Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАЦИИ В ПРОФИЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ (НА ПРИМЕРЕ ИНТЕРНЕТ-САЙТОВ, СВЯЗАННЫХ С ПРАКТИКОЙ "ХЕНДМЕЙД")'

ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАЦИИ В ПРОФИЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ (НА ПРИМЕРЕ ИНТЕРНЕТ-САЙТОВ, СВЯЗАННЫХ С ПРАКТИКОЙ "ХЕНДМЕЙД") Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
56
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ХЕНДМЕЙД / СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ СТАТУСЫ / РОЛИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сиюхова Аминет Магаметовна, Базалина Елена Николаевна

В статье рассматривается способ социальной коммуникации в Интернете на основе общих профессиональных увлечений в области самодеятельного творчества. Актуальность темы обосновывается тем, что социальная жизнь современного человека в сфере общественного производства представляется крайне формализованной, часто не дающей возможности проявления личностной индивидуальности, что может негативно влиять на состояние как отдельного индивида, так и общества в целом. Компенсировать этот дефицит дает возможность занятие самодеятельным творчеством в различных областях, а усилить социокультурный эффект творческого удовлетворения может коммуникация в социальных сетях с единомышленниками по хобби. В исследовании применен метод анализа документов, в качестве которых рассматривались посты участников форума на сайте любителей шитья «burdastyle.ru». Анализ показал, что изначально горизонтальная структура сетевой коммуникации в процессе формирования сетевого сообщества постепенно приобретает свойства вертикальной иерархии, где каждый участник получает свой условный социальный статус с присущей ему ролью. Таким образом возникает эффект социальной стратификации по значимым социальным признакам (материальной обеспеченности, уровню образования и пр.). Длительное участие в сетевом общении с конкретными участниками посредством монитора приводит к тому, что оно может восприниматься как некий сюжет сериала, где участники форума приобретают качества персонажей-типов. Главный вывод статьи состоит в том, что творческий потенциал хендмейда, помещенный в пространство Интернета, многократно возрастает, и как результат - возникает атмосфера коллективного погружения в глубины художественной коммуникации с имманентно присущей ей функцией повышать многократно жизненную энергию социума и отдельных индивидов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF COMMUNICATION IN SPECIALIZED SOCIAL NETWORKS (ON THE EXAMPLE OF INTERNET SITES ASSOCIATED WITH THE PRACTICE OF “HAND-MADE”)

The article discusses a method of social communication on the Internet based on general professional hobbies in the field of amateur creativity. The relevance of the topic is substantiated by the fact that social life of a modern person in the sphere of social production seems to be extremely formalized, often not allowing the manifestation of personal individuality, which can affect the state of both an individual and society as a whole. Compensating for this deficit makes it possible to engage in amateur creativity in various fields, and communication in social networks with like-minded hobbies can enhance the sociocultural effect of creative satisfaction. The method of analyzing documents (posts of forum participants on the site of sewers “burdastyle.ru”) has been used in the research. The analysis has shown that the initially horizontal structure of network communication in the process of forming a network community gradually acquires the properties of a vertical hierarchy, where each participant receives his/her conditional social status with his/her inherent role. Thus, the effect of social stratification arises according to significant social characteristics (material security, level of education, etc.). Long-term participation in network communication with specific participants through the monitor leads to the fact that it can be perceived as a kind of plot of a series, where forum participants acquire the qualities of character-types. The main conclusion of the article is that the creative potential of handmade placed in the Internet space increases many times over, and as a result, an atmosphere of collective immersion into the depths of artistic communication with its inherent function of increasing the vital energy of society and individuals arises.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАЦИИ В ПРОФИЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ (НА ПРИМЕРЕ ИНТЕРНЕТ-САЙТОВ, СВЯЗАННЫХ С ПРАКТИКОЙ "ХЕНДМЕЙД")»

https://doi.org/10.47370/2078-1024-2021-13-3-170-177 УДК 004.738.52

Сиюхова A.M., Базалина E.H.

ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАЦИИ В ПРОФИЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ (НА ПРИМЕРЕ ИНТЕРНЕТ-САЙТОВ, СВЯЗАННЫХ С ПРАКТИКОЙ «ХЕНДМЕЙД»)

Сиюхова Аминет Магамепювна,

доктор культурологии, доцент, профессор кафедры философии, социологии и педагогики ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет», Майкоп, Россия, e-mail: aminsi(ci),mail. г и

Базалина Елена Николаевна,

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический ■университет», Майкоп, Россия, e-mail: bazalina@gmail. com

Аннотация

В статье рассматривается способ социальной коммуникации в Интернете на основе общих профессиональных увлечений в области самодеятельного творчества. Актуальность темы обосновывается тем, что социальная жизнь современного человека в сфере общественного производства представляется крайне формализованной, часто не дающей возможности проявления личностной индивидуальности, что может негативно влиять на состояние как отдельного индивида, так и общества в целом. Компенсировать этот дефицит дает возможность занятие самодеятельным творчеством в различных областях, а усилить социокультурный эффект творческого удовлетворения может коммуникация в социальных сетях с единомышленниками по хобби. В исследовании применен метод анализа документов, в качестве которых рассматривались посты участников форума на сайте любителей шитья «burdastyle.ru». Анализ показал, что изначально горизонтальная структура сетевой коммуникации в процессе формирования сетевого сообщества постепенно приобретает свойства вертикальной иерархии, где каждый участник получает свой условный социальный статус с присущей ему ролью. Таким образом возникает эффект социальной стратификации по значимым социальным признакам (материальной обеспеченности, уровню образования и пр.). Длительное участие в сетевом общении с конкретными участниками посредством монитора приводит к тому, что оно может восприниматься как некий сюжет сериала, где участники форума приобретают качества персонажей-типов. Главный вывод статьи состоит в том, что творческий потенциал хендмейда, помещенный в пространство Интернета, многократно возрастает, и как результат - возникает атмосфера коллективного погружения в глубины художественной коммуникации с имманентно присущей ей функцией повышать многократно жизненную энергию социума и отдельных индивидов.

Ключевые слова: социальная коммуникация, социальные сети, хендмейд, социальная стратификация, социальные статусы, роли

Для цитирования: Сиюхова A.Mt, Базалина E.H. Особенности коммуникации в профильных социальных сетях (на примере интернет-сайтов, связанных с практикой «хендмейд») //Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2021. Том 13, № 3. С. 170-177. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2021-13-3-170-177.

Siyukhova A.M., Bazalina E.N.

FEATURES OF COMMUNICATION

IN SPECIALIZED SOCIAL NETWORKS

(ON THE EXAMPLE OF INTERNET SITES ASSOCIATED

WITH THE PRACTICE OF "HAND-MADE")

Siyukhova Aminet Magametovna,

Doctor of Culturology, an associate professor, professor of the Department of Philosophy, Sociology and Pedagogy ofFSBEI HE "Mayhop State Technological University", Maykop, Russia, e-mail: amwsi@mail. ru

Bazalina Elena Nikolaevna,

Candidate of Philology, an associate professor, an assistant professor of the Department of Foreign Languages FSBEI HE "'Maykop State Technological University", Maykop, Russia, e-mail: bazalina(a}gmail. com

Annotation

The article discusses a method of social communication on the Internet based on general professional hobbies in the field of amateur creativity. The relevance of the topic is substantiated by the fact that social life of a modern person in the sphere of social production seems to be extremely formalized, often not allowing the manifestation of personal individuality, which can affect the state of both an individual and society as a whole. Compensating for this deficit makes it possible to engage in amateur creativity in various fields, and communication in social networks with like-minded hobbies can enhance the sociocultural effect of creative satisfaction. The method of analyzing documents (posts of forum participants on the site of sewers ""burdastyle.ru") has been used in the research.

The analysis has shown that the initially horizontal structure of network communication in the process of forming a network community gradually acquires the properties of a vertical hierarchy, where each participant receives his/her conditional social status with his/her inherent role. Thus, the effect of social stratification arises according to significant social characteristics (material security, level of education, etc.). Long-term participation in network communication with specific participants through the monitor leads to the fact that it can be perceived as a kind of plot of a series, where forum participants acquire the qualities of character-types. The main conclusion of the article is that the creative potential of handmade placed in the Internet space increases many times over, and as a result, an atmosphere of collective immersion into the depths of artistic communication with its inherent function of increasing the vital energy of society and individuals arises.

Keywords: social communication, social networks, handmade, social stratification, social statuses, roles

For citation: Siyukhova A.Mt, Bazalina E.Ni Features of communication in specialized social networks (on the example of Internet sites associated^ ith thepractice of " hand^made ") Vestnik Majkopskogo gosudarstvennogo tehnologiceskogo universiteta. 2021. Volume 13, No. 3. P. 170-177. https://doi.Org/10.47370/2078-1024-2021-13-3-170-177.

Современные исследователи всё чаще говорят об изменениях в структурировании общества, показателем чего является заметное повышение значения сетевой структуры при сужении значимости вертикально иерархического строения. Так, авторы публикации «Социальная сеть как новая форма организации социального пространства» замечают, что иерархическая структура социума стала малоэффективной и не отвечает насущным потребностям новейшей истории, результатом чего является нынешний мировой кризис. Альтернативой иерархии должна стать сеть, способная противостоять энтропийным процессам в обществе [1].

Другим вопросом социального развития мирового сообщества становится проблема постиндустриального смещения большой доли деятельности людей с производственной на офисно-менед-жерскую сферу услуг, в меньшей степени - на научно-образовательную. Все обозначенные области профессиональной деятельности имеют имманентное свойство приводить индивида к эмоциональному выгоранию, невозможности достижения ощущения счастья - естественной потребности человека как биосоциального существа. Усугубляющим фактором становится и такое свойство современного общества, как атомиза-ция личности, выражающееся в чувстве реального либо потенциального одиночества, основывающегося на ограниченности и непрочности социальных связей между людьми. Часто у человека одна социальная роль (семейная либо профессиональная) подавляет совокупность ролей, вследствие чего ее утрата ведет к ощущению жизненного краха.

Одним из способов противостоять экзистенциальным кризисам - нарастить объем прочных социальных связей на основе духовной близости, обрести счастье помогает «хендмейд» - самодеятельное творчество в различных областях. Творчество само по себе несет в себе заряд счастья, но этот заряд многократно усиливается, если оно имеет отклик у единомышленников. Интернет становится удобным пространством, объединяющим в единое виртуальное сообщество людей, занимающихся тем или иным видом прикладной эстетической деятельности.

Следует отметить, что сайтов и форумов, включающих людей по творческим интересам, большое количество (вязание, шитье, валяние, вышивка, кожевенное дело, резьба по дереву и чеканка, плетение корзин из бумаги, скраббукинг, деку-паж и пэчворк и др.). Люди, включенные в сетевое пространство «хендмейда», попадают в него именно «как рыба в сеть» - чаще всего случайно, через восприятие опубликованных постов в наиболее распространенных соцсетях общего профиля, например «Одноклассники» или «ВКонтакте». Сеть их затягивает, делает активными участниками событий, отводит место в собственной структуре. Она забирает их время, но дает взамен такие преференции, как возможность самопрезентации, получение социального одобрения, удовлетворение потребности дать собственный отклик на события и людей, обитающих в Сети. Исследователи-социологи обозначают это как «социальный капитал», проявляющийся либо как «структурный капитал», который учитывает институциональный аспект общения, либо как «когнитивный капитал», который представляет собой

интенциональный аспект общения (доверие, отношения и ценности) [2].

Структура Сети в начале своего формирования априори имеет горизонтальное строение, где каждый участник равен друг другу. Однако в процессе развития она усложняется, при этом самопроизвольно, часто незаметно для своих подписчиков, приобретает некоторые свойства иерархии. Так, например, группа исследователей авторов публикации «Модель социальной стратификации в виртуальных социальных сетях» отмечает, что в сети формируется тип стратификации на основаниях, выделенных еще П. Сорокиным, по основному критерию благосостояния - возможности использовать дорогостоящую технику для создания и потребления контента (фотоаппарат, видеокамера, компьютер с мощным процессором, доступ к быстрому Интернету и пр.) [3].

Со своей стороны, можем отметить, что расслоение Сети на вертикальные страты также может происходить по критерию содержательности контента - качеству текста, новизне, композиционной выстроенности, включению художественной составляющей. Во многом этому способствуют, по замечанию исследователя И.Г. Овчинниковой, присущие Интернет-культуре карнавальные традиции, использование масок и приемов отчуждения от реального социального Я, реализация потенциальных возможностей личности [4]. Восприятие условно карнавальных действ посредством экрана компьютера придает им форму зрелища и в некоторых случаях искусства. Наиболее ярко карнавальная стихия проявляется в общении в блогос-ферах и на форумах.

Предлагаем рассмотреть реализацию карнавально-зрелищного начала на примере фотофорума Интернет-сайта «Бурдастайл» - сетевого объединения любителей швейного рукоделья. Данный сайт активно действует с 2014 г. и через

Сеть связывает 500 880 подписчиков сайта OK и 371 561 подписчика ВК (на 24 марта 2018). В рамках сайта действует фотофорум (ФФ), структура которого организована как постоянно обновляющаяся галерея фотографий, демонстрирующих результат творчества участников с прикрепленными к ним ссылками на их личные посты. Первая страница ФФ уже воспринимается публикой как некий виртуальный поход на фотовыставку, дающий повод для художественно-эстетической оценки и сравнения представленных произведений. Глаз выхватывает из двух десятков «картин» наиболее понравившуюся, зритель удостаивает ее аплодисментами в виде «лайка» и пользуется возможностью пройти по ссылке для просмотра всего поста.

Уже на фазе первоначальной галереи происходит отсев малоинтересных произведений либо участников, плохо владеющих технологией эстетической подачи своего образца. Например, мало одобрения получают фото отшитых вещей, представленных не на живом человеке, а на портновском манекене. Очевидно, что в этом случае не происходит привязки вещи к образу личности, что не дает возможности проявиться художественности через ассоциации с общекультурными ценностями гуманизма и сам участник ФФ воспринимается обезличенным, не вызывающим желания с ним общаться. Также не пользуются большой популярностью участники, которые выкладывают в галерею сразу несколько вещей, по причине срабатывания психологического механизма ограниченности общения с малознакомыми людьми. Написав комментарий по поводу одной вещи автора, второй и третий раз к нему гость обращаться не будет. Не вызывают большого интереса у форума посты, посвященные очень простым по технологии изготовления изделиям, например трикотажным свитшотам, которые шьются за пару

часов. К такому результату приводит не только примитивность вложенного труда, но и отсутствие художественно-образного потенциала вещи. Однако если автор представляет интересную в художественно-эстетическом плане работу, но впоследствии не отвечает на высказанные впечатления, замечания и советы, то интерес к нему сообщества ФФ также быстро иссякает.

Оставшиеся после такого «отсева» авторы составляют стержень форума, иерархически приподнимаясь над остальными участниками. На их личные странички заходит большая часть «гостей», в числе которых, как правило, присутствуют авторы, также обладающие высоким статусом. То есть образуется виртуальная элита, задающая общий тон общению на форуме, на личном примере формирующая правила коммуникации.

Сами посты имеют традиционную форму: ряд фото сопровождается авторским текстовым описанием работы, присутствуют комментарии гостей странички с возможностью перекрестного общения с «хозяйкой» и между собой. Длинные описания могут позволить себе только самые «титулованные» форумча-не. Многие из них отличаются чертами художественного текста, другие представляют очень подробные описания технологического процесса производства изделия. Однако главным «манком» для гостей является фото-, видеоряд - его последовательность и качество. Опытные «постмейкеры» собственную микрогалерею организуют исходя из принципов художественной драматургии, представляющей традиционно разделы завязки, развития, кульминации и развязки. Также может использоваться подобие музыкального формообразования, например формы рондо, где однотипные снимки (рефрен) чередуются с иными по композиции фото (эпизоды). Решается это каждый раз индивидуально в зависимости от имеющегося

фотоматериала, но структура всегда прослеживается. Главным действующим лицом шоу становится сам автор, репрезентирующий свое творческое Я в совокупности своих постов, не только в соответствии с их качеством, но и количеством.

Восприятие информации ФФ происходит посредством продолжительного накопления впечатлений, результатом чего становится целостное представление о его работе как о некой художественной программе наподобие эпоса или сериала. Участники форума приобретают качества персонажей-типов, репрезентирующих некий гиперсюжет. Естественным образом этот сюжет соответствует архетипической структуре традиционного фольклорного текста, так как формируется не профессиональными авторами, а коллективным сознанием.

В силу того, что на 99,9% участники фотофорума женщины, самовозникшие персонажи также имеют женский облик либо облик обожествленной природной стихии, могущей менять свой тендерный характер. Например, образ форумчанки Аглюл'ш ассоциируется с мифологическим образом Солнца - согревающим, дарующим богатство всем, кто попадает под свет его лучей. Такой титул она заслужила беззаветной любовью к искусству шитья, постоянному обновлению личной фотогалереи добротными произведениями, высочайшему профессионализму, деятельностью за рамками форума в сфере обучения швейному мастерству и желанием бескорыстно делиться своими знаниями. Объективными показателями статуса является количество просмотров ее постов и число подписчиков ее аккаунта (46 782 и 509 соответственно). Аглюлта развернуто отвечает абсолютно всем, оставившим комментарии к ее постам.

Такой же высокий, но несколько иной статус имеет участница Стка3022,

в художественном коллективном сознании воспринимающаяся как Богиня. Она регулярно представляет сшитые вещи, сделанные со вкусом, выполненные в безупречной технике, выкладывает фото отдельных узлов изделия до их сборки в законченную вещь. В совокупности создается мысль о недосягаемости, божественности такого уровня мастерства. Сама Gaikci3022 отмечает участие божественного провидения ее таланта, когда на главной странице своего аккаун-та пишет, что во время рождения ей Бог вложил в руку иголку с ниткой и велел шить и украшать мир. Характер общения автора с гостями отвечает форме сдержанной благодарности за почитание и поклонение.

Роль богинь также пытаются на себя примерить YliaM и Elena Zorya, судя по восторженно-коленопреклоненному отношению огромного числа подписчиков. Однако YliaM постепенно утратила свои позиции, очевидно истратив отведенный ей ресурс креативности, a Elena Zorya не смогла соперничать с Gaika3022 и, забрав своих подписчиков, ушла (вознеслась) в Инстаграм, где нет постоянного напоминания, что не одна она такая божественная. Характеристические черты богинь проявляется у этих персонажей удивленным и болезненным восприятием критики, мол, как посмели. Но случаи критики бывают крайне редкими, т.к. срабатывает феномен социальной перцепции, включающий такие элементы, как предрассудки, внутригрупповой фаворитизм, эффекты ореола, презумпция взаимности и т.п. [5].

Если Солнце и Богиня являются единичными персонажами, то Звезд и Королев может быть несколько. К Звездам, демонстрирующим блеск, яркость, активность, огромный положительный резонанс у аудитории можно причислить участниц ФФ Сок - 1, poz-gala и Elena Leo. Со временем кто-то из них может стать Солнцем или Богиней.

Несколько персонажей ФФ можно обозначить «королевами», отличающихся изысканностью стиля в одежде и царственными позами на фоне богатых интерьеров или пейзажей, некоторой отстраненностью в манере общения, применением только дорогостоящих качественных брендовых материалов для своего рукоделья, а также использованием качественной цифровой техники для создания поста (Светлана Гысымо-ва и куШа). Отдельно стоит персонаж Королевы-Матери, ассоциирующийся с участницей ФФ тпаЬеШ$ка]а, помимо всех выше перечисленных качеств обладающей добрым характером, потребностью поддержать и ободрить удачные опыты простых участников форума.

Вместе с персонажами Богини, Солнца, Звезд и Королев в сюжете заметное место занимают принцессы - молодые, красивые и изящные мастерицы, обладающие изысканным вкусом и аристократизмом, наподобие британских принцесс Дианы и Кэтрин. В качестве главных действующих лиц гиперсюжета форума также можно выделить волшебницу и колдунью, инопланетянку и художницу, Марью-искусницу и Василису Премудрую. Кроме главных героев ФФ на нем присутствует множество второстепенных персонажей, составляющих и заполняющих художественный хронотоп.

Однако, по справедливому замечанию одной из участниц фотофорума, у каждого свой Форум, т.е. выбор главных действующих персонажей и гиперсюжет художественного повествования складываются у разных участников и зрителей субъективно, исходя из собственных эстетических и культурных установок. Таким образом, на форуме развертывается параллельно множество историй, похожих либо на сказку, либо на современный телевизионный сериал.

Практика показывает, что ФФ ежедневно посещает множество участников

и гостей, привлекаемых, помимо увлечения собственно швейным рукоделием, возможностью проявить личные артистические способности и быть зрителем артистизма других. Обыденность ремесла шитья, представленная на экране в виде интеракции, приобретает художественные очертания, способные вызывать чувства эстетического наслаждения, желания сериального продолжения данного зрелища, сопереживания основным действующим лицам.

Помимо достижения главной цели многих участниц форума «Бурдастайл» - преодолеть синдром хронической усталости от производственной и семейной рутины - важным результатом участия в интернет-общении на ФФ становится эстетическое развитие личности, социализация и инкультурация через восприятие новых образцов и норм взаимодействия, познание самих себя и пополнение положительной психической энергии для использования ее в реальном мире. Прослеживая путь многих длительно живущих на форуме персонажей, можем видеть несомненное влияние общения на форуме на их эстетический вкус, на формирование более позитивного взгляда на окружающую жизнь и на самих себя. В некоторых

случаях польза от ФФ выразилась также в реальном улучшении за определенный срок соматического здоровья участниц -снижении веса, физической подтянутости фигуры и пр.

Завершая свое исследование можем сказать, что творческий потенциал «хендмейда», помещенный в интернет-пространство, многократно возрастает. В результате возникает атмосфера коллективного погружения в глубины художественной коммуникации с имманентно присущей ей функцией многократного повышения жизненной энергии социума и отдельных индивидов. Несомненный психотерапевтический эффект для отдельных участников интернет-общения по поводу «хендмейда» представляется важным, но побочным результатом данного процесса. Главным же становится актуализация в общественном сознании мифологической картины мира, насыщенной культурными архетипами, эмоциями и эстетикой, повышение ценности каждой отдельной личности, способность противостояния социума жесткому функционализму и прагматизму, насаждаемому современным менеджментом в профессиональных и политико-экономических сферах.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Артимович Д.А., Пузиков В.Г. Социальная сеть как новая форма организации социального пространства // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2012. № 1 (1). С. 70-73.

2. Степанов В.Н. Пост как инструмент формирования социального капитала в социальной сети (на примере социальной сети Фейсбук) // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. 2014. № 1. С. 183-191.

3. Колодин Д.В., Дмитриенко Л.В., Садловская М.В. Модель социальной стратификации в виртуальных социальных сетях // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2017. № 2 (45). С. 199-206.

4. Овчинникова И.Г. Коммуникация и идентификация в социальных сетях: факторы, типажи, национально-культурная специфика (на материале социальной сети Твиттер) // Вестник Пермского университета. Серия: Политология. 2013. № 2. С. 143-156.

5. Войскунский А.Е. Социальная перцепция в социальных сетях // Вестник Московского университета. Серия, 14: Психология. 2014. № 2. С. 90-104.

REFERENCES:

1. Artimovich D.A., Puzikov V.G. Social network as a new form of social space organization // Bulletin of the Siberian Institute of Business and Information Technologies. 2012. No. 1 (1). P. 70-73.

2. Stepanov V.N. Post as a tool for the formation of social capital in a social network (on the example of the Facebook social network) // Bulletin of Tver State University. Series: Philology. 2014. No. 1. P. 183-191.

3. Kolodin D.V., Dmitrienko L.V., Sadlovskaya M.V. Model of social stratification in virtual social networks // Bulletin of the Pacific State University. 2017. No. 2 (45). P. 199-206.

4. Ovchinnikova I.G. Communication and identification in social networks: factors, types, ethnic and cultural specifics (based on the social network Twitter) // Bulletin of Perm University. Series: Political Science. 2013. No. 2. P. 143-156.

5. Voiskunsky A.E. Social perception in social networks // Bulletin of Moscow University. Series, 14: Psychology. 2014. No. 2. P. 90-104.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.