Научная статья на тему 'Особенности коммуникаций подростков с расстройствами эмоционально-личностной сферы, обучающихся в массовом образовательном учреждении'

Особенности коммуникаций подростков с расстройствами эмоционально-личностной сферы, обучающихся в массовом образовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
327
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАССТРОЙСТВА ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ / НЕВРОТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА / NEUROTIC DISORDERS / ДЕПРЕССИВНЫЕ РАССТРОЙСТВА / DEPRESSIVE DISORDERS / ПОДРОСТКИ / ADOLESCENTS / УРОВЕНЬ ПРИНЯТИЯ ОКРУЖАЮЩИХ / THE LEVEL OF ACCEPTANCE OF OTHERS / КОММУНИКАТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ / COMMUNICATIVE CONTROL / КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / COMMUNICATION SKILLS / НАРУШЕНИЕ ПОВЕДЕНИЯ / BEHAVIORAL DISORDERS / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ / EMOTIONAL WELL-BEING / DISORDERS OF EMOTIONAL AND VOLITIONAL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Староверова Марина Семеновна

В последние годы выражена тенденция к увеличению количества подростков, имеющих пограничные расстройства эмоционально-волевой сферы. Значительную долю среди них составляют подростки, имеющие в анамнезе резидуально-органическое поражения ЦНС, которые наиболее сложно проходят данный этап развития и характеризуются расстройствами, не являющимися специфичными для подросткового периода. Представленное исследование посвящено изучению и описанию особенностей взаимодействия подростков с расстройствами эмоционально-волевой сферы с окружающими для определения основных направлений психолого-педагогического сопровождения в условиях массового образовательного учреждения. Показано, что подросткам данной категории свойственен низкий уровень коммуникативного контроля, проявляющийся в высокой импульсивности при общении и неумении соотносить свое поведение с поведением окружающих. Отчетливо выявлена разница в уровнях формирования коммуникативного контроля у подростков с депрессивными и невротическими расстройствами: подростки с депрессивными расстройствами испытывают большие сложности в контролировании эмоций в процессе общения, чем подростки с невротическими расстройствами. Низкий уровень принятия других у подростков с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения проявляется в «эмоциональной уплощенности» и нетерпимости по отношению к окружающим. При этом подростки с депрессивными расстройствами имеют «уровень принятия других» ниже, чем подростки с невротическими расстройствами. Выявленные особенности коммуникаций подростков, имеющих расстройства эмоционально-волевой сферы, должны коррегироваться как в процессе индивидуальной, так и в процессе групповой психотерапевтической работы, в рамках психолого-педагогического сопровождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Староверова Марина Семеновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES COMMUNICATION DISORDERS ADOLESCENTS WITH EMOTIONAL AND VOLITIONAL, PUPILS OF GENERAL EDUCATION OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS

In recent years expressed a tendency to increase the number of adolescents with borderline disorder emotional and volitional. A significant proportion of them are adolescents with a history of residual-organic CNS, which are the most difficult to pass this stage of development and are characterized by disorders that are not specific to adolescence. The present study focuses on the study and description of the interaction of adolescents with disorders of emotional and volitional with others to determine the main directions of psychological and pedagogical support in a mass educational institution. Detailed description of the results of the study of the communicative level of control and decision surrounding adolescents with disorders of emotional and volitional. It has been shown that young people in this category are characterized by low levels of communicative control, reflected in the high impulsivity in communication and inability to correlate their behavior with the behavior of others. Clearly revealed the difference in the levels of formation of communicative control in adolescents with depressive and neurotic disorders: adolescents with depressive disorders have great difficulty in controlling emotions in the process of communication, than teenagers with neurotic disorders. The low level of acceptance of other disorders in adolescents with emotional and volitional behavior and manifested in "emotional flatness" and intolerance towards others. At the same time adolescents with depressive disorders have a "level of acceptance of the other" lower than teenagers with neurotic disorders. These peculiarities of communication of adolescents with disorders of emotional and volitional should korregirovat in the process of individual and group psychotherapy in the process of work in the framework of psycho-pedagogical support.

Текст научной работы на тему «Особенности коммуникаций подростков с расстройствами эмоционально-личностной сферы, обучающихся в массовом образовательном учреждении»

Староверова Марина Семеновна ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАЦИЙ ПОДРОСТКОВ ...

УДК 159.9

ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАЦИЙ ПОДРОСТКОВ С РАССТРОЙСТВАМИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В МАССОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

© 2016

Староверова Марина Семеновна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Клиническая и специальная психология» Московский городской педагогический университет, Москва (Россия)

Аннотация. В последние годы выражена тенденция к увеличению количества подростков, имеющих пограничные расстройства эмоционально-волевой сферы. Значительную долю среди них составляют подростки, имеющие в анамнезе резидуально-органическое поражения ЦНС, которые наиболее сложно проходят данный этап развития и характеризуются расстройствами, не являющимися специфичными для подросткового периода. Представленное исследование посвящено изучению и описанию особенностей взаимодействия подростков с расстройствами эмоционально-волевой сферы с окружающими для определения основных направлений психолого-педагогического сопровождения в условиях массового образовательного учреждения. Подробно описаны результаты исследования уровня коммуникативного контроля и принятия окружающих подростками, имеющими расстройства эмоционально-волевой сферы. Показано, что подросткам данной категории свойственен низкий уровень коммуникативного контроля, проявляющийся в высокой импульсивности при общении и неумении соотносить свое поведение с поведением окружающих. Отчетливо выявлена разница в уровнях формирования коммуникативного контроля у подростков с депрессивными и невротическими расстройствами: подростки с депрессивными расстройствами испытывают большие сложности в контролировании эмоций в процессе общения, чем подростки с невротическими расстройствами. Низкий уровень принятия других у подростков с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения проявляется в «эмоциональной уплощенности» и нетерпимости по отношению к окружающим. При этом подростки с депрессивными расстройствами имеют «уровень принятия других» ниже, чем подростки с невротическими расстройствами. Выявленные особенности коммуникаций подростков, имеющих расстройства эмоционально-волевой сферы, должны коррегироваться как в процессе индивидуальной, так и в процессе групповой психотерапевтической работы, в рамках психолого-педагогического сопровождения.

Ключевые слова: расстройства эмоционально-волевой сферы, невротические расстройства, депрессивные расстройства, подростки, уровень принятия окружающих, коммуникативный контроль, коммуникативные способности, нарушение поведения, эмоциональное самочувствие.

FEATURES COMMUNICATION DISORDERS ADOLESCENTS WITH EMOTIONAL AND VOLITIONAL, PUPILS OF GENERAL EDUCATION OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS

© 2016

Staroverova Marina Semenovna, candidate of psychological sciences, assistant professor of "Clinical Psychology and Special" Moscow City Pedagogical University, Moscow (Russia)

Abstract. In recent years expressed a tendency to increase the number of adolescents with borderline disorder emotional and volitional. A significant proportion of them are adolescents with a history of residual-organic CNS, which are the most difficult to pass this stage of development and are characterized by disorders that are not specific to adolescence. The present study focuses on the study and description of the interaction of adolescents with disorders of emotional and volitional with others to determine the main directions of psychological and pedagogical support in a mass educational institution. Detailed description of the results of the study of the communicative level of control and decision surrounding adolescents with disorders of emotional and volitional. It has been shown that young people in this category are characterized by low levels of communicative control, reflected in the high impulsivity in communication and inability to correlate their behavior with the behavior of others. Clearly revealed the difference in the levels of formation of communicative control in adolescents with depressive and neurotic disorders: adolescents with depressive disorders have great difficulty in controlling emotions in the process of communication, than teenagers with neurotic disorders. The low level of acceptance of other disorders in adolescents with emotional and volitional behavior and manifested in «emotional flatness» and intolerance towards others. At the same time adolescents with depressive disorders have a «level of acceptance of the other» lower than teenagers with neurotic disorders. These peculiarities of communication of adolescents with disorders of emotional and volitional should korregirovat in the process of individual and group psychotherapy in the process of work in the framework of psycho-pedagogical support.

Key words: disorders of emotional and volitional, neurotic disorders, depressive disorders, adolescents, the level of acceptance of others, the communicative control, communication skills, behavioral disorders, emotional well-being.

Введение

По ряду причин психофизиологического и социального характера в последние годы отмечается тенденция к увеличению количества подростков, имеющих расстройства эмоционально-волевой сферы [3, 6 ,7, 18]. Так, в период с 2009 по 2014 гг. в медицинские учреждения страны обратились 296 566 подростков, имеющих расстройства эмоционально-волевой сферы, а именно депрессивные и невротические расстройства. Рост количества «внебольничных» подростков с пограничными психоневрологическими расстройствами в период 2000 по 2014 гг. составил 16,4% [11, 16].

Исследования показывают, что только 20% подростков, обучающихся в общеобразовательной школе, имеют нормативные показатели психического здоровья, а свыше 50% - относятся к так называемой "группе риска" [10, 14, 16, 19].

А.А.Северный, Ю.С.Шевченко, Н.М.Иовчук от-

мечают, что значительная доля подростков, имеющих расстройства поведения - это подростки, имеющие в анамнезе резидуально-органическое поражения ЦНС, которое оказывает неблагоприятную роль на обучение, личностное развитие и органическое функционирование подростка [15]. Подростки данной группы в большей мере испытывают трудности в общении и адаптации, в частности, для них характерно снижение активности и фона настроения.

Многие исследователи рассматривают подростковый криз, как фактор социальной дезадаптации, но в отношении подростков, имеющих органически-церебральную недостаточность это приобретает особое звучание. Подростки данной категории наиболее сложно проходят данный этап развития, и их значительная доля характеризуется расстройствами эмоционально-волевой сферы, не являющимися специфичными для подросткового периода [11]. Среди психических нарушений у под-

Староверова Марина Семеновна! ^^^Н ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАЦИЙ ПОДРОСТКОВ .

ростков, обучающихся в массовой школе от 65% - 85% занимают «внебольничные» психические расстройства, в основном невротического и депрессивного характера [14, 16, 18].

Таким образом, становится очевидной актуальность изучения и описания особенностей взаимодействия подростков с расстройствами эмоционально-волевой сферы в школе и социуме в целом, что позволит определить основные направления в рамках психологического сопровождения в данной категории.

Условия и методы исследования

В исследовании приняли участие 46 подростков в возрасте от 16 до 18 лет, обучающихся в общеобразовательных школах и проходивших лечение в психоневрологическом отделении РРЦ «Детство» Министерства здравоохранения РФ ^ 92.0, F 48) в 2013, 2014, 2015 гг.

Проведенное нами исследование включало в себя несколько взаимосвязанных этапов. Первым этапом стала оценка психоэмоционального состояния подростков. Это связано, во-первых, с необходимостью уточнить состояние подростков экспериментальной группы на момент проведения исследования для подтверждения имеющихся расстройств эмоционально-волевой сферы. Во-вторых, необходимо оценить психоэмоциональное состояние подростков, вошедших в контрольную группу, для того чтобы «отсечь» подростков с расстройствами эмоционально-волевой сферы, так как предварительно мы ориентировались только на данные медицинской карты образовательного учреждения и опрос педагогов. Оценка эмоционального самочувствия подростков проводилась с помощью опросника «Самочувствие, активность, настроение (САН)» авторы - В.А.Доскин, Н.А.Лаврентьева, В.Б.Шарай, М.П.Мирошников.

Второй этап исследования направлен на выявление особенностей коммуникаций у подростков с нарушениями эмоционально-волевой сферы, обучающихся в массовой школе. Для этого подросткам были предложены методика «Принятие других» В.Фейя и методика «Диагностика уровня коммуникативного контроля» М.Шнайдера.

Результаты исследования

Оценка эмоционального самочувствия позволяет говорить о том, что показатели подростков, отнесенных нами на основании анамнестических данных в экспериментальную группу, по категориям «самочувствие», «активность», «настроение» статистически значимо отличаются от показателей сверстников из контрольной группы. Сравнение показателей экспериментальной и контрольной группы представлено в таблице 1.

Таблица 1

Экспериментальная группа Контрольная группа и-критерий Уровень значимости

«С амочувствне» 606,000 1212,000 113,009 0,0001

«Активность» 323,000 345,000 132,009 0,0003

«Настроение» 533,000 1345,000 93.090 0,0002

для подростков, имеющих расстройства эмоционально-волевой, сферы характерно снижение уровня коммуникативного контроля, проявляющиеся в излишней импульсивности поведения и снижении контроля за своими эмоциями в ситуации общения. Наиболее иллюстративными являются показатели высокого уровня коммуникативного контроля, которые графически представлены на рисунке 1.

70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

I экспериментальная группа

I контрольная группа

Рисунок 1 - Показатели высокого уровня коммуникативного контроля

В связи с тем, что в экспериментальную группу вошли подростки, имеющие разнородные расстройства эмоционально-волевой сферы ^ 92.0, F 48) мы сочли возможным сопоставить показатели подростков, имеющих невротические и депрессивные расстройства. Результаты обследования подростков с депрессивными расстройствами приведены на рисунке 2.

Зафиксируем внимание на наиболее значимых различиях между подростками экспериментальной и контрольной групп. Так, анализ показателей экспериментальной группы по заданным категориям, свидетельствует о том, что психоэмоциональное состояние 76% подростков оценивается как неблагоприятное. Для них характерна общая пассивность и бездеятельность, которая сочетается со сниженным фоном настроения и пессимистическим взглядом на мир, а также малоподвижным образом жизни и «ощущением усталости», что косвенно подтверждает имеющиеся расстройства эмоционально-волевой сферы, которые определены ранее поставленными психоневрологическими диагнозами. Полученные результаты позволили нам сформировать достоверно различающиеся экспериментальную и контрольную группы.

Следующим шагом исследования стала оценка уровня коммуникативного контроля и коммуникативных реакций подростков в различных ситуациях взаимодействия. Анализ результатов свидетельствует о том, что

Рисунок 2 - Показатели уровня коммуникативного контроля в группе подростков с депрессивными расстройствами

Обращает на себя внимание тот факт, что в данной группе подростков не отмечен высокий уровень коммуникативного контроля, а значительная часть подростков имеет низкий уровень контроля, свидетельствующий о трудностях установления контакта с окружающими и не сдержанности эмоций в процессе общения.

Результаты обследования группы подростков, имеющих в анамнезе невротические расстройства, имеют более выраженную вариативность: в разных соотношениях представлены все уровни коммуникативного контроля. Графически анализ полученных результатов представлен на рисунке 3.

В ходе сравнения полученных данных отчетливо прослеживается разница в уровнях формирования коммуникативного контроля у подростков с депрессивными и невротическими расстройствами в анамнезе. Подростки с депрессивными расстройствами испытывают большие сложности в контролировании эмоций в процессе общения, чем подростки с невротическими расстройствами. Полученные нами данные коррелируют с ранее имеющимися данными, указывающими на значительное снижение уровня коммуникативного контроля у подростков с депрессивными расстройствами, в частности при депрессиях с нарушением поведения [8]._

Староверова Марина Семеновна ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАЦИЙ ПОДРОСТКОВ ...

70%

60%

50%

40%

30%

20%

10%

высоким

коммуникативный уровень контроля

средним

коммуникативным уровень контроля

низким

коммуникативным уровень контроля

I высоким показатЕль принятия других

средний показатель принятия других с ТЕНДЕНЦИЕЙ к высокому

I средний показатель принятия других с ТЕедЕНЦИЕЙ к низкому

■ низкий ппказатЕль принятия других

высоким показатель принятия других

средним показатель принятия других с тенденцием к высокому

I средним показатель принятия других с тенденцием к низкому

Рисунок 5 - Показатели уровня принятия других у подростков контрольной группы

Результаты обследования подростков контрольной группы, значительно отличаются от представленных выше результатов экспериментальной группы, и графически представлены на рисунке 5.

Сравнительный анализ результатов позволяет нам говорить о том, что у подростков, имеющих расстройства эмоционально-волевой сферы, отмечается низкий уровень принятия других, что в свою очередь влияет на поведение подростков - «эмоциональное безразличие» по отношению к окружающим.

Отметим, что отчетливо прослеживается разница в уровнях принятия других между подростками с депрессивными и невротическими расстройствами.

Рисунок 3 - Показатели уровня коммуникативного контроля в группе подростков с невротическими расстройствами

Выявление уровня принятия других людей подростками позволит понять, как подростки, имеющие расстройства эмоционально-волевой сферы и поведения оценивают себя и как это влияет на процесс общения. Результаты, полученные при обследовании экспериментальной группы, представлены на рисунке 4.

I высоким показатель принятия других

среднии показатель принятия друпих с тенденцией к высокому

I средний показатель принятия других с тенденцией к низкому

Рисунок 6 - Показатели уровня принятия других у подростков с депрессивными расстройствами

На диаграмме наглядно видно доминирование в группе подростков с депрессивными расстройствами низкого уровня принятия других, свидетельствующего о низкой эмоциональной отзывчивости по отношению к другим людям, что вызывает трудности поддержания коммуникаций. Результаты обследования группы подростков с невротическими расстройствами представлено на рисунке 7.

Рисунок 4 - Показатели уровня принятия других у подростков экспериментальной группы Значительная доля подростков с расстройствами эмоционально-волевой сферы имеет низкие показатели принятия других: не выражены нравственные переживания, такие как жалость, сочувствие, доверие, благодарность, отзывчивость, самолюбие, эмпатия. Наряду с этим отмечается снижение уровня самоприятия собственной личности - чувство «собственной идентичности», когда мысль или мысленный образ, которые сложились относительно навыков, умений, знаний, компетентности и индивидуальности, не соответствует реальности. И только 18 % подростков данной группы характеризуются как более восприимчивые к переживаниям окружающих, сочувствующие и сопереживающие им.

I высоким показатель принятия других

I средним показатель принятия других с тенденцием к высокому

I средним показатель принятия других с тенденцием к низкому

I низким показатель принятия других

Рисунок 7 - Показатели уровня принятия других у подростков с невротическими расстройствами.

Сравнительный анализ результатов позволяет говорить о том, что подростки с невротическими расстройствами более отзывчивы по отношению к окружающим, чем подростки, имеющие депрессивные расстройства.

Заключение

Исследование уровня коммуникативного контроля подростков и их коммуникативных реакций в различных ситуациях взаимодействия показала, что подростки, имеющие расстройства эмоционально-волевой сферы имеют низкий уровень коммуникативного контроля, проявляющийся в высокой импульсивности при общении и неумении соотносить свое поведение с поведением окружающих. Кроме того, отчетливо выявлена разница в уровнях формирования коммуникативного контроля у подростков с депрессивными и невротическими расстройствами: подростки с депрессивными расстройствами испытывают большие сложности в контролиро-

Староверова Марина Семеновна

ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАЦИЙ ПОДРОСТКОВ .

вании эмоций в процессе общения, чем подростки с невротическими расстройствами.

Низкий уровень принятия других у подростков с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения проявляется в «эмоциональной уплощенности» и нетерпимости по отношению к окружающим. При этом подростки с депрессивными расстройствами имеют «уровень принятия других» ниже, чем подростки с невротическими расстройствами. Выявленные особенности коммуникаций подростков, имеющих расстройства эмоционально-волевой сферы, позволят определить основные направления в рамках психологического сопровождения «мягких психических расстройств» невротического и депрессивного характера в условиях массового образовательного учреждения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бизюк А.П. Особенности формирования групп у подростков с различными психическими нарушениями. М.: 2009.

2. Богдановска Л.П., Личко А.Е. Психология отношений как теоретическая концепция в медицинской психологии и психотерапии. М.: 2007.

3. Вдовиченко А.А. Подростки с повышенным риском нервных заболеваний. М.: 2000.

4. Гурьева В.А., Семке В.Я., Гиндикин В.Я. Психопатология подросткового возраста. М.: 2012.

5. Жезлов Л.Я., Личко А.Е., Кабанова М.М. Психопатология подросткового возраста. М.: 2004.

6. Захаров Л.И., Крылов Д.Н. Нервно-психическое здоровье учащихся и его классификация как основа профилактики и коррекции пограничных нарушений. Спб.: 2003.

7. Иванов Н.Я. Характерные расстройства у подростков. М.: 2004.

8. Иовчук Н.М. Депрессии у детей и подростков. М.: Школа-Пресс 2000.

9. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. Минск: Беларусь. 2000.

10. Королев В.В. Психические отклонения у подростков. Спб.: 2013.

11. Котягина С.Н., Староверова М.С. Системный подход к сохранению психического здоровья детей с перинатальной энцефалопатией // Проблемы современной медицины: актуальные вопросы. Иркутск: 2015.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Личко А.Е. Неврозы и неврозоподобные расстройства при акцентуациях характера подростков. М.: 2006.

13. Личко А.Е. Подростковая депрессия. М.: 2002.

14. Попов Ю.А. Подростковые нарушения психики. М.: 2003.

15. Прихожан А.М. Эмоционально-волевые расстройства у подростков. М.: 2001.

16. Северный А.А., Морозова Н.Б., Иовчук Н.М. Детская социальная психиатрия для непсихиаторов. Спб.: 2010.

17. Сердюковская Г.Н. Медико-психологические аспекты средовой дезадаптации и принципы ее профилактики. М.: 2008.

18. Староверова М.С., Кузнецова О.И. Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы Практические материалы для психологов, педагогов и родителей. М.: 2014.

19. Староверова М.С. Психологический феномен школьной неуспешности. Саарбрюккен: Германия. 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.