Научная статья на тему 'Особенности коммуникации детей с ранним детским аутизмом'

Особенности коммуникации детей с ранним детским аутизмом Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2614
368
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ранний детский аутизм / коммуникации

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Е. Е. Лебедь-Великанова

В статье рассматривается актуальный вопрос особенности коммуникации детей с ранним детским аутизмом. Представлены условия успешной коммуникации таких детей, а также диагностика коммуникативных, когнитивных, лингвистических, психосоциальных и моторных способностей детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF COMMUNICATION WITH CHILDREN WITH EARLY CHILD AUTISM

The article deals with the actual issue of the peculiarities of communication of children with early childhood autism, with each year more and more specialists pay attention to this problem. The article presents the development of speech and communication in children with early childhood autism, the conditions for successful communication with such children, as well as the diagnosis of communicative, cognitive, linguistic, psychosocial and motor abilities of children.

Текст научной работы на тему «Особенности коммуникации детей с ранним детским аутизмом»

УДК378.1+378.096

Е.Е. ЛЕБЕДЬ-ВЕЛИКАНОВА

старший преподаватель

Полесский государственный университет,

г. Пинск, Республика Беларусь

Статья поступила 9 октября 2017г.

ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАЦИИ ДЕТЕЙ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ

Аннотация. В статье рассматривается актуальный вопрос особенности коммуникации детей с ранним детским аутизмом. Представлены условия успешной коммуникации таких детей, а также диагностика коммуникативных, когнитивных, лингвистических, психосоциальных и моторных способностей детей.

Ключевые слова: ранний детский аутизм, коммуникации.

Введение. Ранний детский аутизм, по мнению многих авторов, является тем заболеванием, которое приводит к трудностям во взаимодействии с другими людьми, в социальной адаптации и интеграции в общество. В нашем исследовании мы обращаем внимание именно на это заболевание, так как в Республике Беларусь с 2005 по 2013 год общее число детей, находящихся под наблюдением врачей-психиатров с детским аутизмом, возросло в 2,8 раз (с 251 до 699 случаев). Детский аутизм хуже других форм психопатологии детского возраста поддается терапии. По результатам мировой статистики, с аутизмом разной степени тяжести сталкивается каждый 68-й ребенок - значит, каждый год в Беларуси появляется больше 1 000 особенных детей.

Термин «аутизм» (от греческого «autos» - «сам») был введен в психологию Е. Блейлером (1928) для описания особого вида мышления, регулируемого аффектом, а также для описания ухода от социальной жизни, наблюдающегося у взрослых людей, больных шизофренией. Определяя аути-стический тип мышления, Е. Блейлер подчеркивает его независимость от реальной действительности, свободу от логических законов и управление «аффективными потребностями» человека.

Определения таких ученых, как Л. Каннер и Г. Аспергер сходны во многих отношениях. Выбор термина «аутистический» для описания пациентов сам по себе является необычным совпадением. Такой выбор отражает их общую убежденность в том, что социальные проблемы детей являются наиболее важным и характерным признаком этого нарушения. Как Л. Каннер, так и Г. Ас-пергер считали, что при аутизме социальный дефект является врожденным (по Л. Каннеру), или конституциональным (по Г. Аспергеру), и сохраняется на протяжении всей жизни. Кроме того, и Л. Каннер, и Г. Аспергер отмечали трудности со зрительным контактом, стереотипные слова и движения, а также сопротивление изменениям.

Представление об аутизме как первичной фазе детского развития наиболее полно представлено в психоанализе. Процесс развития ребенка, как известно, оценивается 3. Фрейдом (1913) в виде последовательной смены объектов удовлетворения сексуального инстинкта. На ранних стадиях развития либидо не носит направленного характера и не дифференцировано от других потребностей организма. Поэтому на данном этапе действует всеобщий «принцип удовольствия». Младенец, по Фрейду, аутичен, так как переживание удовольствия не связано с реакциями на внешний мир. Все впечатления ребенка, его психические структуры спаяны с аффектом и им вызываются. Аутистическое удовлетворение желаний прерывается в период от одного до полутора лет, когда инстинкты-табу вступают в конфликт с уже изолированным либидо [3].

Аутизм - это нарушение работы мозга, которое всегда ставило родителей и специалистов в тупик. Взаимодействуя с физическим миром, такие дети испытывают значительные трудности: их способность взаимодействовать с окружающей средой очень слабая. Понятие «аутизм» часто подразумевает барьеры в социальном взаимодействии, трудности в отношениях с другими людьми. Речь таких детей очень скудна, артикуляция, как правило, не очень страдает, но интонации бедны, голос монотонный, характерны эхолалии. Выражение эмоций таких детей тоже отличается от нормы. Одни дети кажутся неэмоциональными: они практически не проявляют ни страха, ни любви. Другие же, наоборот, чересчур эмоциональны: страдают вспышками гнева. Агрессии резко

22

переходят из одного состояния в другое. В таблице 1 представлены развитие речи и коммуникации у детей с ранним детским аутизмом [1].

Таблица 1. Развитие при аутизме: речь и коммуникация

Возраст в месяцах Развитие при аутизме

6 Плач тяжело интерпретировать

8 Ограниченные или необычные гуления (такие как визги или крики). Не имитирует звуки, жесты, выражения

12 Могут появиться первые слова, но часто не используются со значением. Частый громкий крик, остающийся трудным для интерпритации

24 Обычно словарный запас - менее 15 слов. Слова появляются, затем исчезают. Жесты не развиваются; присутствует несколько указывающих на объект жестов

36 Комбинация слов встречается редко. Может повторять фразы, но использование языка не творческое. Плохой ритм, плохая интонация. Бедная артикуляция примерно у половины или более детей речь не осмысленная.

48 Берет родителей за руку и ведет к объекту, подходит к месту его привычного расположения и ждет, пока ему дадут предмет. Может творчески создать несколько комбинаций из 2-3 слов. Эхолалия остается и может использоваться при коммуникации. Произносит просьбы.

Наиболее важными коммуникационными функциями у детей с ранним детским аутизмом являются (Watson, 1989 г.) следующие:

1. Просьба - эта функция может быть выражена как вербальными, так и невербальными способами. Например, в виде слов или картинок.

2. Требование внимания. Эта функция может быть выражена похлопыванием по плечу или каким-либо звуковым сигналом.

3. Отказ. Данная коммуникативная функция у детей с ранним детским аутизмом может быть выражена очень сильно и может создавать проблемы при взаимодействии. Проявляется в виде отбрасывания предмета, игрушки. Также проявления могут быть и в недостаточном развитии этой функции, и проблем в коммуникации тогда будет еще больше. В этом случае необходима стимуляция.

Вышеуказанные функции усваиваются детьми намного быстрее, чем последующие.

4. Комментирование всего, что ребенок может видеть в своем ближайшем окружении, при этом ребенок указывает на картинку.

5. Сообщение информации о предметах, которые в данный момент ребенок не может видеть, о прошлом и будущем - это более абстрактные понятия. Показ картинки на вопрос «Что ты собираешься делать?».

6. Запрос информации: «Когда я поеду домой?» при этом ребенок показывает картинку с изображением машины.

7. Сообщение о своих эмоциях. Дети, страдающие аутизмом, испытывают много эмоций; иногда это экстремальные эмоции. В данном случае необходимо различать «пред-коммуникационное поведение». Когда ребенок хочет нам что-то сообщить, но не может из-за недостатка ресурсов. Наша задача состоит в том, чтобы превратить его «пред-коммуникационное поведение» в коммуникацию [2].

Объект исследования: особенности развития способности к коммуникации детей с ранним детским аутизмом.

Предмет исследования: средства коммуникации для детей с ранним детским аутизмом.

Цель исследования: изучение особенностей развития способности к коммуникации детей с ранним детским аутизмом.

Исследования Джона Е. Апледжера, Джона Д. Вредевугда показали, что для детей с ранним детским аутизмом при коммуникации наиболее приемлемо мягкое, доброжелательное прикосновение, способствующее установлению положительных взаимоотношений между ребенком и исследуемым.

Исследование проводилось на базе ГУСО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Пинского района» в период с мая 2016 года по сентябрь 2017 года. В опытно-

23

экспериментальной работе приняло участие 15 детей дошкольного возраста с ранним детским аутизмом. Путем наблюдения у всех детей с ранним детским аутизмом диагностировалась потребность в коммуникации. Оценивались следующие исходные положения: коммуникативные, когнитивные, лингвистические, психосоциальные и моторные способности лица - потенциального пользователя поддерживающей коммуникации. Полученные данные послужили обоснованием необходимости определения условий успешного обучения коммуникации, а также для выбора методик развития коммуникации с учетом актуальных и потенциальных коммуникативных потребностей. При анализе данных выявлено следующее: коммуникативное поведение, в частности, вокализация у детей с ранним детским аутизмом характеризуется произнесением отдельных звуков у 50 % детей, остальные 50 % используют звуки для привлечения к себе внимания; взгляд: 20 % детей не выдерживают зрительный контакт собеседника, 15 % детей проявляют различия в визуальном поведении по отношению к знакомым людям, 65 % детей наблюдают за окружающей обстановкой и людьми; мимика: 70 % детей не могут мимикой понятно выражать чувства (радость, удивление, грусть и т.д.), 30 % детей не могут отвечать мимикой на вопросы и ситуацию; оценка показателя лингвистических способностей выявила у 20 % детей понятие бытовых вопросов, у 80 % детей выявлено отсутствие умения однозначно ответить «Да» или «Нет»; по показателю двигательных способностей у 85 % детей с ранним детским аутизмом моторное развитие на высоком уровне, и лишь у 15 % моторное развитие на среднем уровне; по показателю когнитивных способностей выявлено, что такие функции, как внимание, восприятие (слуховое и тактильное), знаково-символическая деятельность, мышление и память находятся у всех детей на среднем уровне; показатель психосоциальных способностей на среднем уровне (мотивации общения с другими людьми присутствует, проявление интереса к картинкам и фотографиям и т.д.).

На основании полученных данных выделены следующие особенности успешной коммуникации с ребенком дошкольного возраста с ранним детским аутизмом:

- у каждого ребенка, страдающего аутизмом, должна быть своя индивидуальная система коммуникации. Форма коммуникации адаптированная к ребенку, является первым условием эффективной коммуникации.

- второе условия обучения коммуникационным навыкам - следует учитывать потребности ребенка.

- создание «провокационных» ситуаций - это третье условие обучения коммуникации ребенка с аутизмом, так как ближайшее окружение ребенка делает все возможное, чтобы приспособиться к нуждам ребенка, то есть все потребности ребенка удовлетворяются еще до того, как он пытается их выразить.

- четвертое условия развития коммуникации - это понимание взрослым информации, передаваемой ребенком невербальным способом.

На основе полученных данных выбраны методики развития коммуникации у детей с ранним детским аутизмом: методика базальной стимуляции А. Фрелиха и методика базальной коммуникации.

Таким образом, во-первых, ранний детский аутизм - это заболевание, при котором присутствуют нарушения коммуникации, речи, социального взаимодействия и последующие трудности интеграции ребенка в общество; во-вторых, при развитии коммуникации у ребенка с ранним детским аутизмом необходимо учитывать особенности их развития.

Список литературы

1. Айрес, Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э. Дж. Айрес. - М.: Теревинф, 2009. - 272 с.

2. Питерс, Т. Аутизм: От теоретического понимания к педагогическому воздействию: книга для педагогов-дефектологов / Т. Питерс; пер. с англ. М.М. Щербаковой; под науч. ред. Л.М. Шипицы-ной, Д.Н. Исаева. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2033. - 240 с.

3. Франческа, А. Введение в психологическую теорию аутизма / А. Франческа; пер. с англ. Д.В. Ермолаева. - Москва: Теревинф, 2006. - 216 с.

LEBEDZ-VELIKANAVA E.E.

PECULIARITIES OF COMMUNICATION WITH CHILDREN WITH EARLY

CHILD AUTISM

Summary. The article deals with the actual issue of the peculiarities of communication of children with early childhood autism, with each year more and more specialists pay attention to this problem. The article presents the development of speech and communication in children with early childhood autism, the conditions for successful communication with such children, as well as the diagnosis of communicative, cognitive, linguistic, psychosocial and motor abilities of children.

References

1. Ayres E.Dzh. Rebenok i sensornaya integratsiya. Ponimanie skrytykh problem razvitiya [Child and Sensory Integration. Understanding the Hidden Problems of Development]. Moscow, Terevinf Pabl., 2009, p. 272 (In Russian)

2. Piters T. Autizm: Ot teoreticheskogo ponimaniya k pedagogicheskomu vozdeystviyu: kniga dlya pedagogov-defektologov [Autism: From Theoretical Understanding to Pedagogical Influence: a Book for Defectologists]. Moscow, Gumanit. Izd. Tsentr VLADOS Pabl., 2033. p. 240 (In Russian)

3. Francheska A. Vvedenie v psikhologicheskuyu teoriyu autizma [Introduction to the Psychological Theory of Autism]. Moscow, Terevinf Pabl., 2006. p. 216 (In Russian)

Received 9 October 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.