14.3. ОСОБЕННОСТИ КЛАССИФИКАЦИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
©Фирсов Максим Валерьевич, заместитель директора Административного департамента Место работы: Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
marshall85@yandex.ru
Аннотация: в качестве предмета исследования выступают теоретико-правовые основы классификации территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. Несмотря на множество существующих подходов к классификации федеральных органов исполнительной власти, классификация территориальных органов малоисследо-вана и обладает значительной спецификой. При проведении исследования использовались исторический, формально-юридический и структурно-функциональный методы, которые позволили обеспечить классификацию территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по широкому спектру критериев и отличительных признаков. К основным выводам исследования можно отнести отсутствие какого-либо законодательного регулирования системы и типологии форм территориальных органов. В данной статье была впервые проведена всесторонняя классификация видов территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации. Ключевые слова: исполнительная власть, министерства, службы, агентства, правительство, президент, классификация, территориальные органы, организация, правовое регулирование, правовые основы.
В современной научной и периодической литературе опубликовано большое количество аналитических материалов и статей, рассматривающих различные концепции классификации федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, применяется все многообразие методов научного исследования [1]. Однако классификации территориальных органов федеральных органов исполнительной власти внимания уделено значительно меньше. Не все признаки, классифицирующие федеральные органы исполнительной власти, можно применить при классификации территориальных органов.
В первую очередь, это связано с правовым статусом федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов [2,3]. Во-вторых, это следствие принципиальных отличий в функциональном предназначении федеральных органов исполнительной власти от своих территориальных органов. Но, несомненно, стоит отметить, что основополагающие классифицирующие признаки, связанные с иерархическим положением федеральных органов исполнительной власти в структуре органов исполнительной власти Российской Федерации, будут совпадать и сформируют определенный базис для дальнейшей классификации территориальных органов.
В исторической ретроспективе советского времени согласно Конституции СССР 1936 года органами государственной исполнительной власти являлись народные комиссариаты [4]. И лишь после внесения изменений в Конституцию СССР в 1946 году приняли привычные для нас наименования - министерства и государственные комитеты [5]. В статье 74 давалась четкая классификация министерств СССР: общесоюзные, союзно-республиканские. При этом их целевое, отраслевое деление было сохранено. Общесоюзные министерства руководили закрепленной за ними отраслью государственного управления на всей территории СССР самостоятельно или через назначаемые ими органы. Так в соответствии со статьей 75 Конституции СССР был определен не только отраслевой механизм управления и территориальный масштаб полномочий, но и происходило наделение правом дистанционного управления через
назначаемые органы, что по сути является аналогом современных территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. Что же касается союзно-республиканских министерств, то они занимались руководством отведенных им отраслями государственного управления, как правило, через одноименные министерства союзных республик. При этом, в отличие от современной модели конституционного разделения полномочий между уровнями власти, союзно-республиканские министерства имели двойственное подчинение, подчиняясь как Совету Министров Союзной республики, так и соответствующему союзно-республиканскому министерству СССР [6].
По состоянию на 20 сентября 1972 года в структуре органов исполнительной власти Советского союза действовало 29 общесоюзных министерств и 31 союзно-республиканское министерство (таблица 1).
Таблица 1
№ п/ п Общесоюзные министерства Союзно-республиканские Министерства
1 Авиационной промышленности; Внутренних дел;
2 Автомобильной промышленности; Высшего и среднего специального образования;
3 Внешней торговли; Геологии;
4 Газовой промышленности; Заготовок;
5 Гражданской авиации; Здравоохранения;
6 Машиностроения; Иностранных дел;
7 Машиностроения для животноводства и кормопроизводства; Культуры;
8 Машиностроения для легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов; Легкой промышленности;
9 Медицинской промышленности; Лесной и деревообрабатывающей промышленности;
10 Морского флота; Мелиорации и водного хозяйства;
11 Нефтяной промышленности; Монтажных и специальных строительных работ;
12 Оборонной промышленности; Мясной и молочной промышленности;
13 Общего машиностроения; Нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности;
14 Приборостроения, средств автоматизации и систем управления; Обороны;
15 Путей сообщения; Пищевой промышленности;
16 Радиопромышленности; Промышленного строительства;
17 Среднего машиностроения; Промышленности строительных материалов;
18 Станкостроительной и инструментальной промышленности; Просвещения;
19 Строительного, дорожного и коммунального машиностроения; Рыбного хозяйства;
20 Строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности; Связи;
21 Судостроительной промышленности; Сельского строительства;
22 Тракторного и сельскохозяйственного машиностроения; Сельского хозяйства;
23 Транспортного строительства; Строительства;
24 Химического и нефтяного машиностроения; Строительства предприятий тяжелой индустрии;
25 Химической промышленности; Торговли;
26 Целлюлозно-бумажной промышленности; Угольной промышленности;
27 Электронной промышленности; Финансов;
28 Электротехни ческой промышленности; Цветной металлургии;
29 Энергетического машиностроения. Черной металлургии;
30 Энергетики и электрификации;
31 Юстиции
На сегодняшний день, существующая законодательная и нормативная правовая база представляет широкий набор критериев и признаков, которыми можно наглядно проиллюстрировать всю многогранность сформировавшейся системы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти [7].
Конституция Российской Федерации в целях осуществления федеральными органами исполнительной власти полномочий на территории Российской Федерации наделяет последних правом создавать территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Этот конституционный постулат дает нам сразу несколько основополагающих критериев для комплексной проработки классифицирующих признаков в призме соответствующих законодательных актов и нормативных правовых актов Президента и Правительства Российской Федерации [8-11].
Современную трехзвенную систему федеральных органов исполнительной власти, состоящую из федеральных министерств, служб и агентств установил Указ Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 09.03.2004 г. № 314. Данный Указ был направлен на формирование эффективной системы и структуры федеральных органов исполнительной власти. Именно Указ № 314 определил целевое назначение федеральных органов исполнительной власти исходя из их функционала. Так федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности. Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору, функции обороны, обеспечения внутренней и внешней государственной безопасности. На
федеральные агентства возлагаются функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом [10].
Приведенную выше классификацию федеральных органов испольной власти (исходя из их целевого назначения) по аналогии применим к территориальным органам. Таким образом можно выделить три основных группы: территориальные органы федеральных министерств, территориальные органы федеральных служб, территориальные органы федеральных агентств. В качестве примера территориальных органов федеральных министерств, служб и агентств можно привести: Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Рязанской области, Главное управление Министерства юстиции по Москве, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Управление Федеральной службы безопасности по Москве и Московской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве и т.д.
В соответствии с Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» Президент Российской Федерации: осуществляет руководство деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает по представлению Председателя Правительства Российской Федерации положения о них и назначает руководителей и заместителей руководителей этих органов [9]. В свою очередь Правительство Российской Федерации устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, устанавливает размер ассигнований на содержание их аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете. Данные правовые нормы находят свое дальнейшее развитие и раскрытие в Указе Президента Российской Федерации от 15.05.2018 № 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» [11].
Таким образом, еще одним критерием, классифицирующим территориальные органы, можно определить подведомственность территориального органа федеральному органу исполнительной власти, по принадлежности последнего административно-политическому или социально-экономическому блоку. Развивая данный критерий и учитывая тот факт, что федеральные министерства могут иметь в своем составе подведомственные им федеральные агентства и службы, представленную выше классификацию можно дополнить следующим классифицирующим признаком: принадлежность территориального органа федеральному органу исполнительной власти, подчиняющемуся напрямую Президенту или Правительству Российской Федерации, или же принадлежность территориального органа федеральному агентству или службе, подведомственных федеральному министерству, входящему, в свою очередь, в административно-политический или социально-экономический блок.
Приведенную выше классификацию можно представить в следующей блок схеме.
Президент Российской Федерации
Правительство Российской Федерации
Федеральные агентства 1
Федеральные службы 4
Федеральные агентства 3
Территориальные органы
Федеральные службы 6
Территориальные органы
Министерства 16
Федеральные агентства 14
Федеральные службы 14
Федеральные агентства 3
Территориальные органы
Федеральные службы 4
Территориальные органы
Территориальные органы
Территориальные органы
Территориальные органы
Территориальные органы
Министерства 5
В статье «Подходы к классификации органов исполнительной власти» Т.А. Занко предлагает в качестве классифицирующих признаков использовать объем и характер компетенций или основания образования и правовые основы функционирования, исходя из того кем утверждается положение о федеральном органе исполнительной власти: Президентом Российской Федерации или федеральным правительством [1]. В нашем случае, предложенная классификация по правовым основаниям функционирования не может быть применена к террорганам в силу того, что положение о территориальном органе утверждает учредивший его федеральный орган исполнительной власти. А вот классификация по характеру и объему компетенций может быть частично спроецирована на территориальные органы. В качестве критериев классификации по характеру компетенций органы государственной власти можно разделить на несколько видов: общей, отраслевой, внутриотраслевой, межотраслевой, смешанной и специальной компетенций [12]. Что касается территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, то исходя из характера и объема компетенций, их можно поделить на органы специальной, внутриотраслевой, межотраслевой компетенции и смешанной компетенций. К органам специальной компетенции, осуществляющим отдельные разрешительные и контрольно-надзорные функции, можно отнести, к примеру, территориальные органы МВД, ФСБ, ФАС, ФСИН, ФССП и Росгвар-дии [13,14,15]. К террорганам межотраслевой компетенции, в чьи полномочия входит межотраслевая координация и функциональное регулирование, относятся управления Федерального казначейства, управления Федеральной налоговой службы [16]. К внутриотраслевым территориальным госорганам, осуществляющим полномочия по регулированию внутри отдельно взятой отрасли народного хозяйства, соответственно можно отнести региональные управления Федерального агентства по рыболовству, окружные департаменты Федерального агентства лесного хозяйства и Федерального агентства по недропользованию[17,18]. К террорганам смешанной компетенции, осуществляющим функции государственного управления и регулирования на стыке специальных и отраслевых компетенций, в качестве примера можно привести межтерриториальные и территориальные управления Фе-
дерального агентства по управлению государственным имуществом [19].
Принципы федерализации и децентрализации государственной власти имеют наглядное отражение в схемах размещения территориальных органов федеральных органов исполнительной власти на территории Российской Федерации. В свою очередь данная интеграция территориальных органов в единую систему органов государственной власти позволяет нам рассматривать её как ещё один из вариантов классификации. Территориальные органы можно классифицировать по охвату территории, на которую распространяются их полномочия, на которой они выполняют возложенные на них положениями государственные функции. Правильность такого подхода к классификации подтверждается Постановлением Правительства РФ от 19.01.2005 № 30 «О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти» [20]. Таким образом, территориальные органы по территориальному охвату можно классифицировать как окружные, межрегиональные, региональные (в границах субъекта Российской Федерации), межрайонные, городские или районные. Следует отметить тот факт, что сами территориальные органы в контексте данной классификации, можно поделить на две группы: территориальные органы (многоуровневые), имеющие структурные территориальные подразделения, и не имеющие таковых на муниципальном уровне.
Для наглядности в качестве примеров, предложенной классификации, рассмотрим следующие федеральные органы исполнительной власти, имеющие территориальные подразделения на муниципальном уровне, расположив их территориальные органы в порядке нисходящей иерархии:
- Министерство внутренних Российской Федерации.
- Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Москве.
- Управление внутренних дел по Центральному административному округу города Москвы.
- Отдел МВД России по Пресненскому району города Москвы.
- Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии Российской Федерации (Росреестр).
- Управление Росреестра по Московской области.
- Озёрский отдел Управления Росреестра по Московской области.
В качестве примера федерального органа исполнительной власти, не имеющего представительств на муниципальном уровне, можно привести Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. Росимущество располагает межрегиональными и региональными территориальными органами: Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Калужской, Смоленской и Брянской областях; Территориальное управление Росимущества в городе Москве. Стоит отметить, что межрегиональные территориальные управления не являются вышестоящими органами управления над региональными. Они были созданы путем объединения территориальных управлений в целях упрощения системы управления федеральной сетью территориальных органов Росимущества [21].
Более того, в развитие предложенной классификации тер-рорганов по территориальному принципу, целесообразно обратить внимание на такой важный критерий как правоспособность территориального органа. Территориальные органы могут обладать правами юридического лица, либо не наделены таковыми. Данный критерий позволяет осуществить классификацию по объему прав и полномочий, правоспособности и деликтоспособности территориального органа. Рассмотрение данной классификации продолжим на примере Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии [13,22].
Главное управление министерства внутренних дел Российской Федерации по Московской области является территориальным органом МВД России регионального уровня. При этом на муниципальном уровне уже действуют межмуниципальные управления, управления и отделы министерства внутренних дел (МУ МВД «Власиха», УМВД по Воскресенскому району, ОМВД по городскому округу Озёры, ОМВД по Ступинскому району), являющиеся территориальными подразделениями ГУ МВД России по Московской области и обладающие правами юридического лица. Указом Президента от 21.12.2016 № 699, регламентирующим организацию деятельности органов внутренних дел, установлено, что орган внутренних дел, в частности приведенные в нашем примере, - это юридическое лицо, обладающее возможностью участвовать в гражданско-правовых отношениях, в том числе договорно-правовых. Данный правовой акт допускает закрепление на праве оперативного управления за территориальными органами внутренних дел зданий (строений, сооружений), помещений, оборудования, техники и другого имущества, а также определяет право пользования лицевыми счетами. Более того территориальные органы МВД имеют право выступать истцом и ответчиком в арбитражных судах и судах общей юрисдикции [13].
Примером многоуровневой интеграции территориальных органов, без наделения структурных подразделений правами юридического лица, будет система территориальных органов Росреестра и Роспотребнадзора [22,23]. Управление Росре-естра по Московской области является одним из восьмидесяти трех территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. На муниципальном уровне Управление Росреестра по Московской области представляют отделы (Озёрский отдел Управления Росре-естра по Московской области, Красногорский и др.) не наделенные правами юридических лиц, по своей сути являющиеся.
Заслуживает внимания также и правовой статус государственных служащих территориальных органов, исходя из вида
государственной службы, на должности которой они назначаются, заключая служебный контракт. В соответствии с Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» система государственной службы включает в себя: государственную гражданскую службу; военную службу; государственную службу иных видов. Военная служба и государственная служба иных видов, являются видами федеральной государственной службы [24]. К видам федеральной государственной службы относятся, в частности: служба в органах внутренних дел, служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, служба в федеральной противопожарной службе, служба в Следственном комитете Российской Федерации, служба в таможенных органах и другие виды. Стоит отметить, что в одном федеральном государственном органе могут быть учреждены должности государственной службы различных видов. К примеру, в территориальных органах МВД могут проходить службу, как сотрудники полиции (гражданин, который взял на себя обязательства по прохождению федеральной государственной службы в органах внутренних дел в должности рядового или начальствующего состава и которому в установленном порядке присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава), так и федеральные государственные гражданские служащие [13]. Таким образом территориальные органы федеральных органов исполнительной власти можно классифицировать по видам федеральной гражданской службы, на должности которой принимаются сотрудники. Кроме того гражданам, проходящим федеральную государственную службу, в зависимости от ее вида, присваиваются классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания [25].
Правовой статус руководителя территориального органа и порядок его назначения на должность существенно отличаются в зависимости от ведомственной принадлежности к федеральному органу исполнительной власти. Классифицируя тер-рорганы по данному признаку можно предложить разделить их на следующие группы, исходя из статуса должностных лиц, принимающих решение о назначении руководителя территориального органа: Президентом РФ, Председателем Правительства РФ, федеральным министром, руководителем федерального органа исполнительной власти. В качестве примера территориальных органов, назначение руководителя в которых осуществляется указом Президента РФ, можно привести территориальные органы МВД должность руководителя которого согласно положению предусматривает возможность присвоения специального звания генерал-майор полиции и выше. Из федеральных служб и агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ, только ФАС России, Ростехнадзор, Росрезерв и Роспотребнадзор имеют территориальные органы, но их руководители назначаются приказом высшим должностным лицом соответствующей службы или агентства, а не актом Правительства РФ. Таким образом, правовая практика назначения руководителей территориальных органов Правительством РФ в настоящее время отсутствует. Несколько в ином порядке проходит назначение руководителей террорганов федеральных служб и агентств, подведомственных федеральным министерствам. Назначение руководителей в таких случаях производится приказом по министерству по представлению руководителя соответствующей службы или агентства (территориальные органы Росздравнадзора, Росимущества, Росрыболовства, Рослесхоза и др.) [13-22].
На сегодняшний день правовое регулирование системы федеральных органов строится исключительно на подзаконных правовых актах. Федерального закона, закрепляющего и раскрывающего правовой статус, определяющего правовую основу функционирования системы федеральных органов исполнительной власти и территориальных органов, попросту нет. Более того, если в 2004 в ходе реформы системы федеральных органов исполнительной власти была предпринята успешная попытка унификации типологии ФОИВ по функциональному назначению и утверждена трехзвенная структура, состоящая из министерств, служб и агентств [26], то в приведенных в рассматриваемой нами статье примерах мы увидели отсутствие какой-либо системности даже в названии территориальных органов (управления, территориальные управления, главные управления, межрегиональные управления, департаменты). Обширная сеть территориальных органов федеральных органов исполнительной власти масштабна не только своим географическим размахом, но и объемом реализуемых властных полномочий, функций и компетенций. Разнообразие форм и методов управления территориальными органами, разновидности правового статуса госоргана, его руководителя и сотрудников предоставляют нам широкий набор группирующих признаков и критериев для классификации в зависимости от поставленных перед исследователем целей и задач. Рассмотренные в статье способы классификации видов и подвидов тер-рорганов являются удобной основой формирования единообразного подхода к правовому регулированию системы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 74,61%.
Список литературы:
1. Занко Т.А. Подходы к классификации органов исполнительной власти. / Занко Т.А. // Право и политика. - 2015. - № 10(190). - С. 14791484. DOI: 10.7256/1811 -9018.2015.10.16428
2. Маньковский И.Ю. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти: автореф. дис. канд. юрид. наук: 12.00.14 / Маньковский И.Ю. - Тюмень, 2005. - 24 с.
3. Фирсов М.В. Правовые основы функционирования территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в российской федерации / Фирсов М.В. // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. - 2016. - № 5. - С. 152-156.
4. Россинский Б.В. К 25-летию Основного Закона. Конституция Российской Федерации как основа построения и развития системы исполнительной власти // Административное право и процесс. - 2018. № 12. - С. 4-11.
5. Исаев М.А. История Российского государства и права: учебник / МГИМО (Университет) МИД России. М.: Статут, 2012. 840 с. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик // Ведомости ВС СССР. - 1977. - № 41. - ст. 617.
6. Охотский Е.В. Теория и механизмы современного государственного управления / Е.В. Охотский. - М.: Издательство Юрайт, 2013.— С. 536
7. Конституция Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
8. Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ . - 1997. - № 51. - Ст. 5712.
9. Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (ред. от 12.05.2016) // Рос. газ. - 2004. - 12 март. - № 50.
10. Указ Президента РФ от 15.05.2018 № 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» (ред. от 26.02.2019) // Рос. газ. - 2018. - 17 мая. - № 104
11. Попов Л.Л. Административное право / Л.Л. Попов / М.: Юрист: 2005. - С. 99.
12. Указ Президента РФ от 21.12.2016 № 699 (ред. от 06.11.2018) «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2016. - № 52 (Часть V). - Ст. 7614.
13. Приказ Минюста России от 21.05.2013 № 74 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов» (ред. от 22.04.2016) (Зарегистрировано в Минюсте России 05.06.2013 № 28682).
14. Приказ ФАС России от 23.07.2015 N 649/15 (ред. от 14.01.2019) «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.08.2015 № 38653).
15. Приказ Казначейства России от 10.04.2006 № 5н (ред. от 20.08.2018) «Об утверждении Регламента Федерального казначейства» (Зарегистрировано в Минюсте России 11.05.2006 № 7795).
16. Приказ Минсельхоза России от 08.04.2013 № 171 (ред. от 09.08.2018) «О Типовом положении о территориальном органе Федерального агентства по рыболовству» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.07.2013 № 29170).
17. Приказ Рослесхоза от 28.02.2011 № 34 (ред. от 06.04.2012) «Об утверждении положений о Департаментах лесного хозяйства по федеральным округам».
18. Приказ Минэкономразвития России от 01.11.2008 № 374 «Об утверждении типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом» (ред. от 18.03.2015) // Рос. газ. - 2008. - 26 дек. - № 265.
19. Постановление Правительства РФ от 19.01.2005 № 30 «О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти» (ред. от 27.08.2015) // Рос. газ. - 2005. - 25 янв. - № 12.
20. Приказ Минэкономразвития России от 29.08.2016 № 548 «Об утверждении схемы размещения территориальных органов Федерального агентства по управлению государственным имуществом».
21. Приказ Минэкономразвития России от 29.03.2016 № 180 (ред. от 01.11.2016) «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по субъекту (субъектам) Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.05.2016 № 42249).
22. Приказ Роспотребнадзора от 23.05.2007 № 163 «Об утверждении примерных Положений о структурных подразделениях территориальных органов Роспотребнадзора».
23. Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ 2003 - № 22. - Ст. 2063.
24. Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с прохождением службы федеральными государственными служащими (сотрудниками органов внутренних дел, сотрудниками органов уголовно-исполнительной системы, сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, сотрудниками иных органов, в которых предусмотрена федеральная государственная служба) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017) // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2018. -№ 10.
25. Занко Т.А. Актуальные вопросы функционирования федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации / Занко Т.А. // Административное и муниципальное право. - 2015. - № 9(93). - С. 938-945. D0l:10.7256/1999-2807.2015.9.15990
РЕЦЕНЗИЯ
Ознакомившись со статьей «Особенности классификации территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации» (Фирсов М.В.), отмечаю нижеследующее:
Представленная для рецензирования работа «Особенности классификации территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации» соответствует требованиям, предъявляемым к научной статье. В работе даны обоснование актуальности и определение научной новизны. Актуальность выбранной автором темы обусловлена отсутствием законодательного регулирования правового статуса и типологии территориальных органов исполнительной власти, недостаточной исследованностью вопроса в научной литературе.
По своему содержанию эта работа представляет собой развернутое юридическое исследование, проведенное в пределах допустимого печатного объема научной статьи. Заявленные методы исследования
раскрывают историческую и теоретико-правовую сторону предмета исследования. Текст логически структурирован. Заявленное комплексное изучение проблематики классификации территориальных органов федеральных органов исполнительной власти реализовано в объеме достаточном для исследовательской научной работы. Авторский вывод безусловно оригинален и актуален по своей научной значимости.
Работа сделана с должным вниманием к оформлению и стилистике. Библиография оформлена правильно. В целом статья соответствует научному уровню и представляет явный читательский интерес. Данная статья может быть опубликована без дополнительных правок и повторного рецензирования.
канд. юрид. наук, доцент, доцент кафедры правового обеспечения государственной и муниципальной службы РАНХиГС при Президенте Российской Федерации
Т.А. Занко
FEATURES OF CLASSIFICATION OF TERRITORIAL AUTHORITIES OF FEDERAL EXECUTIVE AUTHORITIES IN THE RUSSIAN FEDERATION
©Firsov Maksim V., Deputy Director of the administrative Department Work place: Ministry of agriculture of the Russian Federation
marshall85@yandex.ru
Annotation: the article is devoted to the theoretical and legal framework of the classification of territorial offices of federal executive authorities. Despite the existing approaches to the classification of federal executive authorities, the classification of territorial offices is insufficiently studied and has significant particular characteristics. The study applies historical, legal and structural-functional methods, which allowed to carry out the classification of territorial offices of federal executive authorities on a wide range of criteria and distinguishing features. The main findings of the study include the lack of a systematic typology of forms of territorial offices. This article is the first research that contains a comprehensive classification of the types of territorial offices of federal executive authorities in the Russian Federation.
Keywords: president, government, agencies, services, ministries, executive authorities, legal regulation, regional office, territorial office, classification.
Reference list:
1. Zanko T. A. Approaches to the classification of executive authorities. / Zanko T. A. / / Law and politics. - 2015. - No. 10 (190). - Pp. 1479-1484. DOI: 10.7256/1811 -9018.2015.10.16428
2. Mankovsky I. Yu. Territorial bodies of federal executive authorities: abstract. Diss. Cand. the faculty of law. Sciences: 12.00.14 / Mankovsky I. Yu. - Tyumen, 2005. 24 p.
3. Firsov M. V. Legal bases of functioning of territorial bodies of federal executive authorities in the Russian Federation / Firsov M. V. // Business in the law. Economics and law journal. - 2016. - No. 5. Pp. 152-156.
4. Rossinsky B. V. To the 25th anniversary of the Basic Law. The Constitution of the Russian Federation as the basis for the construction and development of the Executive power system. Administrative law and process. -2018. No. 12. - Pp. 4-11.
5. M. A. History of Russian state and law: textbook / Moscow state Institute (University) of the MFA of Russia. M.: Statute, 2012. 840 PP.
6. Constitution (Basic Law) of the Union of Soviet Socialist Republics // Vedomosti VS USSR. - 1977. - No. 41. - V. 617.
7. Okhotsky E. V. Theory and mechanisms of modern public administration / E. V. Okhotsky. - Moscow: Yurayt Publishing House, 2013.— 536 p.
8. Constitution of the Russian Federation / / Collection of legislation of the Russian Federation. - 2014. - No. 31. - Art. 4398.
9. Federal constitutional law «On the Government of the Russian Federation» of 17.12.1997 No. 2-FKZ (ed .of 03.07.2016) // Collection of legislation of the Russian Federation. - 1997. - No. 51. - Art. 5712.
10. The decree of the President of the Russian Federation of 09.03.2004 № 314 «About system and structure of federal executive authorities» (as amended on 12.05.2016) // Rossiiskaya Gazeta (Russian Gazette) - 2004. - March 12. - No. 50.