Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ КИНО КАК СРЕДСТВА МЕДИАКОММУНИКАЦИИ'

ОСОБЕННОСТИ КИНО КАК СРЕДСТВА МЕДИАКОММУНИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
59
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кинематограф / медиакоммуникация / информация / средства массовой коммуникации / культура / cinematography / media communication / information / mass media / culture

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Пузанова Н. Г.

В статье рассматриваются специфические особенности функционирования, развития и информационного (в том числе психологического) воздействия кинематографа на зрительскую аудиторию. Раскрываются сущность данного вида современного искусства и те механизмы, которые обеспечивают ему большую популярность даже в условиях практически тотального информационного доминирования сети «Интернет». В качестве одного из принципиальных акцентов выделяется тот, согласно которому кинематограф достаточно пластичен по своей сути, что помогает ему вступать в различные симбиотические альянсы и с другими видами искусства и средствами медиакоммуникации. Помимо этого, раскрываются различные аспекты применительно к тем коммуникациям, которые выстраиваются между создателями и потребителями киноконтента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF CINEMA AS MEANS OF MEDIA COMMUNICATION

The article examines the specific features of the functioning, development and informational (including psychological) impact of cinema on the audience. The essence of this type of modern art and the mechanisms that ensure its great popularity even in conditions of almost total information dominance of the Internet are revealed. One of the principal accents is the one according to which cinema is quite plastic in its essence, which helps it enter into various symbiotic alliances with other types of art and media communication. In addition, various aspects are revealed in relation to those communications that are built between creators and consumers of film content.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ КИНО КАК СРЕДСТВА МЕДИАКОММУНИКАЦИИ»

УДК 008

Пузанова Н.Г.

магистрант Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (г. Екатеринбург, Россия)

ОСОБЕННОСТИ КИНО КАК СРЕДСТВА МЕДИАКОММУНИКАЦИИ

Аннотация: в статье рассматриваются специфические особенности функционирования, развития и информационного (в том числе психологического) воздействия кинематографа на зрительскую аудиторию. Раскрываются сущность данного вида современного искусства и те механизмы, которые обеспечивают ему большую популярность даже в условиях практически тотального информационного доминирования сети «Интернет». В качестве одного из принципиальных акцентов выделяется тот, согласно которому кинематограф достаточно пластичен по своей сути, что помогает ему вступать в различные симбиотические альянсы и с другими видами искусства и средствами медиакоммуникации. Помимо этого, раскрываются различные аспекты применительно к тем коммуникациям, которые выстраиваются между создателями и потребителями киноконтента.

Ключевые слова: кинематограф, медиакоммуникация, информация, средства массовой коммуникации, культура.

На сегодняшний день представители весьма версифицированного к началу ХХ1-ого столетия кинематографа являются, с одной стороны, одними из самых мощных «инфлюенсеров». С другой стороны, они в разветвлённой и по-своему сложной системе медиакоммуникаций не только динамично развивают популярный вид искусства, который успешно освоил, помимо масштабных экранов кинотеатров, также и самые компактные ультрасовременные гаджеты, но и постоянно привлекают к себе внимание всё новых реципиентов именно за счёт своей традиционной симбиотичности.

2176

Как отмечал М. Маклюэн, самые первые творцы кинопродукции смогли для провоцирования адекватных авторскому замыслу зрительских реакций с достаточной степенью успешности синтезировать в более-менее едином информационно-коммуникативном пространстве ранее наработанные проекты развёрнутого текстового формата с динамичностью практически непрерывающегося действия персонажей. Несколько позже было добавлено и эффектное звуковое наполнение, во много раз увеличивающее или окрашивающее в определённые тона и полутона воздействие акцентируемых смыслов и ценностей на реципиентов \ Нынешние же деятели киносферы искушены в выборе эксплуатируемых ими технологий генерации и воспроизведения контента в гораздо большей степени, чем отцы-основатели, и выбор наших современников простирается от проектов 4Э-фильмов (включая даже эффекты для органов обоняния) до ретро-стилизаций чёрно-белого синематографа и

Слова канадского исследователя Г. Инниса о том, что технологии и новые виды коммуникации способны достаточно существенно воздействовать на весьма разветвлённый процесс развития цивилизации ХХ-ого столетия, по сути дела, оказались пророческими ш

Кино, как одна из ключевых разновидностей «пространственных медиа» в оригинальной классификации данного автора, изначально ориентировано на определённую символическую экспансию, массовое тиражирование преимущественно той информации, которая представляется выгодной либо удобной (политкорректной, коммерчески окупаемой и т.д.) съёмочной бригаде и тех референтных групп, которые влияют на неё из-за «кулис», а также на навязывание своей иерархии ценностей и фрагментированной картины мира гражданам и подданным не только своего государства, но и многих других территориальных образований.

Посредством весьма активной эксплуатации информационного поля своего национального кинематографа, как одного из приоритетных и эффективных средств массовой коммуникации первой половины ХХ-ого века,

2177

различные крупные государства гораздо более успешно и эргономично, чем ранее, с точки зрения Г. Инниса, стали увеличиваться в своих геополитических площадях, ассимилировать своих ближних и дальних соседей № По сути дела, кино стало, помимо всего прочего, и одним из средств так называемой гибридной войны, мощным инструментом формирования, корректирования либо разрушения той или иной политической, религиозной и прочей идеологии.

В качестве наиболее очевидной иллюстрации данного положения можно привести крайне динамичное взращивание империи грёз под названием Голливуд, который по своим технологическим, коммуникативным, рыночным и прочим мощностям многократно превзошёл все остальные мировые очаги развития рассматриваемого вида искусства. Данную проблематику анализировали, в частности, такие эксперты, как А.В. Болдырев, С.Н. Магнитов, О.Н. Четверикова \

Помимо всех прочих, принципиальный нюанс состоит в том, что относительно планомерная эволюция современных медиакоммуникативных технологий, задействованных в сфере киноиндустрии, неизбежно коррелирует с перманентно трансформирующейся спецификой и смысловым наполнением развития социума, функционирующего в его системном измерении. С одной стороны, транслируемые публике фильмы - это отражение известной им общей коллективной реальности, с другой стороны, таковое отображение может быть весьма версифицированным по своему ценностно-смысловому наполнению и, соответственно, морально-эстетическим характеристикам.

Именно по этой вполне объективной причине крайне не целесообразно игнорировать со-творческое значение игры воображения заказчиков того или иного кинематографического контента, исполнителей конкретных ролей и, разумеется, зрительской аудитории, которая, помимо всего прочего, на сегодняшний день способна делиться своими откликами на воспринятую продукцию не только тет-а-тет по «сарафанному радио», но и публикуя развёрнутые отзывы и рецензии в сети «Интернет» на специализированных и

2178

общепопулярных платформах («Отзовик», «IRecommend», «Яндекс.Отзывы» и т.д.), чей эффект мультиплицирования практически безграничен.

Иная не менее принципиальная грань актуализации медиакоммуникаций кинематографа заключается в том, что они не только интегрируют и трансформируют весьма разнообразный эмпирический материал, трактуемый сквозь призму уровня компетентности и добросовестности конкретных авторов, но и, в свою очередь, в немалой степени программируют ту непосредственную социальную реальность, с которой изначально «отпечатываются» копии для последующей креативной активности vl. В корреляции с данными закономерностями на первый план неизбежно выходит крайне дискуссионная проблематика юридической и моральной ответственности деятелей кино не только перед непосредственными либо потенциальными зрителями, но и перед теми, на которого в тех или иных форме, содержании и насыщенности распространяется в дальнейшем влияние таковых рецепиентов, впитавших в сознательные и бессознательные пласты своей психики различные неоднозначные установки, тактики поведения и даже целые стратегии жизниvl1.

В качестве примеров можно привести различные ранее нашумевшие художественные фильмы о футбольных хулиганах и так называемых «скинхедах», которые, согласно различным статистическим данным (в том числе из открытых информационных баз МВД России™1), в немалой степени подстегнули увеличение уровня преступности в нашей стране: «Сделано в Британии» (Великобритания, 1982), «Romper Stomper» (Австралия, 1992), «Футбольная фабрика» (США - Великобритания, 2004), «Хулиганы Зелёной улицы» (Великобритания - США, 2005), «Околофутбола» (Россия, 2013) и т.д.

Разумеется, специфика зрительских рецепции, понимания и истолкования по отношению к постигаемым им кинопоизведениям также видоизменяется от поколения к поколению, что влечёт за собою и модернизацию используемых кинодельцами технологий с целью захвата и удержания внимания реципиентов. В одних случаях практически тотальная компьютеризация общества даёт различным интересантам беспрецедентные для более ранних исторических вех

2179

возможности для безотлагательной проверки той информации, которая оказалась задействованной в определённом кинополотне.

В других ситуациях зрительская аудитория оказывается настолько измотанной многочисленными информационными потоками либо попросту ленивой по природе своей, что не удосуживается практически ничего проверять вообще (тем более, залезать в толстые научные монографии или государственные архивы, куда ещё необходимо получить специальный доступ), а попросту берёт готовый экранный суррогат таким, какой он есть и, добавляя свои собственные сюжетные и смысловые искажения, передаёт «по цепочке» дальше.

Таким образом, первостепенную важность в сфере развития кинематографа, как одного из сильнейших средств медиакоммуникации, приобретают различные адекватные контрольные механизмы применительно к соответствующим видам контента и способам его тиражирования. Данная задача является полифункциональной, поскольку, с одной стороны, её выполнение должно обезопасить современное общество, в особенности детей и подростков с морально неокрепшей психикой, от различных деструктивных воздействий. С другой стороны, предпринимаемые меры не должны скатиться в плоскость ущербных версий культурной цензуры, которая служит весьма конъюнктурной и изменчивой цензуре политического характера.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Альперина С. Лидеры киноиндустрии обсудили социальную ответственность фильмов [Электронный ресурс] // Российская газета. - Режим доступа: https://rg.ru/2021/04/13/lidery-kinoindustrii-obsudili-socialnuiu-otvetstvennost-filmov.html. - Дата публикации: 13.04.2021;

2. Архангельская И.Б. Понимание медиа: проблема изучения наследия Г. Инниса и М. Маклюэна студентами направления «Реклама и связи с общественностью» [Текст] // Вестник Челябинского государственного

2180

университета. - 2016. - №13 (395). - Филологические науки. - Вып. 104. - С. 3132;

3. Болдырев А.В., Магнитов С.Н. Голливуд: оружие массового поражения [Текст]. - М.: Книжный мир, 2019. - 416 с;

4. Кудрявцев В.Н. Влияние фильмов и компьютерных игр на уровень преступности [Электронный ресурс] // Рамблер.Новости. - Режим доступа: https://news.rambler.ru/games/45940892-kriminolog-otsenil-vliyanie-filmov-i-kompyuternyh-igr-na-uroven-prestupnosti/. - Дата публикации: 4.03.2021;

5. Кузнецов А. Дышащие куклы, VR и нейросети-сценаристы: как технологии меняют индустрию кино [Электронный ресурс] // Новые технологии, бизнес и карьера в цифровой экономике. - Режим доступа: https://rb.ru/longread/cinematech/. - Дата публикации: 18.01.2019;

6. Маклюэн Г.М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека [Электронный ресурс] пер. с англ. В.Г. Николаева (М., 2003) // Центр гуманитарных технологий. - Режим доступа: https://gtmarket.ru/library/basis/3528/3530. - Дата обращения: 10.05.2024;

7. Ниязмухаммедов К., Мухамметбердиев М., Чарыев Дж. Коммуникации в кино и телевидении: развитие и перспективы роста [Текст] // Вестник науки. -2023. - №2 (59). - Т. 1. - С. 207-208;

8. Четверикова О.Н. Голливуд как оружие массового поражения [Электронный ресурс] // Научи хорошему. За возрождение нравственности в СМИ. - Режим доступа: https://whatisgood.ru/theory/media/gollivud-kak-oruzhie-massovogo-porazheniya/. - Дата публикации: 7.02.2016;

9. Чуприй Л.В. Телевидение, которое нас убивает: статистика и результаты исследований [Электронный ресурс] // Научи хорошему. За возрождение нравственности в СМИ. - Режим доступа: https://whatisgood.ru/theory/science/televidenie-kotoroe-nas-ubivaet/. - Дата публикации: 23.07.2017

2181

Puzanova N.G.

Ural Federal University named after Boris Yeltsin (Ekaterinburg, Russia)

FEATURES OF CINEMA AS MEANS OF MEDIA COMMUNICATION

Abstract: the article examines the specific features of the functioning, development and informational (including psychological) impact of cinema on the audience. The essence of this type of modern art and the mechanisms that ensure its great popularity even in conditions of almost total information dominance of the Internet are revealed. One of the principal accents is the one according to which cinema is quite plastic in its essence, which helps it enter into various symbiotic alliances with other types ofart and media communication. In addition, various aspects are revealed in relation to those communications that are built between creators and consumers of film content.

Keywords: cinematography, media communication, information, mass media, culture.

i Маклюэн Г.М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека [Электронный ресурс] пер. с англ. В.Г. Николаева (М., 2003) // Центр гуманитарных технологий. - Режим доступа: https://gtmarket.ru/library/basis/3528/3530. - Дата обращения: 10.05.2024.

п Кузнецов А. Дышащие куклы, и нейросети-сценаристы: как технологии меняют индустрию кино [Электронный ресурс] // Новые технологии, бизнес и карьера в цифровой экономике. - Режим доступа: https://rb.ru/longread/cinematech/. - Дата публикации: 18.01.2019.

ш Архангельская И.Б. Понимание медиа: проблема изучения наследия Г. Инниса и М. Маклюэна студентами направления «Реклама и связи с общественностью» [Текст] // Вестник Челябинского государственного университета. - 2016. - №13 (395). - Филологические науки. - Вып. 104. - С. 31. Там же. - С. 32.

v Болдырев А.В., Магнитов С.Н. Голливуд: оружие массового поражения [Текст]. - М.: Книжный мир, 2019. -416 с.; Четверикова О.Н. Голливуд как оружие массового поражения [Электронный ресурс] // Научи хорошему. За возрождение нравственности в СМИ. - Режим доступа: https://whatisgood.ru/theory/media/gollivud-kak-oruzhie-massovogo-porazheniya/. - Дата публикации: 7.02.2016.

" Ниязмухаммедов К., Мухамметбердиев М., Чарыев Дж. Коммуникации в кино и телевидении: развитие и перспективы роста [Текст] // Вестник науки. - 2023. - №2 (59). - Т. 1. - С. 207-208.

™ Альперина С. Лидеры киноиндустрии обсудили социальную ответственность фильмов [Электронный ресурс] // Российская газета. - Режим доступа: https://rg.ru/2021/04/13/lidery-kinoindustrii-obsudili-socialnuiu-otvetstvennost-filmov.html. - Дата публикации: 13.04.2021.

уш Кудрявцев В.Н. Влияние фильмов и компьютерных игр на уровень преступности [Электронный ресурс] // Рамблер.Новости. - Режим доступа: https://news.rambler.ru/games/45940892-kriminolog-otsenil-vliyanie-filmov-i-kompyuternyh-igr-na-uroven-prestupnosti/. - Дата публикации: 4.03.2021; Чуприй Л.В. Телевидение, которое нас убивает: статистика и результаты исследований [Электронный ресурс] // Научи хорошему. За возрождение нравственности в СМИ. - Режим доступа: https://whatisgood.ru/theory/science/televidenie-kotoroe-nas-ubivaet/. -Дата публикации: 23.07.2017.

2182

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.