Научная статья на тему 'Особенности когнитивной сферы у лиц с различным типом жизненной стратегии'

Особенности когнитивной сферы у лиц с различным типом жизненной стратегии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
470
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Купченко Виктория Евгеньевна, Сачук Ксения Викторовна

In this article we studied the features of mental sphere at persons with the different type of vital strategy. As a result of the conducted research, we exposed two types of vital strategy, after exposed distinctions between them in understanding of emotion and by ability to manage them.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности когнитивной сферы у лиц с различным типом жизненной стратегии»

ПСИХОЛОГИЯ АКТИВНОСТИ личности

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2010. № 2. С. 5-11.

УДК 159.923

ОСОБЕННОСТИ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ У ЛИЦ С РАЗЛИЧНЫМ ТИПОМ ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ

В.Е. КУПЧЕНКО, К.В. САЧУК

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

In this article we studied the features of mental sphere at persons with the different type of vital strategy. As a result of the conducted research, we exposed two types of vital strategy, after exposed distinctions between them in understanding of emotion and by ability to manage them.

Изучение жизненных стратегий является на сегодняшний день одной из актуальных тем психологии. С.Л. Рубинштейн [10] выделил два способа существования человека, говоря о вариантах жизненного пути человека. К.А. Абульханова-Славская [6] при изучении жизненных стратегий особое внимание уделила способам организации жизни, определяя жизненную стратегию как индивидуальную организацию, постоянную регуляцию хода жизни в соответствии с ценностями данной личности и ее индивидуальной направленностью [1]. В нашем понимании жизненная стратегия отражает индивидуальный способ организации и регуляции собственной жизни. Жизненная стратегия состоит из ряда компонентов:

• жизненная цель - «наличие призвания, намерений в жизни» [7, с. 29];

• смысл жизни - «жизненная концепция человека, осознанный и обобщенный принцип жизни» [5, с. 25];

• ценностные ориентации - «ценности, мотивирующие личность на определенные жизненные поступки» [5, с. 215];

• наличие либо отсутствие убеждения о возможности и способности управления собственной жизнью - «на личностном уровне определяет локализацию сил, способных оказывать влияние на жизнь человека: является ли жизнь с точки зрения того или иного человека неуправляемой либо управляемой, а также кто ею управляет - сама личность, другие люди или случай» [5, с. 215];

• временная перспектива - «отношение личности к собственному психологическому прошлому, настоящему и будущему, выполняющее организующую и регулирующую функцию в жизни» [5, с. 215];

• самостоятельность/зависимость личности - «отражает, плывет ли личность «по течению» либо способна сама задавать направление и содержание собственной жизни» [5, с. 214];

• творческая направленность личности -«совокупность мотивов, направленных на активно-преобразовательное отношение к окружающему миру, на формирование индивидуализированной системы личностных качеств, обеспечивающих устойчивость поведения личности в разнообразных жизненных ситуациях» [3, с. 167];

• самоактуализация - «степень реализации личностью собственных возможностей» [5, с. 215];

• жизненная удовлетворенность - «обоб-

щенное чувство, отражающее степень соответствия желаемого и достигнутого» [5,

с. 215].

В сочетании компоненты жизненной стратегии образуют определенный тип жизненной стратегии. Люди различаются между собой степенью влияния на ход собственной жизни, овладения многочисленными жизненными ситуациями в зависимости от внешних обстоятельств, различной жизненной удовлетворенностью.

© В.Е. Купченко, К.В. Сачук, 2010

При изучении жизненной стратегии значимой является когнитивная сфера. В различных когнитивных направлениях психологии обнаружены и описаны определенные ментальные образования, осуществляющие контроль и регуляцию способов человеческого восприятия, понимания и интерпретации происходящих событий. Данные структуры ученые называют по-разному: «когнитивные контролирующие принципы», «конструкты», «концепты», «когнитивные схемы» и т. д. Традиционно подчеркивается общая мысль, что конкретные проявления интеллектуальной активности, личностные свойства и характеристики социального поведения человека зависят от того, как устроены его ментальные структуры. В настоящее время наиболее распространенным является термин «когнитивный стиль», представляющий собой «предпочитаемые индивидом способы обработки информации» [12, с. 12]. В отличие от индивидуальных различий в интеллектуальных способностях, стили определяют не результат мыслительной деятельности, а повторяющуюся (типичную) последовательность мыслительных шагов при воспоминании или решении задачи / проблемы.

В современной зарубежной и отечественной литературе можно встретить описание около двух десятков различных когнитивных стилей. Самый известный из них - поленеза-висимость / полезависимость [13]. М.А. Холодная определяет полезависимость / полене-зависимость следующим образом: «способность преодолевать внешний организованный контекст-поле, ассоциирующаяся с дифферен-цированностью эмоционального и поведенческого реагирования, развитием чувства личностной идентичности, сформированностью зрелых психологических защит» [11, с. 156].

Жизненная стратегия обусловливает способ взаимодействия человека с окружающим миром. Например, люди поленезависимого типа способны отделить существенное от второстепенного, предпочитают сферы деятельности, требующие высокой самостоятельности в средствах достижения поставленной цели.

Проведенный нами анализ литературы показал, что до сих пор не разработано единой теоретической концепции, описывающей и объясняющей взаимодействие параметров когнитивных стилей и различных свойств индивидуальности, поэтому мы решили исследовать данную тематику. Особое внимание

при изучении типов жизненной стратегии мы хотели бы уделить такой составляющей когнитивного стиля, как полезависимость / полене-зависимость, и эмоциональному интеллекту. Мы придерживаемся точки зрения Д.В. Люси-на, который рассматривает эмоциональный интеллект как «способность к опознанию, пониманию и управлению своими эмоциями и эмоциями других людей» [8, с. 3].

На наш взгляд, эмоциональные реакции не менее важны для адаптации человека, чем умственная активность. Эмоции могут помогать человеку в повышении эффективности мышления и деятельности. Если человек умеет идентифицировать свои эмоции и эмоции других людей, понимать, оценивать их, управлять ими, то, скорее всего, он сможет управлять своей жизнью, сам сможет выбирать варианты решения возникающих проблем и успешно с ними справляться без чьей-либо помощи.

Объект исследования - личность. Предмет - особенности когнитивной сферы у лиц с различным типом жизненной стратегии.

Цель исследования - изучение особенностей когнитивной сферы у лиц с различным типом жизненной стратегии в период средней зрелости. Задачи:

1) исследовать компоненты жизненной стратегии и определить типы жизненных стратегий;

2) выявить особенности эмоционального интеллекта и полезависимости / поленезави-симости как базовых компонентов когнитивной сферы;

3) провести сравнительный анализ эмоционального интеллекта и полезависимости / поленезависимости у лиц с различным типом жизненной стратегии.

Теоретическая гипотеза исследования: существуют особенности когнитивной сферы у лиц с различным типом жизненной стратегии.

При подборе испытуемых нами учитывался ряд индивидных особенностей (пол, возраст) и социально-демографические параметры (профессиональная занятость, уровень образования). В исследовании приняли участие мужчины и женщины в количестве 60 человек в возрасте от 25 до 45 лет (период средней зрелости). Выбранный нами возраст охватывает шестую и седьмую стадию развития по Э. Эриксону [14], согласно которым человек преодолевает кризисы такого рода, как любовь против изоляции и продуктивность против застоя. По нашему мнению, в

данном возрастном периоде человек осуществляет более серьезный выбор, у него формируются и укрепляются жизненные стратегии. В период ранней зрелости меняется мотивационная сфера жизни человека, человек ищет свое место, связывает себя обязательствами, предполагающими стабильное предсказуемое будущее. В период средней зрелости человек проявляет себя в профессиональной, семейной, межличностной и других сферах. Это период личностной самореализации.

Для изучения компонентов жизненной стратегии нами были применены две методики: методика СЖО (смысложизненные ориентации) Д.А. Леонтьева [7] и методика CAT (са-моактуализационный тест) Э. Шострома [2]. Для изучения эмоционального интеллекта нами была применена методика ЭмИн Д.В. Лю-сина [9]; исследование полезависимости / по-ленезависимости осуществлялось с помощью методики «Фигуры Готтшальдта» [4].

При статистической обработке полученных эмпирических данных нами были использованы программы вычисления MS Excel, SPSS, а также следующие методы:

1. Подсчет среднего арифметического (X) и среднего квадратичного отклонения (о).

2. Кластерный анализ методом К-средних использовался для выделения типов жизненной стратегии.

Компоненты

Рис. 1. Профиль неоптимального типа жизненной стратегии

3. и-критерий Манна-Уитни применялся в нашем исследовании для оценки различий между двумя выборками (различия в когнитивной сфере у неоптимального и оптимального типа).

Опишем полученные результаты.

В результате процедуры кластерного анализа, выявлено два типа жизненной стратегии: неоптимальный и оптимальный тип. При сравнении неоптимального и оптимального типа выявлены значимые различия по таким параметрам, как цели в жизни, смысл жизни, продуктивность жизни, способность влиять на свою жизнь, способность управлять своей жизнью, способность жить настоящим, независимость, ценностная ориентация, самопринятие.

Из рис. 1 следует, что неоптимальный тип жизненной стратегии характеризуется тем, что ставит цели в жизни, но редко их добивается. Такие люди неудовлетворенны своей жизнью в настоящем; больше ориентированы на прошлое. Лица такого типа не видят свою жизнь целостной, ориентируются лишь на один из отрезков временной шкалы (прошлое, настоящее или будущее) и (или) дискретно воспринимают свой жизненный путь. Характеризуются высокой степенью зависимости, конформности.

Оптимальный тип жизненной стратегии характеризует целеустремленного человека, воспринимающего свою жизнь в качестве интересной, эмоционально насыщенной, наполненной смыслом (рис. 2). Люди такого типа продуктивно оценивают прожитую часть своей жизни; воспринимают себя в качестве сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора для построения своей жизни. Переживают настоящий момент своей

жизни во всей его полноте, а не просто как фатальное следствие прошлого или подготовку к будущей «настоящей жизни». Принимают себя такими, какие они есть.

Благодаря использованию методики Д.В. Люсина мы можем рассмотреть особенности результатов исследования эмоционального интеллекта, которые показывают, что у испытуемых существует разный уровень выраженности изучаемых параметров (табл.).

Компоненты

Рис. 2. Профиль оптимального типа жизненной стратегии

Показатели эмоционального интеллекта, %

Шкапы Уровень эмоционального интеллекта

низкий средний высокий

МЭИ 13 70 17

ВЭИ 12 71 17

ПЭ 12 73 15

УЭ 16 66 18

Примечание. МЭИ - межличностный эмоциональный интеллект; ВЭИ - внутриличностный эмоциональный интеллект; ПЭ - понимание эмоций; УЭ - управление эмоциями.

Так как доминирующими являются значения на среднем уровне, можно сделать вывод, что испытуемые, принявшие участие в нашем исследовании, способны понимать свои и чужие эмоции, могут управлять своими и чужими эмоциями. Способность к пониманию эмоций означает, что человек может распознать эмоцию, т. е. установить сам факт наличия эмоционального переживания у себя или у другого человека; идентифицировать эмоцию. Способность к управлению эмоциями говорит о том, что человек может контро-

лировать интенсивность эмоций, прежде всего приглушать чрезмерно сильные эмоции; контролировать внешнее выражение эмоций; вызвать произвольно при необходимости ту или иную эмоцию.

Способность понимать и управлять своими эмоциями и эмоциями других людей является неотъемлемой частью оптимального функционирования человека, так как благодаря этому человек может влиять на свою жизнь.

При исследовании поленезависимости / полезависимости было выявлено 35 % поле-

независимых испытуемых и 65 % полезави- нашем исследовании, относятся к полезависимых испытуемых (рис. 3). То есть боль- симым.

шинство испытуемых, принявших участие в

70% -60% -50% -40% -30% -20% -10% -0% -

Рис. 3. Особенности поленезависимости/полезависимости в период средней зрелости

Поленезависимость

Полезависимость

Поленезависимые люди характеризуются как более успешные в интеллектуальной деятельности и, как правило, выбирают сферу деятельности, требующую высокой самостоятельности в средствах достижения поставленной цели.

Испытуемые, которые относятся к полезависимому типу, более общительны, расположены к социальным контактам и обычно выбирают такой род занятий, в котором средства деятельности заранее заданы, оговорены. Полезависимые люди предпочитают коллективное решение задачи. Люди полезависимого типа более подвержены групповому влиянию, менее самостоятельны при формулировании собственного мнения, в меньшей мере склонны брать на себя ответственность в неопределенных социальных ситуациях. Для человека с полезависимым стилем в ситуации неопределенности другой человек оказывается источником информации и одновременно средством ее переработки. Социальная направленность полезависимых лиц, возможно, выступает в качестве гиперкомпенсации их недостаточной эффективности в объектном познании.

Полученные данные свидетельствуют о том, что большинство испытуемых, принявших участие в нашем исследовании, более склонны к коллективным видам деятельности и предпочитают решать поставленные задачи, в которых средства деятельности заранее оговорены. Благодаря полученным результатам можно предположить, что если человек проявляет поленезависимое поведение и стре-

мится к самостоятельному решению проблем, то, скорее всего, его жизнь будет зависеть именно от него. Он сможет контролировать свою жизнь, ставить цели, самостоятельно добиваться их, будет в первую очередь руководствоваться своими принципами, установками и убеждениями. И напротив, если человек проявляет полезависимое поведение, то, скорее всего, его жизнь будет зависеть от других людей или от каких либо обстоятельств, так как люди с данным стилем поведения более подвержены групповому влиянию, менее самостоятельны при формулировании собственного мнения, в меньшей мере склонны брать на себя ответственность в неопределенных социальных ситуациях. Люди с полезависимым поведением, скорее всего, будут иметь те цели в жизни, которые ставят их друзья, родственники, коллеги по работе, но не они сами.

После проведения статистической обработки с помощью И-критерия Манна-Уитни были обнаружены различия во внутрилично-стном эмоциональном интеллекте (И = 258,5 при р < 0,05) и в понимании эмоций (И = 228 при р < 0,05) у неоптимального и оптимального типа. Это означает, что испытуемые, принявшие участие в нашем исследовании, умеют понимать свои эмоции и управлять ими. Понимание эмоций включает ряд связанных между собой способностей, таких как способность установить сам факт наличия эмоционального переживания у себя и найти для него словесное выражение, адекватное выражение эмоций, также различить подлин-

ные эмоции и их имитацию. Следует отметить, что понимание эмоций включает способность понимать комплексы эмоций, связи между эмоциями, переходы от одной эмоции к другой, способность понимать причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведет. Управление эмоциями означает способность контролировать эмоции, прежде всего способность приглушать чрезмерно сильные эмоции; контролировать внешнее выражение эмоций; вызывать и поддерживать желательные эмоции и держать под контролем нежелательные. Способствует решению эмоционально нагруженных проблем без подавления связанных с ними отрицательных эмоций. Важным является то, что умение управлять эмоциями способствует личностному росту и улучшению межличностных отношений. Эмоции необходимы для повышения эффективности мышления и деятельности. Это включает способность использовать эмоции для направления внимания на важные события, вызывать эмоции, которые способствуют решению задач (например, использовать хорошее настроение для порождения творческих идей), использовать колебания настроения как средство анализа разных точек зрения на проблему.

Данные характеристики более выражены у оптимального типа. Понимание эмоций и управление ими являются неотъемлемыми составляющими жизни человека. Наличие либо отсутствие способности к пониманию и управлению эмоциями, степень ее выраженности связана как с различными сторонами жизни, так и с личностными характеристиками человека (уверенностью в себе, самоуважением, самоактуализацией, независимостью, эмпатией, социальной ответственностью), с навыками межличностного общения. Также способность к пониманию и управлению эмоциями связана с социальной адаптацией, помогает в стрессовых ситуациях.

Преобладание поленезависимого или полезависимого поведения также связано с жизненной стратегией человека. Люди с поленезависимым поведением контролируют свою жизнь сами, руководствуются собственными принципами, ставят цели в жизни и самостоятельно добиваются их. Жизнь людей с полезависимым поведением зависит от других людей, так как они подвержены влиянию, несамостоятельны при решении проблем и не берут ответственность на себя в сложных ситуациях.

На основе результатов проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. В качестве компонентов жизненной стратегии выступают: жизненная цель, смысл жизни, ценностные ориентации, наличие либо отсутствие убеждения о возможности и способности управления собственной жизнью, временная перспектива, самостоятельность / зависимость личности, творческая направленность личности, самоактуализация, жизненная удовлетворенность.

2. Выявлено два типа жизненной стратегии: неоптимальный и оптимальный тип. Неоптимальный тип характеризуется тем, что ставит цели в жизни, но редко их добивается. Люди данного типа способны влиять на собственную жизни, но редко делают это, не могут успешно осуществить себя в жизни и повседневной деятельности. Характеризуются высокой степенью зависимости, конформности, несамостоятельностью и могут быть подвержены влиянию. Оптимальный тип характеризуется целеустремленностью, интересной эмоционально насыщенной, наполненной смыслом жизнью. Люди такого типа оценивают свою жизнь как продуктивную и осмысленную, живут «настоящим». Люди оптимального типа убеждены в том, что сами могут контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь, но редко это делают. Принимают себя такими, какие они есть, вне зависимости от своих достоинств и недостатков. В жизни руководствуются собственными целями, убеждениями, установками и принципами.

4. При исследовании эмоционального интеллекта выявлено, что испытуемые, принявшие участие в нашем исследовании, способны понимать свои и чужие эмоции, способны управлять своими и чужими эмоциями.

5. При исследовании поленезависимости / полезависимости определено, что большинство испытуемых, принявших участие в нашем исследовании, относятся к людям, которые проявляют полезависимое поведение.

6. Наибольшие различия обнаружены у неоптимального и оптимального типа по таким характеристикам эмоционального интеллекта, как внутриличностный эмоциональный интеллект и понимание эмоций. Это означает, что испытуемые, принявшие участие в нашем исследовании, умеют понимать свои эмоции и управлять ими.

Таким образом, согласно полученным данным, существуют особенности когнитивной сферы у лиц с различным типом жизненной стратегии. Испытуемые с различным типом жизненной стратегии различаются по таким характеристикам эмоционального интеллекта, как внутриличностный эмоциональный интеллект и понимание эмоций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. - М. : Мысль, 1991. - С. 69.

2. Алешина Ю. Е., Дубовская Е. М., Гоз-ман Л. Я. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений : Спецпрактикум по социальной психологии. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1987.

3. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. - Казань : Изд-во Казан. ун-та, 1998. - 236 с.

4. Гооголева О. Ю., Маленов А. А. Психологический практикум. Ощущение. Восприятие. Представление : учебно-методическое пособие. - Омск : ОмГУ, 2009. - С. 91-95.

5. Купченко В. Е. Возрастные особенности типологии жизненных стратегий // Психология человека в современном мире : материалы Всероссийской юбилейной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения

С. Л. Рубинштейна (Москва, 15-16 октября 2009 г.). - М. : Изд-во Ин-та психологии РАН, 2009. - 334 с. - С. 213-220.

6. Купченко В. Е. Психология жизненного пути и его диагностика. - Омск : Изд-во ОмГУ, 2002. - 40 с.

7. Леонтьев Д. А. Смысло-жизненные ориентации. - М., 1992.

8. Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. - М. : Ин-т психологии РАН, 2004. - С. 29-39.

9. Люсин Д. В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта; опросник ЭмИн. - 2006. - № 4. - С. 3-22.

10. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. - М., 1973.

11. Холодная М. А. Когнитивные стили : О природе индивидуального ума. - М. : ПЕР СЭ, 2002. - 304 с.

12. Холодная М. А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. - СПб. : Питер, 2004.

13. Чуприкова Н. И. Психология умственного развития : Принцип дифференциации. - М.

: АО «Столетие», 1997.

14. Эриксон Э. Детство и общество : пер. с англ. - СПб. : ЛЕНАТО : АСТ : Фонд «Университетская книга», 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.