Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ'

ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
329
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ГРАММАТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / НАВЫК / КОММУНИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Герасименко Екатерина Евгеньевна

В статье рассматривается современный подход к задаче изучения иностранного языка в контексте теоретической и практической деятельности людей. Предпринята попытка отразить предпосылки возникновения новой методики преподавания иностранного языка. Рассматриваются приемы педагогической техники, в основе которых лежат следующие принципы: использования иностранного языка с первых уроков, открытость деятельности, наличие обратной связи, акцент на содержании высказывания, а не на форме, минимальное вмешательство со стороны преподавателя. Анализируются базовые принципы нового метода, их практическое применение, эффективность. Раскрывается суть метода, которая заключается в вовлечении обучающегося в реальную ситуацию общения, в которой он неизбежно будет мотивирован применять навыки владения иностранным языком. Выделяются и описываются особенности применения новых методов на практике, указывается, что коммуникативный метод является одним из самых прогрессивных и популярных в современной педагогике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATION OF AN EMOTIONALLY POSITIVE BACKGROUND AS ONE OF THE CONDITIONS FOR THE FORMATION OF STUDENTS’ RESEARCH INDEPENDENCE

The article examines a modern approach to the problem of learning a foreign language in the context of theoretical and practical activities of people. An attempt has been made to reflect the prerequisites for the emergence of a new methodology for teaching a foreign language. The methods of pedagogical technique are considered, which are based on the following principles: the use of a foreign language from the first lessons, openness of activity, the presence of feedback, an emphasis on the content of the statement, and not on the form, minimal intervention from the teacher. The basic principles of the new method, their practical application and effectiveness are analyzed. The essence of the method is revealed, which consists in involving the student in a real communication situation, in which he will inevitably be motivated to apply the skills of knowing a foreign language. The features of the application of new methods in practice are highlighted and described, it is indicated that the communicative method is one of the most progressive and popular in modern pedagogy.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ»

УДК 37.016:881

Екатерина Евгеньевна Герасименко

г. Донецк, ДНР

Особенности коммуникативной методики преподавания иностранных языков

В статье рассматривается современный подход к задаче изучения иностранного языка в контексте теоретической и практической деятельности людей. Предпринята попытка отразить предпосылки возникновения новой методики преподавания иностранного языка. Рассматриваются приемы педагогической техники, в основе которых лежат следующие принципы: использования иностранного языка с первых уроков, открытость деятельности, наличие обратной связи, акцент на содержании высказывания, а не на форме, минимальное вмешательство со стороны преподавателя. Анализируются базовые принципы нового метода, их практическое применение, эффективность. Раскрывается суть метода, которая заключается в вовлечении обучающегося в реальную ситуацию общения, в которой он неизбежно будет мотивирован применять навыки владения иностранным языком. Выделяются и описываются особенности применения новых методов на практике, указывается, что коммуникативный метод является одним из самых прогрессивных и популярных в современной педагогике.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, грамматическая компетентность, навык, коммуникация.

Ekaterina Evgenievna Gerasimenko

Donetsk, DPR

Creation of an emotionally positive background as one of the conditions for the formation of students' research independence

The article examines a modern approach to the problem of learning a foreign language in the context of theoretical and practical activities of people. An attempt has been made to reflect the prerequisites for the emergence of a new methodology for teaching a foreign language. The methods of pedagogical technique are considered, which are based on the following principles: the use of a foreign language from the first lessons, openness of activity, the presence of feedback, an emphasis on the content of the statement, and not on the form, minimal intervention from the teacher. The basic principles of the new method, their practical application and effectiveness are analyzed. The essence of the method is revealed, which consists in involving the student in a real communication situation, in which he will inevitably be motivated to apply the skills of knowing a foreign language. The features of the application of new methods in practice are highlighted and described, it is indicated that the communicative method is one of the most progressive and popular in modern pedagogy.

Keywords: communicative competence, grammatical competence, skill, communication.

Студенты стали чётко осознавать, что в современном мире знание иностранного языка считается нормой для успешных, целеустремлённых и амбициозных людей. Нередко работодатели настаивают на том, чтобы их сотрудники могли свободно изъясняться на иностранном языке, считая это необходимым условием для построения карьеры.

Постоянно растущая потребность в умении правильно и свободно общаться на иностранном языке привела к огромному спросу на квалифицированных преподавателей, способных обеспечить потенциальному студенту эффективную методику обучения иностранному языку [3, С. 188-191].

Как правило, студенты сами сознательно ставят перед собой сложные задачи, они хотят говорить грамотно, т.е. приобрести такое качество как accuracy, ведь это основной навык, поскольку языковой барьер чаще всего развивается от того, что человек боится допустить ошибку в разговоре. Также они хотят научиться говорить бегло, т.е. приобрести fluency - быстроту формулирования мысли и правильность её оформления. Классические схемы обучения иностранному языку нередко доказывали свою несостоятельность, поэтому в 1970-х появилась новая методика, названная коммуникативной. Предпосылкой к возникновению этой методики стала неэффективность классического подхода к изучению

иностранного языка, в котором базовым навыком считалось приобретение грамматической компетенции, т.е. умения правильно составлять предложения из нужных частей речи, используя при этом правильные видовременные формы. Практика навыка грамматической компетенции, в основном, применялась на материале учебных пособий, где на одной странице были правила, а на другой - многочисленные тексты с однообразными заданиями: чтение, перевод, пересказ. Единицей анализа и закрепления навыка всегда было предложение. Однако в современных реалиях невозможно овладеть навыком беглой речи, отдавая приоритет исключительно грамматической компетенции. Построение конструктивного общения - это прерогатива применения навыка коммуникативной компетенции.

Термин "соптшшсаПуе competence" (лат. competentia, от competo - добиваюсь, соответствую, подхожу) введён американским антропо-лингвистом Д. Хаймсом [1, С. 130-132], считавшим, что высказыванию присущи свои правила, усвоение которых обеспечивает способность пользоваться языком в процессе коммуникации.

По мнению профессора Д.С. Ричардса, коммуникативная компетенция подразумевает [4, С. 52]:

- знание и умение применять язык для различных целей и функций;

ISSN 2542-0291

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 1 (49) 2021

35

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

- понимание того, как можно разнообразить практическое применение языковых конструкций, в зависимости от обстановки и аудитории;

- способность понимать и плодотворно работать с любым текстом; также умение отражать свои мысли в письменной форме.

Пионером в области коммуникативной методики принято считать лингвиста Д. Уилкинса, который впервые обратил внимание на то, какие понятия язык выражает, и какие коммуникативные функции люди выполняют с его помощью, а именно:

- инициировать и вступать в контакт;

- вести полноценную беседу;

- кратко и точно выражать свои мысли;

- слышать и понимать собеседника.

Основным требованием для эффективного

изучения иностранного языка считается вовлечение студента в реальную ситуацию общения, в которой успешное достижение коммуникативной цели также важно, как и правильность грамматических конструкций [5, С. 48].

Таким образом, всевозможные ролевые игры, имитации реальных ситуаций, становятся одним из самых популярных приёмов в коммуникативной методике. Тем не менее, для достижения максимальной эффективности, необходимым условием остаётся личное желание студента общаться. То есть, у него должна быть определённая цель, например:

- разъяснить свою позицию;

- высказать свою точку зрения;

- купить билет;

- сделать заказ;

- спросить адрес, и т.д.

При этом студент должен сконцентрироваться, в большей степени, на содержании своего высказывания, а не ограничиваться отдельно взятой грамматической формой.

Всячески приветствуется использование разнообразных языковых форм. Преподавателю рекомендуется не вмешиваться, поскольку раздаточные материалы, используемые в этом задании, не предполагают обязательное применение какой-либо конкретной грамматической формы.

Основным стимулом к достижению цели коммуникации, как уже было сказано ранее, является желание заполнить информационный пробел. Для достижения этой цели студенту, в свою очередь, придётся приложить определённые усилия. При этом не стоит забывать и о том, что коммуникативная методика нередко подвергалась критике: ради достижения быстроты высказывания, студент пренебрегает правилами грамматики. А так как вмешательство преподавателя в процесс общения минимально и нежелательно, то прогресс у студента может наблюдаться исключительно в плане расширения запаса активной лексики [2, С. 83-89].

С момента своего возникновения в 1970-х годах, коммуникативная методика прошла несколько этапов: на начальном этапе создавался учебный план и разрабатывался подход по формированию коммуникативной компетенции. Целевая же установка на коммуникативную компетенцию сместила традиционный акцент: с грамматической компетенции- на функциональное использование языка. В речевых ситуациях, в качестве основы обучения, коммуникативный подход нашёл своё отражение в различных видах деятельности:

- организованная работа в группах;

- работа с определёнными заданиями;

- моделирование разнородных ситуаций с целью преодоления языкового барьера.

На данный момент, коммуникативная методика преподавания иностранного языка представляет собой систему базовых принципов, которые можно видоизменять в соответствии с потребностями каждого студента, тем самым обеспечивая высокую эффективность и результативность.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Бочарникова, М.А. Понятие «коммуникативная компетенция» и его становление в научной среде / М.А. Бочар-никова. - Текст : электронный // Молодой ученый. - 2009. - № 8. - С. 130-132. - URL: https://moluch.ru/archive/8/566/ (дата обращения: 11.03.2020).

2. Мильруд, Р.П. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам / Р.П. Мильруд, И.Р. Максимова. - Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. - 2000. - № 4.

3. Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е.И. Пассов. - Москва : Просвещение, 1991. - 223 с. - Текст : непосредственный.

4. Jack, C. Richards. Communicative Language teaching today / Jack C. Richards. - Cambridge : Cambridge University Press, 2006. - 112 p. - Text : direct.

5. Harmer, Jeremy. The Practice of English Language Teaching / Jeremy Harmer. - England : Pearson Longman, 2007. -448 p. - Text : direct.

REFERENCES

1. Bochamikova M.A. Ponjatie «kommunikativnaja kompetencija» i ego stanovlenie v nauchnoj srede [Elektronnyi resurs] [The concept of "communicative competence" and its formation in the scientific environment]. Molodoj uchenyj [YoungScientist], 2009, no. 8, pp. 130-132. URL: https://moluch.ru/archive/8/566/ (Accessed 11.03.2020).

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 1 (49) 2021_2542-0291

2. Mil'rud R.P., Maksimova I.R. Sovremennye konceptual'nye principy kommunikativnogo obuchenija inostrannym jazykam [Modern conceptual principles of communicative teaching of foreign languages]. Inostrannye jazyki v shkole [Foreign Languages at School], 2000, no. 4.

3. Passov E.I. Kommunikativnyj metod obuchenija inojazychnomu govoreniju [Communicative method of teaching foreign language speaking]. Moscow: Prosveshhenie, 1991. 223 p.

4. Jack C. Richards. Communicative Language teaching today. Cambridge: Cambridge University Press, 2006. 112 p.

5. Harmer Jeremy. The Practice of English Language Teaching. England: Pearson Longman, 2007. 448 p. СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

E.E. Герасименко, преподаватель кафедры английского языка для экономических специальностей, ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет», г. Донецк, ДНР, e-mail: iya-rosh@yandex.ru, ORCID: 0000-0001-8655-7034.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

E.E. Gerasimenko, Lecture of the Department of English for Economic Specialities, Donetsk National University, Donetsk, DPR, e-mail: iya-rosh@yandex.ru, ORCID: 0000-0001-8655-7034.

УДК 37.016:811

Артем Викторович Дубаков, Елизавета Владиславовна Кузьменкина

г. Шадринск

Организация дистанционного обучения иностранному языку в условиях

общеобразовательной школы

Статья посвящена организации дистанционного обучения иностранному языку в общеобразовательной школе. Дистанционное обучение сегодня, с одной стороны, рассматривается в качестве инновационного педагогического направления, с другой является определенным вызовом для педагогического сообщества, детей и родителей. Знание ресурсов для организации дистанционного обучения иностранному языку, позволяет сделать его более эффективным и прийти к более высоким результатам. Авторы раскрывают характеристики дистанционного обучения, обозначают его возможности, достоинства и недостатки, анализируют ресурсы, которые могут быть полезными в организации дистанционного обучения иностранному языку на различных возрастных этапах в условиях школы. В качестве средства организации дистанционного обучения используются интерактивные упражнения, которые создаются онлайн и характеризуются совокупностью анимационных, графических, звуковых и текстовых эффектов.

Ключевые слова: дистанционное обучение, ресурсы для дистанционного обучения иностранному языку, интерактивные упражнения.

Artem Victorovich Dubakov, Elizaveta Vladislavovna Kuzmenkina

Shadrinsk

Organization of foreign language distance learning at comprehensive school

The article is devoted to the organization of foreign language distance learning at comprehensive school. Distance learning today, on the one hand, is regarded as an innovative pedagogical approach, on the other hand, it is a certain challenge for the pedagogical community, children and parents. The knowledge of resources for foreign language distance learning organization allows to make it more effective and achieve higher results. The authors reveal the characteristics of a distance learning, identify its functions, advantages and disadvantages, analyze the resources that can be useful in foreign language distance learning organization at different age stages of comprehensive school. As a tool of distance learning organization, interactive exercises are used, which are created online and characterized by a combination of animation, graphics, sound and text effects.

Keywords: distance learning, resources for foreign language distance learning, interactive exercises.

Введение

На сегодняшний день важность изучения иностранных языков не вызывает сомнения. Иностранный язык является ключевым средством межкультурного взаимодействия. Тем не менее, несмотря на всю очевидную значимость владения иностранными языками, далеко не каждый выпускник школы знает изучаемый язык на достаточном уровне. В данном контексте учитель должен создать условия, способствующие результативному изучению иностранного языка. Вызовы последнего времени позволили сделать вывод, что необходимость изучения

различных аспектов дистанционного обучения очевидна. У большинства учителей организация и проведение дистанционных занятий вызвали самые разнообразные трудности. Помимо отсутствия базовых знаний о характерных особенностях дистанционного обучения, многие затруднения были связаны с отсутствием осведомленности о ресурсах, которые могли бы использоваться в процессе его организации. В рамках статьи мы остановимся как на раскрытии сущностных характеристик дистанционного обучения иностранному языку, так и анализе ресурсов, необходимых для его организации.

ISSN 2542-0291

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 1 (49) 2021

37

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.