районов республики и выявили следующую зараженность: Атяшевский (12,7%), Б. Березниковский (28,6%), Б. Игнатовский (12,9%), Ельниковский (9,6%), Кочкуровский (16%), Лямбирский (6,7%), Рузаевский (3,5%), Чамзинский (30%) и Октябрьский (16%).
На метастронгилез свиней копроскопические исследования проводили ветеринарные лаборатории пяти районов республики и установили следующую инвазированность: Ардатовский (5%), Б. Игнатовский (1,8%), Дубенский (3,6%), Рузаевский (1,7%) и Старошайговский (5,5%) при средней экстенсивности инвазии 2,6%. Анализ данных показывает, что метастронгилез свиней имеет ограниченное распространение и, в основном, при экстенсивном свиноводстве в небольших по поголовью хозяйствах, а в свиноводческих комплексах не встречается.
Литература: 1. Инструкция «Мероприятия по предупреждению и
ликвидации заболеваний животных гельминтозами». М., 1999. - 71 с. 2. Ершов В.С. и др. Гельминтозы свиней. М., 1963. - 315 с. 3. Шумакович Е.Е. Профилактика гельминтозов в промышленном животноводстве. М., 1975.- 285 с. 4.Сафиуллин Р.Т. и др. // Ветеринария. М., 1980. №2. - С. 30-31. 5. Сафиуллин Р.Т. // Сб. мат. докл. науч. конференции «Теория и практика борьбы с паразитарными болезнями». М., 2009. -вып. 10.- С. 344-348.
Prevalence of the most important helminthoses of swine in the Republic of Mordovia. Basinin S.E., Safiullin R.T. “Mordovsk becon”. All-Russian K.I. Skryabin Institute of Helminthology.
Summary. The mean value of the Ascaris suum infection extensity in the Republic of Mordovia appeared to be 15,3%; the analogous indices for Trichocephalus suis, Oesophagostomum dentatum and Metastrongylus spp. were 8,1; 14,1 and 2,6% respectively over the last 3 years.
ОСОБЕННОСТИ КОМБИНИРОВАННОГО ЛЕЧЕНИЯ АСКАРИДОЗА НА ОСНОВЕ УЧЕТА ПЕРВИЧНЫХ ПОВРЕЖДЕНИЙ ДНК СОМАТИЧЕСКИХ И ЭМБРИОНАЛЬНЫХ КЛЕТОК ХОЗЯИНА
Бекиш О.-Я.Л., Бекиш В.Я., Бекиш Л.Э., Зорина В.В.
УО “Витебский государственный медицинский университет”, Беларусь
Введение. Геогельминтозами каждый год болеют более 2 миллиардов людей, среди которых наиболее распространенным считается аскаридоз. Ежегодно заболеваемость им доходит до 1,2 миллиарда [1]. Наиболее частым осложнением гельминтозов является анемия, которая служит причиной возрастания перинатальной смертности и заболеваемости во всем мире [2]. Специфическое лечение гельминтозов альбендазолом, мебендазолом,
48
ивермектином и празиквантелем может сопровождаться эмбриотоксическим, фетотоксическим, мутагенным и тератогенным воздействиями [2].
Паразитирование аскарид в кишечнике человека при средней степени инвазии приводит к увеличению количества вторичных повреждений наследственного аппарата лимфоцитов периферической крови больного (рост аберрантных клеток) [3]. Лечение миграционного аскаридоза мебендазолом снижает в клетках костного мозга белых мышей количество гипо-, гиперплоидных и аберрантных клеток по сравнению с инвазированными нелечеными животными [4]. Сочетанная терапия миграционного аскаридоза мебендазолом с индометацином приводит к снижению аберрантных клеток в 2 раза по сравнению с лечением только мебендазолом. Лечение кишечного аскаридоза мебендазолом у больных людей нормализует высокий уровень аберрантных лимфоцитов крови спустя 3 дня от начала терапии [3].
Целью исследования было изучить на основе ДНК технологий в экспериментальных и клинических исследованиях особенности патогенеза и разработать оценку эффективности лечения аскаридоза человека.
Задачи исследования: определить состояние генома хозяина при экспериментальном миграционном аскаридозе методом ДНК-комет; оценить возможные генотоксические, цитотоксические и эмбриотоксические эффекты в соматических и эмбриональных клетках при аскаридозе в экспериментальных и клинических исследованиях; определить изменения в геноме самок и их эмбрионов при использовании специфической, патогенетической и антиоксидантной терапии миграционного аскаридоза методом ДНК-комет; разработать способ комбинированного лечения аскаридоза человека.
Материала и методы. Объектом исследования служили: аскариды, их инвазионные яйца; мыши линии СВА и белые беспородные (самки, самцы) в количестве 514 особей; кровь 35 больных аскаридозом и 10 доноров крови. Методология исследования строилась на основании использования методов копрологического обнаружения яиц аскарид в фекалиях при обследовании лиц на гельминтозы, паразитологических (получение инвазионных яиц, модель экспериментального аскаридоза), цитогенетических (щелочной гель-электрофорез изолированных клеток), методов оценки предимплатационной и постимплантационной гибели эмбрионов.
Результаты. Установлено, что метаболиты мигрирующих личинок аскарид обладают генотоксическим воздействием на соматические и генеративные клетки хозяина, вызывая рост одноцепочечных разрывов, щелочно-лабильных сайтов ядерной молекулы ДНК на 0,98-8,08 % в костном мозге и на 5,51-14,92 % в семенниках инвазированных животных. Г енотоксическое воздействие в клетках костного мозга наблюдается в период миграции паразитов в тканях хозяина (3-14 дни инвазии), в семенниках на 14й и 21-й дни после заражения и возрастает в 1,6-4,6 раза при увеличении дозы введенного инвазионного материала при заражении.
49
В клетках костного мозга и семенников животных при миграционном аскаридозе повышается уровень апоптотических клеток, обусловленный цитотоксическим эффектом инвазии. Цитотоксическое воздействие миграции личинок аскарид наблюдается на 3-й, 7-й, 14-й дни инвазии в костном мозге и на 14-й, 21-й дни - в семенниках хозяина и возрастает в 1,3-1,6 раза при увеличении дозы введенного инвазионного материала при заражении.
Метаболиты мигрирующих личинок свиных аскарид к 14-му дню беременности обладают эмбриотоксическим воздействием, обусловленным ростом предимплантационной гибели в 4,27-6 раз при оплодотворении после заражения (18-ый и 28-ой дни инвазии), а также увеличением постимплантационной гибели в 2,66-4,16 раза при заражении после наступления беременности (4-ый и 14-ый дни инвазии). Эмбриотоксический эффект сопровождается уменьшением средней массы эмбрионов и их краниокаудальных размеров в 1,07-1,63 раза.
Миграция личинок аскарид при заражении на 10-й день после оплодотворения (4-ый день инвазии) сопровождается генотоксическим и цитотоксическим эффектами в соматических клетках костного мозга самок и клеток их эмбрионов на 14-ый день беременности. Инвазия сопровождается достоверным увеличением количества повреждений ядерной ДНК в клетках костного мозга на 4,52 % и в клетках эмбрионов на 3,77 %, а также ростом числа апоптотических клеток в 7,2-12,3 раза.
При оплодотворении на 4-ый и 10-ый дни после заражения (18-ый и 28ой дни инвазии) метаболиты мигрирующих личинок свиной аскариды обладают генотоксическим воздействием на клетки эмбрионов в виде роста в 1,3-2,42 раза процента ДНК в “хвостах комет” и длины “хвостов комет”, а также в 3,2-5,8 раза “момента хвоста комет”. В клетках костного мозга самок и их эмбрионов синхронно наблюдается рост апоптотических клеток в 2,25-15 раз.
Инвазия аскаридами у человека сопровождаются генотоксическим и цитотоксическим эффектами в лимфоцитах периферической крови больных, которые характеризуются ростом количества одноцепочечных разрывов, щелочно-лабильных сайтов ядерной ДНК и апоптотических клеток.
Установлено, что однократное применение альбендазола, мебендазола, пирантела или пиперазина для терапии миграционного аскаридоза не снижает генотоксических и цитотоксических эффектов на 4-й день инвазии в клетках костного мозга самок и их эмбрионов на 14-й день беременности. При терапии миграционного аскаридоза одним антигельминтиком в сочетании с ибупрофеном снижается цитотоксический эффект инвазии в клетках костного мозга и эмбрионов до показателей интактного контроля, но не изменяется генотоксический эффект инвазии. Терапия экспериментального миграционного аскаридоза альбендазолом или мебендазолом в сочетании с ибупрофеном и комплексом витаминов антиоксидантного характера (С, Е и Р-каротин) с Se является эффективным способом защиты генома соматических и эмбриональных клеток хозяина. Эта комбинация препаратов снижает
50
генотоксический и цитотоксический эффекты инвазии в клетках костного мозга самок и их эмбрионов у зараженных аскаридами мышей до показателей интактного контроля.
Применение монотерапии мебендазолом для лечения аскаридоза приводит к снижению генотоксического эффекта в лимфоцитах крови больных, но эти величины достоверно превышают показатели доноров крови. Монотерапия мебендазолом не изменяет высокий уровень апоптотических клеток и не способствует полной дегельминтизации. Применение для лечения аскаридоза монотерапии альбендазолом элиминирует генотоксическое воздействие инвазии, но не устраняет ее цитотоксический эффект. Лечение аскаридоза мебендазолом с ибупрофеном и комплексом витаминов с Se не может полностью снизить генотоксический эффект инвазии в лимфоцитах крови больных. Это характеризуется повышением процента ДНК в “хвостах комет” в 1,56 раза, “момента хвоста” в 1,64 раза по сравнению с контролем.
Наиболее эффективным способом защиты генома больных аскаридозом обладает комбинированное лечение альбендазолом с ибупрофеном и комплексом витаминов С, Е, Р-каротин с Se. Эта схема терапии приводит к снижению уровней первичных повреждений ДНК и апоптотических клеток до показателей доноров крови и способствует полной дегельминтизации больных.
Литература: 1. Bethony J. [et al] // Lancet. - 2006. - Vol. 368. - P. 15211532. 2. Bialek R., Knobloch J. // Z Geburtshilfe Neonatol. - 1999. - Vol. 203, № 3. - P. 128-133. 3. Бекиш В.Я. // Вопросы медицины и фармации (Тез. докл. 51-й науч. конф. студентов и молодых ученых ВГМУ). - Витебск, 1999. - С. 11-12. 4. Бекиш В.Я. // Теоретические и практические аспекты медицины. (Сб. научн. трудов). - Витебск, 1998. - С. 140-145.
Peculiarities of the combination treatment of Ascaridia infection based on registration of the primary DNA damage in somatic and embryonic cells of a host. Bekish O.-J.L., Bekish V.Ya., Zorina V.V. Vitebsk State Medical University (Republic of Byelorussia).
Summary. Genotoxic, cytotoxic and embryotoxic effects were recorded in somatic and embryonic cells of hosts infected by Ascaridia. Medication by albendazole, ibuprofen and antioxidant vitamin complex containing selenium resulted in restoration of relevant normal indices.
51