МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ
ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЕВРЕЙСКИХ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЩНОСТЕЙ В ИЗРАИЛЕ: ЕДИНСТВО В МНОГООБРАЗИИ
FEATURES OF THE CONSTITUTIONAL AND LEGAL STATUS OF JEWISH RELIGIOUS COMMUNITIES IN ISRAEL: UNITY
IN DIVERSITY
Аннотация: статья посвящена особенностям конституционно-правового положения еврейских религиозных общностей в Израиле. В данной статье еврейские религиозные общности Израиля различаются: по степени вовлеченности в религиозные практики иудаизма - светские, традиционные, религиозные, ультрарелигиозные; по отношению к религиозному модернизму - ортодоксальные, консервативные, модернистские; по отношению к существованию Израиля - сионисты, антисионисты; по этнокультурным особенностям - ашкеназы, сефарды, мизрахи, особые этнолингвистические общности. Конституционно-правовой статус иудаизма в Израиле двойственный: он не признан государственной религией де-юре, но является ею де-факто. Положения о взаимоотношениях религии и государства закреплены в тексте восьми из тринадцати Основных законов Израиля. Основополагающий характер носит норма о «еврейском и демократическом» характере государства. Соединение двух тенденций -идеал взаимоотношений религии и государства в Израиле, сформулированный достаточно поздно. Реализация данного идеала в конкретно-исторических условиях определяет итоговое равновесие двух тенденций. Недавно принятый Основной закон об Израиле как национальном государстве позволяет говорить о смещении равновесия в сторону еврейского характера государства. Предельно общий и универсальный характер положений Основных законов затрудняет выделение в их тексте конкретных еврейских религиозных общностей. Проведенный анализ показывает, что израильский законодатель выступает на стороне сионистских общностей и уравнивает в правах на репатриацию все еврейские этнокультурные общности. Ущемление в правах консервативных и модернистских общностей прямо не закреплено в тексте Основных законов. Общности, различаемые по степени вовлеченности в религиозные практики иудаизма, объединяются формулировкой о «еврейском и демократическом» характере государства Израиль. Однако вопреки разнообразию религиозных общностей иудаизма евреи ощущают себя единым народом. Вполне возможно, что несовершенства и внутренние противоречия конституционно-правового регулирования положения еврейских религиозных общин Израиля объясняются стремлением израильского законодателя обеспечить «единство в многообразии».
Ключевые слова: иудаизм, Израиль, еврейская религиозная общность, Основной закон Израиля, клерикальное государство.
Для цитирования: Долин В.А. Особенности конституционно-правового положения еврейских религиозных общностей в Израиле: единство в многообразии // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. 2020. № 3. С. 73-80.
Abstract: the article is devoted to peculiarities of constitutional and legal status of Jewish religious communities in Israel. Jewish religious communities of Israel in this article differ: by degree of involvement in religious practices of Judaism - secular, traditional, religious, ultra-religious; in relation to religious modernism - Orthodox, conservative, modernist; in relation to existence of the state of Israel - Zionists, anti-Zionists; by ethno-cultural features - Ashkenazim, Sephardim, Mizrahi, special ethno-linguistic communities. The constitutional and legal status of Judaism in Israel is twofold: it is not recognized as the state religion de jure, but it is de facto. The relationship between religion and state is enshrined in the texts eight out of thirteen Basic laws of Israel. The "Jewish and democratic" character of the state is fundamental. The
УДК 342.4
В.А. ДОЛИН,
кандидат философских наук (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина,
VYACHESLAV A. DOLIN,
Candidate of Philosophy Sciences (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)
Россия, Белгород) [email protected]
ОПЫТ
connection of two tendencies is ideal of the relationship between religion and state in Israel, formulated quite late. The implementation of this ideal in the specific historical conditions determines the final balance of the two trends. The recently adopted Basic law on Israel as a national state suggests a shift in the balance towards the Jewish character of the state. The extremely general and universal character of the Basic law's provisions makes it difficult to distinguish specific Jewish religious communities in their text. The analysis allows us to conclude that the Israeli legislator is on side of the Zionist communities and gives equal rights to repatriation of all Jewish ethno-cultural communities. The infringement of a rights of conservative and modernist communities is not explicitly stated in the text of Basic laws. Differ in their degree of involvement in the religious practices of Judaism Communities by the wording about the «Jewish and democratic» character of Israel are united. But despite diversity of religious communities in Judaism, Jews feel that they are one people. It is quite possible that imperfections and internal contradictions of constitutional and legal regulation of Jewish religious communities' situation in Israel are explained by the desire of the Israeli legislator to ensure "unity in diversity''.
Keywords: Judaism, Israel, Jewish religious community, Basic law of Israel, clerical state.
For citation: Dolin V.A. Features of the constitutional and legal status of jewish religious communities in Israel: unity in diversity // Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. 2020. № 3. P. 73-80.
Особенностью исторического развития иудаизма является рост многообразия его направлений с первой половины XVIII века (группы хасидизма, позднее - реформистский иудаизм, консервативный иудаизм, иные направления модернистского толка). В отличие от других национальных и мировых религий иудаизм в подобной ситуации избежал раскола. Поскольку иудаизм как доминирующая по количеству верующих религия в современном мире представлен лишь в государстве Израиль, то данный факт определяет выбор содержания настоящего исследования. Актуальность исследования определяется тем, что причины подобного единства не изучены в научной литературе.
Объект исследования - еврейские религиозные общности в государстве Израиль. Предмет исследования - рассмотрение особенностей конституционно-правового положения еврейских религиозных общностей, существующих на территории современного Израиля. Вопрос о правовом статусе арабского меньшинства в данной статье не рассматривается [см., например: 1]. Исследование предмета статьи предполагает изучение двух вопросов. Во-первых, рассмотрение разнообразия еврейских религиозных общностей в современном Израиле. Во-вторых, изучение особенностей конституционно-правового положения еврейских религиозных общностей в государстве Израиль.
Понятие «религиозная общность» понимается в данной статье как совокупность людей, объединенных общим вероучением (или связанным с ним мировоззрением), культом или религиозной организацией. Для обеспечения концептуально-содержательного единства статьи понятия «религиозная общность» и «религиозная общи-
на» рассматриваются как синонимы, поскольку они находятся в родовидовых отношениях (религиозная община является видом религиозной общности, которая объединяет людей, проживающих совместно для осуществления религиозных целей).
Начнем с рассмотрения разнообразия еврейских религиозных общностей современного Израиля (первая исследовательская задача). Согласно официальным данным, на конец 2019 года в Израиле проживало 9 136 000 человек, из которых 6 772 000 - евреи (74,1% всего населения), 1 916 000 - арабы (21,0%) и 448 000 - другие народы (4,9%)1. Анализ разнообразия еврейских религиозных общностей современного Израиля следует осуществить на основе критериев, наиболее распространенных в религиоведении.
Первый критерий - степень вовлеченности в религиозные практики иудаизма. По данному критерию выделяют четыре общности: хилоним (светские); месоратим (традиционные/традиционно религиозные), т.е. слаборелигиозные, но чтущие религиозные традиции; датим (религиозные, или ортодоксальные); харедим (ультрарелигиозные, или ультраортодоксальные)2.
По данным официальной статистики Израиля, около 45% евреев ведут светский образ
1 Население Израиля накануне 2020 года [Электронный ресурс] // Центральное бюро статистики Израиля. - URL: https://www.cbs.gov.il/en/mediarelease/pages/2019/ population-of-israel-on-the-eve-of-2020.aspx (дата обращения: 23.07.2020).
2 Israel's Religiously Divided Society // Pew Research Center, March 8, 2016. - URL: https://www.pewforum.org/2016/03/08/ israels-religiously-divided-society (дата обращения: 25.07.2020).
ОПЫТ
жизни, около 25% - традиционный, около 16% -религиозный и ультрарелигиозный и 14% - православный3.
Второй критерий выделения еврейских религиозных общностей современного Израиля -отношение к религиозному модернизму. Консервативные и реформистские общности существуют в Израиле с 1937 и 1957 годов соответственно. Однако в современном Израиле они малочисленны и не получают государственной поддержки. В Израиле преобладают ортодоксальные варианты иудаизма: традиционный иудаизм («литваки»), ультраортодоксальный иудаизм (хасидизм), ортодоксальный модернизм (наиболее популярный вариант) и его разновидность - религиозный сионизм4. Последний следует отличать от политического сионизма, взгляды которого могут разделять представители разных еврейских религиозных общностей.
Третий критерий выделения еврейских религиозных общностей современного Израиля - отношение к существованию Израиля. Большинство евреев во всех вариантах вовлеченности в религиозные практики согласны с утверждениями, что Израиль есть еврейское государство и Родина для всего еврейского народа вне зависимости от его территориальной принадлежности, что он дарован Богом и необходим для долгосрочного выживания еврейского народа. Практически единодушно (от 98% респондентов во всех группах опрошенных) поддерживается право евреев диаспоры на переезд в Израиль с получением гражданства (алия); большинство израильских евреев соглашается, что евреи заслуживают поддержки в Израиле5.
Как известно, положительная оценка Израиля как государства характерна для идеологии политического сионизма (который отличается от религиозного сионизма), а отрицательная - для антисионизма [2]. Хотя возникновение государства Израиль в 1948 году есть результат зародившегося еще в XIX веке сионизма, противники существования Израиля среди населяющих его евре-
3 Население Израиля по вероисповеданию и самоопределению степени религиозности: пресс-релиз от 27 июня 2018 года № 195/2018 [Электронный ресурс] // Центральное бюро статистики Израиля: официальный сайт. - URL: https:// www.cbs.gov.il/en/mediarelease/pages/2019/population-of-israel-on-the-eve-of-2020.aspx (дата обращения: 23.07.2020).
4 Иудаизм в его разнообразии [Электронный ресурс] // U-Jew! - Проект Объединенной еврейской общины Украины. - URL: https://ujew.com.ua/iudaizm-v-ego-raznoobrazii (дата обращения: 11.07.2020).
5 Israel's Religiously Divided Society // Pew Research Center,
March 8, 2016. - URL: https://www.pewforum.org/2016/03/08/
israels-religiously-divided-society (дата обращения:
25.07.2020).
ев все же существуют. Причиной их несогласия является утверждение, что Израиль не в полной мере живет по законам Торы. И данная общность тесно связана с религиозной идентичностью: подавляющее большинство противников существования еврейской государственности принадлежат к ультраортодоксальным (харедим). И действительно, если среди всех евреев Израиля только 8% категорически не соглашаются с идеологией сионизма, то среди ультраортодоксальных евреев (харедим) таковых 38%. Показателен и тот факт, что среди сторонников иных вариантов религиозной идентичности число противников идеологии политического сионизма не превышает 6% (светские, или хилоним)6.
Четвертый критерий выделения еврейских религиозных общностей современного Израиля - этнокультурные особенности. Две общности евреев признаются основными, поскольку создают собственный язык и оригинальные культовые системы. Это ашкеназы (ивр. «Аш-кеназ» - Германия) с письменностью на еврей-ско-немецком языке (идиш) и сефарды (ивр. «Сефарад» - Испания) с письменностью на еврейско-испанском языке (ладино). Ашкеназы исторически проживают в Германии, северной Франции и славянских странах. Сефарды возникают на Пиренейском полуострове как потомки месопотамских евреев. После провозглашения в 1492 году Испании католическим королевством они переселяются в Португалию, южную Францию (Прованс), Италию, Балканские страны, Северную Африку и на Ближний Восток. В современном Израиле к сефардам относят лишь выходцев из европейских стран. Причина в том, что с 1990-х годов выделяется еще одна крупная этнокультурная общность -мизрахи (мизрахим), евреи Ближнего Востока и Северной Африки. В просторечии за характерный внешний облик их называют «марроканца-ми». Хотя из-за похожего антропологического типа к «марокканцам» можно отнести и «чистых сефардов». В этой связи закономерно, что в современном Израиле понятие «сефард» часто распространяется на всех неашкеназов.
Точные данные о количестве этнокультурных общностей в официальной статистике Израиля отсутствуют. Однако данные других источников позволяют получить приблизительную картину. Исторически территория современного Израиля была местом проживания сефардов. Еврейские погромы в Европе и распространение идеологии сионизма в XIX - первой половине XX века порождают несколько волн миграции ашкеназов на Землю обетованную. В результате к моменту
6 Там же.
ОПЫТ
создания Израиля в 1948 году доля ашкеназов составила 85%. После репатриации европейских сефардов в 1940-1960-е годы доля сефардов в Израиле составляет 40%, а к 1972 - 50%. Количество сефардов несколько сократилось после репатриации евреев из СССР в 1990-е годы7.
Описание этнокультурных особенностей еврейских религиозных общностей триадой «ашке-назы - сефарды - мизрахи» является неполным. Количество этнокультурных общностей евреев, в той или иной мере репатриированных в Израиль, очень велико. Часть из них являются уникальными, поскольку не относятся к ашкеназам, сефардам или мизрахам. Соблюдая академическую осторожность, правомерно утверждать, что переселение в Израиль затронуло практически все этнокультурные общности еврейского народа вне зависимости от географии и соответствия представлениям о «правильном иудаизме».
Избегая тривиального географического критерия (к примеру, алжирские, ливийские евреи и аналогичные общности), следует назвать достаточно известные этнолингвистические общности: горские евреи Кавказа, бухарские евреи Средней Азии и йеменские евреи. Среди репатриантов есть и представители малоизвестных этнолингвистических общностей, использующих в общении и культе национальные языки: курдские евреи (лахлухи, или ана курди); грузинские евреи; Бней-Исраэль (маратхские) и кочинские (малабарские) евреи из Индии; не признающие Талмуд Бета Исраэль чернокожие эфиопские евреи (фалаша и близкие к ним фалашмура); крымские евреи (крымчаки)8. Большинство или даже абсолютное большинство представителей особых этнокультурных общностей евреев в настоящее время проживают в Израиле.
В результате проведенного обзора осуществлена систематизация разнообразия еврейских религиозных общностей современного Израиля. В качестве оснований выбраны следующие критерии:
- степень вовлеченности в религиозные практики иудаизма - светские, традиционные, религиозные, ультрарелигиозные религиозные общности;
- отношение к религиозному модернизму -традиционные, консервативные и модернистские религиозные общности;
- отношение к существованию Израиля - сио-
7 Сефарды [Электронный ресурс] // Еврейская электронная энциклопедия. - URL: https://eleven.co.il/diaspora/ethno-linguistic-groups/13778/ (дата обращения: 26.07.2020).
8 Государство Израиль. Население [Электронный ресурс] // Еврейская электронная энциклопедия. - URL: https:// eleven.co.il/state-of-israel/general/11746/#010204 (дата обращения: 26.07.2020).
нисты и антисионисты;
- этнокультурные особенности - ашкеназы, сефарды, мизрахи и особые этнолингвистические общности.
Полученные результаты служат теоретическим основанием для изучения особенностей конституционно-правового положения еврейских религиозных общностей в государстве Израиль (вторая исследовательская задача).
Правовая система государства Израиль относится к смешанному типу: в ней сочетаются признаки англо-саксонской (общее право) и континентальной (немецкой и французской) правовых семей, к которым добавляются особенности национального права [3]. Государство Израиль не имеет собственной конституции. Конституционное законодательство в стране существует в форме Основных законов (по образцу ФРГ), которые рассматриваются как главы будущей конституции. Подобная ситуация объясняется отчасти влиянием англо-саксонской правовой системы, а отчасти - позицией ортодоксального религиозного лобби при создании государства (существует лишь одна конституция - еврейский религиозный закон), которую не мог проигнорировать первый премьер-министр страны Д. Бен-Гурион [3, с. 150].
М.В. Новиков относит государство Израиль к «...поликонфессиональному типу клерикальных государств с доминирующей конфессией (иудаизм)» [4, с. 27]. По выраженности клерикальных признаков Израиль рассматривается как государство со средней степенью выраженности клерикализма (от трех до пяти признаков клерикальности): 1) наличие религиозных судов в правовой системе; 2) наделение религиозного института раввината функциями в публичной сфере; 3) провозглашение религиозных норм в качестве источника законодательства [4, с. 23-24].
Перейдем к рассмотрению особенностей конституционно-правового положения еврейских религиозных общностей в Израиле. «Каждый гражданин Израиля, проживающий в Израиле, может быть кандидатом в Президенты Государства»9. Аналогичная норма («Министром не может быть лицо, не являющееся гражданином Израиля и резидентом страны») закреплена и для должности министра10. Прямое упоминание
9 «Основной закон: Президент Государства» от 16.06.1964, ст. 4 [Электронный ресурс] // Кнессет: официальный сайт. -URL: https://main.knesset.gov.il/ru/activity/Pages/BasicLaws. aspx (дата обращения: 29.07.2020).
10 «Основной закон: Правительство» от 13.08.1968 (в ред.
от 18.03.2001), п. «а» [Электронный ресурс] // Кнессет: офи-
циальный сайт. - URL: https://main.knesset.gov.il/ru/activity/
Pages/BasicLaws.aspx (дата обращения: 29.07.2020).
ОПЫТ
о религиозных объектах, нормах, ценностях и идеалах отсутствует в тексте присяги на верность и президента11, и премьер-министра страны12. И хотя фраза «...и его законам...» в тексте присяги оставляет открытым вопрос о содержании этих законов, формально названные нормы соответствуют правовой системе светского государства.
Существуют и ограничения для лиц, связанных с религией, выдвигать свои кандидатуры в Кнессет (парламент Израиля). Запрет распространяется на двух Главных раввинов Израиля, судей религиозных судов (даянов), пока они занимают свою должность, раввинов и священников иных религий, пока они занимают свою должность13. Данное ограничение также соответствует стандартам светского государства и, кроме того, выступает инструментом предотвращения клерикализации государства [4, с. 27].
С другой стороны, «отрицание существования Государства Израиля как еврейского и демократического государства» влечет недопущение к выборам в парламент или отрешение от должности14. Значение данного положения в контексте проводимого исследования определяется тесной связью национальной и религиозной идентичности для еврея, которая реализуется как минимум на уровне культуры.
Воинская обязанность не закреплена в Израиле на конституционном уровне: «воинская обязанность и призыв в армию устанавливаются законом или исходят из положений закона». Несмотря на обязательность службы в армии, обучающиеся в иешивах (высших религиозных учебных заведениях) ортодоксального иудаизма получают отсрочку, которая может длиться всю жизнь в силу продолжительного характера еврейского религиозного образования. Это приводит к тому, что ультраортодоксальных евреев (харедим) практически не призывают в армию. Ежегодно устанавливается скромная квота для воен-
11 «Основной закон: Правительство» от 13.08.1968 (в ред. от 18.03.2001), ст. 9 [Электронный ресурс] // Кнессет: официальный сайт. - URL: https://main.knesset.gov.il/ru/activity/ Pages/BasicLaws.aspx (дата обращения: 29.07.2020).
12 «Основной закон: Правительство» от 13.08.1968 (в ред. от 18.03.2001), ст. 11 [Электронный ресурс] // Кнессет: официальный сайт. - URL: https://main.knesset.gov.il/ru/activity/ Pages/BasicLaws.aspx (дата обращения: 29.07.2020).
13 «Основной закон: Кнессет» от 12.02.1958, ст. 7 [Электронный ресурс] // Кнессет: официальный сайт. - URL: https:// main.knesset.gov.il/ru/activity/Pages/BasicLaws.aspx (дата обращения: 29.07.2020).
14 «Основной закон: Армия» от 31.03.1976, ст. 4 [Электронный ресурс] // Кнессет: официальный сайт. - URL: https:// main.knesset.gov.il/ru/activity/Pages/BasicLaws.aspx (дата обращения: 29.07.2020).
нослужащих-ультраортодоксов, но на практике даже она выполняется частично15. В этой связи закономерны неприязнь к «черным» (так называют ультраортодоксов за цвет их одежды) и призывы «под ружье пейсатых дармоедов!», а также политизация вопроса о призыве «ешиботников» на военную службу в Израиле16.
«Религиозно нагруженным» является и положение «Иерусалим - единый и неделимый, есть столица Израиля»17. Хотя Израиль и получает контроль над Восточным Иерусалимом по итогам Шестидневной войны 1967 года, административно присоединив его к Западному Иерусалиму, но статус этой части Иерусалима в международном праве остается спорным. Будет логичным предположить, что мотивы подобного решения носят не только политический, но и религиозный характер, поскольку в этом районе города расположены основные святыни иудаизма. Статья 3 анализируемого основного закона гласит: «святые места будут защищены от осквернения, и любых других посягательств, и от всего, что может нанести ущерб свободе доступа верующих к святым для них местам или их чувствам относительно этих мест». Документ запрещает передавать «...полномочия, относящиеся к муниципальным границам Иерусалима < ... > иностранному органу, государственному или правительственному, или иному подобному иностранному органу, как постоянно, так и временно.».
Судебной властью наделяются и религиозные суды18. Как помним, это является одним из признаков клерикального характера государства. А закрепление положения об этноконфессио-нальном сегментировании на уровне основного закона свидетельствует о том, что это не просто пережиток правовой системы Османской империи или периода британского мандата, а принципиальная позиция израильского законодателя. Согласно тексту Декларации независимости от 14 мая 1948 года Израиль как «еврейское госу-
15 «Кан Бет»: ЦАХАЛ фальсифицировал данные о призыве ультраортодоксов, 04.12.2019 [Электронный ресурс] // Новости Израиля. - URL: https://www.newsru.co.il/israel/28jan2020/ ndi.html (дата обращения: 29.07.2020).
16 Зачем НДИ закон о призыве ешиботников в ЦАХАЛ, 28.01.2020 [Электронный ресурс] // Новости Израиля. - URL: https://www.newsru.co.il/israel/28jan2020/ndi.html (дата обращения: 29.07.2020).
17 «Основной закон: Иерусалим - столица Израиля» от 30 июня 1980 г., ст. 1 [Электронный ресурс] // Кнессет: официальный сайт. - URL: https://main.knesset.gov.il/ru/activity/ Pages/BasicLaws.aspx (дата обращения: 29.07.2020).
18 «Основной закон: судебная власть» от 28.02.1984, п. 1 «б» [Электронный ресурс] // Кнессет: официальный сайт. - URL: https://main.knesset.gov.il/ru/activity/Pages/BasicLaws. aspx (дата обращения: 29.07.2020).
ОПЫТ
дарство» «... будет зиждиться на основах свободы, справедливости и мира, в соответствии с идеалами еврейских пророков» (курсив мой. -В.Д.)19. Аналогичная норма закреплена и в «Законе об основах права»: «если суд рассматривает юридический вопрос, не имеющий решения в законодательстве, в судебных прецедентах или применением аналогии, он должен выносить решение в соответствии с принципами свободы, справедливости, равенства и мира, заложенными в наследии еврейского народа» (курсив мой. - В.Д.)20.
Фактически система еврейских религиозных судов существует с 1953 года, когда был принят Закон о юрисдикции раввинатских судов. Согласно ему юрисдикция данной категории судов распространяется на всех евреев-израильтян вне зависимости от их религиозной принадлежности и евреев из других стран, проживающих в Израиле. В компетенции данного суда следующие вопросы: личный статус (признание/непризнание евреем, прохождение гиюра), брачно-семейные отношения (заключение брака, свадьба, развод (гет), раздел имущества, алиментные обязательства, определение детей на попечительство одному из родителей, «халица», иск о мире в семье), наследование и составление завещаний [5; 6]. Наряду с религиозным судом существует гражданский суд по семейным делам, который не ущемляет полномочия религиозных судов. На практике в разных судах можно получить разное решение по одному и тому же вопросу. К примеру, при разделе имущества с женой, уличенной в неверности, еврейский религиозный суд защищает экономические интересы мужа (жена не получает доли в имуществе) [5].
Подобно документу «Основной закон: Кнессет» (п. «а» ст. 7), в тексте документа «Основной закон: Свобода занятий» от 03.03.1992 (в ред. от 09.03.1994) государство Израиль рассматривается как «еврейское и демократическое» (ст. 2). Данная формулировка повторяется в другом документе «Основной закон: Достоинство и Свобода человека» от 17.03.1992 (ст. 1 «а»). Среди перечисленных в обоих документах прав и свобод человека нет права на свободу совести и вероисповедания.
Документ «Основной закон: Израиль - национальное государство еврейского народа» от
19 Декларация независимости Израиля [Электронный ресурс] // Еврейская электронная энциклопедия. - URL: https:// eleven.co.il/zionism/from-balfour-to-state/11392/ (дата обращения: 24.07.2020).
20 Закон об основах права от 31.07.1980 (ивр.) [Электронный ресурс] // Нево - юридическая база данных (ивр.). -
URL: https://www.nevo.co.il/law_html/law01/055_007.htm (дата
обращения: 23.07.2020).
19.07.2018 закрепляет наибольшее количество положений, регулирующих конституционно-правовой статус еврейских религиозных общин [см. также анализ: 7]). Часть из них носит программный характер:
- «Эрец-Исраэль (Страна Израиля) есть историческая родина еврейского народа, в которой было создано Государство Израиль» (п. «а» ст. 1);
- «Государство Израиль есть национальное государство еврейского народа, в котором он реализует свое естественное, культурное, религиозное и историческое право на самоопределение» (п. «б» ст. 1);
- «Реализация права на национальное самоопределение в Государстве Израиль принадлежит исключительно еврейскому народу» (курсив мой. - В.Д.) (п. «в» ст. 1).
Подтверждается единство и неделимость Иерусалима (п. 3), открытость для еврейской репатриации и собирание евреев по миру (ст. 5), а также поддержание связей с еврейской диаспорой (ст. 6). Важно отметить, что п. 3 соответствует ст. 1 документа «Основной закон: Иерусалим -столица Израиля», а п.п. 5 и 6 - Декларации независимости Израиля от 14 мая 1948 года. Это косвенно свидетельствует о значимости данных положений для еврейского законодателя.
Очень интересен факт конституционно-правового закрепления элементов иудаистского культа: применение еврейского календаря как официального наряду с «иностранным» (ст. 8) и положения о том, что «шаббат и еврейские праздники и памятные дни - регулярные государственные дни отдыха.» (ст. 10). Вероятнее всего, данные особенности культа законодатель рассматривает как наиболее значимые для соблюдения еврейских традиций.
И действительно, хотя с 2002 года во внутреннем паспорте гражданина Израиля исключена графа «национальность» (графы «религия» в нем не было никогда!), у признанного раввинским судом еврея в паспорте записана дата его рождения по еврейскому календарю. А в личном деле гражданина в МВД Израиля есть графы «национальность» и «религия» [8].
Вопрос о еврейских праздниках закономерно вызывает напряженность в обществе, где чуть более четверти населения не являются евреями, а почти половина евреев - светские21. И данные вопросы являются предметом политических дискуссий. Так, относительно недавно премьер-
21 Население Израиля по вероисповеданию и самоопределению степени религиозности: пресс-релиз от 27 июня 2018 года № 195/2018 [Электронный ресурс] // Центральное бюро статистики Израиля: официальный сайт. - URL: https:// www.cbs.gov.il/en/mediarelease/pages/2019/population-of-israel-on-the-eve-of-2020.aspx (дата обращения: 23.07.2020).
ОПЫТ
министру Израиля Б. Нетаньягу внесен пакет религиозно ориентированных предложений, среди которых - бесплатный транспорт в шаббат с водителями неевреями, но в городах с абсолютным большинством светских жителей; возможность работы магазинов в шаббат, если за это проголосует 75% членов городских советов22.
Подведем итоги рассмотрения конституционно-правового положения еврейских религиозных общин в Израиле. Статус иудаизма в Израиле носит двойственный характер: он не признан государственной религией де-юре, но является ею де-факто. Положения о взаимоотношении религии и государства закреплены в тексте восьми из тринадцати Основных законов Израиля. В количественном отношении наиболее значим документ «Основной закон: Израиль - национальное государство еврейского народа» от 19.07.2018. В нем закреплено наибольшее количество положений относительно статуса еврейских религиозных общин. В качественном отношении основополагающий характер носит норма, рассматривающая Израиль в качестве «еврейского и демократического государства» («Основной закон: Свобода занятий» от 03.03.1992 (в ред. от 09.03.1994), ст. 2; «Основной закон: Достоинство и Свобода человека» от 17.03.1992, ст. 1 «а», «Основной закон: Кнессет» от 12.02.1958, п. «а» ст. 7). Основополагающий характер данного положения определяется тем, что оно выражает принцип отношений государства и религии. Выглядит закономерным, что названное положение повторяется трижды, в том числе и в Основных законах, посвященных правам человека.
На основе проведенного исследования возможно оценить соотносительный вес еврейского и демократического признаков в регулировании отношений государства и еврейских религиозных общин. Очевидно, что соединение двух признаков в конституционном законодательстве Израиля - идеал взаимоотношений, который сформирован достаточно поздно (слово «демократия» и однокоренные ему отсутствуют в тексте Декларации независимости Израиля от 14 мая 1948 года).
Реализация выделенного идеала в конкретно-исторических условиях и определяет итоговое равновесие двух тенденций. В этой связи возникает ряд вопросов: каким государством Израиль является в большей степени - еврейским или демократическим? Или Израилю удается удерживать разумный баланс двух векторов развития в сфере взаимодействия еврейских религиозных общин и государства?
22 Мики Зоар предложил компромисс НДИ и ультраортодоксам, Либерман встретится с Нетаниягу [Электронный ресурс] // Новости Израиля. - URL: https://www.newsru.co.il/ israel/17nov2019/ziar_705.html (дата обращения: 29.07.2020).
Ранее осуществленный обзор Положения последнего Основного закона («Основной закон: Израиль - национальное государство еврейского народа» от 19.07.2018) позволяет говорить о некотором смещении равновесия в сторону еврейского характера государства, очевидного уже из названия документа. Хотя возрастание удельного веса «еврейского признака» - в духе демократических традиций - смягчено положением об использовании «иностранного» календаря (ст. 8) и признанием права неевреев отдыхать в собственные праздники (ст. 10).
Для завершения анализа необходимо соотнести выделенные из Основных законов положения о статусе еврейских религиозных общин в Израиле с их разнообразием (первая исследовательская задача). Совершенно очевидно, что законодатель на стороне сионистских общностей. Хотя в Израиле существуют радикальные антисионистские общины, не признающие законность существования Израиля. В силу предельно общего и универсального характера положений Основных законов конкретные еврейские религиозные общности в их тексте не выделяются. Некоторое ущемление в правах консервативных и модернистских общностей, характерное для Израиля, не закреплено в тексте Основных законов напрямую. Положения об открытости для репатриации и собирание евреев по миру, взаимодействия с евреями диаспоры означают уравнивание всех этнокультурных общностей. Это подтверждает и многолетняя миграционная политика в Израиле. Наконец, наиболее проблемная группа - общности, выделяемые по степени вовлеченности в религиозные практики иудаизма. И действительно, в клерикальном Израиле права светских евреев не находят должного отражения в Основных законах (отсутствие закрепления свободы совести и свободы вероисповедания). Для учета интересов данной группы общностей законодатель использует формулировку о «еврейском и демократическом» характере израильской государственности.
Подведем общий итог. О современном Израиле говорят как о «дробном обществе со множественной идентичностью» [9, с. 172]. Действительно, в израильском обществе этническая и религиозная идентичность закономерно доминирует над идентичностью всех народов как израильтян [10], а вопросы конституционно-правового положения иудаизма систематически становятся объектом политической борьбы23. Однако евреи вне зависимости от страны прибытия и религиозной
23 См., например: Walla: ультраортодоксы требуют от коалиции принять Основной закон о «ценности изучения Торы», 01.02.2018 [Электронный ресурс] // Новости Израиля. - URL: https://www.newsru.co.il/israel/01feb2018/limud_701.html (дата обращения: 29.07.2020).
ОПЫТ
общности, к которой они принадлежат, ощущают себя единым народом. Данную особенность правомерно выразить формулой «единство в многообразии». Важным средством обеспечения выступает конституционно-правовое регулирование. Вполне возможно, что именно стрем-
ление обеспечить единство еврейского народа в его историко-культурном и антропологическом разнообразии обусловливает несовершенства и внутренние противоречия конституционно-правового регулирования положения еврейских религиозных общин Израиля.
Литература
1. ИзаксонР.А. К вопросу о положении арабского населения в государстве Израиль // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2015. № 4 (75). С. 135-141.
2. Лакер В. История сионизма. - Москва: Крон-пресс, 2000. - 848 с.
3. Примаков Д.Я. Становление израильского права глазами израильских правоведов // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2010. № 6 (293). С. 144-156.
4. Новиков М.В. Клерикальное государство и церковь. Взаимоотношения церкви и государства в Израиле и в сопредельных странах: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - Москва: Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2013. - 37 с.
5. Баркман Л. Семейное право - Раввинатские суды [Электронный ресурс] // Israelinfo: израильское право: сайт. - URL: https://pravo.israelinfo.co.il/articles/sem/1145 (дата обращения: 22.07.2020).
6. Овчинников А. Место и роль религиозных судов в современном обществе. Раввинский суд [Электронный ресурс] // ZAKON.RU. - URL: https://zakon.ru/blog/2014/3/31/mesto_i_rol_religioznyx_sudov_v_sovremennom_obshhestve_ravvinskij_sud (дата обращения: 25.07.2020).
7. Кротов А.В. Право на национальное самоопределение в конституционном праве Израиля // Право и политика. 2019. № 12. С. 60-71.
8. АптекманА. Графа национальность в паспорте [Электронный ресурс] // Israelinfo: израильское право: сайт. - URL: https:// pravo.israelinfo.co.il/answers/img/6034 (дата обращения: 22.07.2020).
9. Стюарт Ф. Миротворчество в Израиле: на пути к открытому обществу в условиях устойчивой демократии // Религия и общество на Востоке. Выпуск IV / под ред. А.В. Сарабьева. - Москва: Институт востоковедения РАН, 2020. С. 162-183.
10. Изаксон Р.А. Этноконфессиональный состав национальных меньшинств в государстве Израиль // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 9 (83). С. 89-91.
References
1. Izakson R.A. K voprosu o polozhenii arabskogo naseleniya v gosudarstve Izrail' // Vestnik Vostochno-Sibirskogo instituta MVD Rossii. 2015. № 4 (75). S. 135-141.
2. Laker V. Istoriya sionizma. - Moskva: Kron-press, 2000. - 848 s.
3. Primakov D.Ya. Stanovlenie izrail'skogo prava glazami izrail'skikh pravovedov // Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedenii. Pravovedenie. 2010. № 6 (293). S. 144-156.
4. Novikov M.V. Klerikal'noe gosudarstvo i tserkov'. Vzaimootnosheniya tserkvi i gosudarstva v Izraile i v sopredel'nykh stranakh: avtoreferat dissertatsii na soiskanie uchenoi stepeni kandidata yuridicheskikh nauk. - Moskva: Moskovskii gosudarstvennyi yuridicheskii universitet imeni O.E. Kutafina (MGYuA), 2013. - 37 s.
5. Barkman L. Semeinoe pravo - Ravvinatskie sudy [Elektronnyi resurs] // Israelinfo: izrail'skoe pravo: sait. - URL: https://pravo. israelinfo.co.il/articles/sem/1145 (data obrashcheniya: 22.07.2020).
6. OvchinnikovA. Mesto i rol' religioznykh sudov v sovremennom obshchestve. Ravvinskii sud [Elektronnyi resurs] // ZAKON.RU. -URL: https://zakon.ru/blog/2014/3/31/mesto_i_rol_religioznyx_sudov_v_sovremennom_obshhestve_ravvinskij_sud (data obrashcheniya: 25.07.2020).
7. KrotovA.V. Pravo na natsional'noe samoopredelenie v konstitutsionnom prave Izrailya // Pravo i politika. 2019. № 12. S. 60-71.
8. AptekmanA. Grafa natsional'nost' v pasporte [Elektronnyi resurs] // Israelinfo: izrail'skoe pravo: sait. - URL: https://pravo.israelinfo. co.il/answers/img/6034 (data obrashcheniya: 22.07.2020).
9. Styuart F. Mirotvorchestvo v Izraile: na puti k otkrytomu obshchestvu v usloviyakh ustoichivoi demokratii // Religiya i obshchestvo na Vostoke. Vypusk IV / pod red. A.V. Sarab'eva. - Moskva: Institut vostokovedeniya RAN, 2020. S. 162-183.
10. Izakson R.A. Etnokonfessional'nyi sostav natsional'nykh men'shinstv v gosudarstve Izrail' // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. 2017. № 9 (83). S. 89-91.
(статья сдана в редакцию 20.07.2020)