Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ КЛИНИКО-АНАТОМИЧЕСКОГО ПРОЯВЛЕНИЯ ЗАРАЗНОГО УЗЕЛКОВОГО ДЕРМАТИТА КРС (НОДУЛЯРНОГО ДЕРМАТИТА) И ЕГО ДИАГНОСТИКА'

ОСОБЕННОСТИ КЛИНИКО-АНАТОМИЧЕСКОГО ПРОЯВЛЕНИЯ ЗАРАЗНОГО УЗЕЛКОВОГО ДЕРМАТИТА КРС (НОДУЛЯРНОГО ДЕРМАТИТА) И ЕГО ДИАГНОСТИКА Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
49
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРУПНЫЙ РОГАТЫЙ СКОТ / КЛИНИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ / ПАТОЛОГОАНАТОМИЧЕСКАЯ КАРТИНА

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Кононов Александр Владимирович, Рахманов Анатолий Михайлович, Шумилова Ирина Николаевна

Представлены данные об эпизоотологии, патогенезе и патологоанатомической картине, характерной для заразного узелкового дерматита крупного рогатого скота.The article contains the study reports on pathogenesis and post-mortem findings following experimental infection by lumpy skin diseases virus.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по ветеринарным наукам , автор научной работы — Кононов Александр Владимирович, Рахманов Анатолий Михайлович, Шумилова Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ КЛИНИКО-АНАТОМИЧЕСКОГО ПРОЯВЛЕНИЯ ЗАРАЗНОГО УЗЕЛКОВОГО ДЕРМАТИТА КРС (НОДУЛЯРНОГО ДЕРМАТИТА) И ЕГО ДИАГНОСТИКА»

*>естеик АПК

ЖВ Ставрополья

научно-практическии журнал

УДК 619:616.98:578.821.21:616-071

А. В. Кононов, А. М. Рахманов, И. Н. Шумилова Kononov A. V., Rakhmanov A. M., Shumilova I. N.

ОСОБЕННОСТИ КЛИНИКО-АНАТОМИЧЕСКОГО ПРОЯВЛЕНИЯ ЗАРАЗНОГО УЗЕЛКОВОГО ДЕРМАТИТА КРС (НОДУЛЯРНОГО ДЕРМАТИТА) И ЕГО ДИАГНОСТИКА

CLINICAL SIGNS AND POST-MORTEM FINDINGS IN CATTLE INFECTED BY LUMPY SKIN DISEASE OF BOVINE VIRUS AND ITS DIAGNOSTICS

Представлены данные об эпизоотологии, патогенезе и The article contains the study reports on pathogenesis and патологоанатомической картине, характерной для заразно- post-mortem findings following experimental infection by lumpy го узелкового дерматита крупного рогатого скота. skin diseases virus.

Ключевые слова: заразный узелковый дерматит, круп- Key words: lumpy skin diseases virus, cattle, pathogenesis,

ный рогатый скот, форма течения болезни, клинические clinical signs, post-mortem picture. признаки, патологоанатомическая картина.

Кононов Александр Владимирович -

кандидат ветеринарных наук, заведующий референтной лабораторией болезней крупного рогатого скота

ФГБУ «Федеральный центр охраны здоровья

животных»

г. Владимир

E-mail: kononov@arriah.ru

Рахманов Анатолий Михайлович -

доктор ветеринарных наук,

профессор, главный эксперт

ФГБУ «Федеральный центр охраны здоровья

животных»

г. Владимир

Шумилова Ирина Николаевна -

аспирант, ведущий ветеринарный врач ФГБУ «Федеральный центр охраны здоровья животных» г. Владимир

Kononov Aleksandr Vladimirovich -

Ph.D of Veterinary Sciences,

Head of Reference laboratory of bovine diseases

FSBI «Federal Centre for Animal Health»

Vladimir

E-mail: kononov@arriah.ru

Rakhmanov Anatoliy Michaylovich -

Doctor of Veterinary Sciences, Professor, Chief expert

FSBI «Federal Centre for Animal Health» Vladimir

Shumilova Irina Nikolaevna -

Post-graduate student, Veterinarian FSBI «Federal Centre for Animal Health» Vladimir

Заразный узелковый дерматит КРС (ЗУД), или нодулярный дерматит КРС (НД), трансграничная инфекционная болезнь КРС, сопровождающаяся лихорадкой, отеком подкожной клетчатки, образованием бугорков (узлов, нодул), поражением глаз, слизистой оболочки дыхательного и пищеварительного трактов [1].

Вспышки заразного узелкового дерматита носят спорадический характер и зависят от многих факторов: перемещение животных, их иммунный статус, климатические факторы, популяции векторов и др. [2].

Болезнь наносит значительный экономический ущерб в скотоводстве, так как вызывает существенное снижение удоя молока, потерю живой массы тела, у стельных животных отмечают аборты, быки-производители могут стать временно или постоянно бесплодными.

Возбудителем заразного узелкового дерматита является ДНК-содержащий оболочечный вирус, который относится к группе Neethling родa Capripoxvirus, семейства Poxviridae. Вирус

имеет антигенное родство с вирусом оспы овец и оспы коз. Также описаны две другие группы вирусов (Allerton и BLD), ранее считавшиеся возбудителями ЗУД. В последующем было доказано, что данные вирусы не являются истинными возбудителями заразного узелкового дерматита.

Источником инфекции являются латентно и клинически больные, а также переболевшие животные. Выделение вируса происходит со спермой (до 60 дней), с молоком (до 60 дней), через пораженные кожные покровы (до 39 дней), с истечениями из носовой полости и глаз (до 21 дня), со слюной (до 18 дней). По данным МЭБ («Кодекс здоровья наземных животных»), инкубационный период ЗУД составляет 28 дней [3]. Заболеванию подвержен только крупный рогатый скот (Bos Taurus, Bos indicus), а также азиатские буйволы. Человек к вирусу ЗУД не восприимчив [4].

В организме восприимчивых животных вирус заразного узелкового дерматита обладает тропизмом к клеткам эпидермиса, слизистой обо-

в

естник АПК

Ставрополья

: № 4(28), 2017

Ветеринария

31

лочки органов дыхания и пищеварительном системы. Первоначально вирус размножается в месте внедрения, затем проникает в кровь. У больных животных виремия регистрируется в течение 1-2 недель после заражения. С кровью вирус разносится в слизистые оболочки, слюнные и молочную железы, тестикулы и другие органы. Из-за возникающего в дерме отека происходит тромбоз сосудов, который приводит к коагуляционному некрозу окружающих тканей.

Клинически ЗУД проявляется длительной лихорадкой, депрессией, снижением аппетита, учащенным дыханием, тахикардией, гиперемией слизистой ротовой и носовой полостей. Водянистое истечение из глаз сменяется слизистым, при подсыхании которого образуются корочки. Молоко от клинически больных коров приобретает розовый цвет и имеет густую консистенцию.

При генерализации заболевания на теле животного (особенно на голове, шее, вымени и в промежности) появляются узлы (нодулы) диаметром 2-7 см. На некоторых участках узелки сливаются между собой. Вскрываясь, узелки образуют язвы с ярко выраженной болезненностью на пораженных участках кожи.

Тяжелая форма болезни развивается при наслоении вторичной (бактериальной) инфекции и характеризуется потерей аппетита и истощением животного. Узлы прощупываются по всему телу, в дальнейшем отмечают их нагноение и изъязвление. На веках образуются изъязвления, роговица мутнеет, наблюдается частичная или полная слепота. Изо рта выделяется тягучая густая слюна, истечения из носа гнойно-катаральные, с характерным зловонным запахом. Отмечается поражение слизистой органов дыхания и желудочно-кишечного тракта. Если эрозии в дыхательных путях сопровождаются сильным выраженным отеком, то животное может погибнуть от удушья [1, 5].

Патологоанатомические изменения животных, больных ЗУД, характеризуются образованием узелков на коже, в легких, изъязвлениями на слизистых оболочках органов пищеварительного тракта и верхних дыхательных путей, слизистой оболочки сычуга и во внутренних органах; у дойных коров узлы могут образовываться в молочных железах.

При генерализованной форме болезни узлы обнаруживаются на слизистых оболочках ротовой и носовой полостей, вульвы и на коже препуция. У отдельных животных при генерализации процесса в слизистых оболочках органов дыхания и пищеварения обнаруживаются круглые возвышающиеся с плоской поверхностью узелки, подвергающиеся некрозу и гнойному расплавлению. Наблюдается отек легких. Лимфатические узлы отечные, сочные на разрезе [3, 6, 7].

При исследовании гистологическим методом обнаруживаются признаки некроза эпидермиса и сосочкового слоя дермы по типу карио-рексиса и пикноза ядра. По границе участков

некроза заметны утолщения эпидермиса, гиперкератоз и отек дермы. Дерма инфильтрова-на лимфоцитами, фибробластами и гистиоцитами. Под слоем некротизированной ткани можно обнаружить тромбы и переваскулярную клеточную инфильтрацию; в лимфатических узлах наблюдается увеличенное количество лимфоцитов и эозинофилов, а также плазматических клеток. При возникновении некроза также увеличивается количество нейтрофилов.

Исторический нозоареал заразного узелкового дерматита распространялся на страны Юго-Восточной (Гвинея, Мозамбик, Ботсвана, Зимбабве и ЮАР) и Северной Африки (Египет, Бахрейн, Кувейт, Оман). В 1960-е годы вспышки ЗУД были зарегистрированы на Ближнем Востоке: Израиль, Палестина и Ливан. В последующем болезнь была выявлена в Иордании, Саудовской Аравии, Турции, Греции и Сирии.

Согласно данным МЭБ, в настоящее время вспышки заболевания нотифицированы в Турции (236), Греции (224), Сербии (225), Албании (218), Болгарии (217) и др. странах.

В РФ болезнь впервые регистрировалась в 2015 году на территории Республики Дагестан. За период 2016 года на территории России заболевание нотифицировано в 16 субъектах (313 вспышек инфекции). По данным Центра ветеринарии, заболело 17853 головы КРС, пало 1559 голов, уничтожено 30 головы. Показатель заболеваемости ЗУД составил 10 %, летальности -8,7 %, смертельности - 0,9 %.

Учитывая ряд биологических особенностей возбудителя, проявление клинически выраженных случаев инфекции у зараженных животных наблюдается лишь в 50 % случаев. Присутствие в стадах латентных носителей, а также нарушение требований, регламентирующих перемещение животных, позволяет прогнозировать выявление новых случаев болезни и вынос инфекции за территорию неблагополучных субъектов.

Диагноз на ЗУД ставят на основании эпизоо-тологических, клинических, патологоанатоми-ческих данных и результатов лабораторных исследований [8].

Для лабораторных исследований от живых животных отбирают смывы из носовой полости, конъюнктивы глаз, пробы крови, молока. От убитых или недавно павших животных при ярко выраженных клинических признаках отбирают патологический материал - кожные узлы (нодулы), пораженные лимфатические узлы.

Серологическая диагностика при ЗУД не эффективна и может проводиться только на благополучной территории среди не вакцинированного скота.

В связи с чем при проведении лабораторной диагностики вируса ЗУД проводят:

- выявление генома вируса методом поли-меразной цепной реакции с этапом обратной транскрипции с детекцией продуктов амплификации в режиме реального времени (ОТ-ПЦР);

- вирусовыделение.

Е^^™!!,,,,* *>естеик АПК

ЖВ Ставрополья

научно-практическии журнал

Исследования биологического материала проводятся в ветеринарных лабораториях, аккредитованных на осуществление лабораторных исследований в области ветеринарии или в профильных научно-исследовательских учреждениях, имеющих соответствующие условия и возможности для работы с вирусом ЗУД.

В течение 2016 г. из 12 субъектов РФ в ФГБУ «ВНИИЗЖ» поступали пробы патологического и биологического материала, отобранные от животных с подозрением на ЗУД кРс. При их исследовании в 20,8 % случаев был выявлен геном соответствующего возбудителя. Вирус

чаще всего выявлялся в пробах следующих видов прижизненной диагностики: носовые смывы (23,4 %), молоко (20,0 %), стабилизированная кровь и сыворотка крови (10,0 %). При посмертной диагностике геном вируса ЗУД выявлялся во всех пробах пораженных кожных покровов и лимфоидной ткани.

Проблема заразного узелкового дерматита является актуальной для Российской Федерации. Необходимо дальнейшее исследование свойств возбудителя заболевания, разработка средств диагностики, контроля и профилактики ЗУД КРС.

Литература

1. Культурально-биологические свойства возбудителя нодулярного дерматита крупного рогатого скота, выделенного на территории Российской Федерации в 2015 году / А. В. Кононов, С. В. Кононова, И. Н. Шумилова [и др.] // Ветеринария сегодня. 2016. № 3. С. 8-18.

2. Нодулярный дерматит / Н. И. Архипов, С. Ф. Чевелев, Г. И. Брагин [и др.] // Пато-логоанатомическая диагностика вирусных инфекций животных. М. : Колос, 1984. С.69-72.

3. Проблема нодулярного дерматита крупного рогатого скота / В. А. Мищенко, А. В. Мищенко, А. В. Кононов [и др.] // Ветеринария Кубани. 2015. № 5. С. 3-6.

4. Сюрин В. Н., Фомина Н. В. Частная вирусология. М. : Колос, 1979. 350 с.

5. Нодулярный дерматит (бугорчатка), клинические признаки при экспериментальном заражении крупного рогатого скота / О. А. Косарева, М. С. Кукушкина, А. В. Константинов [и др.] // Труды Федерального центра охраны здоровья животных. 2010. Т. 8. С. 73-84.

6. Capripoxvirus Diseases: Current Status and Opportunities for Control / E. S. Tup-purainen, E. H. Venter, J. L. Shisler, G. Gari, G. A. Mekonnen, N. Juleff, N. A. Lyons, K. de Clercq, C. Upton, T. R. Bowden, S. Babiuk, L. A. Babiuk // Transboundary and Emerging Diseases. 2015. № 1. Р. 1-17.

7. Lumpy Skin Disease in Jordan: Disease Emergence, Clinical Signs, Complications and Preliminary-associated Economic Losses / S. M. Abutarbush, M. M. Ababneh, I. G. al Zoubi, O. M. al Sheyab, M. G. al Zoubi, M. O. Alekish, R. J. al Gharabat // Transboundary and Emerging Diseases. 2015. № 62/5. Р. 549-554.

8. Рябикина О. А., Диев В. И., Кукушкина М. С. Нодулярный дерматит крупного рогатого скота (обзор литературы) // Актуальные вопросы ветеринарной биологии. 2015. № 4/28. С. 45-52.

References

1. (Cultural and Bioligical Properties of Lumpy Skin Disease Agent Isolated in the Russian Federation in 2015 / A. V. Kononov, S. V. Kononova, I. N. Shumilova [et al.] // Veterinary Today. 2016. № 3. P. 8-18.

2. Lumpy skin disease / N. I. Arhipov, S. F. Chevelyov, G. I. Bragin [et al.] // Pathoanatomical diagnostics of animal viral infections. M. : Kolos, 1984. P. 69-72.

3. The Problem of Lumpy Skin Disease of Bovine / V. A. Mischenko, A. V. Mischenko, A. V. Kononov [et al.] // Veterinary of Kuban. 2015. № 5. P. 3-6.

4. Syurin V. N., Fomina N. V. Special virology. M. : Kolos, 1979. 350 p.

5. Lumpy Skin Disease Clinical Signs Induced by Experimental Infection of Bovine /

0. A. Kosareva, M. S. Kukushkina, A. V. Konstantinov [et al.] // Proceedings of the Federal Centre for Animal Health. 2010. Vol. 8. P. 73-84.

6. Capripoxvirus Diseases: Current Status and Opportunities for Control / E. S. Tuppurainen, E. H. Venter, J. L. Shisler, G. Gari, G. A. Mekonnen, N. Juleff, N. A. Lyons, K. de Clercq, C. Upton, T. R. Bowden, S. Babiuk, L. A. Babiuk // Transboundary and Emerging Diseases. 2015. № 1. P. 1-17.

7. Lumpy Skin Disease in Jordan: Disease Emergence, Clinical Signs, Complications and Preliminary-associated Economic Losses / S. M. Abutarbush, M. M. Ababneh,

1. G. al Zoubi, O. M. al Sheyab, M. G. al Zoubi, M. O. Alekish, R. J. al Gharabat // Transboundary and Emerging Diseases. 2015. № 62/5. P. 549-554.

8. Ryabikina O. A., Dyev V. I., Kukushkina M. S. Bovine Lumpy Skin Disease (literature review) // Actual Questions of Veterinary Biology. 2015. № 4/28. P. 45-52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.