Научная статья на тему 'Особенности коллектива сотрудников исправительного учреждения'

Особенности коллектива сотрудников исправительного учреждения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3693
263
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности коллектива сотрудников исправительного учреждения»

Поэтому в работе с сотрудниками необходимо обратить внимание прежде всего на физическое здоровье, выносливость к длительным психофизиологическим перегрузкам, нервно-психическую устойчивость к стрессу, высокий уровень самоконтроля над эмоциями и поведением, развитые адаптивные свойства нервной системы, позволяющие сохранять работоспособность в состоянии утомления.

ЛИТЕРАТУРА

1. Калашников М.О. Критерии психологического отбора в оперативные службы ОВД: Дис... канд. психол. наук, —М., 1996.

2. Новиков B.C. Правовые и психологические основы применения огнестрельного оружия: Лекция. — М.: Академия МВД России, 1997.

3. Панкин А.И. Личная безопасность сотрудников ОВД: Тактика и психология безопасной деятельности. — М, 1996.

ОСОБЕННОСТИ КОЛЛЕКТИВА СОТРУДНИКОВ ИСПРАВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Канд.социол. наук, доцент В.И. Михайлов

Уфимский юридический институт МВД России

Из практической деятельности исправительных учреждений (ИУ) известно, что среда осужденных -это сложная, динамичная социальная система. Она активна, подвижна, взаимосвязана формальными и неформальными связями с внешними объектами. Среда осужденных противостоит персоналу ИУ. Противостояние проявляется в различных формах - нарушениях дисциплины, драках, убийствах, побегах, массовых беспорядках и других противоправных действиях. Данные обстоятельства накладывают определенный отпечаток на формирование коллектива сотрудников ИУ.

Рассмотрим некоторые особенности такого коллектива. Основными структурными элементами являются: социальные группы сотрудников; социально-психологические явления, происходящие в группах сотрудников; элементы общесоциальной системы (имеются в виду элементы идейного, духовного порядка, существующие в сознании сотрудников, усваиваемые ими, например, под влиянием средств массовой информации); элементы среды осужденных: их быт, образ жизни, преступная субкультура; условия труда и отдыха (быта) сотрудников и т.д.

Коллектив сотрудников ИУ, как и любой трудовой коллектив, состоит из социальных групп сотрудников, характеризующихся особо тесным единством, совпадением индивидуальных и групповых целей в процессе совместной деятельности, на основе которой возникает глубокая общность основных социально-психологических характеристик входящих в коллектив людей. Опрос, проведенный автором в ИУ ГУИН МЮ РФ по Республике Башкортостан, показал, что большинство сотрудников ИУ (68,8 %) при поступлении на работу руководствуются благород-

ными целями: борьба с преступностью, желание исправить, перевоспитать осужденного и др.

Вместе с тем характер труда работников ИУ обусловливает наличие определенных социальных особенностей коллективов сотрудников ИУ. Сотрудники ИУ трудятся в особых условиях, находятся в постоянном общении с осужденными, более подвержены профессиональной деформации личности. Они работают в условиях повышенной юридической и моральной ответственности за свои действия и поступки. Неисполнение приказов либо халатное отношение к служебным обязанностям влечет за собой в органах, исполняющих наказания, не только моральное осуждение, как в обычных трудовых коллективах, но и строгую юридическую ответственность.

Особенности трудовой деятельности сотрудников ИУ требуют во многих случаях весьма значительных затрат времени, физического напряжения и усиленных эмоциональных нагрузок и перегрузок, сокращения своего свободного времени, отдачи всех физических сил и способностей. Более того, от каждого члена коллектива требуются подчас смелость, мужество, самопожертвование, способность и готовность пойти на риск и пожертвовать своим здоровьем и даже жизнью для выполнения служебного долга. Это, в свою очередь, требует от всего коллектива большой сплоченности, а от каждого его члена - готовности к взаимовыручке и взаимопомощи.

Коллектив сотрудников ИУ отличается от многих других трудовых коллективов по своим социаль-но-психологическим параметрам,он гетерогенен (разнороден) и с точки зрения возрастного полового признака, и с точки зрения образования и профессионального признака. В нем работают лица разного возраста и образования, разных профессий и специальностей, люди с разными психофизическими особенностями, характерами и способностями. Так, по данным нашего опроса, практически каждый второй сотрудник ИУ имеет высшее (55 %), каждый третий - среднее специальное образование (37 %), небольшая часть сотрудников (8 %) имеют среднее образование (младший начсостав). По видам высшего образования сотрудники распределяются следующим образом: юридическое образование - 23%, педагогическое - 10%, техническое - 19,7 %, иное - 2,3 %. Гетерогенность коллектива сотрудников - одно из обязательных условий его эффективной работы, поскольку исполнение уголовных наказаний - сложная социальная функция, предполагающая сочетание множества элементов, с характерными для них индивидуальными качествами и свойствами. Обеспечить высокое проявление коллективного духа в условиях гетерогенности коллектива - важнейшая задача управления в ИУ.

Кроме того, в отличие от большинства других трудовых коллективов, органы, исполняющие наказания, предъявляют более формализованные и жесткие требования к поведению в быту, проведению досуга, связям и знакомствам своих членов, причем во многих коллективах эта сторона жизни подвергается весьма значительному контролю и неформальной регламентации. Коллектив сотрудников ИУ, требуя от своих членов единства мнений для решения благородных задач, тем самым оказывает на них воспитательное воздействие и превращается в сплоченную общность, в которой осознается необходимость делового сотрудничества и взаимопомощи.

В общем виде в зависимости от занимаемой должности общность сотрудников мест лишения свободы подразделяется на: рядовой и начальствующий состав; вольнонаемных работников (рабочие и служащие). Начальствующий состав, в свою очередь, делится на младший, средний и старший начальствующий. Все они имеют специальные звания.

Данная классификация является основанием для структурирования, так как коллектив сотрудников ИУ имеет свою структуру, определяемую его функциями и задачами. Во главе учреждения стоит начальник, обычно из числа старшего начальствующего состава. У начальника имеются заместители по следующим направлениям: безопасности и оперативной работе; воспитательной и кадровой работе; производственной деятельности; охране и тылу.

Каждый заместитель организует работу определенных структурных звеньев, основными элементами которых являются работники различных отделов и служб, включая воспитательный, отдел безопасности, оперативный отдел, производственный, финансовый и иной обеспечивающий аппарат, а также работников общеобразовательной школы, профессионально-технического училища и медицинской части. Каждое из подразделений имеет свою структуру и решает группу вопросов, которая органически входит в общий комплекс работы с осужденными. Все отделы и службы исправительного учреждения обладают рядом функций: основных, вспомогательных и оперативных.

Отдел безопасности, оперативный и воспитательный отделы, производственная служба, отдел охраны имеют основные функции, которые способствуют решению основных задач исполнительной системы. Ряд служб исправительного учреждения обладают вспомогательными функциями и оказывают косвенное влияние на решение основных задач. Так, учет-но-финансовый сектор (бухгалтерия) воздействует на процесс воспитания через сферу экономики, экономического учета и контроля, материальной заинтересованности, обеспечивает получение каждым осужденным такого заработка, который точно соответствовал бы выработке. Функции дежурной части являются оперативными, так как они связаны с непосредственной и многообразной деятельностью учреждений по исполнению наказания.

Структура коллектива сотрудников исправительного учреждения отражает взаимосвязь и взаимодействие элементов (отделов, отделений, групп), что должно способствовать успешному перевоспитанию осужденных. Взаимосвязь и взаимодействие отделов и служб просматривается при проведении совместных мероприятий воспитательного, режимного, производственного и иного характера с целью эффективного исполнения уголовного наказания, исправления и перевоспитания осужденных. Данная цель является системообразующим фактором, она подчеркивает и определяет целостность коллектива сотрудников исправительного учреждения, его внутреннее единство.

Однако единство коллектива сотрудников ИУ также зависит от неформальных отношений между сотрудниками. Основой для возникновения и поддержания таких неформальных отношений могут быть самые разнообразные причины - объединение по признакам занимаемого положения в коллективе, различных симпатий. Многие из этих отношений и связей не имеют под собой служебных отношений, формируют-

ся в процессе проведения досуга. По этим симпатиям формируются малые неформальные группы, которые могут быть лишь частью коллектива, содействовать деятельности руководителя. Иногда в социально-пси-хологической структуре подразделения могут быть и неформальные группы, которые противодействуют руководителю, способствуют достижению лишь узкогрупповых целей.

Своеобразной малой неформальной группой является группа сотрудников, имеющих большой стаж по специальности, высокую квалификацию. На их долю приходится 44,3% опрошенных сотрудников. В таких группах лидерами являются наиболее авторитетные сотрудники. В группах каждый человек выполняет социальную роль, которая имеет определенное значение в связи с социальными притязаниями личности.

Так, если сотрудник ставит перед собой цели роста по службе, то, соответственно, его роль на службе будет для него главной. Кроме того, любой человек хочет где-то быть одним из первых, лидировать в какой-то группе отношений с другими членами коллектива сотрудников исправительного учреждения (отдела, отделения, службы и т.д.). В группах, в целом в коллективе сотрудников складывается система деловых и личных отношений. Первые возникают между людьми как носителями определенных функций исправительной системы. Вторые складываются на основе симпатий и антипатий, притяжений и отталкиваний. В любой из этих систем отношений каждый сотрудник занимает определенное место, в том числе и в системе отношений с подсистемой "Осужденные", которая как мы указали выше, "связана" с сотрудниками мест лишения свободы. Отношения сотрудников с осужденными осуществляются по каналам прямой и обратной связи.

Во первых, по каналам прямой связи сотрудники оказывают управляющее воздействие на осужденных с целью их перевоспитания, используя при этом определенные средства (режим, труд, воспитательную работу, общеобразовательное и профессионально-техническое обучение) и методы (убеждения и принуждения), путем исполнения ряда функций. Во-вторых, по каналам обратной связи от подсистемы "Осужденные" идет сигнал об эффективности управляющего воздействия. Здесь необходимо отметить, что по ряду вопросов сотрудники и осужденные находят точки соприкосновения, но есть моменты, когда осужденные оказывают яростное сопротивление администрации, преследуя при этом корыстные цели, защищая свою "субкультуру" (преступные традиции, обычаи и т.д.). По мнению большинства сотрудников (90,6 %) и осужденных (71,5 %), между последними в ИУ имеют место конфликтные ситуации. Следует отметить, что осужденные стремятся управлять сотрудниками и выступают в роли субъекта управлениям коллектив сотрудников при этом является объектом их воздействия.

Субкультура среды осужденных может отрицательно влиять на коллектив сотрудников ИУ. В результате такого воздействия осужденных у некоторых сотрудников происходит изменение (деформация) отдельных качеств личности. Профессиональная деформация чаще всего проявляется у сотрудников в таких формах, как: злоупотребление, превышение власти; устойчиво предвзятое отношение к осужденным; примиренческое отношение к традициям и обычаям преступного мира; нравственная распущенность;

утрата чувствительности к человеческой беде, чести, самолюбию; болезненная подозрительность и излишняя недоверчивость к людям; правовой ригоризм -убежденность в необходимости значительного ужесточения наказания, в недостатке предоставленных сотруднику прав; потеря веры в возможность успешной борьбы с преступностью; стереотигшзация способов решения служебно-оперативных задач; сужение круга интересов, сопротивляемость к нововведениям (1, 79-115; 2, 77-84; 3). •

Профессиональная деформация сотрудников влияет на их отношения с членами других социальных организаций, так как исправительные учреждения, несмотря на свою ограниченность и закрытость, все же взаимодействуют с внешней средой.

Взаимодействие коллектива сотрудников ИУ с другими социальными системами (обществом) идет по линии производства, вопросам привлечения общественности к процессу воспитания осужденных, проблемам предупреждения и искоренения преступности. Сотрудники мест лишения свободы взаимодействуют с предприятиями и объединениями, творческими союзами, религиозными формированиями, родственниками осужденных, судами, прокуратурой, милицией и т.д. Можно даже сказать, что коллектив сотрудников ИУ через поколения взаимодействует с прошлым опытом своей системы, имеет свою историю.

Итак, мы рассмотрели коллектив сотрудников ИУ, в ходе чего в социальном образовании обнаружили: совокупность определенных элементов; взаимосвязь и взаимодействие элементов; активность элементов; целостность коллектива; взаимодействие коллектива со средой осужденных и с внешней средой; историю коллектива сотрудников. Следовательно, коллектив сотрудников является сложной социальной системой (подсистемой), обладающей рядом особенностей.

ЛИТЕРАТУРА

/. Китов А.И. Психология управления: Учебник. - М.: Академия МВД СССР, 1979.

2. Медведев B.C. Профессиональная деформация сотрудников ИТУ: сущность, пути профилактики и преодоления //Организационно-управленческие и психоло-го-педагогические аспекты деятельности ИТУ: Межвуз. сб. науч. статей /Под ред. А.Г. Перегудова, В.П. Сафро-нова. - Уфа: УВШ МВД РФ, 1994.

3. Михайлов В. И. Проблемы деятельности исправительных учредений и основные направления их реорганизации: Монография. - Уфа: УЮИ МВД РФ, 1997.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПОСЛЕ ВЫХОДА НА ПЕНСИЮ

О.В. Сорокина

Академия права и управления Минюста России

г. Рязань

В настоящее время для ОВД актуальна проблема нехватки и текучести кадров. Причинами подобного положения являются не только сложные социально-экономические условия в стране, но и то, что многие

потенциальные сотрудники рассматривают работу в системе как неперспективную, не дающую социальной защищенности ни во время работы, ни после выхода на пенсию. Недоверие со стороны населения, падение престижа службы являются факторами, стимулирующими сотрудников завершать службу. По результатам социологического исследования, проведенного в Санкт-Петербурге в 2000г., 31% граждан не удовлетворены деятельностью органов внутренних дел и 31% их затрудняются охарактеризовать свое отношение (3).

Решение вопросов планирования (сопровождения и завершения) органами внутренних дел карьеры своих сотрудников, создание программы социально-психологической работы с лицами, увольняющимися со службы, требует на первоначальном этапе исследования изучения особенностей восприятия ими завершения карьеры и их адаптации к жизни после выхода на пенсию.

Объект исследования - сотрудники ОВД Рязани и Рязанской области, работавшие в различных отделах и службах, вышедшие на пенсию в 1995-2000 гг. Предмет исследования - влияние причин выхода на пенсию на степень адаптации пенсионеров. Задача исследования - раскрыть специфику социально-психо-логической адаптации сотрудников ОВД после выхода на пенсию. Гипотезы исследования: 1) большинство сотрудников испытывают затруднения в процессе адаптации к жизни на пенсии; 2) планирование сотрудником завершения карьеры в ОВД, наличие у него семьи, а также состояние его здоровья определяют степень успешности его адаптированности к новым условиям жизни после выхода на пенсию.

Большинство исследователей - социальных психологов и социологов связывают понятие социально-психологической адаптации с освоением культурных норм социального окружения.

Так, бихевиористы понимают социально-психо-логическую адаптацию как процесс (или состояние, как результат этого процесса) физических, социально-экономических или организационных изменений в специфическом групповом поведении, социальных отношениях или в культуре. В функциональном отношении смысл или цель такого процесса зависит от перспектив улучшения способности выживания групп или индивидов или от способа достижения значимых целей. Отмечается, что термин «социальная адаптация» используется также для обозначения процесса, посредством которого индивид или группа достигают состояния социального равновесия в смысле отсутствия переживания конфликта со средой (2,85).

Таким образом, уровень конфликтности личности с социальным окружением оказывается основным критерием ее адаптированности.

Согласно интеракционистам, основными признаками эффективной социальной адаптированности являются следующие: а) адаптированность в сфере «вне-личностной» социально-экономической активности, где индивид приобретает знания, умения и навыки, добивается компетентности и мастерства; б) адаптированность в сфере личных отношений, где устанавливаются интимные, эмоционально насыщенные связи с другими людьми, а для успешной адаптации требуются чувствительность, знание мотивов человеческого поведения, способность тонкого и точного отражения изменений взаимоотношений (1, 19).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.