Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 32 (323). Экономика. Вып. 42. С. 110-114.
А. Ю. Латышев
ОСОБЕННОСТИ КЛАСТЕРОВ КАК СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ МОНОПОЛИЙ
Рассмотрен вопрос о возможном переходе от монополистических образований к кластерным, их долгосрочных перспективах и возможностях в рамках совершенствования конкурентной среды.
Ключевые слова: кластер, монополия, «стратегия 2020».
В литературе основоположником теории кластерного развития принято считать М. Портера, который произвел оценку конкурентных преимуществ ведущих ста отраслей в разных странах. Он выявил, что самые конкурентоспособные в международном масштабе внутри одних и тех же отраслей компании, как правило, располагаются не хаотично в разных развитых странах, а наоборот, сосредоточены в одной местности. С каждым годом производственные факторы все в меньшей степени оказывают влияние на конкурентоспособность компаний, на первый план выходит возможность использования новых научных знаний и внедрение современных технологий. Расширение влияния информационной среды и создание инновационных материалов создают предпосылки для изменений и совершенствования практически во всех экономических отраслях.
Несмотря на лидирующие позиции кластеров в рыночной экономике их нельзя сравнивать с монополистическими объединениями, в первую очередь потому, что кластер — это не одна компания, а ряд фирм, которые, с одной стороны, связаны между собой коммерческими соглашениями, а с другой, находятся в состоянии конкуренции, при этом само по себе укрупнение либо объединение материальных, технических и других ресурсов как раз и является аналогом монополии в современной технологической системе.
Кластеры — это объединения бизнес-субъектов, функционирующих в пределах четко очерченных территориальных образований.
Кластеры объединяют систему положений отраслевых и региональных сообществ, которые связаны вертикальными отношениями между различными компаниями, действующими в сфере инновационных процессов в условиях современной экономики.
Кластеры отражают региональные, межрегиональные, национальные процессы и создаются в результате совместного желания локальных структур использовать свои преимущества в эф-
фективном распределении производительных сил на местном уровне.
Одновременно кластеры предоставляют возможность не только его участникам, но и руководителям регионов вести переговоры о путях развития вверенных территорий с правительством, с научными объединениями в границах развития страны.
Если рассматривать кластер как новую форму сетевой организации, то его эффективность может быть признана при условии его использования для развития инновационной деятельности на региональном уровне. Возможность использования положительных моментов местного сотрудничества при одновременном решении вопросов конкуренции с монополистическими объединениями на межрегиональном уровне создает значительные преимущества для участников кластеров в конкурентной борьбе.
Результат борьбы в условиях современной конкуренции во многом зависит от производительности и скорости реагирования на изменение рыночной ситуации.
Специализация и объединение возможностей на местном уровне в пределах кластеров предпринимательской деятельности обеспечивает деление рынка на сегменты, что способствует значительной минимизации затрат на логистику, сырье, рациональное использование рабочей силы, совместное использование научных достижений в области развития технологий.
Именно объединение усилий участниками кластеров в этих направлениях обеспечивает их преимуществами, не лишая самостоятельности.
Кластеры можно рассматривать как объединение фирм регионального масштаба на основе как долгосрочной договоренности по использованию ресурсов, инноваций, преимуществ местного масштаба для реализации своих предпринимательских проектов с более высокими финансовыми результатами, так и в краткосрочном периоде.
Объединяющей характеристикой участников кластера являются границы рынков, на которых
они присутствуют. Именно спрос на этих рынках определяет направление и эффективность их развития. Выходы на новые рынки с высокими требованиями к продукции, ее качеству и условиям поставок, являются реальным стимулом к расширению и усовершенствованию.
В условиях нестабильности и высокой конкуренции рынков в масштабах страны, не говоря уже о международных рынках, создание кластерных объединений может обеспечить эффективное развитие регионов. Условиями эффективности существования таких кластеров являются объединение всех уровней развития региона — от администрации до отдельных отраслевых фирм, и достижение целостного видения экономики территории.
Кластерная программа развития региона создает новое направление конкуренции, новую структуру экономики региона, а также объединенный подход к инновационной деятельности отдельных рыночных структур и территории в целом. Опыт развития самых успешных компаний и развитых регионов в других странах мира говорит о том, что создание кластеров на современном этапе является выгодной формой управления, позволяет учитывать отдельные и общие интересы человека, фирмы и региона, обеспечивая их совместное развитие.
По территориальному признаку можно выделить четыре уровня существования монополий: экстерриториальный, национальный, региональный и местный (локальный). Данная классификация определяет географическое местоположение монополий и сферу их влияния. Основные характеристики их деятельности (объемы продаж, территориальные интересы и сферы деятельности, активы компании) будут различными.
Федеральные монополистические объединения, например «Норильский никель», «АЛРОСА», «Газпром», РАО «ЕЭС России», в своей деятельности ориентированы в первую очередь на российский рынок в целом, но в то же время и доминируют на местном уровне.
Монополии регионального уровня осуществляют свою деятельность в пределах одной или нескольких областях (в крае). Это в основном крупные фирмы регионального уровня, которые распространяют свое влияние на производственную сферу и продажи в регионе.
Локальные монополии сосредоточивают круг своих интересов на местном уровне (в области или городе). Это в основном фирмы, оказываю-
щие услуги местного масштаба и существующие на закрытых рынках.
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. предусматривается создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий [4].
Возникновение развитых хозяйствующих структур связано с монополизацией экономической жизни страны, созданием и совершенствованием конкуренции на товарных рынках.
В современных условиях кластеры можно определить в качестве монополистических объединений регионального или отраслевого уровня в промышленном производстве, нацеленных на производство определенного ассортимента продукции. Занимая лидирующее положение на рынке, они имеют возможность диктовать цены, максимально выгодные для себя, создавая тем самым возможность получения монопольной прибыли. Анализ получения прибыли монополистом в краткосрочный и долгосрочный периоды показывает зависимость ее величины от способности фирмы управлять затратами.
Участники кластера, используя преимущества совместной деятельности, имеют возможность увеличения в краткосрочном периоде прибыли за счет снижения затрат: по закупу сырья, транспортным услугам, общим маркетинговым исследованиям, подготовке персонала, от совместной рекламной деятельности. При этом часть затрат носит переменный характер, то есть они зависят от объемов производства и изменяются в краткосрочном периоде.
В долгосрочном периоде участники кластеров выигрывают за счет сокращения долговременных затрат на производство в связи с ростом его объемов, который можно определить как эффект от масштаба:
ёЬЛТС = йЬТСЩ,
где ЬЛТС — средние издержки долгосрочного периода; ЬТС — издержки долгосрочного периода; Q — объем производства [3].
Кроме того, происходят значительное снижение трансакционных издержек, связанных с организацией контактов с другими участниками кластеров, сокращение операционных затрат сверх основных и косвенных затрат на производство за счет объединения.
Кластеры, представляя местные и региональные монополии, находятся в условиях конкуренции
не только между собой, но и с отраслевыми и национальными монополиями, продвигающими подобные продукты. Нахождение на одних рынках по предоставлению товаров и услуг формирует для них свои сферы влияния (например рынок электроэнергии), вынуждает их согласовывать политику друг с другом.
Увеличение прибыли за счет повышения цены на предоставляемые товары или услуги не может быть неограниченным. В случае рынка электроэнергии региональная монополия приобретает электроэнергию у федеральной по максимальным ценам. Передавая ее на местный рынок, она ограничена в увеличении цены, что не дает ей возможности полного покрытия затрат, создаваемых на местном уровне.
Единственным выходом для региональных и местных монополий является снижение переменных затрат в краткосрочном периоде. В связи с этим создание кластерных структур является очень эффективным инструментом влияния на затраты в краткосрочном периоде.
Один из методов оценки эффективности и уровня деятельности интеграционных структур — это метод оценки, основанный на анализе синергетического эффекта, образующегося при интеграции. Под ним понимают эффект, вызванный скоординированным в пространстве и времени действием разнородных по природе механизмов, приводящих к качественным изменениям в системе [7].
В кластерных образованиях синергический эффект проявляется в создании упорядоченных связей между его участниками, которые в процессе развития становятся более тесными и эффективными. В результате этого, во-первых, облегчаются обмен и эффективность использования ресурсов; во-вторых, приобретается оперативность в обмене информацией и, соответственно, реагировании на изменение рыночной среды, создается возможность принятия эффективных решений; в-третьих, сложившиеся отношения в производственной, сбытовой, финансовой, инновационной сферах обеспечивают реализацию совместных проектов, усиливающих позиции участников на существующих рынках и стимулируют выход на новые рынки.
Синергетический эффект кластеров определяется:
- в высокой эффективности использования ресурсов;
- формировании и росте конкурентной среды;
- высокой способности к объединению и использованию достижений научно-технического прогресса.
С целью количественной оценки синергетического эффекта кластера используется доходный метод оценки стоимости кластера, так как общая прибыль участников является результатом совместного внедрения инновационных проектов, развития и поддержания необходимых компаний, развития и стимулирования конкуренции между участниками кластера. При использовании данного метода синергетический эффект кластера может быть оценен как суммарная чистая прибыль и амортизационные отчисления, получаемые в результате реализации инвестиционных проектов инновационного кластера [7]:
ЭФ = Р,
где / = 1^т; ЭФ — экономическая эффективность кластера в результате реализации совокупности инвестиционных проектов; т — количество инвестиционных проектов за определенное число лет функционирования кластера; Р / — суммарная чистая прибыль и начисленная амортизация в результате реализации /-го инвестиционного проекта кластера;
Р =~П------, т (1 + й)п
где j = 1^п; П^. — прогнозируемая величина чистой прибыли и амортизационных отчислений, генерируемая инвестиционным проектом кластера в ^м году его реализации; п — предполагаемое число лет реализации инвестиционного проекта; й — принятая ставка дисконтирования чистой прибыли.
Таким образом, оценка эффективности и уровня развития интеграционных структур, в данном случае кластерных объединений, создана на количественном определении возникающего в результате объединения синергетического эффекта, под которым понимается эффект, вызванный организованным действием разнородных по природе механизмов, приводящих к качественным изменениям в системе.
В соответствии с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года» предусматривается создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий.
Формирование и развитие кластеров в РФ находится на начальной стадии. Согласно перечню территориально-производственных кластеров созданы региональные кластеры следующих отраслей: агропромышленной, нефтегазохимической, промышленной биотехнологии, информационной, строительной, горно-металлургической, транспортно-логистической, туристической, металлургической, лесопромышленной, рыбохозяйственной, энергетической.
В России в настоящее время кластерный подход только начинает использоваться региональной властью в целях развития своих территорий. И на федеральном, и на региональном уровнях происходит постепенное осознание преимуществ кластерного подхода и необходимости кластерного развития территорий.
Рассматривая кластеры, можно выделить следующие его особенности по сравнению с монополией:
1) с точки зрения предложения, кластер максимально эффективен в работе с поставщиками по причине эффекта масштаба, привлечения поставщиков в структуру кластера, целенаправленного распределения ресурсов, организованного использования местной квалифицированной рабочей силы, реорганизации инфраструктуры;
2) с точки зрения стратегии фирм, структуры и конкуренции, кластер выгоден в виду специализации, обеспечивающей рост производительности труда, оптимальной структуры из-за отсутствия непродуктивных связей, включения всех структур рынка в кластер, благоприятной рыночной среды в силу более мягкой конкуренции, оказывающей влияние на качество продукции, возможности сокращения рисков и затрат внутри кластера и наличия социального капитала;
3) с позиции отношений с подобными отраслями эффект кластера проявляется за счет расширения границ кластерных связей, что значительно увеличивает инновационную возможность кластера;
4) с точки зрения спроса, участники кластера выигрывают у участников производственных отношений других форм за счет объединения обширных знаний о потребителях продуктов и услуг, а значит, и о предпочтениях спроса, что позволяет сократить риски внешнего покупателя за счет большей базы продавцов.
Важно то, что кластер, в отличие от одиночной фирмы, выступает как стратегический партнер государства, с точки зрения формирования дол-
госрочного конкурентного преимущества, а также создания устойчивой в долгосрочном периоде экономической базы. Известных на сегодня отрицательных эффектов кластеризации региона намного меньше, чем положительных эффектов. Негативный эффект специализации — ограниченная область влияния кластера из-за специфики территории; на снижение эффективности влияет наличие острых социальных проблем региона.
Сопоставление положительных и отрицательных эффектов позволило сделать вывод о действительной способности кластера генерировать устойчивый долгосрочный рост и формировать конкурентоспособность производства в долгосрочном периоде.
Объединение в кластеры позволяет значительно снизить риски участников, увеличивает результат использования ресурсов, в том числе из-за совместного использования квалификации и компетенции партнеров, снижает затраты на научные исследования и разработки за счет объединения совместных ресурсов, повышает их результативность.
На основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что кластеры, объединяющие заинтересованные фирмы, позволяют сократить, а на определенном этапе совсем устранить такие препятствия для деятельности, как недостаток ресурсов, низкая мотивация, конфликты интересов, неудовлетворительные способы коммуникации и возможный дефицит доверия.
Стабильность кластера в долгосрочном периоде и его микроэкономическая эффективность, а также понимание природы явления и основных факторов, обеспечивающих успех такой формы организации производства, позволили сделать вывод о ее перспективности для развития экономики страны.
Список литературы
1. Адамова, К. З. Кластерная политика как инструмент повышения конкурентоспособности национальной экономики / К. З. Адамова // Вестн. Сарат. гос. техн. ун-та. 2009. № 38.
2. Боуш, Г. Типологизация, идентификация и диагностика кластеров предприятий: новый методологический подход / Г. Боуш // Вопр. экономики. 2010. № 3.
3. Борисов, Е. Ф. Экономическая теория : учебник / Е. Ф. Борисов. М. : Юрист, 2000. 568 с.
4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период
до 2020 года : утв. распоряжением Правительства РФ от 17 нояб. 2008 г. № 1662-р (ред. от 08.08.2009) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс : правовой сайт. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ onlme.cgi?req=doc;base=LAW;n=90601
5. Марков, Л. С. Экономические кластеры: понятия и характерные черты / Л. С. Марков ; Ин-т экономики и ОПП СО РАН. Новосибирск, 2006.
6. Мингалева, Ж. Кластеры и формирование структуры региона / Ж. Мингалева, С. Ткачева // Мировая экономика и междунар. отношения. 2009. № 5.
7. Скоч, А. В. Синергетический эффект кластерообразующих инвестиций: методы количественной и качественной оценки / А. В. Скоч // Менеджмент в России и за рубежом. 2008. № 3. С. 23-30.
8. Путин, В. Выступление на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года», 8 февр. 2008 г. [Электронный ресурс] / В. Путин // Президент России : офиц. сайт. URL: http://archive.kremlin.ru/ text/appears/2008/02/159528.shtml