономических возможностей и сил государство устанавливает направ-

Половченко К. А.

ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В КОНСТИТУЦИИ ФНРЮ

ление развития экономики, посредством общего экономического плана, опираясь на государственный и кооперативный экономический сектор и обеспечивая общий контроль над частным сектором экономики».

В Конституции было предусмотрено, что общенародная собственность является опорой государства в развитии народной экономики. Общенародная собственность находится под особой защитой государства. Государство уделяет особое внимание и предоставляет помощь народным кооперативным организациям. При этом в статье 18 Конституции устанавливались гарантии частной собственности и частному предпринимательству в экономике. Гарантировалось наследование частной собственности. Право наследования подлежало регулированию законом. В то же время Основной закон Югославии дал четкий императив: «Никто не вправе использовать право частной собственности в ущерб интересам народа». Поэтому был установлен конституционный запрет на создание частных монополистических организаций, таких как картели, синдикаты, тресты и аналогичные организации, создаваемые для регулирования цен, монополизации рынка и нанесения ущерба интересам народной экономики». При этом частная собственность могла быть ограничена или экспроприирована, если этого требовал общественный интерес, но только на основании закона. Закон же определял, в каких случаях и в каком объеме выплачивалась компенсация собственнику. На тех же условиях принятием специального закона могли быть национализированы отдельные отрасли или предприятия, если этого требовал общественный интерес (ч. 6 ст. 18 Конституции).

Отдельное внимание в югославской Конституции 1946 года было уделено урегулированию статуса земли. Так, статья 19 Конституции установила: «земля принадлежит тем, кто ее обрабатывает». Законом устанавливалось, вправе ли и в каком объеме конкретное учреждение или лицо, не работающее на земле, иметь в собственности землю. При этом Конституция категорично установила, что ни на каких основаниях крупные земельные участки не могли находиться в частной собственности. В то же время максимальный объем земельного участка, который мог находиться в частных руках, устанавливался специальным законом. Таким образом, Конституция 1946 года установила, по лекалам советской Конституции, три формы собственности - общенародную собственность, т.е., государственную собственность, кооперативную собственность и частную собственность, но с явным намерением трансформировать эту последнюю форму в одну из двух предыдущих коллективных форм собственности. Как указывает профессор Стояно-вич, коллективная собственность и коллективная тип экономики сопровождались мощными полномочиями государственного аппарата и государственным вмешательством не только в экономику, но и во все другие сферы общественной жизни3.

Специальная глава V Конституции 1946 года была посвящена правам и обязанностям граждан. Анализ данной главы позволяет сделать вывод о наличии широкого спектра прав и свобод в Конституции 1946 года, среди которых выделялись как классические либеральные, так и относящиеся ко второму поколению прав. Итак, согласно статье 21 Конституции 1946 года все граждане Федеративной Народной Республики Югославия равны перед законом и обладают равными правами независимо от национальности, расы и вероисповедания. Конституция не признавала никаких привилегий по рож-

3 Стс^анови1л Д. Уставно право - кжига II. Ниш. 2013. Стр. 137.

дению, социальному статусу, имущественному положению и уровню образования.

Конституция1946 года предусмотрела секуляризацию общественной и государственной жизни. Согласно части 2 статьи 25 Конституции церковь была отделена от государства. При этом Конституция гарантировала гражданам свободу совести и свободу религии. Религиозным общинам, чьи вероучения не противоречили Конституции, гарантировалась свобода религиозной деятельности и проведения религиозных обрядов. Религиозные школы для подготовки священников действовали свободно, но находились под общим государственным контролем. Запрещалось вмешательство церкви в политическую сферу, а также существование политических организаций на религиозной основе. Конституция допускала возможность оказания материальной помощи государством религиозным общинам. Согласно части 5 статьи 38 Конституции школа была отделена от церкви.

Важнейшим личным правом, гарантированным Конституцией 1946 года являлось право на неприкосновенность личности граждан. Не допускалось содержание под стражей более трех дней без письменного и обоснованного решения суда или прокурора. Никто не мог быть привлечен к уголовной ответственности за преступление без решения компетентного суда, принятого на основании закона. Наказания могли устанавливаться и применяться только на основании закона. Не допускалось осуждение лица, если он не был на законном основании выслушан или ему не была обеспечена возможность защиты в установленном порядке. Гражданин ФНРЮ не мог быть выслан из государства. Следует обратить внимание на то, что Конституция 1946 года допускала возможность лишения лица гражданства. При этом в специальном федеральном законе устанавливалось, в каких случаях и каким образом граждане Федеративной Народной Республики Югославии могли быть лишены своего гражданства. Граждане Югославии пользовались в иностранных государствах защитой ФНРЮ.

Статья 29 Конституции гарантировала неприкосновенность жилища. Не допускалось проникновение в чужое жилище и проведение обыска против воли проживающего в нем лица без закона предусмотренного решения. Обыск мог проводиться только в присутствии двух свидетелей. При проведении обыска вправе было присутствовать проживающее в нем лицо. Кроме того, Конституция 1946 года также гарантировала тайну переписки и других средств коммуникации, за исключением случаев проведения уголовных расследований, мобилизации, а также в случае действия военного положения (ст. 30).

Базовым политическим правом по Конституции 1946 года было избирательное право. Так, все граждане, достигшие восемнадцатилетнего возраста, независимо от принадлежности к полу, этносу, расе, религии, независимо от места проживания, уровня образования, вправе были избирать и быть избранными во все органы государственной власти. Не составляли исключение и военнослужащие, которые обладали правом избирать и быть избранными, как и остальные граждане государства. При этом в Конституции устанавливалось, что избирательное право является всеобщим, равным и прямым и осуществляется тайным голосованием. Не вправе участвовать в выборах были лица, находящиеся под опекой, лица, лишенные избирательного права по приговору суда, а также лица, которые на основании федерального закона утратили избирательное право. Кроме того, к политическим правам, гарантированным Конституцией 1946 года относились: свобода печати, сло-

ва, объединений, общественных собраний и манифестаций (ст. 26 Конституции). Согласно статья 33 Конституции всем гражданам одинаково были доступны на законных основаниях все государственные должности. При этом к обязанностям граждан относилось добросовестное исполнение публичных должностей, на которые они избраны или назначены. Конституция 1946 года гарантировала гражданам право петиций. Граждане Югославии вправе были обращаться в государственные органы, в том числе обжаловать решения органов государственного управления и должностных лиц. Специальным законом был установлен порядок подачи жалоб. Граждане на основаниях, установленных законом, вправе были требовать от государства и должностных лиц возмещения ущерба, причиненного им незаконным и ненадлежащим исполнением обязанностей (ст. 41).

К социально-экономическим правам относились права гарантирующие равноправие женщин с мужчинами во всех областях экономической и социальной жизни. Женщины обладали правом на равную с мужчинами оплату своего труда, а также пользовались специальной защитой в сфере трудовых отношений. Государство обеспечивало специальную защиту интересов матери и ребенка путем создания родильных домов, детских садов, правом матерей на оплачиваемый отпуск до и после родов (ст. 24 Конституции).

Согласно статье 26 Конституции 1946 года брак и семья находились под защитой государства. Государство законом регулировало брачные и семейные отношения. Соответствующие правовые последствия порождал только брак, зарегистрированный компетентными государственными органами. В то же время, после регистрации брака граждане вправе были венчаться в соответствии с религиозными правилами. Все брачные споры относились к юрисдикции народных судов. Родители обладали в отношении детей, рожденных вне брака такими же обязанности, что и в отношении детей рожденных в браке. Положение внебрачных детей регулировался законом. Малолетние находились под особой защитой государства.

Государство стремится к повышению здоровья народа путем организации и контроля за службами здравоохранения, больницами, аптеками, санаториями, профилакториями и другими медицинскими учреждениями. Важнейшим направлением деятельности югославского государства в соответствии с Конституцией 1946 года была забота о физическом воспитании народа, особенно молодежи, в целях повышения здоровья и трудоспособности народа, а также для укрепления обороноспособности государства. В Конституции были предусмотрены специальные права инвалидов войны и детей, родители которых погибли на фронте. Так, согласно статье 35 Конституции государство создавало условия инвалидам войны для достойной жизни и обеспечивало бесплатное обучение трудовым специальностям. Дети павших воинов и жертв войны находились на особом государственном обеспечении.

Конституция предусмотрела ряд мер, направленных на защиту трудящихся. Так, в части 5 статьи 19 Конституции предусматривалось, что государство защищает и помогает бедным и средним крестьянам своей общей экономической политикой, дешевым кредитом и налоговыми льготами. Экономическими и другими мерами государство призвано было оказывать помощь трудящимся в их объединении в целях защиты от экономической эксплуатации. Также государство обязывалось защищать права наемных работников, в частности путем обеспечения права на объединение, ограничением

продолжительности рабочего дня, обеспечением права на ежегодный оплачиваемый отпуск, обеспечением контроля за условиями труда, заботой о жилищных условиях и социальном страховании трудящихся. Трудовые права несовершеннолетних подлежали особой защите со стороны государства (ч. 3 ст. 20 Конституции).

В целях повышения общей культуры народа, государство обеспечивало доступность школ и других образовательных и культурных учреждений для всех слоев населения. Особое внимание государство уделяло молодежи и обеспечению получения ею образования. По общему правилу, установленному Конституцией 1946 года, школы являлись государственными. При этом допускалось создание частных школ в соответствии с законом, но их деятельность находилась под контролем государства. Начальное образование являлось обязательным и бесплатным. Конституция 1946 года гарантировала обеспечение свободы научной и художественной деятельности. Предусматривалась конституционная обязанность государства оказывать помощь науке и искусству в целях развития народной культуры и благосостояния населения. Конституция предусматривала защиту авторского права в соответствии с законом. Следует отметить то, что Конституция 1946 года предусматривала, что реализация гражданских прав в антидемократических целях или в целях нарушения конституционного устройства являлась противозаконной и подлежала наказанию4.

Что же касается конституционных обязанностей, то Конституция 1946 года предусмотрела, что защита Отечества являлась высшей обязанностью и честью для каждого гражданина. В то время как измена Родине - величайшим преступлением против народа. Воинская обязанность являлась всеобщей (ст. 34). Также важнейшей обязанностью, предусмотренной Конституцией ФНРЮ, являлась обязанность граждан Федеративной Народной Республики Югославия соблюдать Конституцию и законы. Как и все конституции социалистической ориентации, Конституция ФНРЮ 1946 года предусматривала обязанность каждого гражданина трудиться в соответствии со своими способностями. Конституция устанавливала правило: «кто не дает обществу, не может от него и получить» (ст. 32). Обязанность платить налоги являлась по Конституции 1946 года всеобщей и соразмерной экономической возможностям граждан. Государственные пошлины и освобождение от них устанавливались только законом (ст. 42).

Глава XIII Конституции Югославии 1946 года «Народные суды» установила конституционные основы судебной системы ФНРЮ. Согласно статье 115 Конституции в систему органов правосудия в Федеративной Народной Республике Югославия входили Верховный суд ФНРЮ, верховные суды республик и автономных краев, окружные суды и суды срезов. Кроме того, в структуру судебной системы входили также военные суды, рассматривающие судебные дела с участием военнослужащих. Федеральным законом определялись устройство и специфика их юрисдикции. Конституция 1946 года предусматривала возможность создания специальных судов для разрешения определенных видов споров.

Конституция 1946 года установила принцип независимости судов: «суды независимы при осуществлении правосудия и судят по закону» (ст. 116 Конституции). В развитие этого принципа было конституционно установлено то, что суды отделены

4 Маркович Р. Уставно право и политичке институц^е. Београд. 2008. Стр. 133.

Половченко К. А.

ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В КОНСТИТУЦИИ ФНРЮ

от органов управления на всех уровнях. В рамках судебной иерархии вышестоящие суды вправе были в рамках закона осуществлять надзор за нижестоящими судами. Все судебные решения выносились именем народа. Также Конституция 1946 года установила базовые принципы отправления правосудия в Югославской федерации. Так, по общему правилу рассмотрение дел в судах осуществлялось публично в открытых заседаниях. Отменить или изменить решение суда мог только компетентный вышестоящий суд. Обвиняемому в совершении правонарушения предоставлялось право на защиту в суде. По общему правилу суды осуществляют правосудие коллегиально. По аналогии с опытом отправления правосудия в СССР, составы судов срезов, а также окружных судов при рассмотрении дел по первой инстанции состояли из профессиональных судей и народных заседателей, обладавших равными правами при осуществлении правосудия.

Федеральное начало в государственном устройстве Югославии по Конституции 1946 года проявлялось и в правилах производства в судах. Так, согласно статье 120 Конституции 1946 года судопроизводство осуществлялось на языках республик, автономных краев и автономных областей, на территории которых находился соответствующий судебный орган. Граждане, не владеющие языком, на котором осуществлялось производство в суде, вправе были изъясняться на своем языке. Таким лицам конституционно гарантировалось право знакомиться со всем материалами и быть информированными обо всех действиях участников судопроизводства через переводчика.

Что же касается порядка замещения должности судьи, то судьи Верховного суда ФНРЮ избирались и освобождались от должности Народной скупщиной ФНРЮ на совместном заседании обеих палат. Судьи Верховного суда республики, соответственно, автономного края избирались и освобождались от должности народной скупщиной республики, соответственно, народной скупщиной автономного края. Судьи и народные заседатели окружного суда в округе или городе избирались и освобождались от должности народным комитетом округа, соответственно, города. Наконец, судьи и народные заседатели суда среза в срезе или городе избирались и освобождаются от должности народным комитетом среза, соответственно города. Таким образом, абсолютно все судьи всех инстанций в Югославии по Конституции 1946 года избирались и освобождались от должности представительными органами соответствующего уровня5.

Что же касается судебной иерархии в Югославской федерации, то в соответствии со статьей 122 Конституции 1946 года Верховный суд ФНРЮ являлся высшим органом судебной власти Федеративной Народной Республики Югославии. При этом федеральным законом устанавливалось, в каких случаях Верховный суд ФНРЮ осуществлял судопроизводство по первой инстанции, в каких случаях во второй инстанции. Верховный суд ФНРЮ проверял законность принятия вступивших в силу решений всех судов в Федеративной Народной Республике Югославия в отношении применения федеральных законов, а высшие суды республик и автономных краев проверяли законность вступивших в силу решений всех судов республики, соответственно, судов автономного края.

Итак, с принятием Конституции 1946 года существенные изменения были зафиксированы в социально-экономической

5 Павлович М. Српска правна истор^а. Кра^евац. 2005. Стр. 124.

системе Югославского государства. Это в первую очередь касалось содержания и структуры собственности и иных вещных прав. Так, Конституция 1946 года установила три формы собственности - общенародную собственность, т.е., государственную собственность, кооперативную собственность и частную собственность, но с явным намерением трансформировать эту последнюю форму в одну из двух предыдущих коллективных форм собственности. Несмотря на то, что в Конституции предусматривались гарантии частной собственности и частному предпринимательству в экономике. В то же время, с одной стороны, в были установлены конституционные рамки ее использования, в частности, конституционный запрет на использование права частной собственности в ущерб интересам народа: например, запрещалось создание частных монополистических организаций, создаваемых для регулирования цен, монополизации рынка, с другой стороны, Конституция предусматривала, что частная собственность могла быть ограничена или экспроприирована, если этого требовал общественный интерес, но только на основании закона, в котором устанавливалось, в каких случаях и в каком объеме выплачивалась компенсация собственнику.

Итак, Конституция ФНРЮ 1946 года предусмотрела широкий каталог прав, в состав которого входили, наряду с классическими либеральными правами и свободами, такими как: равенство перед законом и судом, неприкосновенность личности и жилища, тайна переписки, свобода совести, свободы научной и художественной деятельности и др., социально-экономические права и их гарантии: доступность школ и других образовательных и культурных учреждений для всех слоев населения, обязательное бесплатное начальное образование; право трудящихся на ежегодный оплачиваемый отпуск, обязанность государства обеспечивать подобающие условия труда, заботиться о жилищных условиях и социальном страховании трудящихся. Трудовые права несовершеннолетних подлежали особой защите со стороны государства. Кроме того, Конституция 1946 года предоставила женщинам право на равную с мужчинами оплату труда, а также на специальную защиту в сфере трудовых отношений. Государство обязывалось по Конституции обеспечивать специальную защиту интересов матери и ребенка путем создания родильных домов, детских садов, правом матерей на оплачиваемый отпуск до и после родов, что, несомненно, свидетельствовало о существенном влиянии на югославского конституционного законодателя опыта конституционного строительства СССР. При этом в некоторых вопросах, касательно социально-экономических прав, югославский конституционный законодатель стал новатором, предусмотрев, например, в Конституции 1946 года специальные права инвалидов войны и детей, родители которых погибли на фронте. Так, государство обязывалось создавать условия инвалидам войны для достойной жизни и обеспечивать им бесплатное обучение трудовым специальностям. Дети павших воинов и жертв войны находились в соответствии с Конституцией ФНРЮ на особом государственном обеспечении. Таким образом, можно с уверенностью констатировать то, что нормативное регулирование социальных аспектов в Конституции ФНРЮ 1946 года явилось, несомненно, передовым для своего времени и, как показала практика, обеспечило быстрое восстановление социальной сферы одного из наиболее пострадавших от ужасов Второй мировой войны государства.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 87,36%.

Список литературы:

1. Ъор^евий J. Уставно право ФНРJ. Други део. Београд. 1948.

2. Jовичиfi М. Савремени федерализам. Београд. 2006.

3. Институт гражданства в зарубежных странах: коллективная монография / [К.А. Половченко и др.]; под ред. А.Г. Орлова, Н.А. Славки-ной; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России; каф. конституционного права. - М.: МГИМО-Университет. 2015.

4. Kardelj E. O osnovama drustvenog i politickog uredjenja FNRJ, Beograd. 1953. Str. 161.

5. Конституционно-правовые основы судебной власти в зарубежных странах: коллективная монография / [И.А. Ракитская и др.]; под ред. К.В. Карпенко; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России; каф. конституционного права. - М.: МГИМО-Университет. 2017.

6. Кремянская Е.А Проблемы и перспективы развития федерализма в Российской Федерации..диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Москва. 2003.

7. Кутлеший В. Федерализам у Друго] Jугославиjи. Два века српске

уставности. Зборник радова с научног скупа одржавног 11-12. марта

2010. Београд. 2010.

8. Маркович Р. Уставно право и политичке институци]е. Београд. 2008.

9. Павлович М. Српска правна истор^а. Краг^евац. 2005.

10. Павлович М. Цео живот Jугославиjе у два државна облика. http://www.maticasrpska.org.rs/

11. Половченко К.А. К вопросу о статусе депутата Народной скупщины Республики Сербия. Проблемы экономики и юридической практики. 2017.№3. С. 126-130.

12. Правительство в зарубежных странах: коллективная монография / [Е.Я. Павлов и др.]; под ред. К.В. Карпенко; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России; каф. конституционного права. - М.: МГИМО-Университет. 2016.

13. Становий Д. Уставно право - кжига II. Ниш. 2013.

13. Чавошки К. Устав као средство агитаци]е и пропаганде. Београд.

2011.

14. Уставотворни одбори савезне скупштине и скупштине народа. Стенографске белешке. 10. децембар - 4. ]ануар 1946. Београд. 1946.

15. Устав ФНРJ и устави народних република. Издаже «Службеног листа Ф^». Београд. 1948

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.