Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ КОНФРОНТАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЕС И ВЕНЕСУЭЛЫ'

ОСОБЕННОСТИ КОНФРОНТАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЕС И ВЕНЕСУЭЛЫ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
255
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / ВЕНЕСУЭЛА / САНКЦИИ / ПЕРЕГОВОРНЫЙ ПРОЦЕСС / ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС / EUROPEAN UNION / VENEZUELA / SANCTIONS / NEGOTIATION PROCESS / POLITICAL CRISIS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Розенталь Дмитрий Михайлович

Статья посвящена отношениям Евросоюза и Венесуэлы на фоне острого политического и экономического кризиса в латиноамериканской стране. Проанализированы различные формы взаимодействия Брюсселя и Каракаса. При этом акцент сделан на политике санкций, участии ЕС в переговорном процессе между чавистами и оппозицией, оказании гуманитарной помощи населению Боливарианской республики. Евросоюз стоит перед непростым выбором. Снижение градуса напряженности с правительством Н. Мадуро может усилить его влияние на политические процессы в Венесуэле. С другой стороны, эта политика способна осложнить отношения ЕС с Соединенными Штатами Америки и оппозиционными движениями, объединившимися вокруг фигуры Хуана Гуайдо и принявшими решение бойкотировать парламентские выборы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE CONFRONTATIONAL INTERACTION BETWEEN THE EU AND VENEZUELA

The article deals with the relations between the European Union and Venezuela in the source of an acute political and economic crisis. The author analyzes the various spheres of interaction between Brussels and Caracas, examines the evolution of the position of the EU. The main attention is paid to the policy of sanctions, to the EU's involvement into the negotiation process between the chavistas and the opposition, the humanitarian aid provided to the population of the Bolivarian Republic. The European Union faces difficult options. A de-escalation of tension with the government of Nicolas Maduro may strengthen the role of the EU in Venezuela. On the other hand, this policy could complicate the EU's relations with the United States and the opposition movements, which have united around the figure of Juan Guaido and have decided to boycott the parliamentary elections. The article is based on the latest factual data and sources that have not yet been introduced into scientific field.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ КОНФРОНТАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЕС И ВЕНЕСУЭЛЫ»

УДК 327

Дмитрий РОЗЕНТАЛЬ

ОСОБЕННОСТИ КОНФРОНТАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЕС И ВЕНЕСУЭЛЫ

Статья поступила в редакцию 24.09.2020

Аннотация. Статья посвящена отношениям Евросоюза и Венесуэлы на фоне острого политического и экономического кризиса в латиноамериканской стране. Проанализированы различные формы взаимодействия Брюсселя и Каракаса. При этом акцент сделан на политике санкций, участии ЕС в переговорном процессе между чавистами и оппозицией, оказании гуманитарной помощи населению Боливарианской республики. Евросоюз стоит перед непростым выбором. Снижение градуса напряженности с правительством Н. Мадуро может усилить его влияние на политические процессы в Венесуэле. С другой стороны, эта политика способна осложнить отношения ЕС с Соединенными Штатами Америки и оппозиционными движениями, объединившимися вокруг фигуры Хуана Гуайдо и принявшими решение бойкотировать парламентские выборы.

Ключевые слова: Европейский союз, Венесуэла, санкции, переговорный процесс, политический кризис.

Вовлеченность ЕС в венесуэльский кризис обуславлена все большей ролью, которую европейское объединение играет на международной арене. Наряду с другими субъектами мировой политики, оно стремится принять активное участие в разрешении противоречий и реализовать свой сценарий урегулирования ситуации в латиноамериканской стране. При этом действия Европейского союза зачастую отличаются от методов США, направленных на экономические средства влияния на противника. Речь скорее идет о побуждении руководства Боливарианской республики к диалогу для предотвращения прямого столкновения власти и оппозиции.

Брюссель разделяет основные установки Вашингтона, не признает правительство Н. Мадуро и оспаривает законность политических решений Каракаса. Вместе с тем активные торгово-экономические, культурные связи Венесуэлы и ЕС, а также стремление к усилению своего влияния могут побудить руководство ЕС к более решительным действиям.

© Розенталь Дмитрий Михайлович - к.и.н., заместитель директора Института Латинской Америки РАН, доцент факультета мировой экономики и мировой политики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Адрес: 115035, Россия, Москва, ул. Б. Ордынка, д. 21/16. Е-шаИ: rozentaldm@gmail.com БОТ: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope62020101111

Неровные контуры сотрудничества

Отношения ЕС и Венесуэлы ранее характеризовались двумя тенденциями. С одной стороны, их отличал высокий уровень торгово-экономических связей -объединение стало вторым партнером латиноамериканской страны после США, развивалось сотрудничество в областях энергетики, туризма, продовольствия [Ка-нунников, 2014: 72]. При этом номенклатура импортируемых в Европу товаров в значительной мере ограничивалась сырьем: бокситами, алюминием, углем, никелем, драгоценными камнями, фруктами, кофе. Обратно поступали строительные материалы, транспортные средства, промышленная продукция [Кусова, 2015].

С другой стороны, партнерские отношения нередко осложнялись возникающими конфликтами. Настойчивые попытки венесуэльского руководства пересмотреть условия работающих в стране компаний из Евросоюза ослабляли позиции европейского бизнеса [Яковлев, 2007] и способствовали росту взаимной напряженности. Так, в 2013 г. правительство Уго Чавеса (1999-2013 гг.) национализировало филиал испанского банка Santander, при этом финансовая компенсация этой меры оказалась сильно занижена1. Угрозы экспроприации раздавались и в адрес Banco Bilbao Vizcaya Argentaría2.

Противоречия существовали и в политическом поле: они наблюдались между Боливарианской республикой и наиболее близкой ей европейской страной - Испанией. Достоянием широкой общественности стала, мягко говоря, непарламентская дискуссия между королем Хуаном Карлосом (1975-2014 гг.) и Чавесом на Иберо-американском саммите в Чили в 2007 г.3 Тогда скандал удалось урегулировать, -государственные деятели смогли сохранить конструктивные отношения. Каракас обвиняли в попытках влиять на принимаемые Мадридом ^решения через финансовую помощь партии левого толка «Мы можем» (Podemos) . Доставалось от известного своим эпатажным поведением венесуэльского президента и другим членам ЕС. Так, в 2006 г. Чавес посетил Лондон, провел беседу с его тогдашним мэром Кеном Ливингстоном, но демонстративно отказался от встречи с премьер-министром Тони Блэром (1997-2007 гг.) [Маркано, Тышка, 2009: 356].

Особенности политики руководства Венесуэлы не могли не сказаться на интеграционных интересах страны. В 2015 г. в ходе встречи в верхах Евросоюз - Сообщество стран Латинской Америки и Карибского бассейна (Comunidad de Estados

1 Santander y BBVA en Venezuela: uno nacionalizado y otro amenazado (2018) URL: https://galicia.economiadigital.es/finanzas-y-macro/bbva-santander-venezuela-chavez_553556_102.html (дата обращения: 01.09.2020)

2 Chavez threatens Venezuela unit of Spain's BBVA bank (2010) URL: https://www.reuters.com/article/venezuela-banks/chavez-threatens-venezuela-umt-of-spains-bbva-bank-idUSN0710670020101208 (дата обращения: 12.09.2020)

3 Straschnoy C. A 10 años del famoso "¿Por qué no te callas?" (2017) URL: https://www.telam.com.ar/notas/201711/221460-por-que-no-te-callas-chavez-rey-juan-carlos-10-anios.html (дата обращения: 17.08.2020)

4 Martín S. Irán y Venezuela financiaron el partido «Podemos» a través de HispanTV (2020) URL: https://es.panampost.com/sabrina-martin/2020/05/19/iran-y-venezuela-financiaron-el-partido-podemos-a-traves-de-hispantv/ (дата обращения: 15.08.2020)

Latinoamericanos y Caribeños, CELAC) мнения разных государств о ситуации с правами человека в Венесуэле значительно разошлись. В 2017 г. саммит вовсе был перенесен из-за невозможности выработки единой позиции по этому вопросу [Тайар, 2018]. Наконец, вступление Каракаса в Общий рынок Южной Америки (Mercado Común del Sur, Mercosur) затруднило проводимые этим сообществом переговоры с ЕС о создании зоны свободной торговли из-за того, что ведение хозяйственной деятельности в Боливарианской республики не отвечало требованиям открытой экономики [Гриценко, 2018].

Неудивительно, что в этих условиях симпатии истеблишмента ЕС были на стороне противников режима Николаса Мадуро (2013 г. - настоящее время). Подтверждением этого стала декларация, принятая в 2016 г. Европарламентом, с призывом к правительству гарантировать гражданам основные права и свободы, а также освободить политических заключенных [Хадорич, Хейфец, 2017: 81]. В 2017 г. Ев-ропарламент вручил венесуэльской оппозиции премию имени Андрея Сахарова за особый вклад в развитие демократии. Примечательно, что это событие произошло в год председательства в Национальной ассамблее Хулио Борхеса - лидера партии «Справедливость превыше всего» (Primero Justicia, PJ), поддерживающей наиболее тесные связи с Брюсселем.

Ослабление международных позиций Каракаса [Розенталь, 2016], поляризация в обществе и социально-экономическая нестабильность привели к массовым антиправительственным протестам. Провозглашение себя временным главой государства председателем Национальной ассамблеи Хуаном Гуайдо1 обозначило острую фазу кризиса. В этих условиях 23 января 2019 г. - в день наиболее масштабных антиправительственных демонстраций - ЕС выступил за проведение новых президентских выборов2, фактически солидаризуясь с действиями оппозиции. Вместе с тем прийти к единому мнению относительно дипломатического признания ее лидера члены еврообъединения не смогли. По словам тогдашнего высокого представителя Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Федерики Моге-рини (2014-2019 гг.), каждое правительство должно было принять это решение са-мостоятельно3.

Испания, Франция, Великобритания и Германия потребовали от официальных властей Боливарианской республики провести повторные выборы президента, в

1 В декабре 2020 г. Хуан Гуайдо потерял пост главы Национального собрания (венесуэльского парламента), поскольку на выборах победила Единая социалистическая партия главы Боливарианской республики Николаса Мадуро. Верховный представитель ЕС по иностранных делам Жозеп Боррель заявил, что Евросоюз больше не признает Гуайдо «временным президентом страны», но считает «видным деятелем оппозиции» - Ред.

2 Declaration by the High Representative on behalf of the European Union on latest developments in Venezuela (2019) URL: https://www.consilium.europa.eu/en/press/press-releases/2019/01/23/declaration-by-toe-Wgh-representative-on-behalf-of-the-european-union-on-latest-developments-in-venezuela/ (дата обращения: 27.08.2020).

3 Fernández Nays A. Por qué la Unión Europea no ha reconocido a Juan Guaidó como presidente interino de Venezuela? (2019) URL: https://www.univision.com/noticias/crisis-en-venezuela/por-que-la-union-europea-en-bloque-no-ha-reconocido-a-juan-guaido-como-presidente-interino-de-venezuela (дата обращения: 21.08.2020).

противном случае угрожая признать Гуайдо1. Это условие, которое не могло быть выполнено правительством Мадуро, во многом означало поддержку венесуэльской оппозиции со стороны крупнейших стран ЕС. Таким образом, сначала Европарла-мент2, а затем практически все страны объединения провозгласили председателя Национальной ассамблеи временным главой государства. Исключениями стали Италия и Кипр, однако и они выступили за скорейшее проведение повторного голосования3.

В ЕС было немало сил, не поддержавших признание Гуайдо. В частности, из 705 членов Европарламента против этого проголосовали 104 депутата, еще 88 человек воздержались4. Раскритиковал этот шаг лидер испанской партии «Мы можем» Пабло Иглесиас, обвинив венесуэльскую оппозицию в государственном перевороте [Воротникова, 2019: 39]. Неодобрение выразили немецкие левые5. Вместе с тем принятое большинством стран ЕС решение изменило политическую реальность, обострив отношения между Каракасом и Брюсселем.

Основные формы взаимодействия

С одной стороны, глубокий социально-экономический и политический кризис, а также риск прямых столкновений противоборствующих сил в Венесуэле обусловили пристальное внимание ЕС к этому государству. С другой, то и дело раздававшаяся в Брюсселе критика чавистов, а также признание большинством стран ЕС временным президентом Гуайдо снизили влияние европейской дипломатии на правительство Мадуро. В этих условиях основными формами взаимодействия стали политика санкций, посредничество в переговорах и гуманитарная помощь.

В отличие от Вашингтона, Евросоюз не стремился к разрушению венесуэльской хозяйственной системы, речь шла о побуждении правительства Мадуро к переговорам. Этот подход не предполагал болезненных экономических санкций, оказывающих негативное воздействие на положение населения. Кроме того, отсутствие консенсуса среди стран-членов и правила Единого рынка не позволяли ЕС выработать эффективную политику применения ограничительных мер. В то же время, по справедливому мнению российской исследовательницы Т.А. Воротниковой, по мере

1 Watts J. Venezuela crisis: UK, France, Germany and Spain demand Maduro calls election within eight days (2019) URL: https://www.independent.co.uk/news/uk/politics/venezuela-crisis-uk-guaido-maduro-president-jeremy-hunt-election-spain-france-germany-a8748021.html (дата обращения: 22.08.2020).

2 Opinion: EU foreign policy has failed Venezuela in a crucial time (2019) URL: https://www.dw.com/en/opinion-eu-foreign-policy-has-failed-venezuela-in-a-crucial-time/a-47337182 (дата обращения: 26.07.2020).

3 De Miguel B., Pacho L. Las razones de los países de la UE que no reconocen a Guaidó. El País. 05.02.2019.

4 Fernández Nays A. Op. cit.

5 Simsek A. Germany: Left Party accuses US of coup bid in Venezuela (2019) URL: https://www.aa.com.tr/en/americas/germany-left-party-accuses-us-of-coup-bid-in-venezuela/1377214 (дата обращения: 29.08.2020).

развития кризисных тенденций в республике позиция Брюсселя ужесточалась [Воротникова, 2019: 40].

Еще в 2017 г. было введено эмбарго на поставку в Венесуэлу оружия и средств подавления протестов населения, телекоммуникационного оборудования, предназначенного для перехвата сообщений в мобильной или электронной сетях. Действие этой меры было продлено до ноября 2020 г.1 Кроме того, были приняты персональные санкции против должностных лиц Боливарианской республики - двадцати пяти чиновникам запрещен въезд на территорию ЕС [Абрамова, 2020: 121].

В кампанию по давлению на администрацию Мадуро оказался втянут европейский капитал. В частности, французский нефтегазовый гигант Total был вынужден эвакуировать персонал из страны, так как американские рестрикции привели к заморозке всех счетов предприятия2. Решение о сворачивании операций приняла и Repsol (Испания)3. Впрочем, практика, когда компании из ЕС страдают от направленных против третьих стран санкций Вашингтона, нередка и подробно описана в научной литературе [Тимофеев, 2020].

Широкий общественный резонанс вызвал отказ Банка Англии выдать принадлежащее венесуэльскому правительству золото по запросу официальных властей. Основанием для него стала позиция Лондона, не признающего действующее руководство Боливарианской республики. Было удержано до 1 млрд долл. , что составляло почти пятую часть заблокированных средств Каракаса в международных финансовых институтах5. Попытка оспорить это решение в суде Соединенного Королевства не имела успеха. Лишь после успешной апелляции британская юстиция передала администрации Мадуро контроль над ранее замороженными средствами6.

В июне 2020 г. Европейский союз распространил персональные санкции еще на одиннадцать чиновников в ответ на признание Верховным судом Венесуэлы председателем Национальной ассамблеи Луиса Парру. В Брюсселе посчитали, что выборы спикера прошли с большим числом нарушений и использованием административного ресурса со стороны правительства7. Новые ограничительные меры

1 EU Sanctions Map. Venezuela (2020) URL: https://www.sanctionsmap.eu/#/main/details/44/?search=%7B%22value%22:%22%22,%22searc hType%22:%7B%7D%7D (дата обращения: 07.09.2020)

2 Mcguinness R. Venezuela crisis: French oil giant Total evacuates staff from Venezuela amid US sanctions (2019) URL: https://www.express.co.uk/news/world/1084623/venezuela-latest-total-oil-gas-france-us-venezuela-crisis (дата обращения: 07.09.2020)

3 Arostegu M. Spanish Oil Giant Winds Down Operations in Venezuela (2019) URL: https://www.voanews.com/europe/spanish-oil-giant-winds-down-operations-venezuela (дата обращения: 09.09.2020)

4 Venezuela gold: UK High Court rules against Nicolás Maduro Published 2 July (2020) URL: https://www.bbc.com/news/world-latin-america-53262767 (дата обращения: 07.09.2020)

5 Трамп, разблокируй Венесуэлу! - Пресс-конференция Чрезвычайного и Полномочного Посла Боливарианской Республики Венесуэла в России Карлоса Рафаэля Фариа Тортосы, URL: https://interaffairs.ru/news/show/22778 (дата обращения: 18.08.2020)

6 Venezuela gold: Maduro government wins in UK appeals court (2020) URL:

https://www.bbc.com/news/world-latin-america-54418537 (дата обращения: 15.10.2020).

Council Implementing Regulation (EU) 2020/897 of 29 June 2020 URL: https://eur-lex. europa. eu/legal-

предсказуемо вызвали негативную реакцию в Каракасе - было заявлено о высылке посла ЕС, однако впоследствии это решение было отменено1. Некоторое снижение напряженности обуславливалось прагматическими соображениями: ЕС играл важную роль в переговорном процессе и оказывал значительную гуманитарную помощь этой латиноамериканской стране.

Традиционно европейские политики и общественные деятели способствовали переговорам между властью и оппозицией в Венесуэле. Так, в 2016 г. в таких переговорах участвовал экс-премьер Испании Луис Родригес Сапатеро, однако тогда прогресса добиться не удалось [Политические конфликты..., 2017: 118-119]. За диалог выступал и папа римский Франциск, обладающий большим авторитетом в Латинской Америке. Впрочем, лишь после обострения кризиса и установления фактического двоевластия в стране поддержание контактов между сторонами конфликта стало насущной задачей многих субъектов мировой политики.

В этих условиях ЕС учредил Международную контактную группу (МКГ) по ситуации в Венесуэле. При этом помимо европейских стран (Франции, Германии, Италии, Нидерландов, Португалии, Испании, Швеции и Великобритании), группа включала в себя и латиноамериканские государства - Боливию, Коста-Рику, Эквадор, Панаму и Уругвай. В ее работе также принимала участие Ф. Могерини.

Страны-участницы за исключением Боливии, не подписавшей итоговый документ, поддержали скорейшее проведение президентских выборов2. Подобное решение позволило известному российскому исследователю П.П. Яковлеву небезосновательно говорить о попытках поставить развитие Венесуэлы «под внешний контроль» [Яковлев, 2019: 45]. Неудивительно, что деятельность МКГ оказалась неэффективна и не привела к сближению позиций противоборствующих сторон. Созданная изначально на девяносто дней для урегулирования кризиса3 Международная контактная группа превратилась в постоянно действующий институт, наблюдающий за ситуацией в Боливарианской республике. Зачастую Каракас воспринимал действия и инициативы ЕС враждебно и не шел на компромисс. Ситуацию не смогло изменить и назначение известного уругвайского экономиста, бывшего главы Межамериканского банка развития Энрике Иглесиаса специальным представителем ЕС по Венесуэле. Тем не менее ему удалось наладить коммуникацию между сторонами, провести рабочие встречи с Мадуро и Гуайдо.

Определенные успехи в налаживании диалога были достигнуты Норвегией и Швецией. Им удалось организовать серию консультаций, часть из них проводилась

content/EN/TXT/?uri=uriserv:0J.LI.2020.205.01.0001.01.ENG&toc=0J:L:2020:205I:T0C (дата обращения: 10.09.2020).

1 Carter B., Sandford A. Venezuela reverses plan to expel EU ambassador (2020) URL: https://www.euronews.com/2020/06/30/venezuela-maduro-expels-eu-ambassador-after-brussels-imposes-sanctions (дата обращения: 11.09.2020).

2 Comunicado del Grupo de Contacto sobre Venezuela (2019) URL: https://www.udigital.uy/comunicado-grupo-contacto-internacional-venezuela-montevideo. (дата обращения: 12.09.2020).

3 Qué es el Grupo de Contacto Internacional sobre Venezuela? (2019) URL: https://www.elespectador.com/noticias/el-mundo/que-es-el-grupo-de-contacto-internacional-sobre-venezuela/ (дата обращения: 02.08.2020).

на Барбадосе. Позитивную роль сыграли непредвзятость и богатый опыт урегулирования внутренних конфликтов, имеющихся у скандинавских стран. Вместе с тем противоборствующие стороны в Венесуэле не были готовы к компромиссу, что в конечном итоге привело к прекращению переговорного процесса.

Большое значение ЕС придавал гуманитарной помощи, на которую с 2018 г. потратил около 117,6 млн евро1. При этом распределение упомянутой помощи среди жителей латиноамериканского государства, по словам Могерини, проходило в тесной кооперации с международными организациями и на принципах политической нейтральности [Щербак, 2019]. Работу осложняли опасения венесуэльского правительства, что таким образом ЕС стремился ослабить его позиции внутри страны и дестабилизировать обстановку. Тем не менее обвал всех социально-экономических показателей, миграционный кризис и бедственное положение населения побудили администрацию Мадуро принять предложенные Евросоюзом меры поддержки2.

Основное внимание ЕС сосредоточил на преодоление негативных последствий венесуэльского миграционного кризиса, затронувшего и другие страны региона [Кудеярова, Розенталь, 2020]. С 2016 г. на решение этой проблемы он предоставил порядка 320 млн евро [Абрамова, 2020: 121]. Большой вклад внесла Испания, ставшая основным европейским направлением миграции выходцев из Боливарианской республики [Кудеярова, 2019]. В результате проведенной Мадридом и Брюсселем конференции международные доноры пообещали выделить 2,5 млрд долл. на нужды латиноамериканских государств, пострадавших от наплыва беженцев и переселенцев3.

Несмотря на сложное и порой конфронтационное взаимодействие между Каракасом и Брюсселем, Евросоюз стал ключевым субъектом мировой политики, вовлеченным в венесуэльский кризис. Для правительства Мадуро имели большое значение усилия ЕС по организации переговоров с оппозицией и вклад в решение социальных проблем страны.

Евросоюз перед выбором

Ключевое условие выхода из политического кризиса и стабилизации обстановки внутри Венесуэлы - нормализация отношений с крупными мировыми игроками. Особую роль в этом смысле играет ЕС, наблюдающий за развитием ситуации в стране и готовый предложить свои услуги в качестве медиатора переговорного процесса. Для правительства Мадуро крайне важно признание европейскими функ-

1 EU increases emergency assistance to Venezuela by €50 million (2019) URL: https://ec.europa.eu/echo/news/eu-increases-emergency-assistance-venezuela-50-million_en (дата обращения: 19.08.2020).

2 Nicolás Maduro acepta ayuda humanitaria de la Unión Europea (2019) URL: https://www.milenio.com/internacional/nicolas-maduro-acepta-ayuda-humanitaria-union-europea (дата обращения: 12.09.2020).

3 EU mobilises international donors to support Venezuelan refugees and migrants and countries in the region (2020) URL: https://europeansting.com/2020/05/27/eu-mobilises-international-donors-to-support-venezuelan-refugees-and-migrants-and-countries-in-the-region/ (дата обращения: 11.08.2020).

ционерами легальности и легитимности проходящих в латиноамериканском государстве политических процессов.

В этом смысле серьезным ударом по правительству Мадуро стало решение ЕС отказаться от мониторинга парламентских выборов, назначенных на декабрь 2020 г. Глава европейской дипломатии Жозеп Боррель заявил об отсутствии в стране условий для наблюдения за электоральной процедурой1. На ситуацию не повлияли и отправленные венесуэльским президентом письма генеральному секретарю ООН Антонио Гутерришу и самому Боррелю2. Таким образом, Евросоюз поддержал значительную часть венесуэльских партий, решивших бойкотировать выбо-

3

ры .

Против этого шага выступили некоторые противники режима Мадуро. В частности, один из наиболее популярных оппозиционных политиков Энрике Каприлес выражал желание принять участие в парламентских выборах и призвал ЕС осуществить их мониторинг. При этом важной особенностью, по его мнению, должно было стать наблюдение не только за голосованием, но и за предшествующей электоральной кампанией4.

Идея Каприлеса не была лишена логики. Социально-экономическая ситуация в стране оставалась сложной, а правящая Единая социалистическая партия Венесуэлы (Partido Socialista Unido de Venezuela, PSUV) продолжала сдавать позиции. От ее поддержки отказались традиционные сторонники - Коммунистическая партия (Partido Comunista de Venezuela, PCV) и «Родина для всех» (Patria Para Todos, PpT)5. Объединившись с умеренными кандидатами Энри Фальконом и Хавьером Бертуч-чи, оппозиция могла претендовать на значительное число мест в парламенте. Наблюдатели от ЕС, в свою очередь, ограничили бы применение административного ресурса.

Этот сценарий не был реализован. В октябре 2020 г. Каприлес также отказался от участия в парламентских выборах, предложив отложить голосование. Свое решение политик обосновал вспышкой пандемии COVID-19 и отказом ЕС провести

1 Venezuela: Statement by the High Representative/Vice-President Josep Borrell (2020) URL: https://eeas.europa.eu/headquarters/headquarters-homepage/83991/venezuela-statement-high-representativevice-president-josep-borrell_en (дата обращения: 02.09.2020).

2 President Maduro Invites UN, EU Observers to December Elections URL: https://www.telesurenglish.net/news/President-Maduro-Invites-UN-EU-Observers-to-December-Elections-20200903-0010.html (дата обращения: 03.09.2020).

3 Twitter del partido Voluntad Popular 02.08.2020 URL: https://twitter.com/DiputadosVP/status/1290023915457318918/photo/1 (дата обращения: 23.08.2020).

4 La UE y Venezuela. La comunidad internacional está obligada a garantizar unas elecciones limpias y transparentes (2020) URL: https://elpais.com/opinion/2020-09-08/la-ue-y-venezuela.html (дата обращения: 23.08.2020).

5 Twitter de Partido Comunista de Venezuela (2020) URL: https://twitter.com/PcvVenezuela/status/1293337317642510342?ref_src=twsrc%5Etfw%7Ctwca mp%5Etweetembed%7Ctwterm%5E1293337317642510342%7Ctwgr%5E&ref_url=https%3A% 2F%2Ftalcualdigital.com%2Fpcv-y-ppt-dejan-de-apoyar-a-nicolas-maduro-y-lanzan-plataforma-electoral%2F (дата обращения: 02.09.2020).

мониторинг электоральной процедуры1. Нельзя исключать и давления, оказанного на него другими оппозиционными лидерами и странами «коллективного Запада».

Разногласия по венесуэльскому вопросу существуют и среди европейских политиков. Особенно четко они проявились в ходе международного турне Гуайдо в начале 2020 г. Так, председатель правительства Испании Педро Санчес не смог провести с ним рабочую встречу, делегировав на нее министра иностранных дел Аранчу Гонсалес Лайя. В то же время в аэропорту Мадрида состоялись переговоры между исполнительным вице-президентом Боливарианской республики Делси Род-ригес, которой запрещен въезд в ЕС2, и министром транспорта королевства Хосе Луисом Абалосом. Тема диалога осталась неизвестной.

Этой встрече сопутствовали появившиеся в прессе слухи о возможной приватизации государственной нефтегазовой компании Petróleos de Venezuela, Sociedad Anónima, в которой наряду с «Роснефтью» и Eni SpA (Италия) должна была участвовать Repsol3. Наконец тесные торгово-экономические связи двух стран (в испано-венесуэльской торговой палате зарегистрированы 94 предприятия королевства [Tirado Sánchez, 2019: 243]) побуждали Мадрид к нормализации отношений.

Впрочем, вряд ли встреча в мадридском аэропорту свидетельствовала о корректировке позиции ЕС. В ходе рабочей поездки Гуайдо провел беседы с президентом Франции Эммануэлем Макроном, канцлером ФРГ Ангелой Меркель, высоким представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозепом Бор-релем, что лишний раз подчеркнуло неизменность позиции Евросоюза и его готовность поддержать венесуэльскую оппозицию.

* * *

ЕС стоит перед непростой дилеммой. Следование избранной линии на проведение новых президентских выборов и непризнание правительства Мадуро уменьшают влияние объединения на политические процессы в Венесуэле. Вместе с тем некоторая нормализация отношений Брюсселя и Каракаса может вызвать критику со стороны США и значительной части истеблишмента Евросоюза, недовольного положением с правами человека в Боливарианской республике4, а также большой части оппозиции, объединившейся вокруг Гуайдо.

1 Moleiro A. Capriles rechaza participar en las elecciones de diciembre en Venezuela si no se aplazan (2020) URL: https://elpais.com/internacional/2020-09-30/capriles-rectoza-participar-en-las-elecciones-de-diciembre-en-venezuela-si-no-se-aplazan.html (дата обращения: 03.10.2020).

2 Maduro aviva la polémica Delcy-Ábalos y asegura que lo hablado "es secreto" (2020) URL: https://www.lainformacion.com/mundo/maduro-aviva-polemica-delcy-abalos-hablado-secreto/6544131/ (дата обращения: 12.09.2020).

3 Maduro negocia privatizar la petrolera PDVSA por falta de dinero para reflotarla (2020) URL: https://www.abc.es/internacional/abci-maduro-negocia-privatizar-petrolera-pdvsa-falta-dinero-para-reflotarla-202001290236_noticia.html (дата обращения: 11.08.2020).

4 Informe de la Oficina de las Naciones Unidas para los Derechos Humanos sobre Venezuela insta a adoptar de inmediato medidas para detener y remediar graves violaciones de derechos (2019) URL:

Было бы неоправданно ожидать радикального изменения позиции руководства ЕС по ситуации в Венесуэле. Политические предпочтения лидеров Евросоюза лежат не на стороне правительства Мадуро. Вместе с тем в среднесрочной перспективе возможны некоторые корректировки; к этому Брюссель побуждают развитые торгово-экономические связи и часть европейской элиты, симпатизирующая официальному Каракасу. Многое будет зависеть от дальнейшего развития кризиса и изменения расстановки сил внутри Боливарианской республики, Евросоюза и на международной арене в целом.

Список литературы

Абрамова М.Г. (2020) Латинская Америка - проснувшийся вулкан? (Взгляд из Евросоюза). Европейский союз: факты и комментарии, № 98. С. 120-123.

Воротникова Т.А. (2019) Евросоюз и Венесуэла: разводные мосты сотрудничества. Русская политология, № 4. С. 38-44.

Гриценко И.А. (2018) Переговоры ЕС - Меркосур: роль Аргентины вчера и сегодня. Актуальные проблемы Европы, № 3. С. 172-191.

Канунников А.А. (2014) Европейский союз - Латинская Америка: экономическое, политическое, социальное сотрудничество. ИЕ РАН, Москва. С. 102.

Кудеярова Н.Ю. (2019) Латиноамериканцы в Испании через десять лет после миграционного бума. Латинская Америка, № 10. С. 31-47.

Кудеярова Н.Ю. Розенталь Д.М. (2020) Венесуэльский миграционный кризис: демография, нефть и государство. Латинская Америка, № 6. С. 42-56.

Кусова А.Х. (2015) Внешнеторговые связи Латинской Америки и Европейского союза. Латинская Америка, № 4. С. 23-30.

Маркано К. Тышка А.Б. (2009) Уго Чавес. История одной личности. Амфора. Санкт-Петербург. 480 с.

Политические конфликты в Латинской Америке: вызовы стабильности и новые возможности (2017) Отв. ред. З.В. Ивановский. ИЛА РАН, Москва. 452 с.

Розенталь Д.М. (2016) Образ страны. Рассуждение о мягкой силе Венесуэлы. Латинская Америка, № 11. С. 68-80.

Тайар В.М. (2018) Европейский союз и Латинская Америка: межрегиональное экономическое взаимодействие в XXI веке. Актуальные проблемы Европы, № 3. С. 23-43.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тимофеев И.Н. (2020) Европейский парадокс: политика санкций США в отношении бизнеса стран ЕС. Современная Европа, № 2. С. 45-55. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope220204555.

Хадорич Л.В., Хейфец В.Л. (2017) Кризис в Венесуэле и региональная интеграция. Мировая экономика и международные отношения, № 5. С. 79-87.

Щербак И.Н. (2019) Европейский союз в поисках глобальной роли в управлении кризисами (на примере Венесуэлы). Научно-аналитический вестник Института Европы РАН, № 3. С. 82-89. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran320198289.

Яковлев П.П. (2019) Венесуэла: кризис эпохи конфликтной многополярности. Перспективы. Электронный журнал, № 1. С. 38-52.

Яковлев П.П. (2007) Иберо-американское сообщество - фактор взаимодействия Европы и Латинской Америки. Актуальные проблемы Европы, № 3. С. 66-100.

References

Abramova M.G. (2020) Latinskaya Amerika - prosnuvshijsya vulkan? (Vzglyad iz Evrosoyuza). Evro-pejskij soyuz: fakty i kommentarii. № 98. pp. 120-123.

Gricenko I.A. (2018) Peregovory ES - Merkosur: rol' Argentiny vchera i segodnya. Aktual'nye problemy Evropy. № 3, pp. 172-191.

https://www.ohchr.org/SP/NewsEvents/Pages/DisplayNews.aspx?NewsID=24788&LangID=S (дата обращения: 10.09.2020).

Kanunnikov A.A. (2014) Evropejskij soyuz - Latinskaya Amerika: ekonomicheskoe, politicheskoe, so-cial'noe sotrudnichestvo. IE RAN, Moscow, pp. 102.

Kudeyarova N.YU. (2019) Latinoamerikancy v Ispanii cherez desyat' let posle migracionnogo buma. Latinskaya Amerika. № 10, pp. 31-47.

Kudeyarova N.YU. Rozental' D.M. (2020) Venesuel'skij migracionnyj krizis: demografiya, neft' i gosu-darstvo. Latinskaya Amerika. № 6, pp. 42-56.

Kusova A.H. (2015) Vneshnetorgovye svyazi Latinskoj Ameriki i Evropejskogo soyuza. Latinskaya Amerika. № 4, pp. 23-30.

Markano K. Tyshka A.B. (2009) Ugo Chaves. Istoriya odnoj lichnosti. Amfora. Sankt-Peterburg. 480 s.

Politicheskie konflikty v Latinskoy Amerike: vyzovy stabil'nosti i novye vozmozhnosti (2017) Otv. red. Z.V. Ivanovskij. ILA RAN, Moscow, 452 P.

Rozental' D.M. (2016) Obraz strany. Rassuzhdenie o myagkoj sile Venesuely. Latinskaya Amerika. № 11, pp. 68-80.

Tajar V.M. (2018) Evropejskiy soyuz i Latinskaya Amerika: mezhregional'noe ekonomicheskoe vza-imodejstvie v XXI veke. Aktual'nyeproblemy Evropy. № 3, pp. 23-43.

Timofeev I.N. (2020) Evropejskiy paradoks: politika sankcij SSHA v otnoshenii biznesa stran ES. Sov-remennaya Evropa. № 2. pp. 45-55. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope220204555

Tirado Sánchez A. (2019) Venezuela Más allá de mentriras y mitos. Tres Cantos. Madrid, p. 271.

Tramp, razblokiruj Venesuelu! - Press-konferenciya Chrezvychajnogo i Polnomochnogo Posla Bo-livarianskoj Respubliki Venesuela v Rossii Karlosa Rafaelya Faria Tortosy, URL: https://interaffairs.ru/news/show/22778 (accessed: 18.08.2020).

Hadorich L.V., Hejfec V.L. (2017) Krizis v Venesuele i regional'naya integraciya. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya. № 5, pp. 79-87.

Shcherbak I.N. (2019) Evropejskiy soyuz v poiskah global'noy roli v upravlenii krizisami (na primere Venesuely). Nauchno-analiticheskij vestnik Instituta Evropy RAN. № 3, pp. 82-89. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran320198289

Vorotnikova T.A. (2019) Evrosoyuz i Venesuela: razvodnye mosty sotrudnichestva. Russkaya poli-tologiya. № 4, pp. 38-44.

Yakovlev P.P. (2019) Venesuela: krizis epohi konfliktnoj mnogopolyarnosti. Perspektivy. Elektronnyj zhurnal. № 1, pp. 38-52.

Yakovlev P.P. (2007) Ibero-amerikanskoe soobshchestvo - faktor vzaimodejstviya Evropy i Latinskoy Ameriki. Aktual'nye problemy Evropy. № 3, pp. 66-100.

Features of the Confrontational Interaction Between the EU and Venezuela

Received 24.09.2020

Author: Rozental D., Candidate of Sciences (History), Deputy Director of the Institute of Latin America, Russian Academy of Sciences, Associate Professor at the Department of World Economy and International Affairs of National Research University - Higher School of Economics. Address: 21/16, Bolshaya Ordyn-ka Street, Moscow, Russia, 115035. E-mail: rozentaldm@gmail.com

Abstract. The article deals with the relations between the European Union and Venezuela in the source of an acute political and economic crisis. The author analyzes the various spheres of interaction between Brussels and Caracas, examines the evolution of the position of the EU. The main attention is paid to the policy of sanctions, to the EU's involvement into the negotiation process between the chavistas and the opposition, the humanitarian aid provided to the population of the Bolivarian Republic. The European Union faces difficult options. A de-escalation of tension with the government of Nicolas Maduro may strengthen the role of the EU in Venezuela. On the other hand, this policy could complicate the EU's relations with the United States and the opposition movements, which have united around the figure of Juan Guaido and have decided to boycott the parliamentary elections. The article is based on the latest factual data and sources that have not yet been introduced into scientific field.

Keywords: European Union, Venezuela, sanctions, negotiation process, political crisis.

DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope62020101111

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.