Научная статья на тему 'Особенности комплексной стратегии на каждом этапе жизненного цикла организации'

Особенности комплексной стратегии на каждом этапе жизненного цикла организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1950
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / КОМПЛЕКСНАЯ СТРАТЕГИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ОРГАНИЗАЦИИ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / COMPLEX STRATEGY / STRATEGIC MANAGEMENT / LIFE CIRCLE OF ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семенова Валерия Валерьевна, Левшина Мария Сергеевна

Рассмотрены стадии жизненного цикла организации согласно классификации И. Адизеса. Проанализированы составляющие комплексной стратегии предприятия. Выделены ведущие стратегии на каждом этапе жизненного цикла организации. Доказано, что, благодаря правильному распределению сил в зависимости от уровня развития кампании, возможно обеспечить ее устойчивое развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Семенова Валерия Валерьевна, Левшина Мария Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARTICULAR QUALITIES OF COMPLEX STRATEGY ON EVERY STAGE OF ORGANIZATION’SLIFE CYCLE

In the article was considered stages of organization’s life circle according to I. Adiz-es’s classification. We also analyzed components of organization’s complex strategy. There were dedicated leading strategies on every stage of organization’s life circle. In this article was proved that it is possible to ensure sustainable development of a company thanks to the proper distribution of forces depending on evolution stage.

Текст научной работы на тему «Особенности комплексной стратегии на каждом этапе жизненного цикла организации»

УДК 658.1

ОСОБЕННОСТИ КОМПЛЕКСНОЙ СТРАТЕГИИ НА КАЖДОМ ЭТАПЕ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ОРГАНИЗАЦИИ

В.В. Семенова, М.С. Левшина

Рассмотрены стадии жизненного цикла организации согласно классификации И. Адизеса. Проанализированы составляющие комплексной стратегии предприятия. Выделены ведущие стратегии на каждом этапе жизненного цикла организации. Доказано, что, благодаря правильному распределению сил в зависимости от уровня развития кампании, возможно обеспечить ее устойчивое развитие.

Ключевые термины: устойчивое развитие, комплексная стратегия, стратегический менеджмент, жизненный цикл организации.

В середине прошлого столетия возросшая мощь экономики превратилась из созидательной силы в разрушительную. Мировое сообщество осознало, что ресурсы природы не безграничны, ее способность к самовосстановлению в ближайшее время будет исчерпана, и человечеству грозит глобальный кризис - социально-политический, экономический и экологический. В результате мир столкнулся с необходимостью формирования новой модели развития цивилизации, способной противостоять надвигающемуся кризису [1]. Попыткой разрешить эту проблему стало создание новой концепции - концепции устойчивого развития.

На сегодняшний день перед организациями, которые приняли решение заниматься внедрением и реализацией концепции устойчивого развития, стоит задача грамотного стратегического менеджмента.

Согласно модели жизненного цикла организации И. Адизеса, все организации как живые организмы, проходят через схожие стадии жизненного цикла и демонстрируют прогнозируемые и повторяющиеся модели поведения [2]. На каждой новой стадии развития любая организация сталкивается со схожим набором задач и сложностей с учетом специфики деятельности. Успех организации по И. Адизесу определяется способностью менеджеров управлять переходом от одной стадии к другой.

Важной составляющей эффективного управления является стратегическое планирование. В условиях современной российской экономики задача стратегического планирования бизнеса должна решаться как одна из основных на пути от экономического спада к экономическому развитию. Наиболее эффективным при решении данной задачи видится системный подход. Г.Б. Клейнером была предложена комплексная социально-экономическая стратегия предприятия, суть которой заключается в необходимости учитывать при разработке стратегии предприятия всех составляющих его деятельности.

Мы считаем, что на каждой стадии жизненного цикла, ведущей становиться одна или несколько составляющих комплексной стратегии.

Так, на стадии «Выживания», то есть на этапе создания организации, ведущими можно выделить технологическую и товарно-рыночную стратегии предприятия. На этом этапе у основателя создается бизнес-идея, он ослеплен заманчивостью самой инновации. В связи с этим важно обратить больше внимания на изучение реального положения дел на рынке, на уже существующие товары, (услуги) и способы их продвижения, а также на имеющиеся технологии производства, чтобы обеспечить достаточный уровень конкурентоспособности организации и интерес со стороны инвесторов.

На стадии «Младенчество» И. Адизес указывает на необходимость притока денежных средств, так как на этом этапе важны масштабные первоначальные инвестиции. В связи с этим, на второй стадии наиболее важной становится финансово-инвестиционная стратегия предприятия [3]. Совокупность стратегических решений в рамках данной стратегии позволит определить размеры и направления источников привлечения финансовых средств, а также приоритеты и динамику их расходования в целях реализации бизнес - идеи.

Стадия «Быстрого роста» характеризуется относительной финансовой стабильностью и ростом уровня продаж. На этом этапе фирма внутренне еще не структурирована, что может угрожать дальнейшему ее функционированию. В связи с этим важно усилить внимание на разработке и реализации институциональной стратегии, чтобы определить состав, взаимодействие и особенности функционирования внутрифирменных институтов [4]. Боле того, на этой стадии особо важны отношения с окружающей средой, так как кампания реагирует на предлагаемые рынком возможности, а не предвидит и не планирует их. Для того чтобы успешно решать возможные проблемы необходимо обратиться к разработке эвентуальной стратегии предприятия, создание которой может помочь организации анализировать события, также предвидеть и реагировать на процессы окружающей среды.

На этапе «Юность» организация переживает второе свое рождение. На этом этапе становятся необходимыми децентрализация и делегирование полномочий, а, следовательно, продолжает преобладать институциональная стратегия. Руководству организации необходимо выработать четкую структуру организации и систему подчинённости, чтобы избежать в дальнейшем конфликтов в этой области. На стадии "юности" проявляется такая проблема как осознанное противоречие между потребностями фирмы и потребностями ее сотрудников. В связи с этим, ведущее значение приобретает стратегия управления организационной культурой. Необходимо выработать систему общепринятых в организации представлений и подходов к постановке дела, к формам отношений и к достижению результатов деятельности, которые отличают данную организацию от всех других [5].

«Расцвет» является наиболее благоприятной стадией жизненного цикла организации. На данном этапе важно найти баланс между всеми тринадцатью комплексными стратегиями предприятия. Помочь в решении данной задачи призвана стратегия управления предприятием, которая охватывает все стороны деятельности организации. Руководству фирмы необходимо сохранить количественный и качественный рост организации за счет притока новых сил, реструктуризации, а также сохранения духа предпринимательства.

В случае если организации не удалось поддерживать в себе постоянную изменчивость, инновационность, то наступает опасная стадия «стабилизации». Очевидная стабильность присутствия фирмы на рынке приводит к тому, что ресурсы на исследование урезаются в пользу расходов на экстраполятивное развитие. Это начало старения - фирма ориентируется все больше на свое прошлое. Для того чтобы сохранить баланс в развитии организации, необходимо поддерживать ведущее значение самого продукта и его реализации. В связи с этим важно обратить большее внимание на товарно-рыночную стратегию предприятия и разработать если не новую продукцию, то существенно усовершенствовать выпускаемые товары и увеличить затраты на маркетинг.

В противном случае неизбежно наступление стадии «Аристократизма». Все больше средств идет не на инновации и развитие, а на контроль, страхование и обустройство. На этом этапе фирма не предпринимает никаких рискованных действий. Стареющая организация, как видно, снова впадает в младенческую безответственность [6]. Раньше - потому, что фирмы еще, по сути, не было, теперь - потому, что она есть и словно была всегда и пребудет вечно. Предполагаем, что на данной стадии ситуацию может поправить более глубокая разработка кадровой стратегии, с помощью которой можно привлечь молодых кадров. Омоложение коллектива, в свою очередь, приведет к появлению новых идей развития бизнеса.

Можно продлить жизнь фирмы на каждой стадии старения, но в итоге организация в любом случае перейдет к следующей стадии «ранней бюрократизации». Этот этап характерен по формулировке И. Адизеса «управленческой паранойей». Работа с рынком и потребителем уходит на задний план. Чаще всего на этом этапе руководство фирмы уже мало занимается комплексам стратегическим планированием. Наиболее приемлемой стратегией в этот период видится подготовка к следующему этапу жизненного цикла - стадии «бюрократизма и смерти».

Бюрократическая организация обладает множеством систем со слабой функциональной ориентацией. Любое, даже самое небольшое, изменение в окружающей среде может привести к гибели организации. Помочь избежать полного уничтожения организации может усиленная разработка стратегии реструктуризации. Благодаря правильной реализации данной стратегии в рамках комплексной стратегии возможна реорганизация пред-

приятия, образование на его базе других организаций, нахождение новых путей функционирования и развития. Таким образом, на стадии бюрократизма предприятие прекращает свое существование либо полностью, либо в первоначальном виде и начинает свой жизненный цикл заново.

Таким образом, стратегическое планирование и управление являются важными составляющими деятельности предприятия на каждом этапе его жизненного цикла. Именно в рамках этой деятельности принимаются основные решения по внедрению и реализации концепции устойчивого развития организации. К сожалению, на практике стратегии предприятий редко носят комплексный характер, что существенно снижает их эффективность. С большой долей вероятности можно утверждать, что выделение ведущей стратегии на каждом этапе жизненного цикла организации может существенно повысить эффективность деятельности организации, снизив влияние негативных факторов, а также продлить срок жизни фирмы.

Список литературы

1. Михалев О.В. экономическая устойчивость хозяйственных систем: методология и практика научных исследований и прикладного анализа. СПб.: Издательство Санкт-Петербургской академии управления и экономики, 2010. 200 с.

2. Адизес Ицхак. Управление жизненным циклом корпорации. Питер, 2008. С. 384

3. Клейнер Г.Б., Тамбовцев В.Л., Качалов Р.М. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность / под общ. ред. С.А. Панова. М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 2009. 289 с.

4. Клейнер Г.Б. Стратегия предприятия. М: Дело, 2008. С. 568

5. Теория организации: учебник / Д. Б. Олянич [и др.]. Ростов н/Д: Феникс, 2008. 408 с.: ил. (Высшее образование).

6. Левяков О.М., Теория жизненных циклов организации И. Адизе-са и российская действительность. [Электронный ресурс]

Семенова Валерия Валерьевна, канд. экон. наук, доц., зам. зав. каф., [email protected], Россия, Москва, Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ),

Левшина Мария Сергеевна, аспирант, maria. levshina2104@,gmail.com, Россия, Москва, Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ)

PARTICULAR QUALITIES OF COMPLEXSTRATEGY ONEVERYSTAGE OF ORGANIZATION 'S LIFE CYCLE

V.V. Semenova, M. S. Levshina

In the article was considered stages of organization's life circle according to I. Adiz-es's classification. We also analyzed components of organization's complex strategy. There were dedicated leading strategies on every stage of organization's life circle. In this article was proved that it is possible to ensure sustainable development of a company thanks to the proper distribution of forces depending on evolution stage.

Key words: sustainable development, complex strategy, strategic management, life circle of .organization.

Semenova Valeriya Valerievna, associate Professor, candidate of economy science, [email protected], Russia, Moscow, Moscow State University of Mechanical engineering (MAMI),

LevshinaMariya Sergeevna, postgraduate student, [email protected], Russia, Moscow, Moscow State University of Mechanical engineering (MAMI)

УДК 658.14.012

РАСЧЕТ РИСКА ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА С УЧЕТОМ ТЕКУЩЕГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

И.Ф. Шелопаева

Рассмотрено влияние текущего этапа развития экономики страны на уровень риска инновационных проектов. Разработаны критерии определения текущей фазы экономического цикла. Представлен перечень событий, которые целесообразно учесть при расчете инновационного риска проекта. Предложена методика учета влияния текущего этапа развития экономики на инновационный риск проекта.

Ключевые слова: инновационный риск, инновационный проект, этапы жизненного цикла, этапы развития экономики.

В течение последних лет наша страна динамично развивается в инновационной сфере. В конце января 2016 года агентство Bloomberg опубликовало рейтинг стран по степени инновационного развития их экономик. Россия заняла 12-е место благодаря лидерству в концентрации исследований, набрав 27 баллов [1].

Несмотря на столь очевидные успехи в области инноваций, общая тенденция развития экономики направлена на снижение (рис.). В наибольшей степени это связано с неблагоприятными внешнеэкономическими условиями. Некоторое влияние оказывает и нестабильная экономическая обстановка внутри страны. Как первый, так и второй факторы оказывают существенное влияние на развитие экономики страны, которое носит циклический характер. Наглядно цикличность развития экономики России представлена на рис.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.