Волынский Роман Владиславович Volynsky Roman
Санкт-Петербургский государственный университет
факультет свободных искусств и наук (магистратура, 1 курс)
St Petersburg University the Faculty of Liberal Arts and Sciences (1st year undergraduate student)
Контактная информация: [email protected] ОСОБЕННОСТИ КИНЕМАТОГРАФА ДЖОНА КАССАВЕТИСА (НА ПРИМЕРЕ ФИЛЬМА «МУЖЬЯ»)
CINEMA FEATURES OF JOHN CASSAVETIS (ON THE EXAMPLE OF THE FILM "HUSBANDS")
Аннотация: Статья посвящена независимому американскому режиссёру Джону Кассаветису и выявлению основных стилистических и авторских элементов, присущих его кинематографу. Анализ проведен на основе фильма «Мужья» (1970). Творчество режиссёра вписано в общий контекст американского кино и интерпретировано как «авторский кинематограф ».
Abstract: The article is dedicated to the independent American director John Cassavetes and the identification of the main stylistic and author's elements of his cinema. The analysis is based on the film "Husbands" (1970). The director's work is included in the general context of American cinema and is interpreted as "author's".
Ключевые слова: Джон Кассаветис, «Мужья», американское независимое кино, авторское кино.
Key words: John Cassavetes, «Husbands», American independent cinema, author's cinema.
новаторских и авторских открытиях, которые делают «кинематографисты, а не просто сценаристы, режиссёры и литераторы» [6, с. 8]. Именно дерзким
а здравствует дерзость... », - так писал французский критик и режиссёр Франсуа Трюффо в статье «Об одной тенденции во французском кино», рассуждая о
и новаторским подходом отличался от многих американских режиссёров Джон Кассаветис. Теоретик и историк кино Антон Мазуров назвал Кассаветиса «пионером американского авторского и независимого кино» [2]. В книге Рея Карни «Кассветис про Кассветиса» подробно описывается, как кинематографист с трудом собирал деньги на свои ранние фильмы, противопоставляя себя Голливуду и всей студийной системе. Это противопоставление не ограничивалось финансовой независимостью, оно приобретало качественно-форматный характер. Имеется в виду выработка нового авторского киноязыка (в первую очередь для американского кино, но при этом и для универсального тоже), который принципиально отличался от конвенционально жанрового. Тезисом статьи является утверждение того, что можно выделить ряд художественных приёмов и авторских элементов, которые формируют особый кинематограф Джона Кассаветиса. Попробуем доказать это на примере фильма «Мужья» 1970 года.
Фильм рассказывает о трех мужчинах среднего возраста, которые потеряли своего друга. Обстоятельства смерти побуждают друзей пуститься в чудовищный пьяный разгул в Нью-Йорке, а затем в Лондоне, чтобы бежать от экзистенциального чувства страха и горя. Фильм «Мужья» можно назвать терапевтическим. Это попытка исследовать чувство утраты, зафиксировать трагедию главных героев и проследить процесс их нелегкой «реабилитации». Кассаветис в «Мужьях» не занимается морализаторством, он выходит за рамки таких категорий, как «хорошо» и «плохо». Отказ от осуждения неоднозначных поступков своих героев говорит о режиссёрском сочувствии, которое зритель может разделить уже интенционально.
Исследователь американского независимого кино В. М. Рутман в своей диссертации отмечал, что «Кассаветис демонстрировал настоящую жизнь, без гиперболизации, со всеми недостатками и нелогичностями» [4, с. 21]. На наш взгляд, заявление Рутмана справедливо, как для всего кинематографа Кассаветиса, так и для рассматриваемой картины. Демонстрация «настоящей жизни» в «Мужьях» заключается в фиксации
актёры - Джон Кассаветис, Бен Газара и Питер Фальк. Актёрская игра является главным элементом эстетики картины режиссёра: доминанта
сложного и спектра эмоций, который мастерски передают
фильма - не сюжетное построение, а актёры с их эмоциями, выраженными через мимику и пластику движения. Это доказывает преобладание в фильме крупных планов (оператор Виктор Дж. Кемпер и Джон Кассаветис фокусируют камеру на лицах и жестах), а также значительное количество импровизационных моментов в фильме. Именно благодаря элементам импровизации Кассаветису удается ухватить незаметную поэзию мгновений жизни. Исследователь Рей Карни пишет, что в «Мужьях» импровизация во время съемочного процесса могла вызвать «непонимание» в отношении как актёрских, так и режиссёрских методов работы Кассаветиса. Импровизированными сценами можно считать сцену с пением в баре, интимную сцену Гаса (Джон Кассаветис) и Мэри (Дженни Ранэйкр) в номере отеля и прощальную сцену друзей в отеле в последний день их путешествия [5, с. 217]. В этих сценах актёры и режиссёр позволяли себе создавать фильм прямо во время съемочного процесса. Кассаветис допускал изменения в тексте сценария, поощрял актёров, когда они начинали самостоятельно интерпретировать свои роли и добавляли собственные эмоциональные черты к заранее прописанным.
Влиятельный кинокритик Полин Кейл осуждала Кассаветиса за «псевдореализм и банальность» в «Мужьях» [3]. Мы полагаем, что обвинения в «псевдореализме» выглядят спекулятивными. Обратившись к контексту американского кино того времени, мы узнаем, что одним из приемов кинематографистов Нью-йоркской школы, были съемки «горизонтальных» видов города на уровне земли. Жиль Делёз утверждал, что именно благодаря этому на «тротуаре возникали события, и местом их действия было некое раздифференцированное пространство» [1, ^ 415]. Таким образом, тенденция к фиксации повседневности, в том числе у Кассаветиса, вряд ли может быть обозначена как «псевдореализм», а скорее является авангардным художественным приёмом. Кроме того, опровергнуть категорию «псевдореализма и банальности» в фильме Кассаветиса помогает утверждение Делёза о значительном в его творчестве «удельном весе аффективности» из-за построения несвязных повседневных пространств [там же]. Аффективность в данном понимании исключает обвинения режиссера в банальности.
Большое достижение киноязыка и эстетики Кассаветиса как раз в том, что его творчество позволяет увидеть «настоящие» эмоции актёров, которые в буквальном смысле создают ткань кинокартины. Мы можем говорить о смещении акцентов - от фильма как такового (его постановки и сюжета) к эмоциональности и телесности актёров. Иными словами, Кассаветис творит через нивелирование значимости времени и пространства, но благодаря непосредственному «схватыванию» игры актёра как репрезентации «человеческих проблем». То есть реализм в фильмах Кассаветиса основан на представлении человеческой трагедийности именно через актёра, понимаемого не функционально, но телесно.
Сам Джон Кассаветис сыграл в «Мужьях» одну из главных ролей. Можно безоговорочно верить переживаниям, страхам и душевному беспокойству его героя на основании включения режиссером в фильм автобиографичных элементов (особо отметим, что вся интрига основана на личной утрате мастера).
Ещё одним авторским элементом эстетики фильма Джона Кассаветиса была работа с языком, как с коммуникативным средством. Экстраполируя предыдущее утверждение на биографию автора, мы выявили, что причиной тому послужило незнание режиссером английского языка до определенного момента его жизни. Так как Кассаветис грек по происхождению, английская речь в его фильмах не являлась главным художественным приёмом. В «Мужьях» есть очень показательные сцены, которые особенно остро и ярко продемонстрировали эту сторону жизни Джона Кассаветиса: крупные планы, демонстрирующие взаимоотношения героя Питера Фалька и японской девушки. В Лондоне три друга находят себе подруг, с которыми собираются весело провести время в номерах отеля. Арчи (Питер Фальк) увлекается девушкой из Японии, которая может говорить только на родном языке. Неспособность героев к языковой коммуникации вылилась в трагический момент их расставания после совместно проведенной ночи, а также в последующую исповедь Арчи друзьям о том, что он «без ума» от этой девушки. Подобного рода признание сильно само по себе, так как у каждого из друзей есть дома жена и дети. Главным является тот факт, что герои поняли друг друга на эмоциональном уровне: личная трагедия каждого
стала понята и без языковой коммуникации. Арчи увидел в девушке, что называется, «родственную душу». Поэтому его слова о том, что он хочет остаться в Лондоне и не хочет домой, выглядят убедительными и эмоционально сильными.
Третий авторский прием, который использовал Кассаветис в «Мужьях», - тема низкого роста режиссёра. Герой Кассаветиса Гас несколько раз за фильм иронизирует и шутит над своим ростом, более того, его случайная спутница в Лондоне оказывается с длинными ногами и очень высокой. Это можно отнести к категории внедрения личного опыта, то есть себя самого, в фильм: известно, что настоящая жена Кассаветиса Джина Роулендс была намного выше своего мужа. В таких незначительных, на первый взгляд, деталях тоже заключался авторский подход режиссёра: Кассаветису необходимо было видеть себя в своём фильме.
Можно проследить, что в «Мужьях» Кассаветис сотрудничал с актёрами, которые в дальнейшем будут постоянно принимать участие в его фильмах: Питер Фальк, Бен Газара и жена режиссёра Джина Роулендс. Такой стабильный «набор» актеров является яркой приметой авторского кинематографа (отметим, что подобный подход свойственен творчеству таких великих режиссёров, как Ингмар Бергман, Жан Люк Годар, Франсуа Трюффо, Пьер Паоло Пазолини и др.). Важно понять, что у Кассаветиса акценты смещены: одни и те же актёры в его фильмах предстают уже не как люди, имеющие тесные личные связи с режиссёром, а как представители актёрской школы Джона Кассаветиса. Таким образом, стоит понимать подбор актёров в фильмах Кассаветиса как непосредственное «художественное высказывание» режиссёра.
Таким образом, мы можем заключить, что «Мужья» - это авторское кино, выстроенное через оптику чувств и переживаний режиссёра. Выработанный особый киноязык Кассаветиса исследует и репрезентирует сложную и конфликтную реальность. Актёры, которые со своими эмоциями и телесностью не могут ускользнуть от камеры, являются основой этого языка. Один из таких актеров - он сам. На наш взгляд, самым важным и особенным элементом эстетики мастера является его непосредственное эмоциональное присутствие в фильме. Кассаветис играет Кассаветиса.
Литература
1. Делёз, Ж. Кино. - 2-е изд. - М.: Ад Маргинем Пресс, 2019. - 415 с.
2. Мазуров, А. Лик авторской независимости Джона Кассаветиса// Курс лекций «Великий кинемо», 2019. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=Y3AZ4t5d9Q&list=PLhokxMQVGojXyNMyt tql-5asXRuv9Yw1j&index=4 (дата обращения 20.11. 2019)
3. Рождественская, К. Джон Кассаветис «Мужья» // Сеанс. - 2017. -URL: https://seance.ru/blog/reviews/husbands_kassavetes/ (дата обращения 21.11.2019).
4. Рутман, В.М. Американский независимый кинематограф: историко-тематический анализ. - СПб., 2012. - 21 с.
5. Carney, R. Cassavetes on Cassavetes. - Farrar, Straus and Girox, 2001. - 217с.
6. Truffaut, F. Une certaine tendance du cinéma français / / Cahiers du cinema. - 1954. - № 31. - 8 с.