Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ КЛАССИФИКАЦИИ ВНУТРИОРГАНИЗАЦИОННЫХ КОНФЛИКТОВ В ВУЗЕ'

ОСОБЕННОСТИ КЛАССИФИКАЦИИ ВНУТРИОРГАНИЗАЦИОННЫХ КОНФЛИКТОВ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
313
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / КЛАССИФИКАЦИЯ КОНФЛИКТОВ / МЕЖГРУППОВОЙ КОНФЛИКТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тарисов Аркадий Львович

Каждая организация периодически сталкивается с возникновением конфликтов, как между его структурными подразделениями, так и членами трудового коллектива. Классификация внутриорганизационных конфликтов, с выделением особенностей каждого из видов, способствует более эффективному их преодолению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ КЛАССИФИКАЦИИ ВНУТРИОРГАНИЗАЦИОННЫХ КОНФЛИКТОВ В ВУЗЕ»

Особенности классификации внутриорганизационных

конфликтов в вузе

Тарисов Аркадий Львович

Сибирский институт бизнеса и информационных технологий

Каждая организация периодически сталкивается с возникновением конфликтов, как между его структурными подразделениями, так и членами трудового коллектива. Классификация внутриорганизационных конфликтов, с выделением особенностей каждого из видов, способствует более эффективному их преодолению.

Ключевые слова: конфликт, классификация конфликтов, межгрупповой конфликт.

Внутриорганизационный конфликт - это конфликт, возникающий в рамках предприятия между его структурными подразделениями, членами трудового коллектива

Среди многих причин возникновения конфликтов внутри организации, одной из главных «экономисты выделяют разногласия сотрудников, вызванные несовпадающими взглядами на характер труда» [2]. Управление внутриорганизационными конфликтами в современных условиях, является одной важных задач менеджмента организаций независимо от масштабов, направлений и специфики их деятельности.

Важным моментом в вопросах управления внутриорганизационными конфликтами является их классификации. Так И. А. Кох выделяет следующие виды внутриорганизаци-онных конфликтов:

- вертикальный конфликт, возникающий между уровнями управления организации. Возникновение и разрешение вертикального конфликта обусловлено факторами, влияющими на вертикальные связи в организационной структуре, такими как, цели, власть, коммуникации, культура и др

- горизонтальный конфликт, в который вовлечены разные по статусу части организации или сотрудники, не находящиеся в подчинении друг у друга. Горизонтальный конфликт чаще всего выступает как конфликт целей.

- линейно - функциональный конфликт -это конфликт между линейными руководителями и специалистами, разрешение которого направлено улучшение отношений между ними. Данный вид конфликта может носить познавательный или чувственный характер.

- ролевой конфликт возникает тогда, когда сотрудник, выполняющий предписанную

ему роль в организации, воспринимает ее двусмысленно.

На практике данные виды конфликтов часто развиваются одновременно.

Существуют и другие подходы к классифи -кации внутриорганизационных конфликтов, так по значению для организации конфликты подразделяются на:

- конструктивные или созидательные, причинами, которых являются недостатки в организации производства и управления, а именно: неудовлетворенность работников оплатой, условиями и организацией труда; несоответствие прав и обязанностей, либо отсутствие четкости в распределении обязанностей; неритмичность работы; недостатки в технологии; низкий уровень трудовой и исполнительской дисциплины; противоречивые цели и задачи служб, отвечающих за количественные и качественные показатели деятельности организации и др. Данные причины носят объективный характер, поэтому их устранение направлено на совершенствование организации производства и управления, в чем и проявляется созидательный характер данного вида конфликта. Руководству предприятия не следует уходить от данных конфликтов, а необходимо направить усилия на их разрешение путем устранения причин, к ним приводящим.

- деструктивные или разрушительные, вызванные чаще всего субъективными причинами, к которым относятся ошибочные действия руководителя, подчиненных, и тех и других вместе. Неправильные действиях, и подчиненных, и руководителя, чаще всего являются причиной деструктивных конфликтов.

Следует отметить, что деление конфликтов на конструктивные и деструктивные,

обусловлено не только их значением для организации, но и характером причин возникновения, то есть в данном случае конфликты можно разделить на

- объективные;

- субъективные.

По сфере разрешения конфликтов их можно подразделять на те, которые разрешаются:

- в деловой сфере;

- личностно-эмоциональной сфере.

По способу разрешения (урегулирования) внутриорганизационные конфликты делятся на:

- антагонистические, сопровождаемые неуступчивостью и враждебным отношением конфликтующих сторон;

- компромиссные, которые могут быть разрешены полностью или частично, и допускающие разновариантность преодоления расхождений и сближения взглядов, интересов, целей участников конфликта.

По составу конфликтующих сторон выделяют следующие виды конфликтов в организации:

- личностные (внутриличностные и межличностные);

- групповые (между личностью и группой, межгрупповые).

Возможны и другие классификации вну-триорганизационных конфликтов, но следует отметить, что деление их на виды достаточно условно, и чаще всего четкой границы между разными видами не существует.

Конфликт может возникнуть в любой организации, в том числе и в сфере предоставления образовательных услуг, в частности в вузах.

Обострение конфликтных ситуаций в высших учебных заведениях является одним из негативных последствий реформирования образовательной сферы.

Основными причинами обострения отношений в трудовых коллективах высших учебных заведений в силу происходящих реформ являются:

1. Сокращение количества высших учебных заведений за счет их объединения, ликвидации «неэффективных» вузов.

2. Трансформация структуры вузов.

3. Проведение организационно-структурных изменений кафедр.

4. Повышение самостоятельности факультетов в выборе стратегии и тактики развития

при жесткой ответственности за качество образования и использование всех видов ресурсов.

5. Повышение формальных требований к качеству профессорско-преподавательского состава.

6. Большая разница между размерами заработных плат профессорско-преподавательского состава и управленческого персонала [1].

Указанные причины, обусловлены изменениями, происходящими во внутренней и внешней среде вузов, влекущие за собой обострение внутриорганизационных конфликтов. Управление внутриорганизацион-ными конфликтами в учреждениях высшего образования в современных условиях, является одной из наиболее актуальных задач, стоящих сегодня перед менеджментом данных организаций.

Рассмотрим возможные варианты классификации внутриорганизационных конфликтов для учреждений сферы высшего образования. Следует отметить, что под вну-триорганизационным конфликтом будет пониматься конфликт, возникающий в рамках вуза между его структурными подразделениями, членами трудового коллектива.

Применительно к структуре и деятельности вуза можно выделить следующие типы конфликтов по составу участников:

Межличностные:

- между преподавателями («преподаватель - преподаватель»);

- между руководителями структурных подразделений, например, между заведующими кафедр;

- между руководителем структурного подразделения и работником, например, между заведующим кафедрой и преподавателем и др.

Данный тип конфликтов чаще всего связан с социально профессиональной иерархией и индивидуально-психологическими особенностями профессорско-преподавательского коллектива. Причинами таких конфликтов являются различия в ценностной ориентации личности преподавателей (руководителей подразделений), уровне их профессионализма, разногласия и расхождение во взглядах между старшим и молодым поколениями членов профессорско-преподавательского состава, нетактичность и нетерпимость в общении и т.д.

2019 № 4

Конфликты типа «преподаватель - студент» и «студент - студент» не включаются в данную классификацию, так как студент является потребителем образовательных услуг и относится к факторам внутренней, а не внутривузовской (внутриорганизационной) среды.

В рамках межгруппового вида конфликта возможна следующая типология:

- «ректорат - профессорско-преподавательский состав»;

- «ректорат - деканат»,

- «ректорат - кафедра»,

- «кафедра - деканат»,

- «кафедра-кафедра»,

- «деканат - коллектив факультета» и др.

В данном случае, конфликты возникают между структурными подразделениями одного уровня иерархии и структурными подразделениями различных уровней управления, а это является другим подходом к классификации внутриорганизаци-онного конфликта. Кроме того, возможен вариант, когда в основе межгруппового конфликта лежит межличностный конфликт, например, между заведующими разных кафедр.

Между группой и личностью:

- «преподаватель - кафедра»;

- «преподаватель - ректорат»;

- «преподаватель - деканат»;

- «заведующий кафедрой - кафедра» и т.д.

Список использованных источников:

В зависимости от характера взаимоотношений выделяют такие внутриорганизацион-ные конфликты как:

- горизонтальные, когда не задействованы лица, находящиеся в подчинении друг у друга либо структурными подразделениями одного уровня управления (например, кафедра - кафедра; заведующий кафедрой - заведующий кафедрой);

- вертикальные, когда участниками конфликта становятся лица или структурные подразделения, относящиеся к разному уровню управления (например, преподаватель - заведующий кафедрой, кафедра -ректорат);

- смешанные или линейно-функциональные, когда в конфликте представлены «вертикальные и горизонтальные составляющие (например, между заведующим кафедры одного факультета и деканом другого факультета).

Также внутриорганизационные конфликты можно классифицировать по степени выраженности (открытые и закрытые), по эффекту последствия (конструктивные, деструктивные), по способу выхода из конфликта (завершаемые самостоятельно и с привлечением третьих лиц) и т.д.

На наш взгляд в рассмотренных выше подходах к классификации внутриорганиза-ционных конфликтов (по составу участников; в зависимости от характера взаимоотношений) более выражена специфика деятельности вуза как предприятия и его структура.

1. Ан, Ю. Н. Причины обострения конфликтов в условиях реформирования системы высшего образования // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. - 2013. - № 4 - С. 87-91.

2.Кох, И. А. Конфликтология. / И. А. Кох. - Екатеринбург: УрО РАН, 1997. - 160 с.

3.Атаманов Д. Расчет себестоимости продукции методом АВС // Журнал «Финансовый Директор», № 7-8 за 2003 год

4.Ключевые факторы затрат процесса «Реализация» в системе АВС-кост организаций сетевой розничной торговли // Управленческий учет. 2012. № 4.

5.Иванова Н.Ю. Абсорбшен- и директ-костинг // Журнал «Справочник экономиста». №11/2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.