ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ Кузьмичева А.В.1, Лях Т.И.2
1Кузьмичева Александра Викторовна - студент;
2Лях Татьяна Ильинична - кандидат психологических наук, доцент, кафедра специальной психологии, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, г. Тула
Аннотация: в данной статье рассматриваются особенности изучения воображения детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью. Проанализирована психолого-педагогическая литература на данную тему и на основе этого анализа была составлена диагностическая программа, позволяющая выявить особенности воображения младших школьников с умственной отсталостью.
Ключевые слова: воображение, младшие школьники, умственная отсталость, диагностическая программа.
Проблема изучения воображения у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью весьма актуальна в настоящее время. Воображение — это психический процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых. Воображение представляет собой отражение реальной действительности в новых непривычных сочетаниях и связях. Оно свойственно только человеку. Воображение дает ему возможность еще до начала работы представить себе готовый результат, труда позволяет выйти за пределы реального мира во времени и пространстве. Оно является неотъемлемым компонентом учебной деятельности для детей младшего школьного возраста, но у детей с умственной отсталостью имеются нарушения всех познавательных психических процессов, в том числе нарушения воображения. Поэтому психологи, работающие с младшими школьниками с умственной отсталостью, занимаются проблемами диагностики, коррекции и развития воображения у детей данной категории. Опираясь на данные обстоятельства, можно утверждать, что данное исследование, посвящённое изучению воображения у младших школьников с умственной отсталостью, является весьма актуальным.
Воображение по степени выраженности активности условно подразделяют на активное и пассивное.
Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Активное воображение может быть творческим и воссоздающим. Творческое активное воображение, возникающее в труде, предполагает самостоятельное создание образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности, и являются неотъемлемой стороной технического, художественного и иного творчества. Воссоздающее активное воображение имеет в своей основе создание тех или иных образов, соответствующих описанию. Этот вид воображения используется нами при чтении литературы, изучении географических карт и чертежей.
Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Пассивное воображение характеризуется созданием образов, которые не воплощаются в жизнь. Пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей, которая способствовала бы их осуществлению. Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне [4].
99
Младший школьный возраст характеризуется активизацией функции воображения. Вначале воссоздающего, позволявшего представлять сказочные образы, а затем творческого, благодаря которому создаётся принципиально новый образ. Младшие школьники большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения. Они с увлечением занимаются творческой деятельностью, психологической основой которой является воображение. Когда в процессе учёбы дети сталкиваются с необходимостью осознать абстрактный материал или им требуются аналогии, опоры при общем недостатке жизненного опыта, на помощь ребёнку тоже приходит воображение [5].
В процессе обучения воссоздающее воображение имеет очень большое значение, так как без него невозможно воспринимать и понимать учебный материал. Учение способствует развитию этого вида воображения, обогащает его. Кроме того, у младшего школьника воображение все теснее связывается с его жизненным опытом, причем не остается пассивным процессом, а постепенно становится побудителем к деятельности. Возникшие образы и мысли ребенок стремится воплотить в реальные предметы, над изготовлением которых надо потрудиться [2].
Воображение же младших школьников с умственной отсталостью отличается фрагментарностью, неточностью, схематичностью, ограниченностью из-за бедности жизненного опыта, несовершенства мыслительных операций. Для их воображения характерно: нарушение построения образа конечного результата деятельности; неумение создавать программы поведения в ситуации неопределённости; трудности в создании образов, заменяющих деятельность; неосознанность создания образов описываемых объектов [5].
О.В. Боровик, отмечает следующие особенности воображения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью: существенное недоразвитие всех компонентов воображения, наличие трудностей при воссоздании словесных и наглядных образов, отсутствие творчества и ряд специфических особенностей, связанных с нарушением регуляторных механизмов в структуре интеллектуальной недостаточности [1].
На основе анализа психолого-педагогической литературы нами была составлена диагностическая программа, включающая следующие методики: «Нарисуй что-нибудь» Т.Д. Марцинковской, «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко, тест «Выведение следствий» (по Л.Ю. Субботиной), методика «Скульптура», тест «Особенности творческого воображения», позволяющие оптимально выявить специфику и уровень развития воображения детей с умственной отсталостью. Данные методики учитывают особенности воображения детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью и ближайшие возможные тенденции в развитии воображения у этих детей.
В результате реализации указанной диагностической программы выявилось: практически все респонденты имеют низкий уровень развития воображения и нуждаются в его коррекции. Например, в ответах на вопросы из теста «Выведение следствий» дети отвечали «Ничего не будет», что является банальным ответом, позволяющим судить о недостаточно развитом уровне воображения. При анализе результатов по методике «Нарисуй что-нибудь» также наблюдался низкий уровень развития, поскольку дети рисовали простые неоригинальные рисунки, имеющие плохо проработанные детали.
Таким образом, наше исследование подтвердило, что воображение является одним из важных психических процессов для младших школьников. У умственно отсталых младших школьников оно находится на низком уровне развития и нуждается в системной коррекционно-развивающей работе.
Список литературы
1. Боровик О.В. Формирование воображения умственно отсталых учащихся младших классов: автореф. дисс автореф. дисс... канд. пед. наук: 13.00.03. М., 1999.
2. Дубровина И.В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. Заведений. И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; под ред. И.В. Дубровиной. М.: Академия, 2007. С. 167.
3. Забрамная С.Д., Левченко И.Ю. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития (курс лекций). М.: В. Секачёв, 2007. 128 с.
4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2-х т. / С.Л. Рубинштейн; изд. 2-е, 1946 г. Издательство: Питер, 2002. 720 с.
5. Юдина В.А. Психологические особенности развития творческого воображения у умственно отсталых младших школьников: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / В.А. Юдина. Нижний Новгород, 2010. 25 с.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ НА СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА Ким Б.М.
Ким Бэлла Михайловна - студент, кафедра коммуникационных технологий и связей с общественностью, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург
Аннотация: в статье анализируется проблема психологического воздействия информационной среды на современного человека. Рассмотрено как положительное, так и негативное информационное влияние на личность. Описаны факторы информационной среды, которые могут оказать влияние на психологическую безопасность личности. Рассмотрены основные последствия глобальной информатизации общества.
Ключевые слова: информационная среда, информационное воздействие, информационная угроза, факторы информационной среды, психологическая безопасность, манипуляция.
Отличительной чертой общества в XXI веке является бурное развитие и трансформация информационной среды, окутывающей человека. Мгновенно развивающиеся информационные технологии стали объектом междисциплинарных исследований разных наук: социология, экономика, философия, психология. Однако вопрос исследования психологического влияния и последствий для человека современного процесса информатизации, развитие которого затрагивает все области жизни общества - является наиболее сложным и актуальным на сегодняшний день.
Сегодня наша жизнь находится в зависимости от информационного обеспечения и технического прогресса, который дает человеку много возможностей, меняет его жизненный уклад. Подобные изменения влияют на потребности личности и её мотивацию, перестраивают мировоззрение. По этой причине так важно понять, каким образом информационная среда воздействует на человека и чего следует ожидать в результате глобальной информатизации общества.
Информационная среда - совокупность информационных потоков, оказывающих различное воздействие на человека. С их помощью общество транслирует индивиду нормы, ценности и стереотипы поведения. И именно характер таких воздействий