Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ У СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Г. ТЮМЕНИ'

ОСОБЕННОСТИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ У СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Г. ТЮМЕНИ Текст научной статьи по специальности «Медицинские науки и общественное здравоохранение»

CC BY
9
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическое здоровье / качество жизни / психологическое здоровье / ментальное здоровье / опросник SF-36 / учащиеся колледжа / студенты / physical health / quality of life / psychological health / mental health / SF-36 questionnaire / college students / students

Аннотация научной статьи по медицинским наукам и общественному здравоохранению, автор научной работы — Наймушина А.Г., Литовченко О.Г., Кошкарова Н.И., Беккер Н.Р.

С целью выявления особенностей качества жизни было проведено обследование студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования в колледже Тюменского индустриального университета, с высоким уровнем физического здоровья, установленным на предварительном диспансерном осмотре. В исследовании приняли участие 88 человек (48 девушек и 40 юношей) в возрасте от 17 до 20 лет. В основе исследования лежало использование стандартной анкеты оценки качества жизни SF-36 на русском языке, которая представляет собой один из наиболее распространенных опросников. Результаты проведенного исследования показали, что качество жизни у испытуемых находится на среднем и высоком уровнях. Среди изучаемых показателей качества жизни особое внимание отводилось субъективной оценке качества физического состояния испытуемых; высокий уровень данного компонента вместе с высоким уровнем социального взаимодействия указывают на высокую физическую активность и социализацию в данном возрасте. По распределению показателей выявлена неоднородность качества жизни в обследованных группах испытуемых. Информация, полученная благодаря исследованию с применением стандартной анкеты оценки качества жизни SF-36, может применяться при изучении качества жизни студентов в разных регионах и различных типах образовательных учреждений, а также при сопоставлении полученных показателей качества жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по медицинским наукам и общественному здравоохранению , автор научной работы — Наймушина А.Г., Литовченко О.Г., Кошкарова Н.И., Беккер Н.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE QUALITY OF LIFE AMONG STUDENTS OF A VOCATIONAL SECONDARY EDUCATION INSTITUTION IN TYUMEN

As part of the study of the quality of life properties of students enrolled in programs of vocational secondary education, we have examined 88 students (48 girls and 40 boys, age – 17-20 years) from the Tyumen Industrial University’s Multidisciplinary College. In accordance with the results obtained after a dispensary examination, the participants were recognized as practically healthy. The quality of life was studied with a standardized Russian version of the popular SF-36 questionnaire. The results of the study have revealed that the quality of life indicators of students demonstrate an average and high level. The subjective evaluation of an important physical health and quality of life component (physical functioning) occupies a dominant position among all other indicators. The highest scores for indicators of physical and social functioning demonstrate high physical activity and socialization at this age. We have also identified non-uniform values of quality of life indicators in test groups. The information obtained can be applied when comparing students' quality of life from different regions and types of educational institutions.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ У СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Г. ТЮМЕНИ»

Дата публикации: 01.03.2023

Publication date: 01.03.2023 DOI: 10.51871/2588-0500_2023_07_01_10

UDC 159.9.07

DOI: 10.51871/2588-0500_2023_07_01_10 УДК 159.9.07

ОСОБЕННОСТИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ У СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Г. ТЮМЕНИ А.Г. Наймушина1, О.Г. Литовченко2, Н.И. Кошкарова3, Н.Р. Беккер1

'ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет», г. Тюмень, Россия 2Сургутский государственный университет, г. Сургут, Россия

3ФГБОУ ВО «Тюменский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Тюмень, Россия

Аннотация. С целью выявления особенностей качества жизни было проведено обследование студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования в колледже Тюменского индустриального университета, с высоким уровнем физического здоровья, установленным на предварительном диспансерном осмотре. В исследовании приняли участие 88 человек (48 девушек и 40 юношей) в возрасте от 17 до 20 лет. В основе исследования лежало использование стандартной анкеты оценки качества жизни SF-36 на русском языке, которая представляет собой один из наиболее распространенных опросников. Результаты проведенного исследования показали, что качество жизни у испытуемых находится на среднем и высоком уровнях. Среди изучаемых показателей качества жизни особое внимание отводилось субъективной оценке качества физического состояния испытуемых; высокий уровень данного компонента вместе с высоким уровнем социального взаимодействия указывают на высокую физическую активность и социализацию в данном возрасте. По распределению показателей выявлена неоднородность качества жизни в обследованных группах испытуемых. Информация, полученная благодаря исследованию с применением стандартной анкеты оценки качества жизни SF-36, может применяться при изучении качества жизни студентов в разных регионах и различных типах образовательных учреждений, а также при сопоставлении полученных показателей качества жизни.

Ключевые слова: физическое здоровье, качество жизни, психологическое здоровье, ментальное здоровье, опросник SF-36, учащиеся колледжа, студенты.

FEATURES OF THE QUALITY OF LIFE AMONG STUDENTS OF A VOCATIONAL SECONDARY EDUCATION INSTITUTION IN TYUMEN A.G. Najmushina1, O.G. Litovchenko2, N.I. Koshkarova3, N.R. Bekker1

'Tyumen Industrial University, Tyumen, Russia 2Surgut State University, Surgut, Russia 3Tyumen State Medical University, Tyumen, Russia

Annotation. As part of the study of the quality of life properties of students enrolled in programs of vocational secondary education, we have examined 88 students (48 girls and 40 boys, age -17-20 years) from the Tyumen Industrial University's Multidisciplinary College. In accordance with the results obtained after a dispensary examination, the participants were recognized as practically healthy. The quality of life was studied with a standardized Russian version of the popular SF-36 questionnaire. The results of the study have revealed that the quality of life indicators of students demonstrate an average and high level. The subjective evaluation of an important physical health and quality of life component (physical functioning) occupies a dominant position among all other indicators. The highest scores for indicators of physical and social functioning demonstrate high physical activity and socialization at this age. We have also identified non-uniform values of quality of life indicators in test groups. The information obtained can be applied when comparing students' quality of life from different regions and types of educational institutions.

Keywords: physical health, quality of life, psychological health, mental health, SF-36 questionnaire, college students, students.

Введение. Исследование качества жизни (КЖ) представляет собой наиболее распространенный в международной научной практике метод диагностики уровня общественного здоровья населения [1]. КЖ отражает объективные условия жизни и субъективное ощущение степени удовлетворенности условиями жизни. Биологические, экологические факторы, психологические особенности личности и социальные условия влияют на показатели КЖ [2-4]. Проблема качества жизни студенческой молодежи привлекает внимание исследователей, поскольку молодые люди наиболее чувствительны к действию различных факторов и остро реагируют на какие-либо изменения в социальной сфере. Качество жизни будучи субъективной категорией определяет индивидуальные характеристики конкретного человека, при этом обобщенные результаты могут служить индикаторами состояния социального и физического благополучия отдельных групп. В связи с этим КЖ может являться определенным инструментом управления экономическими, политическими, экологическими процессами, существенным образом влияющими на объективные показатели здоровья и субъективное восприятие личного, психологического, социального, физического благополучия [5-8].

Цель исследования: выявить показатели качества жизни у учащихся, получающих среднее профессиональное образование.

Методы и организация исследования. К участию в исследовании были привлечены 88 респондентов, получающих среднее профессиональное образование на базе колледжа ФГБОУ ВО «ТИУ» в г. Тюмени. Состав опрошенных был определен следующим образом: возраст - 18,25±1,21 лет, I и II группы по результатам диспансерного осмотра. Всего в исследовании приняли участие 40 представителей мужского пола и 48 женского. Критерием для включения в тест-группу являлось информированное согласие на участие в исследовании на добровольной основе.

Для определения особенностей КЖ использовали одну из наиболее распространенных и применяемых как в популяцион-ных, так и в специальных исследованиях анкету общего вида SF-36 (the Short Form) в версии на русском языке. Данный опросник имеет неспецифический характер и дает возможность исследовать ментальную и физическую составляющие здоровья респондента. Ментальная составляющая отслеживается на основе шкал MH (ментальное здоровье), SF (социальное взаимодействие), VT (витальность - уровень наполненности энергией), RE (эмоциональное состояние в контексте влияния на ролевое функционирование). Физическая составляющая рассматривается по шкалам GH (общий уровень физического состояния), BP (уровень болевого синдрома), PF (уровень физического функционирования), RP (физическое состояние в контексте влияния на ролевое функционирование).

Данные шкал могут варьироваться в диапазоне от 0 (минимальное благополучие) до 100 баллов (максимальное благополучие) [1, 9] Показатели трактуются следующим образом: результаты в диапазоне от 60 до 100 баллов принимаются за соответствующие норме; результаты в диапазоне от 40 до 61 баллов представляют собой пограничный уровень; результаты в диапазоне от 0 до 39 баллов рассматриваются как показатель патологического состояния.

Для обработки данных и получения результатов исследования применялись следующее программное обеспечение: Statistica 10, Microsoft Ехсе1 2016. Для анализа характера распределения данных был использован метод оценки дисперсии Шапиро-Уилка; анализ независимых выборок на предмет совпадения значений осуществлялся с применением непараметрического метода Манна-Уитни. Распределение показателей, не соответствующих норме, производилось на основе медианных значений Me в квартилях с нижнего по верхний (Q1-Q3). За значение критического уровня вероятностной

существенности различий принимается физическое и психическое благополучие р<0,05. студентов колледжа г. Тюмени, представ-

Результаты исследования и их лены в таблице. обсуждение. Показатели КЖ, отражающие

Таблица

Показатели качества жизни студентов колледжа (Ме, Q1, Q3), баллы

Группа

17 лет 18 лет 19 лет 20 лет

Показатель п=20 п=25 п=23 п=20

Ме Ме Ме Ме

(01-03) (01-03) (01-03) (01-03)

МН 80,00 74,00 80,00 68,00

(68,00-84,00) (68,00-88,00) (68,00-88,00) (48,00-80,00)

ББ 87,50 87,50 93,75 87,50

(75,00-100,00) (62,50-100,00) (75,00-100,00) (62,50-100,00)

УТ 65,00 67,50 77,50 75,00

(50,00-85,00) (52,50-85,00) (65,00-90,00) (50,00-90,00)

ЯЕ 100,00 100,00 83,30 66,70

(66,67-100,00) (50,00-100,00) (33,30-100) (33,30-100,00)

ОН 82,00 67,70* 82,00 * 80,00

(60,00- 95,00) (57,00-93,50) (77,00- 100,00) (57,00-95,00)

ВР 84,00 92,00 100 84,00

(72,00-100,00) (66,50-100,00) (84,00-100,00) (62,00-100,00)

РБ 95,00 95,00 97,50 100,00

(95,00-100,00) (75,00-100,00) (90,00- 100,00) (90,00-100,00)

ЯР 100,00 100,00 100,00 100,00

(54,00-100,00) (50,00-100,00) (75,00-100,00) (75,00-100,00)

Примечание: МН - ментальное здоровье; ББ - социальное взаимодействие); УТ - витальность - уровень наполненности энергией; ЯЕ - эмоциональное состояние в контексте влияния на ролевое функционирование; ОН - общий уровень физического состояния; ВР -уровень болевого синдрома; РБ - уровень физического функционирования; ЯР - физическое состояние в контексте влияния на ролевое функционирование; * - отличие между возрастными группами при р<0,05, являющееся значимым статистически

Медианные значения всех исследуемых шкал КЖ у студентов тюменского колледжа были выше 60 баллов, что считают благополучной оценкой основных сфер жизнедеятельности.

Ментальный компонент (МН) КЖ определяется ощущением себя в социуме, самооценкой, переживаниями, ощущением безопасности, общей социальной активностью. Параметр витальности (УТ) как показатель уровня наполненности энергией рассматривается в виде ощущения полноты жизненной энергии или, наоборот, отсутствия сил. Субъективная оценка параметра VT у обследованных студентов была

наименьшей среди всех переменных КЖ, что свидетельствует о некотором утомлении и снижении жизненной активности опрошенных среди представителей всех возрастных групп. Показатели VT у 50% студентов в группе 19 лет были наибольшими и составляли 65,00-90,00 баллов, а в группах 17, 18, 20 лет находились практически в одинаковом диапазоне - 50,00-90,00 баллов. Оцененные в контексте КЖ субъективные значения параметра VT как ментального компонента здоровья были наиболее низкими среди всех исследуемых параметров, но своего максимума данный показатель достиг в группе 17-летних

респондентов. Это свидетельствует об общем снижении жизненного тонуса у учащихся, что является закономерным следствием протекающего у них процесса приспособления к новой учебной деятельности и меняющимся социальным условиям.

В юношеском возрасте важным является профессиональное самоопределение и ощущение востребованности в социальном обществе, так как в этот период происходит установление новых социальных контактов и меняется их характер. Уровень социального взаимодействия (ББ) показывает, что у испытуемых наблюдается снижение социальной активности в зависимости от эмоционального либо физического состояния. Наивысшие показатели значений обоих квартилей Q1 и Q3 отмечены у представителей возрастных групп 17 и 19 лет; полученные значения находятся в диапазоне от 75,00 до 100,00 баллов, и это может свидетельствовать о том, что ухудшение эмоционального или физического состояний испытуемых не приводит к ограничению их социальной активности. В возрастных группах 18 и 20 лет значения параметра SF являются более низкими и находятся в диапазоне от 62,50 до 100,00 баллов.

Показатель ЯЕ демонстрирует, как эмоциональное состояние влияет на ролевое функционирование, и дает информацию о том, насколько оно способствует либо мешает выполнению рутинной деятельности. Параметр ЯЕ в изучаемых возрастных группах респондентов характеризуется не слишком высокими значениями, что может свидетельствовать о наличии в рутинной деятельности неких ограничений, причиной которых может являться снижение качества эмоционального состояния. Индикаторами ментального здоровья являются отсутствие или наличие депрессивных состояний, тревоги, а также положительных эмоций. Компонент МН у представителей возрастных групп 17, 18, 19 лет субъективно оценен сравнительно близкими значениями: у половины респондентов в возрастных группах 18 и 19 лет его уровень составил 68,00-88,00 баллов; у респондентов в возрастной группе

17 лет компонент MH был несколько снижен в верхнем квартиле. Наименьшие значения продемонстрировала группа респондентов в возрасте 20 лет, у половины которой значения компонента MH находились в диапазоне от 48,00 до 80,00 баллов. В целом значения показателей указывают на психическое благополучие студентов, но есть студенты с наличием некоторых депрессивных, тревожных переживаний.

Физический компонент КЖ зависит от уровня работоспособности, образа жизни, соблюдения распорядка дня, ощущения наличия физической энергии. Физическое здоровье является базисом удовлетворенности жизни. Во всех возрастных группах респондентов, участвующих в данном исследовании, уровень физического функционирования (PF) получил наивысшие баллы в сравнении со всеми прочими показателями физической составляющей здоровья в соответствии с опросником КЖ. Высокие значения, полученные по шкале PF, вполне ожидаемы для молодых людей, относящихся к I и II группам здоровья. Показатели физического состояния в контексте влияния на ролевое функционирование (RP) у молодых респондентов были на уровне, определяемом как высокий. У половины респондентов в возрасте 19 и 20 лет диапазон показателей RP отмечен в диапазоне от 75,00 до 100,00 баллов; у половины респондентов в возрасте 17 и 18 лет -в диапазоне от 54,00 до 100,00 баллов и от 50,00 до 100,00 баллов соответственно. Статистически значимых отличий показателей PF в обследованных возрастных группах студентов Тюменского колледжа не наблюдалось. У 50% молодых людей в возрасте 17-20 лет PF находился в диапазоне до 95,00-100,00 баллов, только в группе 18 лет минимальные значения были на уровне 75,00 баллов.

Заключение. Таким образом, значения параметров КЖ у респондентов из числа студентов находятся на среднем и высоком уровнях. В процессе исследования выявлена неоднородность изученных показателей КЖ в возрастных группах обследованных студентов колледжа. Высокие значения

шкал, относящихся к физическому компоненту, свидетельствуют об отсутствии у студентов ограничений, связанных с возможностью осуществления физической активности, и об удовлетворительном состоянии физического здоровья. Шкалы опросника, определяющего особенности КЖ, дающие представления о MH обследованных студентов, отражали присутствие у современных молодых людей некоторых тревожных состояний, эмоционального дискомфорта, снижения общей жизненной активности.

Определение особенностей КЖ студенческой молодежи позволяет внести допол-

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Качество жизни и медико-социальные особенности российских подростков, обучающихся в разных образовательных учреждениях /

B. Кучма, Е. Шубочкина, В. Иванов, Е. Ибрагимова // Бюллетень Восточно-Сибирского научного центра Сибирского отделения Российской академии медицинских наук. - 2013. - N° 31 (91). - С. 75-80.

2. Агаджанян, Н. А. Качество и образ жизни студенческой молодежи / Н. А. Агаджанян, И. В. Радыш // Экология человека. - 2009. - № 5.

- С. 3-8.

3. Качество жизни студентов Тверского медицинского колледжа / Н. Агаджанян, И. Макарова, А. Аксенова, К. Страхов // Экология человека. - 2014. - № 7. - С. 3-9.

4. Качество жизни и индивидуально-психологические особенности студентов медицинского вуза / Е. Евстифеева, С. Филиппченкова, Л. Мурашова, Д. Чистякова // Социогуманитарные технологии качества жизни. - Тверь, 2017. -

C. 141-150.

5. Косинский, П. Д. Качество среды обитания и ее влияние на качество жизни населения региона / П. Д. Косинский, Н. С. Бондарев, Г. С. Бондарева // Фундаментальные исследования. - 2017.

- № 8 (часть 1). - С. 180-184. URL: https://funda-mental-research.ru/ru/article/view?id=41643 (дата обращения: 12.03.2019).

6. Oztasan, N. Factors associated with health-related quality of life among university students in Turkey / N. Oztasan, P. Ozyrek, I. Kilic // Mater So-ciomed. - 2016. - № 28(3). - pp. 210-214.

7. Ware, J. E. Measuring patients' views: the optimum outcome measure SF 36: a valid, reliable assessment of health from the patient's point of

нительные сведения в характеристику здоровья и факторов, определяющих здоровье на отрезке юношеского периода онтогенеза, а также разработать мероприятия, которые будут способствовать как укреплению их здоровья, так и более эффективному образовательному процессу в условиях среднего получения профессионального образования.

Полученные результаты показывают необходимость дальнейшего изучения особенностей КЖ студентов различных учебных заведений как определенной социальной группы населения.

view / J. E. Ware // BMJ. - 1993. - Vol. 306. -pp. 1429-1430

8. Shamionov, R. M. Influence of Beliefs and Motivation on Social-psychological Adaptation among University Students / R. M. Shamionov, M. V. Gri-gor'eva, A. V. Grigor'ev // Social and Behavioral Sciences. -2014. - Vol. 112. - pp. 323-332.

9. Беляева, Л. А. Качество жизни в субъективных оценках населения: Россия в Европейском контексте / Л. А. Беляева // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. - 2018. - № 4. - Т. 18. - С. 680-694.

REFERENCES

1. Kuchma V.R., Shubochkina E.I., Ivanov V.Yu., Ibragimova E.M. Quality of life and medico-social features of the russian teenagers who are training in different educational institutions. Acta Biomedica Scientifica, 2013, no. 3-1 (91), pp. 75-80. (in Russ.)

2. Agadzhanyan N.A., Radysh I.V. Quality and lifestyle of student youth. Ekologiya cheloveka (Human Ecology), 2009, no. 5, pp. 3-8. (in Russ.)

3. Agadzhanyan N.A., Makarova I.I., Aksenova A.V., Strakhov K.A. Quality of life of students of the Tver Medical College. Ekologiya cheloveka (Human Ecology), 2014, no. 7, pp. 3-9. (in Russ.)

4. Evstifeeva E.A., Filippchenkova S.I., Murash-ova L.A., Chistyakova D.D. Quality of life and individual psychological characteristics of medical students. Sociogumanitarnye tehnologii kachestva zhizni. Tver, 2017. pp. 141-150. (in Russ.)

5. Kosinskij P.D., Bondarev N.S., Bondareva G.S. Quality of the habitat and its influence on quality lives of the population of the region. Fundamental Research, 2017, no. 8 (part 1), pp. 180-184. Available at: https://fundamental-research.ru/ru/article /view?id=41643 (accessed 12.03.2019). (in Russ.)

6. Oztasan N., Ozyrek P., Kilic I. Factors associated with health-related quality of life among university students in turkey. Mater Sociomed, 2016, no. 28(3), pp. 210-214.

7. Ware J.E. Measuring patients' views: the optimum outcome measure SF 36: a valid, reliable assessment of health from the patient's point of view. BMJ, 1993, vol. 306, pp. 1429-1430.

8. Shamionov R.M., Grigor'eva M.V., Grigor'ev A.V. Influence of Beliefs and Motivation on Social-

psychological Adaptation among University Students. Social and Behavioral Sciences, 2014, vol. 112, pp.323-332.

9. Belyaeva L.A. Quality of life in the subjective estimates of the population: Russia in the European context. RUDN Journal of Sociology, 2018, no. 4, vol. 18, pp. 680-694. (in Russ.)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Алла Геннадьевна Наймушина - доктор медицинских наук, профессор кафедры физической культуры и спорта ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет», Тюмень, e-mail: alla_n_68@icloud.com.

Ольга Геннадьевна Литовченко - доктор биологических наук, профессор кафедры морфологии и физиологии БУ ВО «Сургутский государственный университет», Сургут, e-mail: olgalitovchenko@mail.ru.

Наталья Игоревна Кошкарова - старший преподаватель, ФГБОУ ВО «Тюменский государственный медицинский университет» Минздрава России, Тюмень, e-mail: Koshkarovani@yandex.ru. Наталья Романовна Беккер - руководитель физического воспитания многопрофильного колледжа ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет», Тюмень, e-mail: bekkernr@tyuiu.ru.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

Alla Gennad'evna Najmushina - Doctor of Medical Sciences, Professor of the Department of Physical Culture and sports, Tyumen Industrial University, Tyumen, e-mail: alla_n_68@icloud.com. Ol'ga Gennad'evna Litovchenko - Doctor of Biological Sciences, Professor of the Department of Morphology and Physiology, Surgut State University, Surgut, e-mail: olgalitovchenko@mail.ru. Natal'ya Igorevna Koshkarova - Senior Lecturer, Tyumen State Medical University, Tyumen, e-mail: Koshkarovani@yandex.ru.

Natal'ya Romanovna Bekker - Head of Physical Education in the Multidisciplinary College, Tyumen Industrial University, Tyumen, e-mail: bekkernr@tyuiu.ru.

Для цитирования: Особенности качества жизни у студентов среднего профессионального образовательного учреждения г. Тюмени / А. Наймушина, О. Литовченко, Н. Кошкарова, Н. Беккер // Современные вопросы биомедицины. - 2023. - Т. 7. - J№ 1. DOI: 10.51871/2588-0500_2023_07_01_10

For citation: Najmushina A.G., Litovchenko O.G., Koshkarova N.I., Bekker N.R. Features of the quality of life among students of a vocational secondary education institution in Tyumen. Modern Issues of Biomedicine, 2023, vol. 7, no. 1. DOI: 10.51871/2588-0500_2022_07_01_10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.