Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
542
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНКЛЮЗИВНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Альборова Нурсан Башировна, Ногерова Mарьям T., Таукенова Лэйла М.

Статья посвящена особенностям коммуникативной деятельности младших школьников в условиях инклюзивного образования. В статье рассматривается влияние, оказываемое на младших школьников с нормативным развитием обучения в инклюзивном классе. Определены особенности коммуникативной деятельности младших школьников в условиях инклюзивного образования. Впервые проведено сравнительное изучение компонентов структуры коммуникативной деятельности младших школьников. Проведен сравнительный анализ состояния развития коммуникативных умений в обычном и инклюзивном классах, в результате которого установлено, что в условиях инклюзивного образования происходит интенсивное развитие коммуникативных навыков и, соответственно, групповой сплоченности учащихся начальной школы. Полученные в результате эмпирического исследования новые сведения об особенностях коммуникативной деятельности младших школьников с норматипичным развитием в условиях инклюзивного образования пополняют базу знаний в области педагогической психологии и могут быть использованы социальными педагогами и психологами образовательных учреждений в работе по коррекции межличностных отношений в инклюзивных классах, а также студентами при прохождении производственной практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Альборова Нурсан Башировна, Ногерова Mарьям T., Таукенова Лэйла М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CORRECTION OF AGGRESSIVE BEHAVIOR IN ADOLESCENCE

The article is devoted to the peculiarities of the communicative activity of younger schoolchildren in the conditions of inclusive education. The article examines the impact of teaching in an inclusive classroom on younger schoolchildren with normative development. The features of the communicative activity of younger schoolchildren in the conditions of inclusive education are determined. For the first time, a comparative study of the components of the structure of the communicative activity of younger schoolchildren was conducted. A comparative analysis of the state of development of communicative skills in ordinary and inclusive classes is carried out, as a result of which it is established that in the conditions of inclusive education there is an intensive development of communicative skills and, accordingly, group cohesion of primary school students. The new information obtained as a result of the empirical research on the peculiarities of the communicative activity of younger schoolchildren with normatypical development in the conditions of inclusive education adds to the knowledge base in the field of pedagogical psychology and can be used by social educators and psychologists of educational institutions in the work on the correction of interpersonal relations in inclusive classes, as well as by students during practical training.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

© ©

Общая педагогика, история педагогики и образования General pedagogy, history of pedagogy and education

Научная статья

DOI: 10.17748/2219-6048-2021-13-4-113-123 УДК 37.03

Особенности коммуникативной деятельности младших школьников в условиях инклюзивного образования

Нурсан Башировна АЛЬБОРОВА

Кабардино-Балкарский государственный университет имени Х.М Бербекова Nalchik, Kabardino-Balkarian Republic, Russia nyrsan96@mail.ru https://orcid.org/0000-0002-6192-5002

Марьям T. НОГЕРОВА

Кабардино-Балкарский государственный университет имени Х.М Бербекова Nalchik, Kabardino-Balkarian Republic, Russia https://orcid.org/0000-0002-8643-6838

Лэйла М. ТАУКЕНОВА

Кабардино-Балкарский государственный университет имени Х.М Бербекова Nalchik, Kabardino-Balkarian Republic, Russia https://orcid.org/0000-0002-7744-3614

Аннотация Статья посвящена особенностям коммуникативной деятельности младших школьников в условиях инклюзивного образования. В статье рассматривается влияние, оказываемое на младших школьников с нормативным развитием обучения в инклюзивном классе. Определены особенности коммуникативной деятельности младших школьников в условиях инклюзивного образования. Впервые проведено сравнительное изучение компонентов структуры коммуникативной деятельности младших школьников. Проведен сравнительный анализ состояния развития коммуникативных умений в обычном и инклюзивном классах, в результате которого установлено, что в условиях инклюзивного образования происходит интенсивное развитие коммуникативных навыков и, соответственно, групповой сплоченности учащихся начальной школы. Полученные в результате эмпирического исследования новые сведения об особенностях коммуникативной деятельности младших школьников с норматипичным развитием в условиях инклюзивного образования пополняют базу знаний в области педаго-

гической психологии и могут быть использованы социальными педагогами и психологами образовательных учреждений в работе по коррекции межличностных отношений в инклюзивных классах, а также студентами при прохождении производственной практики.

Ключевые слова: коммуникативные умения, младшие школьники, инклюзивное образование, инклюзивная среда

Для цитирования: Альборова Н.Б., Ногерова M.T., Таукенова Л.М. Особенности коммуникативной деятельности младших школьников в условиях инклюзивного образования // Историческая и социально-образовательная мысль. 2021. Том. 13, № 4. С. 113-123. DOI: 10.17748/2219-6048-2021-13-4-113-123

Original article

Psychological and pedagogical correction of aggressive behavior in adolescence

Nursan B. ALBOROVA

Kabardino-Balkarian State University H.M. Berbekova Nalchik, Kabardino-Balkarian Republic, Russia nyrsan96@mail.ru https://orcid.org/0000-0002-4195-4973

Maryam T. NOGEROVA

Kabardino-Balkarian State University H.M. Berbekova Nalchik, Kabardino-Balkarian Republic, Russia https://orcid.org/0000-0002-8643-6838

Leylya M. TAUKENOVA

Kabardino-Balkarian State University H.M. Berbekova Nalchik, Kabardino-Balkarian Republic, Russia https://orcid.org/0000-0002-7744-3614

Abstract. The article is devoted to the peculiarities of the communicative activity of younger schoolchildren in the conditions of inclusive education. The article examines the impact of teaching in an inclusive classroom on younger schoolchildren with normative development. The features of the communicative activity of younger schoolchildren in the conditions of inclusive education are determined. For the first time, a comparative study of the components of the structure of the communicative activity of younger schoolchildren was conducted. A comparative analysis of the state of development of communicative skills in ordinary and inclusive classes is carried out, as a result of which it is established that in the conditions of inclusive education there is an intensive development of communicative skills and, accordingly, group cohesion of primary school students. The new information obtained as a result of the empirical research on the peculiarities of the communicative activity of younger schoolchildren

with normatypical development in the conditions of inclusive education adds to the knowledge base in the field of pedagogical psychology and can be used by social educators and psychologists of educational institutions in the work on the correction of interpersonal relations in inclusive classes, as well as by students during practical training.

Keywords: communication skills, junior students, inclusive education, inclusive environment

For citation: Alborova N.B., Nogerova M.T., Taukenova L.M. Psychological and pedagogical correction of aggressive behavior in adolescence. Historical and socio-educationalIdea. 2021 Vol. 13, No.4. PP. 113-123. (In Russ.). DOI: 10.17748/2219-6048-2021-13-4-113-123

Введение

На современном этапе развития общества особое значение приобретает процесс организации коммуникативного взаимодействия детей в условиях инклюзии. От того, как происходит процесс общения детей с ограниченными возможностями, зависит дальнейшая адаптация и социальная интеграция их в общество.

У детей с ограниченными возможностями здоровья процесс коммуникативного взаимодействия имеет ряд сложностей, так как существуют языковые, слуховые, двигательные и другие барьеры для овладения социальным взаимодействием в зависимости от типа нарушения. К общим закономерностям коммуникативного развития детей с ОВЗ относится замедление скорости приема и переработки поступающей информации и нарушение речевой деятельности. Как следствие, наблюдается затруднение в сфере общения, что, в свою очередь, является причиной обеднения социального опыта. Нарушается социальное поведение ребенка, что выражается в характере установления контакта, протекании адаптации и уровне социальной активности.

Коммуникативная деятельность представляет собой сложную многоканальную систему взаимодействий людей, основными процессами которой являются: коммуникативный, обеспечивающий обмен информацией; интерактивный, регулирующий взаимодействие партнеров в общении; перцептивный, организующий взаимовосприятие, взаимооценку и рефлексию.

Традиционно коммуникативные умения - это умения правильно, грамотно, доходчиво объяснить свою мысль и адекватно воспринимать информацию, — это комплекс осознанных коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности, позволяющий творчески использовать знания для отражения и преобразования действительности. Их развитие сопряжено с формированием и развитием личностных новообразований как в сфере интеллекта, так и в сфере доминирующих профессионально значимых характеристик.

Впервые научное употребление термина «коммуникация» ввел Ч.Х. Кули в монографии «Социальный процесс». Он определял коммуникацию как «меха-

низм существования и развития человеческих отношений». Позже термин «коммуникация» получает широкое употребление в начале XX века. В основе многочисленных публикаций лежит концепция деятельности, разработанная А.А. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным, А.В. Запорожцем и др. Основываясь на ней, М.И. Лисина, А.Г. Рузская рассматривают общение как коммуникативную деятельность. В ряде исследований отмечается, что коммуникативные навыки способствуют психическому развитию школьника, влияют на общий уровень его деятельности.

М.А. Виноградова, Л.В. Июдина и другие изучали общение как показатель коммуникативного поведения, как необходимое условие формирования коммуникативных навыков.

В настоящее время наука оперирует несколькими определениями:

1. Коммуникация - средство связи любых объектов материального и духовного мира.

2. Коммуникация - специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности.

3. Коммуникация - передача и обмен информацией в обществе с целью воздействия на него.

Коммуникативная деятельность представляет собой сложную, многоканальную систему взаимодействий людей. Так, Г.М. Андреева основными процессами коммуникативной деятельности считает: коммуникативный, обеспечивающий обмен информацией; интерактивный, регулирующий взаимодействия участников общения; и перцептивный, организующий взаимовосприятие, взаимооценку и рефлексию в общении. А.А. Леонтьев выделяет два типа коммуникативной деятельности: личностно ориентированный и социально ориентированный. Эти типы коммуникативной деятельности обладают коммуникационными, функциональными, социально-психологическими и речевыми структурами.

Коммуникативная деятельность реализуется в общении - весьма сложном и многогранном процессе, который Л.С. Выготский рассматривал как «первый вид человеческой деятельности. Общеизвестно, что Л.С. Выготский и С.Л. Рубинштейн выделяли три основных вида деятельности, сменяющих друг друга в онтогенезе, - игра, учение и труд. Б.Г. Ананьев придал этому делению более обобщенный характер и определил два вида социальной деятельности - общение и познание. Эту позицию принял И.С. Кон. А А.Н. Леонтьев выделяет два вида деятельности - труд и общение. Г.С. Батищев определил две стороны человеческой деятельности - активность и общение.

Таким образом, выбор темы исследования обусловлен недостаточной теоретической проработкой, повышением практической актуальности данной проблемы и высокой востребованностью в педагогическом сообществе. Цель исследования - выявить особенности коммуникативной деятельности младших школьников в условиях инклюзивного образования. Выбор младших школьников в качестве фокус-группы исследования объясняется несколькими причинами. Во-первых, именно в младшем школьном возрасте формируются коммуникативные умения и выстраивается социальное отношение человека к себе, другим и обществу. Во-вторых, инклюзивное образование в младших классах распространено шире, чем в среднем или старшем звене.

Основная часть

В психологической науке выделяют различные классификации коммуникативных умений. Структура коммуникативных умений применительно к младшему школьному возрасту рассматривалась в трудах Г.М. Бушуевой, Д.Ф. Ах-меровой, Е.А. Киянченко, Т.А. Ладыженской, Р.В. Овчаровой и других ученых.

Г.М. Бушуева предлагает следующую структуру коммуникативных умений детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: информационно-коммуникативные умения, регуляционно-коммуникативные умения, аффективно коммуникативные умения:

- информационно-коммуникативные умения - умение начать, поддержать и завершить общение, привлечь внимание собеседника; умение ориентироваться в партнерах и ситуациях общения (адекватно реагировать на знакомого и незнакомого человека, понять намерения, мотивы общения партнеров); умение употреблять средства вербального и невербального общения, использовать слова и знаки вежливости;

- регуляционно-коммуникативные умения - умение согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями партнеров; умение помогать партнеру и самому принимать помощь; умение решать конфликты адекватными способами;

- аффективно-коммуникативные умения - умение замечать и адекватно реагировать на эмоциональное состояние партнера; умение проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание к партнерам.

В исследовании Д.Ф. Ахмеровой определяются такие составляющие коммуникативных умений школьников, как социальная чувствительность, коммуникативная инициатива, эмоциональное отношение.

Данный автор считает, что социальная чувствительность - это способность ребенка воспринимать воздействия партнеров по общению и реагировать на них.

Коммуникативная инициатива, по мнению ученого, состоит в его способности обращаться к партнеру по своей инициативе, желая склонить его к общению, перестроить контакты или их прекратить.

Эмоциональное отношение складывается по отдельности к каждому ребенку в зависимости от опыта взаимодействия с ним и характеризует степень расположения и оттенки содержания.

Проблема взаимоотношений младших школьников со сверстниками рассматривается в разных аспектах. Значимость учебного и внеучебного взаимодействия для становления межличностных взаимоотношений младших школьников раскрывается в исследованиях С.В. Алехиной, Н.Я. Семаго, А.К. Фадиной и др. Заметим, что вопросы взаимоотношений младших школьников в инклюзивном образовании рассматривались только в контексте создания особых психолого-педагогических условий для детей с ОВЗ, без учета особенностей восприятия здоровыми детьми сверстников с ограниченными возможностями здоровья (Н.П. Артюшенко, А.В. Батова, С.О. Брызгалова, Ю.А. Ильина, Л.М. Кобрина, Н.Н. Шешукова). Таким образом, вопросы межличностного взаимодействия в условиях школьной образовательной среды учащихся младших классов недостаточно изучены как в теоретическом, так и в прикладном аспектах (Шевченко С.Г. Особенности знаний и представлений о ближайшем окружении у первоклассников с задержкой психического развития, 2010).

Методы исследования и инструментарий

В работе был использован комплекс методов и методик исследования:

1) теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, обобщение, моделирование;

2) эмпирические: эксперимент, тестирование;

3) метод математической статистики.

Исследование проходило на базе МКОУ СОШ № 21 г. Нальчика КБР. В исследовании принимали участие 54 школьника в возрасте 8 -9 лет, 26 (3 «А» класс) учащихся инклюзивного класса, 28 (3 «Б» класс) учащихся обычного класса. Для изучения состояния коммуникативных умений испытуемых была применена методики М.И. Рожкова «Диагностика изучения сформированности коммуникации как общения у младших школьников» и методика исследования коммуникативных умений КОС-1 (адаптация для детей младшего школьного возраста) (Синявский В.В., Федорошин В.А.).

При подведении итогов диагностики имена детей были зашифрованы. Результаты диагностики представлены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1 Результаты диагностики коммуникативных умений КОС у младших школьников

Table 1 Results of diagnostics of COS communication skills in younger schoolchildren

Уровень коммуникативных умений Класс «А» Класс «Б»

Количество Процент Количество Процент

учеников учащихся учеников учащихся

1 - низкий оценочный коэффициент 3 12% 5 18%

2 - ниже среднего оценочный коэффициент 4 15% 3 11%

3 - средний оценочный коэффициент 10 38% 9 32%

4 - выше среднего оценочный коэффициент 5 19% 7 25%

5 - высокий оценочный коэффициент 4 15% 4 14%

Примечание: КОС - коммуникативно организаторские способности.

Источник: составлено авторами научной статьи.

В «А» классе низкий уровень коммуникативных умений выявлен у 12% испытуемых, в «Б» классе - у 18% учащихся: эти дети не выходят на контакт с одноклассниками, часто пребывают в уединении. С уровнем ниже среднего в «А» классе обнаружено 15% младших школьников, в «Б» классе соответственно 11% детей. Они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе; предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства; испытывают трудности в установлении контактов с людьми и при выступлении перед аудиторией; плохо ориентируются в незнако-

мой ситуации; не отстаивают свои мнения, тяжело переживают обиды; проявление инициативы в общественной деятельности крайне снижено.

В инклюзивном классе количество учеников с низким показателем составляет 27% учащихся, в обычном классе - 29% учащихся.

Количество учащихся со средним уровнем в «А» классе составило 3 8%, в «Б» классе - соответственно 32%. Они стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Коммуникативные способности необходимо развивать и совершенствовать.

Уровень коммуникативных умений выше среднего в «А» классе установлен у 19% респондентов, в «Б» классе - у 25% школьников. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким и друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации.

Высокий коэффициент в «А» классе - у 15%, в «Б» классе - у 14%: они испытывают потребность в общении и активно стремятся к нему, непринужденно ведут себя в новом коллективе, инициативны, предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято товарищами, могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать разные игры, мероприятия.

Таблица 2 Результаты диагностики сформированности коммуникации как общения у младших школьников

Table2 Results of the diagnosis of communication skills

Уровень сформированности Класс «А» Класс «Б»

коммуникации как общения у младших школьников Количество учеников Процент учащихся Количество учеников Процент учащихся

высокий 9 35% 5 18%

средний 13 50% 19 68%

низкий 4 15% 4 14%

Источник: составлено авторами научной статьи.

Результаты по второй методике показали, что в инклюзивном «А» классе с высоким уровнем сформированности коммуникаций как общения выявлено 35% учащихся, в «Б» классе -18% учеников. Младший школьник активен в коммуникативном общении, инициирует и организует действия двух-трех сверстников, словесно развертывая исходные замыслы, цели, спланировав несколько начальных действий («Давайте делать так...»); использует простой договор («Я буду..., а выбудете.»). Может инициировать и поддерживать простой диалог со сверстниками на отвлеченную тему; осознанно стремиться не только к реализации за-

мысла, но и к взаимопониманию, к подержанию слаженного взаимодействия с партнерами.

Средний уровень сформированности коммуникаций как общения в «А» классе выявлен у 50% учеников, в «Б» классе -у 68% испытуемых. Младший школьник умеет слушать и слышать, участвует в коммуникативном общении по инициативе других, поддерживает диалог в конкретной деятельности; может бесконфликтно разрешить спорную ситуацию со сверстником.

С низким уровнем сформированности коммуникаций как общения в «А» классе выявлено 15% детей, в «Б» классе -14% учащихся. Младший школьник малоактивен и малоразговорчив со сверстниками педагогами, невнимателен, ситуативен в выборе.

Заключение

Степень сформированности коммуникативных умений в младшем школьном возрасте влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом.

Инклюзивная образовательная среда оказывает положительное влияние не только на социализацию детей с ОВЗ, но также способствует формированию и развитию коммуникативных умений у нейротипичных детей, способствует сплочению коллектива, успешной социализации, формированию таких качеств личности, как дружелюбие, сострадание, добродушие.

Дети, обучающиеся в инклюзивном классе, чувствуют себя более раскре-пощенно при общении с новыми людьми, чаще проявляют сострадание и помощь в кругу сверстников, могут не только поддержать разговор, но также являются инициаторами.

В целом у обучающихся 3-х классов наблюдается средний уровень развития коммуникативных умений, однако в инклюзивном классе процент обучающихся с низким уровнем сформированности коммуникативных умений меньше, чем в обычном классе.

Таким образом, наше исследование показало, что с высоким показателем сформированности коммуникативных умений в инклюзивном «А» классе - 35% обучающихся, а в «Б» классе - 39% учеников. В обычном классе процент учащихся с высоким уровнем сформированности больше, чем в инклюзивном. Это объясняется тем, что у детей с ограниченными возможностями здоровья, общение, как правило, простое, они испытывают проблемы с пониманием сложных предложений. Наличие смыслового барьера у детей с ЗПР вынуждает сверстников общаться с ними на их уровне понимания, что препятствует достижению высокого уровня сформированности коммуникативных умений.

Детям с ОВЗ сложно социализироваться в обществе. Это могут быть проблемы из-за физических особенностей, трудности, обусловленные индивидуально-типологическими особенностями. Так как работа в инклюзивном классе выстроена таким образом, чтобы помочь детям с ОВЗ адаптироваться в обществе, детей, которые не задействованы в совместной коммуникативной, познавательной, игровой деятельности, практически нет. Это, в свою очередь, способствует тому, что дети учатся взаимодействовать не только с детьми с ОВЗ, но и лучше ладить друг с другом, знакомит их с техниками преодоления трудностей и барьеров в общении, учит их быть добрее друг к другу, взаимовыручке и поддержке.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ахмерова Д.Ф., Баблюк Т.А. Особенности развития коммуникативных умений у младших школьников // Достижения вузовской науки; Сб. мат-лов XXIII Междунар. науч.-практ. конф. / Под общ.ред. С.С. Чернова. - Новосибирск; Издательство ЦРНС, 2016. - С. 86-92.

2. Доровский И.С. Как помочь младшему школьнику в формировании коммуникативных умений // Начальная школа. - 2016. - № 3. - С. 29-32.

3. Ибрагимова Э.И. Коммуникативная деятельность педагога в условиях трансформации педагогического образования / Э.И. Ибрагимова. — Текст: непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки: Мат-лы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). - СПб.: Свое издательство, 2017. - С. 121-124.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Методика М.И. Рожкова «Диагностика изучения сформированности коммуникации как общения у младших школьников» // Науч. эл. журнал «Матрица научного познания». - 2018. - № 7. URL: https://multiurok.ru/index.php

5. Садыкова З.С. Развитие коммуникативной компетентности младших школьников через групповую работу. URL: https:// raznoe/2017/10/14.ru.

6. Хайдаров В.М. Общение и формирование личности младшего школьника // Российский психологический журнал. - 2018. - № 15(3). - С. 12-19. Цукер-ман Г.А. Виды общения в обучении. - Томск: Наука, 1993. - 187 с.

7. Яшкова Л.А. Развитие коммуникативных умений младших школьников // Инновационная наука. - 2016. - № 2. - С. 162-168.

REFERENCES

1. Akhmerova D.F., Bablyuk T.A. Features of the development of communicative skills in primary school children. Achievements of university science; collection of materials of the XXIII scientific and Practical International Conference. Ed. by S.S. Chernov. Novosibirsk; TSRNS Publishing House, 2016. Pp. 86-92. (In Russ.).

2. Dorovsky I.S. How to help a younger schoolboyin the formation of communicative skills. 2016. No. 3. Pp. 29-32. (In Russ.).

3. Ibragimova E.I. Communicative activity of a teacher in the conditions of transformation of pedagogical education. E.I. Ibragimova. Text: direct. Aspects and trends of pedagogical Sciences: materials of the III Intern. nauch.Conf. (Saint Pe-tersburg,December 2017). Saint Petersburg: the publishing house, 2017. Pp. 121124. (In Russ.).

4. Methods M.I. Rozhkov "Diagnostic study of development communication as a communication primary school", electronic Scientific journal "the Matrix scientific knowledge." 2018. No. 7. Access mode: https://multiurok.ru/index.php (In Russ.).

5. Sadykova Z.S. Development of communicative competence of junior schoolchildren through group work. Access mode: https: / / raznoe/2017/10/ 14.ru (In Russ.).

6. Khaydarov V.M. Communication and formation of the personality of a younger schoolboy. Russian Psychological Journal. 2018. № 15(3). Pp. 12-19. Zuckerman G.A. Types of communication in training. Tomsk: Nauka, 1993. 187 p. (In Russ.).

7. Yashkova L.A. Razvitiekommunikativnykhumeniyakhmolodshikhshkolnikov [Development of communicative skills of junior schoolchildren]. 2016. No. 2. Pp. 162-168. (In Russ.).

Информация об авторах: Альборова Нурсан Башировна -ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М Бербекова», Нальчик, Кабардино-Балкарская Республика, Россия Россия E-mail: nyrsan96@mail.ru

SPIN ID: 9703-8511; ORCID ID: 0000-0002-6192-5002 Ответственный за переписку

Ногерова Mарьям T. - ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М Бербекова»,

Нальчик, Кабардино-Балкарская Республика, Россия Россия SPIN ID: 2729-1564; ORCID ID: 0000-0002-8643-6838

Таукенова Лэйла М. - ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М Бербекова»,

Нальчик, Кабардино-Балкарская Республика, Россия Россия SPIN ID: 2028-0521; ORCID ID: 0000-0002-7744-3614

Заявленный вклад авторов: Альборова Н.Б. — обзор литературы, написание текста; Ногерова М.Т.— планирование, подбор методов исследования; Таукенова Л.М. — диагностика уровня готовности будущих педагогов.

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи

Information about the authors: Alborova Nursan Bashirovna - Kabardino-Balkarian

State University H.M. Berbekova,

Nalchik, Kabardino-Balkarian Republic, Russia

SPIN ID: 9703-8511; ORCID ID: 0000-0002-4195-4973

Corresponding Author: E-mail: nyrsan96@mail.ru

Nogerova M.T. - Kabardino-Balkarian State University H.M. Berbekova, Nalchik,

Kabardino-Balkarian Republic, Russia

SPIN ID: 2729-1564; ORCID ID: 0000-0002-8643-6838

Taukenova L.M. - Kabardino-Balkarian State University H.M. Berbekova,

Nalchik, Kabardino-Balkarian Republic, Russia

SPIN ID: 2028-0521; ORCID ID: 0000-0002-7744-3614

Contribution of the authors:. Alborova N.B. - literature review, writing a text; Nogerova M.T. - planning, selection of research methods; Taukenova L.M. - diagnostics of the readiness level of future teachers. The authors have read and approved the final manuscript. Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 04.07.2021 Одобрена после рецензирования и доработки / Approved after reviewing and revision: 11.08.2021

Принята к публикации / Accepted for publication: 25.08.2021

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов./ The authors declare no conflicts of interests.

© Альборова Н.Б. 2021 © Ногерова M.T. 2021 © Таукенова Л.М. 2021 © «ИСОМ». 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.