Особенности классификации внутриорганизационных
конфликтов в вузе
Тарисов Аркадий Львович
Сибирский институт бизнеса и информационных технологий
Каждая организация периодически сталкивается с возникновением конфликтов, как между его структурными подразделениями, так и членами трудового коллектива. Классификация внутриорганизационных конфликтов, с выделением особенностей каждого из видов, способствует более эффективному их преодолению.
Ключевые слова: конфликт, классификация конфликтов, межгрупповой конфликт.
Внутриорганизационный конфликт - это конфликт, возникающий в рамках предприятия между его структурными подразделениями, членами трудового коллектива
Среди многих причин возникновения конфликтов внутри организации, одной из главных «экономисты выделяют разногласия сотрудников, вызванные несовпадающими взглядами на характер труда» [2]. Управление внутриорганизационными конфликтами в современных условиях, является одной важных задач менеджмента организаций независимо от масштабов, направлений и специфики их деятельности.
Важным моментом в вопросах управления внутриорганизационными конфликтами является их классификации. Так И. А. Кох выделяет следующие виды внутриорганизаци-онных конфликтов:
- вертикальный конфликт, возникающий между уровнями управления организации. Возникновение и разрешение вертикального конфликта обусловлено факторами, влияющими на вертикальные связи в организационной структуре, такими как, цели, власть, коммуникации, культура и др
- горизонтальный конфликт, в который вовлечены разные по статусу части организации или сотрудники, не находящиеся в подчинении друг у друга. Горизонтальный конфликт чаще всего выступает как конфликт целей.
- линейно - функциональный конфликт -это конфликт между линейными руководителями и специалистами, разрешение которого направлено улучшение отношений между ними. Данный вид конфликта может носить познавательный или чувственный характер.
- ролевой конфликт возникает тогда, когда сотрудник, выполняющий предписанную
ему роль в организации, воспринимает ее двусмысленно.
На практике данные виды конфликтов часто развиваются одновременно.
Существуют и другие подходы к классифи -кации внутриорганизационных конфликтов, так по значению для организации конфликты подразделяются на:
- конструктивные или созидательные, причинами, которых являются недостатки в организации производства и управления, а именно: неудовлетворенность работников оплатой, условиями и организацией труда; несоответствие прав и обязанностей, либо отсутствие четкости в распределении обязанностей; неритмичность работы; недостатки в технологии; низкий уровень трудовой и исполнительской дисциплины; противоречивые цели и задачи служб, отвечающих за количественные и качественные показатели деятельности организации и др. Данные причины носят объективный характер, поэтому их устранение направлено на совершенствование организации производства и управления, в чем и проявляется созидательный характер данного вида конфликта. Руководству предприятия не следует уходить от данных конфликтов, а необходимо направить усилия на их разрешение путем устранения причин, к ним приводящим.
- деструктивные или разрушительные, вызванные чаще всего субъективными причинами, к которым относятся ошибочные действия руководителя, подчиненных, и тех и других вместе. Неправильные действиях, и подчиненных, и руководителя, чаще всего являются причиной деструктивных конфликтов.
Следует отметить, что деление конфликтов на конструктивные и деструктивные,
обусловлено не только их значением для организации, но и характером причин возникновения, то есть в данном случае конфликты можно разделить на
- объективные;
- субъективные.
По сфере разрешения конфликтов их можно подразделять на те, которые разрешаются:
- в деловой сфере;
- личностно-эмоциональной сфере.
По способу разрешения (урегулирования) внутриорганизационные конфликты делятся на:
- антагонистические, сопровождаемые неуступчивостью и враждебным отношением конфликтующих сторон;
- компромиссные, которые могут быть разрешены полностью или частично, и допускающие разновариантность преодоления расхождений и сближения взглядов, интересов, целей участников конфликта.
По составу конфликтующих сторон выделяют следующие виды конфликтов в организации:
- личностные (внутриличностные и межличностные);
- групповые (между личностью и группой, межгрупповые).
Возможны и другие классификации вну-триорганизационных конфликтов, но следует отметить, что деление их на виды достаточно условно, и чаще всего четкой границы между разными видами не существует.
Конфликт может возникнуть в любой организации, в том числе и в сфере предоставления образовательных услуг, в частности в вузах.
Обострение конфликтных ситуаций в высших учебных заведениях является одним из негативных последствий реформирования образовательной сферы.
Основными причинами обострения отношений в трудовых коллективах высших учебных заведений в силу происходящих реформ являются:
1. Сокращение количества высших учебных заведений за счет их объединения, ликвидации «неэффективных» вузов.
2. Трансформация структуры вузов.
3. Проведение организационно-структурных изменений кафедр.
4. Повышение самостоятельности факультетов в выборе стратегии и тактики развития
при жесткой ответственности за качество образования и использование всех видов ресурсов.
5. Повышение формальных требований к качеству профессорско-преподавательского состава.
6. Большая разница между размерами заработных плат профессорско-преподавательского состава и управленческого персонала [1].
Указанные причины, обусловлены изменениями, происходящими во внутренней и внешней среде вузов, влекущие за собой обострение внутриорганизационных конфликтов. Управление внутриорганизацион-ными конфликтами в учреждениях высшего образования в современных условиях, является одной из наиболее актуальных задач, стоящих сегодня перед менеджментом данных организаций.
Рассмотрим возможные варианты классификации внутриорганизационных конфликтов для учреждений сферы высшего образования. Следует отметить, что под вну-триорганизационным конфликтом будет пониматься конфликт, возникающий в рамках вуза между его структурными подразделениями, членами трудового коллектива.
Применительно к структуре и деятельности вуза можно выделить следующие типы конфликтов по составу участников:
Межличностные:
- между преподавателями («преподаватель - преподаватель»);
- между руководителями структурных подразделений, например, между заведующими кафедр;
- между руководителем структурного подразделения и работником, например, между заведующим кафедрой и преподавателем и др.
Данный тип конфликтов чаще всего связан с социально профессиональной иерархией и индивидуально-психологическими особенностями профессорско-преподавательского коллектива. Причинами таких конфликтов являются различия в ценностной ориентации личности преподавателей (руководителей подразделений), уровне их профессионализма, разногласия и расхождение во взглядах между старшим и молодым поколениями членов профессорско-преподавательского состава, нетактичность и нетерпимость в общении и т.д.
2019 № 4
Конфликты типа «преподаватель - студент» и «студент - студент» не включаются в данную классификацию, так как студент является потребителем образовательных услуг и относится к факторам внутренней, а не внутривузовской (внутриорганизационной) среды.
В рамках межгруппового вида конфликта возможна следующая типология:
- «ректорат - профессорско-преподавательский состав»;
- «ректорат - деканат»,
- «ректорат - кафедра»,
- «кафедра - деканат»,
- «кафедра-кафедра»,
- «деканат - коллектив факультета» и др.
В данном случае, конфликты возникают между структурными подразделениями одного уровня иерархии и структурными подразделениями различных уровней управления, а это является другим подходом к классификации внутриорганизаци-онного конфликта. Кроме того, возможен вариант, когда в основе межгруппового конфликта лежит межличностный конфликт, например, между заведующими разных кафедр.
Между группой и личностью:
- «преподаватель - кафедра»;
- «преподаватель - ректорат»;
- «преподаватель - деканат»;
- «заведующий кафедрой - кафедра» и т.д.
Список использованных источников:
В зависимости от характера взаимоотношений выделяют такие внутриорганизацион-ные конфликты как:
- горизонтальные, когда не задействованы лица, находящиеся в подчинении друг у друга либо структурными подразделениями одного уровня управления (например, кафедра - кафедра; заведующий кафедрой - заведующий кафедрой);
- вертикальные, когда участниками конфликта становятся лица или структурные подразделения, относящиеся к разному уровню управления (например, преподаватель - заведующий кафедрой, кафедра -ректорат);
- смешанные или линейно-функциональные, когда в конфликте представлены «вертикальные и горизонтальные составляющие (например, между заведующим кафедры одного факультета и деканом другого факультета).
Также внутриорганизационные конфликты можно классифицировать по степени выраженности (открытые и закрытые), по эффекту последствия (конструктивные, деструктивные), по способу выхода из конфликта (завершаемые самостоятельно и с привлечением третьих лиц) и т.д.
На наш взгляд в рассмотренных выше подходах к классификации внутриорганиза-ционных конфликтов (по составу участников; в зависимости от характера взаимоотношений) более выражена специфика деятельности вуза как предприятия и его структура.
1. Ан, Ю. Н. Причины обострения конфликтов в условиях реформирования системы высшего образования // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. - 2013. - № 4 - С. 87-91.
2.Кох, И. А. Конфликтология. / И. А. Кох. - Екатеринбург: УрО РАН, 1997. - 160 с.
3.Атаманов Д. Расчет себестоимости продукции методом АВС // Журнал «Финансовый Директор», № 7-8 за 2003 год
4.Ключевые факторы затрат процесса «Реализация» в системе АВС-кост организаций сетевой розничной торговли // Управленческий учет. 2012. № 4.
5.Иванова Н.Ю. Абсорбшен- и директ-костинг // Журнал «Справочник экономиста». №11/2008.