Научная статья на тему 'Особенности когнитивной оценки включенности в виртуальное сообщество субъектами интернет-общения'

Особенности когнитивной оценки включенности в виртуальное сообщество субъектами интернет-общения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
685
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧАСТИЕ / ИНТЕРНЕТСООБЩЕСТВО / ИНТЕРНЕТ�КОММУНИКАЦИЯ / ИНТЕРНЕТАДДИКЦИЯ / ВОВЛЕЧЕННОСТЬ / СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ / PARTICIPATION / ONLINE COMMUNITY / INTERNET COMMUNICATION / INTERNET ADDICTION / INVOLVEMENT / COPINGE BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тихомирова Елена Викторовна

В статье изложены результаты исследования особенностей когнитивной оценки субъектами собственного участия в интернет-сообществах, а также их представления о себе в контексте аддиктивного и совладающего поведения личности. Исследуются восприятие и степень осознания потенциальных личностных рисков вовлеченности в интернет-общение, с одной стороны, и ресурсность участия с другой. Результаты контент-анализа высказываний участников интернет-форума на основе выделения эмоционально-когнитивного и деятельностно-поведенческого компонентов позволяют сделать вывод о том, что участие в виртуальных сообществах можно рассматривать в трех взаимосвязанных аспектах: в качестве копинг-ресурса, самостоятельной копинг-стратегии и средства реализации других копинг-стратегий, а также дополнительного источника аддиктивного поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of Cognitive Estimation of Inclusion into the Virtual Community by the Internet Communication Subjects

This paper describes the results of studies of the cognitive assessment subjects of their own participation in online communities, as well as their ideas about themselves in the context of addictive and controlling behavior of the individual. Explores the perception and awareness of the potential personal risks of involvement in online communication on the one hand, and resources the participation on other hand. The results of the content analysis of the statementsof members of an Internet forum based on the allocation of emotionalcognitive activity and behavioural components allow us to conclude that participation in virtual communities can be considered in three interrelated aspects: as a coping resource, individual coping strategies and means of implementation of other coping strategies, as well as an additional source of addictive behavior.

Текст научной работы на тему «Особенности когнитивной оценки включенности в виртуальное сообщество субъектами интернет-общения»

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып. 1(13)

Eds. S. Worchel, L. W. Austin. Chicago, 1986, pp. 7-24.

5. Lepshokova Z. Kh. Vzaimosvyaz'kharakteristiketniches-koy i grazhdanskoy identichnosti s akkul'turatsionnymi strategiyami migrantov (Interconnection between ethnic and civic identity characteristics and acculturation strate-

gies of migrants). Teoreticheskie problemy etnicheskoy i kross-kul'turnoypsikhologii: v 2 t. (Theoretical problems of ethnic and cross-cultural psychology). Ed. by V. V. Gritsenko. Smolensk, 2012, vol. 2, iss. 3, pp. 107-111 (in Russian).

УДК 316.37

ОСОБЕННОСТИ КОГНИТИВНОЙ ОЦЕНКИ ВКЛЮЧЕННОСТИ В ВИРТУАЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО СУБЪЕКТАМИ ИНТЕРНЕТ-ОБЩЕНИЯ

Е. В. Тихомирова

Тихомирова Елена Викторовна - кандидат психологических наук, доцент, кафедра социальной психологии, Костромской государственный университет им. Н. А. Некрасова, Россия E-mail: tichomirowa82@mail.ru

В статье изложены результаты исследования особенностей когнитивной оценки субъектами собственного участия в интернет-сообществах, а также их представления о себе в контексте ад-диктивного и совладающего поведения личности. Исследуются восприятие и степень осознания потенциальных личностных рисков вовлеченности в интернет-общение, с одной стороны, и ресурсность участия - с другой. Результаты контент-анализа высказываний участников интернет-форума на основе выделения эмоционально-когнитивного и деятельностно-пове-денческого компонентов позволяют сделать вывод о том, что участие в виртуальных сообществах можно рассматривать в трех взаимосвязанных аспектах: в качестве копинг-ресурса, самостоятельной копинг-стратегии и средства реализации других копинг-стратегий, а также дополнительного источника аддик-тивного поведения.

Ключевые слова: участие, интернет-сообщество, интернет-коммуникация, интернет-аддикция, вовлеченность, совладаю-щее поведение.

Введение

Большое количество людей, находясь в состоянии напряжения, стресса, нуждаются в поддержке, одобрении, им важно пообщаться, поделиться своей проблемой, чувствами, переживаниями с другими. Многие выбирают для этого именно виртуальную среду, различные интернет-сообщества. Интернет делает возможным общение в самых разных форматах, предоставляет бесконечные возможности для самовыражения и социальной адаптации. В то же время особенности общения посредством сети - анонимность, нежесткая нормативность, своеобразие процесса восприятия человека человеком обусловливают высокую степень вовлеченности коммуникантов, которая может являться источником постепенной деперсонализации. Активное использование

ресурсов сетевого общения несет в себе ряд психологических издержек, и знание особенностей когнитивной оценки пользователями собственной включенности в интернет-сообщества позволит спрогнозировать личностные риски и выработать ряд рекомендаций для минимизации негативных последствий.

Теоретический анализ проблемы

Данные последних исследований в области интернет-коммуникации позволяют сделать вывод о наличии разной степени вовлеченности пользователей в интернет-коммуникацию. Опираясь на исследования А. А. Селютина, можно выделить пассивную (просмотр новостных сайтов, чтение сетературы - сетевой литературы, скачивание файлов и т. д.) и активную вовлеченность (участие в общении, комментирование статей, ведение дневника и т. д.). Пассивный коммуникант преследует единственную цель в интернет-общении - получение информации, что, соответственно, и формирует его интенции в коммуникативном процессе. Под активной вовлеченностью пользователя понимается иная ситуация общения, когда коммуникант выполняет функции и автора, и реципиента, т.е. не только принимает информацию, но и сам создает ее [1].

В свою очередь, исходя из анализа феномена интернет-зависимости как навязчивого желания выйти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из сети Интернет, будучи on-line, мы приходим к выводу, что интернет-аддикция - это результат крайней степени выраженности вовлеченности в интернет-пространство. Исследователи приводят различные критерии интернет-зависимости. Так, К. Янг описывает четыре симптома этого явления: навязчивое желание проверить e-mail, постоянное ожидание следующего выхода в Интернет, жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много

© Тихомирова Е. В., 2015

Е. В. Тихомирова. Особенности когнитивной оценки включенности в виртуальное сообщество

времени в Интернете, жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет [2]. Ученые пришли к выводу, что большая часть интернет-зависимых находится в сети ради общения и не отдает себе отчета в своем состоянии, высказывая протест и агрессию в ответ на критические замечания близких [3].

Бегство в виртуальную зависимость от Интернета - это процесс стадиальный: на первой стадии происходит знакомство и заинтересованность Интернетом и новыми возможностями, на второй Интернет замещает значимые стороны жизни, а на третьей можно говорить о собственно бегстве [4]. В настоящее время большинство отечественных исследований посвящено изучению личности интернет-аддикта, т.е. человека, находящегося на третьей, заключительной стадии (В. А. Лоскутовой, Т. С. Спиркиной, А. К. Шумихина и др.). В то же время именно комплексный анализ особенностей восприятия вовлеченности в виртуальное пространство пользователями, не страдающими интернет-зависимостью, позволит раскрыть механизмы поглощения личности мировой сетью. Таким образом, целью настоящего исследования стало изучение когнитивной оценки участия пользователями с разной степенью интернет-вовлеченности.

Выборка, методики и методы исследования

В исследовании приняли участие 50 человек, молодые люди и девушки в возрасте от 18 до 30 лет. Испытуемые имеют неполное высшее и высшее образование, по характеру занятости учащиеся составляют 50%, совмещающие учебу и работу - 25%, работающие 25%. Респонденты были разделены на две равные по количеству группы: активно и пассивно вовлеченные пользователи.

К активно вовлеченным пользователям были отнесены те, кто зарегистрирован в трех и более интернет-сообществах, посещающие их более полутора лет от одного до нескольких раз в день, имеющие более ста друзей (контактов) в социальных сетях, форумах, чатах, придающие большое значение собственному статусу в сети. Соответственно, ко второй группе мы отнесли пользователей с противоположными значениями этих показателей. Для решения поставленных задач применялись следующие методы: опросный, а именно авторский полустандартизированный опросник «Оценка включенности в интернет-общение», позволяющий изучить когнитивные оценки участия; анализ дневниковых записей и просмотр контента интернет-форума в течение месяца (лонгитюдное исследование). Для обработки эмпирических результатов использовались методы статистической обработки данных (критерий Фишера) и контент-анализ.

Результаты исследования и их обсуждение

В результате исследования было выявлено, что активные участники виртуальных сообществ имеют более положительное отношение к своей вовлеченности в данную среду коммуникации и взаимодействия (ф = 2,91 при р-1вув1 < 0,00), ценят возможность посещения, формируют свой образ в интернет-сообществах с помощью фото, видео, виртуальных статусов, создают и поддерживают контакты с другими участниками. Пассивно вовлеченным пользователям больше свойственно потребление интересующей их информации, они не стремятся к активным знакомствам и общению, отмечают негативную оценку собственного участия (ф = 2,517 при р-1вув1 < 0,00).

Невозможность участия активно вовлеченных пользователей в интернет-сообществах может вызвать у них состояние психологического напряжения или даже стресса (ф = 4,059 при р-1вув1 < 0,00), это говорит о склонности к аддиктивному поведению. Но на данной стадии зависимыми они не являются, так как, в отличие от аддиктов, социально адаптивны, работают, занимаются учебной деятельностью и предпочитают реальное общение виртуальному. Большая часть пассивно вовлеченной выборки чаще не испытывает фрустрации, когда не участвуют в интернет-сообществах, они относятся к этому равнодушно либо испытывают облегчение и свободу от виртуального сообщества (ф = 4,055 при р-1вув1 < 0,00).

Активно вовлеченные участники в большей степени, чем пассивно вовлеченные, отмечают, что зарегистрировались в виртуальных сообществах для общения (ф = 4,844 при р-1вув1 < 0,00) и обмена различной информацией (ф = 3,067 при р-1вув1 < 0,00). Для первых общение является главной мотивировкой регистрации в данных сообществах (100%). Наряду с этим 52% активных пользователей зарегистрировались в интернет-сообществах для обмена информацией, такой как личные данные, фото, видео, документы, а также для выражения своего состояния. Пассивные пользователи интернет-сообществ чаще, чем активные, использовали такую мотивировку для регистрации как средство, чтобы не выделяться из собственного окружения (ф = 2.828 при р-1вув1 < 0,01): «Друзья зарегистрировались, и поэтому я тоже решил», «Друзья уговорили», «Зарегистрировался, потому что там почти все знакомые есть». Конформные тенденции поведения характерны в большей степени для пассивно вовлеченных пользователей, активные участники, напротив, отличаются самостоятельностью в выборе данного вида общения, так как постепенно оно становится частью их собственного «Я». Что касается цели посещения, то большинство участников посещают виртуальные сообщества

Психология социального развития

67

Изв. Сарат. ун-та. Ное. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып. 1(13)

для общения, как в той, так и в другой группе. Участники, которые активно вовлечены в эти большие контактные виртуальные группы, чаще, чем пассивные пользователи, посещают их для обмена информацией (ф = 2.913 при р-1вув1 < 0,00), общения (ф = 2,224 при р-1еуе1 < 0,02) и времяпрепровождения - прослушивания музыки, просмотра фильмов, игр (ф = 1,754 при р-1вув1 < 0,04). Пассивно вовлеченные участники посещают интернет-сообщества для того, чтобы узнавать, получать какую-либо информацию, т.е. являются потребителями информации (80%), в то время когда активно участвующие респонденты заходят в виртуальные сообщества для обмена информацией (48%).

Интересно, что активным участникам свойственна потребность в постоянном добавлении собственных фото и видео (ф = 4,271 при р-1еуе1 < 0,00). В этом мы находим специфический тип зависимости личности - поиск социального одобрения, который, в свою очередь, является также фактором развития интернет-аддикции. Это косвенно подтверждается и выявленной потребностью выхода в сеть у активных пользователей (ф = 3,281 при р-1вув1 < 0,00).

Заключение

Обобщив полученные результаты эмоционально-когнитивного и деятельностно-поведен-ческого компонентов анализа участия в интернет-сообществах, можно сделать вывод, что активные участники виртуальных сообществ имеют более положительное отношение к своей вовлеченности в данную среду коммуникации и взаимодействия, а также больше ценят возможность посещения. Пользователи, принадлежащие к этой группе, формируют свой образ в интернет-сообществах, создают и поддерживают контакты с другими участниками. Им нравится не только получать нужную информацию, но и активно обмениваться ею. Невозможность выхода в сеть может вызвать у них состояние психологического напряжения. Можно также косвенно судить о том, что участие в больших контактных виртуальных группах является и ресурсом совладающего поведения, о чем свидетельствуют ответы пользователей на вопрос, касающийся мотивировок участия в виртуальных сообществах. Они осознают, что, участвуя, могут получать и предоставлять необходимую, важную информацию, могут общаться с другими пользователями, получать от них понимание, помощь, поддержку, это касается как обыденных событий, так и, на наш взгляд, стрессовых ситуаций. Активные пользователи предпочитают в виртуальных сообществах играть в приложения, просматривать фильмы и прослушивать музыку, что в состоянии стрессового напряжения, возможно, помогает им отвлечься.

Библиографический список

1. Селютин А. А. Жанры как форма коммуникативного выражения онлайновой личности // Вестн. Челябинск. гос. ун-та. Филология. Искусствоведение. 2009. № 35 (173), вып. 37. С. 138-141.

2. Янг К. С. Диагноз - интернет-зависимость. Мир Internet. 2000. № 2. C. 24-29. URL: http://bibliofond.ru/ detail.aspx?id=96084 (дата обращения: 27.11. 2014).

3. Жичкина А. Е. Социально-психологические аспекты общения в Интернете. М., 2007. URL: http://flogiston. ru/articles/netpsy/refinf. (дата обращения: 27.11. 2014).

4. Войскунский А. Е. Актуальные проблемы психологии зависимости от Интернета // Психол. журн. 2004. Т. 25, № 1. С. 9-10.

Peculiarities of Cognitive Estimation of Inclusion

into the Virtual Community

by the Internet Communication Subjects

Elena V. Tikhomirova

Kostroma State University after named N. A. Nekrasov 14, 1 May str., Kostroma, 156000, Russia E-mail: tichomirowa82@mail.ru

This paper describes the results of studies of the cognitive assessment subjects of their own participation in online communities, as well as their ideas about themselves in the context of addictive and controlling behavior of the individual. Explores the perception and awareness of the potential personal risks of involvement in online communication - on the one hand, and resources the participation - on other hand. The results of the content analysis of the statements of members of an Internet forum based on the allocation of emotional-cognitive activity and behavioural components allow us to conclude that participation in virtual communities can be considered in three interrelated aspects: as a coping resource, individual coping strategies and means of implementation of other coping strategies, as well as an additional source of addictive behavior. Key words: participation, online community, internet communication, internet addiction, involvement, copinge behavior.

References

1. Selyutin A. A. Zhanry kakforma kommunikativnogo vyr-azheniya onlaynovoy lichnosti (Genres as form of online personality's communicative expressions). Vestnik Chelyabinsk. gos. un-ta. Filologiya. Iskusstvovedenie (Bulletin of Chelyabinsk State University. Philology. History of Art.), 2009, no. 35 (173), iss. 37, pp. 138-141 (in Russian).

2. Yang K. S. Diagnoz - internet-zavisimost' (Diagnosis is Internet addiction). Mir Internet (World of Internet), 2000, no. 2, pp. 24-29. Available at: http://bibliofond.ru/detail. aspx?id=96084 (accessed 27 November 2014) (in Russian).

3. Zhichkina A. E. Sotsial'no-psikhologicheskie aspekty obshcheniya v Internete (Socio-psychological aspects of communication on Internet). Moscow, 2007. Available at: http://flogiston.ru/articles/netpsy/refinf (accessed 27 November 2014) (in Russian).

4. Voyskunskiy A. E. Aktual'nye problemy psikhologii za-visimosti ot Interneta (Actual problems of psychology of Internet-addiction). Psikhologicheskiy zhurnal (Psychological Journal), 2004, vol. 25, no. 1, pp. 9-10 (in Russian).

68

Научный отдел

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.