Раздел 8. НЕВРОЛОГИЯ
денных из «Центр детской хирургии». Проводилось комплексное обследование: осмотр невролога, ЭЭГ, ЭХО-ЭГ, КТ головного мозга, консультация окулиста, тестирование при помощи комплекса экспериментально-психологических методик, направленное на исследование внимания и памяти. Дети основной группы (40) получали стандартное лечение: витамины В1, В6 (в возрастной дозировке) — 1 мес; Глицин 0,1 по 1 таблетке х 2 раза под язык 3 недели и препарат Кортексин 10 мг внутримышечно на 0,5% растворе новокаина 1 раз в день №10, далее Кортексин по 10 мг через день №10. Дети контрольной группы (32) получали только стандартное лечение. Повторное обследование проводилось через 30 дней от начала лечения.
Результаты. После проведенного лечения в обеих группах отмечена положительная динамика, однако в исследуемой группе по сравнению с контрольной, достоверно снизилась выраженность субъективной симптоматики, жалоб на головные боли, у 75% отмечен полный регресс жалоб ^<0.01), достоверно уменьшилась или полностью регрессировала очаговая неврологическая симптоматика ^<0.001), по данным ЭЭГ на зарегистрировано отсутствие острых волн на физическую нагрузку, а корковый элек-трогенез соответствует возрасту пациента, по данным Эхо-ЭГ отмечено отсутствие гипертензионно-гид-роцефальных признаков ^<0.05), произошли положительные изменения когнитивных функций в виде восстановления зрительной и слуховой памяти, эффективности работы, зрительно-конструктивной деятельности ^<0.01).
Заключение. Полученные результаты доказывают эффективность применения Кортексина по предложенной схеме у детей, перенесших ЧМТ в виде ушиба головного мозга.
КОЛИЧЕСТВО ПРИСТУПОВ КАК ФАКТОР ПАТОЛОГИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С СУДОРОЖНЫМИ ПАРОКСИЗМАМИ В АНАМНЕЗЕ
Туровская Н.Г.
Кафедра общей и клинической психологии ФГБОУ ВО ВолгГМУ Минздрава России, Волгоград
Введение. Актуальность изучения особенностей психического развития детей с судорожными пароксизмами определяется широкой распространенностью данной нервно-психической патологии в детской популяции и данными о ее отрицательном влиянии на психический онтогнез (Гузева, 2007).
Цель исследования - изучение связи между количеством приступов в истории болезни и особенностями психического развития детей с судорожными пароксизмами в анамнезе.
Материалы и методы. В исследовании приняли уча-
стие 54 ребенка в возрасте от 6 до 8 лет, имевшие в анамнезе различные по этиопатогенетическому признаку судорожные пароксизмы, и их родители (законные представители). В исследовании использовались кли-нико-биографические методы (анализ анамнестических сведений, анкетирование («Анкета для родителей детей 5-15 лет для выявления ГРДВ (гиперактивного расстройства с дефицитом внимания) и минимальных мозговых дисфункций» (Заваденко, 2005)) и экспериментально-психологические методы (методы нейро-психологического исследования высших психических функций у детей (Цветкова, 2002), диагностический комплекс «Прогноз и профилактика проблем обучения в школе» (Ясюкова, 2002)).
Результаты. Дисперсионный анализ выявил прямую статистически значимую связь между количеством приступов и нарушением развития динамического праксиса ^=3,707; p=0,021), зрительно-моторной координации ^=3,356; p=0,030), сомато-пространствен-ного гнозиса ^=4,240; p=0,012), способности понимания логико-грамматических конструкций ^=4,046; p=0,027), активного внимания ^=4,211; p=0,023), кратковременной зрительной памяти ^=4,248; p=0,013), речевого развития ^=3,789; p=0,020), различных видов мышления (визуального линейного ^=3,575; p=0,024), визуального структурного ^=3,389; p=0,029), понятийного интуитивного ^=3,223; p=0,036), понятийного логического ^=7,525; p=0,001), понятийного речевого ^=4,973; p=0,006), понятийного образного ^=3,640; p=0,023)) и общим снижением интеллекта (вплоть до глубокой интеллектуальной неполноценности) ^=3,588; p=0,025).
Заключение. Для детей, перенесших в анамнезе большое количество судорожных пароксизмов, характерно грубое нарушение психического развития со снижением большинства когнитивных функций. С наибольшей вероятностью в этой ситуации страдают понятийное логическое и понятийное речевое мышление. Обращает на себя внимание отсутствие связи между количеством приступов в анамнезе и патологией развития регуляторного и пространственного праксиса, слухового и фонематического восприятия.
ОСОБЕННОСТИ КОГНИТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ, ПЕРЕНЕСШИХ В АНАМНЕЗЕ СУДРОЖНЫЙ СИЦДРОМ НОВОРОЖДЕННОГО
Туровская Н.Г., Алехин А.Н.
Кафедра общей и клинической психологии ФГБОУ ВО ВолгГМУ Минздрава России, Волгоград Кафедра клинической психологии и психологической помощи ФГБОУ ВО РГПУ им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург
Введение. Неэпилептические пароксизмальные состояния, как правило, прогностически более благоприятны, чем эпилептические. Однако, по данным В.И. Гузевой (2007), у 11-48% детей, перенесших
РОССИЙСКИЙ ВЕСТНИК ПЕРИНАТОЛОГИИ И ПЕДИАТРИИ, 2018; 63:(4) ROSSIYSKIY VESTNIK PERINATOLOGIII PEDIATRII, 2018; 63:(4)
т!10.21508/1027-4065-congress-2018
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПЕДИАТРИИ И ДЕТСКОЙ ХИРУРГИИ
в анамнезе судорожный синдром новорожденного, в дальнейшем развиваются тяжелые неврологические осложнения.
Цель исследования — выявление особенностей когнитивного развития детей, перенесших в анамнезе судорожный синдром новорожденного.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 54 ребенка в возрасте от 6 до 8 лет и их родители (законные представители). У участвующих в исследовании детей отмечались в анамнезе различные по этиопатогенетическому признаку судорожные пароксизмы. Среди неэпилептических приступов наблюдались фебрильные судороги, аффективно-респираторные приступы, вегетативно-висцеральные пароксизмы, судорожный синдром новорожденного. В исследовании использовались клинико-биографические методы (анализ анамнестических сведений, анкетирование («Анкета для родителей детей 5—15 лет для выявления ГРДВ (гиперактивного расстройства с дефицитом внимания) и минимальных мозговых дисфункций» (Зава-денко, 2005)) и экспериментально-психологические методы (методы нейропсихологического исследования высших психических функций у детей (Цвет-кова, 2002), диагностический комплекс «Прогноз
и профилактика проблем обучения в школе» (Ясю-кова, 2002)).
Результаты. Анализ графиков средних значений, полученных в результате дисперсионного анализа, показал, что у детей с судорожным синдромом новорожденного в анамнезе в будущем отсутствуют нарушения визуального линейного мышления ^=3,137; р=0,039), но присутствуют легкие нарушения динамического праксиса ^=3,271; р=0,031), зрительно-моторной координации ^=3,757; р=0,020) и понятийного логического мышления ^=3,539; р=0,026), умеренные нарушения номинативной функции речи ^=3,455; р=0,027) и понятийного интуитивного мышления ^=3,080; р=0,041), выраженные нарушения активного внимания ^=11,435; р=0,000). Вследствие указанных выше нарушений когнитивных функций у детей, перенесших судорожный синдром новорожденного в анамнезе наблюдаются умеренно выраженные трудности школьного обучения ^=5,615; р=0,019).
Заключение. У детей, перенесших в анамнезе судорожный синдром новорожденного, в будущем присутствует патология ряда когнитивных функций, что приводит к умеренно выраженным трудностям обучения в школе.
РОССИЙСКИЙ ВЕСТНИК ПЕРИНАТОЛОГИИ И ПЕДИАТРИИ, 2018; 63:(4) ROSSIYSKIY VESTNIK PERINATOLOGIII PEDIATRII, 2018; 63:(4)
т1:10.21508/1027-4065-ао^^-2018