педагогические науки
Зиньковская Анастасия Владимировна, Андресян Изабелла Феликсовна ОСОБЕННОСТИ КОМПЬЮТЕРНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ КАК ВИДА ...
УДК 372.881.1
DOI: 10.26140/bgz3-2019-0802-0058
ОСОБЕННОСТИ КОМПЬЮТЕРНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ КАК ВИДА КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
© 2019
Зиньковская Анастасия Владимировна, доктор филологических наук, профессор кафедры «Английская филология» Андресян Изабелла Феликсовна, студентка факультета «Романо-германская филология» Кубанский государственный университет (350040, Россия, Краснодар, ул. Ставропольская. 149, e-mail:[email protected])
Аннотация. Цель: исследовать особенности компьютерного тестирования как формы контроля знаний, умений и навыков обучающихся. Методы: диалектический подход к изучению взаимодействия педагога с обучающимися, результатом чего является передача и усвоение знаний, умений и навыков, которые были предусмотрены содержанием обучения. Диалектический подход определил использование конкретных методов исследования: эмпирические методы исследования, направленные на накопление педагогических фактов, их отбор, анализ, синтез, количественную обработку и методы теоретического уровня: отбор и классификация материала, изучение, анализ и синтез научной литературы по теме исследования, моделирование, контент - анализ и др. Результаты: на основе анализа научной литературы авторы выделяют достоинства и недостатки тестирования, которые следует учитывать при организации и проведении контроля качества знаний. При анализе роли и значения компьютерного тестирования при изучении иностранного языка авторы особо останавливаются на одном из самых популярных методов проверки знаний - онлайн тестировании, выделяя его преимущества. В статье авторы акцентируют внимание на конкретных условиях рационального использования тестирования - это валидность, надежность и практичность. Научная новизна: в статье исследована роль и значение компьютерного тестирования при изучении иностранного языка с целью повышения эффективности использования учебного времени на всех этапах организации контроля, дифференциации учебной деятельности, активизации и развития познавательных и творческих способностей обучающихся. Практическая значимость: основные положения статьи могут использоваться в научной и педагогической деятельности при проведении оценки знаний, умений и навыков обучающихся при проведении текущего и итогового контроля.
Ключевые слова. Компьютерное тестирование, контроль качества знаний, информационные технологии, умения и навыки, учебно-познавательная деятельность, валидность тестов, надежность тестов, практичность тестов.
FEATURES OF COMPUTER TESTING AS A TYPE OF QUALITY CONTROL OF KNOWLEDGE IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE
© 2019
Zinkovskaya Anastasia Vladimirovna, doctor of philology, professor of department of «English Philology» Andresyan Isabella Felixovna, student of faculty «Romance and germanic philology» Kuban State University (350040, Russia, Krasnodar, street. Stavropolskaya 149, e-mail:[email protected])
Abstract. Purpose: to investigate the features of computer testing as a form of control of knowledge and skills of students. Methods: dialectical approach to the study of the interaction of the teacher with the students, the result of which is the transfer and assimilation of knowledge, skills and abilities that were provided by the content of training. Dialectical approach determined the use of specific research methods: empirical research methods aimed at the accumulation of pedagogical facts, their selection, analysis, synthesis, processing, and quantitative methods at the theoretical level: the selection and classification of material, the study, analysis and synthesis of scientific literature on the research topic, modeling, content analysis, etc. Results: based on the analysis of scientific literature the authors identify the advantages and disadvantages of testing that should be considered when organizing and conducting quality control knowledge. In the analysis of the role and importance of computer testing in the study of a foreign language, the authors focus on one of the most popular methods of knowledge testing - online testing, highlighting its advantages. In the article the authors focus on the specific conditions of rational use of testing-it is validity, reliability and practicality. Scientific novelty: the article investigates the role and importance of computer testing in the study of a foreign language in order to improve the efficiency of the use of educational time at all stages of the organization of control, differentiation of educational activities, activation and development of cognitive and creative abilities of students. Practical significance: the main provisions of the article can be used in research and teaching activities in the assessment of knowledge, skills and abilities of students during the current and final control.
Keywords. Computer testing, quality control of knowledge, information technology, skills, educational and cognitive activity, validity test, reliability test, usability test.
В последние десятилетия при изучении иностранных языков стало широко применяться компьютерное тестирование. Несмотря на широкие накопленные российские и зарубежные научные исследования вопросов тестологии, роли и значения тестирования в учебном процессе, влияния новых технологий на психику человека, проблем внедрения информационно-коммуникационных технологий в процесс преподавания иностранных языков (В. С. Аванесова [1], В.Ю. Переверзев, [2], А.Н. Щукин [3], П.В. Сысоев[4], Л.К. Никитина [5], А.А. Кузнецов [6], В.С. Лукиных [7], Н.Г. Акатова [8] и д.р.), к сожалению, компьютерное тестирование при изучении иностранных языков до сих пор не используется в должной мере и не имеет научно обоснованной методологии и методики обучения. На сегодняшний день в услови-
ях развития дистанционного образования при изучении иностранных языков именно эти исследования становятся предметом изучения.
Анализ процедуры компьютерного тестирования показал, что данный вид тестирования имеет свои достоинства и недостатки. К достоинствам, прежде всего, следует отнести возможность сэкономить средства, расходуемые на печать бланковых тестов; повысить информационную безопасность, упростить процедуру подсчета результатов. Особая роль компьютерного тестирования отводится при текущем контроле, самоконтроле и самоподготовке учащихся. Можно выделить несколько достоинств педагогического контроля при компьютерном тестировании. Во-первых, это расширение спектра измеряемых умений и навыков. Во-вторых, широкое
Zinkovskaya Anastasia Vladimirovna, Andresyan Isabella Felixovna pedagogical
FEATURES OF COMPUTER TESTING AS A TYPE OF QUALITY ... sciences
применение аудио- и видеофайлов, интерактивности и др. В-третьих, возможность сбора информации о совершенствовании знаний, умений и навыков обучающихся в результате использования тестовой методики.
В тоже время, компьютерное тестирование как форма контроля, помимо достоинств имеет и недостатки, которые следует учитывать при организации, проведении и обобщении результатов компьютерного тестирования. На наш, взгляд, можно выделить несколько таких недостатков, а правильнее сказать, особенностей. Во-первых, не всегда обучающиеся психологически адекватно реагируют на компьютерное предъявление тестов. Во-вторых, на результаты тестирования несомненно влияет владение современными информационными технологиями обучающегося, влияние интерфейса на результаты тестирования. В-третьих, педагогическая общественность порой ставит под сомнение надежность результатов компьютерного тестирования в связи с тем, что слишком много ограничений при компьютерном предъявлении теста. В-четвертых, для того, чтобы с уверенностью утверждать, что тест объективен, необходима его апробация на большой выборке, в течении длительного времени. В-пятых, принято считать, что компьютерное тестирование наиболее объективный способ контроля качества знаний обучающих, однако с этот тезис можно поставить под сомнение, поскольку автор теста, как правило, педагог, имеющий субъективное мнение и индивидуальный. В-шестых, результаты тестирования также могут зависеть от структуры теста, от места и времени проведения тестирования, от психологического настроя обучающихся.
В тоже время вышеперечисленные особенности тестирования не умоляют его значимости, как метода педагогического контроля. Положительные качества метода требуют его использования в оценке и контроле качества знаний обучающихся. Специалисты-филологи подчеркивают, что при изучении иностранного языка следует оптимизировать использование различных методик преподавания, поскольку чрезмерное увлечение одной методикой (например, тестированием) может привести к необъективной оценке знаний обучающего и соответственно вместо пользы принести вред в процессе преподавания иностранного языка [9].
При анализе роли и значения компьютерного тестирования при изучении иностранного языка следует особо остановиться на одном из самых популярных методов проверки знаний - онлайн тестировании. Главный принцип такого рода тестов заключается в применении четко выделенных вопросов и задач, разделенных на группы, в зависимости от значимости.
Наиболее явными плюсами онлайн тестирования являются проведение теста на вне зависимости от места нахождения тестируемого, практически мгновенный анализ полученных результатов, анонимность - отсутствие доступа к результатам тестирования посторонних лиц, формирование базы данных результатов тестированиях, что позволит оценить динамику обучаемости, отсутствие временных ограничений при проведении тестирования, возможность рассмотрения конкретного вопроса с нескольких точек зрения. Все это еще раз подтверждает тезис о том, что, онлайн тестирование является наиболее эффективным, быстрым и гибким способом проверки знаний обучающихся.
Правомерно задаться вопросом: «Имеет ли компьютерное тестирование при изучении иностранных языков преимущество перед другими видами контроля качества усвоения учебного материала?» Ответ очевиден -безусловно, ведь это одновременный контроль знаний большого количества обучающихся и, как следствие, сокращение времени на его проведение. Компьютерное тестирование позволяет дать комплексную оценку качества усвоения материала и проводить эту оценку системно, выявлять типичные ошибки и недостатки и в преподавании, и в усвоении материала. Систематическое ис-48
пользование тестовой методики и анализ ее результатов позволяет педагогу позволяет откорректировать методику преподавания, сконцентрировать свое внимание на слабоосвоенных разделах, внести коррективы в программу обучения, а использование компьютерного тестирования развивает познавательные и аналитические способности обучающихся, мотивирует их на обучение иностранным языкам с использованием инновационных обучающих программ.
Особое место в системе тестирование принадлежит тестированию текущей успеваемости. Педагог оценивает приобретенные способности обучающихся, возможность использовать те или иные речевые обороты конкретного языкового материала в определенных условиях общения.
Для рационального использования тестирования при изучении иностранного языка, педагогу следует выполнить несколько условий - это валидность, надежность и практичность. Выполнение этих условий позволяет более эффективно использовать сэкономленное учебное временя.
Валидность тестов текущей успеваемости во многом зависит от того, насколько тесты отвечают поставленным целям и результаты соответствуют поставленным задачам.
В тестировании по иностранным языкам используются способы тестового контроля знаний обучающихся. Неклюева Л.В. приводит несколько примеров приемов тестового контроля навыков и умений обучающихся: «ответы на вопросы с опорой на средства наглядности или на контекст жизнедеятельности ученика; реагирование на речевую ситуацию, заданную средствами наглядности; формулирование просьб или вопросов с опорой на вербальный стимул на русском языке («спросим...», «попросим...» и т.п.); формулирование высказывания в ответ на заданное; выполнение серии распоряжений (просьб); ответы на вопросы в форме «да» - «нет»; письменные ответы на русском или немецком языке на вопросы по содержанию прослушанного теста и т.д.»[10].
Эффективность тестового контроля, связана и с его надежностью. Если тест надежный, то результаты тестирования, как правило, объективны. Объективность в оценке знаний обучающихся, предполагает использование ожидаемых реакций обучающихся. Некоторые критики данного метода считают, что тестирование ненадежный метод, так как он дает возможность просто случайно угадать правильный ответ, в результате этого искажаются результаты контрольного измерения умений и навыков. Степень надежности результатов тестирования можно увеличить в нескольких случаях, как считает Неклюева Л.В., и мы с ней полностью согласны: «использование максимального количества пунктов каждого задания, замена в тех случаях, где это возможно, двоичной системы оценивания речевых и неречевых реакций испытуемых (по типу «правильно/неправильно», «1 балл - 0 баллов») на более дробную шкалу; к примерам, приведенным выше, можно добавить следующей; замена двоичной системы оценивания на троичную типа «правильно и уверенно» (2) - «правильно, но не совсем уверенно» (1) -неправильно» [10].
Эффективность использования методов тестирования также зависит от следующих факторов. Во-первых, конфиденциальность информации о правильных ответах. Во-вторых, реалии школьной жизни таковы, что, всегда находятся «творческие» обучающиеся, которые пройдя тестирование, готовы поделиться данной информацией с друзьями из других классов. Решается данная проблема просто - использовать свой вариант теста для каждого класса.
Конструирование тестов сложный и трудоемкий процесс, требующий четкого формулирования вопросов и проработки ответов. Ведь если очевидность приводимых неверных ответов очень явственна, обучающийся может просто угадать правильный ответ. В этом слу-Baltic Humanitarian Journal. 2019. Т. 8. № 2(27)
педагогические науки
Зиньковская Анастасия Владимировна, Андресян Изабелла Феликсовна ОСОБЕННОСТИ КОМПЬЮТЕРНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ КАК ВИДА ...
чае тестирование теряет всякий смысл и его применение нецелесообразно. Однако, достоверных сведений, по поводу того, что тестируемый может узнать языковую единицу в речи в естественных условиях или при чтении нет. В этой связи утверждать, что есть жесткая связь между нетестовыми и тестовыми заданиями, так и между «языковыми» и «речевыми» тестами не представляется возможным
Таким образом, можно утверждать, что успешное выполнение теста по иностранному языку может считаться однозначным показателем сформированных знаний, умений и навыков обучающего использовать соответствующий материал в речи [11-21]. В случае, отрицательного результата, с уверенностью можно говорить, что обучающийся не владеет соответствующим материалом. В тоже время использование компьютерного тестирования в обучении позволяет дифференцировать учебную деятельность, активизирует познавательную деятельность обучаемых и развивает их творческие способности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Аванесов В.С. Научные проблемы тестового контроля знаний. М, 1994.135 с.
2. Переверзев В.Ю. Критериально-ориентированное педагогическое тестирование [Текст]: учебное пособие: Российский ун-т дружбы народов. Москва: Логос, 2003. 120 с.
3. Щукин А. Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам. Москва: Филоматис, 2013. 188 с.
4. Сысоев П. В., ЕвстигнеевМ. Н. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных Интернет-технологий; Москва: Феникс, Глосса-Пресс, 2014. 180 c.
5. Никитина Л. К. Технологии подготовки к аттестации по иностранному языку. Москва: КАРО, 2015. 256 с.
6. Кузнецов А.А. Мониторинг качества подготовки учащихся: организация // Стандарты и мониторинг в образовании. 2000. № 5. С.38-44.
7. Лукиных В. С., Ветлугина Н. О. Использование тестовых форм контроля по иностранному языку в начальной школе // Молодой ученый. 2015. №10.5. С. 16-17.- URL https://moluch.ru/archive/90/18046/.
8. Акатова Н.Г. Теоретическая модель реализации компьютерного тестирования студентов неязыковых вузов по иностранному языку // Образование и общество. Орел, 2010. No5 (64). С. 58-62.
9. Архангельская Т.С. Немецкий язык: Учебник / Т.С. Архангельская, Г.Я. Стратонова. СПб.: СпецЛит, 2015. 285 с.
10. Неплюева Л.В. Доклад на тему «Виртуальные олимпиады, компьютерное тестирование». URL https://multiurok.ru/files/doklad-na-ti-emu-virtual-nyie-olimpiady-komp-iutier.html.
11. Китайгородская Г. А. Интенсивное обучение иностранным языкам. Теория и практика; Высшая школа, Школа Китайгородской, Москва, 2014. 280 c.
12. Конышева А. В. Современные методы обучения английскому языку; Москва: ТетраСистемс, 2011. - 304 с.19.
13. Кукушин В. С. Иностранные языки. Сценарии творческих уроков. Москва:МарТ, 2012. 128 с.
14. Никитина Л. К. Технологии подготовки к аттестации по иностранному языку. Москва: КАРО, 2015. 256 с.24.
15. Никуличева Д. Б. Как найти свой путь к иностранным языкам. Лингвистические и психологические стратегии полиглотов. Москва: Наука, 2014. 304 с.
16. Пассов Е. И., Кузовлева Н. Е. Урок иностранного языка. Москва: Феникс, Глосса-Пресс, 2011. 640 с.
17. Щерба Л. В. Преподавание языков в школе. Общие вопросы методики; Филологический факультет СПбГУ. Москва: Академия, 2013. 160 с.
18. Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам. Теория и практика. Москва: Филоматис. 2014. 480 с.
19. Щукин А. Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам. Москва: Филоматис, 2013. 188 с.
20. Зиньковская А.В., Андресян И. Ф. Национально-культурное своеобразие фразеологических единиц с именами собственными в современном английском языке // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. №4(21). С.91-94.
21. Тимаева В.С. Тестирование как метод контроля качества усвоения учебного материала учащимися. URL https://открытыйурок. рф/статьи/500954/
Статья поступила в редакцию 04.03.2019
Статья принята к публикации 27.05.2019